Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для детей ОВЗ | Мой кабинет. Работа №344848
Приложение К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК I вариант 1 - 4 класс 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Адаптированной основной общеобразовательной программыГКОУ «Школа №56» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 1), соответствующей ФАООП, утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026; Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Учебного плана ГКОУ «Школа №56». Цели и задачи курса В системе школы курс русского языка реализует познавательную, коррекционную и социокультурную цели: - познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников; - коррекционная цель обучения языку обусловливает его специфику 3 и является практически значимой для социальной адаптации и реабилитации учащихся - - социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: - уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и овладевать на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - выработать элементарные навыки грамотного письма; - научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - повышать уровень общего и речевого развития учащихся; - формировать нравственные качества. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Общая характеристика учебного предмета Русский язык в младших классах образовательных учреждений для обучения детей с интеллектуальными нарушениями включает следующие разделы и соответствующие программы: русский язык в 1 классе представлена разделами «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте»; во 2,3,4 классах «Практические грамматические упражнения и развитие речи». В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам 4 языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекционной р 5 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебнопознавательных мотивов. Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных базовых учебных действий необходимо формировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных базовых учебных действий научатся использовать навыки устной и письменной речи, элементарные орфографические и пунктуационные навыки, приобретут ряд грамматических умений. В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ведущее место предмета «Русский язык» в системе образования обусловлено тем, что это государственный язык Российской Федерации, родной язык русского народа, средство межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у 6 учащихсяпредставлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского языка и правилах речевого этикета. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Место учебного предмета учебном плане В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения. Предмет «Русский язык» является частью предметной области «Язык и речевая практика», относится к обязательной части учебного плана. Программа 1 класса рассчитана на 33 учебные недели, 99 уроков, 3 часа в неделю. 7 Программа 2 класса рассчитана на 34 учебных недель, 136 уроков, 4 часа в неделю. Программа 3 класса рассчитана на 34 учебных недель, 136 уроков, 4 часа в неделю. Программа 4 класса рассчитана на 34 учебных недель, 136 уроков, 4 часа в неделю. Возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. Планируемые результаты изучения учебного предмета Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: Личностных; Предметных. Личностные результаты освоения программы включают: индивидуально-личностные качества социальные (жизненные) компетенции обучающейся социально значимые ценностные установки. Личностные результаты формируются за счет реализации программ отдельных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы. 8 Личностные результаты освоения программы Требования ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) к личностным результатам Индикаторы достижения требований личностных результатов (содержание показателя) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину Знать название родного города, страны, столицы. Знать (узнаёт,) символику страны Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; Знать национальную принадлежность свою и одноклассников. Уметь выстраивать отношения с одноклассниками, несмотря на национальную принадлежность (не допускать оскорблений, высмеивания) Бережно относиться к окружающему миру (через трудовое и экологическое воспитание: дежурство, поручения). Формирование уважительного отношения к иному мнению, Уметь выслушать иное мнение. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома). Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.). Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях. 9 Знать и соблюдать нормы и правила поведения в общественных местах. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни Выполнять поручения в школе ( выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»). Выполнять насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.). Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия Участвовать в повседневной жизни класса и школы. Уметь адекватно общаться со сверстниками и взрослыми Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей Уметь корректно привлечь к себе внимание. Уметь выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности Участвовать в процессе обучения в соответствии со своими возможностями. Формирование мотивации к обучению Знать и выполнять правила учебного поведения. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Уметь работать в группе сверстников: принимать и оказывать помощь, адекватно высказывать свое мнение и выслушивать чужое. Адекватно оценивать свою работу и работу других Уметь сотрудничать со взрослыми: принимать помощь, адекватно общаться и реагировать на замечания. 10 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Уметь различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливоневежливо, нормы поведения Развитие этических чувств, доброжелательности Проявлять в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается творчеством Бережное отношение к результатам своего и чужого труда, школьному и личному имуществу Знать и соблюдать правила дорожного движения и пожарной безопасности, личной безопасности. Предметные результаты освоения программы определяет два уровня: минимальный достаточный. Достаточный уровень не является обязательным. Предметные результаты освоения с учетом особенностей и возможностей обучающихся. 11 Минимальный и достаточный уровни 1 класс Минимальный уровень: -различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; -списывать с печатного текста отдельные слоги и слова. Достаточный уровень: -различать звуки на слух и в собственном произношении; -писать строчные и прописные буквы; -списать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения; -писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние–после звуко-слогового проговаривания). Минимальный и достаточный уровни 2 класс Минимальный уровень: - списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова, предложения - писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением - называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий - составлять предложения по действию или по картинке с помощью педагога, выделять предложения из речи и текста - делить слова на слоги 12 Достаточный уровень: - списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова, предложения - писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением - писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку - группировать слова-названия предметов и названия действий - делить слова на слоги; - составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста Минимальный и достаточный уровни 3 класс Минимальный уровень: - различение гласных и согласных звуков и букв; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; - деление слов на слоги для переноса; - списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; - запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; - обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); Достаточный уровень: - различение звуков и букв; 13 - характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; - списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; - запись под диктовку букв, слов, коротких предложений); - составление простых, коротких предложений, постановка знаков препинания в конце предложения; Минимальный и достаточный уровни в 4 классе Минимальный уровень: различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: 14 различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа. Содержание учебного предмета 1 КЛАСС Добукварный период 1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», Я и моя семья», «Окружающий меня мир», «Сад», «Огород». 