Рабочая программа по математике 4 класс ☼ | Шпилько Валентина Николаевна. Работа №229304
Автор: Шпилько Валентина Николаевна
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Доманичская основная общеобразовательная школа»
Почепского района Брянской области
«Рассмотрено»
«Утверждено»
руководитель МО
директор школы
Мельникова Л.В.
Погуляева А.А.
Протокол
от
№
Протокол
от
№
Рабочая программа
по математике
для 3 класса УМК «Школа России»
Программу разработала
Шпилько Валентина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Доманичская ООШ»
на 2014-2015 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» (4 класс)
Рабочая программа по математике 4 класс составлена на основе :
Основной образовательной программ
ы ООО
МБОУ «
Доманичская
ООШ», утвержденной приказом № 78 от 30.08.17 г.
Примерных программ по учебным предметам (математика
)
ФГОС второго поколения
3.Примерной рабочей программы по учебному предмету 4 класса. Авторы М.И. Моро М.А .Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова
Математика(Просвещение 2011)
4.Учебника « Математика 4 класс» М.И. Моро, М.А .Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова Математика(Просвещение 2013)
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 с изменениями от 29 декабря 2014 г. №1644
Приказа
Минобрнауки
России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2017/18 учебный год. Введен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (
Минобрнауки
России) от 31 марта 2014 г. N 253 г. "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего".
Приказа Департамента образовании и науки Брянской области от 12.04.17 г. № 2500 – 04 - О
«О
примерном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2017 - 2018 учебный год»
Учебного плана МБОУ «
Доманичская
ООШ» на 2017-2018 учебный
год, утвержденного
приказом № 62от 30.08. 2017 г.
Календарного учебного графика МБОУ «
Доманичская
ООШ»,
утвержденного
приказом №64 от 30.08. 2017 г.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Формы и методы контроля: контрольные работы, проверочные работы, индивидуальные задания, групповые, фронтальные опросы, проектно – иследовальская деятельность.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих результатов.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества
со
взрослыми и сверстниками.
Установку на
здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства и способы её осуществления.
Овладение
способ
ами
выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, виде
о-
и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и
межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата
и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),
записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме,
распечатывать её на принтере).
Содержание тем учебного предмета
Числа от 1 до 1000. Повторение (13ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений видах + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 - 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 х х =
= 429 + 120, х - 18 = 270 - 50, 360 : х - 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1 000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (12ч)
Проекты (1 ч)
«Математика вокруг нас»
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата по программе
Дата фактически
1
Нумерация. Счёт предметов. Разряды
1
01.09.17
2
Числовые выражения. Порядок выполнения действий
1
04.09.17
3
Нахождение суммы нескольких слагаемых
1
05.09.17
4
Вычитание трёхзначных чисел
1
06.09.17
5
Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные
1
08.09.17
6
Письменное умножение однозначных чисел на многозначные
1
11.09.17
7
Приёмы письменного деления
трехзначных чисел на однозначные
1
12.09.17
8
Деление трёхзначных чисел на однозначные
1
13.09.17
9
Входная контрольная работа. Тестирование.
1
15.09.17
10
Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль
1
18.09.17
11
Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм
1
19.09.17
12
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Вводная диагностическая работа
1
20.09.17
13
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху».
Проверочная работа № 1 по теме «Повторение»
1
22.09.17
14
Нумерация. Класс единиц и класс тысяч
1
25.09.17
15
Чтение многозначных чисел
1
26.09.17
16
Запись многозначных чисел
1
27.09.17
17
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых
1
29.09.17
18
Сравнение многозначных чисел
1
02.10.17
19
Увеличение и
уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз
1
03.10.17
20
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда
1
04.10.17
21
Класс миллионов и класс миллиардов
Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация»
1
06.10.17
22
Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)»
1
09.10.17
23
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Математический диктант № 1
1
10.10.17
24
Контрольная работа №1 по теме «Нумерация»
1
11.10.17
25
Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
Единица длины – километр.
Таблица единиц длины
1
13.10.17
26
Соотношение между единицами длины
1
16.10.17
27
Единицы площади.
1
17.10.17
28
Таблица единиц площади
1
18.10.17
29
Определение площади с помощью палетки.
1
19.10.17
30
Масса. Единиц массы – центнер ,тонна
1
23.10.17
31
Контрольная работа №2 за 1 четверть
1
24.10.17
32
Анализ контрольной работы. Математический диктант.
1
25.10.17
33
Таблица единиц массы.
1
27.10.17
34
Время. Единицы времени: год, месяц, неделя
1
30.10.17
2 четверть 35
Единица времени – сутки
1
10.11.17
36
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события
1
13.11.17
37
Единица времени – секунда
1
14.11.17
38
Единица времени – век
1
15.11.17
39
Таблица единиц времени.
