Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа по ОБЖ, 10 класс | Скворцова Инна Александровна. Работа №297795

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Скворцова Инна Александровна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10 класс

Программа составлена на основе  Рабочей программы. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень :

10–11 классы : учебно-методическое пособие / С. В. Ким. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 105 с. — (Российский учебник).

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (далее – рабочая программа) разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области образования и безопасности жизнедеятельности и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 СТАНИЦЫ НЕЗЛОБНОЙ
Утверждено
Приказ №328 от 30. 08. 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 класс
Программа составлена на основе Рабочей программы. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень :
10–11 классы : учебно-методическое пособие / С. В. Ким. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 105 с. — (Российский учебник).
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Учитель высшей квалификационной категории: Скворцова Инна Александровна
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности для 10 класса (далее – рабочая программа) разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области образования и безопасности жизнедеятельности и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
1. информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательных отношений получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
2. организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся старшего школьного возраста.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана понятийная база и содержание учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в рабочей программе 10 класса:
• Конституция Российской Федерации (с изменениями);
• Конвенция о правах ребёнка;
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями);
• Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе (с изменениями и дополнениями);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (с изменениями и дополнениями);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (с изменениями и дополнениями);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года №1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (с изменениями и дополнениями);
• Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года №345 О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
• Приложением №9 к Инструкции Приказа Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 г. № 96/134 Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах;
• Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2015 г. № 2/16-з);
• Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №12 станицы Незлобной.
Структура документа
Рабочая программа учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности для 10 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие структурные элементы:
• пояснительную записку;
• содержание рабочей программы;
• учебно-тематический план;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• литературу и средства обучения;
• календарно-тематический план (приложение к рабочей программе).
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Основные цели изучения учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности:
• содействие повышению уровня защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз;
• содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
• осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности;
• профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач в образовательном процессе:
• обучение обучающихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания;
• воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;
• развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности для 10 класса разработана на основе авторской программы С.В. Ким:
• Ким С.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень: рабочая программа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ С.В. Ким. – М.: Вентана-Граф, 2019.
Обоснование выбора авторской программы.
Рабочая программа С.В. Ким отражает один из возможных вариантов реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник линии УМК С.В. Ким, В.А. Горского (ОБЖ, 10-11 классы) издательства Вентана-Граф входит в перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ.
Основные методы обучения
Для освоения содержания рабочей программы могут использоваться как репродуктивные (1-2) так и продуктивные (3-5) методы обучения:
1. объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный) метод;
2. репродуктивный метод;
3. метод проблемного изложения;
4. частично-поисковый (или эвристический) метод;
5. исследовательский метод.
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной (главной) формой организации учебного процесса является классно-урочная система обучения, ключевым компонентом которой является урок.
Классно-урочная система предусматривает обязательную связь с внеурочной и дополнительными формами обучения: домашнюю самостоятельную подготовку обучающихся, консультации в сочетании с дополнительными занятиями, кружковые занятия.
Типы уроков.
Преобладающими типами уроков при изучении учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в рабочей программе 10 класса являются:
• урок изучения и первичного закрепления знаний (УИПЗЗ);
• комбинированный урок (КУ);
• урок закрепления знаний и выработки умений (УЗЗВУ);
• урок обобщения и систематизации знаний (УОСЗ).
Формы организации работы обучающихся.
Для более эффективной и качественной организации учебного процесса при проектировании учебного занятия рабочей программой предусматривается сочетание следующих форм организации работы обучающихся:
• фронтальная работа;
• индивидуальная работа;
• работа в постоянных парах (группах);
• работа в парах (группах) сменного состава.
Особенности организации учебного процесса.
При разработке структуры и содержания рабочей программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
• социогуманитарная обусловленность – учёт требований Федерального государственного образовательного стандарта в предметной области Основы безопасности жизнедеятельности;
• природосообразность – учёт возрастных психофизических особенностей и потребностей старшеклассников, актуализация субъектной позиции обучающихся по социально-правовой подготовке в области безопасности жизнедеятельности;
• преемственность всех ступеней образования – информационно-методическое соответствие целей и содержания предмета ОБЖ в средних и старших классах образовательного учреждения;
• научность, связь теории с практикой – опора на методологические средства теории безопасности жизнедеятельности, формирование конкретных умений;
• системность – представление среды и её объектов в качестве систем, изучение взаимодействия которых ведёт к анализу причин и следствий проявления опасностей в среде жизнедеятельности;
• интегративность – межпредметные и внутрипредметные связи гуманитарного и естественно-научного знания по проблеме безопасности жизнедеятельности.
Технологии обучения.
Выполнение рабочей программы предполагает использование современных педагогических технологий: личностно-ориентированного, развивающего обучения, тестового контроля, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, технологий саморазвивающего обучения, проблемного обучения.
Формы учебных занятий, виды деятельности обучающихся.
Для освоения учебных тем рабочей программы могут использоваться разнообразные формы занятий:
• урок-беседа;
• урок-лекция;
• урок самостоятельной работы;
• практическое занятие;
• лекция-конференция;
• урок-викторина.
