РАБОЧАЯ ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения обучающихся 4-го класса «Учись учиться» | Мороз Елена Германовна. Работа №268428
Автор: Мороз Елена Германовна
Рабочая программа рассчитана для 4 класса начальной школы детей с ОВЗ.
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №1»
Рассмотрено на ШМО педагогов-психологов
«____» _____ 2020 г
Протокол №_____
от ____
Согласовано
Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения
_________
«______»_______ 2020 г
Утверждаю
Директор __________
«_______» ________ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения
обучающихся 4-го класса
«Учись учиться»
на 2020-2021 учебный год
Педагог-психолог
Мороз
Елена Германовна
Хабаровск
2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Положения о рабочей программе (утверждено приказом директора КГБОУ ШИ 1).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ОВЗ) психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы ОУ должны обеспечивать, в частности, учет специфики возрастного психофизиологического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый.
Представленная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).
6. Примерные адаптированные общеобразовательные Программы общего образования на основе ФГОС для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) www.fgosreestr.ru
Рабочая программа «Учись учиться» является модифицированной. За основу взяты разработки:
- Т. Т. Рыбаковой «Программа адаптации детей к начальной школы «Учись учится» (психологические основы учебной деятельности), г. Хабаровск, Центр развития образования. НВП, 1994.; учебного плана МОУ СОШ№30;
- С. А. Коробкиной «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах:
система работы с детьми, родителями, педагогами»;
- М.С. Дубровиной «Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога» (практическое пособие).
Программа предназначена для организации совместной работы педагога-психолога, классного руководителя, на начальном этапе обучения в четвертом классе.
Цель программы:
оказание психолого-педагогической поддержки обучающихся,4 «А» классов, повышение уровня психологической готовности к обучению, познавательному развитию, общению, в условиях реализации ФГОС НОО.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
- формировать у обучающихся 4-го класса положительную мотивацию к обучению, предупреждать негативное отношение к учебной деятельности;
- развивать адекватные отношения между участниками образовательных отношений;
- способствовать снижению уровня школьной тревожности;
- формировать сплоченность классного коллектива, через выработку системы единых обоснованных требований, норм и правил жизни класса;
- развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений, навыки сотрудничества друг с другом.
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются следующие формы: групповые, парные и индивидуальные. Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей обучающихся:
- учебная игра;
- развивающая игра;
- тематические задания по подгруппам;
- практическое занятие;
- викторина;
- анкетирование.
1. Психолого-педагогическая характеристика целевой группы
Как педагог-психолог, работаю с обучающими 4 «А» класса 2-й год, ранее уже были проведены диагностики, на втором году продолжаю смотреть динамику.
В настоящие время в 4 «А» классе восемь обучающихся, все имеют инвалидность согласно заключению МСЭ. Форма обучения очная, АООП НОО глухих детей вариант 1.2.
Обучающиеся с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, что способствует дефицитарному развитию, и затрудняет овладение знаниями, приобретение жизненно необходимых умений и навыков.
Программа реализуется на базе КГБОУ ШИ 1 в 4 «а» классе, количество обучающихся - 8 человек.
Принципы работы с классным коллективом.
Принцип добровольного участия в работе. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность обучающихся активно вступать в коммуникацию, давать обратную связь другим детям и педагогу (или взрослому), а также принимать ее – уметь слушать.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие обучающимся с помощью педагога-психолога, так и самостоятельно познавать особенности своей личности.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом создаются условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.
Принцип психологической безопасности. Упражнения подобраны с учетом особенностей обучающихся, не приводящие детей к фрустрации.
2. Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательных отношений
Программа рассчитана на:
- 30 занятий,
- 1 раз в неделю,
- продолжительностью 40 минут.
Программа сочетает элементы традиционного коррекционно-развивающего занятия с игровыми и тренинговыми элементами.
Программой предусмотрена работа как одновременно со всем классом, так и индивидуальная. Занятия направлены на познавательные процессы.
Начинаются занятия с четвероклассниками со второй недели сентября.
Сроки реализации программы:
сентябрь – май.
2.1. Характеристика основных этапов реализации программы.
