Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование" для старшей группы общеразвивающей направленности образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование» для старшей группы общеразвивающей направленности образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» | Закирова Гульшат Рафисовна. Работа №235543

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Закирова Гульшат Рафисовна
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Рисование» образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей старшей   группы общеразвивающей направленности составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

·         Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. – М.: Академия, 1997.

·         Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002.

·         Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа.- М.: Мозаика – Синтез, 2015, - 112 с.: цв.вкл.

·         Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду ./под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой–-М:МОЗАИКА-Синтез, 2003 М.

·         Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (средняя  группа). – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Принцип отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей дошкольного образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также возрастными и индивидуальными особенностями развития детей  5 – 6  лет.

Пояснительная записка
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности Рисование образовательной области Художественно – эстетическое развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. – М.: Академия, 1997.
Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002.
Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа.- М.: Мозаика – Синтез, 2015, - 112 с.: цв.вкл.
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду ./под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой–-М:МОЗАИКА-Синтез, 2003 М.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (средняя группа). – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
Принцип отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей дошкольного образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также возрастными и индивидуальными особенностями развития детей 5 – 6 лет.
Количество непрерывной образовательной деятельности
Общее
В неделю
Длительность (мин.)
37
1
25
Сопутствующими формами образовательной деятельности по образовательному компоненту Рисование образовательной области Художественно–эстетическое развитие для старшей группы общеразвивающей направленности являются: экскурсии, выставки, чтение, беседы после чтения, рассматривание иллюстраций и картин, решение проблемных ситуаций; игры, создание макетов, коллекций и их оформление.
Содержание образовательной области Художественно – эстетическое развитие направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование);
развитие детского творчества;
приобщение к искусству.
Общие:
продолжать обращать внимание детей на красоту природы и любоваться вместе с детьми совершенством формы, цвета, строения, деревьев, кустарников и других представителей растительного и животного мира;
продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности;
закреплять умение сохранять правильную позу при работе за столом, мольбертом, быть аккуратными;
систематически информировать родителей о том, как протекает художественно-эстетическое развитие их ребенка и консультировать относительно того, как организовать изобразительную деятельность в домашних условиях;
Приобщение к искусству:
продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству;
развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства;
учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности;
формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр);
продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности;
познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников;
расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.);
продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др;
обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т.д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д;
развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей;
при чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов;
познакомить с понятиями народное искусство, виды и жанры народного искусства. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах;
формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Изобразительная деятельность:
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).
Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки —городецкая, богородская; бирюльки).
Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Предметное рисование.
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день - наклоняться и т.д.). Учить передавать движения фигур.
Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
Учить рисовать кистью разными способами; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.
Сюжетное рисование.
Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений (Кого встретил Колобок, Два жадных медвежонка, Где обедал воробей? и др.).
Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).
Декоративное рисование.
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.
Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.
Новизна данной рабочей программы состоит в использовании системы увлекательных игр и упражнений, позволяющих усвоить программу, которая учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник изобразительного искусства, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей.
Национально-региональный компонент
Рабочая программа предусматривает использование методов и приемов обучения воспитанников в рамках НРК. Ознакомление детей с родной природой, культурным наследием - декоративно-прикладным искусством, художественно-ремесленными традициями, языком, обрядами, фольклором, народными играми и др. помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей малой Родине, к своему дому, воспринимать всю полноту ближайшего окружения, усваивать при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Цель: ознакомление дошкольников с культурными, социальными и экономическими особенностями.
Задачи:
Узнавать и называть орнаменты народов ханты и ненцы.
Использовать орнаменты коренных народов Севера в украшении предметов быта (кисы, малица, ягушка).
Знать орнаменты: заячьи ушка, оленьи рога, мужская голова, женская голова.
Узнавать и называть предметы народных художественных ремесел: изготовление берестяной посуды, изготовление меховой одежды и обуви.
Национально-региональный компонент реализуется как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах, а также в практических видах деятельности.
Особенностью организации образовательного процесса по образовательному компоненту Рисование образовательной области Художественно–эстетическое развитие для старшей группы общеразвивающей направленности является организация образовательного процесса с использованием разных видов деятельности детей (игровой, двигательной, речевой), познавательных бесед (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, развивающих игр упражнений, заданий) с использованием инновационных педагогических образовательных технологий: проблемная ситуация; развивающее обучение; групповое обучение; информационные технологии; коллективный способ обучения, здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, музыкотерапии, сказкотерапии, пальчиковой гимнастики, физкультминутки, гимнастики для глаз, релаксации, психогимнастики.
