Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (профиль «Цветоводство и декоративное садоводство») | Мой кабинет. Работа №354040
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (профиль «Цветоводство и декоративное садоводство») для 5- 9 классов разработана в соответствии с требованиями Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к уровню подготовки обучающихся и реализуется в объёме 6 часов в неделю.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (профиль «Цветоводство и декоративное садоводство») для 5- 9 классов разработана в соответствии с требованиями Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Дзержинская специальная коррекционная школа» к уровню подготовки обучающихся и реализуется:
5 класс - в объеме 6 часов в неделю, итого 204 часа в год,
6 класс - в объеме 6 часов в неделю, итого 204 часа в год,
7 класс - в объеме 6 часов в неделю, итого 204 часа в год.
8класс - в объеме 6 часов в неделю, итого 204 часов в год;
9 класс - в объеме 6 часов в неделю, итого 204 часов в год.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Обучение цветоводству и декоративному садоводству имеет значительный коррекционно-развивающий эффект. Изучение данного вида профиля способствует социализации и интеграции выпускников в обществе. Особое внимание в данной программе уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению обучающихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда.
Цель реализации программы по учебному предмету «Цветоводство и декоративное садоводство»: всестороннее развитие личности обучающихся, овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области цветоводства и декоративного садоводства; формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем обучающимся обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности; осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии.
Программа по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство» решает следующие задачи:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и
т.д.);
обучение обязательному общественно полезному производительному труду; подготовка
обучающихся
к выполнению необходимых и доступных видов труда в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности
человека;
расширение
культурного
кругозора,
обогащение
знаний о
культурно-исторических традициях в мире
вещей;
расширение знаний о материалах и
их
свойствах,
технологиях
использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом
на современном
производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой
подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в
школе;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных
учебно-производственных
мастерских
в
соответствии
с
физическими
возможностями и состоянием здоровья
обучающихся
;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой
деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей
деятельности;
коррекция
и развитие
познавательных психических
процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления,
речи);
коррекция
и
р
азвитие
умственной
деятельности (анализ,
синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
коррекция
и развитие
сенсомоторных
процессов
в
процессе
формирования
практических
умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной
целью);
формирова
ние
информационной грамотности
,
ум
ения
работать
с различными источниками
информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации. Особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
При обучении используются следующие принципы:
принцип коррекционно-речевой направленности,
воспитывающий и развивающий принципы,
принцип доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Обучение труду имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается в том, что все знания и навыки, обучающиеся получают практическим путем в процессе выполнения заданий. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности.
2. Планируемые результаты освоения программы
К личностным результатам относятся:
1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13. формирование готовности к самостоятельной жизни.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в ГБОУ «Дзержинская специальная коррекционная школа».
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием программы по предмету «Профильный труд», характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применения в практической деятельности и жизни. В программе по предмету «Профильный труд» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- знать название материалов, процесс их изготовления, изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- знать свойства материалов и правила хранения;
- знать санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
- подбирать материалы, необходимые для работы;
- принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: станка, швейной машины и др.);
- подбирать инструменты, необходимые для работы;
- руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
- знать сущность базовых способов воздействия на предметы труда (механических, химических, биологических, энергетических и т. п.);
- знать принципы, лежащие в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов;
- овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
- читать техническую (технологическую) документацию, применяемую при осуществлении изучаемого технологического процесса;
- составлять стандартный план работы;
- иметь представление о разных видах профильного труда (штукатурно-малярное, швейное, цветоводство и декоративное садоводство и др.);
- определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
- понимать значение и ценность труда;
- понимать красоту труда и его результатов;
- заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе;
- использовать эстетические ориентиры (эталоны) в быту, дома и в школе;
- понимать значимость эстетической организации школьного рабочего места как готовность к внутренней дисциплине;
- умение эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» - «не нравится»);
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
- осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
- распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работе;
- комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
- выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков профессионально-трудового обучения;
- принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территории, охране природы и окружающей среды.
- осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
- экономно расходовать материалы;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов;
- создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
- самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
- овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого и т.п.);
- понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности;
- обладать способностью к самооценке;
- понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- осознавать общественный долг, т.е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.
Изучение предмета «Профильный труд» направлено на формирование следующих базовых учебных действий:
Личностные учебные действия: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
3. Содержание учебного предмета
5 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие
Цветоводство. Цветковые растения: многообразие, декоративные качества.
Культурные цветковые растения
Теоретические сведения. Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях.
Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений
Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.). Признаки созревания плодов и семян цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений (перевертывание без повреждения корней). Понятие семена-сырец. Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.
Уборка однолетних цветковых растений в цветнике
Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.
