Рабочая программа по Профильному труду (кулинария) 6, 8классы | Белянкина Елена Ивановна. Работа №338081
«Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Кулинария является одним из профилей профессионального обучения в школе. Целью программы является обучение навыкам самостоятельного приготовления пищи в домашних условиях, ознакомление с технологией различных блюд, простыми способами заготовки овощей и фруктов на зиму.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(Кулинария)
6, 8 классы
на 2023-2024 учебный год
Составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы (Вариант 1) на 2023-2024учебный год
Программу составила: учитель профильного труда Белянкина Елена Ивановна
КУЛИНАРИЯ
Пояснительная записка.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования их трудовой культуры.
Главная задача коррекционной школы - подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на производстве, сфере обслуживания, малых предприятиях и на дому. Трудовое обучение играет большую роль в реализации этой задачи.
В процессе трудового обучения воспитанники приобретают профессиональные знания, овладевают умениями и навыками по одному или нескольким профилям трудового обучения. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности.
На уроках трудового обучения происходит формирование и коррекция нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Кулинария является одним из профилей профессионального обучения в школе. Целью программы является обучение навыкам самостоятельного приготовления пищи в домашних условиях, ознакомление с технологией приготовления различных блюд, простыми способами заготовки овощей и фруктов на зиму. В процессе обучения по программе «Кулинария» решаются следующие задачи:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
формирование трудовых навыков и умений, технических, элементарных технологических, и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний об организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Развитие речи
учащихся с использованием профессиональной терминологии на основе их практической деятельности.
Формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей, учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала, постепенности ввода нового. Концентрическое расположение материала в программе позволяет усложнять обучение по годам.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках общеобразовательных дисциплин. Программа включает в себя теоретические и практические занятия, предусмотрены экскурсии в цеха школьной столовой. Для закрепления полученных трудовых навыков, начиная с 6 класса, предусмотрено практическое повторение по пройденным темам.
В процессе обучения школьники знакомятся с основами питания, цехами кухни, ее оборудованием, посудой и инвентарем. Учащиеся приобретают навыки первичной обработки продуктов, учатся владеть ножом при обработке и нарезке овощей. Воспитанники осваивают приемы тепловой обработки при приготовлении блюд из овощей, рыбы, мяса, круп, макаронных изделий, яиц, теста. Они учатся оформлять блюда и сервировать стол к чаю, обеду, ужину. Большое внимание уделяется санитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности.
Обучение в 5-6 классах предусматривает развитие общетрудовых умений, таких как, ориентировка в задании, планирование работы, самоконтроль. На этом этапе обучения учащимся даются подробные объяснения заданий, осуществляется практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности.
В 7-9 классах акцент переносится с обучения на закрепление полученных знаний и умений, предварительный инструктаж сокращается и вводится контроль за производительностью и качеством труда.
6 КЛАСС
6 часов в неделю, 204 часа в год
I четверть
Вводное занятие (2 часа). Задачи обучения и план работы на четверть. Заготовка овощей на зиму. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Овощи и другие продукты. Инструменты и оборудование: Посуда и инвентарь для соления, её обработка. Технологии изготовления предмета труда: Способы заготовки овощей на зиму. Сохранение овощей и фруктов методом сушки и быстрого замораживания. Обработка, нарезка овощей для замораживания и сушки (моркови, зелени). Приготовление рассола, засолка огурцов. Этика и эстетика труда: Правила техники безопасности при работе с ножом, эл. плитой.
Блюда из яиц и творога. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Яйцо, классификация яиц по категориям. Творог. Питательная ценность яиц и творога. Инструменты и оборудование: Горячий цех, его назначение. Оборудование, посуда, инвентарь горячего цеха. Технологии изготовления предмета труда: Отваривание яиц всмятку, «в мешочек», вкрутую. Приготовление омлета натурального, смешанного, фаршированного, яичницы-глазуньи, ленивых вареников, сырников. Этика и эстетика труда: Правила техники безопасности с эл. плитой, ножом.
