Рабочая программа по ОБЖ, 8 класс | Скворцова Инна Александровна. Работа №297793
Автор: Скворцова Инна Александровна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 класс
Программа составлена на основе Рабочей программы Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9-е классы : рабочая программа: предметная линия учебников под редакцией С. Н. Егорова : учебное пособие / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов. — Москва : Просвещение, 2021. — 61 с.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и входит в учебно-методический комплект по ОБЖ для 5 - 9 классов под редакцией С. Н. Егорова.
Настоящая примерная рабочая программа отражает модульную структуру содержания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и написана в соответствии с нормативно -правовыми актами в области безопасности жизнедеятельности, действующими в Российской Федерации, и на основе совокупных требований, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. .
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 СТАНИЦЫ НЕЗЛОБНОЙ
Утверждено
приказ №238 от 30. 08. 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 класс
Программа составлена на основе Рабочей программы Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9-е классы : рабочая программа: предметная линия учебников под редакцией С. Н. Егорова : учебное пособие / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов. — Москва : Просвещение, 2021. — 61 с.
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Учитель высшей квалификационной категории: Скворцова Инна Александровна
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и входит в учебно-методический комплект по ОБЖ для 5 - 9 классов под редакцией С.Н.Егорова.
Настоящая примерная рабочая программа отражает модульную структуру содержания предмета Основы безопасности жизнедеятельности и написана в соответствии с нормативно -правовыми актами в области безопасности жизнедеятельности, действующими в Российской Федерации, и на основе совокупных требований, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При разработке программы авторы опирались на положения следующих основополагающих государственных документов (в последних редакциях):
• Конституции Российской Федерации;
• Федерального государственного стандарта основного общего образования;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;
• Правил дорожного движения Российской Федерации;
• Семейного кодекса Российской Федерации;
• Уголовного кодекса Российской Федерации;
• Федерального закона Об образовании в Российской Федерации;
• Федерального закона О гражданской обороне;
• Федерального закона О радиационной безопасности населения;
• Федерального закона О пожарной безопасности;
• Федерального закона О безопасности дорожного движения;
• Федерального закона О противодействии терроризму;
• Концепции преподавания основ безопасности жизнедеятельности.
Структура документа
Рабочая программа учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие структурные элементы:
• пояснительную записку;
• содержание рабочей программы;
• учебно-тематический план;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• литературу и средства обучения;
• календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Обучение по новой программе будет способствовать выработке у учащихся умений распознавать угрозы, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основная цель программы - научить подростков предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости действовать со знанием дела.
Достижение планируемых результатов реализуется путём решения ряда учебных задач, которые определяют общие направления формирования содержания предмета Основы безопасности жизнедеятельности в рамках отдельных положений стратегических национальных приоритетов, определённых Стратегией национальной безопасности Российской Федерации: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство.
В ходе освоения примерной рабочей программы по основам безопасности жизнедеятельности обучаемые сформируют индивидуальные социальные качества, компетентности, что окажет важное влияние на их подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в современном обществе в реальных условиях окружающего мира.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9-е классы : рабочая программа : предметная линия учебников под редакцией С. Н. Егорова: учебное пособие / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов. — Москва : Просвещение, 2021. — 61 с.
Обоснование выбора авторской программы.
Рабочая программа Б. О. Хренникова, Н. В. Гололобова, Л. И. Льняной, М. В. Маслова, отражает один из возможных вариантов реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности. Предметная линия учебников под редакцией С. Н. Егорова: учебное пособие / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов. — Москва : Просвещение, 2021. входит в перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ.
Основные методы обучения
Для освоения содержания рабочей программы могут использоваться как репродуктивные (1-2) так и продуктивные (3-5) методы обучения:
1. объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный) метод;
2. репродуктивный метод;
3. метод проблемного изложения;
4. частично-поисковый (или эвристический) метод;
5. исследовательский метод.
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной (главной) формой организации учебного процесса является классно-урочная система обучения, ключевым компонентом которой является урок.
Классно-урочная система предусматривает обязательную связь с внеурочной и дополнительными формами обучения: домашнюю самостоятельную подготовку обучающихся, консультации в сочетании с дополнительными занятиями, кружковые занятия.
