Рабочая программа по внеурочной деятельности | Батлова Ольга Юрьевна. Работа №305778. Номер работы: №305778
Данная программа составлена для учащихся 1 класса с учетом их возрастных особенностей, способствует формированию духовно-нравственной личности, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка и развивая его. И в наибольшей мере способствует выполнению этой цели всесторонняя работа над словом как средством для выражения идей, понятий, суждений и чувств.
Прежде чем вооружить ребенка определенными риторическими умениями, необходимо укрепить его дух, подключить все его силы к духовному миру. Поэтому так необходимо обращение к слову Божиему: боговдохновенным речам пророков, к учению Господа нашего Иисуса Христа. Так первые 11 занятий мы говорим о 10 Заповедях Божиих и читаем о них в стихотворной форме в произведениях. Читаем рассказы о милосердии, доброте, о послушании, почитании родителей, о добре и любви, об образе и подобии Божием в человеке. Данный курс основан на ознакомлении с Житиями Святых Угодников Божиих.
Негосударственное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа «Переславская православная гимназия»
имени святого благоверного великого князя Александра Невского
Утверждаю
Директор школы
_____________________
Приказ № ____________
«___»________________
Принято на педагогическом
совете Пр №___ от_____
Программа
внеурочной деятельности
«Духовное чтение»
1 класс
Учитель: Баталова О.Ю.
Кол-во часов: 33
г.Переславль-Залесский
2018 – 2019 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена для учащихся 1 класса с учетом их возрастных особенностей, способствует формированию духовно-нравственной личности, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка и развивая его. И в наибольшей мере способствует выполнению этой цели всесторонняя работа над словом как средством для выражения идей, понятий, суждений и чувств.
Прежде чем вооружить ребенка определенными риторическими умениями, необходимо укрепить его дух, подключить все его силы к духовному миру. Поэтому так необходимо обращение к слову Божиему: боговдохновенным речам пророков, к учению Господа нашего Иисуса Христа. Так первые 11 занятий мы говорим о 10 Заповедях Божиих и читаем о них в стихотворной форме в произведениях. Читаем рассказы о милосердии, доброте, о послушании, почитании родителей, о добре и любви, об образе и подобии Божием в человеке. Данный курс основан на ознакомлении с Житиями Святых Угодников Божиих.
Огромный интерес к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин. К ним следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса.
На уроках духовного чтения мы знакомим детей с заповедями Закона Божия. Одновременно с чтением чисто духовной литературы мы знакомимся с произведениями православных авторов: Б. Ганаго, Н. Соколовой и других авторов. Рассказы и повести описывают жизнь благочестивых детей, как например «Рассказы о детях», «Добрые истории для малых ребят» Н.Н.Соколовой. Из таких книг дети черпают примеры жизни в Боге, жизни верою и примеров подвигов ради Христа.
Духовная литература – это огромное ценное сокровище. Такие книги можно перечитывать много раз, и они не перестают питать нас духовно, согревать сердце и побуждать нас к добру.
На уроках духовного чтения мы знакомимся с понятиями: доброта, милосердие, почитание родителей. Это высочайшие нравственные ценности. Маленьким детям присуще непосредственное восприятие окружающего, отсутствие нравственных критериев, неумение оценивать собственные поступки с этической точки зрения. И то, какой опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости, – не может не сказаться на дальнейшем становлении его личности.
В.А.Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»
Очень важное значение имеет вопрос о почитании родителей, о любви и уважении к ним, о послушании.
Цель данной работы:
Н
а основе изученного материала познакомиться с заповедями Закона Божия, с понятиями: доброта, милосердие, почитание родителей
, об образе и подобии Божием в человеке, об имени и именинах
;
Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
Ожидаемые результаты:
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Духовное чтение» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
самооценочные
суждения
детей
.
В результате работы по программе «Духовное чтение» обучающиеся познакомятся:
с Заповедями Закона Божия;
с духовными произведениями различных писателей, направленными на воспитание любви к ближнему, доброты, милосердия;
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Педагогические средства и формы:
просмотр
духовных
фильмов, чтение художественных произведений, притч;
беседы с детьми, на основе прочитанных произведений, о
христианских качествах человека
;
Поурочное планирование
№ п/п
Тема занятия
Дата
О первой заповеди Закона Божия
«Слава Богу за все» (сказ.), «На прогулке» (добрые советы)
О второй заповеди Закона Божия
«Сказка о Царевиче», «Вера, Надежда, Любовь» (сказание)
О третьей заповеди Закона Божия
«История про девочку Люду и капризное “не буду”»
О четвертой заповеди Закона Божия
«Скворушка и яблонька», «Рождественская сказочка»
О пятой заповеди Закона Божия
«Про зайчика и хитрые ушки» (сказка)
О шестой заповеди Закона Божия
«Две печальные истории»
О седьмой заповеди Закона Божия
«Шоколадный зайка» (сказка)
О восьмой заповеди Закона Божия
«Сказка про козочку и зайчика»
О девятой заповеди Закона Божия
«Сказка о непослушном зайке и хитрых враках»
О десятой заповеди Закона Божия
«Зернышко добра» (сказка)
Н.Н. Соколова «Рассказы о детях», «Маленькие горящие фонарики», «Таинственный огонь»
Н.Н. Соколова «Примеры воспитания детей», «Георгин и Иван-Царевич», «Лошадка»
Н.Н. Соколова «О детях» (рассказы), «Малинка», «Эличка», «Голос совести»
Добрые истории для малых ребят (рассказы)
О почитании родителей «Послушная гора» (рассказ)
О почитании родителей «Послушная гора» (продолжение)
Доброта, милосердие (рассказы для детей)
Т. Крюкова «Обещание»
О добре и любви Б. Ганаго (рассказы) (беседа 1)
«Бог – Творец» (беседа 2)
«Вера маленького мальчика» Б. Ганаго (беседа 3)
«Об ангелах» (беседа 4)
«Об образе и подобии Божием в человеке» (беседа 5)
«Церковь – корабль спасения» (беседа 6)
Введение во Храм (беседа 7)
Об имени и именинах (беседа 8)
«Компас в душе» (беседа 9)
Добрые дела
О послушании
О милосердии
«О вечности», «Чудо воскресения»
С. Николаев «Символ чистоты»
Обобщающий урок
Используемая литература:
Б. Ганаго «Рассказы»
Н.Н. Соколова «Рассказы о детях», «Маленькие горящие фонарики», «Таинственный огонь», «Примеры воспитания детей», «Георгин и Иван-Царевич», «Лошадка», «О детях», «Малинка», «
Эличка
», «Голос совести», «Добрые истории для малых ребят», «Послушная гора».
Т. Крюкова «Обещание»