Рабочая программа по предмету МОП 5 класс | Хохлова Нина Ивановна. Работа №325604
Разработка рабочей программы по предмету МОП 5 класс 1 вариант к учебнику «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 5 классов авторов - А.Г.Галле, Е.Ю.Головинская
Задачи обучения предмету «Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5 класс
1.Формировать трудовые навыки и умения, которые служат основой обучения на санитаров и уборщиков разных помещений, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде.
2.Развивать социально ценные качества личности (потребности в труде, трудолюбии, уважения к людям труда, общественной активности)
3.Обучать обязательному общественно-полезному, производительному труду, готовить учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в быту.
4. Формировать общетрудовые умения: ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль; правильность выполнения учащимися трудовых приёмов;
5. Развивать санитарно-гигиенических навыки и навыки самообслуживания;
6. Формировать коммуникативные навыки.
Пояснительная записка
Правовой статус. Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в рамках предметной области «Технология» разработана на основе Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями», Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденная на заседании педагогического совета школы (протокол №1 от 28.08.2023), учебников «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 5 классов авторов - А.Г.Галле, Е.Ю.Головинская, Издательство - «Современные образовательные технологии», Самара, 2021г.
Адресат программы. Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» разработана для обучающихся 5 классов. Основной контингент составляют обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью
Место учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану ГКОУ РО ТСШ №19 на 2022 - 2023 уч.год на изучение учебного предмета «Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала» в рамках предметной области «Технология» в 5 классах отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Преподавание предмета носит концентрический характер, осуществляется с учетом принципов общей и коррекционной педагогики: многократное повторение, полисенсорность восприятия учебного предмета, опора на чувственный опыт, принцип индивидуально-дифференцированного и деятельностного подхода в процессе обучения.
Цели обучения предмету «Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5 класс Знакомство с общетрудовыми умениями и навыками.
Задачи обучения предмету «Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5 класс
1.Формировать трудовые навыки и умения, которые служат основой обучения на санитаров и уборщиков разных помещений, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде.
2.Развивать социально ценные качества личности (потребности в труде, трудолюбии, уважения к людям труда, общественной активности)
3.Обучать обязательному общественно-полезному, производительному труду, готовить учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в быту.
4. Формировать общетрудовые умения: ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль; правильность выполнения учащимися трудовых приёмов;
5. Развивать санитарно-гигиенических навыки и навыки самообслуживания;
6. Формировать коммуникативные навыки.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные
1) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
Предметные планируемые образовательные результаты:
Уровни усвоения материала
Минимальный уровень
Достаточный уровень
5 класс
-знает названия некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
-отбирает с помощью учителя материалы и инструменты, необходимые для работы;
- имеет представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы.
- представление об основных свойствах используемых материалов;
- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности.
-знает и соблюдает правила по технике безопасности;
- умеет работать с учебником как источником знаний;
- дает последовательные ответы на вопросы, выбирает правильный ответ из ряда предложенных вариантов;
-владеет базовыми умениями и навыками по профилю;
-самостоятельно отбирает материалы и инструменты, необходимые для работы.
- экономное расходование материалов;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий, и корректировка хода практической работы;
- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
БУД
Личностные:
- уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности.
Коммуникативные:
- использует разные источники и средства для решения поставленных технологических задач
Регулятивные:
- принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых практических задач;
- осуществляет коллективный поиск средств их решения;
- определяет последовательность действий перед тем как начать выполнение трудовой операции.
Познавательные:
- использует логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на основе практической деятельности.
В содержание программы включены следующие основные разделы:
Распределение учебных часов по разделам программы
№
Название раздела
Количество часов
1
СОХРАНЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ЗДОРОВЬЯ
4
2
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ
12
3
РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ
32
4
УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
10
5
УБОРКА ПОМЕЩЕНИЙ. МЫТЬЁ ПОЛОВ
10
Общее количество часов
68
График контрольных работ
Класс
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п
Содержательная линия. Тема
Сроки
Кол-во часов
Планируемый результат
Электронные учебно-методические материалы
минимальный
достаточный
1 четверть
Сохранение и поддержка здоровья.
Личная гигиена.
1
Правила здорового образа жизни, гигиена Алгоритм мытья рук, значение условных обозначений «После чего надо мыть руки», как правильно мыть руки. С какими средствами мыть руки. Знают предметы и средства личной гигиены для тела, волос и рук
Знают:
-правила здорового образа жизни
-понятия: микробы;
личная гигиена.
- алгоритм правильного мытья рук;
-понимать значение условных обозначений «После чего надо мыть руки».
Умеют правильно мыть руки;
https://msth.by/polezno-znat/1050-pravila-lichnoj-gigieny-ruk
Гигиена рук в течение дня.
1
Предметы и средства личной гигиены.
2
Уход за одеждой и обувью
Специальная и рабочая одежда. Правила выбора рабочей одежды.
