Рабочая программа "Шаг в профессию" | Иванова Лариса Степановна. Работа №228810
Автор: Иванова Лариса Степановна
Цель программы: не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Программа направлена на решение следующих задач:
Ознакомление с миром профессий доступных выпускникам коррекционной школы.
Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.
Ознакомление с правилами выбора профессии.
Мотивация размышления о своём профессиональном будущем.
Программа профориентационной работы с учащимися
Если вы удачно выберите труд и вложите в него
свою душу, то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы основного общего образования ГАОУ школы – интернат №5 и составлена с учётом следующих нормативно – правовых документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Устав школы;
Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
Закон РФ «О защите прав инвалидов»;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
Конвенция о правах ребёнка;
Санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий
профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной
профориентационной работы среди молодёжи и школьников, которая должна
опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих
формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно -технических
мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выборе
профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях
рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и
внешкольную работу с учащимися. Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.
В настоящее время ощущается несоответствие между уровнем обученности
значительной части выпускников коррекционных школ и растущими требованиями к подготовленности рабочих. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения 8 вида.
Наиболее острая проблема-подготовка к жизни и труду учащихся с нарушениями
интеллекта. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких
учащихся в должной мере пока ещё не обеспечиваются. В результате учащиеся с нарушениями интеллекта не только плохо овладевают
материалом, но и зачастую по окончании обучения оказываются не конкурентоспособными.
Оптимальной для развития этой категории учащихся является та среда, в которой
они могут приобрести положительный опыт в различных видах деятельности и
межличностного общения. В процессе обучения профориентационной работе
они достигают уровня развития достаточного, чтобы приспособиться к общественно - полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести
впоследствии самостоятельную жизнь.
В среднем звене и старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и обще трудовых умений по различным профилям (столярное дело, швейное дело, с/х труд). У учащихся 7 классов важно формировать осознание своих интересов, способностей общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего
места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определённого образа жизни, как путь реализации
своих возможностей. У учащихся 8,9 классов необходимо формировать представления о профессиях
народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личные
возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
На начало 2018 – 2019 учебного года общее количество воспитанников составляет 25 человек. Возраст воспитанников - 14 – 16 лет. Группа сформирована из детей находящихся под опекой (приёмная семья). В виду особенностей психического развития все подростки разные по характеру и темпераменту, с нарушением эмоционально – волевой сферы. В группе сложился дружный коллектив. Все ребята настроены позитивно по отношению друг к другу. На групповом собрании был выбран актив группы. Общение воспитанников проходит посредством игровой деятельности, групповых бесед и коллективным участием во всех общешкольных мероприятиях. Проводится профилактическая работа с приёмными родителями.
Участники программы: учащиеся в школе – интернате (среднее и старшее звено) проживающие в семьях
Организаторы программы: воспитатель, учителя предметники, педагог – психолог, соц. педагог, мед. работник, педагог – библиотекарь.
Цель программы: не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной
деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к
профессиональному самоопределению.
Программа направлена на решение следующих задач:
Ознакомление
с миром профессий доступных
выпускникам коррекционной школы.
Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.
Ознакомление с правилами выбора профессии.
Мотивация размышления о своём профессиональном будущем.
Принципы работы
Принцип сознательности
в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия
выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.
Принцип активности
в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения.
Принцип развития
. Этот принцип отражает идею нацеливание на выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе.
Принцип связи профориентации с жизнью, трудом, практикой,
предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии.
Принцип преемственности
–
профориентационная
работа с 5 по 9 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс. Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии.
Профориентационная работа проходит в несколько этапов:
Этап - Диагностический
:
- определение типа будущей профессии;
- опросник изучения интересов и склонностей учащихся;
- готовность к профессиональному самоопределению.
Этап - Практический
:
- знакомство с профессиями - создание стенда по профориентационной работе (постоянное его обновление);
- экскурсии на производство;
- изучение требований к поступлению;
- круглые столы, встречи с представителями различных профессий.
3. Этап - Обобщающий:
- отслеживание результативности профориентационной работы, через анализ трудоустройства выпускников;
- достижение профессионального самоопределения учащихся.
Прогнозируемый результат профориентационной работы с учащимися.
Учащиеся должны знать:
- возможности выпускника колледжа в трудоустройстве;
- варианты поиска работы;
- название газет, публикующих объявления о вакансиях;
- перечень документов при поступлении в профессиональное заведение и
трудоустройстве;
Учащиеся должны уметь:
- выбирать варианты поступления в профессиональные учебные заведения;
- адекватно оценивать свои трудовые и физические возможности при выборе
профессии и поиске работы;
- оформлять необходимые документы для поступления;
Содержание программы воспитания и социализации - это развитие индивида и его социализация и предполагающее последовательное решение ряда воспитательных задач:
- формирование устойчивых познавательных интересов, навыков умственного труда;
- формирование навыков физического труда, экологической культуры, здорового образа жизни;
- формирование культурного, духовного самосознания;
- формирование гражданской нравственной позиции.
Основные направления программы воспитания
1. Формирование устойчивых познавательных интересов, навыков умственного труда; (Я и школа)
Цель:
Коррекция недостатков познавательного развития, развитие положительной познавательной мотивации.
Формирование адекватного восприятия своих успехов и неудач.
Развитие основ личной самооценки, ответственности за свои поступки.
Формирование опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей.
