Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа по музыке для 5 класса | Русанова Людмила Ивановна. Работа №301849

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.Музыка — универсальный антропологический феномен,.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

ГКОУ "С(К)ОШИ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместителем директора по УВР

Директором

учителей

______________( Исакичева Н.Е. )

______________( Шмелева Л.П. )

________________________________

Протокол № 1

Приказ №_____________________

________________________________

 

 

 

от "30" августа 2022 г.

от "____" ______________ 20___ г.

Руководитель МО

 

 

______________( Кутилова О.В. )

Протокол № 1

от "30" августа 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Музыка»

для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год (вариант 6.1)

 

 

 

 

 

 

Составитель: Русанова Л.И.
учитель музыки

 

Балахна 2022

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.

Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.

Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном — уровне.

Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.

Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.

Рабочая программа позволит учителю:1). реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

2). определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО.

Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);

3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;


2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;


3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.

 

Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1.Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.

2.Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.

3.Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.

4.Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

5.Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках,:


а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);


б) исполнение (пение; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт

исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
г) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);

6.Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями

(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:


модуль № 1 «Музыка моего края»;


модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;


модуль № 3 «Музыка народов мира»;


модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;


модуль № 5 «Русская классическая музыка»;


модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;


модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;


модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;


модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 класса. Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Фольклор — народное творчество. Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).

Календарный фольклор. Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя).

Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Образы родной земли. Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, Н.А.Римского-Корсакова).

Путешествие в русский музыкальный театр.. Балет-сказка «Щелкунчик»П.И.Чйковского и « Сказка о царе Салтане»Н.А.Римского-Корсакова.

Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Национальные истоки классической музыки. Национальный музыкальный стиль на примере творчества В.Моцарта. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.

Музыкант и публика. Кумиры публики (на примере творчества В.Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.)иртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.

Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и литература. Опера М.Глинки «Руслан и Людмила»олокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка. Музыка в театре, кино, на телевидении .Мюзикл

Музыка и живопись Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, созвучие, колорит — тембр, динамика и т. д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества ф К. Дебюсси и др.).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

-знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;

-проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

-знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;

-стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

Гражданского воспитания:
-готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

-осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них;

-активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

Духовно-нравственного воспитания:

-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

-готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;

-придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

Эстетического: воспитания:
-восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;

-осознание ценности творчества, таланта;

-осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;

-понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

-стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:
-ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;

-овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;

-соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;

-умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;

-сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:
-установка на посильное активное участие в практической деятельности;

-трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

-интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

-уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:
-повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия: устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия: следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

-использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

-выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
-использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
-оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
-различать тексты информационного, художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.

2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
-воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
-передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
-осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
-эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
-распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целям общения;
-выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
-вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

-публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):
-развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;

- понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
-понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
-ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

-выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
-предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;

-понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
-использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.

 

Эмоциональный интеллект:

-чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

-развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
-выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;

-регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:
-уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
-признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

-принимать себя и других, не осуждая; -проявлять открытость;
-осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

Модуль «Музыка моего края»:

-знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

-характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего краясполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

Модуль «Европейская классическая музыка»:
-различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
-определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
-характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Русская классическая музыка»:
-различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
-характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;

-характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
-определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

-различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Поурочные разработки по музыке 5-8 классы "Уроки музыки" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. Москва "Просвещение" 2017 год

2.Уроки музыки. 5-8 классы. Поурочные разработки, авт.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2013 г.

3.Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы, авт. Е. Д. Критская, Л.А.Алексеева, М.: Просвещение, 2011

4.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

6.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

8.Детские электронные книги и презентации - http://viki

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

 

всего

контр.

работа

прак.

работа

 

 

 

Модуль 1. Музыка моего края

 

1.1

Фольклор-народное творчество

 

1.Россия, Россия, нет слова красивей…

2.Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

 

3.Фольклор в музыке русских композиторов.

 

6

 

 

 

1

 

 

 

3

 

 

 

 

2

 

 

 

 

0

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

0

 

 

 

 

0,25

Знакомство со звучанием фольк. образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:;принадлежности к народной или композиторской музыкесполнит.состава (вокального,инструменталь-ного,смешанного); жанра, характера музыки.; Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России ваудио- и видеозаписи. Аутентичная манера исполнения. Выявление общего и особенного при сравнении танцев ипесен народов России.; Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и

песен.сследовательские проекты, посвящённые музыке разных народов России.. Разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке.