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся 4-го класса в период адаптации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы реализации программы
Основные виды деятельности
Сроки
Используемые методики, формы и виды работы
Планируемый результат
Диагностический этап
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в, обучении, общении.
2. Консультации родителей четвероклассников (по запросу).
3. Консультация педагогов 4-х классов (по запросу).
4. Динамическое наблюдение, при необходимости с выходом на школьный психолого-педагогический консилиум с целью выработки и реализации определенного подхода к обучающимся 4-го класса.
Сентябрь - ноябрь
Апрель - май
- анкеты Н.Г. Лускановой «Исследование мотивации учения», школьной активности четвероклассников.
- социометрия школа зверей
- схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Ст. Громбах,
Э. М. Александровская,
- изучение социально – психологической адаптации в школе, «интересы и склонности»
- «Оценка развития познавательной деятельности ребенка» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго,
- тест школьной тревожности Филипса,
- математический планшет,
- тест цветовых отношений М. Люшера,
Кореневской,
- проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” О.А.Ореховой (методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда)
- проективная методика «Кактус»
Методы:
- анализ документации,
- наблюдение (включенное, стороннее),
- анализ продуктов деятельности.
- определение уровня школьной мотивации,
- изучение трудностей адаптационного периода (учебные межличностные отношения) обучающихся,
- социометричес
кий статус школьника
- изучение ценностно-смысловой сферы ребенка,
- информация о сформированности психических процессов,
- выявление обучающихся с повышенной тревожностью,
- определение эмоционального состояния и отношения к учебным предметам
- составить «эмоциональный портрет» отдельного ребенка и класса
- диагностика психологической культуры школьников,
- определение психологической комфортности учащихся на разных уроках
- выявление уровня сформированнос
ти личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций,
- определение характера эмпатических реакций и поведения,
- оценка степени комфортности пребывания учащихся в классном коллективе
- исследования уровня самооценки у младших школьников.
- выявление дезадаптирован
ных младших школьников.
Динамическое наблюдение за адаптацией четвероклассников.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся образовательных отношений
1. Консультативная и просветительская работа с обучающимися образовательных отношений, направленная на ознакомление с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи обучающимся.
2. Проведение консультаций педагогов по выработке единого подхода, предъявлению единой системы требований как к классу в целом, так и отдельным обучающимся в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями четвероклассников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели обучения.
3. Организация психолого-педагогического сопровождения школьников.
4. Организация групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с обучающимися (младшими подростками).
Сентябрь – май
Работа проводится совместно с классным руководителем, учителями-предметниками, воспитателями, включает
психопрофилактическую работу с учетом результатов диагностики.
Консультативная и просветительская работа с участниками образовательных отношений.
Работа проводится во внеурочное время.
Психологические занятия «тропинка к знаниям ».
Информирование родителей и педагогов о возрастных особенностях младших подростков,
об особенностях адаптационного периода.
Ознакомление с результатами диагностических исследований.
По запросам
Индивидуальные консультации педагогов, родителей.
- формирование функций саморегуляции и коммуникации;
- положительные результаты динамических обследований,;
- мотивационная готовность к обучению в средней школе,
- психологическая адаптация к новым условиям обучения,
- успешное выполнение обучающимися предлагаемых заданий;
- эффективное взаимодействие друг другом,
- принятие системы требований,
-снятие психического напряжения,
- социально-психологическая адаптация в новой системе взаимоотношений.
Актуализация знаний педагога об особенностях адаптационного периода четвероклассников.
Выработка стратегии психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса.
Оказание психологической помощи по взаимодействию с детьми.
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа
с обучающимися 4-го класса
1. Консультирование и просвещение педагогов и родителей по результатам диагностики.
2. Организация психолого-педагогической помощи, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в адаптации, обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.
3. Методическая работа с педагогами, направленная на анализ содержания и методики преподавания учебных дисциплин, стиля общения.
4. Работа по выявлению и устранению школьных трудностей.
5. Организация групповой и индивидуальной психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в адаптации, обучении и поведении.
6. Итоговая диагностика
7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы.
Ноябрь – май
Апрель -
май
1. Ролевые и подвижные игры. Проигрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, отношение к педагогу и к одноклассникам).
