Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа психолого-педагогической внеурочной деятельности «Созвездие сказок». | Мой кабинет. Работа №351917

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рабочая программа психолого-педагогической внеурочной деятельности

«Созвездие сказок», разработана для  детей и подростков 6, 7 –х классов     обучающихся  по специальной (коррекционной) образовательной  программе для детей с умственной отсталостью (8  вид).

Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями   развития. Сказкотерапия показана детям,  у которых есть: трудности, связанные с общением, чувство неполноценности, страхи и тревоги по самым различным поводам, агрессивное поведение, проблемы, связанные со спецификой возраста, трудности, связанные с учебой,

недоразвитие познавательной деятельности, нарушение  эмоционально волевой и поведенческой сферы. Эмоции “особых детей” неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они в большинстве  случаев реагируют   агрессивно, эмоционально, возбужденно, плаксиво.

Психолога - педагогическая программа  «Созвездие сказок», позволяет нормализовать  психическое состояние учащихся,   стабилизировать эмоционально-волевую сферу,  снизить уровень тревожности и беспокойства, безболезненно выйти   из  стрессового  и депрессивного состояния, избавиться от страхов    чувства неудовлетворенности,  снять хроническую усталость и повысить  самооценку. Сказкатерапия играет большую роль в коррекции познавательной, речевой и эмоциональных сфер “особых детей. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни в социуме.

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа психолого-педагогической внеурочной деятельности

«Созвездие сказок», разработана для детей и подростков 6, 7 –х классов обучающихся по специальной (коррекционной) образовательной программе для детей с умственной отсталостью (8 вид).

Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями развития. Сказкотерапия показана детям,  у которых есть: трудности, связанные с общением, чувство неполноценности, страхи и тревоги по самым различным поводам, агрессивное поведение, проблемы, связанные со спецификой возраста, трудности, связанные с учебой,

недоразвитие познавательной деятельности, нарушение эмоционально волевой и поведенческой сферы. Эмоции “особых детей” неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они в большинстве случаев реагируют агрессивно, эмоционально, возбужденно, плаксиво.

Психолога - педагогическая программа «Созвездие сказок», позволяет нормализовать психическое состояние учащихся, стабилизировать эмоционально-волевую сферу, снизить уровень тревожности и беспокойства, безболезненно выйти из стрессового и депрессивного состояния, избавиться от страхов чувства неудовлетворенности, снять хроническую усталость и повысить самооценку. Сказкатерапия играет большую роль в коррекции познавательной, речевой и эмоциональных сфер “особых детей. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни в социуме.

Основной целью психологической работы является:

 оказание комплексной  психолого-социально-педагогической помощи  и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);

-  осуществление коррекции недостатков в психическом развитии  учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении   основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.

 

Предполагаемая программа позволяет стабилизировать, улучшить эмоционально - волевую, речевую, когнитивную и поведенческую сферы обучающихся. 

Применение метода сказкотерапевтического подхода является актуальным, инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказкотерапия направлена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий, в психологической коррекционной работе

Благодаря упражнениям сказкотерапевтической работы учащиеся смогут научиться коммуницировать с окружающим миром, управлять эмоциональной и поведенческой сферой, развить когнитивные навыки познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, успешно социализироваться в социуме.

Коррекционная программа психолого-педагогической внеурочной деятельности «Созвездие сказок», построена на принципах:

- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- единства диагностики и коррекции;

- приоритетности коррекции каузального типа;

- деятельностного принципа коррекции;

- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

- принцип комплексности методов психологического воздействия;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.

 

 

Задачами программы являются:

 

Обучающие:

- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля психического состояния, создание положительного эмоционального настроя через приемы сказкотерапии;

- формировать у детей опыт конструктивного взаимодействия с окружающими;

- формирование практических умений и навыков преодоления трудностей и страхов;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- формировать навыки самоконтроля эмоционально-волевой сферы (способность узнавать и контролировать свои эмоции, регулировать свое поведение адекватно ситуации).

 

Развивающие:

- развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие наблюдательности и зрительной памяти;

- развитие познавательных, аналитических способностей мышления (умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи);

- развитие фантазии и творческого воображения;

- развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную;

- развивать умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков речи;

- развитие эмоциональной, поведенческой сферы;

- развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе;

- развитие творческого (креативного) мышления;

- развитие диалогической, монологической и просодической стороны речи;

- развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия.

Воспитательные:

- развитие эмпатии и умения слушать;

- снижение уровня тревожности и агрессивности;

- приобщение учащихся к истокам народной культуры (региональный компонент);

 

Рабочая программа разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"

Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Мет

о

дические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модерниз

а

ции образования

Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об у

т

верждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

Должностной инструкции педагога - психолога

 

Программа разработана на основе программ:

Загоскина Т.В., Малетина Т.А., Морозова Е.О., г. Вологда. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по нормализации психоэмоционального состояния с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.