Практическое повторение по темам: Заготовка овощей. Приготовление блюд из яиц и творога. Самостоятельная работа по темам: Соление огурцов, замораживание моркови и зелени. Приготовление блюд из яиц и творога.
II четверть
Вводное занятие. (2 часа). План работы на четверть. Бутерброды. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Продукты для приготовления бутербродов. Инструменты и оборудование: Холодный цех, его назначение. Оборудование, посуда, инвентарь холодного цеха для приготовления бутербродов. Технологии изготовления предмета труда: Виды бутербродов, назначение. Приготовление бутербродов. Обработка и нарезка продуктов для бутербродов. Нарезка хлеба толщиной 0,5 и 1 см, обработка, нарезка сыра, колбасы для открытых, закрытых, закусочных, горячих бутербродов. Отваривание яиц, обработка овощей, нарезка для комбинированных бутербродов. Оформление бутербродов. Этика и эстетика труда: Правила санитарии и техники безопасности при приготовлении бутербродов. Эл. духовка, правила эксплуатации и техника безопасности при работе с эл. духовкой.
Горячие напитки. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Продукты для приготовления горячих напитков. Разновидности чая. Инструменты и оборудование: Оборудование, посуда, инвентарь горячего цеха для приготовления горячих напитков. Технологии изготовления предмета труда: Выбор посуды для заваривания чая. Приготовление чая; какао, кофе на сгущенном молоке. Этика и эстетика труда: Правила санитарии и техники безопасности при приготовлении горячих напитков.
Сервировка стола к чаю. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Роль сервировки стола. Предметы сервировки. Технологии изготовления предмета труда: Основные правила сервировки стола. Выбор предметов сервировки, правильное расположение посуды и приборов для сервировки стола к чаю.
Практическое повторение по темам: Приготовление простых и комбинированных бутербродов, чая, какао, кофе. Сервировка стола к чаю. Самостоятельная работа по темам: Приготовление различных бутербродов. Горячих напитков (2 часа).
III четверть
Вводное занятие (2часа). План работы на четверть. Горячие блюда и гарниры из овощей. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Овощи и другие продукты для приготовления овощных блюд. Овощные блюда и гарниры, их питательная ценность. Блюда из отварных, припущенных, жареных, тушеных овощей. Инструменты и оборудование: Оборудование, посуда, инвентарь горячего цеха. Технологии изготовления предмета труда: Первичная обработка овощей, нарезка. Варка, жарка, тушение, припускание овощей. Приготовление овощных блюд: картофеля отварного, картофельного пюре, картофеля жареного, картофельных котлет, тушеного картофеля, капусты, свёклы. Мытьё, сушка посуды и инвентаря горячего цеха. Этика и эстетика труда: Правила безопасной работы с ножом, эл. плитой и эл. духовкой. Соблюдение оптимального режима тепловой обработки. Организация и уборка рабочего места.
Соусы. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Продукты для приготовления соусов. Роль соусов в питании. Классификация соусов. Инструменты и оборудование: Оборудование, посуда, инвентарь горячего цеха для приготовления соусов. Технологии изготовления предмета труда: Первичная обработка овощей, нарезка, пассирование муки. Приготовление соуса белого, томатного, молочного, сметанного. Этика и эстетика труда: Правила санитарии и техники безопасности при приготовлении соусов.
Практическое повторение по темам: Приготовление горячих блюд и гарниров из овощей. Приготовление соусов. Самостоятельная работа по темам: Приготовление блюд из отварных, жареных, тушеных овощей. Приготовление соусов. (2 часа).