Типы уроков.
Преобладающими типами уроков при изучении учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в рабочей программе 8 класса являются:
• урок изучения и первичного закрепления знаний (УИПЗЗ);
• комбинированный урок (КУ);
• урок закрепления знаний и выработки умений (УЗЗВУ);
• урок обобщения и систематизации знаний (УОСЗ).
Формы организации работы обучающихся.
Для более эффективной и качественной организации учебного процесса при проектировании учебного занятия рабочей программой предусматривается сочетание следующих форм организации работы обучающихся:
• фронтальная работа;
• индивидуальная работа;
• работа в постоянных парах (группах);
• работа в парах (группах) сменного состава.
Особенности организации учебного процесса.
При разработке структуры и содержания рабочей программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
• социогуманитарная обусловленность – учёт требований Федерального государственного образовательного стандарта в предметной области Основы безопасности жизнедеятельности;
• природосообразность – учёт возрастных психофизических особенностей и потребностей старшеклассников, актуализация субъектной позиции обучающихся по социально-правовой подготовке в области безопасности жизнедеятельности;
• преемственность всех ступеней образования – информационно-методическое соответствие целей и содержания предмета ОБЖ в средних и старших классах образовательного учреждения;
• научность, связь теории с практикой – опора на методологические средства теории безопасности жизнедеятельности, формирование конкретных умений;
• системность – представление среды и её объектов в качестве систем, изучение взаимодействия которых ведёт к анализу причин и следствий проявления опасностей в среде жизнедеятельности;
• интегративность – межпредметные и внутрипредметные связи гуманитарного и естественно-научного знания по проблеме безопасности жизнедеятельности.
Технологии обучения.
Выполнение рабочей программы предполагает использование современных педагогических технологий: личностно-ориентированного, развивающего обучения, тестового контроля, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, технологий саморазвивающего обучения, проблемного обучения.
Формы учебных занятий, виды деятельности обучающихся.
Для освоения учебных тем рабочей программы могут использоваться разнообразные формы занятий:
• урок-беседа;
• урок-лекция;
• урок самостоятельной работы;
• практическое занятие;
• лекция-конференция;
• урок-викторина.
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются:
1. учебно-познавательная деятельность:
• развитие информационной компетентности и функциональной грамотности по ОБЖ: изучение ключевых понятий темы, терминов и определений, научных подходов к выявлению факторов риска для жизни и здоровья;
• закрепление нового материала на репродуктивном и продуктивном уровне: вопросы и задания;
• планирование личного поведения в экстремальной ситуации, самоопределение достаточности личных знаний по изучаемой теме;
• опыт самостоятельной творческой деятельности, сотрудничества в малой группе: учебно-исследовательской, проектной (коммуникация, презентация, портфолио);
2. аналитическая деятельность:
• выявление причинно-следственных связей между явлениями и событиями, определяющими состояние опасности (безопасности) среды жизнедеятельности;
• моделирование стратегии безопасного поведения и оценка личной готовности к минимизации риска ущерба здоровью и безопасности;
3. практическая деятельность по формированию ключевых компетенций и компетентности по безопасности жизнедеятельности:
• формирование личных убеждений, гражданской позиции, правовой грамотности, психофизической готовности к выработке качеств, полезных привычек, способов (моделей) безопасного поведения в опасных ситуациях, определяющих общую компетентность по безопасности жизнедеятельности:
- мотивационный компонент – формирование личных убеждений, ценностей и смыслов изучаемых понятий учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности, гражданской позиции, правовой грамотности, личного отношения к вопросам охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- информационный компонент – формирование научного мировоззрения, научной картины целостного восприятия мира и человека в нём; использование научных подходов освоении моделей безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности, умение находить необходимую информацию по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности, включая формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- операционный компонент (практические умения, опыт): предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций и грамотно действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность в случае экстремальной ситуации; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь при неотложных состояниях; опираться в решении спорных вопросов на нормативно-правовые акты и законы Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
Целью изучения и освоения программы учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в 8 классах является формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная подготовка по основам военной службы в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип построения и комплексный подход к наполнению содержания. Модульный принцип определяет выделение учебных разделов, каждый из которых представляет конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности.