Содержание программы позволит в занимательной игровой форме развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создавать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых.
Рабочая программа предусматривает использование музыкального сопровождения, просмотр видео, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, прослушивание литературного материала, дидактические и художественно-развивающие игры.
Задачи и содержание работы
Формы работы
Формы органи-зации детей
Пример-ный объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)
Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности
Создание макетов, коллекций и их оформление
Украшение предметов для личного пользования
Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики
Игры
Организация выставок работ народных мастеров и произведений ДПИ, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.)
Фронтальная
25 мин.
Формы работы с детьми
Тематический план
В тематическом плане представлена последовательность изучения разделов рабочей программы, непрерывная образовательная деятельность распределена по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки. Тематический план составлен на весь срок освоения образовательного компонента Рисование образовательной области Художественно- эстетическое развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности.

Тема НОД
Количество НОД
В том числе
практическая деятельность
1
О чем можно рассказать в рисунке
1
1
2
Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду
1
1
3
Знакомство с акварелью
1
1
4
Осенние листья
1
1
5
Укрась платочек ромашками
1
1
6
Что нам осень принесла
1
1
7
Дымковская слобода (деревня)
1
1
8
Ветка рябины
1
1
9
Чудесное превращение кляксы (кляксография)
1
1
10
Знакомство с городецкой росписью
1
1
11
Моя любимая сказка
1
1
12
Белая береза под моим окном
1
1
13
Волшебные снежинки
1
1
14
Расписываем новогодние колокольчики
1
1
15
Наша нарядная елка
1
1
16
Готовимся к новогоднему маскараду
1
1
17
Что больше всего понравилось на новогоднем празднике
1
1
18
Дед мороз
1
1
19
Зима
1
1
20
Усатый полосатый
1
1
21
Городецкая роспись деревянной доски
1
1
22
Рисуем по шаблону
1
1
23
Солдат на посту
1
1
24
По мотивам хохломской росписи
1
1
25
Милой мамочке портрет
1
1
26
Милой мамочке портрет
1
1
27
Солнышко, нарядись
1
1
28
Фантастические цветы
1
1
29
Знакомство с искусством гжельской росписи
1
1
30
Придумай узор
1
1
31
На далекой, неизведанной планете
1
1
32
Покорители космоса – наши космонавты
1
1
33
Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы - ледяная
1
1
34
Салют над городом в честь дня победы
1
1
35
Превращение камешков
1
1
36
Бабочки летают над лугом
1
1
37
Красивые цветы
1
1
Итого
Содержание работы по освоению образовательного компонента Рисование
образовательной области Художественно - эстетическое развитие
для детей старшей группы общеразвивающей направленности.

Тема/раздел
Содержание
Требования к овладению необходимыми знаниями и умениями
1
О чем можно рассказать в рисунке
Учить понимать рисунок как средство передачи впечатлений, передавать содержание с помощью разных материалов (карандашей, красок).
Рисуют кистью, правильно держат кисть, ведут ей по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимают ее в пальцах.
2
Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду
Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много золотых яблок.
Ритмично наносят пятна, мазки; набирают краску на кисть, аккуратно обмакивают ее ворсом в баночку с краской, снимают лишнюю краску о край баночки, правильно держат кисть.
3
Знакомство с акварелью
Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т. д. Учить способам работы акварелью
Правильно держат кисть, знают название цветов ( красный, синий, желтый), изображают простые предметы округлой формы.
4
Осенние листья
Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья , стараясь передавать окраску, и печатать ими на бумаге.
Правильно держат кисть, знают название цветов ( красный, синий, желтый), изображают простые предметы округлой формы.
5
Укрась платочек ромашками
Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки).
Изображают простые предметы прямоугольной, круглой формы, правильно держат кисть.
6
Что нам осень принесла
Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить детей создавать дидактическую игру
Изображают простые предметы круглой и овальной формы, передают в рисунках красоту окружающих предметов.
7
Дымковская слобода (деревня)
Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному искусству. Продолжать развивать навыки коллективной работы.
Ритмично наносят линии в разных направлениях, хорошо промывают кисть.
8
Ветка рябины
Упражнять в изображении листьев и ягод рябины; смешивании жёлтой и красной краски для получения оранжевого цвета; закреплять умение использовать в работе знакомые и доступные средства выразительности.
Рисуют прямые линии в разных направлениях, знают названий цветов (красный, синий, желтый), передают в рисунках красоту окружающих предметов, располагают изображение по всему листу.