Результатами реализации курса психолого-педагогической внеурочной деятельности «Созвездие сказок», разработана для детей и подростков 6, 7 –х классов обучающихся по специальной (коррекционной) образовательной программе для детей с умственной отсталостью (8 вид) являются:

 

1. Развитие познавательных, аналитических способностей мышления, внимания, памяти, воображения (умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, запоминать, обобщать, конкретизировать и т.д.);

2. Стабилизация психоэмоционального состояния, (снижение уровня тревожности, агрессивности, гиперактивности, эмоциональной возбудимости, проработка психрологической травмы)

3. Формирование умения позитивной коммуникации с окружающими (повысить самооценку, уверенность в себе, в своих силах, возможностях, умение проявить себя в коллективе, социуме);

4. Развитие стрессоустойчивости и формирование необходимых умений и навыков по самоконтролю и саморегуляции психического состояния и поведения обучающихся;

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Программа курса психолого-педагогической внеурочной деятельности

«Созвездие сказок», разработана для детей и подростков 6, 7 –х классов обучающихся по специальной (коррекционной) образовательной программе для детей с умственной отсталостью (8 вид),является источником сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся. Коррекционная работа с элементами практических упражнений сказкотерапии позволит развить когнитивную сферу, улучшить познавательные процессы памяти, внимания, мышления, воображения, стабилизировать эмоционально- волевую, поведенческую, речевую сферы, повысить уровень коммуникативного взаимодействия обучающихся.

Психологическое диагностирование, с применением широкого спектра специализированных методик, позволяет комплексно исследовать личность обучающего: лучше узнать и оценить его сильные и слабые стороны. Сделает психолого-педагогическую, коррекционную работу более интересной для учащихся и, соответственно, позволит получить более высокие результаты;

повышается гибкость и подвижность нервных процессов; снимается физическое и психическое напряжение; развивается мелкая моторика и координация движений; увеличивается работоспособность; совершенствуются волевые качества; тренируется дыхание; преодолеваются барьеры в общении; пробуждается фантазия и образное мышление; улучшается и активизируется выразительные средства общения: мимика, речь, пластика; освобождается от стереотипов и шаблонов; развиваются психические процессы; формируются социальные навыки.

Этот курс поможет  актуализировать социальный опыт ребенка с нарушением интеллекта, строить особые доверительные, дружеские отношения с окружающими, создает благодатную почву для развития воображения. Сказкотерапия направлена на сохранение эмоционального здоровья детей, она незаменима при тревожных состояниях, немотивированной агрессии, замкнутости, трудностях в общении и других расстройствах.

Содержание программы обеспечивает  оказание комплексной  психолого-социально-педагогической помощи  и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в психическом развитии  учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение.

Данный метод налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе. Сказка не только учит, но и лечит.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания, помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя. Учится у себя сказочного добрым поступкам, учится быть счастливым.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.  Психология выделяет большое количество функций, которые выполняет сказкотерапия, благоприятно решает задачи, стоящих перед обучающимся. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.  Развитие мыслительных процессов. Для обучающихся 12-15 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Сказка знакомит обучающихся с ранее неизвестными понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.  Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей. 

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для обучающихся — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.  Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.  Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции обучающихся в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Сказкотерапия, как метод коррекции является очень эффективной и способный решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция учащихся на сказку. У большинства обучающихся не возникает внутреннего отторжения и протеста.
Методы работы со сказкой очень разные, выделяют четыре базовых направления в данной методике:

Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя диагностику, специалист определяет корень проблем у клиента.

Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.

Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.

Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.
Курс рассматривает взаимосвязь различных направлений сказкотерапии:

1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями обучающегося. Иногда несовершеннолетний перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние.

2. Сочинение сказки. Здесь педагог-психолог и обучающийся вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Учеику предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии несовершеннолетний рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры.


4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, ученик расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Несовершеннолетний входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает создать куклу по мотивам сказки. Это может быть любой герой понравившийся ученику. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы ученика и поиск решения через расслабление.

5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Ученики становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».

Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется

 пять  видов сказок:

Художественные;

Психокоррекционные;

Психотерапевтические;

Дидактические;

Медитативные

Художественные сказки – это сказки, созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В этих сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе. Такие сказки можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глобоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидев скрытые положительные стороны души.

Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии  в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают,  т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было.

Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности.  Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии  является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы


Рабочая программа психолого-педагогической внеурочной деятельности «Созвездие сказок», разработана для детей и подростков 6, 7 –х классов обучающихся по специальной (коррекционной) образовательной программе для детей с умственной отсталостью (8 вид), включает разделы «Рассказывание сказки», «Сочинение сказки», «Рисование сказки», «Изготовление кукол», «Постановка сказки».

