Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире танца" 1й год обучения | Волгина Любовь Анатольевна. Работа №360076
Программа «В мире танца» является модифицированной, разработанной на основе ряда программ по хореографии для общеобразовательных школ и имеет художественно - эстетическую направленность и рассчитана на детей 7-8 летнего возраста.
Данная Программа обеспечивает создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, занятия направлены на поддержку и развитие имеющихся у детей навыков. Неумение двигаться у ребенка вызывает множество комплексов. Занятия танцами призваны помочь укрепить гармонию, подаренную природой. Занятия предусматривают максимальное развитие пластических возможностей человеческого тела, учат детей саморегуляции, концентрации, расслаблению, правильному дыханию. Соприкосновение тела с музыкой способствует развитию интеллекта у ребенка, расширяет его кругозор. Пусть не каждый станет профессиональным танцором, главное - научиться двигаться, владеть своим телом, уметь слышать и видеть окружающих людей, сопереживать и чувствовать, ощущать свое единство с окружающим миром.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 22»
Музыкально-эстетическое отделение
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
На методическом совете Заведующая музыкально- Директор СОШ № 22
Музыкально-эстетического эстетического отделения « » _______20___г.
Отделения Протокол № ___ « » ___________ 20___г. ________Смирнова Н.А.
От « »________20___ г. __________ Круглова Г.Н.
Руководитель МО
_________ Кирова Е.Б.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Красота и творчество»
«В мире танца»
Дополнительного образования детей 7-8 лет
1 год обучения
Разработчик: Волгина Любовь Анатольевна
Педагог дополнительного образования
Первой квалификационной категории
Кострома 2022 г.
Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа «В мире танца» является модифицированной, разработанной на основе ряда программ по хореографии для общеобразовательных школ и имеет художественно - эстетическую направленность. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Особенность программы в том, что она сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Осуществляется разноуровневый и дифференцированный подход к обучению. Активно применяется творческая деятельность учащихся, которая проявляется в самостоятельном создании образов и импровизационных моментов и их освоении.
Хореография – это искусство, любимое детьми и самое востребованное среди подростков. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Телевидение широко показывает детскую самодеятельность, знакомит с детскими танцевальными коллективами. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.Суть программы состоит в том, чтобы научить детей красиво и ритмично двигаться под музыку, развить художественную и творческую индивидуальность ребенка, сформировать потребность в культуре движений, оптимальном физическом развитии, здоровом образе жизни, а также выявление ранней творческой одаренности обучающихся, ее поддержка и развитие.
Данная Программа обеспечивает создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, занятия направлены на поддержку и развитие имеющихся у детей навыков. Неумение двигаться у ребенка вызывает множество комплексов. Занятия танцами призваны помочь укрепить гармонию, подаренную природой. Занятия предусматривают максимальное развитие пластических возможностей человеческого тела, учат детей саморегуляции, концентрации, расслаблению, правильному дыханию. Соприкосновение тела с музыкой способствует развитию интеллекта у ребенка, расширяет его кругозор. Пусть не каждый станет профессиональным танцором, главное - научиться двигаться, владеть своим телом, уметь слышать и видеть окружающих людей, сопереживать и чувствовать, ощущать свое единство с окружающим миром.
Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе 7 -8 лет.
2. Объем и срок реализации программы
При реализации программы «В мире танца» со сроком обучения 1 год продолжительность учебных занятий составляет 36 недель.
Общее количество часов в неделю- 2 часа.
Общее количество часов в год -72 часа.
3. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в форме групповых занятий (не более 15 человек). Продолжительность занятия по 40 минут два раза в неделю. Занятия проводятся в следующих формах:
групповые;
игра;
беседа;
импровизация;
класс-концерт;
итоговое.
Учитывая специфику данного направления творческой деятельности возможно применение следующих методов и приемов:
Словесные методы (объяснение, беседа, постановка мотивации, установление требований, поощрения);
Практические методы (упражнения, репетиции);
Наглядные методы (показ движений педагогом, просмотр видеозаписей, фотографий, иллюстраций, выступлений различных танцевальных коллективов);
Игровые методы (игры на развитие внимания, памяти, глазомера, координации, воображения);
Метод целостного разучивания – движение разучивается целиком в замедленном темпе. Применяется при разучивании простых движений или движений, которые невозможно разложить на отдельные части.