9
Чудесное превращение кляксы
(кляксография)
Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс).
Изображают простые предметы разной формы, состоящие из комбинаций разных форм.
10
Знакомство с городецкой росписью
Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок — розан, с боков его бутоны и листья), мазки, точки, черточки — оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью.
Передают в рисунке красоту окружающих предметов, располагают изображения по всему листу.
11
Моя любимая сказка
Развивать восприятие образа человека. Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведении (сказки). Упражнять в изображении человека. Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами.
Умеют передавать в рисунке любимый литературный образ (пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали).
12
Белая береза под моим окном
Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и стройного ствола с тонкими гибкими ветками. Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии - концом).
Создают несложные сюжетные композиции, располагают изображения по всему листу.
13
Волшебные снежинки
Учить рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность.
Рисуют прямые и округлые линии в разных направлениях, перекрещивают их, располагают изображение по всему листу.
14
Расписываем новогодние колокольчики
Приобщать детей к художественно-декоративной деятельности по украшению группы к новогоднему празднику. Закреплять навыки работы с красками, умение составлять узор.
Изображают простые предметы прямоугольной, квадратной, треугольной формы.
15
Наша нарядная елка
Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов.
Изображать предметы, состоящие из комбинаций разных форм и линий, располагают изображения по всему листу.
16
Готовимся к новогоднему маскараду
Вызвать интерес к созданию новогодней атрибутики (маски, шапочки), желание проявить самостоятельность при их украшении (выбор цвета, элементов росписи).
Рисуют предметы, состоящие из комбинаций разной формы, располагают изображения по всему листу.
17
Что больше всего понравилось на новогоднем празднике
Учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника; рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности.
Самостоятельно применяют навыки изображения предметов разной формы (круг, квадрат, овал), умеют отбирать для рисунка карандаши нужного цвета.
18
Дед мороз
Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Закреплять навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка.
Умеют изображать прямые и изогнутые линии. Знают и называют цвета.
19
Зима
Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь).
Дети самостоятельно задумывают содержание рисунка.
20
Усатый полосатый
Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками (или цветными восковыми мелками). Учить видеть разнообразие изображений.
Видят разнообразие изображений, выразительность образа.
21
Городецкая роспись деревянной доски
Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.
Рисуют прямые линии сверху вниз, набирают краску на кисть, аккуратно обмакивают ее ворсом в баночку с краской, снимают лишнюю краску о край баночки.
22
Рисуем по шаблону
Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.
Умеют рисовать по представление сложные предметы.
23
Солдат на посту
Учить детей создавать в рисунке образ российского солдата, передавая характерные особенности костюма, позы человека, его оружия. Закреплять умение располагать изображенное на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения.
Умеют располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно.
24
По мотивам хохломской росписи
Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе.
Умеют рисовать тонкие плавные линии концом кисти.
25-26
Милой мамочке портрет
Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).
Передают особенности внешнего вида. Характер и настроение конкретного человека (мамы, бабушки, сестры).
27
Солнышко, нарядись
Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства в книжной графике (по иллюстрациям и народным потешкам и песенкам); обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия и пр.).
Используют в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользуются кистью.
28
Фантастические цветы
Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений Показать приемы Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные). Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность.
Используют в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.
29
Знакомство с искусством гжельской росписи
Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Формировать умение передавать элементы росписи. Закреплять умение рисовать акварелью.
Набирают краску на кисть, аккуратно обмакивают ее ворсом в баночку с краской, снимают лишнюю краску о край баночки, правильно держат кисть
30
Придумай узор
Развивать у детей эстетическое восприятие, учить составлять узор из знакомых элементов дымковской , городецкой росписи (по желанию), используя приемы рисования всей кистью, концом, подбирать красивые сочетания.
Используют в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользуются кистью.
31
На далекой, неизведанной планете
Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов. Показать способы получения фантазийных (несуществующих, выдуманных) образов.
Переносят признаки знакомого объекта в новый контекст; сочетают разные признаки в одном объекте.
32
Покорители космоса – наши космонавты
Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта (рисовать человека в движении), добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей.
Умеют передавать характер рисуемого объекта
33
Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы - ледяная
Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом).
Умеют рисовать разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом).
34
Салют над городом в честь дня победы
Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху — салют. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Учить образной оценке рисунков (выделяя цветовое решение, детали).
Создают композицию в рисунке, располагают внизу дома или кремлевскую башню, а вверху — салют
35
Превращение камешков
Учить создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные средства выразительности (цвет, композиция).