Каждый модуль содержит внеуадиторные, тренинговые (коррекционные занятия), практические занятия и диагностические исследования.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), из них:

внеаудиторных занятий (внеаудиторных:70);

тренинговых занятий: 55часов (внеаудиторных:55);

практических работ: 8 часов (внеаудиторных:8);

диагностических исследований 7 часов (внеаудиторных:7);

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Реализация программы психолого-педагогической внеурочной деятельности «Созвездие сказок», разработана для детей и подростков 6, 7 –х классов обучающихся по специальной (коррекционной) образовательной программе для детей с умственной отсталостью (8 вид),предусматривает различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую, подгрупповую.

Внеаудиторные занятия будут проходить в виде тренингов, психологических игр, практических упражнений, диагностических исследований.

Методы определяются целями и задачами данного курса, направленного оказание комплексной  психолого-социально-педагогической помощи  и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);  осуществление психологической коррекции недостатков в психическом развитии  учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Психологические методы:

- сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям;

- метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик учащихся разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);

- лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;

- комплексный – в проведение исследования участвуют представители ОУ;

Метод поперечных срезов. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования;

Лонгитюдный способ исследования помогает осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах, группах, классах, с его помощью можно установить динамику индивидуального развития учащихся;

Эмпирический способ:

- объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);

- анализ продуктов деятельности;

- экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.

Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение.

 

Методы коррекции: аутотренинг и групповой тренинг.

Методы обработки данных: статистический (количественный) и дифференциация материала по группам (качественный);

• по способу передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические;

• по уровню познавательной активности: проблемные, частично- поисковые, объяснительно - иллюстративные;

• по логике построения материала: аналитические, сравнительные, обобщающие, классификационные;

• по технологиям : индивидуально-ориентированные, разноуровневые, самостоятель ;

 

 

Методы психокоррекционной работы по сказкотерапии:

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на учащихся с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции несовершеннолетних игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у учащихся достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности к общению, увеличивает диапазон доступных несовершеннолетнему действий с предметами.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие психолога с учащимися на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе учащихся.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с учамися разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Игротерапия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекций селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния учащихся после развода родителей: подвергающихся насилию и заброшенных детей; снижения страхов; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); улучшении "Я-концепции"; снижении тревоги при расставании с близкими,

Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.

Групповая игротерапия призвана: помочь ученику осознать свое реальное "Я", повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

Арт-терапия -это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Проективный рисунок. Рисование - творческий акт, позволяющий ученику ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисуя, ученик дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем, переживаний несовершеннолетнего.

Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания клиента, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции страхов методом рисуночной терапии.

Сочинение историй. Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств ученика, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у ученика, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве. Этот метод может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Используя групповую форму работы, психолог должен учитывать готовность клиента чем-то искренне творчески поделиться в группе. Литературное сочинение координирует, дисциплинирует ум и руку; воображение используется учеником в созидательной форме, а не в виде грез и фантазий. Написанное сочинение рассматривается в одном ряду с сочинениями других клиентов, в результате происходит обогащение.

Некоторые авторы отмечают, что вербализация внутренних переживаний во многом ведет к освобождению от этих переживаний. Поэтому процесс написания рассказов, сочинений, дневниковых записей способствует освобождению от многих переживаний и осознанию внутреннего конфликта ученика .

Метод сочинения историй успешно используется в работе с учениками.

 Куклотерапия. Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ученика с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии.

В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействие несовершеннолетнего и взрослого (психолога)

Ученик, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы.

Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с несовершеннолетними, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка "участвует" в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач,., смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.

 Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела" и пространственно-временные характеристики общения.

Термин "психогимнастика" может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.

В широком смысле психогимнастика - это курс занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики учащихся как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет ученикам проявлять себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности несовершеннолетнего.

Значительная роль отводится тренинговой работе, направленной на развитие знанийумений и навыков и социальных установок

Групповая тренинговая работа  используется, как метод создания условий для самораскрытия участников.

Кроме этого, активно используются современные психологические приемы: простое предложение, парадоксальная инструкция, открытые и закрытые вопросы, механизм «обратной связи», логическая цепочка, вытекающее и эмоциональное резюме, приглашение учащегося к новому виденью ситуации, активное слушанье, постройка, методы НЛП ( нейролингвистического программирования)

Технологические возможности: моделирование и виртуальный эксперимент, компьютерные обучающие программы.

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно.

Количественная оценка эффективности психокоррекционных занятий может проводиться по предложенной схеме.

 Показатели оценки эффективности психокоррекции.

· Основные параметры соответствуют основным целям и задачам психокоррекционной работы. Данные параметры отражают изменения, происходящие в основной (преимущественной) сфере коррекции.

Дополнительные параметры соответствуют вспомогательным целям и задачам коррекции, обеспечивающим комплексный и системный подход в психокоррекционной работе. Эти параметры помогают оценить изменения, сопутствующие основным.

Сочетание основных и дополнительных параметров обеспечивает оценку психологических изменений в состоянии клиента в целом за время психокоррекционной работы.

Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

Положительная динамика оценивается в 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции. Например:

- полное усвоение нового опыта, полученного клиентом в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика оценивается в 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т.е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии клиента. Например,

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Возможны различные сочетания факторов, сдерживающих положительную динамику. Например:

- полное усвоение нового опыта, но серьезные затруднения с применением этого опыта в незнакомых ситуациях:

 усвоение нового опыта, но частичная потеря его к следующему заданию.

Если у обучающегося выявляются показатели нейтральной динамики в ходе психокоррекционной работы, необходимо тщательно проанализировать ситуацию с целью определения:

а) прогноза психокоррекционной динамики;

б) факторов, сдерживающих психокоррекционные изменения;

в) факторов, свидетельствующих о позитивных психокоррекционных изменениях;

г) правильности психокоррекционной тактики и стратегии;

д) социально-педагогических факторов, сдерживающих психокоррекционную динамику; и факторов, способствующих положительной психокоррекционной динамике.

Отсутствие динамики оценивается в 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционный целей и задач. Например:

- нечувствительность обучающего к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

По окончании психокоррекционной работы подводится итог: суммируются баллы и высчитывается процент индивидуальной эффективности  ученика.

 

4. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа курса психолого-педагогической внеурочной деятельности, «Созвездие сказок», разработана для детей и подростков 6, 7 –х классов обучающихся по специальной (коррекционной) образовательной программе для детей с умственной отсталостью (8 вид),рассчитана на проведение психологической работы в 6,7 классах в объеме 2 часа в неделю на 35 недель (всего 70 часов в год).

Программа курса построена с учетом реализации занятий по сказкотерапии: «Рассказывание сказки», «Сочинение сказки», «Рисование сказки», «Изготовление кукол», «Постановка сказки».

Каждый модуль содержит внеуадиторные, тренинговые, практические занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты

Обучающийся научится:

 

уме

ние

узнавать виды и жанр сказок

;

 

осознава

ние

и понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей

;

 

работа с условными

заместителями персонажей сказки;

 

моделирова

ние

сказк

и

, изображ

ение с помощью схем;

 

контролиро

ль

эмоционально-волев

ой

сфер

ы;

 

владе

ние

коммуникативными навыками общения

;

 

осознава

ние

ответственност

и

за свои действия и поведение

;

 

иметь развитую фантазию и творческие способности

;

 

иметь развитые способности к продуктивному общению, адекватной сам

о

оценки;

 

расширить и углубить знания

ей об окружающем мире;

 

владеть навыками совместной деятельности, конструктивного обще

ния;

 

контролировать психические процессы

;

 

восстановить эмоционально – волевое равновесие

;

 

преодолеть барьеры

в общении;

 

повысить познавательный и творческий интерес

;

 

улучшить дисциплину, поведение

;

 

облегчить процесс коммуникации для агрессивных, вспыльчивых, дезадапт

и

рованных, замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение учеников

;

 

 

 

сформировать навыки работы в группе;

социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

владение навыками адаптации, социализации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

 

оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

владение правилами поведения в учебной ситуации;

уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;

владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

устанавливать целевые приоритеты;

построению жизненных планов во временной перспективе;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на

пути достижения целей.

 

 

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

использовать практические приемы «Рассказывание сказки», «Сочинение сказки», «Рисование сказки», «Изготовление кукол», «Постановка сказки», для саморегуляции психического состояния;

• использовать упражнения сказочной психогимнастики, игротерапии, музыкотерапии для снижения уровня агрессивности, вспыльчивости, тревожности;

использовать практические приемы куклотерапии, сочинение историй для формирования стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности, возбудимости, эмоциональной нестабильности;

использовать в повседневной жизнедеятельности практические примы арт-терапии для формирования адекватной самооценочной системы;

• выбирать и использовать проективный рисунок, релевантный рассматриваемой проблеме;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых психологических книг;

планировать, распределять свое время, ставить жизненные цели и добиваться их в перспективе;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства общения;

• осознавать свою ответственность за свои действия и поступки;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, спокойно, адекватно относиться к суждениям, мнениям, оценкам окружающих;

спокойно, лаконично выступать перед любой аудиторией, адекватно оценивать себя и окружающих;

• участвовать в обсуждении (рассказывании, сочинении, рисовании, изготовлении костюмов, кукол и постановки сказок) с использованием возможностей Интернета;

 

Предметные результаты

Обучающийся научится:

п

овысить уверенность в себе, в своих силах и возможностях

, уметь слушать и понимать свое тело

;

р

азвить стрессоустойчивость и сформировать необходимые умения и н

а

выки по самоконтролю и саморегуляции психического состояния;

уметь самосотятельно стабилизировать

психоэмоциональное состояние

(снижение уровнь тревожности, агрессивности, гиперактивности, эмоци

о

нальной возбудимости)

уметь

интегрировать разнообразные сильные эмоции и переживания;

находить позитивный выход своим чувствам и эмоциям, приемлемым для самой личности и для социума;

уметь  взаимодействовать с окружающим

миром в позитиве и благопол

у

чии;

уметь позитивно коммуницировать с окружающими;

самостоятельно осознать и отказаться от негативных привычек и дез

а

да

птированных стратегий поведения.

