Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ" | Мычка Юлия Вячеславовна. Работа №280829
Автор: Мычка Юлия Вячеславовна
Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса составлена на основе Примерной программы по русскому языку в соответствии с учебным планом школы. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ (в устной и письменной форме), на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. При составлении программы курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы, а также текстами устной части ОГЭ проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Леденёвская основная общеобразовательная школа
«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 9 класс»
на 2020 - 2021 учебный год
Разработана учителем
I квалификационной категории
Мычка Ю.В.
2020г. – д. Леденёво
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса составлена на основе Примерной программы по русскому языку в соответствии с учебным планом школы.
Курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ (в устной и письменной форме), на формирование базовых знаний и базовых компетентностей.
При составлении программы курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы, а также текстами устной части ОГЭ проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Цели и задачи курса
Цель курса:
· подготовить учащихся к ОГЭ;
· обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика», создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
· развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ,
· совершенствование орфографических навыков через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыков работы с разными типами словарей,
· развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах,
· совершенствование навыков анализа структуры предложения,
· формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации,
· развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей,
· создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
Требования к уровню подготовки (Планируемые результаты)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные:
знать/ понимать/ уметь
· знать трудные случаи правописания,
· понимать их роль в общекультурном развитии человека,
· объяснять языковое явление,
· уметь применять знания при тестировании,
· формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала,
· формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами,
· активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
· определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
· работать над расширением словарного запаса;
· опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
· работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
· четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
· выполнять различные типы тестовых заданий;
· самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
· четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
· хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
· правильно отмечать в бланке вариант ответа;
· вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
· определять синтаксические конструкции.
Календарно-тематическое планирование
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
9 класс (34 часа)
№ п/п
Тема занятия
Форма занятий
Виды
деятельности
Дата
проведения
план.
факт.
1
Знакомство с критериями оценки и особенностями заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с вариантами устного экзамена.
Мини- лекция, практикум
Работа с демонстрац. вариантом, бланками ответов.
2
Часть 1.
Чтение текста вслух. Абзацное членение текста. Микротема.
Мини- лекция, практикум
Работа в группах, анализ сочинений.
3
Приемы сжатия (компрессии) текста. Чтение вслух. Пересказ
Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Мини- лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста
4
Отработка умения чтения текста вслух. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
Мини- лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.
5
Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
Мини- лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.
6-7-8
Выбор сжатия текста.
Практикум
Работа с текстом, создание текста.
9
Часть 3.
Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
Мини- лекция, Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
10
Задание С2.1. Учимся формулировать тезис. Отработка умения отвечать на поставленный вопрос
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
11
Задание С2.1. Учимся аргументировать.
Отработка умения описывать картину
практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
12
Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
13
Задание С2.2. и С2.3. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.
Мини- лекция, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
14
Задание С2.2. и С 2.3.Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Практикум
Самостоятельная работа
15
Задание С2.2. и С2.3. Учимся аргументировать.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
16
Задание С2.2. и С2.3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
Практикум
Самостоятельная работа
17
Часть 2.
Понимание смысла текста.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
18
Лексическое значение слова или его
лексический анализ
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
19
Изобразительно-выразительные языковые
средства.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
20
Фонетика. Навыки звуко-буквенного
анализа и знание фонетических процессов.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
21
Основные орфографические правила
Правописания корней и приставок.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
22
Правописание Н и НН в прилагательных и
причастиях.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
23
Правописание окончаний глаголов и
суффиксов причастий настоящего времени.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
24
Лексика и фразеология.
Стилистическая принадлежность слов.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
25
Необщеупотребительная лексика
(диалектные, жаргонные слова, профессионализмы, термины).
Исконно-русская лексика и заимствованная.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
26
Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
27
Грамматическая основа предложения.
Способы выражения главных членов
предложения.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
28
Простое осложненное предложение.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
29
Пунктуационный анализ простого
осложненного предложения.
Вводные слова и предложения, вставные
конструкции, обращения, междометия.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
30
Типы сложных предложений.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
31
Знаки препинания в сложносочиненном
и сложноподчиненном предложениях.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
32
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении с несколькими придаточными.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
33
Сложные предложения с различными
видами связи. Синтаксический анализ
сложного предложения.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
34
Тренировочное выполнение заданий ОГЭ,
вызывающих трудности.
Практикум
Работа с тестом,
заполнение
бланков
Итого: 34 часа
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2013.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя.- 2-е издагие.- М.: Просвещение.
Семенюк А.А. Уроки углубленного изучения русского языка: 9 класс: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение
Дидактический материал к учебнику русского языка: 9 кл.: Пособие для учителя/В.П.Озерская, Г.А.Богданова, В.И.Капинос и др..- 2-е изд., перераб.- М.6 Просвещение
Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 кл./ А.Б.Малюшкин. – М.: Творческий центр «Сфера»
Сборник задач и упражнений по русскому языку: Проб. Учеб. Пособие для 9 кл. сред.школы/ Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А Ю. Купалова и др..; под ред. Ю.С.Пичугова, Б.И.Фоминых.-М.:Просвещение
Костяева Т.А., Чуриков Г.М.Сборник диктантов по пунктуации: 8-9 кл.: Кн.для учителя.-М.: Просвещение
Р
усский язык. 9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»/авт.-сост. Л.А.Кобзарева.-Волгоград: Учитель
Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык. 9 класс./В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур.- М.: Интеллект-центр
Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2015. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2014 9 класс. Москва, «Экзамен», 2014 год.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2014 год
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2012 год.
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1).
Интернет-ресурсы:
Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер учителя - 1 шт.
Персональный компьютер ученика - 2 шт.
Телевизор – 1 шт.
Таблицы по русскому языку для 5 класса – 19 штук
Раздаточный материал
Образовательные диски по русскому языку – 11 штук
Тестовые задания по русскому языку
Словари
Справочники
Список источников
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 классы. //Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение.
Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2013.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя.- 2-е издагие.- М.: Просвещение.
Семенюк А.А. Уроки углубленного изучения русского языка: 9 класс: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение
Дидактический материал к учебнику русского языка: 9 кл.: Пособие для учителя/В.П.Озерская, Г.А.Богданова, В.И.Капинос и др..- 2-е изд., перераб.- М.6 Просвещение
Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 кл./ А.Б.Малюшкин. – М.: Творческий центр «Сфера»
Сборник задач и упражнений по русскому языку: Проб. Учеб. Пособие для 9 кл. сред.школы/ Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А Ю. Купалова и др..; под ред. Ю.С.Пичугова, Б.И.Фоминых.-М.:Просвещение
Костяева Т.А., Чуриков Г.М.Сборник диктантов по пунктуации: 8-9 кл.: Кн.для учителя.-М.: Просвещение
русский язык. 9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»/авт.-сост. Л.А.Кобзарева.-Волгоград: Учитель
Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык. 9 класс./В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур.- М.: Интеллект-центр
Интернет-ресурсы:
http://www.методкабинет.рф
[Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];