рабочая программа по русскому языку 3 класс | Виктория Анатольевна Щелканова. Работа №305436. Номер работы: №305436
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
02-01
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ Багаевской СОШ №3
приказ от 31.08.2022 № 676
___________________Боряева Н.В.
Рабочая программа
по ______русскому языку______________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование, 3 Б класс ____________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _____131 ________
Учитель __Щелканова Виктория Анатольевна_______
Программа разработана на основе
авторской программы Канакиной В. П., Горецкого В. Г.
«Русский язык. Рабочие программы.1- 4 классы»
М.: Просвещение, 2015____________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 Б класса составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об об
разовании в Ростовской области»;
Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2012 г. № 1018 «Об утверждении концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом»
;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;
Авторская программа по русскому языку В.П.
Канакиной
, В.Г. Горецкого. «Русский язык. Рабочие программы.1- 4 классы
.» -
М.: Просвещение, 2011г.
(Сборник «Рабочие программы.
Начальная школа. 3 класс.
«Школа России», Издательство «Планета», 2015г.); Сборник п
рограмм УМК «Школа России», ОАО
Изда
тел
ьство «Просвещение» 2015 г.;
Устав школы;
Основная образовательная программа НОО МБОУ
Багаевской
СОШ № 3;
Учебный план МБОУ
Багаевской
СОШ № 3 на 202
2
– 202
3
учебный год;
Календарный учебный график МБОУ
Багаевской
СОШ № 3 на 202
2
-202
3
учебный год;
Положение МБОУ
Багаевской
СОШ № 3
о рабочей программе учебных предметов
.
Цели:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Основными целями регионального компонента являются:
обновление содержания общего образования;
создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона;
овладение учащимися знаниями в области истории и культуры своего региона;
воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения
Задачи:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуника
тивных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятель
ности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике
(состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Приобщение учащихся к традициям, духовной культуре родного Донского края позволяет решить следующие задачи:
более глубокое развитие интереса к предметам,
становление интереса к духовной культуре малой родины,
оптимизации процесса социализации личности,
адаптации учащихся к местным социокультурным условиям.
Общая характеристика учебного предмета:
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Региональный казачий компонент (Р.к.к.)
Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является принцип защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Реализацией этого принципа стало введение казачьего компонента содержания образования в МБОУ Багаевской СОШ №3 со статусом «казачье». Реализация казачьего компонента реализуется путём введения регионального содержания в базовое путём распределения по темам, разделам, где обобщённые идеи, понятия, закономерности обосновываются на основе местного материала.
В содержание программы включены темы, в определенной степени, отражающие фольклор, искусство и культуру Донского края. На уроках будут использованы пословицы, загадки, созданные коренными жителями Дона, стихи и отрывки из рассказов наших наиболее талантливых земляков, а также всемирно известных русских классиков о Доне-батюшке, его неповторимой природе, героическом прошлом, увлекательном настоящем, о взрослых и детях, которые жили на этой территории или населяют сегодня ее города, станицы и хутора.
Это позволит сделать процесс обучения не только более увлекательным, но и затронет сердца младших школьников, разожжет огонек любви к родному краю и его людям, поможет приобщиться к истории, духовной культуре Донского края, позволит вырасти активными участниками тех процессов, которые происходят на древней и вечно молодой Донщине. В результате обучения с учетом регионального казачьего компонента обучающиеся получат знания о выдающихся представителях донского искусства и литературы, об их произведениях, об особенностях быта и традиций донских казаков.
В программу включен модуль «Школьный урок» в рамках Рабочей Программы воспитания школы, который направлен на реализацию воспитательного потенциала урока и на:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 предусматривает обязательное изучение русского языка на уровне начального общего образования в 3 классе за 136 часов (4часа в неделю).
Уроки, выпавшие на праздничные дни (23 февраля,24 февраля, 8 марта, 1 мая и 8 мая), не планирую. Таким образом, рабочая программа будет пройдена за 131 час.
РАЗДЕЛ № 1
Содержание учебного предмета
Язык и речь - 2 ч.
Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку. Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.
Текст. Предложение. Словосочетание - 9ч.
Текст (повторение и углубление представлений о тексте). Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка). Слова с непроверяемым написанием: орех. Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений. Слова с непроверяемым написанием: овёс. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения с обращением (общее представление) Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. Состав предложения (повторение и углубление представлений) Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный). Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения. Словосочетание Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Слова с непроверяемым написанием: пшеница. Развитие речи (обучающее изложение). Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Контрольный диктант по теме «Предложение».
Слово в языке и речи – 17 ч. Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. *Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. Омонимы. Использование омонимов в речи. Контрольный словарный диктант. Слова с непроверяемым написанием: понедельник. Работа со словарём омонимов . Слово и словосочетание . Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Развитие речи (обучающее изложение). Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Имя числительное (общее представление). Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных(родственных) словах, о корне слова. Слова с непроверяемым написанием: картофель. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Развитие речи (обучающее изложение). Проект «Рассказ о слове». Контрольный словарный диктант. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы). Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».
Состав слова – 14 ч.
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова Работа со словарём однокоренных слов. Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход). Формы слова. Окончание. "Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Основа слов. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. Проект «Семья слов». Контрольный диктант «Состав слова» Правописание частей слова - 24 ч.
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Контрольный словарный диктант. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Слова с непроверяемым написанием: четверг. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Слова с непроверяемым написанием: север, берег. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Слова с непроверяемым написанием: пороша. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. Правописание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». Контрольный словарный диктант. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Слова с непроверяемым написанием: желать. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». Развитие речи. Обучающее изложение. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления. Проект «Составляем орфографический словарь».
Части речи - 1 ч
Части речи (повторение и углубление представлений). Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное - 24 ч.
Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Слова с непроверяемым написанием: самолёт,
комната, однажды. Проект «Тайна имени». Контрольный словарный диктант. Число имён существительных Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Развитие речи. Работа с текстом. Род имён существительных . Имена существительные общего рода (первое представление). Слова с непроверяемым написанием: кровать. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. Контрольный диктант «Имя существительное». Падеж имён существительных Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Слова с непроверяемым написанием: рябина. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) Контрольный словарный диктант. Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Слова с непроверяемым написанием: вокруг. Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Контрольный диктант «Правописание падежных окончаний имён существительных». Проект «Зимняя страничка».
Имя прилагательное - 14 ч.
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном
Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание. Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Составление текста-описания растения в научном стиле.
Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение. Красная площадь, Московский Кремль. Формы имён прилагательных Род имён прилагательных
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). Слова с непроверяемым написанием: сирень Число имён прилагательных. Контрольный словарный диктант. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками». Контрольный диктант «Имя прилагательное». Проект «Имена прилагательные в загадках».
Местоимение - 3 ч.
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье. Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
Глагол - 20 ч.
Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать).Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. Формы глагола.
Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? Слова с непроверяемым написанием: песок. Число глаголов. Контрольный словарный диктант. Изменение глаголов по числам. Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. Времена глагола. Изменение глаголов по временам. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи. Составление предложений и текста. Правописание частицы НЕ с глаголами. Обобщение знаний о глаголе .Морфологический разбор глаголов. Контрольный диктант по теме «Глагол».
Повторение - 3 ч.
Роль служебных частей речи. Предлоги и приставки. Обобщение изученного о слове, предложении. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание безударных гласных. Контрольный словарный диктант. Итоговая контрольная работа. Правописание значимых частей слов. Однокоренные слова. Развитие речи. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». Текст. КВН «Знатоки русского языка».
Формы организации учебных занятий:
Самостоятельная работа
Домашнее задание
Групповая работа
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Основные виды учебной деятельности:
Игровая деятельность
Групповая деятельность
Коллективная деятельность
Индивидуальная деятельность
Проблемно-поисковая деятельность
РАЗДЕЛ № 2
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока, контрольных работ
Количество часов
Дата проведения урока
Дата по плану
По факту
1
Наша речь. Виды речи.
