Название статьи:
Рабочая программа по предмету "Грим" | Кузичева Ольга Борисовна . Работа №353936. Номер работы: №353936
Дата публикации:
11.12.2024
Автор:
Кузичева Ольга Борисовна
Описание:
Познакомить студентов с историей и значением грима, выработать практические навыки у студента при работе над образом. Воспитать квалифицированного специалиста, способного посредством искусства грима раскрыть внешний рисунок характера персонажа, выявить его сценический образ. Дисциплина «Грим» входит в вариативную часть учебных циклов и имеет тесную взаимосвязь с такими дисциплинами как «Методика подготовки и проведения праздников и обрядов», «Практикум по художественно-массовой работе».
Управление культуры и архивного дела Тамбовской области
ТОГБОУ ВО Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт
им. С.В.Рахманинова
Факультет довузовского образования
Цикловая комиссия хореографического творчества
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины В.1.10. Грим
специальность 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)
Вид: хореографическое творчество
квалификация: Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель
Тамбов 2016
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам), утверждённого приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. № 1382.
Разработчик: преподаватель ЦК хореографического творчества колледжа им. В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова О. Б. Кузичева.
____________________
(подпись)
Эксперт: преподаватель ЦК хореографического творчества колледжа им. В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова Л. А. Картунова.
____________________
(подпись)
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
протокол №____ от _____ _______________ 20 г.
Председатель ЦК хореографического творчества колледжа им. В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова И. В. Радченко.
____________________
(подпись)
ОДОБРЕНО
Проректор по учебной работе
____ ___________20 г.
(подпись)
О.В.Стець
(расшифровка подписи)
СОГЛАСОВАНО
Декан факультета
___ ___________20 г.
(подпись)
И.В.Радченко
(расшифровка подписи)
Заведующая библиотекой
___ ___________20 г.
(подпись)
Н.А.Мордасова
(расшифровка подписи)
Начальник учебного отдела
___ ___________20 г.
(подпись)
Е.В.Самохвалова
(расшифровка подписи)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цель дисциплины
Задачи дисциплины
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Требования к результатам освоения дисциплины
Объём дисциплины, виды учебной работы и отчётности
Содержание дисциплины
Тематический план и содержание учебного материала
2.2.Образовательные технологии
Тематика семинаров
Интерактивные формы занятий
Организация контроля знаний
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
Дополнительная литература
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины
5.1.Ресурсное обеспечение
5.2.Программное обеспечение
5.3.Условия обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации для преподавателей
Рекомендации по организации учебного процесса и выбору учебного материала
Основные формы реализации дисциплины
Организация и формы самостоятельной работы студентов
Методические указания для студентов
Примерный перечень тематики письменных (курсовых) работ
Рекомендации по подготовке письменных (курсовых) работ
Материалы контроля знаний
7.4.1.Перечень вопросов для семинарских занятий
7.4.2.Вопросник для подготовки к зачёту (экзамену)
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся
1. Пояснительная записка
1.1. Цель дисциплины — познакомить студентов с историей и значением грима, выработать практические навыки у студента при работе над образом. Воспитать квалифицированного специалиста, способного посредством искусства грима раскрыть внешний рисунок характера персонажа, выявить его сценический образ.
1.2. Задачи дисциплины
умение применять грим в постановочной работе
развитие практических навыков и умений.
усвоение обучающимися теоретических основ искусства грима;
выработка навыков применения специальных материалов и гримировальных инструментов;
практическое владение обучающимися техническими приёмами гримирования и работы с постижёрскими изделиями;
формирование у студентов навыков использования знаний и умений при выборе грима, отвечающего содержанию художественно-хореографического образа;
воспитание эстетической культуры обучающихся, их художественного вкуса
1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Грим входит в вариативную часть учебных циклов и имеет тесную взаимосвязь с такими дисциплинами как Методика подготовки и проведения праздников и обрядов, Практикум по художественно-массовой работе.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
Перечень формируемых компетенций
Изучение учебной дисциплины направлено на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся:
ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива.
ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.
ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.
ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.
ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).
ПК 1.7. Применять разнообразные технические средства для реализации художественно-творческих задач.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта студенты, завершившие курс, должны
уметь:
выполнять расово-национальный грим;
сказочный грим, грим зверей, цирковой грим;
сделать эскиз любого грима;
работать над образом;
знать:
гигиену грима и технические средства грима;
анатомические основы в гриме;
грим черепа;
освоение первоначальных приемов гримировки.
1.5. Объём курса, виды учебной работы и отчётности
Общая трудоёмкость дисциплины — 58 часов, время изучения — 1 семестр. Предмет реализуется в форме групповых занятий.
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
1
2
3
4
5
6
7
8
Аудиторные занятия (всего)
34
34
В том числе:
Лекции
12
12
Практические занятия
20
20
Зачёт, контрольный урок
2
2
Самостоятельная работа (всего)
24
24
В том числе:
Выполнение письменных и творческих заданий
20
20
Подготовка к экзаменам, зачётам, контрольным работам
4
4
Вид промежуточной аттестации
Зач
(д)
Общая трудоёмкость (час)
58
58
Основной формой аудиторной работы является групповое занятие продолжительностью 2 академических часа в 1-м семестре, которое проводится в соответствии с учебным планом один раз в неделю.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной профессиональной образовательной программы, которая выполняется студентом в процессе внеаудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем на практическом занятии. Самостоятельная работа студентов подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебно-методические пособия.