 

 

 

6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема занятия

Оборудование

Основные понятия занятия

Введение (2 часа)

1.

Введение в курс внеурочной деятельности.

Правила групповой психолого-педагогической работы, сказкотерапия в группе.

Правила техники безопасности на занятии.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Презентация по теме занятия.

STEM- подход. Сказкотерапия.

Связь сказкотерапии с другими направлениями.

Межпредметные связи

:

Арт-терапия,

сценическое искусство

, психогимнастика

, куклотерапия, музвкотерапия, игротерапия, образная терапия

.

2.

Введение в курс внеурочной деятельности. Правила техники безопасности на занятии.

Инструкция по технике безопасности.

Маршрутная карта занятия.

 

Правила техники безопасности.

Трениг коммуникативного общения, с элементами сказкотерапии.

Межпредметные связи: безопасность жизнедеятельности, образная терапия (ОТ), психогимнастика, куклотерапия.

Модуль 1. «Сочинение сказки». «Рассказывание сказки». (16 часов)

3.

Введение в курс внеурочной деятельности. Ознакомление с жанрами и видами сказок.

Правила групповой психолого-педагогической работы, с элементами практических упражнений сказкотерапии.

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация по теме занятия.

 

 

Общая характеристика эмоций и органов чувств.

Групповая тренинговая работа

Межпредметные связи

:

игрот

е

рапия, образная терапия.

4.

Диагностика эмоциональной сферы.

 

 

 

 

 

Персональный компьютер. Компьютерная диагностика эмоционально-волевой сферы по цветовому тесту Люшера. Проективные рисуночные тесты на изучение эмоционального состояния.

 

Компьютерная диагностика.

 

 

Межпредметные связи

: техн

о

логии ПК

.

5.

Сказки о животных.

 

 

 

 

 

 

Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.

Маршрутная карта занятия.

 

 

Общая характеристика сказок о диких и домашних животных.

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по формированию умения сочинять и рассказывать сказки. Коррекция познавательных и поведенческих нарушений.

Межпредметные связи

:

муз

ы

катерапия, образная терапия

(ОТ), игротерапия.

6.

Волшебные сказки.

Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика волшебных сказок.

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по формированию умения сочинять и рассказывать сказки. Коррекция познавательных и поведенческих нарушений.

Межпредметные связи: музыкатерапия, образная терапия (ОТ), игротерапия.

7.

Бытовые сказки. 

Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика бытовых сказок.

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по формированию умения сочинять и рассказывать сказки. Коррекция познавательных и поведенческих нарушений.

Межпредметные связи: музыкатерапия, образная терапия (ОТ), игротерапия.

8.

Легенды, предания

Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика легенд и преданий..

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по формированию умения сочинять и рассказывать сказки. Коррекция познавательных и поведенческих нарушений.

Межпредметные связи: музыкатерапия, образная терапия (ОТ), игротерапия.

9.

Сатирические сказки.

Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика сатирических сказок.

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по формированию умения сочинять и рассказывать сказки. Коррекция познавательных и поведенческих нарушений.

Межпредметные связи: музыкатерапия, образная терапия (ОТ), игротерапия.

10.

Былины

Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика волшебных сказок.

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по формированию умения сочинять и рассказывать сказки. Коррекция познавательных и поведенческих нарушений.

Межпредметные связи: музыкатерапия, образная терапия (ОТ), игротерапия.

11.

Басни

Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.

Маршрутная карта занятия.

 

 

Общая характеристика Басен.

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по формированию умения сочинять и рассказывать сказки. Коррекция познавательных и поведенческих нарушений.

Межпредметные связи: музыкатерапия, образная терапия (ОТ), игротерапия.

12.

Фантастические сказки

Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика фантастических сказок.

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по формированию умения сочинять и рассказывать сказки. Коррекция познавательных и поведенческих нарушений.

Межпредметные связи

: муз

ы

катерапия, образная терапия (ОТ), игротерапия.

13-

14.

Народные сказки.

Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.

Маршрутная карта занятия.

 

 

Общая характеристика народных сказок.

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по формированию умения сочинять и рассказывать сказки. Коррекция познавательных и поведенческих нарушений.

Межпредметные связи: музыкатерапия, образная терапия (ОТ), игротерапия.

15-18.

Практическая работа № 1 «Моя сказка как жизненный сценарий». «Роль сказок в повседневной жизни»

Мультимедийный проектор. Сенсорное оборудование. Персональный компьютер.

Литература по теме.

Принтер.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия.

Подгрупповая работа.

Лучший - коммуникатор.

Межпредметные связи

: муз

ы

катерапия, образная терапия (ОТ), игротерапия, сенсорное оборудование

, сценическое и

с

кусство.

