Рабочая программа внеурочной деятельности по кубановедению | Катречко Татьяна Николаевна. Работа №345545
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
По кубановедению
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) начальное общее образование 1-4 классы
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов 135
Учитель
ФИО (полностью), должность (краткое наименование организации)
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО
указать ФГОС
с учётом авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение». Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования». 2018. Примерной программы воспитания
(указать примерную ООП/примерную программу образовательного предмета)
с учётом УМК
Ерёменко Е. Н. и др. Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 1 класса. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования». 2021.
Ерёменко Е. Н. и др. Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 2 класса. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования». 2021.
Мирук М. В. и др. Кубановедение: учебное пособие для 3 класса. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования». 2019.
Мирук М. В. и др. Кубановедение: учебное пособие для 4 класса. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования». 2014.
(указать автора, издательство, год издания)
Рабочая программа по кубановедению для учащихся 1-4 классов разработана на основе:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ
.
Приказ Министерства образования и науки РФ от
06 октября 2009 г. № 373, в редакции приказа
Минобрнауки
России от 11.12.2020 г. № 712
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Примерная основная образовательная программа
начального
общего
образования
одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5) http:fgosreestr.ru
;
Примерная Программа воспитания (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20)
Основная образовательная программа начального общего образования (1-4 классы) ФГОС МАОУ гимназия №6, утвержденная решением педагогического совета протокол №1 от 30.08.2021 г.
Программа воспитания
МАОУ гимназия №6, утвержденная решением педагогического совета протокол №1 от 30.08.2021 г.
Методические рекомендации ИРО КК по
кубановедению
.
Содержание курса и его последовательность полностью соответствует авторской программе.
Согласно Примерной программы воспитания и Программы воспитания МАОУ гимназии №6, воспитательная деятельность на уроках кубановедения в рамках воспитательного модуля «Школьный урок» осуществляется по направлениям:
1.Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине - России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1 классе является сформированность следующих умений.
Обучающийся научится:
- называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес
- определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении
- соблюдать традиции своей школы
- ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома
- определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)
- приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, станицы и др.)
- приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.)
- различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни
- составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения
- различать герб родного города (села, станицы и др.)
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2 классе является формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- различать особенности времен года своей местности
- определять характерные особенности рельефа своей местности *
- приводить примеры названий морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края
- приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности
- знать кубанские песни, пословицы и поговорки
- соблюдать основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе
- называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района.
Обучающийся получит возможность научиться:
- показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт
- рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы;
- различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)
- бережно относиться к растительному и животному мир Кубани
- использовать приобретённые знания и умении в практической деятельности и повседневной жизни
- соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага
- соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах
- искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.
3 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3 классе является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани
- различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае
- различать формы земной поверхности Краснодарского края
- приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных
- называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)
- различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района
- называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
- узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
- различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
- ориентироваться по карте Краснодарского края
- давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности
- выполнять правила сбора грибов в своей местности
- выполнять правила поведения у водоёма в разное время года
- бережно относиться к растениям и животным.
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4 классе является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- различать природные зоны Краснодарского края
- рассказывать о природных богатствах родного края и их использовании человеком
- отличать символику Краснодарского края
- называть органы местного самоуправления
- называть даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.
- различать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края
- знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
- называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
- рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Краснодарского края
- называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани
- определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности
- определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)
- правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края
- исполнять гимн Краснодарского края
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани
- выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения
- исполнения знакомых народных песен
- самоорганизации и выполнения исследовательских проектов.
Содержание учебного предмета
В соответствии с Методическими рекомендациями по кубановедению и Программой тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс (Принята на заседании Ученого совета ГОУ Краснодарского края ККИДППО 14 июля 2011 г. протокол №3) в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Кубань – многонациональный край».
В соответствии с Приложением к Письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1«О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
1 класс (33 часа)
Введение. Мой родной край. Многонациональный состав жителей Кубани. (1 час).
Раздел 1. Я и моя семья (7 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Семейные традиции народов Кубани. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьей».
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Наш класс – многонациональная семья. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов).
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
Итоговое занятие. Ценность семьи. Мой дом. Родная земля
Раздел 5. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.
Традиции казачьей семьи.
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
2 класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).
Раздел 1. Природа моей местности (12 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало».
Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Раздел 2. Населённые пункты (6 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Мой родной город. Улицы моего населённого пункта. История образования города. Глава города. Населённые пункты Краснодарского края. Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (11 часов).
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Национальные особенности ремесел жителей Кубани. Труженики родной земли.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Профессии и место работы членов семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Праздник всех народов, внесших вклад в Великую Победу. Семья и семейные традиции.
Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Родная земля. Родина. Поклонные кресты.
Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков.
Красный угол. Икона.
«Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя».
3 класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань – путь к процветанию нашей Родины (1 час).
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края: история и современность. Добрые соседи. Взаимопонимание и уважение как основа существования народов, проживающих в родном крае. Майкоп - столица Республики Адыгея. Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки – труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Фольклор и повседневная жизнь народов, населяющих Кубань. Казачий фольклор. Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Святые источники Кубани.
Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.
Именины.
Подвиг материнства.
4 класс (34 часа)
Введение. Мой край на карте России (1 час).
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов).
Природные зоны Краснодарского края. Заповедники, заказники, школьные лесничества, расположенные на территории края. Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов).
Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох. Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра. Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Национальные костюмы народов, населяющих Кубань. Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Традиционные праздники народов Кубани. Проектная работа «Земля отцов - моя земля».
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Итоговое занятие (проектная работа).
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Библия. Библиотеки.
Культурное наследие Кубани.
Музеи – хранители материальной и духовной культуры.
Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс (33 ч)
№
п/п
Содержание
(разделы, темы урока)
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия
Основные направления воспитательной деятельности
Введение. Мой родной край. Многонациональный состав жителей Кубани.
1
Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, населённый пункт, в котором проживают.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*ценности научного познания.
Раздел 1. Я и моя семья
7
Будем знакомы! Кто я? Какой я?
1
Называть своё имя (полное, сокращенное, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*трудовое воспитание;
экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Любимые занятия.
1
Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий.
Моя семья.
1
Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх.
Обязанности и увлечения в нашей семье.
1
Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеют выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.
Семейные традиции. Семейные традиции народов Кубани.
1
Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года.
Праздники, которые мы отмечаем вместе.
1
Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях.
Творческий проект «Будем жить одной семьей».
1
Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого.
Раздел 2. Я и моя школа
6
Наша школа. Правила поведения в школе. Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов.
1
Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Знакомство со школой. Традиции нашей школы.
1
Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях.
Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.
1
Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и оценивать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни.
Мои одноклассники. Наш класс – многонациональная семья.
1
Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, современные занятия.
Правила школьной дружбы.
1
Обсуждать с одноклассниками правила общей дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами.
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
1
Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.
Раздел 3. Я и мои родные места
8
Главный город Краснодарского края.
1
Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Достопримечательности.
1
Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего города».
Мой адрес. Улица, на которой я живу.
1
Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал.
Правила поведения в общественных местах.
1
Анализировать опасности, подстерегающие в общественных местах. Обсуждать правила поведения в общественных местах. Сопоставлять своё поведение с нормами.
Правила поведения на улице, в транспорте.
1
Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно.
Труд жителей моего населённого пункта.
1
Описывать труд людей разных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к труду других людей.
Труд моих родных.
1
Называть профессии своих родных, рассказывать об особенностях их деятельности. Слушать рассказы представителей разный профессий.
Исследовательский проект «Какой я житель».
1
Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого ученика группы в соответствии с поставленной целью.
Раздел 4. Я и природа вокруг меня
7
Растения и животные вокруг меня.
1
Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Что где растёт, кто где живёт.
1
Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их.
Забота о комнатных растениях и домашних животных.
1
Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара или слушать рассказ о его деятельности.
Красота природы моей местности.
1
Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чувствами других людей.
Поэты, прозаики, художники о красоте родного края.
1
Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Анализировать поведение художников, писателей, воспевающих красоту родного края.
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
1
Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту.
Итоговое занятие. Ценность семьи. Мой дом. Родная земля
1
Рассказывать об окружающих растениях и животных. Различными способами описывать достопримечательности и красоты природы родного края.
Раздел 5. «Духовные истоки Кубани»
4
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.
Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. Определять роль родителей в воспитании детей.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Традиции казачьей семьи.
Характеризовать понятие «традиция». Описывать семейные традиции казачьих семей.
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Рассказывать о своей школе. Называть отличия светской и воскресной школ. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Определять и описывать светские и православные традиции своей школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных церковных достопримечательностях и святынях Краснодарского края и своего района. Участвовать в составлении плана рассказа «Святыни нашего города».
ИТОГО
33 ч.
0 к/р,
0 л/р,
0 пр/р
2 класс (34 ч)
№
п/п
Содержание
(разделы, темы урока)
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия
Основные направления воспитательной деятельности
Введение. Символика района (города), в котором я живу
1
Осознавать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина». Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего города. Изображать флаг и герб своего города (или делать аппликацию). Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
Раздел 1. Природа моей местности
12
Времена года на Кубани.
1
Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его.
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало».
1
Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников.
Формы земной поверхности моей местности.