1
01.09
1 четверть
2
Наш язык.
1
02.09
3
Текст. Типы текстов.
1
05.09
4
Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
1
07.09
5
Главные и второстепенные члены предложения
1
08.09
6
Входная диагностическая контрольная работа.
1
09.09
7
Работа над ошибками. Предложение с обращением. Р.к.к.
1
12.09
8
Простое и сложное предложения.
1
14.09
9
Простое и сложное предложения.
1
15.09
10
Словосочетание.
1
16.09
11
Повторение изученного.
1
19.09
12
Однозначные и многозначные слова.
1
21.09
13
Синонимы и антонимы.
1
22.09
14
Омонимы.
1
23.09
15
Слово и словосочетание.
1
26.09
16
Фразеологизмы.
1
28.09
17
Р/р Обучающее изложение.
1
29.09
18
Части речи. Имя существительное.
1
30.09
19
Имя прилагательное.
1
03.10
20
Глагол.
1
05.10
21
Что такое имя числительное?
1
06.10
22
Контрольное списывание по теме «Части речи».
1
07.10
23
Однокоренные слова.
1
10.10
24
Звуки и буквы. Гласные звуки.
1
12.10
25
Звуки и буквы. Согласные звуки
1
13.10
26
Звонкие и глухие согласные звуки.
1
14.10
27
Разделительный мягкий знак.
1
17.10
28
Что такое корень слова?
1
19.10
29
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».
1
20.10
30
Работа над ошибками. Как найти в слове корень?
1
21.10
31
Сложные слова.
1
24.10
32
Окончание.
1
26.10
33
Приставка. Значения приставок.
1
27.10
34
Повторение пройденного.
1
28.10
35
Суффикс.
1
07.11
2 четверть
36
Значения суффиксов.
1
09.11
37
Основа слова.
1
10.11
38
Обобщение знаний о составе слова.
1
11.11
39
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
1
14.11
40
Работа над ошибками. В каких значимых частях слова есть орфограммы?
1
16.11
41
Правописание слов с безударными гласными в корне слова.
1
17.11
42
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
18.11
43
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
21.11
44
Проверка слов с парными согласными в корне.
1
23.11
45
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
24.11
46
Р/р Обучающее изложение.
1
25.11
47
Слова с непроизносимыми согласными в корне.
1
28.11
48
Слова с непроизносимыми согласными в корне.
1
30.11
49
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
01.12
50
Слова с удвоенными согласными.
1
02.12
51
Закрепление изученного.
1
05.12
52
Правописание суффиксов и приставок.
1
07.12
53
Упражнение в написании суффиксов и приставок.
1
08.12
54
Упражнение в написании суффиксов и приставок. Закрепление.
1
09.12
55
Контрольное списывание по теме «Правописание суффиксов и приставок».
1
12.12
56
Правописание приставок и предлогов.
1
14.12
57
Правописание приставок и предлогов. Закрепление.
1
15.12
58
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».
1
16.12
59
Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
1
19.12
60
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Закрепление.
1
21.12
61
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
1
22.12
62
Повторение пройденного.
1
23.12
63
Закрепление изученного.
1
26.12
64
Части речи.
1
28.12
65
Имя существительное и его роль в речи.
1
09.01
3 четверть
66
Имя существительное.
1
11.01
67
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
1
12.01
68
Р/р Обучающее изложение.
1
13.01
69
Собственные и нарицательные имена существительные.
1
16.01
70
Собственные и нарицательные имена существительные
1
18.01
71
Число имён существительных.
1
19.01
72
Число имён существительных.
1
20.01
73
Род имён существительных
1
23.01
74
Род имён существительных.
1
25.01
75
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
1
26.01
76
Работа над ошибками. Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
1
27.01
77
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
1
30.01
78
Падеж имён существительных.
1
01.02
79
Изменение имён существительных по падежам.
1
02.02
80
Изменение имён существительных по падежам.
1
03.02
81
Именительный падеж имён существительных.
1
06.02
82
Родительный падеж имён существительных.