Метод пошагового разучивания – движение при разучивании разбивается на отдельные части, которые затем соединяются в одно целое.
Прием использования минимума танцевальных элементов при максимуме их всевозможных сочетаний.
Программа предполагает различные методы контроля промежуточных и конечных результатов:
наблюдение за детьми в ходе занятий;
опрос в ходе занятий;
анализ повтора танцевальных движений.
открытое занятие.
4. Цель и задачи программы.
Цель: Выявление и развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства.
Задачи:
Развить музыкально-ритмические способности посредством игры.
Развить общую координацию.
Формировать навыки ориентации в пространстве.
Укрепить физические качества тела.
5. Планируемые результаты освоения программы
Результатом освоения программы «В мире танца» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- приобретение навыков музыкально-ритмической деятельности.
- развитие элементарной координации.
- развитие навыков пространственной ориентированности.
- укрепление мышечного корсета.
- освоение навыков организованности и дисциплинированности.
Содержание программы.
Материал программы делится на несколько разделов. Каждый из разделов имеет своё конкретное содержание и свои определённые задачи по формированию знаний, умений и навыков.
Раздел 1: Введение.
Раздел 2: Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
Раздел 3: Гимнастика.
Раздел 4: Танцевальная азбука.
Раздел 5: Итоговое занятие.
РАЗДЕЛ 1. Введение.
Вводное занятие. Знакомство с детьми. Беседа о целях и задачах детского объединения, правилах поведения на занятиях по хореографии, о форме одежды на занятиях. Инструктаж по ТБ. Расстановка детей в танцевальном классе.
РАЗДЕЛ 2. Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
С первых дней занятий обучающиеся приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога – создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. В связи с этим, выдвигаются следующие требования к музыкальному оформлению занятия: Правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполняемым движением (соблюдение принципа «музыка-движение») и возрастным уровнем обучающихся; художественное или выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приемом преподавания. Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различные задания и упражнения. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представление о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, развивают чувства ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке.
Основными задачами курса являются:
Научить детей ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамическими оттенками (громко, тихо, умеренно, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий). Переходить от умеренного к быстрому и медленному темпам. Отмечать в движении метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках, притопах. Менять движения в соответствии с двух-, трехчастной формой и музыкальными фразами. Закреплять понятия о трех основных жанрах музыки (песня-танец-марш). Научить ориентироваться в ограниченном репетиционном и сценическом пространствах, в основных фигурах - рисунках танца.
Практические занятия: музыкально-ритмические упражнения и игры. Упражнения на развитие музыкальности, умения координировать движения с музыкой. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Начало и окончание движения вместе с музыкой, различение музыкальных частей. Движение в различных темпах, со сменой движений.
РАЗДЕЛ 3. Гимнастика.
Данный раздел решает задачу развития общих физических качеств тела. Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей:
Повысить гибкость суставов.
Улучшить эластичность мышц и связок.
Укрепить мышечный корсет.
Раздел «Гимнастика» включает упражнения, направленные на улучшение гибкости шеи, позвоночника, упражнения для подвижности плечевых и коленных суставов, голеностопных и тазобедренных. Понятие «сокращённой» и «вытянутой» стопы. Упражнения для укрепления мышц спины, «выворотных» и «невыворотных» ног, на развитие шага, устойчивости и координации движений. Включенные в данный раздел упражнения вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки. Выполняя гимнастический комплекс, улучшается работа сердечно - сосудистой и нервной системы организма, работа органов дыхания и кровообращения. Упражнения, из которых складывается ритмическая гимнастика, помогают научиться ощущать всем своим существом те чувства, которые выражает музыка. Ритмическая гимнастика служит воспитанию собственного «ритмического разума», воли и самообладания, дисциплинирует чувственное восприятие и помогает избавиться от физических и психологических комплексов и зажимов. В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей, не допуская перенапряжения, а также уделять внимание правильному дыханию, чередуя с упражнениями на расслабление и релаксацию. На первом году обучения практикуется с детьми также пальчиковая гимнастика.