Вскапывание почвы в цветнике
Понятия борозда, глубина вскапывания. Лопата: устройство, приемы вскапывания почвы, рабочая поза, техника безопасности.
Умение. Работа лопатой.
Заготовка земляной смеси для комнатных растений
Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приемы составления смесей.
II четверть
Вводное занятие
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев
Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.
Бумажные пакеты для расфасовки семян
Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями), форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета.
Вырезка заготовок для пакета по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений цветков тех растений, чьи семена будут храниться в них.
Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью
Значение и приемы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.
Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей. Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные). Насыпка определенного объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.
Уход за комнатными растениями
Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приемы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кадке (на ощупь).
Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке
Виды бархатца (высокорослый, раскидистый). Сравнительная характеристика внешнего вида и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Выращивание рассады бархатца раскидистого.
Перевалка комнатного растения
Объект работы. Комнатное растение.
Теоретические сведения. Понятия перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.
Инвентарь для работы в цветнике
Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян, посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями). Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.
IV четверть
Вводное занятие
Использование однолетних цветковых растений
для оформления улиц и помещений
Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений (декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.).
Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений
Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений
Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии (высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков). Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян.
Высадка рассады бархатца раскидистого
Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых (уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.). Расстояния между посадками растений.
6 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие
Осмотр и оценка состояния цветковых растений, посеянных весной.
Сбор семян садовых цветковых растений
Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте (космея, василек, дельфиниум, иберис, и др.). Признаки созревания семян. Приемы сбора семян с вегетирующих цветочных растений. Садовые ножницы: приемы работы. Техника безопасности.
Цветковые культуры, размножаемые вегетативно
Способы размножения растений (семенной и вегетативный). Цветковое растение, размножаемое вегетативно: виды, использование в цветнике.
Однолетние и многолетние цветковые растения
Виды цветкового растения (однолетнее и многолетнее). Разница между видами. Примеры многолетних цветковых растений, дающих семена, но размножаемых вегетативно. Нецелесообразность семенного размножения этих растений.
Зимующие многолетние цветковые растения
Виды многолетних цветковых растений (зимующие и незимующие). Разница между видами. Примеры местных зимующих многолетних цветковых растений (пионы, флоксы, ирисы или др.). Размножение зимующего многолетнего цветкового растения. Понятие деление многолетнего растения. Необходимость деления на части для многолетника.
Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений
Общее представление о строении многолетнего цветкового растения. Подготовка растения к пересадке. Подготовка почвы и посадочной ямы для него. Пион: декоративные качества, биологические особенности, периодичность деления и пересадки.
Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями
Состав растения (подземная и надземная части). Надземная часть: строение, признаки отмирания. Подземная часть (луковица, корневище, почки). Виды зимующих многолетников цветковых растений (требующие и не требующие легкого прикрытия на зиму).
II четверть
Вводное занятие
Осенний уход за декоративными кустарниками
Кустарники, используемые для озеленения школьного двора: названия, правила осеннего ухода. Инструменты и орудия для ухода за кустарниками.
Изготовление тары для хранения крупных партий семян
Способы хранения крупных партий цветочных семян. Тканевый мешочек — наилучшая тара для хранения крупной партии цветочных семян. Размеры мешочка, ткань, изготовление (способы соединения краев).
Обмолот и расфасовка цветочных семян
Обмолот семян мелкосемянных цветочных растений: цель, правила, приспособления. Правила безопасной работы с приспособлениями.
Уход за комнатными цветковыми растениями
Приемы ухода за комнатными растениями (рыхление уплотненной почвы, подсыпка почвенной смеси, удаление отмерших листьев). Случаи, когда следует укорачивать стебли. Признаки необходимости перевалки или деления растения.
III четверть
Вводное занятие
Строение цветкового растения
Общее представление об органах цветкового растения (корни, стебли, листья, цветки). Разнообразие и форма стеблей и листьев. Виды листа (простой и сложный). Форма и окраска цветков. Особенности цветков растений (корневища, луковица, клубень, корнеклубни), назначение корневища, луковиц, клубня и корнеклубня у цветкового растения.
Почвы
Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет. Глинистые и песчаные почвы: вид, признаки, свойства (отношение к воде). Перегной почвы: образование, значение для выращивания растений.
Зимние работы в сквере и парке
Уход за городскими сквером и парком зимой. Обязанности рабочего городского зеленого хозяйства по уходу за территорией зеленых насаждений, закрепленных за ним.
Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением
Зимующее многолетнее, требующее ранневесеннего ухода цветковое растение: виды ухода
IV четверть
Вводное занятие
Подготовка цветника к весенне-летнему сезону
Элементы цветочного оформления улицы: рабатка, бордюр, групповая посадка. Использование однолетних цветковых растений, выращиваемых посевом семян в открытый грунт, для оформления школьного двора. Определение мест рабатки, групповой посадки, размещение бордюра. Оформление краев рабатки.
Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике
Выбор однолетних цветковых растений для выращивания в местных условиях, декоративные качества, биологические особенности. Величина семян выбранных растений и глубина их заделки при посеве. Расстояния между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков.
Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных.
Лилия тигровая: внешнее строение, декоративные качества, требования к условиям выращивания, продолжительность выращивания на одном месте.
Уход за однолетними цветковыми растениями
Способность однолетних цветковых растений к образованию многочисленных боковых побегов. Причина, последствия боковых побегов. Зависимость расстояния между растениями в рядке от размеров растения в полном развитии. Необходимость прореживания некоторых однолетних цветковых растений.
7 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие
Анализ состояния растений (в школьном цветнике).
Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками
Петуния мелкоцветковая и крупноцветковая, в том числе с махровыми цветками. Сохранность махровости цветков (при вегетативном размножении полная, при семенном — неполная). Особенности плодов и семян петунии.
Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады
Однолетние цветковые растения, выращиваемые в местных условиях с помощью рассады; декоративные качества, биологические особенности, сроки созревания семян. Подготовка этих растений к сбору семян. Приемы сбора сухих плодов с семенами.
Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте
Лилия, выращиваемая в местных условиях:, вид, характеристика. Продолжительность роста лилий на одном месте. Необходимость пересадки лилий. Приемы выкопки и посадки луковиц. Подготовка лунок под посадки. Расстояния между рядами и растениями при посадке.
Осенний уход за кустарниками
Кустарники для озеленения в местных условиях: свойства, отличительные признаки. Приемы ухода за кустарниками. Инструменты для этого. Правила безопасной работы с садовыми пилой и ножницами.
II четверть
Вводное занятие
Многолетние цветковые растения
Многолетнее цветковое растение: характеристика, виды (декоративные качества, биологические особенности). Сравнение незимующих в открытом грунте растений (канн, георгинов, гладиолусов и др.), с зимующими. Характеристика канны.
Выкопка корневища канны
Канна: (строение растения, размножение (делением корневища и корневыми отпрысками). Сроки вы копки корневища канны. Условия хранения корневища канны. Приемы посадки канны.
Ремонт садовой дорожки
Садовая дорожка: устройство на различном основании (естественном грунте, щебенчатом и др.), виды повреждения
Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений
Уход за молодыми посадками: правила заготовки елочных веток, толщина слоя укрытия. Накопление снега зимой на укрытиях.
Органические удобрения
Удобрение: значение, виды (органические и минеральные), разница между видами. Виды органического удобрения (навоз, торф, птичий помет, компост). Перегной: получение, назначение. Приготовление компоста. Органические удобрения, используемые в цветоводстве.
Классификация цветковых культур
Классификационные признаки цветкового растения: место выращивания, длительность жизненного цикла, декоративные качества, отношение к зимним холодам и др. Цветковые растения открытого и закрытого грунта, однолетние, двулетние и многолетние. Однолетние цветковые растения красивоцветущие, декоративно-лиственные, вьющиеся, плетистые, сухоцветы, ковровые. Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие.
III четверть
Вводное занятие
Двулетние цветковые растения
Сравнение цветковых растений с двулетним циклом развития (настоящие двулетники) и многолетних растений, выращиваемых как двулетние. Двулетние цветковые растения: особенности роста и развития, наиболее известные виды (маргаритки, анютины глазки, незабудка), использование в цветочном оформлении.
Минеральные удобрения
Минеральные удобрения: виды (азотное, калийное и фосфорное), внешние признаки, свойства (растворимость в воде). Хранение. Элементы питания для растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Комплексные минеральные удобрения: виды (аммофос, нитрофоска и др.), достоинства. Различие видов минерального удобрения по цвету, структуре и растворимости в воде. Смешивание минеральных удобрений с органическими: цель, использование в цветоводстве.
Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады.
Виды цветника
Цветник: виды, размещение. Клумба: формы, расположение, разновидности цветочного оформления. Клумба с заменой цветочных растений в течение сезона. Рабатки и бордюры: формы, размеры, размещение, подбор цветковых растений. Групповая посадка: формы, размеры, расположение, подбор цветковых растений.
Размножение комнатных растений
Виды комнатного растения: с опадающими листьями и вечнозеленые. Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.). Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.
Посев семян однолетних цветковых растений
Однолетние цветковые растения, для выращивания которых требуется ранний посев семян (львиный зев, георгин однолетний, вербена, петуния, сальвия, флокс однолетний и др.). Сроки посева семян. Состав почвенной смеси. Размер посевных ящиков. Особенности посева семян некоторых из однолетних цветковых растений. Условия для получения равномерных всходов. Уход за сеянцами сразу после всходов. Особенности полива сеянцев.