Используют в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользуются кистью.
36
Бабочки летают над лугом
Учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью.
Умеют сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила.
Красивые цветы
Закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства. Учить задумывать красивый, необычный цветок. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разных цветов с белилами, используя разный нажим карандаша. Закреплять технические навыки рисования разными материалами.).
Используют в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользуются кистью.
Литература и средства обучения:
Для педагогов:
Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. – М.: Академия, 1997.
Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002.
Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа.- М.: Мозаика – Синтез, 2015, - 112 с.: цв.вкл.
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду ./под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой–-М:МОЗАИКА-Синтез, 2003 М.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (старшая группа). – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
Для воспитанников:
учебная (рабочие тетради, альбомы),
художественная,
познавательная (вспомогательная),
электронные средства обучения,
интернет-ресурсы.
Материально – технические (пространственные) условия организации художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Уголок художественного творчества в группе;
Художественно – творческая папка Наше творчество для родительской общественности группы;
Выставка рисунков в холле дошкольного учреждения.
Технические средства обучения
Магнитофон;
CD и аудио материал
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:
На целенаправленное развитие восприятия цвета;
На восприятие формы;
На восприятие качеств величины;
На количество предметов;
На развитие речи, мышления;
На развитие первоначальных представлений о природе.
Наглядно – образный материал
Иллюстрации и репродукции;
Наглядно - дидактический материал;
Игровые атрибуты;
Живые игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
Стихи, загадки;
Открытки для рассматривания.
Способы проверки освоения содержания образовательного компонента Рисование образовательной области Художественно-эстетическое развитие для старшей группы общеразвивающей направленности.
Оценка индивидуального развития детей по образовательному компоненту, Рисование образовательной области Художественно-эстетическое развитие проводится с целью выявления результативности образовательного процесса, лежащего в основе планирования педагогического проектирования, определение наличия условий для развития воспитанника в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями, в форме педагогической диагностики с использованием диагностического материала.
К концу года дети:
Проявляют интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знают особенности изобразительных материалов.
Создают изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений); используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Используют различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; используют разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирают цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.
Критерии оценки индивидуального развития воспитанников по образовательному компоненту Рисование
образовательной области Художественно-эстетическое развитие
для старшей группы общеразвивающей направленности.
Анализ продукта деятельности
Содержание изображения (полнота изображения образа).
В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым . бенком изображения.
Передача формы:
форма передана точно;
есть незначительные искажения;
искажения значительные, форма не удалась.
Строение предмета:
части расположены верно;
есть незначительные искажения;
части предмета расположены неверно.
Передача пропорции предмета в изображении:
пропорции предмета соблюдаются;
есть незначительные искажения;
пропорции предмета переданы неверно.
Композиция.
а)расположение изображений на листе:
по всему листу;
на полосе листа;
не продумана, носит случайный характер;
б)соотношение по величине разных изображений, составля картину:
соблюдается пропорциональность в изображении предметов.
есть незначительные искажения;
пропорциональность разных предметов передана неверно.
Передача движения:
движение передано достаточно четко;
движение передано неопределенно, неумело;
изображение статичное.
Цвет.
В этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов деко ного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к свободное обращение с цветом:
а)цветовое решение изображения:
передан реальный цвет предметов;
есть отступления от реальной окраски;
цвет предметов передан неверно;
б)разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
По всем критериям, имеющим одну, две и три группы показателей (композиция, цвет), в каждой из которых по три показателя, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й (по месту за критерием) — 3 балла, 2-й — 2 балла, 3-й — 1 балл.
Например, критерий передача формы:
форма передана точно — 3 балла;
есть незначительные искажения — 2 балла;
искажения значительные, форма не удалась — 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наибольшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45 баллов, наименьшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью.
Оценка уровня развития
1 балл – низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла – высокий уровень Протокол оценки индивидуального развития детей по образовательному компоненту Рисование образовательной области Художественно-эстетическое развитие для старшей группы №12 общеразвивающей направленности
Группа №
Воспитатель:_________________________ Дата проведения:_______________________

Фамилия,
имя ребенка
Рисование
Лепка
композиция
передача
движения
цвет
форма
строение
предмета
пропорции
изобра-
жение на
листе
соотнош.
по вели-чине
цветовое
решение
разно-образие
цвет-й
гаммы
форма
строение
предмета
пропорции
композ-я
соотн. по величине)
передача
движения
вывод
конец года
начало года
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности образовательного компонента Рисование образовательной области Художественно- эстетическое развитие для старшей группы общеразвивающей направленности
Дата

Тема
Содержание
Материал
Национально – региональный компонент
Сопутствующие
формы работы
Средства
обучения
1.