2. Содержание дисциплины
2.1. Тематический план и содержание учебного материала
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Формируемые компетенции
Всего часов
Виды учебной работы
Лекции
Практические занятия
Семинары
Самостоятельная работа
1
2
3
4
5
6
7
8
1-й семестр
Раздел 1. Техника грима.
ПК 1.2 – 1.7
34
12
22
24
Тема 1.1. Введение. Предмет, цели, задачи дисциплины
Содержание учебного материала
Происхождение грима. Обряды. Религиозные празднества первобытного человека, магическая раскраска лица и тела. Условные маски. Маски древнегреческого и римского театров. Реалистический грим. Органическая связь грима с характером постановки, жанра и стилем.
ПК 1.2
2
2
Тема 1.2
История и значение грима
Содержание учебного материала
Грим как компонент спектакля, несущий идейно-художественный замысел постановщика, актёра, художника. Грим - помощник актёра в наиболее полном и всестороннем раскрытии образа. Гармония грима с костюмом, декорациями и бутафорией. Влияние на грим расстояния и глубины зрительного зала, а также сценического освещения.
ПК 1.3
2
2
Тема 1.3
Гигиена грима и технические средства в гриме
Содержание учебного материала
Подготовка лица к занятиям гримом. Безвредность красок, их состав. Аксессуары грима. Гигиена рабочего места. Освещение. Свойства и качество гримировальных принадлежностей. Технические правила и последовательность процесса гримирования и разгримирования лица.
ПК 1.4
2
2
Тема 1.4 Анатомические основы в гриме
Содержание учебного материала
Знание анатомии лица. Строение черепа. Основные выпуклости и впадины на лице. Выпуклости: лобные бугры, надбровные дуги, скуловые кости, носовая с хрящем, подбородочный бугор. Впадины: лобная, височные, глазничные, носовая, подскуловые, подчелюстные и подбородочное углубление.
ПК 1.5
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить опорный конспект своего ответа
2
Тема 1.5
Грим черепа
Содержание учебного материала
Основные мышцы лица: мимические и жевательные. Основные мимические мышцы. Зависимость выражения лица от состояния мышц. Основные мимические выражения лица: гнев, печаль, радость. Светотень - средство выявления формы предмета, объёма, выпуклости.
ПК 1.6
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка устных ответов на контрольные вопросы.
2
Тема 1.6
Освоение первоначальных приёмов гримировки
Содержание учебного материала
Приёмы нанесения общего тона. Проработка основных деталей лица. Оживить подводку глаз, бровей, носа, губ. Приёмы нанесения румян. Запудривание грима.
ПК 1.7
2
2
Раздел 2. Работа над образом
Тема 2.1.
Схема грима молодого лица.
Содержание учебного материала
Подобрать и распределить общий тон. Проработать основные детали лица. Проработка глаз, височных впадин, щёк, подскуловых и подчелюстных впадин, подбородка. Подводка глаз, бровей, губ. Распределение румянца.
ПК 1.2
5
3
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
2
Тема 2.2.
Схема грима старческого лица
Содержание учебного материала
Выявление элементов возрастного грима. Основные впадины: височные, глазные, подскуловые, подчелюстные, подбородочная. Глубокие и тонкие морщины. Основные морщины: межбровные, малые и большие мешки под глазами, опущенное верхнее веко у внешних уголков глаз, гусиные лапки, носогубные морщины, опущенность углов рта, вертикальные морщины на щеках, горизонтальные морщины на лбу.
ПК 1.3
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить опорный конспект своего ответа
2
Тема 2.3
Расово-национальный грим. Грим монголоидной расы.
Содержание учебного материала
Расовые и национальные признаки. Основные ветви европеоидной расы: северная, среднеевропейская, южная. Структура лица, его отдельных частей, разрез глаз, оттенок кожи и цвет волос. Основные внешние признаки монголоидной и негроидной рас. Монголоидная раса: типы монгольской, китайской, корейской и японской наций и их отличительные черты. Негроидная раса: основные отличительные признаки негроидного типа (негры, метисы)
ПК 1.4
5
3
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
2
Тема 2.4 Индийский грим.
Содержание учебного материала
Структура лица, его отдельных частей, основные и внешние признаки грима.
Индийский грим: смуглый цвет лица, черные волосы, точки на лбу, аксессуары
ПК 1.5
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практической работе
2
Тема 2.5 Сказочный грим. Грим Снежной Королевы.
Содержание учебного материала
Специфика сказочного грима. Преувеличенность форм и яркость красок. Необычность и фантастичность внешности сказочных персонажей. Фантазия в работе над сказочным гримом и разнообразие средств гримирования.
ПК 1.6
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить опорный конспект своего ответа.
2
Тема 2.6.
Грим Весны — Красны, Кикиморы.
Содержание учебного материала
Для выполнения практических заданий данной темы обязательно надо пользоваться иллюстрациями из русских сказок, кинофильмов. Практическая работа выполняется в определённой последовательности:
-подбор и распределение основного тона.
-проработка всех основных деталей лица теневой краской.
-высветление всех наиболее выступающих частей лица.
-запудривание.
-надевание парика или причесывание.
ПК 1.7
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить отчёт по теме
2
Тема 2.7.
Грим зверей. Грим лисы, белки.
