Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа внеаудиторной деятельности "Школьный хор", 11 класс | Мой кабинет. Работа №350279

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Программа внеаудиторной деятельности "Школьный хор" предназначен для обучающихся 11 класса.  

Настоящая программа является  программой дополнительного образования детей. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Музыка - это один из уникальных и важнейших способов коммуникации, связывающая людей через пространство и время. Роберт Шуман в своем знаменитом своде «Жизненных правил для музыкантов», обращаясь к юным музыкантам, настойчиво советовал: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность...».

Хоровое искусство играет большую роль в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, ее творческого потенциала. В современный период вокально - хоровое пение является наиболее доступной и эффективной формой приобщения детей к музыкальному искусству, а также самой надежной основой интенсивного развития музыкальных способностей детей. Вокально - хоровое пение дает возможность каждому ребенку проявить свои способности, независимо от уровня подготовки и его природных данных.

По уровню освоения программы определяется как общекультурная, предполагающая удовлетворение познавательного интереса ребенка, приобретение им умений в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения. Программа наряду с вокально-хоровой работой включает хоровое сольфеджио, слушание музыки и работу над репертуаром.

Программа актуальна, так как базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Ребенок находит в великих композиторах прошлого и современности своих друзей, поскольку их замыслы становятся его замыслами, они духовно пересекаются в моменты исполнительского творчества

«Музыка начинается с пения»

Курт Закс

Пояснительная записка

Настоящая программа является программой дополнительного образования детей. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Музыка - это один из уникальных и важнейших способов коммуникации, связывающая людей через пространство и время. Роберт Шуман в своем знаменитом своде «Жизненных правил для музыкантов», обращаясь к юным музыкантам, настойчиво советовал: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность...».

Хоровое искусство играет большую роль в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, ее творческого потенциала. В современный период вокально - хоровое пение является наиболее доступной и эффективной формой приобщения детей к музыкальному искусству, а также самой надежной основой интенсивного развития музыкальных способностей детей. Вокально - хоровое пение дает возможность каждому ребенку проявить свои способности, независимо от уровня подготовки и его природных данных.

По уровню освоения программы определяется как общекультурная, предполагающая удовлетворение познавательного интереса ребенка, приобретение им умений в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения. Программа наряду с вокально-хоровой работой включает хоровое сольфеджио, слушание музыки и работу над репертуаром.

Программа актуальна, так как базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Ребенок находит в великих композиторах прошлого и современности своих друзей, поскольку их замыслы становятся его замыслами, они духовно пересекаются в моменты исполнительского творчества

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Обучающих:

содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных

вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания,

звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции, ансамбля;

создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на

основе работы над репертуаром и слушания музыки;

формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;

формирование знаний основ хорового сольфеджио;

формирование осознанного подхода к исполнению музыкального

произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального

содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение).

2. Развивающих:

развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;

стимулировать развитие образного мышления, воображения,

эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;

развивать осмысленное выразительное исполнение вокально-хоровых

произведений;

понимать дирижерский жест;

создать условия для творческой самореализации ребенка.

 

3. Воспитательных:

воспитывать культуру слушателя;

содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора,

эрудиции, формированию гармонично развитой личности, с учетом

посещения театров, концертных залов, исполнительской деятельности;

способствовать воспитанию исполнительского творчества;

воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать

формированию культуры общения;

- способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.

Основные принципы обучения

Для успешной реализации цели и задач программы дополнительного образования очень важным является создание доброжелательной, теплой атмосферы на занятиях, поддержание постоянного интереса учащихся к вокально - хоровым занятиям.

Программа предоставляет возможность детям исполнять произведения различных стилей, эпох, жанров и направлений. Она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на разных этапах эстетического развития. В образовательной программе разработан подробный репертуарный план по годам обучения.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на развитие потребности ученика в активном творческом общении с музыкой. При этом педагог выступает не только как вдохновитель, организатор, но и как участник совместного творческого процесса. Педагог и ученик предстают как равноправные партнеры творческого музицирования.

Не разрывна связь учебной работы с творческой, которая происходит непосредственно на занятиях через творческое соучастие детей в работе над произведениями: это и создание разнообразны иллюстраций, поделок к разучиваемым произведениям, использование элементов театрализации, подключения разнообразных шумовых инструментов.

Формы и режим занятий

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 16-17-18 лет

Учебная нагрузка:

1 год обучения - 1 час в неделю.