IV четверть
Вводное занятие (2 часа). План работы на четверть. Блюда и гарниры из круп, макаронных изделий, бобовых. Материалы, используемые в трудовой деятельности: крупы, макаронные изделия, бобовые и другие продукты для приготовления блюд и гарниров из них. Питательная ценность блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Виды каш. Крупы для рассыпчатых, вязких, жидких каш. Инструменты и оборудование: Оборудование, посуда, инвентарь горячего цеха. Технологии изготовления предмета труда: Выбор посуды для приготовления блюд из круп, бобовых, макаронных изделий. Первичная обработка круп, бобовых. Приготовление гарниров из гречневой, рисовой, пшенной круп, макаронных изделий. Приготовление вязких каш на воде и молоке из риса, «Геркулеса», пшеничной крупы. Приготовление молочной манной каши. Приготовление горохового пюре, отварной фасоли. Этика и эстетика труда: Правила санитарии и техники безопасности при приготовлении блюд и гарниров из круп, макаронных изделий, бобовых.
Практическое повторение по темам: Приготовление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Самостоятельная работа по темам: Приготовление каш и гарниров из круп, макаронных и бобовых изделий. (2 часа). Контрольная работа по темам: Приготовление горячих блюд и гарниров из овощей, круп, макаронных и бобовых изделий и соусов к ним. Приготовление блюд из яиц и творога, бутербродов, горячих напитков.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
Способы заготовки овощей на зиму; технологию сушки и быстрого замораживания, соление огурцов. Питательную ценность яиц и творога; технологию приготовления блюд из яиц и творога. Назначение горячего цеха, его оборудование, посуда, инвентарь; правила техники безопасности при работе с эл. плитой; с эл. духовкой. Назначение холодного цеха, оборудование, посуду, инвентарь; правила санитарии и техники безопасности при работе в холодном цехе. Виды бутербродов, назначение; технологию приготовления бутербродов. Виды горячих напитков; посуду и инвентарь для приготовления горячих напитков; технологию приготовления чая, какао, кофе.
Роль сервировки стола, предметы сервировки, основные правила сервировки стола. Овощные блюда и гарниры, их питательную ценность; блюда из отварных, припущенных, жареных, тушеных, запеченных овощей; технологию приготовления овощных блюд; технологию приготовления белого соуса; питательную ценность блюд из круп, бобовых и макаронных изделий; виды каш, крупы для рассыпчатых, вязких, жидких каш; технологию приготовления рассыпчатой, вязкой, жидкой каши; технологию приготовления блюд из макарон и бобовых.
Учащиеся должны уметь:
Обрабатывать, нарезать овощи для замораживания и сушки (морковь, зелень); обрабатывать посуду, инвентарь для соления, готовить рассол и солить огурцы; отваривать яйца всмятку, «в мешочек», вкрутую; готовить омлеты натуральные, смешанные; яичницу-глазунью; ленивые вареники, сырники; нарезать хлеб толщиной 1-1,5 см; готовить бутерброды;
Готовить чай, кофе, какао; осуществлять выбор предметов сервировки, правильно располагать посуду и приборы для сервировки стола к чаю; осуществлять выбор посуды для приготовления блюд из круп, бобовых, макаронных изделий и овощей; готовить гарниры из макаронных изделий, гороха, фасоли; готовить рассыпчатые, вязкие и жидкие каши.
Осуществлять варку, жарку, пассирование, тушение, припускание овощей; готовить несложные блюда из картофеля, капусты, свёклы, кабачков, баклажан; соблюдать оптимальный режим тепловой обработки; осуществлять организацию и уборку рабочего места; мытьё, сушку посуды и инвентаря горячего цеха. Работать с соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил безопасной работы с ножом, эл. плитой;
Личностные результаты:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-принятие и освоение обучающимся социальной роли; формирование; развитие мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
8 КЛАСС
8 часов в неделю, 272 часа в год
I четверть
Вводное занятие (2 часа). План работы на четверть. Заготовка овощей на зиму. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Овощи для соления и консервирования. Способы заготовки овощей на зиму. (Повторение). Инструменты и оборудование: Посуда и инвентарь для соления и консервирования. Технологии изготовления предмета труда: Выбор посуды для соления, консервирования. Обработка посуды, обработка крышек для консервирования. Приготовление рассола, сиропа. Соление огурцов с последующим консервированием. Консервирование компота из яблок и груш. Обработка, нарезка, квашение капусты. Этика и эстетика труда: Соблюдение правил безопасной работы с горячей жидкостью, со стеклянной посудой, ножом; оборудованием горячего цеха. Обработка, нарезка, квашение капусты.
