Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа "Шаг в профессию" | Иванова Лариса Степановна. Работа №228810

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Иванова Лариса Степановна
Цель  программы: не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Программа   направлена  на  решение  следующих  задач:

Ознакомление  с  миром  профессий  доступных  выпускникам  коррекционной  школы.

Изучение  интересов, способностей  и  мотивов  деятельности.

Ознакомление  с  правилами  выбора  профессии.

Мотивация  размышления  о  своём  профессиональном  будущем.

 

 

 

 

 

 

Программа  профориентационной  работы с учащимися

Если  вы  удачно  выберите  труд  и  вложите  в  него

   свою  душу, то  счастье  само  вас  отыщет.

К.Д. Ушинский 

Пояснительная  записка.

   

Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы основного общего образования ГАОУ школы – интернат №5 и составлена с учётом следующих нормативно – правовых документов:

Закон РФ «Об образовании»;

Устав школы;

Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

Закон РФ «О защите прав инвалидов»;

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;

Конвенция о правах ребёнка;

Санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора.

 

Современная  экономическая и политическая  обстановка  заставляет предъявлять  всё более  высокие  требования  к  индивидуальным  психофизиологическим  особенностям  человека. Рыночные  отношения  кардинально  меняют  характер  и  цели  труда: возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий 

профессионализм, выносливость  и  ответственность.

В связи с этим огромное  внимание необходимо уделять проведению целенаправленной 

профориентационной  работы среди молодёжи и школьников, которая должна 

опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих 

формирование  профессиональных  намерений  личности  и  пути  её  реализации.

    Профориентация - это  научно  обоснованная  система  социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических  и  производственно ехнических 

мер  по  оказанию  молодёжи  личностно-ориентированной  помощи  в выборе 

профессии, а также формирование потребности и  готовности к труду  в условиях 

рынка, многоукладности  форм  собственности и  предпринимательства.

Она  реализуется  через  учебно-воспитательный  процесс, внеурочную и 

внешкольную работу с учащимися. Вопрос  правильного  выбора  профессии  имеет  огромное  значение  в  жизненном  самоопределении  учащихся.

    В  настоящее  время  ощущается  несоответствие  между  уровнем  обученности 

значительной  части  выпускников  коррекционных  школ  и  растущими  требованиями  к подготовленности рабочих. Повышение темпа  и  качества  производительного  труда, неуклонное  сокращение несложных  видов  работ  в  общественном  производстве, переход  предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной  адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения 8 вида.

Наиболее  острая  проблема-подготовка  к  жизни   и  труду учащихся  с  нарушениями

интеллекта. Условия  обучения  профессиям, соответствующие  возможностям  таких

 учащихся  в  должной  мере  пока  ещё  не   обеспечиваются. В  результате  учащиеся  с  нарушениями  интеллекта  не  только  плохо  овладевают 

материалом, но и зачастую по окончании обучения оказываются не конкурентоспособными.

 Оптимальной для развития этой категории учащихся является та среда, в  которой 

они могут приобрести  положительный опыт в различных видах деятельности и 

межличностного  общения. В  процессе  обучения  профориентационной  работе

они  достигают  уровня  развития  достаточного, чтобы  приспособиться  к  общественно - полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести 

впоследствии самостоятельную жизнь.

    В  среднем  звене  и  старших  классах  организация  уроков  трудового  обучения предполагает  формирование  у  учащихся  необходимого  объекта  профессиональных  знаний  и  обще трудовых  умений  по  различным  профилям  (столярное дело, швейное  дело, с/х  труд). У  учащихся  7  классов  важно  формировать  осознание  своих  интересов, способностей общественных ценностей, связанных  с  выбором  профессии  и  своего 

места в обществе. При  этом  будущая  профессиональная  деятельность  выступает  для подростка  как  способ  создания  определённого образа  жизни, как  путь реализации 

своих  возможностей. У  учащихся  8,9  классов  необходимо  формировать  представления  о  профессиях 

народного  хозяйства, перспективах  профессионального  роста  и  мастерства, правилах  выбора  профессии, а  также  умения  адекватно  оценивать  свои  личные 

возможности  в  соответствии  с  требованиями  избираемой  профессии.

На начало 2018 – 2019 учебного года общее количество воспитанников составляет 25 человек. Возраст воспитанников - 14 – 16 лет. Группа сформирована из детей находящихся под опекой (приёмная семья). В виду особенностей психического развития все подростки разные по характеру и темпераменту, с нарушением эмоционально – волевой сферы. В группе сложился дружный коллектив. Все ребята настроены позитивно по отношению друг к другу. На групповом собрании был выбран актив группы. Общение воспитанников проходит посредством игровой деятельности, групповых бесед и коллективным участием во всех общешкольных мероприятиях. Проводится профилактическая работа с приёмными родителями.

 

Участники программы: учащиеся в школе – интернате (среднее и старшее звено) проживающие в семьях

 

Организаторы программы: воспитатель, учителя предметники, педагог – психолог, соц. педагог, мед. работник, педагог – библиотекарь.

   

Цель  программы: не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной

 деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к 

профессиональному самоопределению.

 

Программа   направлена  на  решение  следующих  задач:

Ознакомление

  с  миром  профессий  доступных

  выпускникам  коррекционной  школы.

Изучение  интересов, способностей  и  мотивов  деятельности.

Ознакомление  с  правилами  выбора  профессии.

Мотивация  размышления  о  своём  профессиональном  будущем.

Принципы работы

Принцип сознательности

в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия

выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.

Принцип активности

в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения.

Принцип развития

. Этот принцип отражает идею нацеливание на выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе.

Принцип связи профориентации с жизнью, трудом, практикой,

предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии.

Принцип преемственности

профориентационная

работа с 5 по 9 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс. Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии.

Профориентационная  работа   проходит  в  несколько  этапов:

Этап -  Диагностический

:

      - определение  типа  будущей  профессии;

      - опросник  изучения  интересов  и  склонностей  учащихся;

      - готовность к  профессиональному  самоопределению.

 

Этап - Практический

:

 - знакомство  с  профессиями - создание  стенда  по  профориентационной  работе (постоянное  его  обновление);

 - экскурсии  на  производство;

      - изучение  требований  к  поступлению;

- круглые  столы, встречи  с  представителями  различных  профессий.

 

3. Этап - Обобщающий:

- отслеживание результативности профориентационной  работы, через анализ трудоустройства выпускников;

 - достижение  профессионального  самоопределения  учащихся.

Прогнозируемый  результат  профориентационной  работы с учащимися.

                                            Учащиеся  должны  знать:

- возможности  выпускника  колледжа  в  трудоустройстве;

- варианты  поиска  работы;

- название  газет, публикующих  объявления  о  вакансиях;

- перечень  документов  при  поступлении  в профессиональное  заведение  и 

трудоустройстве;

Учащиеся  должны  уметь:

- выбирать  варианты  поступления  в  профессиональные  учебные  заведения;

- адекватно  оценивать  свои  трудовые  и  физические  возможности  при  выборе

профессии  и  поиске  работы;

- оформлять  необходимые  документы  для  поступления;

 

Содержание программы воспитания и социализации - это развитие индивида и его социализация и предполагающее последовательное решение ряда воспитательных задач:

- формирование устойчивых познавательных интересов, навыков умственного труда;

- формирование навыков физического труда, экологической культуры, здорового образа жизни;

- формирование культурного, духовного самосознания;

- формирование гражданской нравственной позиции.

 

Основные направления программы воспитания

1. Формирование устойчивых познавательных интересов, навыков умственного труда; (Я и школа)

Цель:

Коррекция недостатков познавательного развития, развитие положительной познавательной мотивации.

Формирование адекватного восприятия своих успехов и неудач.

Развитие основ личной самооценки, ответственности за свои поступки.

Формирование опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей.

Содержание

Совершенствование эффективности и коррекционно-воспитательной направленности воспитательного занятия и мероприятия.

Организация досуговой деятельности.

Организация привычных дел (дежурство по школе и классу, столовой, выполнение поручений). Уточнение и расширение коммуникативного словаря. Формирование умения вести беседу.

Формирование коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях.

Формирование мотивов ориентирующих развитие толерантности.

«Кодекс товарищества» - как доминирующий и организующий мотив поведения подростка.

Формы и методы

Творческие уроки, воспитательные мероприятия. Режим дня. Занятия с психологом, социальным педагогом. Дидактические игры, словесные инструкции, индивидуальные и групповые беседы, тренинги, беседы в кругу друзей, деловые сюжетно-ролевые игры.

Трудовые десанты, дежурство. Беседы. Экскурсии. Общешкольные линейки, праздники.

Классные часы.

Устный журнал, праздники, заочные путешествия, КВН, агитбригады.