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются:
1. учебно-познавательная деятельность:
• развитие информационной компетентности и функциональной грамотности по ОБЖ: изучение ключевых понятий темы, терминов и определений, научных подходов к выявлению факторов риска для жизни и здоровья;
• закрепление нового материала на репродуктивном и продуктивном уровне: вопросы и задания;
• планирование личного поведения в экстремальной ситуации, самоопределение достаточности личных знаний по изучаемой теме;
• опыт самостоятельной творческой деятельности, сотрудничества в малой группе: учебно-исследовательской, проектной (коммуникация, презентация, портфолио);
2. аналитическая деятельность:
• выявление причинно-следственных связей между явлениями и событиями, определяющими состояние опасности (безопасности) среды жизнедеятельности;
• моделирование стратегии безопасного поведения и оценка личной готовности к минимизации риска ущерба здоровью и безопасности;
3. практическая деятельность по формированию ключевых компетенций и компетентности по безопасности жизнедеятельности:
• формирование личных убеждений, гражданской позиции, правовой грамотности, психофизической готовности к выработке качеств, полезных привычек, способов (моделей) безопасного поведения в опасных ситуациях, определяющих общую компетентность по безопасности жизнедеятельности:
- мотивационный компонент – формирование личных убеждений, ценностей и смыслов изучаемых понятий учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности, гражданской позиции, правовой грамотности, личного отношения к вопросам охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- информационный компонент – формирование научного мировоззрения, научной картины целостного восприятия мира и человека в нём; использование научных подходов освоении моделей безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности, умение находить необходимую информацию по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности, включая формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- операционный компонент (практические умения, опыт): предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций и грамотно действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность в случае экстремальной ситуации; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь при неотложных состояниях; опираться в решении спорных вопросов на нормативно-правовые акты и законы Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
Целью изучения и освоения программы учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах является формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная подготовка по основам военной службы в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип построения и комплексный подход к наполнению содержания. Модульный принцип определяет выделение учебных разделов, каждый из которых представляет конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности.
Структурно в рабочей программе 10 класса представлены три учебных раздела.
Раздел I (Р-I). Основы безопасности личности, общества и государства. Раздел включает в себя три темы.
В данный блок включены темы Финансовой грамотности — важной составляющей благополучия человека в современном обществе. Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегать излишних расходов, долгов, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества. Человек финансово грамотный лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике, он знает, как защитить себя, выбрать пенсионный план, сберечь накопления, принять правильные инвестиционные и финансовые решения. Задача повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации является актуальной и требует комплексных решений. В частности, эту задачу можно и нужно решать уже на этапе школьного образования — давая обучающимся необходимые теоретические знания в курсе соответствующих предметов и приучая школьников анализировать свой опыт в обращении с денежными средствами, что возможно уже на этапе начального общего образования. Отметим, что федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей (5ч.).Разделы II (Р-II). Военная безопасность государства. Разделы включают в себя две темы.
Раздел III (Р- III). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел включает в себя две темы.
Межпредметные и внутрипредметные связи
Практически вся тематика учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности базируется на знаниях, полученных обучающимися при изучении других общеобразовательных предметов.
В разделе I рабочей программы 10 класса межпредметные связи реализуются за счёт применения опорных знаний обучающихся по экологии, биологии, географии, обществознанию, праву. Во II разделе – по физике, химии, обществознанию, истории. Раздел III прослеживает тесную межпредметную связь с уроками биологии и физической культуры.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом среднего (полного) общего образования на изучение учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в 10 классе выделяется 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Разработанная рабочая программа по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности для 10 класса рассчитана на 34 учебных часа, в которые включены четыре практических занятия.
В летнее время предусмотрено проведение учебных сборов в объёме 35 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности являются следующие умения:
Познавательная деятельность:
• умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
• умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
• умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
• умение анализировать своё поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа.
Рефлексивная деятельность:
• умение вносить определённые коррективы в своё поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищённости своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних гроз;
• умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
• умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооружённой защите Российской Федерации;
• умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Степень усвоения обучающимися 10 класса учебного материала по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности определяется в ходе текущего, тематического, итогового контролей.
Текущий контроль (ТК) проводится систематически на каждом уроке. Для этого используются разработанные к каждому уроку контрольные вопросы, тестовые задания.
После изучения раздела степень усвоения учебного материала определяется в ходе тематического контроля (ТМК) (в форме тестирования) с помощью разработанного контрольно-измерительного материала. Итоговое задание по разделу может быть в форме доклада, реферата, проектного или исследовательского задания и т.д..
Итоговый контроль (ИК) знаний обучающихся планируется в конце учебного года. После окончания занятий в 10 классе с обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) предусмотрено проведение учебных сборов, в ходе которых обучающиеся закрепляют и совершенствуют знания и умения по основам военной подготовки (тактическая, огневая, строевая, военно-медицинская, физическая подготовка, радиационная, химическая и биологическая защита), а также знакомятся с бытом военнослужащих. Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с Приложением №9 к Инструкции Приказа Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 г. № 96/134. Общая оценка заносится в классный журнал с пометкой Учебные сборы, которая учитывается при выставлении итоговой оценки.
Результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения программы учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности обучающимися 10 класса:
1. Личностные:
• развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
• формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;
• развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;
• формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
2. Метапредметные:
Умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):
• формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
• анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
• обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
• выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• планировать – определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
• применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни.
Умения коммуникативные:
• взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
• выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Умения регулятивные (организационные):
• саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью – построение индивидуальной образовательной траектории;
• владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;
• владение практическими навыками первой помощи, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.
3. Предметные:
В познавательной сфере:
• формирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; о социально-демографических и экологических процессах на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите населения и территорий.
В ценностно-ориентационной сфере:
• ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
• осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений.
В коммуникативной сфере:
• умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
• умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;
• стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации.
В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
• умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности).
В бытовой, трудовой и досуговой сфере:
• соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
• умение оказывать первую помощь;
• правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере.
В сфере физической культуры и здорового образа жизни:
• накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
• выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
• соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами физической активности;
• умение правильно оказывать первую помощь при травмах в экстремальных ситуациях.
Информация об используемом учебнике
Рабочая программа предназначена для работы с учебником С.В. Ким Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы, входящим в федеральный перечень учебников,утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 года №345 О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Содержание рабочей программы
Раздел I. Основы безопасности личности, общества, государства.
Тема 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Тема 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Тема 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Разделы II. Военная безопасность государства.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность.
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Тема 5. Вооружённые Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз.
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тема 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Тема 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
Темы 8. Основы подготовки граждан к военной службе. Учебные сборы.
Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов на базе воинской части. Ознакомление с историей части, её боевым путем, подвигами воинов части в военное и мирное время, боевыми традициями и задачами части, решаемыми в мирное время по подготовке к защите Отечества. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий и распорядком дня, с требованиями и правилами безопасности во время занятий с оружием и на военной технике. Значение учебных сборов в практической подготовке обучающихся к военной службе.
Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды. Распределение служебного времени и повседневный порядок. Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъём, утренний осмотр, вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин.
Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.
Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.
Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.
Отработка строевых приёмов и движений без оружия. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строи отделения и взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе, правила стрельбы и ведения огня. Меры безопасности. Практическая стрельба.
Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.
Разучивание упражнений утренней физической зарядки. Проведение занятий по физической подготовке в объёме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей. Полоса препятствий, кросс по пересеченной местности 1 км - 3 км, силовые упражнения.
Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заряжения.
Основы сохранения здоровья военнослужащих. Оказание первой помощи. Неотложные реанимационные мероприятия.
Учебно-тематический план
10 класс
Номер раздела и темы
Наименование раздела и темы
Кол-во часов
Р-I
Основы безопасности личности, общества, государства
14
Тема 1
Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
4
Тема 2
Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства
5
Тема 3
Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях.
Тематический контроль №1 по разделу Основы безопасности личности, общества, государства
5
Р-II
Военная безопасность государства
10
Тема 4
Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
5
Тема 5
Вооружённые Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз.
Тематический контроль №2 по разделу Военная безопасность государства
5
Р-III
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10
Тема 6
Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
5
Тема 7
Оказание первой помощи при неотложных состояниях.
Тематический контроль №3 по разделу Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
5
Итого:
34
Тема 8
Учебные сборы (практические занятия в летний период)
Основы подготовки граждан к военной службе
35
Итого:
34+35
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в 10 классе
обучающийся научится:
• характеризовать значение культуры БЖД личности и общества в современном мире;
• определять роль государства в обеспечении безопасности личности и общества;
• определять роль науки и образования в формировании культуры БЖД личности и общества;
• характеризовать значение и особенности научной теории БЖД;
• анализировать основы теории БЖД;
• характеризовать стратегию и тактику управления безопасностью жизнедеятельности;
• анализировать причины возникновения опасных и ЧС экологического характера;
• выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций экологического характера и их влияние на БЖД человека;
• определять общие принципы, закономерности и механизмы адаптации человека;
• характеризовать медико-биологические основы здоровья человека;
• характеризовать психические процессы и особые психические состояния человека;
• характеризовать и формулировать основное содержание федеральных законов и подзаконных актов по обеспечению БЖД;
• анализировать военные угрозы национальной безопасности РФ;
• характеризовать Стратегию национальной безопасности РФ;
• характеризовать современный комплекс проблем безопасности социального характера;
• анализировать внутренние и внешние военные опасности России;
• характеризовать федеральные законы РФ по защите населения от социальных угроз;
• определять основные принципы и направления противодействия терроризму, экстремизму, наркотизму;
• классифицировать чрезвычайные ситуации;
• характеризовать территориальные и функциональные подсистемы, режим функционирования РСЧС;
• определять предназначение и основные задачи ГО;
• характеризовать структуру и органы управления ГО;
• характеризовать основные виды мероприятий ГО по защиты населения в ЧС мирного и военного времени;
• характеризовать опасные природные явления и их последствия;
• выделять поражающие факторы и определять особенности ЧС природного характера;
• характеризовать ЧС техногенного характера и их последствия;
• объяснять необходимость добровольного и обязательного страхования;
• характеризовать ЧС на инженерных сооружениях и инструменты управления безопасностью;
• характеризовать роль РСЧС и ГО в защите населения России от оружия массового поражения;
• характеризовать виды оружия массового поражения и современные обычные средства поражения;
• давать характеристику радиационной безопасности населения и территорий;
• давать общую характеристику средствам коллективной защиты населения;
• характеризовать биологические ЧС;
• определять источники биолого-социальной и экологической опасности, причины экологического кризиса;
• давать общую характеристику средствам индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
• характеризовать структуру и анализировать организационную основу ВС РФ;
• определять главное предназначение и основные задачи ВС РФ;
• давать краткую характеристику видам ВС РФ и родам войск;
• характеризовать законодательную основу военной службы в ВС РФ;
• определять структуру и содержание воинской обязанности;
• характеризовать законодательные основы социальной защиты военнослужащих, права и обязанности, виды поощрений и дисциплинарных взысканий;
• характеризовать боевые традиции и порядок проведения наиболее важных ритуалов ВС РФ;
• анализировать подходы к пониманию сущности здоровья человека;
• давать характеристику медицинского обеспечения здоровья человека и общества;
• объяснять социальную обусловленность здоровья человека в современной среде обитания;
• определять сущность понятия здоровый образ жизни;
• характеризовать факторы, влияющие на здоровье, и составляющие здорового образа жизни;
• классифицировать основные инфекционные заболевания;
• характеризовать источники инфекционных заболеваний и факторы риска;
• характеризовать факторы риска основных неинфекционных заболеваний;
• объяснять меры профилактики неинфекционных заболеваний и заболеваний, предающихся половым путём;
• характеризовать законодательные документы в области оказания первой помощи при неотложных состояниях;
• оценивать неотложные состояния, требующие оказания ПП;
• определять виды кровотечений и владеть способами их остановки;
• определять терминальные состояния;
• характеризовать признаки ушибов, растяжения связок, вывихов, переломов;
обучающийся получит возможность научиться:
• формулировать личные понятия о безопасности;
• владеть основами экологии психики личности;
• анализировать военную политику РФ;
• вырабатывать нравственные качества и убеждения в противостоянии социальным угрозам;
• владеть практическими навыками поведения по сигналам оповещения ГО;
• усваивать приёмы безопасного поведения в зоне ЧС природного характера;
• усваивать общие правила действий в ЧС на взрывоопасном и химически опасном объектах;
• усваивать общие рекомендации по безопасному поведению на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте;
• усваивать общие рекомендации при угрозе радиационного заражения;
• выделять характерные особенности убежищ и укрытий;
• усваивать навыки практического применения средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
• усваивать меры профилактики инфекционных заболеваний;
• анализировать последствия заболеваний, передающихся половым путём;
• вырабатывать целостное представление о культуре взаимоотношений юношей и девушек;
• усваивать практические навыки оказания ПП при разных видах кровотечения;
• усваивать практические навыки проведения сердечно-лёгочной реанимации;
• усваивать практические навыки оказания ПП при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
Литература и средства обучения
Учебно-методическая и дополнительная литература:
1. Ким С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень: учебник/ С.В. Ким, В.А. Горский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Вента-Граф, 2020.