Формы проведения занятий по предмету выбираются педагогом, исходя их целей обучения и содержания материала:

Программа предоставляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебно-репетиционные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей и их родителей.

 

Учебно-тематический план

 

 

1 год обучения

п\п

Название раздела

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Охрана голоса.

1

 

1

2.

Вокально-хоровая работа.

2

10

 

3.

Хоровое сольфеджио.

2

5

 

4.

Работа над произведением.

2

8

 

5.

Слушание музыки.

2

 

 

6.

Концертно-исполнительская

деятельность.

4

8

 

7.

Итоговое занятие.

1

 

1

Всего:

 

14

20

34

 

Содержание образовательной программы.

Раздел 1. Вводное занятие.

Правила безопасности труда и личной гигиены. Организация рабочего места. Бережное отношение к раздаточному материалу, школьному инвентарю, музыкальным инструментам.

Раздел 2. Вокально-хоровая работа.

Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально - певческого развития каждого участника хорового коллектива.

Певческая установка. Певческая осанка.

оптимальное положение тела во время

работы

стоя и сидя;

положение рук при пении;

положение головы прямое, отсутствие напряжения в мышцах лица, шеи, плеч;

при положении сидя, сидеть нога на ногу категорически запрещается;

воспитание умения следить за дирижерским жестом.

Методы:

выполнение упражнений на снятие мышечного напряжения;

соблюдение рекомендаций педагога.

Распевание.

Певческая работа немыслима без распевания, задачей которого является настройка певческого аппарата, подготовка его к пению, и работа над комплексом вокально-хоровых навыков. Важнейшие задачи:

совершенствовать навык певческой установки;

развивать голос необходимо из

примарных

тонов;

- считать основным критерием работы качество певческого звука и свободу работы
певческого аппарата в целом.

Методы:

практический;

различные упражнения А. Яковлева, М.

Заринской

, М. Глинки, В. Емельянова;

выстраивание системы

распеваний

на основе понимания физиологических

закономерностей певческого процесса, сочетание и чередование ладовых

интонаций и фонем.

Певческое дыхание.

плечи во время дыхания не должны подниматься;

сохранение устойчивого положения гортани;

вдох должен быть спокойно - активный, экономный;

«торможение» выдоха при пении;

«цепное» дыхание.

Методы:

наглядный (показ педагога);

- практический (выполнение специальных дыхательных упражнений,
направленных на развитие умения правильно дышать при пении);

выполнение упражнений имитирующих голосовые сигналы доречевой коммуникации;

- визуальный контроль самими учащимися (предполагается использовать зеркало) Звукообразование.

Правильное формирование гласных звуков и обучение детей четкому, быстрому

произнесению согласных, пение естественным, звонким, небольшим по силе звуком,

не кричать, «мягкая» атака звука, осознание включения в звукообразование

голосовых мышц, осознание динамического и регистрового диапазона голоса,

осознание наличия механизма перехода из одного регистра в другой (регистровый

порог).

Дикция.

Выработка навыков автономного управления артикуляционной мускулатурой.

Задача - добиться полной свободы артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней

и верхней челюсти, их согласованной работы и активизации.

Методы:

- упражнения, вырабатывающие подвижность языка;

- упражнения на работу губ.
Строй и ансамбль.

На начальном этапе обучения главной задачей является выработка у учащихся навыков пения в унисон. Обучение умению пения без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения ив звучании голоса; одновременно со всей партией или хором усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, хором произносить согласные, начинать и завершать произведение;

- формирование сознательного и критического отношения к своему пению,
самоконтроль во время пения

Методы:

- выполнение упражнений, направленных на достижение поставленных задач;

- музыкальные игры, помогающие в выработке навыка пения без сопровождения;

игра на музыкальных инструментах, ритмические разминки, индивидуальная

работа с ритмическими заданиями.

Раздел 3. Хоровое сольфеджио.

Знакомство учащихся с нотами, длительностями, знакомство со средствами музыкальной выразительности: понятием лад (мажор, минор), тональность, паузы, ритм, метр, динамика, оттенки, темп, тембр, регистр, музыкальный размер, сильная и слабая доли, тактовая черта, нюансы, штрихи; понятия трезвучие, аккорд, гамма, ступени лада, устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие; начальные этапы обучения пению по нотам с показом направления движения.

Методы:

постепенное разучивание нот;

вариативность и смена заданий для учащихся;

метод предупреждения ошибок;

метод сольмизации;

игровой метод;

словесный метод.

Раздел 4. Работа над произведением.

Задачи:

познакомить с авторами и временем создания;

подготовить восприятие содержания и осмысление песни;

создать эмоциональный настрой;

постижение смысла художественного образа;

освоение мелодии и текста песни;

формирование качества звука, обусловленного музыкальным образом;

формирование рефлексии в процессе певческой деятельности;

достижение необходимого качества певческого звучания;

стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности;

тщательная работа над интонацией, выразительностью;

правильное освоение текстовых трудностей;

концертное исполнение.

 

Методы:

метод мысленного пения;

чередование пения «про себя» с пением вслух;

объяснительно - иллюстративный метод;

метод разучивания по слуху;

метод «рука - нотный стан»;

пение вокализом песен или их частей;

прохлопывание

ритма по слуху, по графической или нотной записям;

выстраивание первого звука;

метод создания ассоциаций;

метод анализа ситуации;

настройка на тональность;

выравнивание на фермате созвучий;

тихое активное произношение текста;

активная артикуляция текста при пении про себя;

целостное исполнение;

исполнение солистов;

метод создания эмоционального состояния;

метод театрализации;

Знакомство с новым произведением всегда предваряется кратким вступительным

словом, настраивающим на восприятие содержания и создающим необходимую

эмоциональную установку.

Показывается преподавателем целиком. Хорошо показать произведение в

исполнении профессиональных певцов, хоров. После показа непременно

обсуждается услышанное с детьми, уточняется содержание, особенности звучания, сложности текста, непонятные слова, трудности диапазона, ритма, анализируется характер песни.

Типы концертов:

Тематические вечера, олимпиады, фестивали, конкурсы.

Задачи:

создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа;

стимулирование творческого эмоционального подъёма;

создание необходимого эмоционального настроя;

Методы:

метод создания эмоционального состояния;

метод театрализации;

 

Раздел 5. Форма подведения итогов.

-Подведение итогов.

-Участие в внутри школьных, республиканских, региональных, международных конкурсах – фестивалях.

 

Прогнозируемые результаты освоения учащимися программы.

Вокальные навыки проверяются в конце года строго индивидуально.

петь в диапазоне

pe

l

- до, ре 2;

сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи

назад;

чистое пение в унисон, в том числе и без сопровождения;

петь с мягкой атакой, лёгким звуком, экономно расходуя дыхание;

знать правила охраны певческого голоса;

понимание дирижерского жеста;

умение вместе начинать и заканчивать музыкальное произведение;

правильно и ясно выговаривать слова песен;

правильно дышать, петь ровно короткие фразы на одном дыхании;

в

более подвижных

песнях уметь делать быстро активно - спокойный вдох;

знать названия семи нот;

пение простейшего

двухголосия

;

восприятие эмоционального содержания музыки;

выразительное исполнение произведений;

восприятие художественного образа и смысла песен;

пение одной из мажорных гамм;

пение наизусть одного, двух одноголосных произведений из программы;

умение слушать музыку.

 

 

Методическое обеспечение образовательной программы

 

Тема или раздел программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический

материал,

техническое

оснащение

 

занятий

Формы подведения итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Вводное занятие. Охрана труда.

Беседа

Словесные, наглядные, практические.

ТСО,

оборудование кабинета

Обсуждение

2.

Вокально-хоровая работа.

Репетиция,

беседа,

прослушивание,

игровая.

Пластическая

импровизация.

Метод

многократного

повтора, показ,

пропевание,

практические

методы,

сотрудничество,

создание

поисковой

ситуации.

Кассеты и

диски с

записями

произведений,

ТСО, нотный

материал,

текстовой

материал,

фортепиано

шумовые

инструменты.

Сдача партитур, участие в школьных мероприятиях, концертные выступления, конкурсы, фестивали.

3.

Слушание музыки

Прослушивание,

беседа,

рассуждение

Показ,

словесный

(разбор

произведения),

Сотрудничество

творческие

задания.

Кассеты и

диски с

записями

произведений,

портреты

композиторов,

ТСО,

фортепиано,

аккордеон.

Обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Хоровое сольфеджио

Беседа, игровая,

тренинг,

репетиция.

Словесный показ, диалог, анализ муз. произведения, пропевание, работа по образцу.

Нотный

материал,

ТСО,

сб. для

сольфеджирования.

Индивидуальное

прослушивание,

групповое

прослушивание,

обсуждение.

5.

Работа над произведением

Репетиция, игра,

беседа,

прослушивание,

репетиция,

тренинг,

импровизация.

Наглядный

(показ), игровой,

практический,

многократного

повтора,

элементарное

дирижирование,

тактирование,

пропевание про

себя.