1
Характеризовать понятия: горная и равнинная часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения.
Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов.
1
Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов.
Растительный мир моей местности.
1
Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (научное описание, художественно -поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками.
Лекарственные растения.
1
Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани,
Правила сбора и использование лекарственных растений.
1
Анализировать правила сбора лекарственных растений. Описывать способы применения лекарственных растений.
Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
1
Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями.
Животный мир моей местности.
1
Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией.
Красная книга Краснодарского края.
1
Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками.
Правила защитников природы.
1
Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Понимать важность размещения таких знаков в различных общественных местах.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
1
Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту.
Раздел 2. Населённые пункты
6
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
1
Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Мой родной город.
1
Составлять рассказ о своём городе. Описывать его географическое положение и климатические условия.
Улицы моего населённого пункта.
1
Слушать рассказ о главных улицах города, находить и показывать их на карте. Объяснять происхождение названий некоторых улиц.
История образования города. Глава города.
1
Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность.
Населённые пункты Краснодарского края.
1
Характеризовать типы населенных пунктов: район, город, станица, село, хутор, аул. Классифицировать населенные пункты своего района. Находить различные типы населенных пунктов на карте своего района, называть их.
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
1
Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность.
Раздел 3. Труд и быт моих земляков
11
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков.
1
Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Особенности казачьего быта.
1
Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни.
Уклад кубанской семьи.
1
Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией.
Ремёсла на Кубани. Национальные особенности ремесел жителей Кубани.
1
Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами.
Труженики родной земли.
1
Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
1
Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне.
Профессии и место работы членов семьи.
1
Называть профессии своих родных, рассказывать об особенностях их деятельности. Слушать рассказы представителей разный профессий.
Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Праздник всех народов, внесших вклад в Великую Победу.
1
Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими.
Семья и семейные традиции.
1
Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье.
Творческий проект «Труд в моей семье».
1
Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!».
1
Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист.
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани»
4
Родная земля. Родина. Поклонные кресты.
Характеризовать понятие "Родина", "малая родина»
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков.
Перечислять источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др.
Красный угол. Икона.
Характеризовать понятие «красный угол». Перечислять иконы, составляющие "красный угол". Рассказывать о почитаемых иконах в православных семьях.
«Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя».
Рассказывать о защите Родины как священном долге. Составлять рассказ о подвиге во имя жизни других людей. Слушать рассказы о святых заступники Руси.
ИТОГО
34 ч.
0 к/р,
0 л/р,
0 пр/р
3 класс (34 ч)
№
п/п
Содержание
(разделы, темы урока)
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия
Основные направления воспитательной деятельности
Введение. Изучаем родной край. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань – путь к процветанию нашей Родины.
1
Знать называние своего края. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*ценности научного познания.
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей
10
Рельеф Краснодарского края.
1
Характеризовать рельеф Краснодарского края (возвышенности, низменности, равнины, горы). Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Природные явления и стихийные бедствия.
1
Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края (дождь, ветер, снег, туман, гололед). Описывать одно их них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора).
Правила безопасного поведения.
1
Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий.
Водоёмы Краснодарского края.
1
Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы) Краснодарского края, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы (соленые и пресные). Составлять рассказ об одном из них с опорой на план.
Растительный мир Кубани.
1
Описывать растительный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительность равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора.
Животный мир Кубани.
1
Описывать животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края.
Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края.
1
Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, материалы СМИ (в том числе Интернет).
Спорт, туризм.
1
Перечислять и характеризовать спортивные направления, представленные в Краснодарском крае. Составлять сообщение об одном из видов спорта, используя свои наблюдения, материалы СМИ (в том числе Интернет).
Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.
1
Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант».
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
1
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего
9
Прошлое и настоящее. «Лента времени».
1
Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени».
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Древние города.
1
Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал.
История на карте.
1
Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения.
Переселение казаков на Кубань.
1
Рассказывать историю основания своего города. Показывать на исторической карте пути переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Называть первые станицы и показывать их на карте.
С верою в сердце.
1
Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений. Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе).
Символика Краснодарского края: история и современность.
1
Проанализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага.
Добрые соседи. Взаимопонимание и уважение как основа существования народов, проживающих в родном крае.
1
Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов».
Майкоп - столица Республики Адыгея.
1
Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год основания Майкопа.
Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
1
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лента времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу
10
Твоя родословная.
1
Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная».
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
История твоей семьи.
1
Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план.
Ты и твоё имя, имена в твоей семье.
1
Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей.
Из истории кубанских фамилий.
1
Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Семейные ценности. Мама.
1
Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней.
Твои земляки – труженики.
1
Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку.
Кубанские умельцы.
1
Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие.
Народные обычаи и традиции. Фольклор и повседневная жизнь народов, населяющих Кубань.