2.Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовательных организаций- М.: ВАКО, 2018.- 344 с.- (Учимся разумному финансовому поведению).
3. Медико-санитарная подготовка учащихся: Учеб. для 9-10 кл. сред. общеобразоват. шк./ Б.А. Гайко, М.И. Гоголев, В.Н. Завьялов и др.; Под ред. П.А. Курцева. – М.: Просвещение,1984.
4. Начальная военная подготовка: Учеб. для сред. учеб. заведений/ А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин, Н.К. Ендовицкий и др.; Под ред. Ю.А. Науменко. – 9-е изд. - М.: Просвещение, 1987.
5. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания: Изд. 2-е, испр., доп. и перераб. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
6. Ильичев А.А. Большая энциклопедия городского выживания. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.
Дидактический материал.
Контрольно-измерительный материал по разделам:
• Основы безопасности личности, общества, государства;
• Военная безопасность государства;
• Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура:
• мультимедиапроектор;
• переносной экран.
Стенды, плакаты.
Стенды:
• школа безопасности;
• государственная символика Российской Федерации;
• действия населения при ЧС техногенного характера;
• действия населения при ЧС природного характера;
• первая медицинская помощь;
• СИЗ органов дыхания и кожи;
• правила дорожного движения.
Плакаты:
• безопасность дорожного движения;
• гражданская оборона;
• основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.
Средства индивидуальной защиты.
Средства защиты дыхания:
• респираторы (Р-2; РУ-60М);
• противогазы (ГП-5, ПДФ-2Ш).
Средства защиты кожи:
• общевойсковой защитный комплект (ОЗК).
Интернет ресурсы:
• http://edu.gov.ru – официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации;
• http://minobrnauki.gov.ru – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
• http://mil.ru – официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации;
• www.mchs.gov.ru – официальный сайт МЧС России;
• http://fcior.edu.ru/ – сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов;
• http://www.garant.ru – информационно-правовой портал ГАРАНТ;
• http://rosuchebnik.ru – корпорация Российский учебник;
• http://www.school-obz.org – сайт журнала МЧС России Основы безопасности жизнедеятельности;
• http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
• http://rosolymp.ru – информационный портал Всероссийской олимпиады школьников.
Календарно – тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс (34 часа)
2021-2022 учебный год
Класс- 10
Учитель –Скворцова И.А.
Количество часов по учебному плану – 34 часа, 1 час в неделю, 34 недели
Контрольных работ – 1 (входной контроль)+1 (промежуточная аттестация)
Практических работ- 4

п/п
Раздел, тема урока
Содержание, понятия, термины, виды деятельности
Планируемые результаты обучения
Домашнее задание
Дата
предметные
метапредметные
личностные
Р-I. Основы безопасности личности, общества, государства (14ч.)
Тема 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (4ч.)
1
1.1.Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
1. Значение культуры БЖД личности, общества в современном мире.
2. Роль государства в обеспечении безопасности личности и общества.
3. Роль науки и образования в формировании культуры БЖД личности и общества.
Ключевые понятия темы:
безопасность; жизненно важные интересы; национальные интересы; национальная безопасность; основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства; основы безопасности жизнедеятельности; культура безопасности жизнедеятельности
Актуализируют ранее полученные знания о роли государства в обеспечении безопасности личности
и общества. Характеризуют значение культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества в современном мире. Формулируют личные понятия о безопасности
Р– самостоятельно ставить и формулировать задачи в учебно-познавательной деятельности, определять конечный результат и порядок его поэтапного достижения, оценивать соответствие последовательности учебных действий плановому алгоритму, корректировать ошибочные действия, оценивать качества выполненной работы, личностные способности саморегуляции учебно-познавательной деятельности.
П– определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, работать с различными источниками информации.
К– уметь слушать, ясно выражать свои мысли и чувства, уважать чувство личного достоинства окружающих, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
Л– формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, экологическое мышление и поведение в отношении личного здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды, личную ответственность за уровень культуры БЖД в среде обитания
1, с.5-11
Вопросы
1-7
2
1.2. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности
Входной контроль
1. Задачи создания научной теории БЖД, её значение и особенности.
2. Основы теории БЖД: основные положения и принципы, методы и средства.
3. Стратегия и тактика управления БЖД.
Ключевые понятия темы: наука о безопасности жизнедеятельности; жизнедеятельность человека; концепция приемлемого (допустимого) риска; стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности); системный подход; средовый подход
Изучают задачи создания научной теории безопасности жизнедеятельности. Характеризуют стратегию и тактику управления безопасностью жизнедеятельности
2, с.11-16.
Вопросы
1-5
3
1.3. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
1.4. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания
1. Экология человека и экология среды обитания.
2. Антропогенное воздействие, техногенная нагрузка на среду обитания.
3. Экологическая безопасность среды обитания, урбоэкосистемы.
Ключевые понятия темы:
экология; урбанизация; экологическая ниша; экологическая напряженность; экологическая безопасность.
1. Медико-биологические основы здоровья человека.
2. Адаптация организма к среде обитания.
3. Общие принципы, закономерности и механизмы адаптации человека.