1
08.02
83
Дательный падеж имён существительных.
1
09.02
84
Винительный падеж имён существительных.
1
10.02
85
Творительный падеж имён существительных.
1
13.02
86
Предложный падеж имён существительных.
1
15.02
87
Все падежи. Проект «Зимняя страничка». Р.к.к.
1
16.02
88
Закрепление изученного.
1
17.02
89
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных».
1
20.02
90
Работа над ошибками. Значение и употребление имён прилагательных в речи.
1
22.02
91
Употребление имён прилагательных в речи.
1
27.02
92
Текст-описание. Роль прилагательных в тексте.
1
01.03
93
Род имён прилагательных.
1
02.03
94
Изменение имён прилагательных по родам.
1
03.03
95
Контрольное списывание по теме «Правописание имён прилагательных». Р.к.к.
1
06.03
96
Число имён прилагательных.
1
09.03
97
Число имён прилагательных. Закрепление.
1
10.03
98
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
1
13.03
99
Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по падежам.
1
15.03
100
Изменение имён прилагательных по падежам.
1
16.03
101
Изменение имён прилагательных по падежам. Закрепление.
1
17.03
102
Изменение имён прилагательных по падежам. Повторение.
1
20.03
103
Проект «Имена Прилагательные в загадках». Р.к.к.
1
22.03
104
Личные местоимения.
1
23.03
105
Личные местоимения. Закрепление.
1
24.03
106
Изменение личных местоимений по родам.
1
06.04
4 четверть
107
Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.
1
07.04
108
Значение и употребление глаголов в речи.
1
10.04
109
Глагол. Закрепление.
1
12.04
110
Неопределённая форма глагола.
1
13.04
111
Неопределённая форма глагола. Закрепление.
1
14.04
112
Контрольное списывание по теме «Правописание глаголов».
1
17.04
113
Число глаголов.
1
19.04
114
Число глаголов. Закрепление .
1
20.04
115
Времена глаголов.
1
21.04
116
Времена глаголов.
1
24.04
117
Изменение глаголов по временам.
1
26.04
118
Р/р Контрольное изложение.
1
27.04
119
Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам.
1
28.04
120
Изменение глаголов по временам.
1
03.05
121
Род глаголов в прошедшем времени.
1
04.05
122
Род глаголов в прошедшем времени. Закрепление.
1
05.05
123
Повторение изученного
1
10.05
124
Правописание частицы НЕ с глаголами.
1
11.05
125
Правописание частицы НЕ с глаголами. Закрепление.
1
12.05
126
Промежуточная аттестация по итогам учебного года.
1
15.05
127
Обобщение знаний о глаголе.
1
17.05
128
Обобщение знаний о глаголе.
1
18.05
129
Закрепление изученного.
1
19.05
130
Обобщение о частях речи.
1
22.05
131
Повторение. Части речи.
1
24.05
РАЗДЕЛ №3
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др
.);
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ц
енностям;
развитие духовно-нравственной личности казака, разумно сочетающей личные интересы с общественными ценностями;
воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям казачества;
формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства родной природы;
воспитание учащихся на духов
ных и нравственных основах
казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству;
воспитание гражданственности и любви к Родине на примерах истории развития Донского казачества, его традиций и культуры.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной,
громкоречевой
и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
Развитие речи.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца;
грамотно записывать текст;
соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака
(ъ)
в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я
(ёлка, поют), в словах с разделительными
ь, ъ
знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звукобуквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звукобуквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих нор
м в речи собеседников (в объёме
орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы
что делать?
и
что сделать?
; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные
, побудительные) и по интонации
(восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять правила правописания:
соединительные
о
и
е
в сложных словах (самолёт, вездеход);
е
и
и
в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или
пунктограммы
(чтобы избежать орфографической ошибки).
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Методического совета
МБОУ Багаевской СОШ № 3
От 29 августа 2022 года № 1
Руководитель МС__________/Пьянова И.Г./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ /Пьянова И.Г./
« 29 » августа 2022 г.