Выращивание петунии крупноцветковойв комнатных условиях.
Характеристика крупноцветковой петунии. Вегетативное размножение крупноцветковой петунии как способ сохранения махровости цветков. Правила нарезки и условия укоренения черенков петунии. Уход за растениями. Пригодность петунии с бахромчатыми цветками для выращивания в комнатных условиях.
Подготовка корневища канны к высадке
Необходимость заблаговременной подготовки корневищ канн к высадке в открытый грунт.
IV четверть
Вводное занятие
Размещение цветника
Круглая клумба, рабатка, групповая посадка: целесообразность размещения, формы и размеры, подбор цветковых растений. Способы разметки элементов цветочного оформления.
Выращивание рассады цветковых культур
Однолетние цветковые растения, семена которых высевают для получения рассады в более поздние сроки (циния, немезия, астра и др.). Выращивание рассады (с пикировкой и без нее). Условия для получения дружных всходов. Уход за растениями. Закалка растений перед высадкой в открытый грунт.
Подращивание растений канны
Канна — теплолюбивое многолетнее цветковое растение. Способы ускорения цветения канны. Деление корневищ и условия подращивания канн перед высадкой в открытый грунт.
Высадка растений в цветник
Способы посадки разных цветковых растений. Место канны на клумбе. Размещение астр, циний и других однолетних цветковых растений в цветнике. Способы разметки посадочных рядков. Расстояния между растениями при посадке.
8 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие
Анализ состояния цветников.
Осенний уход за цветниками
Приемы ускорения созревания семян однолетних цветковых растений. Правила срезки цветков. Выбор маточных растений для пересадки. Приемы осеннего ухода за растениями канны.
Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана
Требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов. Расстояния между рядками при посадке. Глубина заделки луковиц.
Составление букета
Букет как группа специально подобранных цветков. Современные представления о букетах. Формы букетов. Аранжировочная зелень. Зависимость составления букета от назначения. Основные правила составления букетов. Несовместимые цветы.
Выкопка клубнелуковиц гладиолуса
Признаки созревания клубнелуковиц гладиолуса. Сроки уборки. Послеуборочное и зимнее хранение клубнелуковиц.
Срезка побегов роз для черенкования
Роза — ценный красивоцветущий кустарник. Группы роз. Розы, используемые в цветоводстве. Вегетативное размножение роз. Трудности размножения. Черенки, одревесневшие и зеленые. Время срезки побегов. Инструмент для срезки побегов роз: виды, безопасное использование.
Осенний уход за кустарниками
Разнообразие кустарников, используемых в декоративном садоводстве. Кустарники, выращиваемые в качестве живых изгородей (боярышник, акация желтая, шиповник и др.). Поддержание определенной формы и размеров кустарников путем обрезки побегов. Обрезка побегов: правила, сроки. Инструменты для обрезки побегов: виды (секатор, садовые ножницы, садовая пила), устройства, правила безопасной работы.
II четверть
Вводное занятие
Красивоцветущие кустарники
Виды красивоцветущих кустарников, используемых в цветоводстве (роза, сирень, гортензия и др.). Роза: группы и сорта, их разнообразие. Группы и сорта розы, используемые в цветоводстве. Розовый куст: строение, форма, величина, окраска цветков. Трудности выращивания сортовых роз. Условия для выращивания сортовых роз на срезку. Местная роза: вид (высота куста, форма и окраска цветков, запах и др.).
Размножение розы
Способы вегетативного размножения розы: прививка, зеленое черенкование, деление куста. Размножение сортовой розы одревесневшими черенками. Условия для укоренения черенков. Правила нарезки черенков розы. Инструмент для нарезки черенков розы: вид, правила безопасной работы. Подготовка почвы для посадки черенков. Расстояния между черенками при посадке. Уход.
Защищенный грунт в цветоводстве
Назначение теплицы, парника и рассадника в цветоводстве. Теплица: виды (культивированная, разводочная, выгоночная), их краткая характеристика и использование. Парник и рассадник; их назначение, устройство. Теплица: виды (грунтовая, стеллажная). Использование. Защищенный грунт. Длительность использования, замена, обеззараживание. Приспособления для полива растений, поддержания необходимой температуры и влажности воздуха в теплицах, парниках и рассадниках.
Кустарники для декоративного озеленения
Кустарники, используемые в качестве низких бордюров (кизильник, айва низкая, таволга и др.). Одиночные и групповые посадки кустарников на газонах (скумпия, спирея, чубушник золотистый и др.). Нестригущиеся живые изгороди и другие рядовые посадки (арония черноплодная гортензия метельчатая, дерен белый, калина обыкновенная и др.). Кустарник, строение, форма, цвет листьев, цветков и соцветий, наличие и форма колючек, цвет побегов, форма почек. Основные признаки кустарника: высота, форма куста, характер побегов, форма и цвет листьев, цветков и соцветий.