Овощные закуски. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Питательное значение овощных закусок. Инструменты и оборудование: Оборудование, посуда, инвентарь холодного и горячего цехов. Технологии изготовления предмета труда: Приготовление фаршированных помидоров, баклажанов, кабачков, сладкого перца, тушенных с овощами, помидоров «под снегом». Выбор посуды для приготовления и отпуска закусок из овощей. Обработка овощей, нарезка. Обжаривание баклажан, кабачков, тушение их с овощами. Приемы оформления овощных закусок зеленью. Приготовление салатов из овощей (повторение). Этика и эстетика труда: Правила санитарии и техники безопасности при приготовлении овощных закусок.
Практическое повторение по темам: Приготовление овощных закусок из помидоров, баклажанов, кабачков. Приготовление салатов. Оформление блюд. Самостоятельная работа по теме: Приготовление овощных закусок. (3 часа)
II четверть
Вводное занятие (2 часа). План работы на четверть. Мучные блюда из пресного теста. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Мука, её сортность, другие продукты для приготовления пресного теста. Инструменты и оборудование: Оборудование, посуда, инвентарь горячего цеха. Технологии изготовления предмета труда: Выбор посуды для приготовления изделий из теста. Замес теста, вымешивание до гладкости, разделка на подушечки, раскатывание на кружочки, формование пельменей и вареников. Отваривание пельменей и вареников. Приготовление жидкого теста для блинчиков, оладьей, умение равномерно распределять тесто на сковороде при выпечке изделий. Приготовление начинок для вареников из картофеля, капусты, творога. Приготовление фаршированных блинчиков с творогом. Этика и эстетика труда: Санитарно-гигиенические требования безопасной работы с ножом, эл. плитой. Организация и уборка рабочего места. (Повторение).
Сервировка стола к обеду, ужину. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Роль сервировки стола. Предметы сервировки. Инструменты и оборудование: Предметы сервировки. Технологии изготовления предмета труда: Основные правила сервировки стола. Выбор столовой посуды и приборов для сервировки стола. Использование их по назначению. Правильное расположение их для сервировки стола к ужину, обеду. Этика и эстетика труда: Использование предметов сервировки стола по назначению. Правильное расположение их для сервировки стола к ужину, обеду.
Практическое повторение по темам: Приготовление блинчиков, оладьей, пельменей, вареников. Сервировка стола к обеду и ужину. Самостоятельная работа по темам: Приготовление мучных изделий. Сервировка стола к обеду и ужину. (2 часа)
III четверть
Вводное занятие (2 часа). План работы на четверть. Первичная обработка рыбы. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Рыба, наименования, питательная ценность. Признаки доброкачественности рыбы. Виды нарезки рыбы. Инструменты и оборудование: Оборудование, посуда, инвентарь мясо - рыбного цеха. Технологии изготовления предмета труда: Выбор посуды, инвентаря мясо - рыбного цеха. Определение доброкачественности рыбы. Оттаивание, разделка, нарезка на кругляши, порционные куски, разделка на филе с кожей и без кожи. Приготовление котлетной массы. Мытьё посуды, инвентаря после обработки рыбы. Этика и эстетика труда: Правила техники безопасности разделки рыбы.
