Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» | Мусатова Ольга Александровна. Работа №324705
Программа курса внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» рассчитана на 1 год и предназначена для учащихся 6-7 классов. Рабочая программа утверждена решением педагогического Совета от 31.08.2023 года, протокол №1.
В основу рабочей программы положены главные направления курса "Информатика" в 6-7 классах. Задачи данной программы внеурочной деятельности направлены на повышение уровня познавательной мотивации, развитие навыков устной речи и самостоятельной активной практики взаимодействия с информационным материалом, совершенствование полученных знаний, умений и навыков через участие в проектной деятельности.
Рабочая программа дополнительного образования построена по принципу «от простого к сложному», направлена на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. Разработанная программа актуальна и востребована, так как компьютер всё больше завоёвывает образовательное пространство. Программа "Информатика в играх и задачах" позволяет комплексно решить основополагающие требования к обучению и воспитанию.
Компьютерные технологии позволяют педагогу успешно развивать у обучающихся метапредметные, личностные универсальные учебные действия. Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению "Информатика в играх и задачах" позволяет разнообразить организацию образовательной среды относительно новым содержанием, внесёт интерес, привлечёт дополнительные средства. Представленная рабочая программа, несомненно, необходима и будет востребована педагогами, так как решает много образовательных и воспитательных задач в основной школе. Она позволяет формировать устойчивый интерес к компьютеру как инструменту обучения, а не развлечения. Чёткая структура программы, последовательное изложение материала делают работу легко применимой в педагогической практике.
Программа призвана помочь педагогам информатики в организации внеурочной деятельности с использованием информационно коммуникационных технологий.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 ИМЕНИ А.М.ЗАВОЛОКИ
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1 от 31.08.2023 г.
директор МБОУ СОШ №6
__________О.А.Некрасова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Информатика в играх и задачах»
Предметная область: информатика
Срок реализации 1 год
Количество часов: 34 часа (1 раз в неделю)
Возраст обучающихся: 12-13 лет (6-7 класс)
Учитель: Мусатова Ольга Александровна
2023 г
Пояснительная записка
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение гимназии позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
Программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» предназначена для учащихся 6-7 классов.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цели:
формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для оформления результатов своей деятельности и решения практических задач;
дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и персональных компьютеров в научных исследованиях, проектах;
подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
создание условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
реализация в наиболее полной мере возрастающего интереса учащихся к углубленному изучению алгоритмизации и программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления;
раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации разной структуры с помощью офисных программ и системы алгоритмического языка Кумир
Задачи:
формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике,
обществе;
формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии
общества и в изменении характера труда человека;
формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи
информации;
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач
в
широком смысле;
формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.
Реализация этих целей и задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Срок реализации программы: учебный год.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Структура курса представляет собой 34 взаимосвязанные темы. Все занятия направлены на
расширение и углубление базового курса информатики, и создание условий успешной
практической деятельности каждого учащегося.
Основное содержание курса расширения и углубления знаний учащихся.
Каждая тема включает в себя теорию и практику.
В предлагаемом курсе разработана система заданий.
Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц, программ;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Методы, формы работы и виды деятельности учащихся:
-лекционные занятия,
- практические работы, -тренировочные упражнения,
- семинарские занятия,
- творческие работы
Учебно – тематический план
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Основное содержание
дата
теория
практика
план
факт
1
Знакомство с
графическими редакторами.
1
Изучение создания растрового рисунка в
редакторе Paint. Изучение форматирования и редактирования объектов растровой графики. Изучение масштабирования объектов растровой
графики.
Назначение графического редактора
GIMP. Основные элементы рабочего окна программы GIMP. Знакомство с основными панелями GIMP. Форматирование и редактирование изображений.
2
Создаём
простейшие рисунки.
1
Основные функции графического
редактора Paint, GIMP: создание и редактирование рисунков.
3
Использование
- поворота, копирования
ч астей изображения для создания объектов.
