Название статьи:
Рабочая программа по Робототехнике VEX IQ | Камалетдинова Гульсум Рахимзановна. Работа №341457. Номер работы: №341457
Дата публикации:
28.08.2024
Автор:
Камалетдинова Гульсум Рахимзановна
Описание:
- ознакомление с комплектом VEX IQ;
- ознакомление с основами автономного программирования;
- ознакомление со средой программирования VEX IQ;
- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
- получение навыков программирования;
- развитие навыков решения базовых задач робототехники.
муниципальное общеобразовательное учреждение Габишевская сош ИМ.м.а. гареева
СогласованоШкольноеметодическое объединениепротокол №___от _________2023
Согласованозам.директора по ВР________М.В.Шаронова
от ____________2023
УтверждаюДиректор школы
___________Ю.А.Вырупаева
Приказ №
от ______2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
РОБОТОТЕХНИКА
(Стартовый уровень)
Возраст обучающихся: (3-5 классы) 9-12 лет
Срок реализации: 1 год
Камалетдинова Гульсум Рахимзановна,
педагог дополнительного образования
с. Габишево, 2023 г.
Пояснительная записка
Мировые тенденции развития инженерного образования свидетельствуют о глобальном внедрении информационных технологий в образовательный процесс.
Робототехника является весьма перспективной областью для применения образовательных методик в процессе обучения за счет объединения в себе различных инженерных и естественно - научных дисциплин . В результате такого подхода наблюдается рост эффективности восприятия информации учащимися за счет подкрепления изучаемых теоретических материалов экспериментом в междисциплинарной области.
Образовательный робототехнический модуль Базовый соревновательный уровень, созданный на основе робототехнического набора VEX IQ, позволяет учащимся в наглядной форме изучить программирование роботов, он предназначен для решения практико- ориентированных задач.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в с современном мире . В процессе конструирования и программирования дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Использование решений из области робототехники в рамках общеобразовательного процесса позволяет формировать технологическую и проектную культуру учащихся, которые не останутся равнодушными к увлекательному образовательному процессу.
Актуальность данной программы:
необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления;
-отсутствие предмета в школьных программах начального и среднего образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 7 до 11 лет. В коллектив могут быть приняты 10 человек, по поданным заявлениям родителями в системе Навигатор.дети , не имеющие противопоказаний по здоровью.
Сроки реализации программы: 1 год.
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
ознакомление с комплектом VEX IQ;
ознакомление с основами автономного программирования;
ознакомление со средой программирования VEX IQ;
получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
получение навыков программирования;
развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Развивающие:
развитие конструкторских навыков;
развитие логического мышления; - развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
-развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия,
самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Методы обучения.
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
Систематизирующий (беседа по теме, составление
систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Формы организации учебных занятий.
Среди форм организяции учебных занятий в данном курсе выделяются:
практикум;
урок-консультация;
урок-ролевая игра;
урок-соревнование;
выставка;
урок проверки и коррекции знаний и умений.
Оборудование:
Образовательный модуль для изучения основ робототехники VEX IQ Super Kit. Творческое проектирование и соревновательная деятельность. Базовый робототехнический набор (комплект конструктивных элементов, серво-моторов и датчиков с программируемым контроллером и пультом управления, пластик).
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Содержание курса (3-5 кл)
Раздел
Содержание раздела
Кол
-во
часо
в
Формы учебных занятий
Виды учебной деятельности
Вводное занятие.
Техника безопасности
Основы работы с ТехноЛаб
2
Теоретичес кое занятие
Общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Формулировать собственное мнение, слушать собеседника Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже и усвоено, и того, что еще неизвестно Планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных
задач
Среда конструир ования
Знакомство с деталями конструктора. Способы передачи движения. Понятия о редукторах.
Сборка простейшего робота, по инструкции.
8
Теоретичес кое занятие Практическ ое занятие
Программ ное обеспечен ие
RoboPlus.
Создание простейшей программы Управление одним мотором. Движение вперед назад. Использование команды жди. Загрузка программ в контроллер. Проверка робота в действии
6
Теоретичес кое занятие Практическ ое занятие
Сборка более сложного робота
Сборка робота на двух моторах. Управление двумя моторами. Программирование робота на двух моторах.
Программирование робота на двух моторах. Езда по квадрату. Парковка. Использование датчика касания. Обнаружение касания. Преодоление преграды. Использование датчика звука.
24
Теоретичес кое занятие Практическ ое занятие
Создание двухступе нчатых программ.
Использование датчика освещённости. Калибровка датчика. Обнаружение черты.
Движение по линии.
10
Теоретичес кое занятие Практическ ое занятие
Самостоят ельная творческая работа учащихся.
Выбор робота для творческой работы. Сборка робота по инструкции. Программирование робота. Испытание робота в использовании. Соревнование роботов.
Эстафета, преодоление препятствий. Выставка работ
учащихся
16
Практическ ое занятие Самостояте льная работа
Повторение Итого
2
68 ч
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
Тема занятий
Кол-во часов
Дата
план
факт
1
Вводное занятие.
Техника безопасности.
2
2
Среда конструирования.
2
3
Знакомство с деталями конструктора.
2
4
Способы передачи движения.
2
5
Понятия о редукторах
2
6
Сборка простейшего робота, по инструкции.
6
7
Создание простейшей программы
2
8
Управление одним мотором.
2
9
Движение вперед-назад.
2
10
Использование команды жди.
2
11
Загрузка программ в контроллер.
4
12
Проверка робота в действии
2
13
Сборка робота на двух моторах
6
14
Управление двумя моторами.
4
15
Программирование робота на двух моторах
4
16
Самостоятельная творческая работа учащихся. Выбор робота для творческой работы.
