Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело" | Вяткина Ирина Борисовна. Работа №312530

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Программа курса внеурочной деятельности «Музейное дело» предназначена для воспитания у обучающихся глубокого чувства патриотизма, формирование культурной и исторической памяти, связи с прошлыми поколениями, направлена на развитие активной жизненной позиции, милосердия, любви к Родине. Срок реализации программы 4 года, общий объем 136 часов. Занятия проводятся в течение одного часа 1 раз в неделю. Учащиеся 6-9 классов.

Целью программы является вовлечение обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению истории родного края.

Муниципальное образование город Краснодар

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №82

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

духовно-нравственной направленности

(Тип программы: комплексная, тематическая, ориентированная на достижение результатов определенного уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности)

группа по интересам

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Музейное дело»

(наименование)

4 года (6-9 класс)

(срок реализации программы)

12-15 лет

(возраст обучающихся)

Вяткина Ирина Борисовна

(Ф.И.О. учителя, составителя)

 

 

 

Программа разработана: в соответствии с ФГОС основного общего образования, на основании Федерального закона "О музейном фонде и музеях РФ" (принят Государственной Думой 24.04.1996 г).

 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Музейное дело» предназначена для воспитания у обучающихся глубокого чувства патриотизма, формирование культурной и исторической памяти, связи с прошлыми поколениями, направлена на развитие активной жизненной позиции, милосердия, любви к Родине, бескорыстного служения Отечеству, долгу и чести, на привлечение молодого поколения к гуманитарной деятельности по увековечению памяти жертв войны, к шефской работе и внимательному отношению к ветеранам.

Музей играет большую роль в решении этих задач. Получая теоретические знания и практические умения в области истории своего народа и культуры родного края, учащиеся приобретают уважение к прошлому, учатся бережно относиться к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа внеурочной деятельности «Музейное дело» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, об участии в Великой Отечественной Войне нашего народа, о героической 30-й Иркутской дивизии, оборонявшей г. Краснодар. Программа активизирует познавательную деятельность школьников, повышает информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения истории родного края, развивает у обучающихся познавательные, творческие способности, умение работать в группе, побуждает к исследовательской работе по темам курса.

Актуальность и новизна данной программы заключается в изучении исторического прошлого своего края и города, формирование гражданских позиций и навыков. Воспитание духовно-нравственной личности гражданина России является приоритетной задачей современного образования. Внеурочные занятия являются интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, встречи с ветеранами войны и труда, почётными гражданами города, экскурсии, участие в выставках и в общественной жизни школы и города.

Цель программы: создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:  

- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся;

- развивать творческие способности;

- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю;

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм;

- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.  

 

 

 

Планируемые р

езультаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе реализации курса внеурочной деятельности «Музейное дело» у учащихся формируются личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) результаты.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

осознание себя гражданином своей страны;

формирование интереса к основам музееведения, истории страны и Краснодара, интереса к поисковой, научной, исследовательской деятельности, речевой культуры и творческой активности подростка

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

устанавливать причинно-следственные связи;

вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

 

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;

Коммуникативные УУД:

работать с прослушанным/прочитанным

текстом:устанавливать

логическую последовательность основных фактов;

выделять, обобщать и

фиксироватьнужную

информацию

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы

В итоге обучения учащиеся 6-9 го классов должны знать:

основные социальные функции музея;

профили музеев;

музей школы, города;

историю музейного дела;

основные термины, применяемые в музейном деле.

Учащиеся 6-9 классов должны уметь:

ориентироваться в литературных источниках;

работать с различными источниками информации;

отличить предметы учета основного и вспомогательного фондов;

заполнить музейную карточку и книгу посетителя;

шифровать музейные предметы.

 

Учащиеся 6-9 классов должны владеть:

информацией об основных понятиях и терминах музееведения;

навыками подготовки тематических экспозиций школьного музея к памятным датам;

основными формами поисково-исследовательской работы

.

 

2. Содержание программы

класс

Музей - как хранитель и пропагандист лучших традиций.

Тема 1. Определение понятий: «музей», «школьный музей».

Музей разных типов и принципов работы. Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.

Тема 2. Музееведение.

2.1. Музейная терминология. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

2.2.Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

Тема 3. Музейные фонды и их комплектование.

3.1. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Ауди - видео средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

3.2. Основные формы учёта. Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку.

3.3. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации, картотеки фонда.

3.4. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

Тема 4. Поисковая работа.

4.1. Поисковые работы и их цель. Историческая справка о возникновении и развитии поискового движения в России и за рубежом. Особенности поисковых работ в различных регионах. Поисковые организации в г. Краснодаре.

4.2. Технология поисковой работы. Методика поисковой работы. Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ.

4.3. Определение направления архивного поиска. Поиск необходимых документов. Копирование найденных материалов. Систематизация и анализ собранного материала, составление архивной папки.

Тема 5.Экскурсионная работа.

5.1. Cпецифика экскурсионного метода познания действительности.

5.2. Жанровые особенности экскурсии, как формы культурно-просветительной деятельности.