Ключевыепонятиятемы: человек; индивид; здоровье; здоровье человека; адаптация; потенциал здоровья человека
Анализируют причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Выявляют причинно- следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Генерируют идеи, моделируют
индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях
3, с.16-23.
Вопросы
1-7
4, с.23-26.
Вопросы
1-7
4
1.5. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
1. Психологические процессы и состояния человека.
2. Антропогенные опасности, особые психические состояния.
3. Экология психики личности, методы повышения безопасности.
Ключевые понятия темы:
психология; психические процессы; психическое состояние человека; экология психики; стресс; даптивность
Определяют цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных
и чрезвычайных ситуациях. Выбирают средства реализации поставленных целей, оценивают результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности
5, с.27-32.
Вопросы
1-7
Тема 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5ч.)
5
2.1. Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
1. Конституционные основы обеспечения безопасности.
2. Нормы международного права и положения Конституции РФ по правам человека.
3. Федеральные законы по защите населения и территорий в мирное и военное время от ЧС и их последствий.
Ключевыепонятиятемы:
Конституция Российской Федерации; гражданская ответственность; федеральные законы по безопасности; организационно-правовые нормы
Характеризуют и формулируют основное содержание федеральных
законов и подзаконных актов. Рассматривают нормы международного права и положения Конституции Российской Федерации по
правам человека
Р– самостоятельно ставить и формулировать задачи в учебно-познавательной деятельности, определять конечный результат и порядок его поэтапного достижения, оценивать соответствие последовательности учебных действий плановому алгоритму, корректировать ошибочные действия, оценивать качества выполненной работы, личностные способности саморегуляции учебно-познавательной деятельности.
П– определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, работать с различными источниками информации.
К– уметь слушать, ясно выражать свои мысли и чувства, уважать чувство личного достоинства окружающих, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Л– развивать правовое мышление, формировать нормативно-правовую ориентацию в самоопределении личной и гражданской позиции, в осознании законодательной ответственности
6, с.32-36.
Вопросы
1-7
6
2.2.Защита национальной безопасности государства от военных угроз
1. Военные угрозы национальной безопасности России, характер современных войн и вооруженных конфликтов.
2. Стратегия национальной безопасности России; цели,
задачи, значение документа; Военная доктрина Российской Федерации.
3. Национальная оборона Российской Федерации: цели, задачи, силы, средства, стратегия.
Ключевыепонятиятемы:
военная угроза; угроза национальной безопасности; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; национальная оборона; средства невоенного реагирования; Стратегия сдерживания военной силы
Анализируют военные угрозы национальной безопасности России. Характеризуют Стратегию национальной безопасности. Работают
с текстом
7, с.36-40.
Вопросы
1-6
7
2.3. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера
ФГ. Что такое налоги
1. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
2. Военная доктрина РФ: внешние и внутренние угрозы общественной и личной безопасности.
3. Защита личной и общественной безопасности от внешних угроз социального характера - военных опасностей.
Ключевые понятия темы:
военная опасность; военный конфликт; военная политика государства; вооружённый конфликт; война: локальная, региональная, крупномасштабная; Военная доктрина Российской Федерации; основные внешние опасности России; основные внутренние опасности России; терроризм; экстремизм
Анализируют военную политику государства. Приводят примеры
вооружённых конфликтов; локальных, региональных и крупномасштабных войн. Работают с интерактивными схемами и заданиями.
Характеризуют внутренние опасности России. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения
8, с.41-45.
Вопросы
1-5
8
2.4. Противодействие экстремизму
ФГ. Виды налогов, уплачиваемых физическим лицом.
1. Федеральные законы РФ по защите от экстремизма.
2. Основные принципы и направления противодействия экстремизму.
3. Уголовный кодекс РФ: экстремистская деятельность и наказание.
Ключевые понятия темы:
экстремизм; пропаганда экстремизма; экстремист; основные принципы противодействия экстремизму
Изучают федеральные законы
по защите от экстремизма. Характеризуют основные принципы
и направления противодействия
экстремизму. Определяют направления деятельности спецслужб
и правоохранительных органов
9, с.45-50.
Вопросы
1-7
9
2.5. Противодействие терроризму, наркотизму в РФ
ФГ. Налоговые вычеты.
1. Федеральные законы по защите населения России от социальных угроз: терроризма, экстремизма, наркотизма.
2. Основные принципы и направления противодействия террористической деятельности.
3. Уголовный кодекс РФ: терроризм – преступление и наказание.
Ключевые понятия темы:
терроризм; виды терроризма; противодействие терроризму; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации; наркотизм; наркотизация
Характеризуют меры противодействия терроризму и наркотизму. Изучают федеральные законы по
защите населения от социальных угроз. Приобретают навыки противостояния социальным угрозам, вырабатывают нравственные качества и убеждения
10,
с.50-55
Вопросы
1-6
Тема 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях (5ч.)
10
3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
ФГ. Страхование имущества.
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи, структура, организация работы РСЧС; классификация чрезвычайных ситуаций.
2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России): задачи, структура.
3. Организация гражданской обороны на объектах экономики.
Ключевые понятия темы:
виды чрезвычайных ситуаций; РСЧС; территориальные и функциональные подсистемы РСЧС; МЧС России; режимы функционирования РСЧС; гражданская оборона.
Рассматривают территориальные
и функциональные подсистемы,
режим функционирования РСЧС. Характеризуют структуру и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Формулируют
основные задачи и формы обучения в области гражданской обороны
Р– самостоятельно ставить и формулировать задачи в учебно-познавательной деятельности, определять конечный результат и порядок его поэтапного достижения, оценивать соответствие последовательности учебных действий плановому алгоритму, корректировать ошибочные действия, оценивать качества выполненной работы, личностные способности саморегуляции учебно-познавательной деятельности.
П– определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, работать с различными источниками информации.
К– уметь слушать, ясно выражать свои мысли и чувства, уважать чувство личного достоинства окружающих, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов)
Л– усваивать правила индивидуального безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью, правила поведения в транспорте и на дорогах, развивать духовные и физические качества, определяющих готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, формировать ответственное отношение к построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
11,
с.55-61.