Содержание учебного материала
Специфика грима зверей. Для выполнения практических заданий помогут эскизы, художественные репродукции, иллюстрации из детских книг, карикатуры, шаржи. Изученные ранее приёмы гримирования, фантазия, чувство меры и вкус помогут создать гримы зверей без применения полумасок и волосяных изделий.
Ролевая игра Сказочный грим
ПК 1.2
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Смоделировать конспект урока по теме урока
2
Тема 2.8.
Цирковой грим. Грим белого клоуна.
Содержание учебного материала
Специфика циркового грима. Проработка основных деталей грима. Практическая работа выполняется на примере сказочного персонажа Пьеро.
ПК 1.3
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практической работе
2
Тема 2.9.
Грим рыжего клоуна.
Содержание учебного материала
Специфика грима рыжего клоуна. Проработка основных деталей: носа, глаз, рта, бровей. Подбор и распределение главного тона. Надевание парика или причесывание.
ПК 1.4
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над образом
2
Тема 2.10.
Грим наполовину дама, наполовину господин.
Содержание учебного материала
На одной половине лица выполняется грим молодого мужского лица, а на другой половине лица выполняется грим с элементами женского молодого лица
ПК 1.5
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к зачёту
2
Зачёт
ПК 1.6
2
2
ИТОГО:
58
12
22
24
2.2. Образовательные технологии
Методы и средства организации образовательного процесса, направленные на теоретическую подготовку:
лекция
самостоятельная работа
Методы и средства, направленные на практическую подготовку:
практические занятия
3.2.1. Тематика семинаров
Не предусмотрено учебным планом
2.2.2. Интерактивные формы занятий
Ролевая игра Сказочный грим.
Цель: подготовить сказочные образы, согласно сценарию детского утренника.
Каждому студенту предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации согласно сценарию.
-выполнение грима Деда Мороза;
-выполнение грима Снегурочки;
-выполнение грима Вьюги;
-выполнение грима Лисы;
-выполнение грима Медведя;
-выполнение грима Белки.
3. Организация контроля знаний
Контроль знаний осуществляется в ходе текущей, промежуточной и завершающей аттестации, которые проводятся в соответствии с учебными планами и планами работы комиссии. Завершающий контроль знаний проводится по окончании обучения в 1семестре в форме зачёта. Зачёт предполагает выполнение практического задания.
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля знаний:
Схема грима молодого лица.
Схема грима старческого лица.
Расово-национальный грим. Грим монголоидной расы.
Индийский грим.
Сказочный грим. Грим Снежной Королевы.
Грим зверей. Грим лисы, белки.
Цирковой грим.
Грим наполовину дама, наполовину господин.
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
4.1. Основная литература
Непейвода, С.И. Грим + DVD [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. — 148 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=61368 — Загл. с экрана.
4.2. Дополнительная литература
Печкурова, Л.С. Грим: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 52.05.01 (070301.65) "Актерское искусство", профили: "Артист драматического театра и кино", "Артист музыкального театра", "Артист театра кукол", квалификация: специалист [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. — Электрон. дан. — Кемерово: КемГИК (Кемеровский государственный институт культуры), 2014. — 32 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=63635 — Загл. с экрана.
4.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
Портал Гуманитарное образование
http: //www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал Российское образование
http: //www.edu.ru/
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
5.1. Ресурсное обеспечение
Для проведения учебных занятий учебным заведением обеспечен оборудованный гримёрными столиками и зеркалами кабинет. Также в качестве материально-технической базы дисциплины используются персональные компьютеры ESKOM в компьютерном классе ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, ноутбук, учебные пособия, для проведения занятий по этому курсу.
5.2. Программное обеспечение
Свободное ПО
Проприетарное ПО
Операционная система:
Linux Mint
Windows XP
Ubuntu
Windows 7
Windows 10
Просмотр видео файлов
Media Player Classic
VLC media player
Проигрыватель Windows
Totem
Просмотр графических изображений
Просмотр фотографий Windows
XnView
Gwenview
Интернет браузеры
Internet Explorer
Google Chrome
Opera
Firefox
5.3. Условия обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Увеличение количества времени, отведённого на выполнения тестовых и иных видов контрольных заданий, изменение способов подачи информации.
Предоставление особых условий, в частности, установление более поздних сроков сдачи работ, выделение дополнительного (вне расписания) времени для обсуждения / проверки результатов выполненной учебной работы.
Проведение дополнительных консультаций (при обращении обучающегося).
Предоставление учебных, тестовых материалов в электронном виде или в распечатке увеличенным шрифтом.
Возможность организации занятий в аудиториях первого этажа.
Прогнозирование и предупреждение ситуаций, которые обучающийся с ограниченными возможностями здоровья не может самостоятельно преодолеть.
6. Методические рекомендации для преподавателей
6.1. Рекомендации по организации учебного процесса и выбору учебного материала
С первых занятий педагог должен воспитывать у обучающихся чувство меры в работе с гримом, аккуратность, усидчивость и умение организовать свою работу в определённых временных рамках. Занятия следует проводить с привлечением наглядных пособий, иллюстративного материала. Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с практическими и являться их логическим продолжением. Важно с первых занятий приучать студентов использовать теоретические знания в работе. Для поддержания интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе уравновешивать по времени изучения теоретическую и практическую часть занятия. При разборе новых тем педагогу необходимо использовать наглядный иллюстративный и видеоматериал, а также руководствоваться принципом постепенного и последовательного обучения. Педагогу следует поощрять и тактично направлять любые проявления творческой инициативы обучающихся, попытки импровизации, нахождение новых идей в выполнении задуманного грима. От этого во многом будет зависеть успеваемость обучающихся.