5.3. Классификации и типологии экскурсий.

5.4. Методика проведения экскурсий различных типов с учетом дифференцированного подхода к группам разного контингента.

5.5.Приобретение навыков практического применения полученных методических знаний.

5.6. Место экскурсовода. Костюм. Написание текста экскурсии.

5.7. Подготовка экскурсий на тему: « «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Их именами названы…».

 

7 класс

Музей - хранитель и пропагандист лучших традиций.

Тема 1. Определение понятий: «музей», «школьный музей».

Музей разных типов и принципов работы. Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.

Тема 2. Музееведение.

2.1. Музейная терминология. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

2.2.Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

Тема 3. Музейные фонды и их комплектование.

3.1. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Ауди - видео средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

3.2. Основные формы учёта. Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку.

3.3. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации, картотеки фонда.

3.4. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

Тема 4. Поисковая работа.

4.1. Поисковые работы и их цель. Историческая справка о возникновении и развитии поискового движения в России и за рубежом. Особенности поисковых работ в различных регионах. Поисковые организации в г. Краснодаре.

4.2. Технология поисковой работы. Методика поисковой работы. Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ.

4.3. Определение направления архивного поиска. Поиск необходимых документов. Копирование найденных материалов. Систематизация и анализ собранного материала, составление архивной папки.

Тема 5. Экскурсионная работа.

5.1. Cпецифика экскурсионного метода познания действительности.

5.2. Жанровые особенности экскурсии, как формы культурно-просветительной деятельности.

5.3. Классификации и типологии экскурсий.

5.4. Методика проведения экскурсий различных типов с учетом дифференцированного подхода к группам разного контингента.

5.5.Приобретение навыков практического применения полученных методических знаний.

5.6. Место экскурсовода. Костюм. Написание текста экскурсии.

5.7. Подготовка экскурсий на тему: « «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Их именами названы…».

 

8 класс

Музей - хранитель и пропагандист лучших традиций.

Тема 1. Определение понятий: «музей», «школьный музей».

Музей разных типов и принципов работы. Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.

Тема 2. Музееведение.

2.1. Музейная терминология. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

2.2.Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

Тема 3. Музейные фонды и их комплектование.

3.1. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Ауди - видео средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

3.2. Основные формы учёта. Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку.

3.3. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации, картотеки фонда.

3.4. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

Тема 4. Поисковая работа.

4.1. Поисковые работы и их цель. Историческая справка о возникновении и развитии поискового движения в России и за рубежом. Особенности поисковых работ в различных регионах. Поисковые организации в г. Краснодаре.

4.2. Технология поисковой работы. Методика поисковой работы.Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ.

4.3. Определение направления архивного поиска. Поиск необходимых документов. Копирование найденных материалов. Систематизация и анализ собранного материала, составление архивной папки.

Тема 5. Экскурсионная работа.

5.1. Cпецифика экскурсионного метода познания действительности.

5.2. Жанровые особенности экскурсии, как формы культурно-просветительной деятельности.

5.3. Классификации и типологии экскурсий.

5.4. Методика проведения экскурсий различных типов с учетом дифференцированного подхода к группам разного контингента.

5.5.Приобретение навыков практического применения полученных методических знаний.

5.6. Место экскурсовода. Костюм. Написание текста экскурсии.

5.7. Подготовка экскурсий на тему: « «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Их именами названы…».

 

9 класс

Музей - хранитель и пропагандист лучших традиций.

Тема 1. Определение понятий: «музей», «школьный музей».

Музей разных типов и принципов работы. Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.

Тема 2. Музееведение.

2.1. Музейная терминология. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

2.2.Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

Тема 3. Музейные фонды и их комплектование.

3.1. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Ауди - видео средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

3.2. Основные формы учёта. Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку.

3.3. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации, картотеки фонда.

3.4. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

Тема 4. Поисковая работа.

4.1. Поисковые работы и их цель. Историческая справка о возникновении и развитии поискового движения в России и за рубежом. Особенности поисковых работ в различных регионах. Поисковые организации в г. Краснодаре.

4.2. Технология поисковой работы. Методика поисковой работы.Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ.

4.3. Определение направления архивного поиска. Поиск необходимых документов. Копирование найденных материалов. Систематизация и анализ собранного материала, составление архивной папки.

Тема 5. Экскурсионная работа.

5.1. Cпецифика экскурсионного метода познания действительности.

5.2. Жанровые особенности экскурсии, как формы культурно-просветительной деятельности.

5.3. Классификации и типологии экскурсий.

5.4. Методика проведения экскурсий различных типов с учетом дифференцированного подхода к группам разного контингента.

5.5.Приобретение навыков практического применения полученных методических знаний.

5.6. Место экскурсовода. Костюм. Написание текста экскурсии.

5.7. Подготовка экскурсий на тему: « «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Их именами названы…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Наименование

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Музееведение

7

3

Музейные фонды и их комплектование

8

4

Поисковая работа

7

5

Экскурсионная работа

10

 

ИТОГО

34

3. Тематическое планирование

6 класс

 

7 класс

 

8 класс

 

9 класс

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×