Зимние работы в сквере
Сквер: назначение, расположение в городе и поселке. Деревья и кустарники в сквере: виды, размещение. Дорожки и площадки в сквере, формы, назначение. Зимние работы в сквере в зависимости от его местоположения и состава зеленых насаждений.
III четверть
Вводное занятие
Выгоночные цветковые культуры
Выгонка как комплекс агротехнических приемов. Цветковые культуры, пригодные для выгонки (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др.). Основные правила выгонки: предварительная подготовка растений, создание условий для зацветания в непривычное время года (зимой и ранней весной). Основные приемы выгонки некоторых растений.
Выгонка тюльпана
Особенности выращивания в открытом грунте тюльпанов, предназначенных для выгонки. Отбор луковиц для выгонки. Сроки посадки тюльпанов для выгонки (октябрь-ноябрь). Подготовка луковиц к выгонке. Условия для выращивания растений.
Выращивание рассады бегонии клубневой
Бегония клубневая: краткая характеристика, способы семенного и вегетативного размножения, особенности и сроки посева семян, состав земляной смеси.
Проращивание гладиолуса
Подготовка клубнелуковиц гладиолуса к проращиванию. Сроки посадки гладиолусных клубнелуковиц на проращивание.
Деревья для озеленения
Дерево: строение, породы. Лиственные породы деревьев, используемые для озеленения территорий в местных условиях в средней полосе России (береза, клен, липа, ясень, рябина и др.), каштан, тополь, пирамидальный, платан, кипарис и др. на юге России. Декоративные качества деревьев. Значение древесных насаждений для улучшения экологической обстановки в городе и поселке. Внешние признаки местных деревьев: форма и цвет листьев, форма кроны, цвет коры, цветки и плоды.
Озеленение двора
Подбор древесных и кустарниковых пород для озеленения школьного двора (двора жилого дома) в зависимости от его размера и других условий. Рациональное размещение дорожек, площадок, цветника, групповых посадок деревьев и кустарников. Оценка размещения во дворе древесно-кустарниковых насаждений. Уход за зелеными насаждениями во дворе.
IV четверть
Вводное занятие
Разбивка цветника
Разбивочный чертеж: составные части, привязка к местности, основные разбивочные линии и опорные точки. Определение разбивочных линий и точек на местности. Инструменты для разбивки цветника: виды, рабочие позы, приемы работы, техника безопасности.
Выращивание роз в открытом грунте
Условия выращивая садовых роз, подготовка почвы, нормы внесения удобрений, сроки посадки в открытый грунт.
Выращивание гладиолусов из деток
Гладиолус: строение надземной и подземной частей, материнская клубнелуковица и детки. Возможность размножения гладиолусов с помощью деток (клубнепочек). Высадка деток гладиолуса в открытый грунт: сроки, подготовка к высадке, способы посадки. Уход за растениями. Сроки уборки клубнелуковиц.
Выращивание гладиолусов из крупных клубнелуковиц или подращенных растений
Выращивание гладиолусов в цветнике и на срезку. Сроки посадки и размещение гладиолусов в цветнике. Подготовка клубнелуковиц к посадке. Глубина посадки клубнелуковиц. Подготовка почвы и уход за растениями в цветнике.
Высадка рассады цветковых растений в цветник
Сроки высадки рассады разных цветковых растений. Размещение растений в цветнике. Правила посадки рассады и способы разметки посадочных рядков на клумбе.
Подготовка почвы под газон
Газон: назначение, выбор места. Подготовка почвы под газон в связи с долголетним использованием: глубина вспашки и нормы внесения удобрений.
Устройство газона
Газон: виды, используемая трава, уход. Время посева трав на газоне. Подготовка почвы газона под посев трав граблями: устройство, рабочая поза, прием пользования, техника безопасности.
Посадка кустарника
Кустарник: строение саженца, сроки посадки. Виды посадок: живая изгородь, бордюр, групповая посадка (разреженные или плотные куртины). Расстояния между растениями при посадке. Правила выкопки посадочных ям или борозд. Зависимости глубины ямы или борозды от вида кустарника.
9 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие
Состояние цветников, газонов, посадок кустарника на пришкольном участке.
Осенний уход за цветником
Характеристика цветника по элементам цветочного оформления и подбору растений. Оценка состояния растений. Приемы осеннего ухода за цветником.
Выкопка корнеклубней георгина
Георгин — незимующий многолетник: строение растения, размножение. Сроки уборки корнеклубней.
Пересадка маточного растения хризантемы
Хризантема — незимующее многолетнее цветковое растение: основное использование в цветоводстве, разнообразие видов по величине, окраске и форме соцветий, время цветения, размножение. Сроки выкопки и хранение маточных кустов.