Структурно в рабочей программе 8 класса представлены 7 учебных модулей.
Модуль I (М-I) - Здоровье и как его сохранить: здоровье и здоровый образ жизни (4 ч).
Модуль II (М-II) - Безопасность в природной среде: защита от опасных и чрезвычайных ситуаций природного и биолого - социального характера (6 ч).
Модуль III (М- III) - Безопасность в быту: безопасность в быту (4 ч).
Модуль IV (М-IV) - Безопасность на транспорте: безопасность на дороге и на транспорте (3 ч).
Модуль V (М-V) - Безопасность в общественных местах: безопасность в учебном и производственном процессах (2 ч).
Модуль VI (М-VI) - Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения:чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий (8 ч).
Модуль VII (М-VII) - Основы медицинских знаний: оказание первой помощи (4 ч).
Межпредметные и внутрипредметные связи
Практически вся тематика учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности базируется на знаниях, полученных обучающимися при изучении других общеобразовательных предметов - экологии, биологии, географии, обществознанию, праву, физике, химии, истории, физической культуры.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом среднего (полного) общего образования на изучение учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в 8 классе выделяется 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Разработанная рабочая программа по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности для 8 класса рассчитана на 34 учебных часа, в которые включены четыре практических занятия.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности являются следующие умения:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
- навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Степень усвоения обучающимися 8 класса учебного материала по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности определяется в ходе текущего, тематического, итогового контролей.
Текущий контроль (ТК) проводится систематически на каждом уроке. Для этого используются разработанные к каждому уроку контрольные вопросы, тестовые задания.
После изучения раздела степень усвоения учебного материала определяется в ходе тематического контроля (ТМК) (в форме тестирования) с помощью разработанного контрольно-измерительного материала. Итоговое задание по разделу может быть в форме доклада, реферата, проектного или исследовательского задания и т.д..
Итоговый контроль (ИК) знаний обучающихся планируется в конце учебного года.
Результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения программы учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности обучающимися 8 класса:
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10)знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11)умение оказать первую помощь пострадавшим;
12)умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости;
13)умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14)овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Информация об используемом учебнике
Рабочая программа предназначена для работы с учебником под редакцией С. Н. Егорова: учебное пособие / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов. — Москва : Просвещение, 2021. входит в перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ, входящим в федеральный перечень учебников,утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 года №345 О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Содержание рабочей программы
Модуль Здоровье и как его сохранить.
1. Здоровье и здоровый образ жизни (4 ч).
Зависимость благополучия человека от его здоровья. Как сформировать индивидуальную модель здорового образа жизни. Как избежать инфекционных заболеваний. Влияние вредных привычек на здоровье человека.
Модуль Безопасность в природной среде.
2.Защита от опасных и чрезвычайных ситуаций природного и биолого-социального характера (6 ч).
Чрезвычайные ситуации природного и биолого-социального характера и их последствия. Основные правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года. Безопасный отдых на водоёмах и оказание помощи терпящим бедствие на воде. Правила безопасности в туристских походах. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. Опасные ситуации в природных условиях.
Модуль Безопасность в быту.
3. Безопасность в быту (4 ч).
Обеспечение личной безопасности в быту. Пожары в зданиях. Предупреждение пожаров и меры по защите населения.
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Модуль Безопасность на транспорте.
4. Безопасность на дороге и на транспорте (2 ч).
Безопасность участников дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия и аварийные ситуации. Безопасность на
железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте.
Модуль Безопасность в общественных местах.
5. Безопасность в учебном и производственном процессах (2 ч).
Безопасность на уроках и переменах. Безопасность на практических занятиях.
Модуль Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий (8 ч).
Разновидности чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и защита населения
от их последствий. Аварии на химически опасных объектах и защита населения от их последствий. Аварии на
взрывопожароопасных объектах и защита населения от их последствий. Аварии на гидротехнических сооружениях и защита
населения от их последствий. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Виды и способы
эвакуации населения. Инженерные сооружения для защиты населения.