6.2. Основные формы реализации дисциплины
Основные формы реализации дисциплины Грим, составляющие её методическую базу, включают в себя:
аудиторные занятия (лекции, практические занятия);
внеаудиторную работу (организация самостоятельной работы студентов, руководство самостоятельной работой студентов, включая консультации, текущий контроль и проверку письменных работ, обеспечение учебного процесса основной и дополнительной литературой).
Дисциплина Грим изучается на 1 курсе в 1 семестре, имеет два раздела: 1 раздел - Техника грима, 2раздел - Работа над образом. Каждый раздел программы определяет основные знания, умения, навыки, которыми должен овладеть студент после изучения дисциплины. При организации учебных занятий целесообразно уделять внимание групповой форме, способствуя тем самым развитию самостоятельности, творческой активности студентов. Под основными компонентами содержания обучения гриму понимаются такие результаты учебной деятельности как:
формирование практических навыков и умений при работе над образом;
привитие навыков самостоятельной работы;
приобретение знаний об истории и значении грима;
при работе над образом используются различные иллюстративные материалы.
6.3. Организация и формы самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной профессиональной образовательной программы, выполняемую студентами в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем.
Самостоятельная работа может выполняться студентом в учебных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.
Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, практических занятий, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.
Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные выводы и положения, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.
Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.
Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой.
Последовательность работы по изучению тем, предусмотренных для самостоятельной работы студентов, предполагает:
изучение методических рекомендаций
подбор и изучение учебников и учебной литературы
составление плана
оформление конспекта и выписок.
7. Методические указания для студентов
Изучение предмета Грим предполагает использование следующих форм обучения: лекций, самостоятельной работы. Важным условием успешного изучения дисциплины является системный подход в организации учебного процесса. В этой связи изучение предмета следует начинать с освоения основных понятий. В процессе теоретических занятий студенты получают основные знания по предмету, а на практических занятиях закрепляют их и овладевают основными навыками работы. Знания, полученные по теории грима, практические навыки и основные технологии гримирования помогут студентам грамотно и творчески решать внешний рисунок образа, овладеть творческим процессом работы по созданию образа, будут способствовать расширению кругозора, воспитанию художественного вкуса. Изучение предмета последовательно даёт представление о развитии гримировального искусства, его техники, различных способов работы.
7.1. Примерный перечень тематики письменных (курсовых) работ
Не предусмотрено учебным планом.
7.2. Рекомендации по подготовке письменных (курсовых) работ
Не предусмотрено учебным планом.
7.3. Материалы контроля знаний
7.3.1. Перечень вопросов для семинарских занятий
Не предусмотрено учебным планом.
7.3.2. Вопросник для подготовки к зачёту
Выполнить любой грим по заданию преподавателя:
Схема грима молодого лица.
Схема грима старческого лица.
Расово-национальный грим. Грим монголоидной расы.
Индийский грим.
Сказочный грим. Грим Снежной Королевы.
Грим зверей. Грим лисы, белки.
Цирковой грим.
Грим наполовину дама, наполовину господин
7.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов
№ п.п.
Наименование тем и разделов
Самостоятельная работа (кол-во часов)
Литература (ссылка на номер в списке литературы) и/или электронный источник
Формы контроля успеваемости
Раздел 1 Техника грима
Тема 1.4
Анатомические основы в гриме.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 1.5
Грим черепа.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Раздел 2. Работа над образом
Тема 2.1.
Схема грима молодого лица.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.2.
Схема грима старческого лица.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.3
Расово-национальный грим. Грим монголоидной расы.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.4
Индийский грим
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.5
Сказочный грим. Грим Снежной Королевы.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.6
Грим Весны - Красны, Кикиморы.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.7
Грим зверей. Грим лисы, белки.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.8
Цирковой грим. Грим белого клоуна.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.9
Грим рыжего клоуна.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.10
Грим наполовину дама, наполовину господин.
Подготовка к зачёту
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Лист обновлений рабочей программы учебной дисциплины
В.1.10. Грим
Обновление программы утверждено на заседании ПЦК народное художественное творчество колледжа им.В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова
Протокол № 1 от 29 августа 2017 г.
Обновлено:
Раздел 4.2. Дополнительная литература
Печкурова, Л.С. Грим: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 52.05.01 (070301.65) "Актерское искусство", профили: "Артист драматического театра и кино", "Артист музыкального театра", "Артист театра кукол", квалификация: специалист [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. — Электрон. дан. — Кемерово: КемГИК (Кемеровский государственный институт культуры), 2014. — 32 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=63635 — Загл. с экрана.
Лист обновлений рабочей программы учебной дисциплины
В.1.10. Грим
Обновление программы утверждено на заседании ПЦК народное художественное творчество колледжа им.В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова
Протокол № 1 от 29 августа 2018 г.
Обновлено:
Раздел 4.1. Основная литература дополнить следующими изданиями:
Непейвода, С.И. Грим [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.И. Непейвода. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2018. — 128 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/110853. — Загл. с экрана.
Лист обновлений рабочей программы учебной дисциплины
В.1.10. Грим
Обновление программы утверждено на заседании ПЦК народное художественное творчество колледжа им.В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова
Протокол № 1 от 29 августа 2019 г.