Проверочная работа № 3 по теме «Величины»
1
16.11.17
40
Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»
1
17.11.17
41
Устные и письменные приёмы вычислений
1
20.11.17
42
Приём письменного вычитания для случаев вида
7000 – 456,
57001 – 18032
1
21.11.17
43
Нахождение неизвестного слагаемого
1
22.11.17
44
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
1
24.11.17
45
Нахождение нескольких долей целого
1
27.11.17
46
Нахождение нескольких долей целого
1
28.11.17
47
Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий
1
29.11.17
48
Сложение и вычитание значений величин
1
30.11.17
49-51
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных косвенной форме
Проверочная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание»
2
01.12.17
04.12.17
52
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание»
1
05.12.17
53
Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера
1
06.12.17
54
Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения».
Анализ результатов.
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»
1
08.12.17
55
Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1
1
11.12.17
56
Письменное умножение многозначного числа на однозначное
1
12.12.17
57
Умножение на 0 и 1
1
13.12.17
58
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
Математический диктант №3
1
15.12.17
59
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя
1
18.12.17
60
Деление многозначного числа на однозначное.
Промежуточная диагностика
1
19.12.17
61
Письменное деление многозначного числа на однозначное
1
20.12.17
62
Контрольная работа № 4 за 2 четверть
1
22.12.17
63
Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
Письменное деление многозначного числа на однозначное
1
25.12.17
64
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.
1
26.12.17
65
Письменное деление многозначного числа на однозначное
1
27.12.17
3 четверть 66
Решение задач на пропорциональное деление.
1
09.01.18
67
Письменное деление многозначного числа на однозначное
1
11.01.18
68
Решение задач на пропорциональное деление
1
12.01.18
69
Деление многозначного числа на однозначное
1
15.01.18
70
Деление многозначного числа на однозначное.
Проверочная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число»
1
16.01.18
71
Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения».
Анализ результатов.
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»
1
17.01.18
72
Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число»
1
19.01.18
73
Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
Решение текстовых задач
1
22.01.18
74
Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости
1
23.01.18
75
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием
1
24.01.18
76
Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние
1
26.01.18
77
Решение задач на движение.
Проверочная работа № 6 по теме «Скорость. Время. Расстояние»
1
29.01.18
78
Умножение числа на произведение
1
30.01.18
79
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
1
31.01.18
80
Умножение на числа, оканчивающиеся нулями
1
02.02.18
81
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями
1
05.02.18
82
Решение задач на одновременное встречное движение
1
06.02.18
83
Перестановка и группировка множителей
1
07.02.18.
84
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»
1
09.02.18
85
Деление числа на произведение
1
12.02.18
86
Деление числа на произведение
1
13.02.18
87
Деление с остатком на 10, 100, 1 000
1
14.02.18
88
Составление и решение задач, обратных данной
1
15.02.18
89
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
1
16.02.18
90
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
1
19.02.18
91
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
1
20.02.18
92
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
1
21.02.18
93
Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях
1
26.02.18
94
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Проверочная работа № 7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями»
1
27.02.18
95
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Математический диктант №4
1
28.02.18
96
Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои достижения».
Анализ результатов
1
02.03.18
97
Проект: «Математика вокруг нас»
1
05.03.18
98
Умножение числа на сумму
1
06.03.18
99
Умножение числа на сумму
1
07.03.18
100
Контрольная работа № 6 за 3 четверть « Деление на числа оканчивающиеся нулями»
1
09.03.18
101
Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
1
12.03.18
102
Письменное умножение многозначного числа на двузначное
1
13.03.18
103
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям
1
14.03.18
104
Решение текстовых задач
1
16.03.18
105
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное
1
19.03.18
106
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное
1
20.03.18
107
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное
1
21.03.18
4 четверть 108
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное
1
02.04.18
109
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Математический диктант № 5
1
03.04.18
110
Письменное деление многозначного числа на двузначное
1
04.04.18
111
Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком
1
06.04.18
112
Письменное деление многозначного числа на двузначное
1
09.04.18
113
Деление многозначного числа на двузначное по плану
1
10.04.18
114
Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры
1
11.04.18
115
Деление многозначного числа на двузначное
1
12.04.18
116
Решение задач
1
13.04.18
117
Письменное деление на двузначное число (закрепление)
1
16.04.18
118
Деление на двузначное число,
когда в частном есть нули
1
17.04.18
119
Письменное деление на двузначное число (закрепление).
Проверочная работа № 8 по теме «Деление на двузначное число»
1
18.04.18
120
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Математический диктант №6
1
20.04.18
121
Контрольная работа № 7 за 4 четверть по теме «Умножение и деление»
1
23.04.18
122
Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
Письменное деление многозначного числа на трёхзначное
1
24.04.18
123
Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и названия геометрических тел: куб, шар. Пирамида.
2
25.04.18
27.04.18
124
Проверка умножения делением и деления умножением
1
30.04.18
125
Проверка деления с остатком
1
04.05.18
126
Проверка деления
2
07.05.18
08.05.18
127
Контрольная работа № 8 за год
1
11.05.18
128
Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 7
1
14.05.18
129
Итоговая диагностическая работа
1
15.05.18
130
Нумерация. Выражения и уравнения
1
16.05.18
131
Арифметические действия
1
18.05.18
132
Порядок выполнения действий.
1
21.05.18
133
Величины
1
22.05.18
134
Геометрические фигуры.
1
23.05.18
135
Решение задач
1
25.05.18