2
Название спецодежды для работы на пришкольном участке. Головные уборы, защита для рук, перчатки и рукавицы. Предмета одноразовой защиты. Приспособления для стирки одежды. Средство ручной стирки, мыло, порошок.
Моющие средства для ручной стирки. Средства зашиты при стирке. Предупреждающие знаки на упаковках моющих средств. Правила подготовки носков к стирке. Называют обувь, классифицируют по сезону. Правило сушки обуви, пользоваться сушилкой для неё.
Знают:
-назначение рабочей одежды (общего назначения): комбинезон, плащ, утеплённая куртка, фартук, влагозащитный полукомбинезон, школьная форма;
-материалы, из которых шьют рабочую одежду: хлопок, кожа, резина, шерсть;
-понятия: неблагоприятные погодные условия, опасные и вредные воздействия;
-знак «Скользко»;
-использование рабочей одежды в зависимости от погодных условий.
-основные правила ухода за одеждой: чистка, стирка, глаженье, хранение, мелкий ремонт. -понятия: ярлык, этикетка, инструкция;
-значки: стирка, только ручная стирка, отбеливание, глаженье, химическая чистка, отжим, сушка, и знак «Этого делать нельзя».
Умеют:
-читать на этикетках, ярлыках инструкцию по стирке изделия.
- читать условия стирки (чтение инструкций на этикетках, ярлычках).
-самостоятельно стирать носки из хлопка и шерсти.
-различать материал, из которого изготовлена данная обувь
(кожа, резина, войлок);
- рассказывать правила ухода за обувью из разного материала с опорой на картинный- план).
https://specgost.ru/publikatsii/poryadok-khraneniya-spetsodezhdy-siz/
Правила ухода за одеждой. .Ручная стирка одежды, знакомство со специальными ярлыками – этикетками.
Чтение инструкций на этикетках.
2
Средства для ручной стирки одежды. Хозяйственное мыло. Стирка носков. Подготовка к стирке. Правила стирки носков.
Стирка носков (практическая работа)
2
https://infourok.ru/pamyatka-dlya-detej-ruchnaya-stirka-4351453.html
Ежедневный уход за обувью.
2
https://caprice.by/pokupatelu/ukhod-za-obuvju/
Сушка мокрой обуви. Правила ухода за обувью Хранение одежды. повседневной и рабочей обуви.
2
Повторение пройденного материала по теме: «Работа на пришкольной территории»
1
Проверочная работа (тест, практическая работа) «Комплекс работ по уборке территории»
1
2 четверть
Работа на пришкольной территории
Устройство пришкольного участка, объекты ухода на территории. Экскурсия
Территория школьного участка в разные сезоны. Осень.
(экскурсия)
2
Знают территорию школы, здание школы, спортивной и детской площадки. Знают название строений. Отходы, оставляемые человеком. Твёрдые бытовые отходы. Вред пластика для природы. Опасные и ядовитые отходы. Название спецодежды для работы на пришкольном участке. Правило хранения инвентаря. Рабочие позы при подметании.
Приёмы работы с метлой. Правила уборки от опавших сучьев и листвы.
Рабочие позы. Пользоваться граблями. Приводить порядок рабочий инвентарь. Теоретический и практический материал по уборке пришкольной территории.
Знают название строений на территории школьного двора: здание школы, теплицы, гараж, сарай, спортивная площадка, площадка для игр;
-понятия: газон, клумба, дорожка;
-название некоторых деревьев, растущих на территории школы: берёза, клён, тополь, рябина, сосна, ель,
-название нескольких кустарников: сирень, смородина;
-обязанности дворника по уборке территории школьного двора.
Умеют названия деревьев и кустов определять с помощью учителя,
ориентироваться на пришкольной территории. Знают названия дорожек с твёрдым покрытием: цементобетонная дорожка, асфальтированные пешеходные дорожки, бордюр, бетонная монолитная дорожка по словесной опоре. -дорожки с сыпучим и сборным покрытием: гравийные, щебенчатые, из бетонных плит, из кирпича, из дорожной плитки.
Знают качества, необходимые при работе дворником:
ответственность, трудолюбие, сила воли, старательность, настойчивость и др.
-теоретический материал по теме «Уборка пришкольной территории» (изученные вопросы).
Отходы природы и человека.
2
Подготовка бытовых отходов к переработке. Сортировка бытовых отходов.
2
Утилизация отходов. Почему природные отходы нельзя сжигать
2
Инвентарь. Выбор инвентаря с учётом сезона.
2
Уличный смёт.
2
Обобщающий урок по теме: «Работа на пришкольной территории» Проверочная работа «Комплекс работ по уборке территории»
2
3 четверть
Работа на пришкольной территории
Дорожки с твёрдым покрытием.
2
Правила техники безопасности при уборке снега. Меры предосторожности при использовании антигололёдных средств. Знают изученный материал по теме: «Уборка пришкольной территории в зимний период» изученный материал по теме: «Уборка пришкольной территории в зимний период»
Знают понятие «снегоуборка;
-способы удаления снега с покрытий дорог: подметание и сгребание. понятие: скалыватели–рыхлители; пескосоляная смесь;
-назначение и правила работы с пескосоляной смесью.