Обновлено:
Раздел 4.1. Основная литература дополнить следующими изданиями:
Непейвода, С.И. Грим [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.И. Непейвода. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2019. — 128 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/112770. — Загл. с экрана.
HYPER13PAGE HYPER15
18
Утверждаю
Ректор ТГМПИ им. С.В.Рахманинова
____________________ Р.Н.Бажилин
___ ______________ 20___ г.
Скачать работу
ТОГБОУ ВО Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт
им. С.В.Рахманинова
Факультет довузовского образования
Цикловая комиссия хореографического творчества
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины В.1.10. Грим
специальность 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)
Вид: хореографическое творчество
квалификация: Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель
Тамбов 2016
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам), утверждённого приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. № 1382.
Разработчик: преподаватель ЦК хореографического творчества колледжа им. В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова О. Б. Кузичева.
____________________
(подпись)
Эксперт: преподаватель ЦК хореографического творчества колледжа им. В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова Л. А. Картунова.
____________________
(подпись)
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
протокол №____ от _____ _______________ 20 г.
Председатель ЦК хореографического творчества колледжа им. В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова И. В. Радченко.
____________________
(подпись)
ОДОБРЕНО
Проректор по учебной работе
____ ___________20 г.
(подпись)
О.В.Стець
(расшифровка подписи)
СОГЛАСОВАНО
Декан факультета
___ ___________20 г.
(подпись)
И.В.Радченко
(расшифровка подписи)
Заведующая библиотекой
___ ___________20 г.
(подпись)
Н.А.Мордасова
(расшифровка подписи)
Начальник учебного отдела
___ ___________20 г.
(подпись)
Е.В.Самохвалова
(расшифровка подписи)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цель дисциплины
Задачи дисциплины
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Требования к результатам освоения дисциплины
Объём дисциплины, виды учебной работы и отчётности
Содержание дисциплины
Тематический план и содержание учебного материала
2.2.Образовательные технологии
Тематика семинаров
Интерактивные формы занятий
Организация контроля знаний
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
Дополнительная литература
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины
5.1.Ресурсное обеспечение
5.2.Программное обеспечение
5.3.Условия обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации для преподавателей
Рекомендации по организации учебного процесса и выбору учебного материала
Основные формы реализации дисциплины
Организация и формы самостоятельной работы студентов
Методические указания для студентов
Примерный перечень тематики письменных (курсовых) работ
Рекомендации по подготовке письменных (курсовых) работ
Материалы контроля знаний
7.4.1.Перечень вопросов для семинарских занятий
7.4.2.Вопросник для подготовки к зачёту (экзамену)
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся
1. Пояснительная записка
1.1. Цель дисциплины — познакомить студентов с историей и значением грима, выработать практические навыки у студента при работе над образом. Воспитать квалифицированного специалиста, способного посредством искусства грима раскрыть внешний рисунок характера персонажа, выявить его сценический образ.
1.2. Задачи дисциплины
умение применять грим в постановочной работе
развитие практических навыков и умений.
усвоение обучающимися теоретических основ искусства грима;
выработка навыков применения специальных материалов и гримировальных инструментов;
практическое владение обучающимися техническими приёмами гримирования и работы с постижёрскими изделиями;
формирование у студентов навыков использования знаний и умений при выборе грима, отвечающего содержанию художественно-хореографического образа;
воспитание эстетической культуры обучающихся, их художественного вкуса
1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Грим входит в вариативную часть учебных циклов и имеет тесную взаимосвязь с такими дисциплинами как Методика подготовки и проведения праздников и обрядов, Практикум по художественно-массовой работе.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
Перечень формируемых компетенций
Изучение учебной дисциплины направлено на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся:
ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива.
ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.
ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.
ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.
ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).
ПК 1.7. Применять разнообразные технические средства для реализации художественно-творческих задач.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта студенты, завершившие курс, должны
уметь:
выполнять расово-национальный грим;
сказочный грим, грим зверей, цирковой грим;
сделать эскиз любого грима;
работать над образом;
знать:
гигиену грима и технические средства грима;
анатомические основы в гриме;
грим черепа;
освоение первоначальных приемов гримировки.
1.5. Объём курса, виды учебной работы и отчётности
Общая трудоёмкость дисциплины — 58 часов, время изучения — 1 семестр. Предмет реализуется в форме групповых занятий.
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
1
2
3
4
5
6
7
8
Аудиторные занятия (всего)
34
34
В том числе:
Лекции
12
12
Практические занятия
20
20
Зачёт, контрольный урок
2
2
Самостоятельная работа (всего)
24
24
В том числе:
Выполнение письменных и творческих заданий
20
20
Подготовка к экзаменам, зачётам, контрольным работам
4
4
Вид промежуточной аттестации
Зач
(д)
Общая трудоёмкость (час)
58
58
Основной формой аудиторной работы является групповое занятие продолжительностью 2 академических часа в 1-м семестре, которое проводится в соответствии с учебным планом один раз в неделю.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной профессиональной образовательной программы, которая выполняется студентом в процессе внеаудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем на практическом занятии. Самостоятельная работа студентов подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебно-методические пособия.
2. Содержание дисциплины
2.1. Тематический план и содержание учебного материала
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Формируемые компетенции
Всего часов
Виды учебной работы
Лекции
Практические занятия
Семинары
Самостоятельная работа
1
2
3
4
5
6
7
8
1-й семестр
Раздел 1. Техника грима.