0.5
0.5
Копирование и вставка изображений в
буфер обмена. Создание изображения на основе буфера обмена. Изменения
размеров холста. Работа со слоями. Повторение коррекции тона, освещенности и насыщенности. Инструменты кисть и градиент.
4
Цветной
ластик,
применение на
практике.
Основной, фоновый цвет.
1
Назначение инструмента Ластик.
5
Создание
изображений. Работа со
с лоями.
0.5
0.5
Понятие слоев. Создание, перемещение,
удаление слоев. Режим слоя, прозрачность слоя. Инструменты для
работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало. Цветовые модели RGB и CMY.
6
Создание анимации
1
Понятие анимации. Работа со слоями —
создание кадров анимации. Сохранение
анимированных изображений, оптимизация анимированных изображений.
7
Итоговая
работа-рисунок
на свободную
тему.
1
Создание рисунка на свободную тему.
8
Знакомство с
текстовым
процессором
WORD. Меню, панели инструментов
1
Назначение текстового процессора
WORD. Окно текстового процессора
WORD. Символ, слово, строка, абзац,
фрагмент
9
Редактирование текста.
0.5
0.5
Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.
10
Форматирован и е текста.
0.5
0.5
Текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт, начертание.
11
Работа с таблицами
0.5
0.5
Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.
12
Сложные таблицы
1
Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.
13
Создаём
векторные
изображения.
1
Графический редактор, графический примитив
14
Редактор формул
1
Ввод математических формул и вычисление по ним.
15
Газетные
колонки, поиск
и замена слов.
1
Знакомство с издательской системой “MS Publisher
16
Итоговая работа-создание документа.
1
Создание документа на заданную тему
17
Power Point 2007. Фон, шаблоны. Режимы работы. Меню программы.
1
Знакомство с Power Point 2007. Алгоритм создания слайдов.
18
Выбор дизайна.
Правила
оформления.
1
Дизайн презентации и макеты слайдов
19
Анимация и
настройка
презентации.
Создание
проекта.
1
Эффекты анимации. Технология настройки анимации.
20
Подбор материала и создание проекта.
1
Создание презентации.
21
Работа над выбранным проектом.
1
Создание презентации.
22
Создание и за щита проектов.
1
Защита проектов
23
Знакомство со
средой
алгоритмического языка
Кумир.
Исполнитель
Черепашка. Исполнитель Робот.
1
Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Знакомство со средой КУМИР. Знакомство с исполнителем Черепаха.
24
Составление простейших программ
1
Составление программ простейших
25
Алгоритмические конструкции
1
Команда ветвления. Цикл со счетчиком.
26
Составление задач и написание программ
1
Составление простейших программ на алгоритмических языках.
27
Исполнитель Чертежник
1
Знакомство с исполнителем
28
Выполнение простейших чертежей
1
Рисуем простейшие чертежи
29
Использование алгоритмических конструкций
1
Использование вспомогательных конструкций
30
Создание простейшего орнамента
1
Чертежник рисует орнамент
31
Создание сложного орнамента
1
Чертежник рисует орнамент
32
Создание сложных рисунков
1
Создание сложных рисунков
33-34
Итоговое повторение. Исполнитель-
Чертёжник,
Робот
1
1
Создание программ
Содержание
1. Знакомство и работа в графическом редакторе Paint и GIMP – 7 часов
2. Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD 2010 – 9 часов
3. Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point 2010 – 6 часов
4. Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)–11 часов
Перечень учебно-методического обеспечения
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Практикум - работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, за компьютером и т. д.).
Лабораторное занятие - урочное занятие по документам, раздаточным материалам и т. д. Семинар - занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.
Аппаратные средства
■ Персональный компьютер, ноутбук - универсальные устройства обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
■ Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
■ Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
■ Принтер - позволяет фиксировать информацию на бумаге.
■ Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети -обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
■ Устройства вывода звуковой информации - аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
■ Устройство ввода графической и текстовой информации - сканер
■ Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Программные средства
■ Операционная система.
■ Файловый менеджер.
■ Антивирусная программа.
■ Программа-архиватор.
■ Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
■ Программа разработки презентаций.
■ Среда Кумир
■ Браузер