Модуль Основы медицинских знаний.
7. Оказание первой помощи (4 ч).
Значение первой помощи при неотложных состояниях. Оказание первой помощи при травмах. Оказание первой помощи при утоплении, остановке сердца и коме. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.
Учебно-тематический план
8 класс
Номер раздела и темы
Наименование раздела и темы
Кол-во часов
М-I
Модуль Здоровье и как его сохранить
Тема 1
Здоровье и здоровый образ жизни
4
М-II
Модуль Безопасность в природной среде
Тема 2
Защита от опасных и чрезвычайных ситуаций природного и биолого-социального характера
6
М-III
Модуль Безопасность в быту
Тема 3
Безопасность в быту
4
М-IV
Модуль Безопасность на транспорте
Тема 4
Безопасность на дороге и на транспорте
2
М-V
Модуль Безопасность в общественных местах
Тема 5
Безопасность в учебном и производственном процессах
2
М-VI
Модуль Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения
Тема 6
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий
8
М-VII
Модуль Основы медицинских знаний
Тема 7
Оказание первой помощи
4
Практическая работа
4
Итого:
34
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в 8 классе, обучающийся будет
знать:
-основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
-потенциальные опасности техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
-меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
-основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
-наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации техногенного характера, их последствия и классификацию;
-организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
-права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
-приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
-доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решения и действовать, обеспечивая личную безопасность;
-соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
-действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
-соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
-пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
-проявление бдительности и безопасности поведения при угрозе террористического акта или других опасных ситуациях;
-оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Литература и средства обучения
Учебно-методическая и дополнительная литература:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов,
Л. И. Льняная, М. В. Маслов]; под ред. С. Н. Егорова. — М.: Просвещение, 2021.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9-е классы: рабочая программа : предметная линия учебников под редакцией С. Н.
Егорова: учебное пособие / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов. — Москва: Просвещение, 2021.
3. Основы безопасности жизнедеятельности: методическое пособие для учителя к завершённой предметной линии учебников под
редакцией С. Н. Егорова Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс, Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс,
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс, Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс, Основы безопасности
жизнедеятельности. 9 класс / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С. Н. Егорова. — Москва:
Просвещение, 2021.
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура:
• мультимедиапроектор;
• переносной экран.
Интернет ресурсы:
• http://edu.gov.ru – официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации;
• http://minobrnauki.gov.ru – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
• http://mil.ru – официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации;
• www.mchs.gov.ru – официальный сайт МЧС России;
• http://fcior.edu.ru/ – сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов;
• http://www.garant.ru – информационно-правовой портал ГАРАНТ;
• www.prosv.ru – издательство Просвещение;
• http://www.school-obz.org – сайт журнала МЧС России Основы безопасности жизнедеятельности;
• http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
• http://rosolymp.ru – информационный портал Всероссийской олимпиады школьников.
Календарно – тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс (34 часа)
2021-2022 учебный год
Класс- 8
Учитель –Скворцова И.А.
Количество часов по учебному плану – 34 часа, 1 час в неделю, 34 недели
Контрольных работ – 1 (входной контроль)+1 (промежуточная аттестация)
Практических работ- 4
№
п/п
Раздел, тема урока
Содержание, понятия, термины, виды деятельности
Планируемые результаты обучения
Домашнее задание
Дата
предметные
метапредметные
личностные
Модуль Здоровье и как его сохранить
Тема 1. Здоровье и здоровый образ жизн (4ч.)
1
1.1. Зависимость благополучия человека от его здоровья
Характеризуют здоровье как важнейшее условие развития личности. Объясняют, что входит в понятие физического и духовного здоровья. Формулируют понятие здорового образа жизни. Усваивают правила, которые необходимо соблюдать для формирования индивидуальной модели здорового образа жизни.
Определяют особенности инфекционных заболеваний.
Характеризуют меры профилактики инфекционных заболеваний. Объясняют, какой вред наносят здоровью табакокурение, алкоголь, наркомания. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 1
-знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- развитие личностных, в том числе духовно нравственных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз
1, с.7-11
Вопросы 1-4
2.
