Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело" | Вяткина Ирина Борисовна. Работа №312530
Программа курса внеурочной деятельности «Музейное дело» предназначена для воспитания у обучающихся глубокого чувства патриотизма, формирование культурной и исторической памяти, связи с прошлыми поколениями, направлена на развитие активной жизненной позиции, милосердия, любви к Родине. Срок реализации программы 4 года, общий объем 136 часов. Занятия проводятся в течение одного часа 1 раз в неделю. Учащиеся 6-9 классов.
Целью программы является вовлечение обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению истории родного края.
Муниципальное образование город Краснодар
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №82
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
духовно-нравственной направленности
(Тип программы: комплексная, тематическая, ориентированная на достижение результатов определенного уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности)
группа по интересам
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Музейное дело»
(наименование)
4 года (6-9 класс)
(срок реализации программы)
12-15 лет
(возраст обучающихся)
Вяткина Ирина Борисовна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Программа разработана: в соответствии с ФГОС основного общего образования, на основании Федерального закона "О музейном фонде и музеях РФ" (принят Государственной Думой 24.04.1996 г).
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Музейное дело» предназначена для воспитания у обучающихся глубокого чувства патриотизма, формирование культурной и исторической памяти, связи с прошлыми поколениями, направлена на развитие активной жизненной позиции, милосердия, любви к Родине, бескорыстного служения Отечеству, долгу и чести, на привлечение молодого поколения к гуманитарной деятельности по увековечению памяти жертв войны, к шефской работе и внимательному отношению к ветеранам.
Музей играет большую роль в решении этих задач. Получая теоретические знания и практические умения в области истории своего народа и культуры родного края, учащиеся приобретают уважение к прошлому, учатся бережно относиться к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа внеурочной деятельности «Музейное дело» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, об участии в Великой Отечественной Войне нашего народа, о героической 30-й Иркутской дивизии, оборонявшей г. Краснодар. Программа активизирует познавательную деятельность школьников, повышает информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения истории родного края, развивает у обучающихся познавательные, творческие способности, умение работать в группе, побуждает к исследовательской работе по темам курса.
Актуальность и новизна данной программы заключается в изучении исторического прошлого своего края и города, формирование гражданских позиций и навыков. Воспитание духовно-нравственной личности гражданина России является приоритетной задачей современного образования. Внеурочные занятия являются интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, встречи с ветеранами войны и труда, почётными гражданами города, экскурсии, участие в выставках и в общественной жизни школы и города.
Цель программы: создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся;
- развивать творческие способности;
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю;
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм;
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.
Планируемые р
езультаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе реализации курса внеурочной деятельности «Музейное дело» у учащихся формируются личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
осознание себя гражданином своей страны;
формирование интереса к основам музееведения, истории страны и Краснодара, интереса к поисковой, научной, исследовательской деятельности, речевой культуры и творческой активности подростка
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
Коммуникативные УУД:
работать с прослушанным/прочитанным
текстом:устанавливать
логическую последовательность основных фактов;
выделять, обобщать и
фиксироватьнужную
информацию
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
В итоге обучения учащиеся 6-9 го классов должны знать:
основные социальные функции музея;
профили музеев;
музей школы, города;
историю музейного дела;
основные термины, применяемые в музейном деле.
Учащиеся 6-9 классов должны уметь:
ориентироваться в литературных источниках;
работать с различными источниками информации;
отличить предметы учета основного и вспомогательного фондов;
заполнить музейную карточку и книгу посетителя;
шифровать музейные предметы.
Учащиеся 6-9 классов должны владеть:
информацией об основных понятиях и терминах музееведения;
навыками подготовки тематических экспозиций школьного музея к памятным датам;
основными формами поисково-исследовательской работы
.
2. Содержание программы
класс
Музей - как хранитель и пропагандист лучших традиций.
Тема 1. Определение понятий: «музей», «школьный музей».
Музей разных типов и принципов работы. Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.
Тема 2. Музееведение.
2.1. Музейная терминология. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.
2.2.Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.
Тема 3. Музейные фонды и их комплектование.
3.1. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Ауди - видео средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.
3.2. Основные формы учёта. Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку.
3.3. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации, картотеки фонда.
3.4. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.
Тема 4. Поисковая работа.
4.1. Поисковые работы и их цель. Историческая справка о возникновении и развитии поискового движения в России и за рубежом. Особенности поисковых работ в различных регионах. Поисковые организации в г. Краснодаре.
4.2. Технология поисковой работы. Методика поисковой работы. Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ.
4.3. Определение направления архивного поиска. Поиск необходимых документов. Копирование найденных материалов. Систематизация и анализ собранного материала, составление архивной папки.
Тема 5.Экскурсионная работа.
5.1. Cпецифика экскурсионного метода познания действительности.
5.2. Жанровые особенности экскурсии, как формы культурно-просветительной деятельности.
5.3. Классификации и типологии экскурсий.
5.4. Методика проведения экскурсий различных типов с учетом дифференцированного подхода к группам разного контингента.