Вопросы
1-7
11
3.2. Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
1. Деятельность сил ГО и МЧС России.
2. Основные меры защиты населения от ЧС: оповещение, укрытие людей в защитных сооружениях, эвакуация, инженерная защита, аварийно-спасательные работы, медицинская защита (обсервация, карантин, дезинфекция, санитарная обработка, дезактивация).
3. Действия населения после сигнала Внимание всем!.
Ключевые понятия темы:
гражданская оборона; мониторинг чрезвычайной ситуации; прогнозирование чрезвычайной ситуации; оповещение; эвакуация; инженерная защита
Характеризуют предназначение и основные задачи гражданской
обороны. Рассматривают структуру и органы управления. Изучают основные меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Называют права и обязанности граждан в области гражданской
обороны. Совершенствуют практические навыки и умения при выполнении действий по сигналам оповещения
12,
с.61-65
Вопросы
1-7
12
3.3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера
1. Опасные природные явления, стихийные бедствия и их последствия.
2. Катастрофа, ЧС природного характера: виды и особенности.
3. Правила поведения в зоне ЧС природного характера.
Ключевые понятия темы:
чрезвычайные ситуации природного характера; опасные природные явления; стихийные бедствия: геологические, метеорологические, гидрологические, климатогеографические, сезонные
Характеризуют опасные природные явления и их последствия, перечисляют поражающие факторы и особенности чрезвычайных
ситуаций природного характера. Закрепляют правила безопасного
поведения в зоне чрезвычайных ситуаций природного характера
13,
с.66-71.
Вопросы
1-7
13
3.4. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1. Характеристика ЧС техногенного характера, их последствия.
2. Общие правила действий населения в ЧС техногенного характера на взрывоопасном объекте.
3. Химическая опасность и химическая безопасность.
Ключевые понятия темы:
техногенная насыщенность; чрезвычайная ситуация
техногенного характера; взрыв; взрывоопасный объект; химическая опасность; химически опасный объект; химическая безопасность.
Характеризуют чрезвычайные
ситуации техногенного характера. Закрепляют правила безопасного
поведения в зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Характеризуют правила безопасного поведения при оповещении об аварии с выбросом аварийно
химически опасных веществ
14,
с.71-76.
Вопросы
1-7
14
3.5. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
ФГ. Страхование жизни и здоровья.
1. Риски чрезвычайных техногенных опасностей.
2. Обязательное и добровольное страхование жизни и здоровья.
3. Инженерные сооружения и инструменты управления безопасностью.
Ключевые понятия темы:
страхование; страховой случай; инженерное сооружение;
гидротехническое сооружение; гидродинамическая авария; автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; водный транспорт; авиационный транспорт.
Работают в группах. Решают ситуационные задачи, выполняют интерактивные задания. Закрепляют и
совершенствуют правила безопасного поведения на транспорте. Выясняют роль инженерной защиты в системе мер по защите населения. Объясняют необходимость добровольного и обязательного страхования
15,
с.76-82.
Вопросы
1-7
Р-II. Военная безопасность государства (10ч.)
Тема 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5ч.)
15
4.1.Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения
1. ЧС военного характера, роль РСЧС и ГО в защите населения России от оружия массового поражения.
2. Виды оружия массового поражения: ядерное, химическое и бактериологическое; современные обычные средства поражения.
Ключевые понятия темы:
военная безопасность; оружие массового поражения; очаг
поражения; зона радиоактивного поражения местности; ядерное оружие; химическое оружие; бактериологическое (биологическое) оружие; карантин; обсервация; современные обычные средства поражения; виды оружия на новых принципах.
Рассматривают чрезвычайные ситуации военного характера и различные виды оружия массового поражения. Характеризуют индивидуальные и коллективные средства защиты населения
Р– самостоятельно ставить и формулировать задачи в учебно-познавательной деятельности, определять конечный результат и порядок его поэтапного достижения, оценивать соответствие последовательности учебных действий плановому алгоритму, корректировать ошибочные действия, оценивать качества выполненной работы, личностные способности саморегуляции учебно-познавательной деятельности.
П– определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, работать с различными источниками информации.
К– уметь слушать, ясно выражать свои мысли и чувства, уважать чувство личного достоинства окружающих, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов).
Л– усваивать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС военного характера, развивать познавательную потребность в непрерывном образовании по саморазвитию и личностному совершенствованию
16,
с.83-90
Вопросы
1-5
16
4.2. Защита населения и территорий от радиационной опасности
1. Радиационная безопасность населения и территорий; радиационная опасность, экспозиционная доза облучения и уровень радиации.
2. Общие рекомендации при угрозе радиационного заражения.
Ключевые понятия темы:
радиационная опасность; ионизирующее излучение; экспозиционная доза облучения; уровень радиации; радиационная безопасность; меры обеспечения безопасности
Характеризуют радиационную безопасность населения и территорий. Формулируют общие рекомендации при угрозе ядерного заражения. Работают с интерактивными
схемами и заданиями
17,
с.90-94
Вопросы
1-6
17
4.3. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения
1. Убежища и укрытия – средства коллективной защиты населения.
2. Защитные свойства и характерные особенности убежищ, укрытий.
3. Особенности ротиворадиационных укрытий.
Ключевые понятия темы:
инженерные сооружения гражданской обороны; убежище;
противорадиационное укрытие; простейшее укрытие
Рассматривают средства коллективной защиты населения. Закрепляют знания о защитных свойствах и характерных особенностях
убежищ и укрытий. Характеризуют особенности противорадиационного укрытия
18,
с.94-98.
Вопросы
1-6
18
4.4. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности
1. Характеристика биологических (биолого-социальных) ЧС.
2. Источники биолого-социальной и экологической опасности.
3. Экологический кризис, экологическая безопасность.
