РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Каллиграфия» «Постановка и коррекция подчерка» 1 час в неделю (34 часа в год) 4 класс | Мой кабинет. Работа №349066
Цель занятий каллиграфией – формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.
Содержание курса «Каллиграфия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках русского языка.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Каллиграфия»
«Постановка и коррекция подчерка»
1 час в неделю (34 часа в год)
4 класс
Разработана
Учителем начальных классов первой квалификационной категории
Андрониной Татьяной Сергеевной
2024 – 2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Каллиграфия» составлена для 4 класса , разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для 4 класса автора С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной.
Содержание программы.
Цель занятий каллиграфией – формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.
Содержание курса «Каллиграфия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках русского языка.
Закрепления правил посадки и владения инструментами.
Ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертаниями букв, буквосочетаний; письмом слогов, слов, предложений.
Закрепление и совершенствование этих изменений на последующих уроках.
Обучение воспроизведения форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв при написании, правильной расстановке слов на строке.
Работа над формами букв.
Обучая каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике.
Необходимость продолжения работы по каллиграфии в 4 классе вызвана тем, что в 9-10 -летним возрасте почерк детей еще неустойчив, хотя индивидуальная манера письма уже проявляется. Все больше ощущается потребность в скором письме, при котором гораздо труднее сохранять отчетливость каждой буквы. Поэтому основной целью работы по каллиграфии считаю, формирование у четвероклассников умения писать скоро с соблюдением всех других качеств письма (четкости форм букв, наклона, связности, линейности, равного расстояния между буквами). Направления работы остаются теми же, какими они были в предыдущих классах, но удельный вес каждого из них изменяется: первое место занимают упражнения в скорописи, плавности, ритмичности письма.
Специфику работы по каллиграфии в 4 классе составляет и настоятельная необходимость в организации самостоятельной индивидуальной работы с учащимися по исправлению почерков. Эта задача очень трудная, так как, с одной стороны, велик разброс в индивидуальных недочетах письма ( у одних учащихся недостатки в начертании букв, причем разные у отдельных детей, у других -- нарушения.
В 4 классе в условиях перехода на скоропись возрастает роль умения писать безотрывно (связно), а оно в свою очередь связано с использованием рациональных приемов соединения букв и точностью их написания. При повторении безотрывного соединения овалов или полуовалов (петельное соединение) делается упор на осознанность понимания того, что различные варианты соединений вводятся для удобства, быстроты письма и сокращения пути движения руки в процессе письма. Хотя приемы безотрывного соединения и способствуют более быстрому, плавному письму, это не значит, что всем учащимся будет удобно писать, не прерывая движения даже при быстром письме. Кроме того, с одного росчерка одни дети могут написать безотрывно 3-4 буквы другие более 5-7. Вооружить учеников разными приемами связного письма будет полезным для них, но требовать в обязательном порядке от каждого безотрывного письма нет необходимости.
Порядок проведения упражнений по чистописанию почти произвольный, определенную последовательность можно соблюсти только при работе над плавностью и над формами букв (по степени усложнения материала). Выбор темы занятий определяется в основном потребностями класса, недостатками в почерках детей.
Объем материала для записи тоже произвольный. Обычно за 8-10 минут, отводимых программой на занятия чистописанием, ученики успевают записать 4-5 строчек в зависимости от темы и цели объем может быть на одном уроке меньше, на других больше, важна обучающая струя и достижение определенного результата.
При оценивании работ следует брать под контроль ту часть написанного, которая удалась в ходе тренировочных упражнений, так как именно на этих минутках проводится своеобразная учеба, тренировка в технике письма, хотя и здесь надо иметь в виду, что не все может сразу получиться.
Весь текстовой материал, подлежащий записи, должен быть проанализирован с точки зрения значения и орфографической грамотности, предупреждаться неизученные орфограммы и пунктограммы..
Каковы же особенности и содержание работы по каждому из направлений? Как правило, они комплексные по характеру, одни приближены по содержанию к естественному письму предложений и небольших текстов. Другие несколько искусственные, используются только как тренировочные для развития свободных, легких движений руки.Необходимость продолжения работы по каллиграфии в 4 классе вызвана тем, что в 9-10 -летним возрасте почерк детей еще неустойчив, хотя индивидуальная манера письма уже проявляется. Все больше ощущается потребность в скором письме, при котором гораздо труднее сохранять отчетливость каждой буквы. Поэтому основной целью работы по каллиграфии является формирование у четвероклассников умения писать скоро соблюдением всех других качеств письма (четкости форм букв, наклона, связности, линейности, равного расстояния между буквами). Направления работы остаются теми же, какими они были в предыдущих классах, но удельный вес каждого из них изменяется: первое место занимают упражнения в скорописи, плавности, ритмичности письма.Специфику работы по каллиграфии в 4 классе составляет и настоятельная необходимость в организации самостоятельной индивидуальной работы с учащимися по исправлению почерков. Эта задача очень трудная, тас одной стороны, велик разброс в индивидуальных недочетах письма ( у одних учащихся недостатки в начертании букв, причем разные у отдельных детей, у других -- нарушения.
Учебно-тематический план.
№
Тема и основное содержание занятия
Кол-во часов
Дата
план
факт
1
Ориентирование на листе бумаги
1
2
Большие и малые прямые наклоненные линии
1
3
Прямая линия закругленная внизу
1
4
Прямая наклонная линия,закруглённая вверху.
1
5
Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.
1
6
Большой и маленький овалы.
1
7
Большой и малый полуовалы.
1
8
Линия с петлей вверху и внизу.
1
9
Малая и большая пламевидные прямые
1
10
Петля на линии строки.
1
11
Группа букв: и,ш,И,Ш,п,р,т,г.
1
12
Группа букв:л,м,Л,М,я,Я.
1
13
Группа букв: у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч.
1
14
Группа букв: с,С,е,Е,о,О,а,д,б.
1
15
Группабукв ь,ъ,ы,в.
1
16
Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.
1
17
Группа букв: В,З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,Ф.
1
18
Группа букв:Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д.
1
19
Написание соединений: ол,ом,оя,оп,од,оф.
1
20
Написание соединений: ок,он,ог,ош,ос,оз.
1
21
Написание соединений: ое, ой, оц,ош,ощ.
1
22
Написание соединений : ак,аш,аз,аб,ад,ав,ас.
1
23
Написание соединений : ие,ий,иц,ищ.
1
24
Безотрывное написание соединений: ел,ем,ег,еж, ез.
1
25
Рациональные способы соединения в словах.
1
26
Написание соединений: яб,яр,яф,ят.
1
27
Письмо трудных соединений: юз,юк,юж,ют,юм.
1
28
Безотрывное написание соединений: ль,мь,ья,ье.
1
29
Написание заглавных и строчных букв
1
30
Написание соединений :Оо,Сс,Ээ.
1
31
Работа по устранению графических недочётов.
1
32
Творческая мастерская «Волшебная ручка»
1
33
Конкурсы по каллиграфии
1
34
Итоги работы по каллиграфии
1