5.5.Приобретение навыков практического применения полученных методических знаний.
5.6. Место экскурсовода. Костюм. Написание текста экскурсии.
5.7. Подготовка экскурсий на тему: « «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Их именами названы…».
7 класс
Музей - хранитель и пропагандист лучших традиций.
Тема 1. Определение понятий: «музей», «школьный музей».
Музей разных типов и принципов работы. Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.
Тема 2. Музееведение.
2.1. Музейная терминология. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.
2.2.Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.
Тема 3. Музейные фонды и их комплектование.
3.1. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Ауди - видео средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.
3.2. Основные формы учёта. Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку.
3.3. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации, картотеки фонда.
3.4. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.
Тема 4. Поисковая работа.
4.1. Поисковые работы и их цель. Историческая справка о возникновении и развитии поискового движения в России и за рубежом. Особенности поисковых работ в различных регионах. Поисковые организации в г. Краснодаре.
4.2. Технология поисковой работы. Методика поисковой работы. Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ.
4.3. Определение направления архивного поиска. Поиск необходимых документов. Копирование найденных материалов. Систематизация и анализ собранного материала, составление архивной папки.
Тема 5. Экскурсионная работа.
5.1. Cпецифика экскурсионного метода познания действительности.
5.2. Жанровые особенности экскурсии, как формы культурно-просветительной деятельности.
5.3. Классификации и типологии экскурсий.
5.4. Методика проведения экскурсий различных типов с учетом дифференцированного подхода к группам разного контингента.
5.5.Приобретение навыков практического применения полученных методических знаний.
5.6. Место экскурсовода. Костюм. Написание текста экскурсии.
5.7. Подготовка экскурсий на тему: « «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Их именами названы…».
8 класс
Музей - хранитель и пропагандист лучших традиций.
Тема 1. Определение понятий: «музей», «школьный музей».
Музей разных типов и принципов работы. Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.
Тема 2. Музееведение.
2.1. Музейная терминология. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.
2.2.Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.
Тема 3. Музейные фонды и их комплектование.
3.1. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Ауди - видео средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.
3.2. Основные формы учёта. Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку.
3.3. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации, картотеки фонда.
3.4. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.
Тема 4. Поисковая работа.
4.1. Поисковые работы и их цель. Историческая справка о возникновении и развитии поискового движения в России и за рубежом. Особенности поисковых работ в различных регионах. Поисковые организации в г. Краснодаре.
4.2. Технология поисковой работы. Методика поисковой работы.Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ.
4.3. Определение направления архивного поиска. Поиск необходимых документов. Копирование найденных материалов. Систематизация и анализ собранного материала, составление архивной папки.
Тема 5. Экскурсионная работа.
5.1. Cпецифика экскурсионного метода познания действительности.
5.2. Жанровые особенности экскурсии, как формы культурно-просветительной деятельности.
5.3. Классификации и типологии экскурсий.
5.4. Методика проведения экскурсий различных типов с учетом дифференцированного подхода к группам разного контингента.
5.5.Приобретение навыков практического применения полученных методических знаний.
5.6. Место экскурсовода. Костюм. Написание текста экскурсии.
5.7. Подготовка экскурсий на тему: « «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Их именами названы…».
9 класс
Музей - хранитель и пропагандист лучших традиций.
Тема 1. Определение понятий: «музей», «школьный музей».
Музей разных типов и принципов работы. Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.
Тема 2. Музееведение.
2.1. Музейная терминология. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.
2.2.Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.
Тема 3. Музейные фонды и их комплектование.
3.1. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Ауди - видео средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.
3.2. Основные формы учёта. Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку.
3.3. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации, картотеки фонда.
3.4. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.
Тема 4. Поисковая работа.
4.1. Поисковые работы и их цель. Историческая справка о возникновении и развитии поискового движения в России и за рубежом. Особенности поисковых работ в различных регионах. Поисковые организации в г. Краснодаре.
4.2. Технология поисковой работы. Методика поисковой работы.Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ.
4.3. Определение направления архивного поиска. Поиск необходимых документов. Копирование найденных материалов. Систематизация и анализ собранного материала, составление архивной папки.
Тема 5. Экскурсионная работа.
5.1. Cпецифика экскурсионного метода познания действительности.
5.2. Жанровые особенности экскурсии, как формы культурно-просветительной деятельности.
5.3. Классификации и типологии экскурсий.
5.4. Методика проведения экскурсий различных типов с учетом дифференцированного подхода к группам разного контингента.
5.5.Приобретение навыков практического применения полученных методических знаний.
5.6. Место экскурсовода. Костюм. Написание текста экскурсии.
5.7. Подготовка экскурсий на тему: « «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Их именами названы…».
№ п/п
Наименование
Кол-во часов
1
Введение
2
2
Музееведение
7
3
Музейные фонды и их комплектование
8
4
Поисковая работа
7
5
Экскурсионная работа
10
ИТОГО
34
3. Тематическое планирование
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс