Рабочая программа «Спортивные игры» внеурочная деятельность 1-4 класс на 2020-2021 учебный год (спортивно-оздоровительное направление) для детей младшего школьного возраста (6,5 –11 лет) | Антонина Тимофеевна Мулда Фрейберг. Работа №264397
Автор: Антонина Тимофеевна Мулда Фрейберг
-
Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Социокультурный центр» с.Лопхари
Рассмотрено
Руководитель ШМО
_________Ануфриева Ю.О.
Протокол № 1
от « » августа 2020 г.
Согласовано
Заместитель директора по УР
____________/Мохирева Н.В./
от«»августа 2020г.
Утверждено приказом
директора
_________/Филаретова Н.В.
Приказ №
от « »августа 2020 г.
Рабочая программа «Спортивные игры» внеурочная деятельность
1-4 класс
на 2020-2021 учебный год
(спортивно-оздоровительное направление)
для детей младшего школьного возраста (6,5 –11 лет)
Срок реализации: 4 года
Разработала:
Мулда – Фрейберг А.Т.
учитель физкультуры
с. Лопхари
2020
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивная игра», для 1-4 класса, разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федерального уровня:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, с последними изменениями от 31.12.2015 г. №
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189, с учетом внесенных изменений № 81 от 24.11.2015 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями в приказах № 632 от 22.11.2019 г. и № 249 от 18.05.2020 г. (для всех педагогов).
Институционального уровня:
- Устав МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари;
- Положение об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, ООО, СОО.
-Учебный план МОУ «Социокультурный центр» с.Лопхари на 2020-2021 учебный год. Утвержден приказом ОУ №67/2от 27.08.2020 г.(для всех педагогов).
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, формировать коммуникативные компетенции.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию учащегося, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность учащихся, она необходима им для нормального роста и развития.
Рабочая программа «Спортивные игры» разработана на весь уровень начального общего образования (1-4) и рассчитана на 1 час в неделю: в 1 классе – 32 часа, во 2-4 классах – 34 часа.
При составлении программы были использованы следующие учебно-методические пособия:
- «Спортивные и подвижные игры». Учебник для техникумов физкультуры под общей редакцией доцента Ю. И. Портных.
- С. Н. Андреев. «Футбол в школе».
- Г. А. Фурманов. «Играй в мини-волейбол».
- «Баскетбол».
- Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей 1-4 классов.
- Гришков В.И. Детские подвижные игры.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.
- Лях В.И. «Мой друг – физкультура: 1-4 кл
- Обухов Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы 1-4 классы.
- Смирнова Л.А. Общеобразовательные упражнения с предметами для младших школьников.
Курс введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Материал программы предполагает изучение основ четырёх спортивных игр: баскетбола, волейбола, гандбола и футбола и подвижных игр. Даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка.
При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности на занятиях по физической культуре и спорту и постоянно заострять внимание учащихся на их осознанной необходимости их соблюдения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА – 1 класс
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места, со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель.метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты.стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Баскетбол
1.Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой);
передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами.
Волейбол
1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
Гандбол
1.Основы знаний. Правила поведения на занятиях в целях предупреждения травматизма. В чём различие между болезнью и здоровым состоянием? Значение утренней гимнастики.
в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. .
2. Специальная подготовка. Стойка игрока. Передвижения приставными шагами вправо, влево, вперёд, назад. Остановки одним и двумя шагами. Ведение мяча по прямой шагом.
Ловля и передача мяча двумя руками. Бросок мяча одной рукой сверху с места.
Футбол
1.Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания.
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота».
Русские народные игры
Знать правила поведения при играх,
Самостоятельноиграть в разученные игры.
Через народные игры познаватьтрадиции, обычаи, особенности жизни
своего народа, приобщается к его культуре.
Игры на развитие психических процессов
Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
Развитие восприятия, памяти, мышления, внимания.
Коррекция эмоциональной сферы учащихся.
Подвижные игры.
Разучивать правила поведения при играх, разучивать правила игры.
Умение сотрудничать в коллективе сверстников в процессе проведения
подвижных игр.
Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Спортивные игры.
1.Разучивать и знать правила поведения во время игры.
2.Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА – 2 класс
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель.метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты.стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Баскетбол
1.Основы знаний. Товарищ и друг. В чём сила командной игры. Физические упражнения – путь к здоровью, работоспособности и долголетию.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, после ведения и остановки.
Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и остановки.
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое безопасность на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях спортивными играми. Гигиенические правила – как их соблюдение способствует укреплению здоровья.
2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища.
Подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Гандбол
1.Основы знаний. Личная подготовленность и хорошая осанка. Причины нарушения осанки. Масса тела. Рост. Правила игры в гандбол.
2. Специальная подготовка. Передвижения приставными шагами вправо, влево, вперёд, назад. Остановки одним и двумя шагами. Ведение мяча по прямой шагом и бегом.
Ловля и передача мяча двумя руками. Бросок мяча по воротам согнутой рукой сверху.
Футбол
1.Основы знаний. Утренняя физическая зарядка. Предматчевая разминка. Что запрещено при игре в футбол.
2. Специальная подготовка. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча внешней и внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Футбольный бильярд».
Игры на свежем воздухе
1.Развитие выносливости.
2.Развитие скоростно-силовых способностей.
3. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
Подвижные игры разных народов
1.Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
2. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
3. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками.
4.Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Эстафеты
1.Умение выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с бегом и прыжками, с преодолением препятствий, самостоятельно играть в разученные игры.
2. Развитие скоростно-силовых способностей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА – 3 класс
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель.метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями.
Баскетбол
1.Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? Закаливание организма.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения.
Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения.
Игры на свежем воздухе
1.Развитие выносливости.
2.Развитие скоростно-силовых способностей.
3. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
Подвижные игры разных народов
1.Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
2. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
3. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками.
4.Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные приёмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Гандбол
1.Основы знаний. Сущность девиза «Один за всех и все за одного!». Азбука гандбола. Виды закаливания.
2. Специальная подготовка. Передвижения приставными шагами вправо, влево, вперёд, назад. Остановки одним и двумя шагами. Ведение мяча по прямой и с изменением направления.
Ловля и передача мяча двумя руками. Бросок мяча по воротам согнутой рукой сбоку и снизу.
Подвижные игры
1.Научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
3.Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки учащегося.
Эстафеты
1.Развитие выносливости.
2. Развитие скоростно-силовых способностей. Знать правила поведения во время игры, самостоятельно играть в различные игры.
3.Умение выполнять общеобразовательные упражнения.
Футбол
1.Основы знаний. Различие между футболом и мини-футболом (футзалом). Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма зимой.
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Подвижные игры: «Передал – садись», «Передай мяч головой».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА – 4 класса
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план 1 класс
№
п/п
Спортивные игры
Количество часов
Дата
Всего
Теория
О.Ф.П.
С.Т.П.
1
Подвижные игры
2
04.09
11.09
2
Волейбол
2
18.09
25.09
3
Баскетбол
2
02.10
09.10
4
Эстафеты
2
16.10
23.10
5
Подвижные игры разных народов
2
30.10
13.11
6
Гандбол
2
20.11
27.11
7
Русские народные игры
2
04.12
11.12
8
Футбол
2
18.12
25.12
9
Игры на развитие психических процессов.
2
15.01
22.01
10
Волейбол
2
29.01
05.02
11
Гандбол
2
12.02
19.02
12
Эстафеты
2
26.02
04.03
13
Баскетбол
2
11.03
18.03
14
Эстафета
2
08.04
15.04
15
Футбол
2
22.04
13.05
16
Игры на свежем воздухе
2
20.05
27.05
ИТОГО
32
Учебно-тематический план 2 класс
№
п/п
Спортивные игры
Количество часов
Дата
Всего
Теория
О.Ф.П.
С.Т.П.
1
Подвижные игры
2
03.09
10.09
2
Волейбол
2
17.09
24.09
3
Гандбол
2
01.10
08.10
4
Футбол
2
15.10
22.10
5
Баскетбол
2
12.11
19.11
6
Эстафеты
2
26.11
03.12
7
Русские народные игры
2
10.12
17.12
8
Игры на развитие психических процессов.
2
24.12
14.01
9
Баскетбол
2
21.01
28.01
10
Волейбол
2
04.02
11.02
11
Русские народные игры
2
18.02
25.02
12
Футбол
2
03.03
10.03
13
Эстафеты
3
17.03
21.03
14
Волейбол
2
07.04
14.04
15
Подвижные игры
2
21.04
28.04
16
Игры на свежем воздухе
3
12.05
19.05
26.05
ИТОГО
34
Учебно-тематический план 3 класс
№
п/п
Спортивные игры
Количество часов
Дата
Всего
Теория
О.Ф.П.
С.Т.П.
1
Игры на свежем воздухе
2
02.09
09.09
2
Волейбол
2
16.09
23.09
3
Баскетбол
2
30.09
07.10
4
Футбол
2
14.10
21.10
5
Подвижные игры
2
28.10
11.11
6
Эстафеты
2
18.11
25.11
7
Русские народные игры
2
02.12
09.12
8
Баскетбол
2
16.12
23.12
9
Игры на развитие психических процессов.
2
13.01
20.01
10
Волейбол
2
27.01
03.02
11
Подвижные игры
2
10.02
17.02
12
Футбол
2
24.02
03.03
13
Баскетбол
2
10.03
17.03
24.03
14
Волейбол
2
07.04
14.04
15
Игры на свежем воздухе
3
21.04
28.04
30.04
16
Эстафеты
3
12.05
19.05
26.05
ИТОГО
34
Учебно-тематический план 4 класс
№
п/п
Спортивные игры
Количество часов
Дата
Всего
Теория
О.Ф.П.
С.Т.П.
1
Подвижные игры
2
01.09
08.09
2
Игры на свежем воздухе
2
15.09
22.09
3
Гандбол
2
29.09
06.10
4
Футбол
2
13.10
20.10
5
Баскетбол
2
27.10
10.11
6
Волейбол
2
19.11
24.11
7
Гандбол
2
01.12
08.12
8
Игры на развитие психических процессов.
2
15.12
22.12
9
Эстафеты
2
12.01
19.01
10
Волейбол
2
26.01
02.02
11
Русские народные игры
2
09.02
16.02
12
Футбол
2
02.03
13
Баскетбол
2
09.03
16.03
14
Эстафеты
2
30.03
06.04
15
Игры на свежем воздухе
3
13.04
20.04
27.04
16
Волейбол
3
11.05
18.05
25.05
ИТОГО
34