Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» | Ульченко Лариса Анатольевна. Работа №363990
направление: общеинтеллектуальное
наименование программы: «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
возраст: 7 лет
количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час
Цель курса: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».
Содержание курса внеурочной деятельности
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» (1ч.)
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (2ч.)
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» (1ч.)
Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» (2ч.)
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» (1ч.)
Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» (2ч.)
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» (2ч.)
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)
Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож» (2ч.)
Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» (3ч.)
Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» (3ч.)
Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» (3ч.)
Экскурсия в библиотеку (3ч.)
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» (1ч.)
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» (2ч.)
Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1ч.)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 10 города Белогорск»
Утверждено:
Директор МАОУ «Школа № 10 города Белогорск»
/___________/ Пахоменко Е.Б.
Приказ от 31.08.2024 г. №
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
на 2024-2025 учебный год
направление: общеинтеллектуальное
наименование программы: «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
возраст: 7 лет
количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час
Рассмотрено: Согласовано:
Руководитель методического объединения Заместитель директора по УВР
/__________/ Журавлёва Н. В.. /___________/ Мельникова Е.М.
Протокол от 30.08.2024 г. № 1 от 30.08.2024 г.
г. Белогорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3, - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями)
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования»;
- Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821 – 10«Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15;
- приказа Министерства образования и науки Амурской области от №509 «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Основной образовательной программы НОО МОАУ СОШ №10 на 2015- 2019 годы, утвержденной приказом от 28 августа 2015 г. №311, с изменениями;
- Устава Школы, утвержденного постановлением администрации г. Белогорск от 30 сентября 2015 г. №1782.
-Положение о рабочих программах МАОУ «Школа №10 города Белогорск» утверждённого приказом №237 от 30.05.2016г.
-Методического пособия для общеобразовательных организаций Антошина М.К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы», М.: Просвещение, 2019 года и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу, принимать её, сохранять на протяжении всего занятия, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи занятия в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы занятия;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); Обучающийся получит возможность научиться:
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмысливать коллективно составленный план работы на занятии и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы.
Познавательные:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное;
- правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы);
- в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).
- воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; Обучающийся получит возможность научиться:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста;
- задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
- участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий
Коммуникативные:
- высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Цель курса: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» соответствуют ФГОС НОО и направленно на решение основной задачи курса — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
и различные виды деятельности (познавательные, практические, поисковые, игровые):
1. Познавательная деятельность: — познавательные беседы; — познавательные игры; — дискуссии; — дидактический театр; — экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Первый год обучения
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.
Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Содержание курса внеурочной деятельности
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» (1ч.)
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (2ч.)
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» (1ч.)
Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» (2ч.)
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» (1ч.)
Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» (2ч.)
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» (2ч.)
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)
Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож» (2ч.)
Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» (3ч.)
Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» (3ч.)
Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» (3ч.)
Экскурсия в библиотеку (3ч.)
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» (1ч.)
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» (2ч.)
Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1ч.)
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
1
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»
1
1
2
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём»
1
2
3
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»
1
1
4
Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи»
1
2
5
Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной»
2
2
6
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь»
1
2
7
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»
2
2
8
Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо»
1
2
9
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож»
1
2
10
Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»
1
3
11
Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»
1
3
12
Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»
1
1
13
Экскурсия в библиотеку
1
3
14
Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»
1
2
15
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»
1
1
16
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»
1
2
17
Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!»
1
1
Итого:
20
33
Календарно - тематическое планирование
«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-В класс
№
Темы занятий
Дата по плану
Дата по факту
1
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»
03.09
2
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём»
10.09
3
Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём»
17.09
4
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»
24.09
5
Экскурсия в библиотеку
01.10
6
Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь»
08.10
7
Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи»
15.10
8
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной»
22.10
9
Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения»
12.11
10
Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной»
19.11
11
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь»
26.11
12
Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь»
03.12
13
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»
10.12
14
Научно-познавательный текст «Эхо»
17.12
15
Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо»
24.12
16
Рассказ В. Осеевой «Сторож»
14.01
17
Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож»
21.01
18
Рассказ В. Осеевой «Навестила»
28.01
19
Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»
11.02
20
Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»
18.02
21
Рассказ Е. Пермяка «Кто?»
25.02
22
Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»
15.02
23
Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»
04.03
24
Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»
11.04
25
Экскурсия в библиотеку
18.03
26
Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»
01.04
27
Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»
08.04
28
Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»
15.04
29
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»
22.04
30
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»
29.04
31
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»
06.05
32
Экскурсия в библиотеку
13.05
33
Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!»
20.05