ПК 1.2 – 1.7
34
12
22
24
Тема 1.1. Введение. Предмет, цели, задачи дисциплины
Содержание учебного материала
Происхождение грима. Обряды. Религиозные празднества первобытного человека, магическая раскраска лица и тела. Условные маски. Маски древнегреческого и римского театров. Реалистический грим. Органическая связь грима с характером постановки, жанра и стилем.
ПК 1.2
2
2
Тема 1.2
История и значение грима
Содержание учебного материала
Грим как компонент спектакля, несущий идейно-художественный замысел постановщика, актёра, художника. Грим - помощник актёра в наиболее полном и всестороннем раскрытии образа. Гармония грима с костюмом, декорациями и бутафорией. Влияние на грим расстояния и глубины зрительного зала, а также сценического освещения.
ПК 1.3
2
2
Тема 1.3
Гигиена грима и технические средства в гриме
Содержание учебного материала
Подготовка лица к занятиям гримом. Безвредность красок, их состав. Аксессуары грима. Гигиена рабочего места. Освещение. Свойства и качество гримировальных принадлежностей. Технические правила и последовательность процесса гримирования и разгримирования лица.
ПК 1.4
2
2
Тема 1.4 Анатомические основы в гриме
Содержание учебного материала
Знание анатомии лица. Строение черепа. Основные выпуклости и впадины на лице. Выпуклости: лобные бугры, надбровные дуги, скуловые кости, носовая с хрящем, подбородочный бугор. Впадины: лобная, височные, глазничные, носовая, подскуловые, подчелюстные и подбородочное углубление.
ПК 1.5
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить опорный конспект своего ответа
2
Тема 1.5
Грим черепа
Содержание учебного материала
Основные мышцы лица: мимические и жевательные. Основные мимические мышцы. Зависимость выражения лица от состояния мышц. Основные мимические выражения лица: гнев, печаль, радость. Светотень - средство выявления формы предмета, объёма, выпуклости.
ПК 1.6
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка устных ответов на контрольные вопросы.
2
Тема 1.6
Освоение первоначальных приёмов гримировки
Содержание учебного материала
Приёмы нанесения общего тона. Проработка основных деталей лица. Оживить подводку глаз, бровей, носа, губ. Приёмы нанесения румян. Запудривание грима.
ПК 1.7
2
2
Раздел 2. Работа над образом
Тема 2.1.
Схема грима молодого лица.
Содержание учебного материала
Подобрать и распределить общий тон. Проработать основные детали лица. Проработка глаз, височных впадин, щёк, подскуловых и подчелюстных впадин, подбородка. Подводка глаз, бровей, губ. Распределение румянца.
ПК 1.2
5
3
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
2
Тема 2.2.
Схема грима старческого лица
Содержание учебного материала
Выявление элементов возрастного грима. Основные впадины: височные, глазные, подскуловые, подчелюстные, подбородочная. Глубокие и тонкие морщины. Основные морщины: межбровные, малые и большие мешки под глазами, опущенное верхнее веко у внешних уголков глаз, гусиные лапки, носогубные морщины, опущенность углов рта, вертикальные морщины на щеках, горизонтальные морщины на лбу.
ПК 1.3
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить опорный конспект своего ответа
2
Тема 2.3
Расово-национальный грим. Грим монголоидной расы.
Содержание учебного материала
Расовые и национальные признаки. Основные ветви европеоидной расы: северная, среднеевропейская, южная. Структура лица, его отдельных частей, разрез глаз, оттенок кожи и цвет волос. Основные внешние признаки монголоидной и негроидной рас. Монголоидная раса: типы монгольской, китайской, корейской и японской наций и их отличительные черты. Негроидная раса: основные отличительные признаки негроидного типа (негры, метисы)
ПК 1.4
5
3
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
2
Тема 2.4 Индийский грим.
Содержание учебного материала
Структура лица, его отдельных частей, основные и внешние признаки грима.
Индийский грим: смуглый цвет лица, черные волосы, точки на лбу, аксессуары
ПК 1.5
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практической работе
2
Тема 2.5 Сказочный грим. Грим Снежной Королевы.
Содержание учебного материала
Специфика сказочного грима. Преувеличенность форм и яркость красок. Необычность и фантастичность внешности сказочных персонажей. Фантазия в работе над сказочным гримом и разнообразие средств гримирования.
ПК 1.6
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить опорный конспект своего ответа.
2
Тема 2.6.
Грим Весны — Красны, Кикиморы.
Содержание учебного материала
Для выполнения практических заданий данной темы обязательно надо пользоваться иллюстрациями из русских сказок, кинофильмов. Практическая работа выполняется в определённой последовательности:
-подбор и распределение основного тона.
-проработка всех основных деталей лица теневой краской.
-высветление всех наиболее выступающих частей лица.
-запудривание.
-надевание парика или причесывание.
ПК 1.7
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить отчёт по теме
2
Тема 2.7.
Грим зверей. Грим лисы, белки.
Содержание учебного материала
Специфика грима зверей. Для выполнения практических заданий помогут эскизы, художественные репродукции, иллюстрации из детских книг, карикатуры, шаржи. Изученные ранее приёмы гримирования, фантазия, чувство меры и вкус помогут создать гримы зверей без применения полумасок и волосяных изделий.
Ролевая игра Сказочный грим
ПК 1.2
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Смоделировать конспект урока по теме урока
2
Тема 2.8.
Цирковой грим. Грим белого клоуна.
