Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" | Мой кабинет. Работа №349659. Номер работы: №349659

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Программа внеурочной деятельности интелектуального направления «Физика вокруг нас» адресована обучающимся 9 класса, рассчитана на один год изучения по одному часу в неделю. Прохождение курса построено на повторении теоретического учебного материала, а также использования дополнительного материала для расширения кругозора обучающихся. Формируется с учетом рабочей программы воспитания МБОУ Ширинской СШ №18, модуль «Внеурочная деятельность». Направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных).

Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности интелектуального направления «Физика вокруг нас» адресована обучающимся 9 класса, рассчитана на один год изучения по одному часу в неделю. Прохождение курса построено на повторении теоретического учебного материала, а также использования дополнительного материала для расширения кругозора обучающихся. Формируется с учетом рабочей программы воспитания МБОУ Ширинской СШ №18, модуль «Внеурочная деятельность». Направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных).

С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования данная программа внеурочной деятельности используется через реализацию учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности.

Цели изучения:

приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.

 

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

закрепление

знаний о

механических,

электрических, магнитных и квантовых явлениях;

закрепление

умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;

освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико­ориентированных задач;

развитие умений наблюдать приро

дные явления и выполнять опыты

и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики, анализ и критическое оценивание информации;

знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Ф

ормирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;

Ф

ормирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;

В

оспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

Ф

ормирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

У

мение контролировать процесс и

результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;

Ф

ормирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Ф

ормирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях

К

ритичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач

.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;

11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

 

Предметные результаты:

1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.

2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.

3. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.

Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи,

усвоение основных идей механики

, молекулярной физики, электродинамики, физики атома и атомного ядра

.

Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.

Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул

.

Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;

Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания

.

 

В результате реализации программы будут достигнуты результаты второго уровня – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (природа, мир, знания, труд), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

 

 

 

 

Содержание программы

Тема 1. Кинематика – 7 часов.

Способы описания механического движения. Система отсчета. Прямолинейное движение. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном движении. Равноускоренное движение и его характеристики.

Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности.

Изучение движения свободно падающего тела.

Изучение движения по окружности.

 

Тема 2.  Динамика – 8 часов.

Инерциальные системы отсчета. Сила. Законы Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил. Динамика равномерного движения материальной точки по окружности.

Виды сил. Изучение силы трения и силы упругости

Закон всемирного тяготения. Движение планет. Искусственные спутники. Солнечная система. История развития представлений о Вселенной. Строение и эволюция Вселенной.

 

Тема 3. Импульс. Закон сохранения импульса – 3 часа

Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса.

 

Тема 4. Механическая работа. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии – 2 часа.

Механическая работа, мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Механическая энергия системы тел. Изменение механической энергии. Закон сохранения механической энергии.

 

Тема 5. Статика – 2 часа.

Равновесие тел. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Простые механизмы.

 

Тема 6. Механические колебания и волны – 3 часа.

Механические колебания. Преобразование энергии при механических колебаниях. Математический и пружинный маятники. Свободные, затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.

Механические волны. Длина и скорость волны. Звук.

Колебательные системы в природе и технике

 

Тема 7. Электромагнитные колебания и волны – 2 часа.

Переменный электрический ток. Колебательный контур. Вынужденные и свободные ЭМ колебания.

ЭМ волны и их свойства.

 

Тема 8. Оптика – 3 часа.

Источники света. Действия света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале.

Закон преломления света на плоской границе двух однородных прозрачных сред. Преломление света в призме. Линзы. Тонкие линзы. Построение изображений, создаваемых тонкими линзами.

 

Тема 9. Физика атома и атомного ядра – 1 час.

Строение атома. Оптические спектры. Планетарная модель атома. Закон радиоактивного распада. Правила смещения.

 

Содержание программы реализуется через такие виды деятельности: познавательная, исследовательская, проектная, чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).

 


Формы проведения учебных занятий:

Теоретические:

Беседа;

Лекции с элементами беседы;

Сообщения учащихся;

Просмотр литературы, Интернет-ресурсов

Практические:

Решение экспериментальных и расчетных задач;

Наблюдения и опыты;

Практические работы исследовательского характера;

Индивидуальная и групповая работа

 

Тематическое планирование

 

Тема

Количество часов

1

Кинематика

7

2

Динамика

8

3

Импульс. Закон сохранения импульса

3

4

Механическая работа. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии

2

5

Статика

2

6

Механические колебания и волны

3

7

Электромагнитные колебания и волны

2

8

Оптика

3

9

Физика атома и атомного ядра

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×