О ЧЕМ МОЖНО РАССКАЗАТЬ В РИСУНКЕ
Развивать у детей воображение, интерес к процессу и результату рисования, учить понимать рисунок как средство передачи впечатлений, передавать содержание с помощью разных материалов (карандашей, красок). Развитие чувства ритма и цвета в рисунке
Альбомный лист, цветные карандаши.
Наблюдение за природой в данной местности.
Беседа День знаний Рассматривание иллюстраций из серии Дети идут в школу.
Т.С.Комарова, стр. 36, П. г. Этот пальчик стр.44, Ф-ка Клен стр.33
2.
ЯБЛОНЯ С ЗОЛОТЫМИ ЯБЛОКАМИ В ВОЛШЕБНОМ САДУ
Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много золотых яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промаки вать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске).
Альбомный лист, краски гуашевые,
Чтение текста Л.Н. Тостого Старик сажал яблоню.
Д/и Угадай на вкус, Фрукты-овощи.
Беседа о пользе фрктов
Т.С.Комарова, стр.34,
П. г.
Вышли пальчики гулять стр.43,
Ф-ка Листопад стр.104.,
3.
ЗНАКОМСТВО С АКВАРЕЛЬЮ
Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т. д. Учить способам работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти).
Листы бумаги, краски акварельные, кисти.
Т.С.Комарова, стр.31,
П. г. Человечки стр.46,
Ф-ка По дорожке шли, шли стр.64.
4.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита. Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья , стараясь передавать окраску, и печатать ими на бумаге. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Листы бумаги, краски акварельные, кисти, палитры, осенние листья, собранные детьми.
Беседа о красоте северного осеннего леса.
Наблюдение листопада на прогулке. Рассматривание и сбор осенних листьев красивой формы и окраски. Д/и С какого дерева листок?
И.А.Лыкова, стр.50,
П. г.
Вышли пальчики гулять стр.43,
Ф-ка Листопад стр.104.,
5.
УКРАСЬ ПЛАТОЧЕК РОМАШКАМИ
Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки). Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции. Продолжать учить рисовать красками.
Квадраты цветной бумаги, краски гуашевые, акварельные, кисти.
Знакомство с цветами региона.
Рассматривание различных декоративных изделий.
Д/и Составь узор.
Знакомство с народными изделиями, их росписью.
Т.С Комарова, стр. 33,
П. г.
Цветок стр.47,
Ф-ка
Мы цветы в саду сажаем стр.50.
6.
ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЛА
Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить детей создавать дидактическую игру Развивать стремление создавать предметы для игр.
Квадраты белой бумаги, краски гуашевые, акварельные, кисти
Игры детей в различные настольно – печатные игры. Рассматривание, как они сделаны. Создание грибов, овощей, фруктов на занятиях по рисованию, лепке.
Т.С.Комарова, стр.45,
П. г.
Ветерок стр.101,
Ф-ка
Ветер стр.101.
7.
ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА (ДЕРЕВНЯ)
Развивать чувства цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы.
Листы бумаги, краски гуашевые, кисти, дымковские игрушки.
Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Рассматривание, обследование и сравнение дымковских игрушек.
Т.С.Комарова, стр. 42,
П. г.
Прятки стр.40,
Ф-ка
Раз – подняться, потянуться стр.72.
8.
ВЕТКА РЯБИНЫ
Упражнять в изображении листьев и ягод рябины; смешивании жёлтой и красной краски для получения оранжевого цвета; закреплять умение использовать в работе знакомые и доступные средства выразительности. Развивать чувства ритма и цвета в рисунке.
Краски гуашевые палитра, кисти разного размера
Рассматривание кустарников, растущих в данной местности
Чтение стихотворения Н.Некрасова Рябинушка. Наблюдение и забота о растениях.
Г.Н.Давыдова, стр. 11, П. г. Дом и ворота стр.47, Ф-ка Рябинка стр.75.
9.
ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ КЛЯКСЫ
(кляксография)
Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.
Краски акварельные и гуашевые, цветная тушь, губки, срезы картофеля, трубочки для коктелей.
Наблюдения на прогулке за облаками (на что похожи?).
Чтение отрывка про мальчика, который хотел стать художникам.
И.А.Лыкова, стр.80,
П. г.
Зайка стр.46,
Ф-ка
Зайчики стр.30.
10.
ЗНАКОМСТВО С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ
Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок — розан, с боков его бутоны и листья), мазки, точки, черточки — оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.