необходимость очистки канализационных и пожарных люков от наледи и мусора. Умеют:
-ответить на вопросы по изученному материалу. самостоятельно ответить на вопросы контрольной работы по изученному материалу.
Дорожки с сыпучим и сборным покрытием
2
Уборка дорожек в зимнее время: снегоуборка.
2
Скол льда и устранение скользкости дорожек.
2
Очищение крышек канализационных и пожарных люков от наледи и мусора.
2
Обобщающий урок на тему: «Уборка пришкольной территории в зимний период»
2
Проверочная работа по теме: «Уборка пришкольной территории в зимний период»
2
Уход за комнатными растениями
Условия, необходимые для жизни и роста растений. Создание условий для жизни растений в теплице.
2
Из чего состоит растение, как создают специальные условия в теплице. Инвентарь для комнатных растений. Значение удобрений для комнатных растений
Знают с помощью учителя как уход зависит от
особенностей разных растений;
Умеют по картинкам –подсказкам составлять устный рассказ «Условия жизни и роста растений с различными видами листьев», сравнивать
комнатные растения друг с другом: находить общее и различие, с помощью учителя
-названия ёмкостей для посадки комнатных растений: поддон, горшок, вазон, кашпо, инвентарь для комнатных растений: лейка, кашпо с поддоном для полива снизу, рассекатель, инвентарь для рыхления, садовые ножницы, губка и кисть для очистки листьев, пульверизатор, значение удобрений для комнатных растений, с помощью учителя, правила использования инвентаря при уходе за комнатными растениями;
Умеют правильно (по названию) определять ёмкости для посадки цветов. Знают основные правила полива, опрыскивания и увлажнения почвы комнатных растений, требования к температуре и качеству воды, приспособления для рыхления, правила использования инвентаря при уходе за комнатными растениями, правила рыхления земли, правила обрезки сухих листьев и их сбор, технику безопасности при обрезке листьев.
Умеют правильно применять приёмы полива комнатных растений, подготавливать воду для полива и опрыскивания растений, с помощью учителя работать ножницами и секатором при обрезке листьев, соблюдать технику безопасности, выполнять уход за комнатными цветами: осуществлять правильный полив, рыхление, очистку листьев
Особенности листьев комнатных растений. Особенности ухода за ними.
2
Обобщающий урок по теме: «Уход за комнатными растениями» Контрольная работа по теме «Уход за комнатными растениями»
2
4 четверть
Уход за комнатными растениями
Ёмкости и инвентарь для комнатных растений. Правила использования инвентаря.
4
Знают изученный материал по теме: «Уход за комнатными растениями».
. Умеют ответить на вопросы по изученному материалу самостоятельно
ответить на вопросы контрольной работы по изученному материалу.
Правила ухода за комнатными растениями. (практическая работа)
2
Обобщающий урок по теме: «Уход за комнатными растениями» Контрольная работа по теме «Уход за комнатными растениями»
2
Уборка помещений. Мытьё полов.
Помещения школы Уборочный инвентарь для мытья полов.
2
Моющие средства. Правила безопасности при подготовке к убору полов.
Видя полов частично. дощатый крашенный, покрытый линолеумом, плиточный. Средства защиты. Спецодежда. Понятие сухая и влажная уборка пола, инвентарь уборочный.
Знают уборочный инвентарь, необходимый при мытье полов: ведро, таз, совок, половая тряпка, швабра, лентяйка, веник, совок, щётка;
-правила подготовки инвентаря к хранению, порядок хранения;
-виды швабр: тряпичные, веревочные, швабры с губчатой насадкой в виде валика, швабра с платформой;
-элементарное устройство разных видов швабр, подготовка их к работе.
Умеют готовить необходимый уборочный инвентарь к работе;
- правильно подготавливать его к хранению;
-находить швабру по её правильному названию, объяснять её устройство. Знают правила безопасности при подготовке к уборке полов.
Умеют соблюдать правила при уборке полов.
Знают правила и порядок при мытье полов;
Умеют по опорному плану восстанавливать (составлять) порядок работ при мытье пола; составлять устный рассказ. Знают предметы спецодежды, необходимые для уборки помещений в школе;
-правила хранения специальной одежды, место её хранения;
-правила ухода за рабочей одеждой. средства, применяемые для уменьшения попадания с улицы пыли и грязи; специальный значок: не входить без сменной обуви.
Влияние моющих средств на здоровье человека.
Техника безопасности при пользовании средствами для мытья полов.
2
Виды полов. Особенности мытья полов из разных материалов.
2
Правила и порядок при мытье пола. Средства защиты при мытье полов. Как уменьшить количество грязи и пыли с улиц
2
Обобщающий урок по темам года. Контрольная работа
2