1
Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Казачий фольклор.
1
Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
1
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать свое мнение и аргументировать его.
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани»
4
Святые источники Кубани.
1
Раскрыть духовный смысл православных праздников. Характеризовать понятие «Крещение Господне». Рассказать о значении крещения. Перечислять крещенские традиции. Рассказывать об истории возникновения святых источников. Показывать карту святых источников края.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.
1
Рассказывать об устройстве храма и его значение, особенностях архитектуры, иконостасе. Перечислять храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты)
Именины.
1
Характеризовать понятие «именины». День небесного покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы
Подвиг материнства.
1
Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья.
ИТОГО
34 ч.
0 к/р,
0 л/р,
0 пр/р
4 класс (34 часа)
№
п/п
Содержание
(разделы, темы урока)
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия
Основные направления воспитательной деятельности
Введение. Мой край на карте России
1
Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы, соседствующие с Краснодарским краем. Знать о видах связи (железнодорожная и воздушная) с другими регионами нашей страны.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую
9
Природные зоны Краснодарского края.
1
Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Заповедники, заказники, школьные лесничества, расположенные на территории края.
1
Определять по карте территорию Кавказского государственного биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края.
Роль водоёмов в природе и жизни человека.
1
Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Характеризовать понятия «естественный» и «искусственный» водоемы.
Использование и охрана водоёмов.
1
Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов.
Типы почв.
1
Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека.
Защита и охрана почв.
1
Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями.
Полезные ископаемые края, их использование.
1
Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи.
Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.
1
Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам.
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
1
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Раздел 2. Земля отцов - моя земля
12
Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические источники.
1
Исследовать и характеризовать исторические вещественные источники. Объяснять понятие «вещественные исторические источники», приводить примеры таких источников. Рассказывать о работе археологов, понимать значение археологических исследований для исторической науки. Называть наиболее известные археологические раскопки на территории края. Представлять современные вещи в качестве вещественных источников для будущих исследователей.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох.
1
Анализировать архитектурный объект с точки зрения вещественного исторического источника. Показывать на карте значимые в истории объекты: стоянку древнего человека (п. Ильский), меотское городище (ст. Елизаветинская), выставочный комплекс «Атамань» (ст.Тамань). Описывать и сравнивать жилища людей разных эпох.
Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра.
1
Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Понимать значение реконструкции и восстановления памятников архитектуры. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.
Вещи рассказывают о прошлом.
1
Сопоставлять предметы быта различных эпох.
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына. Предметы быта различных эпох.
1
Знать историю образования Краснодарского государственного историко- археологического музея- заповедника им. Фелицына. Составлять рассказ о залах и экспозициях музея.
Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Национальные костюмы народов, населяющих Кубань.
1
Сопоставлять элементы мужской и женской одежды различных эпох.
Народные ремёсла и промыслы на Кубани.
1
Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её.
Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Современные письменные источники.
1
Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем.
Символика Краснодарского края: гербы городов и районов.
1
Анализировать символические изображения. Понимать значение символов, изображенных на гербах городов и районов Краснодарского края. Знать и описывать герб своего района (города).
Устная история родного края.
1
Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве.
Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Традиционные праздники народов Кубани.
1
Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в гимназии.
Проектная работа «Земля отцов - моя земля».
1
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать произведения живописи.
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела
8
Просветители земли кубанской.
1
Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу.
Защитники Отечества.
1
Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего населённого пункта) от немецко- фашистских захватчиков.
Труженики полей.
1
Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных-селекционеров, позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения.
Наши земляки - гордость страны.
1
Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников,
Радетели земли кубанской.
1
Создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).
Ты - наследник земли отцов.
1
Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
1
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Итоговое занятие (проектная работа).
1
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями.
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани»
4
Библия. Библиотеки.
1
Характеризовать Евангелие – главную книга казаков. Рассказывать о возникновении библиотек при храмах и монастырях.
*гражданское воспитание;
*патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
*духовное и нравственное воспитание детей;
*эстетическое воспитание
*физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
*трудовое воспитание;
*экологическое воспитание.
*ценности научного познания.
Культурное наследие Кубани.
1
Рассказывать о православных традициях в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков
Музеи – хранители материальной и духовной культуры.
1
Характеризовать нравственный смысл духовных сокровищ краеведческих, художественных музеев.
Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.
1
Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани».
ИТОГО
34 ч.
0 к/р,
0 л/р,
0 пр/р
ВСЕГО
135 Ч
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания методического объединения учителей кубановедения
МБОУ СОШ № 29
от 28 августа 2024 года
________________ ___________________
подпись Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ ___________________
подпись Ф.И.О.
29 августа 2024 года