Рабочая программа по ОБЖ 7 класс | Сергей Ильич Аев. Работа №316595
Авторской программы: по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений //Программы общеобразовательных учреждений . Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 11 класс / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
· Воспитание ответственного отношения к окружающей среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.
· Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.
· Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвыфчайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2 п.9, ст.12 п.7);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов
Минобрнауки
России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, от 11.12.2020 № 712);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 г. федерального учебно-
методического объединения по общему образованию);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. Приказов
Минпросвещения
России от 23.12.2020 № 766);
6. Образовательная программа МБОУ Ваховская ОСШ (приказ от 31.08.2015г. № 374 с изменениями от 30.08.2021 № 349);
7. Положения МБОУ Ваховская ОСШ " О порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету педагога, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приложение 2 к приказу от 20.05.2016г № 223);
8.Авторской программы: по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений //Программы общеобразовательных учреждений . Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 11 класс / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.
В соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 февраля 2014 года № 146 «О реализации проекта по апробации УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности» в ОО, расположенных на территории ХМАО-Югры», образовательные организации апробируют УМК интегрировано в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (один час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 8 часов.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Воспитание
ответственного отношения к окружающей среде, к личному здоровью
как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.
Развитие
личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха
рактера; подготовку к выполнению
т
ребований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности
жизнедеятельности; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.
Освоение
знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвыфчайных
ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемых из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
В ходе изучения предмета учащиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУ
ЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности у учащихся должны быть сформированы следующие результаты.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты
личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формир
ование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понима
ние личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
пони
мание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в то числе от экстремизма и терроризма;
форм
ирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение нанесение иного вреда здоровью;
поним
ание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, вкл
ючая экстремизм и терроризм и из последствия для личности, общества и государства;
знан
ие и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
уме
ние оказать первую помощь пострадавшим;
уме
ние предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом
устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской. Творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на
основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях
и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование
антиэкстремистского
мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать,
п
рименять и преобразовывать знаки
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование имений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В результате обучения учащиеся должны знать / понимать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотикам;
- основные меры по профилактике наркомании.
Учащийся должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
соблюдение норм здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1 – 2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
Различные природные явления.
Общая характеристика природных явлений.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия.
Защита населения от последствий землетрясений.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов.
Последствия извержения вулканов. Защита населения.
Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Смерчи.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
Наводнения, виды наводнений и их причины.
Защита населения от последствий наводнений.
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристики.
Защита населения от последствий селевых потоков.
Цунами и их характеристики.
Защита населения от цунами.
Снежные лавины.
Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения.
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.
Эпизоотии и эпифитотии.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.
Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведеня.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
Психологическая уравновешенность.
Стресс и его влияния на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях
Общие правила оказания первой помощи.
Оказание первой помощи при наружном кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1
Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
24
2
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
2
3
Основы здорового образа жизни
3
4
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
6
Всего
35