2. Арт-терапия. Тематические задания: «Мой класс», «Мое отношение к классу», «Мой самый хороший поступок», а также образно-тематические: изображение в рисунках абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, позитивных «Что такое хорошо?», , изображение эмоций негативных «Злость»и т.д.
3. Моделирование образцов поведения.
Игры и упражнения на снятие тревожности, преодоление школьной тревожности, страхов.
4. Загадки, логические игры, живые картинки.
Анализ результатов реализации программы, составление отчета
- снижение уровня школьной тревожности;
- повышение групповой сплоченности;
- положительная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств;
- гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка);
- повышение уверенности в себе и своих возможностях;
- позитивное отношении четвероклассников к школе, учителям, воспитателям и одноклассникам.
Позволяют
расширить поведенческий репертуар четвероклассников.
Способствуют формированию у младшего подростка адекватных способов поведения
Развивают познавательную активность, коммуникативную сферу обучающихся.
3. Тематическое планирование
Представленные в программе «Учись учиться» упражнения способствуют развитию познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, повышают мотивацию достижения успеха, четвероклассников получают навыки групповой работы.
Таблица 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название занятия
Цели
Кол-во часов
Дата
1.
Мой внутренний мир Кто Я? Какой Я?
Обследование эмоционально-волевой сферы Определение принципов работы на занятиях Повышение самооценки Сплочение классного коллектива.
1
2.
Познай самого себя и других.
Определение достоинств и недостатков своих и других людей, понимание причин их поступков Закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека Развитие интереса к себе.
1
3.
Мои способности
Установление правил взаимодействия в классном коллективе. Формирование уважительного отношения друг к другу.
1
4.
Учимся
общаться
Развитие коммуникативных навыков, формирование умения вступать в диалог, слушать собеседника
1
5.
Мое настроение
Развитие коммуникативных навыков, формирование умения вступать в диалог, слушать собеседника
1
6.
Умение принимать решения
Развитие умения правильно оценить ситуацию, правильно принять решение, делать выводы, вести себя адекватно ситуации
1
7.
Я глазами других
Формирование способности к самоанализу Способствование возникновению желания самосовершенствоваться .Развитие способности принимать друг друга.
1
8.
Познаем себя
Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.
1
9.
Я и мои друзья Правила дружбы
Развитие навыков сотрудничества и умений соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.
1
10.
Я и учеба.
Формирование положительного отношения подростков к учению, мотивов учения.
1
11.
Наши эмоции.
Осознание обучающимися своих эмоций; определение эмоционального состояния других людей.
1
12.
Мое настоящее и будущее
Наблюдение за переключением с одной эмоции на другую, тренировка умение владеть своими эмоциями.
1
13.
Нужна ли агрессия?
Снятие эмоционального напряжения, формирование умения владеть своими эмоциями.
1
14.
Будь собой, но в лучшем виде
Настрой на значимость собственного «Я»; содействие пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; важность взаимопонимания.
1
15.
Я учусь решать конфликты
Понятие конфликта, его причин. Формирование умения оценить ситуацию,
1
16.
Я умею решать конфликты
Формирование навыков бесконфликтного общения.
1
17.
Я умею быть доброжелательным
Развитие способности к саморефлексии, формирование адекватной самооценки.
1
18.
Язык мира эмоций
Учимся спокойному общению.
1
19.
Самоорганизация.
Обучение подростков приемам самоорганизации деятельности.
1
20.
Умей договориться.
Помочь детям понять, как влияют на эффектив ность коллективной работы модели поведения, продемонстрированные каждым ее участником.
1
21.
Нужна ли агрессия.
Формирование собственного представления и отношения к агрессии
1
22.
Грусть.
Ознакомление с особенностями содержательного наполнения «грусти».
1
23.
Страх.
Ознакомление с особенностями содержательного наполнения «страха».
1
24.
Умение брать ответственность на себя
Формирование умения брать ответственность на себя в различных ситуациях, сотрудничать с сверстниками и взрослыми
1
25.
Как справится со страхом?
Снижение психологического напряжения, страхов
1
26.
Обида
Ознакомление с особенностями содержательного наполнения «обиды».
1
27.
Определить мотивации к обучению, эмоционального состояния школьников в школе.