Листы белой бумаги, гуашь нужных для росписи цветов, кисти.
Рассматривание изделий городецкой росписи. Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве. Рассматривание альбомов по народному искусству.
Т.СКомарова, стр.40, П. г.
Цветки стр.45,
Ф-ка
Раз – цветок, два - цветок стр.72
11.
МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА
Развивать восприятие образа человека. Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведении (сказки). Упражнять в изображении человека. Учить передавать в рисунке любимый литературный образ (пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали). Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки сверстников.
Альбомный лист, простой и цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.
Сказки народов Севера (сравнение с народными сказками).
Чтение и рассказывание сказок, в которых живут богатыри. Рассматривание иллюстраций. Организация игр-драматизаций. Знакомство с репродукциями картин Ю.Васнецова.
Т.С.Комарова, стр.91,
П. г.
Дружба стр.44,
Ф-ка
Как у наших у ребят стр.135.
12.
БЕЛАЯ БЕРЕЗА ПОД МОИМ ОКНОМ
Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и стройного ствола с тонкими гибкими ветками. Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии - концом). Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона).
Листы бумаги синего, розового, ярко-голубого цвета, гуашевые краски, кисти.
Деревья данной местности.
Экскурсия в парк, рассматривание деревьев. Рассматривание изображений деревьев. Знакомство с репродукциями картин И.И.Шишкина, И.И.Левитана, Ф.А.Васильева,И.Э. Грабаря.
И.А.Лыкова, стр. 92, П. г. Золотое солнышко стр.125, Ф-ка Белоснежное серебро стр.115.
13.
ВОЛШЕБНЫЕ СНЕЖИНКИ
Учить рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать образные представления, воображение.
Бумажные квадраты разные по цвету, гуашевые краски, тонкие кисти.
Знакомство с кружевоплетением как видом народного декоративно прикладного искусства (вологодские мастера). Рассматривание снежинок на прогулке, на окнах.
И.А.Лыкова, стр. 94, П. г. Прятки стр.40, Ф-ка Белоснежное серебро стр.115.
14.
РАСПИСЫВАЕМ НОВОГОДНИЕ КОЛОКОЛЬ-ЧИКИ
Приобщать детей к художественно-декоративной деятельности по украшению группы к новогоднему празднику. Закреплять навыки работы с красками, умение составлять узор. Развивать творчество.
Развёртки фонарей из плотной бумаги, гуашь, клей ПВА.
Особенности орнамента народов Севера (ненцы, ханты).
Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов колокольчиков. Беседа о наступающим празднике.
Т.Н.Доронова, стр. 125, П. г. Золотое солнышко стр.125, Ф-ка Белоснежное серебро стр.115.
15.
НАША НАРЯДНАЯ ЁЛКА
Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.
Альбомный лист, краски акварельные кисти.
Подготовка к новогоднему празднику в детском саду и участие в утреннике, просмотр телевизионных передач. Рассматривание новогодних открыток.
Т.С.Комарова, стр. 63, П. г. На лужок стр.41, Ф-ка Вот под елочкой стр.15
16.
ГОТОВИМСЯ К НОВОГОДНЕМУ МАСКАРАДУ
Вызвать интерес к созданию новогодней атрибутики (маски, шапочки), желание проявить самостоятельность при их украшении (выбор цвета, элементов росписи). Развивать эстетическое восприятие.
Заготовки из плотной бумаги масок, шапочек, гуашь, акварель, кисти.
Чтение книг; разучивание песен, стихов, игры в игровом уголке.
Т.Н.Доронова, стр. 128, П. г. Прогулка стр.55, Ф-ка Белая краска зимы стр.73.
17.
ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ НА НОВОГОДНЕМ ПРАЗДНИКЕ
Учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника; рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности. Учить красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение, творчество.
Альбомный лист, простой и цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.
Разговоры с детьми о празднике в детском саду, чтение стихов, пение песен. Подготовка к рождественским колядкам.
Т.С.Комарова, стр.64,
П. г.
Раз, два, три, четыре, пять стр.50,
Ф-ка
Руки в стороны и вверх стр.73
18.
ДЕД МОРОЗ
Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Закреплять навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка.
Альбомный лист, гуашь, кисточки, соль.
Участие в новогоднем утреннике, просмотр телевизионных передач. Рассматривание новогодних открыток.
Г.Н.Давыдова, стр. 38, П. г. Дом и ворота стр.47, Ф-ка В гостях у Зимушке-Зимы стр.56.
19.
ЗИМА
Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.
