РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ТАЙНЫ ПИСЬМА" | Данилова Наталия Викторовна. Работа №292565
Автор: Данилова Наталия Викторовна
Введение
Общие положения
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны письма», реализующего ФГОС ООО. Рабочая программа разработана:
-в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
-порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения от 22 марта 2021 г. № 115;
- на основании требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1576 (далее ФГОС НОО) (с последующими изменениями);
-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 (далее ФГОС ООО) (с последующими изменениями);
-федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1578 (далее ФГОС СОО) (с последующими изменениями);
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 (далее ФГОС НОО ОВЗ) (с последующими изменениями);
-уставом Муниципального общеобразовательного учреждения «Сунтарская средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.П.Павлова».
Цель программы – создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; обогащение словарного запаса и формирование грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи программы
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.
Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:
научность, связь теории и практики;
принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
учёт индивидуальных особенностей учащихся;
принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.
Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.Павлова .
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения от ______________20 г., протокол №__ Руководитель МО_________________Ф.И.О.
ПРИНЯТО решением Педагогического совета от ______________20__г., протокол №__
УТВЕРЖДЕНО: приказом директора от
______ __________ 20 г. ___, №
Директор__________________И.О.Ф.
М.П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
"ТАЙНЫ ПИСЬМА"
(направление: общеинтеллектуальное)
возраст обучающихся: 11-12 лет
Класс: 5б Количество часов:1 час в неделю, 35 часа
Учитель: Данилова Наталия Викторовна
2021-2022 учебный год
с.Сунтар
Введение
Общие положения
Рабочая программа внеурочной деятельности Тайны письма, реализующего ФГОС ООО. Рабочая программа разработана:
-в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (с последующими изменениями);
-порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения от 22 марта 2021 г. № 115;
- на основании требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1576 (далее ФГОС НОО) (с последующими изменениями);
-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 (далее ФГОС ООО) (с последующими изменениями);
-федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1578 (далее ФГОС СОО) (с последующими изменениями);
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 (далее ФГОС НОО ОВЗ) (с последующими изменениями);
-уставом Муниципального общеобразовательного учреждения Сунтарская средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.П.Павлова.
Цель программы – создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе Лексика и фразеология; обогащение словарного запаса и формирование грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи программы
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.
Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:
научность, связь теории и практики;
принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
учёт индивидуальных особенностей учащихся;
принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.
Планируемые результаты внеурочной деятельности .
Личностные:
уважение ценностей семьи, общества;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
умение пользоваться словарями, справочниками;
умение осуществлять анализ и синтез;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;
способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Место данного курса в базисном учебном плане.
Рабочая программа внеурочной деятельности Тайны письма предназначена для учащихся 5 классов и учитывает возрастные особенности школьников 11-12 лет. Она может быть использована как в работе с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 40 минут. Продолжительность занятия 40 минут. Итоговой работой по окончанию курса является промежуточная аттестация, которая оценивается как зачет или незачет.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Содержание программы
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в речи.
Какова роль интонации в устной речи
Обобщающее занятие Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология)
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Этимология слов. Работа со словарями
Сказочные превращения.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
Зачем нужно знать алфавит
В чём секрет правописания морфем
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
На какие группы делится словарный состав русского языка
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы
Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
В чём секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические омонимы.
Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие
Промежуточная аттестация..
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
Тематическое планирование.
№
Тема занятия.
Кол-во часов.
Плановые сроки прохождения.
План.
Факт.
1
Организационное занятие
1
3.09
3.09
2-3
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
2
10.09
17.09
10.09
17.09
4-5
Для чего используют звуковые повторы в речи.
2
24.09
1.10
6.
Какова роль интонации в устной речи
1
8.10
7
Обобщающее занятие Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает
1
15.10
8
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
1
22.10
9
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
1
29.10
10
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
1
12.11
11
Этимология слов. Работа со словарями
1
19.11
12
Сказочные превращения.
1
26.11
13
Зачем нужно знать алфавит
1
3.12
14
В чём секрет правописания морфем
1
10.12
15
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
1
17.12
16
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
1
24.12
17
Бенефис знаний.
1
31.12
18
На какие группы делится словарный состав русского языка
1
14.01
19
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
1
21.01
20
О чём рассказывают фразеологизмы
1
28.01
21
Фразеология в художественных произведениях.
1
4.02
22
Лабораторная работа.
1
11.02
23
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
1
18.02
24
В чём секрет глагола и его форм.
1
25.02
25
Как отличать грамматические омонимы.
1
4.03
26-27
Какими бывают предложения.
2
11.03
18.03
28-29
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
2
25.03
15.04
30-31
Правила речевого этикета.
2
22.04
29.04
32-33
Формулы речевого этикета.
2
6.05
13.05
34
Промежуточная аттестация.
1
21.05
35
Анализ промежуточной аттестации
1
28.05
Пояснительная записка
Причины корректировки: (кратко о причинах корректировки)
Изменения в разделе Содержание учебного предмета
раздел
Количество часов
Всего на раздел
Всего за год
Всего за курс изучения
Изменения в разделе Тематическое планирование
Тема урока
Кол-во часов по плану
Кол-во часов с изменением
Изменения в календарно-тематическом планировании:
№ урока (ов) по осн. КТП
Дата(ы) по осн. КТП
Дата(ы) фактическогопроведения
Тема(ы)
Количество часов на данную тему
Причина корректировки
Способ корректировки
по плану
дано
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения от
_____________________________2021 г., протокол №__
Руководитель МО_____________________Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР ___________________Ф.И.О.
_______________2021 года