Модуль 2«Рисование сказки». «Рассказывание сказки». (18 часов)

19.

«Любимый герой сказок. «Проективная диагностика».

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Проективная диагностика. Рисование сказки. Рассказывание сказки.

Тренинговая работа

Межпредметные связи: музыкатерапия, , технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , Арт-терапия

20.

«Несуществующее животное» ». «Проективная диагностика».

Персональный компьютер. Компьютерная диагностика. Маршрутная карта занятия.

Компьютерная диагностика.

Рисование сказки. Рассказывание сказки. Развитие познавательных процессов. Коррекция поведенческой сферы.

Расширение контактов в группе

 

Межпредметные связи: технологии ПК, Арт-терапия.

21.

«Нарисуй себя в образе сказочного растения» .«Кактус».

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Тренинговая работа.

Формирование навыков концентрации внимания на ощущениях своего внутреннего мира. Рисование сказки. Рассказывание сказки

 

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия ,Арт -терапия.

22.

«Три дерева»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Тренинговая работа. Получение нового сенсорного опыта. Рисование сказки. Рассказывание сказки. Развитие познавательных процессов. Коррекция поведенческой сферы.

Расширение контактов в группе.

 

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия ,Арт -терапия.

23-24.

«Незаконченные рисунки»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Тренинговая работа. Рисование сказки. Рассказывание сказки

 

Устранения мышечных зажимов и психологических блоков.

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия ,Арт -терапия.

 

25.

«Я волшебный предмет»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Тренинговая работа. Рисование сказки. Рассказывание сказок. Развитие познавательных процессов. Коррекция поведенческой сферы.

Расширение контактов в группе.

 

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия ,Арт -терапия.

26.

«Семья животных»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Тренинговая работа. Рисование сказки. Рассказывание сказок. Развитие познавательных процессов. Коррекция поведенческой сферы.

Расширение контактов в группе.

 

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия ,Арт -терапия.

27.

«Рисование сказки».

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Тренинговая работа. Рисование сказки. Рассказывание сказок. Развитие познавательных процессов. Коррекция поведенческой сферы.

Расширение контактов в группе.

 

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия ,Арт -терапия.

28.

«Рассказывание сказки».

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Тренинговая работа. Рисование сказки. Рассказывание сказок. Развитие познавательных процессов. Коррекция поведенческой сферы.

Расширение контактов в группе.

 

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия ,Арт -терапия.

29- 30.

«Я в образе предмета»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Тренинговая работа. Рисование сказки. Рассказывание сказок. Развитие познавательных процессов. Коррекция поведенческой сферы.

Расширение контактов в группе.

 

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия ,Арт -терапия.

31-34.

«Я волшебный герой»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Тренинговая работа. Рисование сказки. Рассказывание сказок. Развитие познавательных процессов. Коррекция поведенческой сферы.

Расширение контактов в группе.

 

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия ,Арт -терапия.

35-36

Практическая работа № 1 « Дорога к мечте»

Мультимедийный проектор. Персональный компьютер.

Литература по теме.

Принтер.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия.

 

Подгрупповая работа. Рисование сказки. Рассказывание сказок. Развитие познавательных процессов. Коррекция поведенческой сферы.

Развитие коммуникативных навыков общения в сценических упражнениях.

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия ,Арт –терапия, игротерапия, психогимнастика.

 

Модуль 3. «Изготовление кукол». «Рассказывание сказки».

37.

Диагностика уровня развития мелкой и крупной моторики рук учащихся.

Азбука изготовления кукол. Виды кукол.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Принтер.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия.

Проективная диагностика мелкой и крупной моторики. Изготовление бумажных кукол. Рассказывание сказки

Коррекция эмоционально –волевой и поведенческой сферы.

 

Межпредметные связи

: муз

ы

катерапия, технологии сенсо

р

ного оборудования, куклотер

а

пия.

38.

Азбука изготовления кукол. Виды кукол.

 

Сенсорное оборудование.

Музыкальный центр.

Маршрутная карта занятия.

Общая характеристика изготовления кукол. Виды кукол.

Групповая тренинговая работа.

Межпредметные связи

: муз

ы

катерапия, технологии сенсо

р

ного оборудования,

куклотер

а

пия

.

39.

Пальчиковые куклы.

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Музыкальный центр.

 

Изготовление пальчиковых кукол. Сочинение и рассказывание сказки.

Коррекция познавательных процессов, мелкой мотрорики, эмоционально –волевой и поведенческой сферы.

 

Межпредметные связи

: муз

ы

катерапия, технологии сенсо

р

ного оборудования, куклотер

а

пия.

40.

Теневые куклы.

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Музыкальный центр.

 

Изготовление теневых кукол. Рассказывание сказки.

Коррекция эмоционально –волевой и поведенческой сферы.

 

Межпредметные связи

: муз

ы

катерапия, технологии сенсо

р

ного оборудования, куклотер

а

пия.

41-42.

Перчаточные куклы.