2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания 15 учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. 3. Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. 4. Развитие устной речи обучающихся. 5. Уточнение и развитие слухового восприятия. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи. 6. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. 7. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). 8.Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.). 9. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). 10.Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в 16 соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т. Д. Имитация голосов животных (кто как голос подаёт), узнавание животного по его голосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки детских музыкальных инструментов и др. Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условнографическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображённых на картинке, «запись» слов условно-графической схемой. Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2, затем из 3 слов) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условнографической схеме с последующим выделением каждого слова. Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги): Ира, А-ля, Вася. Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с 17 картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов в игре:17А — на, 17А — за, да — та и т. Д. Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка чёткого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т. Д. Развитие зрительных и пространственных восприятий Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Классификация предметов по цвету. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо. Развитие моторных умений Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой. Формирование графических умений. Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от 18 трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др. Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу. Букварный период 1-й этап Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале заналичием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов. Чтение предложений из 1—2 слов к предметной картинке. Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями. Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и чёткого протяжного их проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов. 19 2-й этап Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и чёткое произнесение звуков. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чёткое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками). Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения. Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. 3-й этап Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Практическое различение гласных и согласных букв, правильное усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3—4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей. Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа. 20 Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку. Контрольное списывание. 2 КЛАСС Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». ПОВТОРЕНИЕ -10ч. Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. ЗВУКИ И БУКВЫ – 64 ч. Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными. СЛОВО – 42 ч. В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 12 ч. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на 21 предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД – 8 ч. Связная речь. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Во 2 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом. Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста. 3 КЛАСС ПОВТОРЕНИЕ -10ч. Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. 22 ЗВУКИ И БУКВЫ – 58 ч. Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). СЛОВО – 42 ч. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам к т о ? ч т о ? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам к о г о ? ч е г о ? к о м у ? ч е м у ? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам ч т о д е л а е т ? ч т о д е л а л ? ч т о 23 с д е л а л ? ч т о б у д е т д е л а т ь ? ч т о с д е л а е т ? , правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам к а к о й ? к а к а я ? к а к о е ? к а к и е ; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 15 ч. Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу к о г о ? или ч т о ?), родительного падежа (к о г о ? или ч е г о ? нет у к о г о ?), дательного падежа (к о м у ? ч е м у ? ), предложного падежа (г д е ? с предлогами в и на, о к о м ? о ч е м ? ), творительного падежа ( к е м ? ч е м ? ). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. 24 Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД – 11 ч. СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений: 1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у; 2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы; 3-я группа — о, а, ю, ф, б, в, д, з; 4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я; 5-я группа — э, х, ж, к; письмо заглавных букв: 1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 25 2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я; 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. УСТНАЯ РЕЧЬ Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год материала. 4 КЛАСС ПОВТОРЕНИЕ – 15 ч. Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Выделение предложений из текста. Составление предложений по вопросам, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Составление и запись предложений, рассказа по серии картинок под руководством учителя, составление схемы слов. Составление плана к рассказу. Определение, о ком или о чем говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением. Работа с деформированным предложением. Чтение диалога с соответствующей 26 интонацией. Определение количества предложений в диалоге. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам. ЗВУКИ И БУКВЫ – 62ч. Гласные звуки и буквы. Ударение. Гласная ударная и безударная. Выделение ударной гласной. Знак ударения. Различение в произношении ударной и безударной гласной. Наблюдение за ударной и безударной гласной в группе слов-родственников. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице. Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой таблицу. Перенос слов с ь. Разделительный Ьперед гласными е, е, ю, я, и.Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать данные слова. Правильный перенос таких слов. Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Проверка. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Несоответствие звука и буквы в данных словах. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. СЛОВО - 38 ч. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам и в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом. Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков обозначающих цвет, форму, величину, материал и т.д. (холодный, твердый.) Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая…; злой, 27 голодный…. Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам. Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь - певец, красивый – красота. Подбор слов, противоположных по значению. Распространение предложений словами различных категорий. Имена собственные. Большая буква в именах людей или кличках животных, названиях улиц, городов, сел, деревень. Знание домашнего адреса. Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги до, за, про, без, около, перед. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов. Словарь: автобус, автомобиль,аптека, берег. билет, вагон, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней. квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, русский, считать, театр, телевизор, телефон, трактор, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, фабрика, цыпленок, шофёр, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица. ПРЕДЛОЖЕНИЕ - 13 ч. Распространение предложений словами различных категорий. Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги до, за, про, без, около, перед. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам и в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу. Деление текса на 28 предложение. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Прописная буква в начале предложения и точка в конце. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов. Работа с деформированным предложением. Установление связи слов в предложении по вопросам. Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения. Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД - 8ч. Гласные звуки и буквы. Ударение. Гласная ударная и безударная. Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой таблицу. Перенос слов с ь. Разделительный Ьперед гласными е, е, ю, я, и.Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать данные слова. Правильный перенос таких слов. Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Проверка. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Несоответствие звука и буквы в данных словах. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Прописная буква в начале предложения и точка в конце. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов. Работа с деформированным предложением. Установление связи слов в предложении по вопросам. Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения. Письмо и чистописание 29 (в связи с изучением всех разделов программы) Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв, после предварительного разбора с учителем. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений: 1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа – О, С, З, Х, Ж, Е, Ё, Э,Я; 3-я группа – У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. 30 Предупредительные зрительные и слуховые, объяснительные диктанты, самодиктанты. Контрольные диктанты (20—22 слова). СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (в связи с изучением всех разделов программы) Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка текста. Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам. Коллективное изложение текста по плану и опорным словам. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок и опорным словам. Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты. Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися содержания изучаемых дисциплин, умений и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. При оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. 31 Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает выполнение в 1 – 2 классе контрольного списывания, в 3-4 классе написание контрольного диктанта или контрольного списывания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 1 Добукварный период 14 2 Букварный период 85 3 Строчная и прописная буква: Аа, Уу, Мм, Оо, Сс, Хх 10 4 Строчная и прописная буква: Нн, ы, Лл, Шш, Рр 14 5 Строчная и прописная буква: Кк, Пп, Ии, Зз, Вв, Жж, Бб, Гг, Дд, Йй, ь, Тт 36 6 Строчная и прописная буква: Ее,Яя, Юю, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ 25 7 Всего 99 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 1 Повторение 5 2 Звуки и буквы - Гласные и согласные - Различение слов, сходных по звуковому составу - Ударение в словах - Слог - Парные звонкие и глухие согласные - Шипящие и свистящие согласные - Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога 65 32 - Твердые и мягкие согласные - Мягкий знак (ь) на конце слова 3 Слово - Названия предметов - Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных - Названия действий - Предлоги - Слова с непроверяемыми гласными 36 4 Предложение 19 5 Повторение изученного материала во2 классе 11 6 Всего 136 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 1 Повторение 10 2 Звуки и буквы -Алфавит - Согласные звуки и буквы - Твердые и мягкие согласные - Гласные после шипящих согласных ш, ж, ч, щ - Парные звонкие и глухие согласные 58 3 Слово - Названия предметов - Названия действий - Названия признаков - Предлоги 42 4 Предложение 15 5 Повторение изученного материала в 3 классе 11 6 Всего 136 4 КЛАСС 33 № п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 1 Повторение 15 2 Звуки и буквы -Алфавит - Гласные и согласные звуки - Ударные и безударные гласные - Твердые и мягкие согласные - Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах -Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными и, е, ё, ю, я - Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 62 3 Слово - Названия предметов - Имена собственные - Названия признаков - Предлоги 38 4 Предложение -Предложения, разные по интонации 13 5 Повторение изученного материала в 4 классе 8 6 Всего 136 Материально-техническое обеспечение 1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ГКОУ «Школа №56»; 2. Букварь. 1 класс: (в 2-х частях), учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. – М.: "Просвещение" 2017 г. 34 3. Русский язык. 2 класс: (в 2-х частях), учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. /Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. 4. Русский язык. 3 класс: (в 2-х частях), учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. 5. Русский язык. 4 класс: (в 2-х частях), учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с. 6. Букварь. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. – М.: "Просвещение" 2017 г. 7. Букварь. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. – М.: "Просвещение" 2017 г. 8. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 9. / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с. 10. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 11. / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с. 35 12. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 13. / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 79 с. 14. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 15. / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 79 с. 16. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 17. / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с. 18. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.2 19. / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 96 с. 20. Дидактический материал по обучению грамоте и русскому языку 21. Учебно-наглядное пособие «Азбука подвижная» 22. Демонстрационный материал по обучению грамоте 23. Картинный словарь 24. Комплект наглядных пособий для словарно – логических упражнений по русскому языку М., «Образование», 2003 25. Электронные образовательные ресурсы 26. Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, лам
88782902097d18b67394b396482f613f.pdf