Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная астрономия" | Гаврилова Ирина Федоровна. Работа №308309
Цель курса: формирование у обучающихся условий для устойчивого интереса к астрономии, знакомство с представлениями о строении окружающего мира. Вселенной. Развитие познавательных, коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Изучить строение, расположение, движение объектов на звёздном небе.
2. Изучить влияние небесных объектов на Землю.
3. Повысить эрудицию и расширить кругозор обучающихся.
4. Развивать навыки самостоятельности.
5. Развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного.
6. Формировать умение самостоятельно добывать нужную информацию, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные идеи программы: воспитывать гармонично развивающегося человека, имеющего свои убеждения, способного обосновать свой выбор, умеющего отстаивать свою точку зрения, уважающего другое мнение.
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Занимательная астрономия»
для учащихся 10 класса на 2022-2023 учебный год
Учитель: _Гаврилова Ирина Федоровна, высшая_
(Фамилия, имя, отчество, категория)
Количество часов: 1 ч/неделю, 36ч
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Цель курса: формирование у обучающихся условий для устойчивого интереса к астрономии, знакомство с представлениями о строении окружающего мира. Вселенной. Развитие познавательных, коммуникативных навыков.
Задачи:
Изучить
строение, расположение, движение объектов на звёздном небе.
Изучить влияние небесных объектов на Землю.
Повысить эрудицию и расширить кругозор
обучающихся
.
Развивать навыки самостоятельности.
Развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуж
дению увиденного, прослушанного,
п
рочитанного.
Формировать умение самостоятельно добывать нужную информацию,
отстаивать свою
точку зрения.
Воспитательные идеи программы: воспитывать гармонично развивающегося человека, имеющего свои убеждения, способного обосновать свой выбор, умеющего отстаивать свою точку зрения, уважающего другое мнение.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости и свободе;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метопредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД.
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять допущенные ошибки и корректировать свою работу.
Познавательные УУД.
Ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план научного текста, предоставлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения, быть готовым её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться с уважением относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Вводное занятие. Что изучает астрономия. Структура курса.
Развитие взглядов на Вселенную.
Представление древних людей о Вселенной. Астрономия в период Античности. Системы мира по Птолемею и Копернику. Джордано Бруно. Наблюдения и открытия Галилея. Создание современной модели мира. Практическое занятие: «Изготовление моделей мира по Птолемею и Копернику».
Современные представления о Вселенной.
Звёзды. Расстояния до звезд. Светимость звезд. Массы и размеры звезд. Переменные и нестационарные звезды.
Коричневые карлики и чёрные дыры. Последовательности, образуемые звёздами. Эволюция звёзд. Планеты у других звёзд. Созвездия. Легенды о созвездиях. Созвездия Северного и Южного полушария. Туманности. Скопления и ассоциации звёзд. Наша Галактика и место Солнца в ней. Многообразие галактик. Скопления галактик. Современная модель Вселенной. Виртуальная экскурсия: «Путешествие по звездному небу».
Солнечная система
Солнце – ближайшая звезда. Структура Солнечной системы. Астрономические единицы. Гипотезы возникновения Солнечной системы.
Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы. Возникновение жизни на Земле. Луна – естественный спутник Земли. Лунные и солнечные затмения. Наблюдения за изменениями фаз Луны, за изменением вида Луны вечером и утром. Планеты - гиганты. Плутон и другие карликовые планеты. Пояс Койпера. Облако Оорта. Астероиды. Кометы. Метеоры, болиды и метеориты. Виртуальная экскурсия: «Путешествие по Солнечной системе».
Человек в космосе
Начало освоения космоса. Животные – космонавты. Первый отряд космонавтов. Первые полёты человека в космос. Развитие космических исследований. Радиотелескопы. Космические экспедиции по Солнечной системе. Орбитальные космические станции.Игра «Звёздный час».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
Раздел
Количество
часов
1
Введение
1
2
Развитие взглядов на Вселенную
6
3
Современные представления о Вселенной
12
4
Солнечная система
9
5
Человек в космосе.
7
Резерв
1
Итого
36
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
Дата
по плану
Дата
по факту
Тема
Примечание
Вводное занятие. Что изучает астрономия. Структура курса.
Развитие взглядов на Вселенную
Представление древних людей о Вселенной.
Астрономия в период Античности.
Системы мира по Птолемею и Копернику.
Джордано Бруно. Наблюдения и открытия Галилея.
Создание современной модели мира.
Практическое занятие: «Изготовление моделей мира по Птолемею и Копернику».
Современные представления о Вселенной.
Звёзды. Расстояния до звезд. Светимость звезд.
Массы и размеры звезд.
Переменные и нестационарные звезды.
Коричневые карлики и чёрные дыры.
Последовательности, образуемые звёздами. Эволюция звёзд.
Планеты у других звёзд.
Созвездия. Легенды о созвездиях. Созвездия Северного и Южного полушария.
Туманности. Скопления и ассоциации звёзд.
Наша Галактика и место Солнца в ней.
Многообразие галактик. Скопления галактик.
Современная модель Вселенной.
Виртуальная экскурсия: «Путешествие по звездному небу».
Солнечная система
Солнце – ближайшая звезда. Структура Солнечной системы. Астрономические единицы.
Гипотезы возникновения Солнечной системы.
Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы. Возникновение жизни на Земле.
Луна – естественный спутник Земли. Лунные и солнечные затмения.
Наблюдения за изменениями фаз Луны, за изменением вида Луны вечером и утром.
Планеты - гиганты. Плутон и другие карликовые планеты.
Пояс Койпера. Облако Оорта. Астероиды. Кометы.
Метеоры, болиды и метеориты.
Виртуальная экскурсия: «Путешествие по Солнечной системе».
Человек в космосе
Начало освоения космоса.
Животные – космонавты.
Первый отряд космонавтов. Первые полёты человека в космос.
Развитие космических исследований. Радиотелескопы.
Космические экспедиции по Солнечной системе.
Орбитальные космические станции.
Игра «Звёздный час».
Резерв.