Листы бумаги синего, розового, ярко-голубого цвета, гуашевые и акварельные краски, кисти, восковые мелки.
Наблюдения на прогулке. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Разучивание стихотворений о зиме, чтение худ. Литературы.
Т.С.Комарова, стр. 55, П. г. Дом и ворота стр.47, Ф-ка В гостях у Зимушке-Зимы стр.56.
20.
УСАТЫЙ - ПОЛОСАТЫЙ
Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками (или цветными восковыми мелками). Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.
Бумага белого или слаботониро-ванная (альбомный формат), цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, краски гуашевые.
Рассматривание иллюстраций в книгах. Чтение стихотворения С.Маршака Усатый – полосатый.
Беседа с детьми о том , как живется животным в зимнее время года.
Т.С.Комарова стр. 63, П. г. Лошадки стр.55, Ф-ка Видишь, бабочка летает стр.13.
21.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ДЕРЕВЯННОЙ ДОСКИ
Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.
Вырезанные из бумаги дощечки светло желтого цвета, краски гуашевые, кисти, образцы городецкой росписи.
Рассматривание предметов декоративного искусства.
Т.С.Комарова, стр.59,
П. г.
Раз, два, три, четыре, пять стр.50,
Ф-ка
Руки в стороны и вверх стр.73
22.
РИСУЕМ ПО ШАБЛОНУ
Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Альбомные листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки.
Загадывание загадок о предметах, имеющих форму. Создание разных объектов из геометрических фигур на фланелеграфе.
Г.Н.Давыдова, стр. 68, П. г. Ой-ой-ой! стр.65, Ф-ка Вот какой веселый пляс стр.67.
23.
СОЛДАТ НА ПОСТУ
Учить детей создавать в рисунке образ российского солдата, передавая характерные особенности костюма, позы человека, его оружия. Закреплять умение располагать изображенное на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Развивать творчество, фантазию.
Простой графитный карандаш, цветные карандаши, альбомный лист.
Разучивание стихов, песен о российской армии; беседа с детьми.
Т.С.Комарова, стр. 76, П. г. Замок стр.43, Ф-ка Поднимаем руки выше стр.63.
24.
ПО МОТИВАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ
Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.
Вырезанные из бумаги полоски светло желтого цвета, краски гуашевые, кисти, образцы хохломской росписи.
Знакомство с хохломской росписью. Рассматривание предметов декоративного искусства.
Т.С.Комарова,
стр. 75, П. г. Дом и ворота стр.47, Ф-ка Рябинка стр.75.
35-26
МИЛОЙ МАМОЧКЕ ПОРТРЕТ
Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). Развивать внимание.
Бумага, краски гуашевые, простой и цветные карандаши, опорные рисунки для показа этапов работы.
Беседа Что может порадовать маму?.
Чтение стихов про маму.
И.А.Лыкова, стр. 142 П. г. На лужок стр.41, Ф-ка Вот под елочкой стр.15.
27.
СОЛНЫШКО, НАРЯДИСЬ
Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства в книжной графике (по иллюстрациям и народным потешкам и песенкам); обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия и пр.). Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью. Развивать воображение.
Лист бумаги бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации.
Рассматривание иллюстраций в книгах, разучивание песен, стихов, закличек. Беседа Масленица
И.А.Лыкова, стр.152,
П. г.
Солнце стр.80,
Ф-ка
Раз, два, три, четыре, пять стр.138.
28.
ФАНТАСТИЧЕС-КИЕ ЦВЕТЫ
Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений Показать приемы Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные). Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность. Развивать воображение, чувство цвета и композиции.
Листы бумаги разной величины, цветные карандаши, восковые мелки, краски акварельные
Орнамент народов Севера (ненцы, ханты).
Рассматривание иллюстраций к сказке С.Аксакова Аленький цветочек. Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному искусству (Хохлома, Гжель).
И.А.Лыкова, стр. 132, П. г. Моя семья стр.40, Ф-ка Если нравиться тебе.. стр.25.
29.
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ ГЖЕЛЬСКОЙ РОСПИСИ
Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Формировать умение передавать элементы росписи. Закреплять умение рисовать акварелью. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.
Изделия гжельских мастеров, иллюстрации, альбомы. Альбомные листы, краски акварельные, палитры, кисти.
.
Знакомство с разными видами народного искусства. Рассматривание узоров, обращая внимание детей на их цветовое решение, элементы узора.
Т.С. Комарова, стр. 89, П. г. Моя семья стр.40, Ф-ка Ты давай-ка не ленись стр.84.
30.