Содержание учебного материала
Специфика циркового грима. Проработка основных деталей грима. Практическая работа выполняется на примере сказочного персонажа Пьеро.
ПК 1.3
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практической работе
2
Тема 2.9.
Грим рыжего клоуна.
Содержание учебного материала
Специфика грима рыжего клоуна. Проработка основных деталей: носа, глаз, рта, бровей. Подбор и распределение главного тона. Надевание парика или причесывание.
ПК 1.4
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над образом
2
Тема 2.10.
Грим наполовину дама, наполовину господин.
Содержание учебного материала
На одной половине лица выполняется грим молодого мужского лица, а на другой половине лица выполняется грим с элементами женского молодого лица
ПК 1.5
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к зачёту
2
Зачёт
ПК 1.6
2
2
ИТОГО:
58
12
22
24
2.2. Образовательные технологии
Методы и средства организации образовательного процесса, направленные на теоретическую подготовку:
лекция
самостоятельная работа
Методы и средства, направленные на практическую подготовку:
практические занятия
3.2.1. Тематика семинаров
Не предусмотрено учебным планом
2.2.2. Интерактивные формы занятий
Ролевая игра Сказочный грим.
Цель: подготовить сказочные образы, согласно сценарию детского утренника.
Каждому студенту предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации согласно сценарию.
-выполнение грима Деда Мороза;
-выполнение грима Снегурочки;
-выполнение грима Вьюги;
-выполнение грима Лисы;
-выполнение грима Медведя;
-выполнение грима Белки.
3. Организация контроля знаний
Контроль знаний осуществляется в ходе текущей, промежуточной и завершающей аттестации, которые проводятся в соответствии с учебными планами и планами работы комиссии. Завершающий контроль знаний проводится по окончании обучения в 1семестре в форме зачёта. Зачёт предполагает выполнение практического задания.
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля знаний:
Схема грима молодого лица.
Схема грима старческого лица.
Расово-национальный грим. Грим монголоидной расы.
Индийский грим.
Сказочный грим. Грим Снежной Королевы.
Грим зверей. Грим лисы, белки.
Цирковой грим.
Грим наполовину дама, наполовину господин.
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
4.1. Основная литература
Непейвода, С.И. Грим + DVD [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. — 148 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=61368 — Загл. с экрана.
4.2. Дополнительная литература
Печкурова, Л.С. Грим: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 52.05.01 (070301.65) "Актерское искусство", профили: "Артист драматического театра и кино", "Артист музыкального театра", "Артист театра кукол", квалификация: специалист [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. — Электрон. дан. — Кемерово: КемГИК (Кемеровский государственный институт культуры), 2014. — 32 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=63635 — Загл. с экрана.
4.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
Портал Гуманитарное образование
http: //www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал Российское образование
http: //www.edu.ru/
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
5.1. Ресурсное обеспечение
Для проведения учебных занятий учебным заведением обеспечен оборудованный гримёрными столиками и зеркалами кабинет. Также в качестве материально-технической базы дисциплины используются персональные компьютеры ESKOM в компьютерном классе ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, ноутбук, учебные пособия, для проведения занятий по этому курсу.
5.2. Программное обеспечение
Свободное ПО
Проприетарное ПО
Операционная система:
Linux Mint
Windows XP
Ubuntu
Windows 7
Windows 10
Просмотр видео файлов
Media Player Classic
VLC media player
Проигрыватель Windows
Totem
Просмотр графических изображений
Просмотр фотографий Windows
XnView
Gwenview
Интернет браузеры
Internet Explorer
Google Chrome
Opera
Firefox
5.3. Условия обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Увеличение количества времени, отведённого на выполнения тестовых и иных видов контрольных заданий, изменение способов подачи информации.
Предоставление особых условий, в частности, установление более поздних сроков сдачи работ, выделение дополнительного (вне расписания) времени для обсуждения / проверки результатов выполненной учебной работы.
Проведение дополнительных консультаций (при обращении обучающегося).
Предоставление учебных, тестовых материалов в электронном виде или в распечатке увеличенным шрифтом.
Возможность организации занятий в аудиториях первого этажа.
Прогнозирование и предупреждение ситуаций, которые обучающийся с ограниченными возможностями здоровья не может самостоятельно преодолеть.
6. Методические рекомендации для преподавателей
6.1. Рекомендации по организации учебного процесса и выбору учебного материала
С первых занятий педагог должен воспитывать у обучающихся чувство меры в работе с гримом, аккуратность, усидчивость и умение организовать свою работу в определённых временных рамках. Занятия следует проводить с привлечением наглядных пособий, иллюстративного материала. Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с практическими и являться их логическим продолжением. Важно с первых занятий приучать студентов использовать теоретические знания в работе. Для поддержания интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе уравновешивать по времени изучения теоретическую и практическую часть занятия. При разборе новых тем педагогу необходимо использовать наглядный иллюстративный и видеоматериал, а также руководствоваться принципом постепенного и последовательного обучения. Педагогу следует поощрять и тактично направлять любые проявления творческой инициативы обучающихся, попытки импровизации, нахождение новых идей в выполнении задуманного грима. От этого во многом будет зависеть успеваемость обучающихся.
6.2. Основные формы реализации дисциплины
Основные формы реализации дисциплины Грим, составляющие её методическую базу, включают в себя:
аудиторные занятия (лекции, практические занятия);
внеаудиторную работу (организация самостоятельной работы студентов, руководство самостоятельной работой студентов, включая консультации, текущий контроль и проверку письменных работ, обеспечение учебного процесса основной и дополнительной литературой).