Горячие блюда из рыбы. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Рыба и другие продукты для приготовления горячих рыбных блюд. Блюда из отварной, припущенной, жареной, тушеной и запеченной рыбы. Инструменты и оборудование: Оборудование, посуда, инвентарь горячего цеха. Технологии изготовления предмета труда: Выбор посуды для приготовления горячих рыбных блюд. Отваривание рыбы тушкой и порционными кусками. Припускание рыбы целиком, разделанной на филе с кожей без костей. Жарка рыбы целиком, порционными кусками, кругляшами основным способом. Панирование, тушение рыбы порционными кусками без костей. Приготовление рыбных котлет, биточков из котлетной массы. Формование, панирование, обжаривание. Приготовление гарниров к рыбе из овощей и круп. Этика и эстетика труда: Правила техники безопасности при приготовлении горячих рыбных блюд.
Практическое повторение по теме: Приготовление отварной, жареной, припущенной, тушеной рыбы, рыбных биточков с гарниром. Самостоятельная работа по теме: Приготовление горячих блюд из рыбы. (3 часа)
IV четверть
Вводное занятие. План работы на четверть. (2 часа). Бездрожжевое тесто. Материалы, используемые в трудовой деятельности: Виды бездрожжевого теста. Кремы: масляный, заварной. Продукты для приготовления изделий из бездрожжевого теста. Инструменты и оборудование: Оборудование, посуда, инвентарь горячего цеха. Технологии изготовления предмета труда: Обработка муки, яиц. Замес песочного теста, раскатка, формование печенья, рогаликов. Отделение желтков от белков. Взбивание белков в тугую пену. Приготовление бисквитного теста, выпечка, определение готовности изделий из него. Приготовление заварного теста на водяной бане, замес теста, формование изделий из заварного теста. Приготовление слоеного теста. Раскатка со сливочным маслом, формование изделий, выпечка. Соблюдение температурного режима и время выпечки. Приготовление масляного и заварного кремов. Несложная отделка изделий кремом. Этика и эстетика труда: Санитарно-гигиенические требования безопасной работы с ножом, эл. плитой, эл. духовкой. Организация и уборка рабочего места. (Повторение).
Практическое повторение по теме: Приготовление изделий из песочного, бисквитного, слоеного и заварного теста. Самостоятельная работа по теме: Приготовление изделий из бездрожжевого теста. (3 часа). Контрольная работа по темам: Приготовление овощных закусок. Приготовление изделий из бездрожжевого теста. Приготовление горячих блюд из рыбы (3 часа).
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
Способы заготовки овощей на зиму; технологию соления с последующим консервированием, консервирования компота из фруктов, квашения капусты. Технологию приготовления холодных закусок: фаршированных помидоров, баклажанов, кабачков, сладкого перца, тушенных с овощами, помидоров «под снегом». приемы оформления. Назначение горячего цеха, его оборудование, посуду, инвентарь; правила техники безопасности при работе с эл. плитой и ножом; иметь понятие о сортности муки. Виды мучных изделий; технологию приготовления теста для вареников, пельменей; для блинчиков, оладушек; начинки для вареников, блинчиков; посуду, инвентарь для приготовления мучных блюд.
Роль сервировки стола, предметы сервировки, основные правила сервировки стола к обеду и ужину. Назначение мясо - рыбного цеха; оборудование, инвентарь и посуду цеха. Правила техники безопасности при разделке рыбы. Названия рыб, питательную ценность. Признаки доброкачественности рыбы. Технологический процесс обработки рыбы; виды нарезки, в зависимости от кулинарного использования; технологию приготовление отварной, жареной, припущенной, тушеной рыбы, котлетной массы и изделий из неё. Виды бездрожжевого теста; продукты для приготовления изделий из бездрожжевого теста; посуду и инвентарь; технологию приготовления песочного, бисквитного, заварного, слоеного теста и изделий из него; технологию приготовления кремов: масляного, заварного.
Учащиеся должны уметь:
Обрабатывать, овощи и фрукты для соления, консервирования, квашения; обрабатывать посуду, инвентарь для соления, консервирования; солить и консервировать овощи по рецепту.