Сбор плодов и листьев с деревьев и кустарников, используемых в озеленении
Признаки созревания плодов и семян деревьев и кустарников. Способы засушивания листьев для изготовления гербария. Способы сбора плодов с высоких деревьев и кустарников. Правила безопасной работы с шестом для огибания веток.
Подготовка почвы под посадку деревьев и кустарников
Подготовка территории к озеленению. План размещения кустарников и деревьев на пришкольном участке. Способы разметки мест посадки. Размеры ям и траншей под посадку стандартных саженцев деревьев и кустарников. Размеры ям для 3-5-летних саженцев. Ручной и механизированный способы выкопки ям и траншей. Расстояния между ямами.
Посадка дерева и кустарника
Строение саженца дерева или кустарника: расположение корневой шейки, корни вертикальные и горизонтальные. Правила посадки дерева и кустарника. Соответствие возраста и величины саженца и размера ямы.
II четверть
Вводное занятие
Укрытие роз, выращиваемых в открытом грунте
Роза, выращиваемая в открытом грунте, подлежащая укрытию на зиму: группы, подготовка к укрытию, сроки укрытия.
Горшечные цветковые растения
Сезонно-цветущие горшечные растения закрытого грунта: виды (цикламен, кальцеолярия, примула, цинерария и др.) общая характеристика, условия выращивания, использование. Сроки цветения.
Виды зеленых насаждений
Зеленые насаждения: виды (общего и ограниченного пользования), значение (санитарно-гигиеническое, культурно-просветительское, архитектурно-художественное). Деревья и кустарники в парке, лесопарке, саду, сквере, виды посадок (массив, группа, аллея, рядовая посадка, одиночный, живая изгородь; опушка и подлесок), характеристика видов.
Деревья и кустарники лиственных пород
Породы деревьев и кустарников. Лиственные и хвойные. Двойное название деревьев и кустарников. Ознакомление с местными деревьями и кустарниками, которые принадлежат к следующим семействам: ивовые (ива белая, тополь бальзамический), березовые (береза бородавчатая), чубушниковые (чу-бушник обыкновенный), розоцветные (пузыреплодник калинолистный, рябина обыкновенная, кизильник блестящий, спирея острозубчатая, боярышник кроваво-красный и черноплодный, шиповник морщинистый, роза собачья), кленовые (клен остролистный и татарский), липовые (липа мелколистная и крупнолистная), маслинные (сирень обыкновенная, ясень обыкновенный), жимолостные (жимолость татарская, калина обыкновенная, снежноягодник кистецветный). Характеристика внешнего строения и отличительных признаков этих растений. Защита зеленых насаждений.
III четверть
Вводное занятие
Производственная классификация цветковых растений
Деление цветковых растений на группы по сходным биологическим свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению в зеленом строительстве. Цветковые растения открытого и закрытого грунта. Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения. Красивоцветущие и декоративно-лиственные, горшечные и выгоночные растения, а также грунтовые цветковые растения закрытого грунта (гвоздика, калла, гербера и др.). Общие признаки групп цветковых растений. Краткая характеристика некоторых представителей этих групп.
Черенкование хризантемы
Хризантемы (однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная). Размножение многолетней хризантемы. Черенкование хризантемы, сроки, правила. Земляная смесь для укоренения черенков хризантемы.
Красивоцветущие кустарники
Кустарник красивоцветущий: виды (роза, сирень, чубушник, калина стерильная и др.), декоративные качества видов, использование в озеленении. Роза: виды (садовая, парковая, дикорастущая), отличительные признаки (шипы на побегах, яркая зелень, крупные цветки, ярко окрашенные плоды). Морозостойкость дикорастущей розы. Парковые розы. Отличие культурных роз от дикорастущих. Сирень: виды, отличительные признаки. Калина стерильная (бульдонеж): отличительные признаки, свойства (приспособленность к городским условиям). Чубушник тонколистный: свойства, отличительные особенности. Уход за кустарниками.
Стили садово-паркового строительства
Строение парка: стиль (регулярный, пейзажный и смешанный), характеристика стилей. Элементы цветочно-декоративного оформления в регулярном, пейзажном и смешанном стилях садово-паркового строительства. Типичный парк культуры и отдыха в России. Составные части, устройство, оформление.
Хвойные деревья и кустарники, используемые в озеленении
Местные хвойные деревья и кустарники: виды (ель голубая, пихта, туя, можжевельник высокий), внешнее строение, отличительные признаки, использование в озеленении.
Ранне-весенний уход за деревьями и кустарниками
Значение ранне-весеннего ухода за зелеными насаждениями. Виды обрезки деревьев и кустарников: формовочная, санитарная, омолаживающая. Применение того или иного вида обрезки.