Содержание
Совершенствование эффективности и коррекционно-воспитательной направленности воспитательного занятия и мероприятия.
Организация досуговой деятельности.
Организация привычных дел (дежурство по школе и классу, столовой, выполнение поручений). Уточнение и расширение коммуникативного словаря. Формирование умения вести беседу.
Формирование коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях.
Формирование мотивов ориентирующих развитие толерантности.
«Кодекс товарищества» - как доминирующий и организующий мотив поведения подростка.
Формы и методы
Творческие уроки, воспитательные мероприятия. Режим дня. Занятия с психологом, социальным педагогом. Дидактические игры, словесные инструкции, индивидуальные и групповые беседы, тренинги, беседы в кругу друзей, деловые сюжетно-ролевые игры.
Трудовые десанты, дежурство. Беседы. Экскурсии. Общешкольные линейки, праздники.
Классные часы.
Устный журнал, праздники, заочные путешествия, КВН, агитбригады.
2.Формирование навыков физического труда, экологической культуры, здорового образа жизни; (Здоровье и безопасность)
2.1Трудовое воспитание, основы социализации и общения
Цель: Овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда.
Формирование потребности в труде в целях успешной социализации и самоопределения.
Содержание
Накопление социально-бытовых знаний и умений.
Профориентация.
Экономическое и трудовое воспитание как система социально-педагогических мер, нацеленных на успешную социализацию и интеграцию воспитанников в современную систему социально-экономических отношений.
Формы и методы
Уроки социально-бытовой ориентировки, обслуживающего и хозяйственно-бытового труда.
Дежурство по школе, столовой, в спальном корпусе.
Кружковая работа. Выставки кружковой работы.
Выпуск тематических стендов. Экскурсии, деловые игры, занятия по ОБЖ, трудовые десанты.
Экскурсии в центр занятости населения, профессиональные колледжи, на предприятия окружающего социума.
2.2 Экологическая культура
Цель:
Формирование экологической культуры , раскрытие эстетического, оздоровительного и практического значения природы в жизни человека
Содержание:
Формирование интереса и приобретение опыта природоохранной деятельности .
Совместная практическая деятельность воспитанников и педагогов по формированию экологической культуры
Формы и методы:
Беседы, экологические игры, деловые игры, практические занятия (уборка территории, работа на пришкольном участке), проектно-опытническая деятельность, конкурсы, праздники, фестивали, экскурсии, экологические акции, просмотр фильмов и передач на экологическую тематику
2.3 Физкультурно-оздоровительная работа, охрана здоровья.
Цели:
Формирование ценностного отношения к здоровью; системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни; культуры здоровья, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Содержание
Укрепление здоровья воспитанников, закаливание организма, профилактика заболеваний.
Совершенствование познавательной деятельности средствами физической культуры. Формирование представлений о гармонии духовного и физического развития, эстетических основ физической культуры.
Создание условий для реализации подростков в потребности в физической активности.
Формы и методы
Школьные спартакиады и туристические слёты. Спортивные, оздоровительно-познавательные праздники. Соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки. Работа спорт секций.
Ежедневные прогулки на свежем воздухе. Практикумы, беседы с врачом. Оздоровительные экскурсии.
Ф
ормирование культурного, духовного самосознания;
(Культура и дети)
Цель:
Формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.
Развитие потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для воспитанников видах творческой деятельности
Содержание
Изучение и знакомство с произведениями народного творчества, декоративно-прикладного искусства, произведениями классиков и современных авторов, основами народных традиций и обрядов.
Создание условий для расширения у воспитанников опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Формы и методы
Занятия в кружках по интересам.
Экскурсионно-краеведческая деятельность.
Беседы о художниках, писателях, композиторах.
Праздники. Выставки работ.
Конкурсы рисунков, плакатов. Конкурсы чтецов. Фотоконкурсы. Литературная гостиная.
4.Формирование гражданской, нравственной позиции. (Я и Отечество)
Цель:
Развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания. Формирование нравственных качеств, усвоение основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации.
Формирование уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны.
Содержание:
Ознакомление воспитанников с государственной символикой, героическими страницами истории страны.
Воспитание уважения к патриотическому прошлому России. Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей. Воспитание любви к родному краю, к Родине.
Историко-культурное краеведение, раскрывающее перед подростками историю, особенности культуры, природы, народных традиций Амурской области.
Участие во внеурочной деятельности, направленной на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения;
Формы и методы:
Индивидуальные и групповые беседы, инсценировки, театрализованные постановки, коллективные творческие дела, устные журналы, доброты, встречи с интересными людьми, заочные путешествия, тренинги, деловые игры , участие во внеклассных мероприятиях , просмотры художественных фильмов и тематических передач.
Экскурсии, конкурсы стихов, песен, рисунков о России, уроки мужества.
5. Работа с родителями (законными представителями).
Цели: Формирование у родителей доверительного отношения к воспитателям коррекционной школы-интерната
Изучение семей воспитанников. Оказание помощи родителям в воспитании детей.
Содержание
Разработка и реализация единых требований семьи и школы. Показать родителям возможности их детей.
Формы и методы
Индивидуальное консультирование родителей.
Общешкольные и классные родительские собрания.
Анкетирование по различным направлениям работы школы-интерната. Родительские встречи, консультации со специалистами школы-интерната. Разработка памяток для родителей.