Выбирать посуду для приготовления и отпуска закусок из овощей; обжаривать баклажаны, кабачки, тушить их с овощами; оформлять овощные закуски зеленью. Осуществлять выбор посуды для приготовления изделий из теста; замес теста, формование и отваривание пельменей и вареников. Готовить жидкое тесто для блинчиков, оладьей, готовить начинки для вареников из картофеля, капусты, творога, готовить фаршированные блинчики с творогом.
Осуществлять выбор столовой посуды и приборов для сервировки стола; использовать их по назначению; правильно располагать их в сервировке стола к обеду и ужину. Осуществлять оттаивание, разделку, нарезку на кругляши, порционные куски, разделку на филе; приготовление котлетной массы; мытьё посуды, инвентаря после обработки рыбы. Осуществлять выбор посуды для приготовления горячих рыбных блюд; отваривание рыбы тушкой и порционными кусками; припускание рыбы целиком, разделанной на филе с кожей без костей; жарку рыбы целиком, порционными кусками, кругляшами основным способом; панирование; тушение рыбы порционными кусками без костей; приготовление рыбных котлет, биточков из котлетной массы; формование, панирование, обжаривание. Работать с соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил безопасной работы с ножом, эл. плитой, эл. духовкой. Осуществлять обработку муки, яиц; замес песочного теста, раскатку, формование печенья, рогаликов; приготовление бисквитного теста, выпечку, определение готовности изделий из него. Осуществлять приготовление заварного теста на водяной бане, замес теста, формование изделий из заварного теста; приготовление слоеного теста; Соблюдать температурный режим и время выпечки; готовить масляный и заварной крема, осуществлять несложную отделку изделий кремом.
Личностные результаты:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-принятие и освоение обучающимся, социальной роли; формирование; развитие мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Минимальный и достаточный уровни усвоенных предметных результатов по кулинарии на конец школьного обучения (IX класс)
Минимальный уровень: Знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать. Умение самостоятельно (с помощью учителя) выбрать посуду и инвентарь для приготовления изученного блюда. Знание названий посуды и инвентаря и классификация их по виду. Знание названий основных продуктов, умение различать продукты животного и растительного происхождения. Знание правила хранения продуктов. Умение обрабатывать и нарезать овощи заданной формы (по подобию или с помощью). Знание санитарно-гигиенических требований при работе с продуктами. Представления о принципах действия электрической плиты, умение ей пользоваться.
Представления о правилах безопасной работы с ножом и электрической плитой, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы. Умение готовить несложные холодные блюда: открытые бутерброды, салаты из сырых и отварных овощей. Отваривание овощей, яиц. Приготовление несложных отварных блюд: каши рассыпчатой, отварных макарон, картофеля отварного. Чтение (с помощью учителя) технологической или инструкционной карты используемой в процессе приготовления блюда. Представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейное, штукатурно-малярное дело). Понимание значения и ценности труда; понимание красоты труда и его результатов. Заботливое и бережное отношение к оборудованию, инвентарю в кабинете.
Выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» / «не нравится»). Организация (под руководством учителя) совместной работы в группе. Осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности. Выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них. Выполнение общественных поручений по ежедневной влажной уборке кабинета после урока кулинарии. Посильное участие в благоустройстве и озеленении школьной территории.
Достаточный уровень
Умение самостоятельно организовать рабочее место, выбрать необходимый инвентарь и посуду в соответствие с практической работой. Ориентировка в задании при помощи технологической или инструкционной карты. Планирование самостоятельно или с помощью учителя предстоящей практической работы.
Осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий, и корректировка хода практической работы. Понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Знание и умение соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности с ножом, электрической плитой при работе. Знание оптимальных и доступных технологических приемов первичной и тепловой обработки продуктов в зависимости от вида практической работы в соответствии с содержанием программного материала. Владение основными приемами тепловой обработки: варка, жарка, выпекание и вспомогательными: пассерование, припускание, тушение. Знание и умение сервировки стола к чаю, обеду, ужину. Знание технологии приготовления блюд в соответствие с содержанием программного материала. Экономное расходование продуктов. Понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.