Фортепиано, записи песен, шумовые муз. инструменты.

Концертные выступления, конкурсы, концерты для родителей.

6.

Концертно-

исполнительская

деятельность

Выступления,

праздники,

фестивали,

концерты,

концертные

поездки.

Открытые мероприятия., открытые занятия, участие в семинарах.

Необходимая аппаратура для выступлений.

Выступления на

разных

концертах,

выездные конкурсы.

7.

Итоговое занятие

Концерт

Словесные, поощрения.

Видео с записью.

Обсуждение концерта

 

Календарно-тематический план 11 «а» ( 1час в неделю)

«Школьный хор»

занятия

Дата.

Количество

часов

Тема занятий

(раздела)

Основные вопросы

/ виды работ

 

План

Факт

 

 

 

1

I четв.

06.09

 

1

Вводное занятие.

Беседа.

2

13.09

 

1

Прослушивание голосов.

Практическая работа

3

20.09

 

1

Распевание.

Практическая работа

4

27.09

 

1

Вокальная позиция

Практическая работа

5

04.10

 

1

Вокально-хоровая работа

Практическая работа

 

6

11.10

 

1

Певческая установка

Практическая работа

7

18.10

 

1

Дикция.

Практическая работа

8

25.10

 

1

Звуковедение.

Практическая работа

9

II четв

08.11

 

1

Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией

 

Практическая работа

10

15.11

 

1

Вокальные упражнения

Освоение новых знаний

11

22.11

 

1

Концертно-исполнительская деятельность

Практическая работа

12

29.11

 

1

Знакомство с народным песенным творчеством

 

13

06.12

 

1

Разучивание мелодии

Беседа

Практическая работа

14

13.12

 

1

Работа над мелодией

Практическая работа

15

20.12

 

1

Сводные репетиции

Практическая работа

16

27.12

 

1

Работа с солистами

 

Беседа. Практическая работа

17

III четв

17.01

 

1

Вокальные упражнения

 

18

24.01

 

1

Индивидуальная работа по развитию певческих навыков

Освоение новых знаний

19

31.01

 

1

Работа с солистами

Освоение новых знаний

20

07.02

 

1

Ансамбль

 

21

14.02

 

1

Ансамбль

Практическая работа

22

21.02

 

1

Индивидуальная работа по развитию певческих навыков

Освоение новых знаний

23

28.02

 

1

Работа с солистами

Практическая работа

24

07.03

 

1

Работа над дикцией

Практическая работа

25

14.03

 

1

Концертно-исполнительская деятельность

 

26

22.03

 

1

Сводные репетиции

 

27

IV четв:

04.04

 

1

Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения

 

28

11.04

 

1

Дикция и артикуляция

 

29

18.04

 

1

Музыкально-исполнительская работа

Освоение новых знаний

30

25.04

 

1

Работа с солистами

Практическая работа

31

02.05

 

1

Работа с солистами

Практическая работа

32

09.05

 

1

Подготовка к выступлению

Практическая работа

33

16.05

 

1

Сводные репетиции

 

34

23.05

 

1

Выступление

 

 

Итого:

 

34

 

 

 

Литература

 

1 .Алиев Ю. Б., Белобородова В. К., Ригина Г.С. «Музыкальное воспитание школьников» М, 1975 г.

2. Асафьев Б.О. «О хоровом искусстве» Л.,1980 г.

3. Гродзенская Н.Л. «Слушание музыки в начальной школе» М., 1962 г.

4. Емельянов В. «Развитие голоса» СП6Д997 г.

5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» М.,1984 г. 6.Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., 1977 г.

7. Костина Э.П. «Камертон» (Программа музыкального образования детей дошкольного и школьного возраста) М., 2004 г.

8. Способин И. «Элементарная теория музыки» М., 1996 г.

9. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М., 1992.г.

10. Стулова Г.П. «Что необходимо знать учителю - хормейстеру для правильной организации вокальной работы с детьми: Сб. научн. трудов Mill У» М., 2002 г.

11. Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором» М., 2002 г.

12. Мазель Л. «Строение музыкальных произведений» М., 1979 г.

13. Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе» М., 2001 г.

14. Шеломов Б. «Детское музыкальное творчество на русской народной основе» СПб., 1997 г.

«100 канонов для детского хора» составитель Л.

Абелян

, В.Попов

.Музыка,1969г.

«Хрестоматия русской народной песни» составитель Л.

Мекалина

, М. Музыка, 1974

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×