Ключевые понятия темы:
биологическая и экологическая опасность; биологические
средства; биологические агенты; биологический терроризм; источники биолого-социальной чрезвычайной ситуации; биологическая опасность; биологическая безопасность; чрезвычайная экологическая ситуация; экологическая безопасность
Актуализируют знания по экологической безопасности. Характеризуют источники биолого-социальной
и экологической опасности. Изучают характеристику биологических
чрезвычайных ситуаций
19,
с.98-102.
Вопросы
1-7
19
4.5. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи
1. Защита органов дыхания и кожных покровов.
2. Защитные свойства и характеристики противогазов.
3. Специальные и простейшие средства индивидуальной защиты.
Ключевые понятия темы:
средства индивидуальной защиты органов дыхания; противогаз фильтрующий, изолирующий; медицинские средства защиты кожи; респиратор; ватно-марлевая повязка;
средства индивидуальной защиты кожи
Актуализируют полученные ранее знания о специальных и простейших средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Характеризуют виды и особенности противогазов. Совершенствуют
умения и навыки практического
применения средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи
20,
с.102-105.
Вопросы
1-5
Тема 5. Вооружённые Силы РФ на защите государства от военных угроз (5ч.)
20
5.1. Вооружённые Силы РФ: организационные основы
1. Основы организации ВС РФ.
2. Геополитические условия, законы управления, задачи, стратегия развития и обеспечения боевой готовности ВС нашего государства.
3. Структура ВС РФ.
Ключевые понятия темы:
ВС Российской Федерации; Верховный Главнокомандующий ВС Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; органы управления; объединение; соединение; воинская часть
Характеризуют структуру и анализируют организационную основу
ВС Российской Федерации. Расширяют знания
о структуре ВС
Р– самостоятельно ставить и формулировать задачи в учебно-познавательной деятельности, определять конечный результат и порядок его поэтапного достижения, оценивать соответствие последовательности учебных действий плановому алгоритму, корректировать ошибочные действия, оценивать качества выполненной работы, личностные способности саморегуляции учебно-познавательной деятельности.
П– определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, работать с различными источниками информации.
К– уметь слушать, ясно выражать свои мысли и чувства, уважать чувство личного достоинства окружающих, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Л– формировать осознанное понимание гражданского долга по вооруженной защите РФ, выбора профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования
21,
с.106-110.
Вопросы
1-6
21
5.2. Состав Вооружённых Сил РФ
1. Состав и основные задачи ВС РФ.
2. Виды ВС: краткая характеристика и назначение.
3. Рода войск: краткая характеристика и назначение.
Ключевые понятия темы:
состав ВС Российской Федерации;
Сухопутные войска; Воздушно-космические силы; Военно - Морской Флот; Ракетные войска стратегического назначения; Воздушно-десантные войска; Тыл ВС
Анализируют состав и основные задачи ВС РФ. Актуализируют знания и дают краткую характеристику видов ВС. Закрепляют знание федеральных законов. Определяют главное
предназначение ВС РФ
22,
с.110-113.
Вопросы
1-7
22
5.3. Воинская обязанность и военная служба
1. Законодательные основы военной службы в ВС РФ.
2. Воинская обязанность: краткая характеристика и назначение.
3. Военная служба и допризывная подготовка.
Ключевые понятия темы:
воинская обязанность; мобилизация; военное положение; военная служба; Военная присяга; обязательная подготовка; добровольная подготовка
Закрепляют знание законодательных основ военной службы в ВС РФ. Определяют структуру
и содержание воинской обязанности
23,
с.113-116
Вопросы
1-7
23
5.4. Права и обязанности военнослужащих
1. Законодательные основы социальной защиты военнослужащих.
2. Права и обязанности военнослужащих.
3. Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.
Ключевые понятия темы:
социальный статус; права военнослужащих; обязанности
военнослужащих: общие, должностные, специальные;
воинская дисциплина; единоначалие; верность воинскому долгу
Рассматривают законодательные
основы социальной защиты военнослужащих. Изучают права и обязанности военнослужащих. Характеризуют общие, должностные, специальные обязанности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий
24,
с.116-119
Вопросы
1-7
24
5.5. Боевые традиции и ритуалы Вооружённых Сил РФ.
1. Боевые традиции Российской армии.
2. Ритуалы ВС РФ.
Ключевые понятия темы:
боевые традиции; воинские ритуалы; патриотизм; воинский долг; воинская честь; Военная присяга; Боевое знамя воинской части; воинский коллектив; войсковое товарищество
Характеризуют боевые традиции и структуру воинских ритуалов.
Изучают порядок проведения наиболее важных ритуалов ВС РФ. Работают в группах. Решают ситуационные задачи
25,
с.119-126.
Вопросы
1-7
Р-III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч.)
Тема 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 ч.)
25
6.1. Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья
1. Подходы к пониманию сущности здоровья.
2. Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья.
3. Социальная обусловленность здоровья человека в среде обитания.
Ключевые понятия темы:
медицина; здоровье; индивидуальное здоровье человека; общественное здоровье; социальное здоровье человека; сфера здравоохранения; санитарное просвещение
Объясняют социальную обусловленность здоровья человека в современной среде обитания. Анализируют понятия индивидуальное
здоровье и общественное здоровье. Делают умозаключения и
формулируют выводы
Р– самостоятельно ставить и формулировать задачи в учебно-познавательной деятельности, определять конечный результат и порядок его поэтапного достижения, оценивать соответствие последовательности учебных действий плановому алгоритму, корректировать ошибочные действия, оценивать качества выполненной работы, личностные способности саморегуляции учебно-познавательной деятельности.
П– определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, работать с различными источниками информации.
К– уметь слушать, ясно выражать свои мысли и чувства, уважать чувство личного достоинства окружающих, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов).
Л– формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, нравственное сознание в соблюдении норм и правил социальной этики и БЖД в учебной, трудовой и досуговой деятельности
26,
с.127-131.
Вопросы
1-6
26
6.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
1. Что такое здоровый образ жизни.
2. Факторы, влияющие на здоровье.