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Музыкальный центр.

 

Изготовление перчаточных кукол. Сочинение и рассказывание сказки.

Коррекция познавательных процессов, мелкой моторики, эмоционально –волевой и поведенческой сферы.

 

Межпредметные связи

: муз

ы

катерапия, технологии сенсо

р

ного оборудования, куклотер

а

пия.

43-44.

Плоскостные куклы.

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Музыкальный центр.

 

Изготовление плоскостных кукол. Сочинение и рассказывание сказки.

Коррекция познавательных процессов, мелкой мотрорики, эмоционально –волевой и поведенческой сферы.

 

Межпредметные связи

: муз

ы

катерапия, технологии сенсо

р

ного оборудования, куклотер

а

пия.

45- 48.

Кукольный театр

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Музыкальный центр.

 

Театрализованное представление. кукольный театр. Сочинение и рассказывание сказки.

Коррекция познавательных процессов, мелкой моторики, эмоционально –волевой и поведенческой сферы.

 

Межпредметные связи

: муз

ы

катерапия, технологии сенсо

р

ного оборудования, куклотер

а

пия;

49-52.

Куклы- марионетки.

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Музыкальный центр.

 

Изготовление кукол- марионеток. Сочинение и рассказывание сказки.

Коррекция познавательных процессов, мелкой моторики, эмоционально –волевой и поведенческой сферы.

 

Межпредметные связи

: муз

ы

катерапия, технологии сенсо

р

ного оборудования, куклотер

а

пия.

53-54.

Практическая работа № 3

«Веревочные куклы»

Мультимедийный проектор. Персональный компьютер.

Литература по теме.

Принтер.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Музыкальный центр.

 

Изготовление веревочных кукол. Сочинение и рассказывание сказки.

Коррекция познавательных процессов, мелкой моторики, эмоционально –волевой и поведенческой сферы.

 

Межпредметные связи

: муз

ы

катерапия, технологии сенсо

р

ного оборудования, куклотер

а

пия.

Модуль 4. «Рассказывание сказки». «Постановка сказки». (16 часов)

55-56.

Введение в курс игровые постановки сказок. Правила проигрывания сценок. Главные и второстепенные роли в сценках. Драматическое, сценическое искусство.

Диагностика уровня самоконтроля.

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Музыкальный центр.

 

Общая характеристика видов и методов саморегуляции и самоконтроля.

Компьюторная диагностика.

 

Межпредметные связи: техника ПК

57-58

Театральные постановки сказок: "Лисичка со скалочкой", «Репка», «Волк и семеро козлят»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Музыкальный центр.

 

Общая характеристика видов и методов театральных постановок. Рассказывание и постановка сказок.

Коррекционная работа по стабилизации эмоционального состояния, когнитивных мыслительных процессов, крупной и мелкой моторики.

Групповая тренинговая работа.

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, психогимнастика, сценическое искусство, игротерапия.

59-60.

Настольный театр сказка "Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Колобок» Настольный театр "Лиса и кувшин"

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Музыкальный центр.

 

Общая характеристика настольного театра. Рассказывание и постановка сказок.

Коррекционная работа по стабилизации эмоционального состояния, когнитивных мыслительных процессов, крупной и мелкой моторики.

Групповая тренинговая работа.

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, психогимнастика, сценическое искусство, игротерапия.

63-64.

Театр на прищепках. Театрализованные сказки Чуковского.

Игра "Расскажем сказку вместе" Сказка К.И.Чуковского "Телефон", Узнай предмет. (по сказкам К.И.Чуковского).

 

 

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

Музыкальный центр.

 

Общая характеристика театра на прищепках. Рассказывание и постановка сказок.

 

Коррекционная работа по стабилизации эмоционального состояния, когнитивных мыслительных процессов, крупной и мелкой моторики.

Групповая тренинговая работа.

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, психогимнастика, сценическое искусство, игротерапия.

65-68.

Кукольный театр. "Зимовье зверей", Лисичка- сестричка и серый волк" ,Сказка "Лиса, заяц и петух"

Мультимедийный проектор. Персональный компьютер.

Маршрутная карта занятия.

Сенсорное оборудование.

 

 

 

 

 

Общая характеристика кукольного театра. Рассказывание и постановка сказок.

 

Коррекционная работа по стабилизации эмоционального состояния, когнитивных мыслительных процессов, крупной и мелкой моторики.

Групповая тренинговая работа.

Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, психогимнастика, сценическое искусство, игротерапия.

69-70

Практическая работа № 4 Викторина по сказкам. Театр ложек. Подведение итогов курса. Рефлексия. Итоговая диагностика эмоционального состояния.

Маршрутная карта занятия.

Сенсорное оборудование.

 

 

Компьютерная диагностика.

Рефлексия занятия.

 

 

 

 

*Темы исследовательский проектов могут меняться в зависимости от интересов обучающихся и общественного заказа (школы, родителей, организаций социальных партнеров).

