Рабочая программа "Татарстан - мой край родной!" | Максютина Надежда Васильевна. Работа №304401
Данная программа расчитана для детей с ОВЗ в возрасте от 7 до 18 лет.Она способствует формированию нравственноно-патриотических чувст, взаимоотношению со сверстниками и со старшими людьми, бережному отношению к природе, традициям и культуре родного края.
Помогает воспитывать любовь к Родине, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважительное отношение к труду.
Знакомит с историческими данными малой Родины, с её исторической значимостью в жизни всей страны.
Программа реализуется в течении шести месяцев. В течении месяца проводится по три занятия.
ГАУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков
ограниченными возможностями
Министерства труда занятости и социальной защиты «Астра»
в Елабужском муниципальном районе»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор
ГАУСО «РЦДПОВ «Астра» ГАУСО «РЦДПОВ «Астра»
Протокол №____ «___» _________20__г ________ Г.В. Калашникова
Приказ №___ от _________20__г
Рабочая программа
« Татарстан-мой край родной»
Разработал: воспитатель
Максютина Надежда Васильевна
г. Елабуга, 2022 г.
Пояснительная записка
Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую свою вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти собранные накопленные богатства не оставались в прошлом, а постоянно питали новые подрастающие поколения. Несомненно, в основе национального воспитания лежит ориентация личности ребенка на общечеловеческие и национальные ценности уважение к родному и государственному языкам, культуре татарского народа, этноса и этнических групп Республики Татарстан.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины а связывается с местом, где он родился и живёт.
Наша задача, помочь растущему человеку – углубить его знания о Родине, о том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Данная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 7 до 18 лет
Она способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.
Помогает воспитывать любовь к Родине, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду.
Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни России.
Сроки реализации программы:
Программа реализуется в течение 6 месяцев. В месяц проводится по три занятия.
Цель
:
Воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей с родным краем.
Дидактические задачи:
Развивать
национальное культурное самочувствие ребенка через самоидентификацию его личности, углубляя знания по истории Татарстана.
Воспитывать
интерес к культуре, творчеству татарских поэтов и
писателей, национальным
традициям и национальной кухне татарского народа, формируя собственное достоинство ребенка, как представителя своего народа, уважая прошлое, настоящее и будущее Татарстана.
Выработать
социальные умения, способствующие ориентации в современном мире
и развивающие
стремление жить в мире и согласии с
людьми других национальностей.
Приемы и методы организации
:
наглядные; словесные; практические методы.
Ожидаемые результаты программы
Расширится кругозор и знания детей об исторической ценности Татарстана, татарской нации – ее истории и современном развитии. Личность ребенка будет раскрываться не просто через знания о национальной культуре, а через проживание в этой культуре, в национальных традициях, через формирование навыков этики межнационального общения. В течение года ребенок примет участие в 18 мероприятиях национального характера. В качестве средств этнографической культуры воспитателем центра используется, в первую очередь, народные праздники, народные игры и фольклор.
В процессе общения с родителями воспитанники центра подражая им, усвоят нормы, правила и формы социального приемлевого поведения. У родителей и детей увеличится багаж знаний о культуре, традициях, истории Татарстана.
Воспитанники центра приобретут такие нравственно-интеллектуальные качества: доброта, милосердие, широта умственного кругозора, интеллектуальная инициатива, умения многогранно раскрывать нравственный смысл событий жизни, толерантное отношения к представителям других национальностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Задачи
Путешествие в историю
Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление о том, как начиналось создание Елабуги
«Вижу чудное раздолье…»
Дать представление о размерах нашей республики и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.
Быт и традиции
Знакомить с жилищем татарского и русского народа: с избой из бревен, печью. Дать представление о продуктах питания. Вызвать интерес к традициям татарского и русского народа, гостеприимству, почитанию старших и родителей. Дать представление о народных праздниках (каз омесе, карга туй, сабантуй, навруз, пасхе, троице).
«Этих дней не смолкнет слава»
Дать представление о защитниках Отечества , о службе в рядах Вооруженных сил- как долге перед Отечеством.
«Как чуден наш родной язык»
Знакомство с видами устного народного творчества. Дать представление о писателях, поэтах – земляках.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Форма
Задачи
Январь
1. Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Елабуги
2. Видео-урок «Курбан Байрам»
1. Познакомить с историей города, в котором мы живем, с его особенностями и достопримечательностями.
2. Дать представление о народных праздниках
Февраль
Презентационный час «Наши 18-летние Защитники Отечества»
Знакомство с
жизнью и
творчеством
М.Джалиля
3. Путешествие по городам Татарстана «Наш город на карте республики».
1.Дать представление о защитниках Отечества , о службе в рядах Вооруженных сил- как долге перед Отечеством
2.Познакомить с произведениями великих татарских писателей и поэтов
3.Закрепить представления детей об особенностях расположения города на карте , его соседях первого порядка
Март
Праздник «Из чего же, из чего же сделаны наши
девченки
?» Открытка 3Д из бумаги
2. Виртуальная прогулка «В гостях у И.И. Шишкина».
3.Занятие «Народные традиции татарского народа».
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
2.Формирование у детей целостных образов русской природы посредством знакомства с творчеством И.И.Шишкина.
Вызвать интерес
к традициям
татарского народа, гостеприимству, почитанию старших и родителей.
Апрель
1. Знакомство с творчеством Г.Тукая
2.Занятие «Народные традиции русского народа».
3.. «Легенды Чёртова городища» Видеоурок
1. 1.Познакомить с произведениями великих татарских писателей и поэтов
2.Вызвать интерес к традициям русского народа, гостеприимству, почитанию старших и родителей.
3. Познакомить детей с главной достопримечательностью города, с её легендами. Воспитывать интерес к истории родного города.
Май
1. Беседа на тему «Вов в моей семье».
2. Конкурс рисунков « ВОв» .
3. Оформление выставки рисунков– «Родной мой край, навек любимый!».
1. Познакомить с героями Великой Отечественной войны родного края.
Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город
2. Прививать интерес к творчеству.
3. Расширять знания о родном городе.
Вызвать яркий эмоциональный отклик на заданную тему.
Июнь
«Пусть всегда будет солнце…»- рисунки на асфальте
Занятие «Без труда не вынешь рыбку из пруда».
«Мой дом-моя крепость» Презентационное занятие
1. Прививать интерес к творчеству.
2.Формировать у детей положительного отношения к труду. Познакомить с развитием местной промышленности.
3.Знакомить с жилищем татарского и русского народа: с избой из бревен, печью.
Используемая литература.
Аглиуллина
И.И. Детский са
д – культурные традиции. М., 2018
Антонова Т.В. Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и
традиц
иям./
/ Детский сад от А до Я. 201
5, - № 6
Бабынина Т.Ф. В мире национальны
х культур. Набережные Челны, 201
8
Бабынина Т.Ф. Традиции н
ациональных культур. Казань, 201
4
Замалетдинов
Л.А. Татарс
кие народные сказки. Казань, 201
5
Сергеева Н
. Бабушкин сундучок. Казань, 201
5
Тресковская
А.П. Воспитание на народных традиц
иях. М., 201
6
Фахрутдинов
Р. История татарского н
арода и Татарстана. Казань, 2020
Харисов Ф.
Ф. Современная действительность и духовно-н
р
а
вственное воспитание детей в дошкольных образова
тельных учреждениях. Казань, 201
8сч
.