Дисциплина Грим изучается на 1 курсе в 1 семестре, имеет два раздела: 1 раздел - Техника грима, 2раздел - Работа над образом. Каждый раздел программы определяет основные знания, умения, навыки, которыми должен овладеть студент после изучения дисциплины. При организации учебных занятий целесообразно уделять внимание групповой форме, способствуя тем самым развитию самостоятельности, творческой активности студентов. Под основными компонентами содержания обучения гриму понимаются такие результаты учебной деятельности как:
формирование практических навыков и умений при работе над образом;
привитие навыков самостоятельной работы;
приобретение знаний об истории и значении грима;
при работе над образом используются различные иллюстративные материалы.
6.3. Организация и формы самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной профессиональной образовательной программы, выполняемую студентами в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем.
Самостоятельная работа может выполняться студентом в учебных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.
Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, практических занятий, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.
Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные выводы и положения, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.
Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.
Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой.
Последовательность работы по изучению тем, предусмотренных для самостоятельной работы студентов, предполагает:
изучение методических рекомендаций
подбор и изучение учебников и учебной литературы
составление плана
оформление конспекта и выписок.
7. Методические указания для студентов
Изучение предмета Грим предполагает использование следующих форм обучения: лекций, самостоятельной работы. Важным условием успешного изучения дисциплины является системный подход в организации учебного процесса. В этой связи изучение предмета следует начинать с освоения основных понятий. В процессе теоретических занятий студенты получают основные знания по предмету, а на практических занятиях закрепляют их и овладевают основными навыками работы. Знания, полученные по теории грима, практические навыки и основные технологии гримирования помогут студентам грамотно и творчески решать внешний рисунок образа, овладеть творческим процессом работы по созданию образа, будут способствовать расширению кругозора, воспитанию художественного вкуса. Изучение предмета последовательно даёт представление о развитии гримировального искусства, его техники, различных способов работы.
7.1. Примерный перечень тематики письменных (курсовых) работ
Не предусмотрено учебным планом.
7.2. Рекомендации по подготовке письменных (курсовых) работ
Не предусмотрено учебным планом.
7.3. Материалы контроля знаний
7.3.1. Перечень вопросов для семинарских занятий
Не предусмотрено учебным планом.
7.3.2. Вопросник для подготовки к зачёту
Выполнить любой грим по заданию преподавателя:
Схема грима молодого лица.
Схема грима старческого лица.
Расово-национальный грим. Грим монголоидной расы.
Индийский грим.
Сказочный грим. Грим Снежной Королевы.
Грим зверей. Грим лисы, белки.
Цирковой грим.
Грим наполовину дама, наполовину господин
7.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов
№ п.п.
Наименование тем и разделов
Самостоятельная работа (кол-во часов)
Литература (ссылка на номер в списке литературы) и/или электронный источник
Формы контроля успеваемости
Раздел 1 Техника грима
Тема 1.4
Анатомические основы в гриме.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 1.5
Грим черепа.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Раздел 2. Работа над образом
Тема 2.1.
Схема грима молодого лица.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.2.
Схема грима старческого лица.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.3
Расово-национальный грим. Грим монголоидной расы.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.4
Индийский грим
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.5
Сказочный грим. Грим Снежной Королевы.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.6
Грим Весны - Красны, Кикиморы.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.7
Грим зверей. Грим лисы, белки.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.8
Цирковой грим. Грим белого клоуна.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.9
Грим рыжего клоуна.
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Тема 2.10
Грим наполовину дама, наполовину господин.
Подготовка к зачёту
2
4.1.: 1
4.2.: 1
4.3.: 1 — 4
Устный опрос
Лист обновлений рабочей программы учебной дисциплины
В.1.10. Грим
Обновление программы утверждено на заседании ПЦК народное художественное творчество колледжа им.В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова
Протокол № 1 от 29 августа 2017 г.
Обновлено:
Раздел 4.2. Дополнительная литература
Печкурова, Л.С. Грим: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 52.05.01 (070301.65) "Актерское искусство", профили: "Артист драматического театра и кино", "Артист музыкального театра", "Артист театра кукол", квалификация: специалист [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. — Электрон. дан. — Кемерово: КемГИК (Кемеровский государственный институт культуры), 2014. — 32 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=63635 — Загл. с экрана.
Лист обновлений рабочей программы учебной дисциплины
В.1.10. Грим
Обновление программы утверждено на заседании ПЦК народное художественное творчество колледжа им.В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова
Протокол № 1 от 29 августа 2018 г.
Обновлено:
Раздел 4.1. Основная литература дополнить следующими изданиями:
Непейвода, С.И. Грим [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.И. Непейвода. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2018. — 128 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/110853. — Загл. с экрана.
Лист обновлений рабочей программы учебной дисциплины
В.1.10. Грим
Обновление программы утверждено на заседании ПЦК народное художественное творчество колледжа им.В.К.Мержанова при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова
Протокол № 1 от 29 августа 2019 г.
Обновлено:
Раздел 4.1. Основная литература дополнить следующими изданиями:
Непейвода, С.И. Грим [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.И. Непейвода. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2019. — 128 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/112770. — Загл. с экрана.
HYPER13PAGE HYPER15
18
Утверждаю
Ректор ТГМПИ им. С.В.Рахманинова
____________________ Р.Н.Бажилин
___ ______________ 20___ г.