Проведение диагностики мотивационной и эмоционально-личностной сфер.
1
28.
Определить уровень самооценки, развитие познавательных процессов.
Проведение диагностики самооценки, развития познавательных процессов.
1
29.
Прощение растворяет обиды.
Психологические упражнения и игры: «Напрасная обида», работа в рабочей тетради, лепим из пластилина «Весеннее настроение»
1
30.
Мы владеем разными эмоциями.
Помочь осознать относительность оценки чувств.
1
Итого
30 часов
Структура занятия.
Занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
Далее проводится работа по:
- осознанию обучающимися требований педагогов;
- проведению коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию выявленных в ходе диагностики проблем в адаптации, обучении, поведении, особое внимание уделяется формированию учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности;
- установлению норм взаимоотношений с педагогами, сверстниками в классе, и школе.
- развитию коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта педагога-психолога с обучающимися и формирования у них направленности на сверстников и завершается ритуалом прощания. Эти ритуалы сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают четвероклассникам настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия, является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Ритуал прощания. Положительный психологический настрой на день.
Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней обучающихся помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Несмотря на конкретный план занятий, их последовательность и количество, в намеченный замысел могут вноситься изменения по ходу или накануне в связи с возникшими проблемами у обучающихся, или запросом педагогов, родителей (законных представителей) для своевременной отработки ситуации (возникшей проблемы), а так же по другим объективным причинам.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации программы, в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, стол педагога-психолога, шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, настенная доска для вывешивания иллюстративного материала; мягкое кресло для релаксации.
Технические средства: (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в коррекционно-развивающем процессе):
- доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование для одновременной демонстрации обучающимся изучаемых объектов и явлений, позволяющее видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием программы.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- специальные дидактические пособия и литература, предназначенные для оказания информационной и методической помощи педагогам и воспитателям, работающим с пятиклассниками;
- психологические материалы, содержащие необходимую информацию к основным разделам программы.
4. Оценка достижений планируемых результатов.
Оценка достижений планируемых результатов психолого-педагогической поддержки обучающихся с нарушением слуха 4-го класса в период адаптации к условиям обучения в основной школе проводится по итогам реализации рабочей программы «Учись учиться» и предполагает:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
- положительные результаты динамических обследований, проводимых психологом в конце года;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности.
- успешное выполнение обучающимися предложенных заданий, упражнений.
Обучение в начальном звене школы предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, требует от четвероклассников мотивированной активности, способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности, компетентности в учебном сотрудничестве, сформированности теоретического, понятийного мышления, определенных учебных знаний, действий, необходимого уровня развития произвольности, способности к саморегуляции, рефлексии и т.д.
Согласно ФГОС, данные умения относятся к универсальным учебным действиям (УУД): личностным, коммуникативным, познавательным и регулятивным. Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников, содействует развитию их способностей.
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих умений и навыков, на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития, а также на работу с негативными эмоциональными состояниями.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Промежуточные:
- умение проявлять самостоятельность, активно участвовать в жизни класса и школы, сотрудничать со сверстниками, педагогами, специалистами школы;
- сформированность представлений о себе, своих внутренних резервах;
- умение ориентироваться в новых школьных ситуациях;
Итоговые:
- владение способами взаимодействия со сверстниками, педагогами, работниками школы, участие в жизни класса, школы;
- стабилизация уровня самооценки, снижение уровня школьной тревожности.
- владение навыками уверенного поведения;
- повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
5.Список используемой литературы
Битянова
М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998.
Бреслав
Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб
.
п
особие. – СПб, 2014.
Вачков
И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2002.
Панфилова М.А.
Игротерапия
общения М: Гном-пресс. 2002.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996.
Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников».- СПб
.:
Речь, 2016г.
Глозман
Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: смысл, 2012. –264
с
.
Локалова
Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 2012
Локалова
Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития
когнитивной
феры
учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.
Хухлаева
О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2015.
Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 6-10 лет
/ П
од ред. Н.Л. Белопольской. – М., 2014.
Крюкова С.В.,
Слободяник
Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М., 2014.
Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2014.
Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками: Книга для учителя
/ О
тв. ред. И.В. Дубровина. М. --Тула, 2013.
Интернет – ресурсы.