РАЗДЕЛ 4. Танцевальная азбука.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. На первом году обучения основной задачей является правильная постановка корпуса, головы, развитие основных двигательных качеств, выработка элементарной координации движений. Различение правой и левой ноги, руки; правого и левого плеча; повороты вправо и влево. Понятие опорной ноги. Построения и перестроения. Построение в колонну по одному и по два, перестроения из колонны по одному в пары и обратно, на месте и на шагах. Построение в шеренгу, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, построение «цепочкой», « в шахмотном порядке», построение «воротца», «змейка». Поклон. Практические занятия: позиции ног (первая свободная, шестая), рук (подготовительная, первая и третья). Постановка корпуса. Положение анфас. Вытягивание ноги в сторону и вперед, с переводом с носка на каблук и обратно. Раскрывание рук вперед – в сторону из положения «на поясе», соединяя упражнение с поворотом головы и корпуса. Основные танцевальные движения. Танцевальный шаг вперед, назад, в повороте, в характере марша, польки, вальса. Шаг с высоким подьёмом коленей, на полупальцах и на пяточках. Приставной шаг. Па галопа. Хлопки в ладоши по одному и в парах. Положение рук в парных танцах: за одну руку, накрест, за две руки.
РАЗДЕЛ 5. Итоговое занятие.
В конце каждой четверти подводятся итоги, в ходе которых повторяются и закрепляются знания и навыки, полученные по данным разделам. Подведение итогов работы за год. В конце первого года обучения проводится открытый урок для родителей и педагогов.
Тематическое планирование.
№
Наименование разделов, тем.
Количество часов
Всего
Теор.
Практ.
1
Введение.
Вводное занятие.
1
1
2
Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
Ритмические упражнения.
Музыкальные игры.
Музыкальные задания по прослушиванию и анализу танцевальной музыки.
17
8
5
4
7
3
2
2
10
5
3
2
3
Гимнастика.
Партерная гимнастика.
Ритмическая гимнастика.
30
15
15
10
5
5
20
10
10
4
Танцевальная азбука.
Танцевальные шаги.
Перестроения.
Танцевальные движения и этюды.
20
5
6
9
5
1
2
2
15
4
4
7
5
Итоговое занятие.
Класс-концерт.
4
4
72
23
49
IV. Материально – техническое обеспечение.
Хореографический кабинет, оборудованный зеркальной стенкой и станками; раздевалка.
Фортепиано, баян.
Аудиоаппаратура с аудиозаписями (фонограммы).
Инвентарь (коврики, скакалки, скамейки, мячи, гантели…).
Наличие репетиционного зала (сцена).
V. Список литературы.
1. Барышникова Т. «Азбука хореографии». Санкт-Петербург «РЕСПЕКТ»1996г.
2. Бекина С.И. «Музыка и движение. Москва «Просвещение»1994г.
3. Борзов А.А.- «Народный танец на самодеятельной сцене». Москва, 1986г.
4. Вайнфельд О.А. «Играем, танцуем, поем». Санкт-Петербург «Детство- Пресс»2000г.
5. Ваганова А.- «Основы классического танца» Л., Искусство, 1980
6. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Ростов-на-Дону «Феникс»2003г.
7. Дополнительное образование детей. Учебное пособие /Под ред. О.Е.Лебедева М., ВЛАДОС, 2003
8. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей». Москва «Тандем»1999г.
9. Лифиц И.В. «Ритмика». Учебное пособие. Москва. «Академия».1999г.
10. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фармянянц Е., «Народно- сценический танец» Москва, Искусство, 1976г.
11. Климов А. «Основы русского народного танца» М., 1994
12.Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца» Изд. 2-е, доп., Л.Искусство, 1976г.
13. Левин М. «Гимнастика в хореографической школе» М. Терра-спорт. 2001г. (Русская театральная школа).
14. «Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов» М., ВНМЦ, 1984
15. Михайлова М. А. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». «Академия развития». Ярославль.2009г.