IV четверть
Вводное занятие
Вечнозеленые цветковые растения для озеленения помещения
Общее представление о вечнозеленых цветочных растениях. Цветковые растения для озеленения недостаточно освещенного прохладного помещения (аспидистра, аспарагус, хлорофитум, кливия, плющ, традесканция, сансивьерия, папоротники (нефролепсис, терис) и др.). Растения для озеленения помещения с повышенной температурой воздуха (от +20° до +22°) (бегония, антуриум, монстера, драцена, паперомия, кринуш и др.). Растения, наиболее подходящие для светлого помещения с сухим воздухом (кактусы, алоэ, каланхое и др.).
Выращивание хризантемы
Требования растений хризантем к условиям выращивания. Разница между выращиванием крупноцветной хризантемы и мелкоцветной на срезку. Главные операции при уходе за хризантемами: полив, подкормка, подвязка стеблей.
Выращивание георгина
Георгин: биологические особенности, декоративные качества. Разнообразие форм и окраски цветков. Подготовка почвы под посадку георгина и удобрения. Сроки высадки подросших растений в открытый грунт. Расстояния между рядами и между растениями в ряду при посадке. Уход за растениями, если выращиваются на срезку и в групповой или одиночной посадке на клумбе или на газоне.
Стандартные саженцы
Строение саженца дерева: расположение корневой шейки, виды корня (горизонтальный и вертикальный). Правила посадки саженцев. Понятие стандартный саженец дерева. Выращивание саженцев в питомнике. Выкопка, упаковка и транспортировка саженцев.
Устройство садовых дорожек и площадок
Формы и размеры садовой дорожки и площадки. Требования к дорожке и площадке в парке, сквере, саду, цветнике. Основания и покрытия садовой дорожки и площадки. Глубина выемки грунта при устройстве дорожки и площадки на различных основаниях. Стройматериалы для устройства дорожки и площадки. Разбивка дорожки. Механизация работ при устройстве дорожки в парке, сквере, саду. Уход за садовой дорожкой.
Уход за газоном
Приемы ухода за газонами. Бытовая газонокосилка, с электрическим приводом: устройство рабочих органов, правила работы, заправка горючим, пуск двигателя. Сроки стрижки газона. Другие приемы ухода. Правила безопасной работы.Оформление границ газона.
Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены
Личная гигиена. Здоровый режим дня. Простудные заболевания: причины их возникновения, меры предупреждения. Роль производственной гимнастики. Гнойничковые заболевания; причины возникновения, меры предупреждения. Режим питания. Чистота тела и одежды. Гигиенические требования к одежде и уход за ней. Производственная санитария. Санитарное законодательство и санитарный надзор. Краткая санитарно-гигиеническая характеристика условий труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии.
Охрана труда и правила безопасной работы
Основные положения законодательства об охране труда. Основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии. Пожарная безопасность. Правила безопасной работы на производственном участке.
Механизация труда в цветоводствеи декоративном садоводстве.
Машины для сплошной обработки почвы. Тракторный ямокопатель. Машины и механизмы для скашивания травы и стрижки газонов. Моторная газонокосилка: назначение, общее устройство и принцип действия. Механизация полива цветников и газонов.
4. Тематическое планирование
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
5 класс
1
Вводное занятие
2
2
Культурные цветковые растения.
8
3
Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.
8
4
Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
8
5
Вскапывание почвы в цветнике.
10
6
Заготовка земляной смеси для комнатных растений.
6
7
Практическое повторение
10
8
Вводное занятие
2
9
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев
6
10
Бумажные пакеты для расфасовки семян
8
11
Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью
8
12
Уход за комнатными растениями
8
13
Практическое повторение
8
14
Вводное занятие
2
15
Цветковые растения, размножаемые семенами
8
16
Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке
10
17
Перевалка комнатного растения
8
18
Инвентарь для работы в цветнике
10
19
Практическое повторение
12
20
Самостоятельная работа
16
21
Вводное занятие
2
22
Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений
8
23
Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений
8
24
Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений
6
25
Высадка рассады бархатца раскидистого
8
26
Практическое повторение
8
27
Самостоятельная работа
6
204
6 класс
1
Вводное занятие
2
2
Сбор семян садовых цветковых растений
6
3
Цветковые культуры, размножаемые вегетативно
6
4
Однолетние, многолетние цветковые растения
4
5
Зимующие многолетние цветковые растения
4
6
Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений
4
7
Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями
6
8
Практическое повторение
8
9
Самостоятельная работа
8
10
Вводное занятие
2
11
Осенний уход за декоративными кустарниками
6
12
Изготовление тары для хранения крупных партий семян
8
13
Обмолот и расфасовка цветковых семян
8
14
Уход за комнатными растениями
8
15
Практическое повторение
10
16
Вводное занятие
2
17
Строение цветкового растения
8
18
Почвы
8
19
Зимние работы в сквере и парке
8
20
Ранневесенний уход за зимующими многолетними растениями
8
21
Практическое повторение
10
22
Самостоятельная работа
10
23
Вводное занятие
2
24
Подготовка цветника к весенне-летнему сезону
10
25
Посев семян однолетних цветковых растений в цветник
6
26
Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных
8
27
Уход за однолетними цветковыми растениями
8
28
Практическое повторение
12
29
Самостоятельная работа
14
204
7 класс
1
Вводное занятие.