8а-
8б-
8в-
2
1.2. Как сформировать индивидуальную модель здорового образа жизни Входной контроль
2, с.11-21.
Вопросы 1-7
1
8а-
8б-
8в-
3
1.3. Как избежать инфекционных заболеваний
3, с.21-25.
Вопросы 1-4
1
8а-
8б-
8в-
4
1.4. Влияние вредных привычек на здоровье человека
4, с.25-35.
Вопросы 1-5
можно ли решить проблему табакокурения?
8а-
8б-
8в-
Модуль Безопасность в природной среде
Тема 2. Защита от опасных и чрезвычайных ситуаций природного и биолого-социального характера(6ч.)
5
2.1. Чрезвычайные
ситуации природного
и биолого-социального характера и их
последствия
Характеризуют особенности природных и биолого -социальных чрезвычайных ситуаций, таких как извержение вулкана, землетрясение, обвалы, ураганы, сели, эпизоотии, пандемии и др. Раскрывают особенности безопасного поведения в различное время года. Объясняют правила оказания помощи терпящим бедствие на воде во время отдыха и водных туристских походов.
Объясняют различные способы ориентирования.
Формируют представление о различных видах туристских походов. Усваивают правила обеспечения безопасности при автономном существовании человека в природной среде: обеспечение ночёвки, добывание огня, пищи и др. Объясняют правила подачи сигналов бедствия. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 2
- понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей
5, с.37-47.
Вопросы 1-6
3
8а-
8б-
8в-
6
2.2. Основные правила безопасного
поведения на водоёмах в различное
время года
6, с.47-50.
Вопросы 1-4
Составить памятку
8а-
8б-
8в-
7
2.3. Безопасный отдых на водоёмах и
оказание помощи
терпящим бедствие
на воде
7, с.50-62.
Вопросы 1-5
8а-
8б-
8в-
8
2.4. Правила безопасности в туристских походах
8, с.62-80.
Вопросы 1-6
Сообщение об известных путешественниках
8а-
8б-
8в-
9
2.5. Обеспечение
безопасности при
автономном существовании человека в природной среде
9,с.80-88
Вопросы 1-8
2
8а-
8б-
8в-
10
2.6. Опасные ситуации в природных условиях
10,с.88-97
Вопросы 1-8
Какие заболевания вызывают клещи?
8а-
8б-
8в-
Модуль Безопасность в быту
Тема 3. Безопасность в быту(4ч.)
11
3.1. Обеспечение
личной безопасности
в быту
Формируют представление об опасностях, которые могут происходить в быту, и о правилах безопасного поведения при пользовании бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Характеризуют правила безопасного поведения при утере ключей, употреблении лекарств. Характеризуют правила противопожарной безопасности и правила поведения при пожаре.
Формируют представление о государственных службах, которые занимаются пожарной профилактикой. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 3
- знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации,
получаемой из различных источников;
- готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
11, с.99-110
Вопросы 1-7
3
8а-
8б-
8в-
12
3.2. Пожары в зданиях
12, с.110-122
Вопросы 1-5
1
8а-
8б-
8в-
13
3.3. Предупреждение пожаров и меры
по защите населения
13, с.122-128.
Вопросы 1-4
доп. инф-я о ГПС
8а-
8б-
8в-
14
3.4. Права и обязанности граждан в
области пожарной
безопасности
14,с.128-133.
Вопросы 1-4
8а-
8б-
8в-
Модуль Безопасность на транспорте
Тема 4. Безопасность на дороге и на транспорте(2ч.)
15
4.1. Безопасность
участников дорожного
Движения.
4.2. Дорожно-транспортные происшествия и аварийные
ситуации
Характеризуют участников дорожного движения.
Объясняют основные понятия Правил дорожного движения. Определяют правила безопасного поведения участников дорожного движения -пешеходов, водителей. Характеризуют правила безопасного поведения на общественном транспорте, а также на водном, железнодорожном,
авиационном транспорте.
Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 4
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной
ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах
15, с.135-150
Вопросы 1-9
3,4
16, с.150-161
Вопросы 1-5
2
8а-
8б-
8в-
16
4.3. Безопасность на
железнодорожном,
авиационном, морском и речном транспорте
17, с.161-171.