ПРИДУМАЙ УЗОР
Развивать у детей эстетическое восприятие, учить составлять узор из знакомых элементов дымковской , городецкой росписи (по желанию), используя приемы рисования всей кистью, концом, подбирать красивые сочетания.
Силуэты народных игрушек, краски гуашевые, кисти.
Воспитывать уважение к своему народу.
Ненцы, ханты – орнамент.
Д/и Узнай по описанию.
Рассматривание альбомов из серии Декоративно-прикладное искусство
Т.С.Комарова, стр. 90, П. г. Моя семья стр.40, Ф-ка Ты давай-ка не ленись стр.84.
31.
НА ДАЛЕКОЙ, НЕИЗВЕДАННОЙ ПЛАНЕТЕ
Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов. Показать способы получения фантазийных (несуществующих, выдуманных) образов: перенос признака знакомого объекта в новый контекст; сочетание разных признаков в одном объекте. Развивать воображение, любознательность, уверенность в реализации самых смелых замыслов.
Листы бумаги разного формата, краски гуашевые или акварельные, пастель, фломастеры, ватные палочки, простые карандаши.
Беседа о космосе, составление историй и рассказов о покорении космоса и далеких мирах, неизвестных планетах.
И.А.Лыкова,, стр. 132, П. г. Раз, два, три, четыре, пять. стр.50, Ф-ка Кто живет у нас в квартире? стр.35
32.
ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА – НАШИ КОСМОНАВТЫ
Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта (рисовать человека в движении), добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей.
Бумага, простой и цветные карандаши.
Беседа о космонавтах; одежде (скафандр, комбинезон, ботинки).
Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов.
Т.С.Комарова, стр. 100, П. г. Ой-ой-ой! стр.65, Ф-ка Если были бы у елочки… стр.75.
33.
БЫЛА У ЗАЙЧИКА ИЗБУШКА ЛУБЯНАЯ, А У ЛИСЫ - ЛЕДЯНАЯ
Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом).Развивать воображение.
Альбомные листы бумаги для детей. Цветные карандаши, фломастеры, краска гуашь, палитры.
Весенняя природа региона.
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций
Д/и Загадки про погоду.
Беседа У природы нет плохой погоды (таит снег, солнце греет, появились первые проталинки)
Т.С. Комарова, стр. 86, П. г. На лужок стр.41, Ф-ка Вот под елочкой стр.15.
34.
САЛЮТ НАД ГОРОДОМ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА ПОБЕДЫ
Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху — салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Учить образной оценке рисунков (выделяя цветовое решение, детали). Воспитывать чувство гордости за свою Родину
По желанию каждого ребёнка цветные карандаши, шариковые ручки, краски и др.
Наблюдения в дни праздников (с родителями).
Рассматривание картин, иллюстраций в книгах.
Т.С.Комарова, стр. 101, П. г. Золотое солнышко стр.125, Ф-ка Есть в лесу стр.25.
37.
ПРЕВРАЩЕНИЕ КАМЕШКОВ
Учить создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные средства выразительности (цвет, композиция). Развивать воображение.
Чистые и просушенные камешки разных форм, величины и расцветки гуашь, кисти, фломастеры.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Рассматривание и обследование камней разных форм и размеров с различной поверхностью.
Игры с камнями Найди такой же
И.А.Лыкова, стр. 190, П. г. Цветки стр.45, Ф-ка Руки на пояс поставьте вначале стр.73.
36.
БАБОЧКИ ЛЕТАЮТ НАД ЛУГОМ
Учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила. Развивать эстетическое восприятие.
Альбомные листы бумаги, краски гуашевые и акварельные, кисти.
Познакомить детей с играми народов Севера.
Рассматривание иллюстраций в книгах, детских энциклопедиях.
Т.С.Комарова, стр. 105, П. г. Пальчик-мальчик стр.41, Ф-ка Руки на пояс поставьте вначале стр.73.
37.
КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ
Закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства (горо- децкая, гжельская роспись и др.). Учить задумывать красивый, необычный цветок. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разных цветов с белилами, используя разный нажим карандаша. Закреплять технические навыки рисования разными материалами. ). Развивать творчество, воображение.
Бумага в форме квадрата размером 15х15 см, цветные карандаши или краски гуашевые на выбор детей.
Воспитывать интерес к искусству народов Севера
Рассматривание декоративных цветов на посуде, тканях, платках. репродукциях.
Т.С. Комарова, стр. 98, П. г. Моя семья стр.40, Ф-ка Ты давай-ка не ленись стр.84.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×