 

Устный

опрос;

письменный опрос.

 

http://www.kindermusic.ru/index.htm 

2.1

Календарный фольклор

 

1.Календарные обряды.

 

2

 

2

 

 

0

 

 

0,25

Разучивание и исполнение народных песен,, эпических сказаний. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в изученных народных песен сследовательские проекты, посвящённые русским народным обрядам., раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов.

 

Устный

опрос;

письменный опрос.

 

http://orpheusmusic.ru/dir

Итого по модулю

8

 

 

 

 

 

 

Модуль 2. Русская классическая музыка

 

2.1

Образы родной земли.

 

1.Звучащие картины

 

2.Опера-былина «Садко»

 

 

 

5

 

 

2

 

3

 

 

 

0

 

0

 

 

 

0

 

0,25

Двигательная, ритмическая, интонационная импровизациясследовательские проекты, посвящённые творчеству Н.А.Римского Корсакова, отражающего русский фольклор в своем творчестве.

Устный

опрос;

письменный опрос.

 

http://www.kindermusic.ru/index.htm 

2.2

Путешествие в русский музыкальный театр.

 

1.Балет-сказка «Щелкунчик»

 

2. Сказка о царе Салтане».

 

2

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

0

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

0,25

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета - литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

 

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы — литературное произведение.

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.

«Садко» опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Устный

опрос;

письменный опрос.

 

http://orpheusmusic.ru/dir

Итого по модулю

7

 

 

 

 

 

Модуль 3. Европейская классическая музыка

 

3.1

Национальные истоки классической музыки

 

1Ты Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

2.Мелодией одной звучат печаль и радость.

 

3.Песнь моя летит с мольбою

 

4 Гармонии задумчивый поэт

 

5.Живительный родник творчества

 

8

 

 

3

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

0

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

 

0

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0,25

 

 

 

 

 

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовкаКонцерт № 1» для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

«Веснянка», укр. народная песня. «Пер Гюнт» музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э.

Грига,.В.Моцарта , Ф.Шуберта, Ф.Мендельсона, Н.Паганини, Ф.Листа. Романтизм в западно – европейской музыке. Творчество Ф. Шопена как композитора и как исполнителя. «Этюд №12»«Прелюдия№7,20»,«Вальс №7»

 

Устный

опрос;

письменный опрос

http://www.kindermusic.ru/index.htm 

3.2

Музыкант и публика

1.Кумиры публики (на примере творчества Н. Паганини.Листа)

 

 

2

 

2

 

 

0

 

 

0

Слушание музыки. Вокализация.

Интонационно-образный анализ. Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер Н.Паганини и Ф.Листа.

 

Устный

Опрос.

 

http://orpheusmusic.ru/dir

 

 

 

 

 

Итого по модулю

10

 

 

 

 

 

Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства

4.1

Музыка и литература

 

1.Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно

 

2. «Руслан и Людмила»

 

 

3. «Перезвоны»

 

4.Слово о мастере

 

5.Музыка в театре, кино, на телевиденииюзикл

 

5

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

0

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

0

 

0,25

М.Глинка, сл. Н.Кукольника романс «Жаворонок». Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Романс - лирическое стихотворение, положенное на музыку.

Романс «Горные вершины» А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Колокольный звон в музыке. Звучащие картиныСтилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.

«Перезвоны» по прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин

«Снег идет» из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

«Запевка» Г. Свиридов, слова И. Северянинаузыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.

Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.

 

Устный

опрос;

письменный опрос

http://www.kindermusic.ru/index.htm 

4.2

Музыка и живопись

 

1. Импрессионизм в музыке и живописи

2. Полифония в музыке и живописи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0,25

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. Творческая биография композиторов-импрессионистов.Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Фортепианная сюита. «Детский уголок», «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси. Продолжение знакомства с творчеством И.-С. Баха. Освоение понятий: полифония, фуга, светская и духовная музыка. Любимый инструмент Баха - орган. Ведущие органисты мира. Органные мастера. Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Полифония. Фуга.

И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор), Аве Мария. М.К. Чюрленис. Фуга.

Устный

опрос;

письменный опрос

http://www.kindermusic.ru/index.htm 

Итого по модулю

5

 

 

 

 

 

Общее количество по программе

34

 

1,75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×