2
2
Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками
6
3
Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады
12
4
Пересадка лилейника, зимующего в открытом грунте
2
5
Осенний уход за кустарниками.
12
6
Практическое повторение
6
7
Самостоятельная работа
6
8
Вводное занятие
2
9
Многолетние цветковые растения
6
10
Выкопка корневища канны
4
11
Ремонт садовой дорожки
6
12
Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений.
6
13
Органические удобрения
6
14
Классификация цветковых культур
6
15
Практическое повторение
6
16
Самостоятельная работа
6
17
Вводное занятие
2
18
Двулетние цветковые растения
6
19
Минеральные удобрения.
6
20
Обмолот семян однолетних цветковых растений.
4
21
Виды цветника
4
22
Размножение комнатных растений
6
23
Посев семян однолетних цветковых растений
6
24
Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях
6
25
Подготовка корневища канны к высадке
6
26
Практическое повторение
6
27
Самостоятельная работа
10
28
Вводное занятие
2
29
Размещение цветника
6
30
Выращивание рассады цветковых культур
6
31
Подращивание растений канны
6
32
Высадка растений в цветник
6
33
Практическое повторение
10
34
Самостоятельная работа
12
204
8 класс
1
Вводное занятие
2
2
Осенний уход за цветниками
4
3
Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана
6
4
Составление букета
4
5
Выкопка клубнелуковиц гладиолуса
6
6
Срезка побегов роз для черенкования
6
7
Осенний уход за кустарниками
6
8
Практическое повторение
6
9
Самостоятельная работа
6
10
Красивоцветущие кустарники
6
11
Размножение розы
6
12
Защищенный грунт в цветоводстве
6
13
Кустарники для декоративного озеленения
6
14
Зимние работы в сквере
6
15
Практическое повторение
6
16
Самостоятельная работа
6
17
Выгоночные цветковые культуры
6
18
Выгонка тюльпана
6
19
Выращивание рассады бегонии клубневой
6
20
Проращивание гладиолуса
6
21
Деревья для озеленения
6
22
Озеленение двора
6
23
Практическое повторение
6
24
Самостоятельная работа
6
25
Разбивка цветника
6
26
Выращивание роз в открытом грунте
6
27
Выращивание гладиолусов из деток
6
28
Выращивание гладиолусов из крупных клубнелуковиц или подращенных растений
6
29
Высадка рассады цветковых растений в цветник
6
30
Подготовка почвы под газон
6
31
Устройство газона
6
32
Посадка кустарника
6
33
Практическое повторение
10
34
Самостоятельная работа
10
204
9 класс
1
Вводное занятие
2
2
Осенний уход за цветником
4
3
Выкопка корнеклубней георгина
4
4
Пересадка маточного растения хризантемы
4
5
Сбор плодов и листьев с деревьев и кустарников, используемых в озеленении
4
6
Подготовка почвы под посадку деревьев и кустарников
4
7
Посадка дерева и кустарника
4
8
Практическое повторение
8
9
Самостоятельная работа
10
10
Вводное занятие.
2
11
Укрытие роз, выращиваемых в открытом грунте
4
12
Горшечные цветковые растения
4
13
Виды зелёных насаждений
4
14
Деревья и кустарники лиственных пород
4
15
Зимние работы в парке
4
16
Практическое повторение
10
17
Самостоятельная работа
10
18
Вводное занятие
2
19
Производственная классификация цветковых растений
4
20
Черенкование хризантемы
4
21
Подращивание георгина
4
22
Красивоцветущие кустарники
6
23
Стили садово-паркового строительства
6
24
Хвойные деревья и кустарники, используемые в озеленении
6
25
Ранне-весенний уход за деревьями и кустарниками
8
26
Практическое повторение
10
27
Самостоятельная работа
10
28
Вводное занятие
2
29
Вечнозеленые цветковые растения для озеленения помещения
4
30
Выращивание хризантемы
2
31
Выращивание георгина
2
32
Стандартные саженцы
2
33
Устройство садовых дорожек и площадок
4
34
Уход за газоном
4
35
Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены
4
36
Охрана труда и правила безопасной работы
4
37
Механизация труда в цветоводстве и декоративном садоводстве
4
38
Практическое повторение
12
39
Самостоятельная работа
14
204