** Возможно изменение сроков проведения.

 

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Количество часов

Аудиторное/внеаудиторное занятие

1-2.

Введение в курс внеурочной деятельности. Ознакомление с жанрами и видами сказок.

Правила групповой психолого-педагогической работы, с элементами практических упражнений сказкотерапии.

1/1

внеаудиторное

Модуль 1. «Сочинение сказки». «Рассказывание сказки». (16 часов)

3-4.

Диагностика эмоциональной сферы. Проективные рисуночные тесты.

1 / 1

внеаудиторное / аудиторное

5-6.

Сказки о животных.

1/1

внеаудиторное

7-8.

Волшебные сказки.

2

внеаудиторное

9-10.

Бытовые сказки. 

2

внеаудиторное

11-12.

Легенды, предания

2

внеаудиторное

13-14.

Сатирические сказки.

2

внеаудиторное

15-18.

Практическая работа № 1 «Роль сказок в повседневной жизни» «Моя сказка как жизненный сценарий».

2/2

внеаудиторное

Модуль 2. «Рисование сказки». «Рассказывание сказки». (18 часов)

19-20.

«Любимый герой сказок». «Проективная диагностика».

1/1

аудиторное/ внеаудиторное

21-22.

«Несуществующее животное»

1/1

внеаудиторное

23-24.

«Нарисуй себя в образе сказочного растения» .«Кактус».

2

внеаудиторное

25-26.

«Три дерева»

2

внеаудиторное

27-28.

«Незаконченные рисунки»

2/1

внеаудиторное

29-30.

«Я волшебный предмет»

2

внеаудиторное

31- 34.

«Семья животных»

2/2

внеаудиторное

35-36.

Практическая работа № 1 « Дорога к мечте»

2

внеаудиторное

Модуль 3. «Изготовление кукол». «Рассказывание сказки».

37-38.

Диагностика уровня развития мелкой и крупной моторики рук учащихся. Азбука изготовления кукол. Виды кукол.

Кукольный театр

2

внеаудиторное

39-40.

Куклы- марионетки.

1/1

внеаудиторное

41-42.

Пальчиковые куклы.

2

внеаудиторное

43-44.

Теневые куклы..

2

внеаудиторное

45-48.

Перчаточные куклы.

4

внеаудиторное

49-52.

Плоскостные куклы.

1/3

внеаудиторное

53-54.

Практическая работа № 3 Веревочные куклы

2

внеаудиторное

Модуль 4. «Постановка сказки». «Рассказывание сказки».. (16 часов)

55-56.

Введение в курс игровые постановки сказок. Правила проигрывания сценок. Главные и второстепенные роли в сценках. Драматическое, сценическое искусство.

Диагностика уровня самоконтроля.

 

1/1

Внеаудиторное

/ аудиторное

57-58.

Театральные постановки сказок: "Лисичка со скалочкой", «Репка», «Волк и семеро козлят»

2

внеаудиторное

59-60.

Настольный театр сказка "Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Колобок» Настольный театр "Лиса и кувшин"

1/1

внеаудиторное

61-62.

Театр на прищепках. Театрализованные сказки Чуковского.

Игра "Расскажем сказку вместе" Сказка К.И.Чуковского "Телефон", Узнай предмет. (по сказкам К.И.Чуковского).

 

 

2

внеаудиторное

63-64.

Кукольный театр. "Зимовье зверей", Лисичка- сестричка и серый волк" ,Сказка "Лиса, заяц и петух"

1/1

внеаудиторное

65-68.

Практическая работа № 4 Викторина по сказкам. Театр ложек.

2/2

внеаудиторное

69-70

Подведение итогов курса. Рефлексия. Итоговая диагностика эмоционального состояния.

2/2

внеаудиторное /аудиторное

 

*Темы практических работ могут меняться в зависимости от интересов обучающихся и общественного заказа (школы, родителей, организаций - социальных партнеров).

** Возможно изменение сроков проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Горбунова, Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Е.В. Свистунова, Е.В. Горбунова, Е.А. Мильке, Е.В. Нестерова. - М.: Форум, 2012. - 192 c.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия здоровья. Заметки о клинической сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2015. - 112 c.
3. Каяшева, О. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике: Учебное пособие / О. Каяшева. - Самара: БАХРАХ-М, 2012. - 286 c.
4. Каяшева, О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.И. Каяшева. - Самара: Бахрах-М, 2012. - 286 c.
5. Мосина, Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е.С. Мосина. - М.: Генезис, 2013. - 160 c.
6. Одинцова, М.А. Психология жертвы: Сказкотерапия для взрослых / М.А. Одинцова. - Самара: Бахрах-М, 2012. - 240 c.
7. Одинцова, М.А. Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых / М.А. Одинцова. - Самара: БАХРАХ-М, 2015. - 240 c.
8. Стишенок, И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем / И.В. Стишенок.. - СПб.: Речь, 2013. - 141 c.
9. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач.. - СПб.: Речь, 2013. - 128 c.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×