Вопросы 1-9
8а-
8б-
8в-
Модуль Безопасность в общественных местах
Тема 5. Безопасность в учебном и производственном процессах (2ч.)
17
5.1. Безопасность
на уроках и переменах
Объясняют значение безопасного поведения в образовательной организации на уроках и во время перемены. Характеризуют особенности безопасности во время практических занятий.
Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 4
- формирование убеждения в необходимости безопасного образа жизни;
- знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей
18, с.173-175.
Вопросы 1-3
правила для обучающихся школы
8а-
8б-
8в-
18
5.2. Безопасность
на практических занятиях
19, с.173-177.
Вопросы 1-4
8а-
8б-
8в-
Модуль Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения
Тема 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий (8ч.)
19
6.1. Разновидности
чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Характеризуют особенности и разновидности чрезвычайных
ситуаций техногенного характера.Объясняют особенности аварийных ситуаций на химических объектах, взрывоопасных и радиационно опасных объектах. Демонстрируют знание средств защиты населения во время
техногенных чрезвычайных ситуаций. Характеризуют особенности инженерных сооружений для защиты населения. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 6
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
20, с.179-181.
Вопросы 1-4
8а-
8б-
8в-
20
6.2. Аварии на радиационно опасных
объектах и защита
населения от их последствий
21, с.182-187.
Вопросы 1-5
8а-
8б-
8в-
21
6.3. Аварии на химически опасных
объектах и защита
населения от их последствий
22,
с.188-196.
Вопросы 1-8
8а-
8б-
8в-
22
Практическая работа 1. Средства индивидуальной защиты населения от АХОВ. Изготовление ватно- марлевой повязки,
Отработка практических навыков
8а-
8б-
8в-
23
6.4. Аварии на
взрывопожароопасных объектах и защита населения от
их последствий
23,с.196-201.
Вопросы 1-5
8а-
8б-
8в-
24
6.5. Аварии на гидротехнических сооружениях и защита
населения от их последствий
24, с.201-205.
Вопросы 1-4
1
8а-
8б-
8в-
25
6.6. Оповещение
населения о чрезвычайных ситуациях
техногенного характера
25, с.206-209.
Вопросы 1-4
8а-
8б-
8в-
26
6.7. Виды и способы эвакуации населения
26, с.209-217.
Вопросы 1-4
8а-
8б-
8в-
27
Практическая работа 2. Виды и способы эвакуации из здания школы
Отработка практических навыков
8а-
8б-
8в-
28
6.8.Инженерные
сооружения для защиты населения
27, с.217-221.
Вопросы 1-3
8а-
8б-
8в-
Модуль Основы медицинских знаний
Тема 7. Оказание первой помощи(4ч.)
29
7.1. Значение первой помощи при неотложных состояниях
Итоговое тестирование (промежуточная аттестация)
Характеризуют значение первой помощи при неотложных состояниях. Характеризуют средства, используемые при оказании первой помощи. Называют нормативные документы, регламентирующие правила оказания первой помощи. Объясняют особенности оказания первой помощи при утоплении, остановке сердца, при отравлениях.Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 7
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации,
получаемой из различных источников;
- готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
28, с.223-227.
Вопросы 1-5
8а-
8б-
8в-
30
7.2. Оказание первой помощи при травмах
29, с.228-231.
Вопросы 1-3
8а-
8б-
8в-
31
Практическая работа 3. Правила наложения повязок, виды повязок
Отработка практических навыков
8а-
8б-
8в-
32
Практическая работа 4. Правила наложения шин с помощью подручных средств
Отработка практических навыков
8а-
8б-
8в-
33
7.3. Оказание первой помощи при утоплении, остановке сердца и коме
30, с.231-237.
Вопросы 1-4
8а-
8б-
8в-
34
7.4. Первая помощь
при отравлениях аварийно химически
опасными веществами
31, с.237-241.
Вопросы 1-3
8а-
8б-
8в-
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей ОБЖ и ФК
от №1 от 27 .08.2021 г.
_________ Т.Ю. Смольнякова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________И.А. Бондарь
27 августа 2021 г.
21