Рабочая программа внеаудиторной деятельности "Веселые нотки", 4 класс | Обутова Хельга Ивановна. Работа №350281
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
• освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
• воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии:
– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
– усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
– обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволит объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Я считаю, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общеансамблевого звучания.
Цель: Создание постоянного вокального коллектива, способного быстро и качественно разучивать и представлять репертуар.
Основные задачи:
формирование вокальных навыков детей;
развитие памяти, образного мышления детей;
формирование положительных качеств личности.
II. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности
«Весёлые нотки»
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности студии «Весёлые нотки» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Направленность на деятельностный и проблемный подход в обучении студию «Веселые нотки» способствует развитию умения экспериментировать с разными музыкальными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа.
III. Место учебного курса «Весёлые нотки» в плане внеурочной деятельности.
Преподавание курса «Весёлые нотки» рассчитано на учащихся 4 «а» класса, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится в школе из расчёта – 34 часа (1 час в неделю). Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Задания практический занятий направлены на умение:
определять основные жанры песенного искусства;
знать физиологические особенности голосового аппарата
использовать правильную позицию голосового аппарата при пении.
исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню
акапелла
;
уметь брать дыхание в характере произведения.
Участники программы: дети от 9-10 лет, родители, учитель.
Родители учащихся
Учитель школы
Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка.
Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании.
Участие в проведение занятий
Проведение занятий, конкурсов концертов, тематических встреч.
Проведение диагностики усвоения материала
учащимися. Организация выступлений перед публикой
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетного концерта с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы студии «Весёлые нотки»
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
V.Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческимдыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Ожидаемые результаты обучения. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу учебного года дети должны:
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.
Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
Рупор. «Зевок» и полузевок».
Регулировочный образ: место и роль в пении.
Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков.
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.
Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Резонаторная функция трахеи.
Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Распевание.
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского.
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.
Использование скороговорки на начало распевки.
Дикция. Артикуляция
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Гигиена певческого голоса
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.
О вреде курения на голосовые связки.
Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.
Запреты:
- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;
- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;
- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.
Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.
Сценическая культура и сценический образ
Жесты вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
Движения вокалистов под музыку (для работы с солистами)
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Вокальная позиция
Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Звуковедение
Тембр и динамика своего голоса.
Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
Концертно-исполнительская деятельность
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, городских мероприятий.
VI. Содержание программы студии «Весёлые нотки»
Учебно-тематический план
№
Разделы, название темы
Часы
теория
практика
индивид.
работа
Общее кол часов
I.
Пение как вид музыкальной деятельности.
1
Вводное занятие.
1
-
-
4
2
Диагностика. Прослушивание детских голосов.
2
2
-
4
3
Строение голосового аппарата.
1
2
-
3
4
Охрана голоса
1
-
-
3
5
Вокально-певческая установка.
1
5
2
8
6
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
1
6
-
7
II.
Формирование детского голоса.
1
Формирование короткого и содержанного дыхания
2
7
2
11
2
Певческое дыхание.
2
6
2
10
3
Дикция и артикуляция.
1
6
1
8
4
Речевые игры и упражнения по системе В.В. Емельянова
1
6
1
8
5
Формирование правильного певческого произношения слов
4
6
4
14
III.
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
1
Народная песня.
2
6
-
8
2
Знакомство с простыми ритмами и размерами
4
4
-
8
4
Воспитание навыков пения в ансамбле
4
4
-
8
5
Сольное пение.
1
7
8
IV.
Игровая деятельность.
1
2
3
V.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
1
Воспитание самовыражение через движение и слово
1
3
-
4
2
Посещение театров, концертов.
4
4
-
4
VI.
Концертно-исполнительская деятельность
1
Репетиции
6
-
7
2
Выступления, концерты.
5
-
4
Итого
34
80
19
134
Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
Календарно-тематический план 4 «а» класс (1 час в неделю)
«Весёлые нотки»
№
занятия
Дата.
Количество
часов
Тема занятий
(раздела)
Основные вопросы
/ виды работ
План
Факт
1
I четв: 04.09
1
Вводное занятие.
Беседа.
2
11.09
1
Прослушивание голосов.
Практическая работа
3
18.09
1
Распевание.
Практическая работа
4
25.09
1
Дыхание.
Практическая работа
5
02.10
1
Унисон.
Практическая работа
6
09.10
1
Вокальная позиция
Практическая работа
7
16.10
1
Дикция.
Практическая работа
8
23.10
1
Сводные репетиции
Практическая работа
9
II четв:
06.11
1
Звуковедение.
Практическая работа
10
13.11
1
Работа с солистами
Освоение новых знаний
11
20.11
1
Подготовка к выступлению
Практическая работа
12
27.11
1
Ансамбль
Практическая работа
13
04.12
1
Развитие музыкального слуха
Беседа. Практическая работа
14
11.12
1
Развитие музыкальной памяти.
Практическая работа
15
18.12
1
Развитие чувства ритма.
Практическая работа
16
25.12
1
Сводные репетиции.
Практическая работа
17
III четв:
15.01
1
Охрана голоса. Распевки
Освоение новых знаний
18
22.01
1
Вокальные упражнения
Освоение новых знаний
19
29.01
1
Произведения современных композиторов
Практическая работа
20
05.02
1
Сводные репетиции
Освоение новых знаний
21
12.02
1
Народные песни
Освоение новых знаний
22
19.02
1
Народные игры
Освоение новых знаний
23
26.02
1
Народные песни разного характера
Практическая работа
24
05.03
1
Работа над мелодией
Практическая работа
25
12.03
1
Хороводные песни, простые по интонационному языку
Практическая работа. Освоение новых знаний
26
19.03
1
Повтор пройденного материала
Освоение новых знаний
27
IV четв:
02.04
1
Музыкально-игровые композиции
Практическая работа.
28
09.04
1
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
Практическая работа.
29
16.04
1
Работа над дикцией, ритмом
Освоение новых знаний. Беседа.
30
23.04
1
Знакомство с песенным творчеством
Освоение новых знаний
31
30.04
1
Песни-игры, простейшие по жанрам
32
07.05
1
Сводные репетиции
33
14.05
1
Подготовка к выступлению
34
21.05
1
Праздники, выступления
Итого:
34
ЛИТЕРАТУРА
Баранов Б.В. Курс
хороведения
. Учебник. - М.: 1991.-214с.
Баренбойм
Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989.
Белощенко
С.Н.
Голосо-речевой
тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб
.,
1997.-24с.
Вейс
П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб
.:
Изд. «Лань», 1997.-64с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.
Дмитриева Л.Г.,
Черноиваненко
Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.
Добровольская Н., Орлова
Н.
Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.
Емельянов В.В.
Фонопедический
метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск
.: «
Наука», 1991.-40с.
Исаева И.О. Уроки пения. – «
Русич
» 2009г
Миловский
С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с.
Москалькова
И.,
Рейниш
М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ
.» –
М.: «Музыка», 1998.-120с.
Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб
.,
1997.-244с.
Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с.
Осеннева
М.С., Самарин В.А.,
Уколова
Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.
Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с.
Работа с детским хором: Сб. статей
/ П
од ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.
Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
Самарин В.А.
Хороведение
. М, 2000.- «Академия», 208с.
Самарин В.А.
Хороведение
и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.
Соколов В.Г., Попов В.С.,
Абелян
Л.М. Школа хорового пения. М., 1987.
Вып
. 2. Разд.1
Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб
.:
Изд. «Лань», 1997.-64с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет
/ С
ост. Т.М. Орлова, С.И.
Бекина
. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.