4
17
Сборка робота по инструкции.
4
18
Программирование робота.
4
19
Испытание робота в использовании.
4
20
Соревнование роботов.
Эстафета, преодоление препятствий.
4
21
Выставка работ учащихся
2
22
Повторение
2
Итого
68 часов
2
Скачать работу
СогласованоШкольноеметодическое объединениепротокол №___от _________2023
Согласованозам.директора по ВР________М.В.Шаронова
от ____________2023
УтверждаюДиректор школы
___________Ю.А.Вырупаева
Приказ №
от ______2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
РОБОТОТЕХНИКА
(Стартовый уровень)
Возраст обучающихся: (3-5 классы) 9-12 лет
Срок реализации: 1 год
Камалетдинова Гульсум Рахимзановна,
педагог дополнительного образования
с. Габишево, 2023 г.
Пояснительная записка
Мировые тенденции развития инженерного образования свидетельствуют о глобальном внедрении информационных технологий в образовательный процесс.
Робототехника является весьма перспективной областью для применения образовательных методик в процессе обучения за счет объединения в себе различных инженерных и естественно - научных дисциплин . В результате такого подхода наблюдается рост эффективности восприятия информации учащимися за счет подкрепления изучаемых теоретических материалов экспериментом в междисциплинарной области.
Образовательный робототехнический модуль Базовый соревновательный уровень, созданный на основе робототехнического набора VEX IQ, позволяет учащимся в наглядной форме изучить программирование роботов, он предназначен для решения практико- ориентированных задач.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в с современном мире . В процессе конструирования и программирования дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Использование решений из области робототехники в рамках общеобразовательного процесса позволяет формировать технологическую и проектную культуру учащихся, которые не останутся равнодушными к увлекательному образовательному процессу.
Актуальность данной программы:
необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления;
-отсутствие предмета в школьных программах начального и среднего образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 7 до 11 лет. В коллектив могут быть приняты 10 человек, по поданным заявлениям родителями в системе Навигатор.дети , не имеющие противопоказаний по здоровью.
Сроки реализации программы: 1 год.
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
ознакомление с комплектом VEX IQ;
ознакомление с основами автономного программирования;
ознакомление со средой программирования VEX IQ;
получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
получение навыков программирования;
развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Развивающие:
развитие конструкторских навыков;
развитие логического мышления; - развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
-развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия,
самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Методы обучения.
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
Систематизирующий (беседа по теме, составление
систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Формы организации учебных занятий.
Среди форм организяции учебных занятий в данном курсе выделяются:
практикум;
урок-консультация;
урок-ролевая игра;
урок-соревнование;
выставка;
урок проверки и коррекции знаний и умений.
Оборудование:
Образовательный модуль для изучения основ робототехники VEX IQ Super Kit. Творческое проектирование и соревновательная деятельность. Базовый робототехнический набор (комплект конструктивных элементов, серво-моторов и датчиков с программируемым контроллером и пультом управления, пластик).
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Содержание курса (3-5 кл)
Раздел
Содержание раздела
Кол
-во
часо
в
Формы учебных занятий
Виды учебной деятельности
Вводное занятие.
Техника безопасности
Основы работы с ТехноЛаб
2
Теоретичес кое занятие
Общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Формулировать собственное мнение, слушать собеседника Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже и усвоено, и того, что еще неизвестно Планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных
задач
Среда конструир ования
Знакомство с деталями конструктора. Способы передачи движения. Понятия о редукторах.
Сборка простейшего робота, по инструкции.
8
Теоретичес кое занятие Практическ ое занятие
Программ ное обеспечен ие
RoboPlus.
Создание простейшей программы Управление одним мотором. Движение вперед назад. Использование команды жди. Загрузка программ в контроллер. Проверка робота в действии
6
Теоретичес кое занятие Практическ ое занятие
Сборка более сложного робота
Сборка робота на двух моторах. Управление двумя моторами. Программирование робота на двух моторах.
Программирование робота на двух моторах. Езда по квадрату. Парковка. Использование датчика касания. Обнаружение касания. Преодоление преграды. Использование датчика звука.
24
Теоретичес кое занятие Практическ ое занятие
Создание двухступе нчатых программ.
Использование датчика освещённости. Калибровка датчика. Обнаружение черты.
Движение по линии.
10
Теоретичес кое занятие Практическ ое занятие
Самостоят ельная творческая работа учащихся.
Выбор робота для творческой работы. Сборка робота по инструкции. Программирование робота. Испытание робота в использовании. Соревнование роботов.
Эстафета, преодоление препятствий. Выставка работ
учащихся
16
Практическ ое занятие Самостояте льная работа
Повторение Итого
2
68 ч
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
Тема занятий
Кол-во часов
Дата
план
факт
1
Вводное занятие.
Техника безопасности.
2
2
Среда конструирования.
2
3
Знакомство с деталями конструктора.
2
4
Способы передачи движения.
2
5
Понятия о редукторах
2
6
Сборка простейшего робота, по инструкции.
6
7
Создание простейшей программы
2
8
Управление одним мотором.
2
9
Движение вперед-назад.
2
10
Использование команды жди.
2
11
Загрузка программ в контроллер.
4
12
Проверка робота в действии
2
13
Сборка робота на двух моторах
6
14
Управление двумя моторами.
4
15
Программирование робота на двух моторах
4
16
Самостоятельная творческая работа учащихся. Выбор робота для творческой работы.
4
17
Сборка робота по инструкции.
4
18
Программирование робота.
4
19
Испытание робота в использовании.
4
20
Соревнование роботов.
Эстафета, преодоление препятствий.
4
21
Выставка работ учащихся
2
22
Повторение
2
Итого
68 часов
2