 

 

2.Формирование навыков физического труда, экологической культуры, здорового образа жизни; (Здоровье и безопасность)

2.1Трудовое воспитание, основы социализации и общения

Цель: Овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда.

Формирование потребности в труде в целях успешной социализации и самоопределения.

Содержание

Накопление социально-бытовых знаний и умений.

Профориентация.

Экономическое и трудовое воспитание как система социально-педагогических мер, нацеленных на успешную социализацию и интеграцию воспитанников в современную систему социально-экономических отношений.

Формы и методы

Уроки социально-бытовой ориентировки, обслуживающего и хозяйственно-бытового труда.

Дежурство по школе, столовой, в спальном корпусе.

Кружковая работа. Выставки кружковой работы.

Выпуск тематических стендов. Экскурсии, деловые игры, занятия по ОБЖ, трудовые десанты.

Экскурсии в центр занятости населения, профессиональные колледжи, на предприятия окружающего социума.

 

2.2 Экологическая культура

Цель:

Формирование экологической культуры , раскрытие эстетического, оздоровительного и практического значения природы в жизни человека

Содержание:

Формирование интереса и приобретение опыта природоохранной деятельности .

Совместная практическая деятельность воспитанников и педагогов по формированию экологической культуры

Формы и методы:

Беседы, экологические игры, деловые игры, практические занятия (уборка территории, работа на пришкольном участке), проектно-опытническая деятельность, конкурсы, праздники, фестивали, экскурсии, экологические акции, просмотр фильмов и передач на экологическую тематику

2.3 Физкультурно-оздоровительная работа, охрана здоровья.

Цели:

Формирование ценностного отношения к здоровью; системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни; культуры здоровья, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Содержание

Укрепление здоровья воспитанников, закаливание организма, профилактика заболеваний.

Совершенствование познавательной деятельности средствами физической культуры. Формирование представлений о гармонии духовного и физического развития, эстетических основ физической культуры.

Создание условий для реализации подростков в потребности в физической активности.

Формы и методы

Школьные спартакиады и туристические слёты. Спортивные, оздоровительно-познавательные праздники. Соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки. Работа спорт секций.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе. Практикумы, беседы с врачом. Оздоровительные экскурсии.

Ф

ормирование культурного, духовного самосознания;

(Культура и дети)

Цель:

Формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.

Развитие потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для воспитанников видах творческой деятельности

Содержание

Изучение и знакомство с произведениями народного творчества, декоративно-прикладного искусства, произведениями классиков и современных авторов, основами народных традиций и обрядов.

Создание условий для расширения у воспитанников опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Формы и методы

Занятия в кружках по интересам.

Экскурсионно-краеведческая деятельность.

Беседы о художниках, писателях, композиторах.

Праздники. Выставки работ.

Конкурсы рисунков, плакатов. Конкурсы чтецов. Фотоконкурсы. Литературная гостиная.

 

 

4.Формирование гражданской, нравственной позиции. (Я и Отечество)

Цель:

Развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания. Формирование нравственных качеств, усвоение основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации.

Формирование уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны.

Содержание:

Ознакомление воспитанников с государственной символикой, героическими страницами истории страны.

Воспитание уважения к патриотическому прошлому России. Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей. Воспитание любви к родному краю, к Родине.

Историко-культурное краеведение, раскрывающее перед подростками историю, особенности культуры, природы, народных традиций Амурской области.

Участие во внеурочной деятельности, направленной на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения;

Формы и методы:

Индивидуальные и групповые беседы, инсценировки, театрализованные постановки, коллективные творческие дела, устные журналы, доброты, встречи с интересными людьми, заочные путешествия, тренинги, деловые игры , участие во внеклассных мероприятиях , просмотры художественных фильмов и тематических передач.

Экскурсии, конкурсы стихов, песен, рисунков о России, уроки мужества.

 

5. Работа с родителями (законными представителями).

Цели: Формирование у родителей доверительного отношения к воспитателям коррекционной школы-интерната

Изучение семей воспитанников. Оказание помощи родителям в воспитании детей.

Содержание

Разработка и реализация единых требований семьи и школы. Показать родителям возможности их детей.

Формы и методы

Индивидуальное консультирование родителей.

Общешкольные и классные родительские собрания.

Анкетирование по различным направлениям работы школы-интерната. Родительские встречи, консультации со специалистами школы-интерната. Разработка памяток для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×