3. Основные составляющие здорового образа жизни человека.
Ключевые понятия темы:
образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового образа жизни
Раскрывают сущность понятия здоровый образ жизни, его значение и составляющие. Формируют целостное представление о здоровом образе жизни как средстве обеспечения общего благополучия человека
27,
с.132-134.
Вопросы
1-7
27
6.3. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики
1. Основные инфекционные заболевания: классификация, механизм передачи, меры медицинской помощи.
2. Источники инфекционных заболеваний и факторы риска.
3. Меры профилактики инфекционных заболеваний и иммунитет.
Ключевые понятия темы:
эпидемия; пандемия; инфекционные заболевания; классификация инфекционных заболеваний; иммунитет; вакцинация; факторы риска; обсервация; карантин; дезинфекция
Расширяют знания об инфекционных заболеваниях и методах их профилактики. Перечисляют источники инфекционных заболеваний и факторы риска. Характеризуют меры профилактики инфекционных заболеваний
28,
с.134-141.
Вопросы
1-7
28
6.4. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.
1. Факторы риска основных неинфекционных заболеваний.
2. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.
3. Меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Ключевые понятия темы:
основные неинфекционные заболевания; сердечно-сосудистые заболевания; атеросклероз; артериальная гипертензия
Актуализируют знания об основных неинфекционных заболеваниях. Перечисляют и характеризуют факторы риска неинфекционных и сердечно-сосудистых заболеваний. Объясняют меры профилактики
29,
с.141-145.
Вопросы
1-6
29
6.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путём
Итоговое тестирование (промежуточная аттестация)
1. Факторы риска заболеваний, передающихся половым путём.
2. Культура полового поведения юноши и девушки.
3. Симптомы, последствия и меры профилактики заболеваний, передающихся половым путём.
Ключевые понятия темы:
половое воспитание; целомудрие; заболевания, передающиеся половым путём; профилактика заболеваний, передающихся половым путём.
Формируют целостное представление о культуре взаимоотношений юношей и девушек. Изучают и анализируют симптомы, последствия заболеваний, передающихся половым путём, и меры профилактики.
Систематизируют знания по данной теме
Л– формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, нравственное сознание в соблюдении норм и правил социальной этики и БЖД в учебной, трудовой и досуговой деятельности
30,
с.146-149.
Вопросы
1-6
Тема 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (5 ч.)
30
7.1.
Практическая работа.
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок
1. Законы РФ и социальная ответственность граждан и специалистов по оказанию первой помощи при неотложных состояниях.
2. Неотложные состояния, требующие оказания первой помощи.
3. Мероприятия по оказанию первой помощи.
Ключевые понятия темы:
неотложное состояние; первая помощь; фактор времени; травма; перечень состояний, при которых оказывают первую помощь; перечень мероприятий по оказанию первой
помощи
Актуализируют знания по оказанию помощи при неотложных состояниях. Характеризуют неотложные состояния, требующие оказания первой помощи. Работают с интерактивными заданиями
Р– самостоятельно ставить и формулировать задачи в учебно-познавательной деятельности, определять конечный результат и порядок его поэтапного достижения, оценивать соответствие последовательности учебных действий плановому алгоритму, корректировать ошибочные действия, оценивать качества выполненной работы, личностные способности саморегуляции учебно-познавательной деятельности.
П– определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
К– уметь слушать, ясно выражать свои мысли и чувства, уважать чувство личного достоинства окружающих, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов).
Л– формировать понимание ценности личного здоровья, усваивать приёмы оказания само и взаимопомощи
31,
с.149-154.
Вопросы
1-7
31
7.2.
Практическая работа.
Правила оказания первой помощи при травмах
1. Понятие об асептике, антисептике, антибиотиках.
2. Порядок и правила оказания первой помощи при травмах.
3. Способы снижения остроты боли и противошоковые мероприятия.
Ключевые понятия темы:
асептика; антисептика; антибиотики; общие правила оказания первой помощи при травмах; иммобилизация; шинирование
Актуализируют и расширяют знания по данной теме. Практически
отрабатывают порядок оказания первой помощи при травмах.
Перечисляют противошоковые мероприятия
32,
с.154-159.
Вопросы
1-6
32
7.3. Практическая работа.
Первая помощь при кровотечениях, ранениях
1. Виды кровотечений, их особенности.
2. Особенности паренхиматозных кровотечений.
3. Способы оказания первой помощи при кровотечениях.
Ключевые понятия темы:
кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное
Характеризуют виды кровотечений и способы их остановки. Расширяют и систематизируют свои
знания по данной теме. Практически отрабатывают умения остановки кровотечений различными способами
33,
с.159-163.
Вопросы
1-7
33
7.4. Практическая работа.
Первая помощь: сердечно-лёгочная реанимация
1. Признаки жизни и смерти.
2. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации.
Ключевые понятия темы:
сердечно-легочная реанимация; признаки жизни; признаки смерти; искусственное дыхание способом рот в рот; надавливание на грудную клетку
Систематизируют и расширяют знания о проведении сердечно-легочной реанимации. Практически
отрабатывают умения. Характеризуют признаки жизни и признаки смерти. Перечисляют порядок оказания реанимационных мероприятий
34,
с.164-168.
Вопросы
1-5
34
7.5. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
1. Признаки ушиба, растяжения связок, вывиха, перелома.
2. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах.
3. Первая помощь при переломах и комбинированных травмах.
4. Иммобилизация и транспортировка пострадавших.
Ключевые понятия темы:
ушиб; растяжение связок; вывих; перелом; иммобилизация
Перечисляют порядок действий
при оказании первой помощи при
ушибах, вывихах, растяжении связок и переломах. Систематизируют
знания об иммобилизации и транспортировке.
35,
с.168-183.
Вопросы
1-7
Итого:
34 часа
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей ОБЖ и ФК
от №1 от 27 .08.2021 г.
_________ Т.Ю. Смольнякова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________И.А. Бондарь
27 августа 2021 г.
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×