Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования «Удивительный мир книг» по духовно-нравственному направлению 2 класс | Шайхутдинова Гузалия Мирзануровна. Работа №345070
Программа предназначена для работы с детьми 2 классов. Способствует расширению читательского простанства,реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка. Занятия помогут решать задачи эмоционального, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно- этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Рабочая программа внеурочной деятельности
начального общего образования
«Удивительный мир книг»
по духовно-нравственному направлению
2 класс
Данная программа предназначена для учащихся второго класса, рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы.
В результате освоения программы курса «Удивительный мир книг» у школьников формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и полу
чения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий
;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной дея
тельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои ре
зультаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информа
цию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб
лиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
знать права читателя.
Межпредметные связи на занятиях:
-с уроками литературного чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;
-с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
-с уроками технологии: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Вводное занятие. 1 час
Самые интересные книги, прочитанные летом.
Обзор новых книг для чтения во 2 классе.
Первичное диагностирование читательского кругозора второклассников.
Тема 2. В гостях у сказки. 10 часов.
Формирование умения различать жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, о животных. Чтение сказок, иллюстрация сказки..
Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных авторов сказок. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок, иллюстрирование сказок, литературная игра - викторина «Лукоморье».
Тема 3. Стихи русских поэтов о временах года. 5 часов.
Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, потребности в систематическом чтении, умения использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.
Знакомство с русской классической поэзией о временах года. Чтение стихотворений. Работа над эпитетами, сравнениями, олицетворениями в стихах. Прослушивание аудиозаписи «Детский альбом Чайковского. Времена года». Конкурс чтецов.
Тема 4. Книги о детях и для детей. 8 часов.
Формирование умения составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.
Знакомство с биографией и творчеством К.И. Чуковского, Н.Носова, Г.Остера, Д.Хармса. Иллюстрирование, разучивание наизусть стихов. Семейные проекты о любимых книгах родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет». Пересказ по вопросам, составление характеристики героя. Выразительное чтение (интонация: радость, чувство облегчения, удивления, неудовольствия, усталости).
Тема 5. Мы в ответе за тех, кого приручили. 4 часа.
Формирование умения пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями, участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Книги о животных. Чтение летом. Выставка книг, вторичная диагностика. Составление правил обращения с домашними животными «Братья наши меньшие». Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг».
Тема 6. Современные детские журналы. 3 часа
Формирование умения выделять интересные, полезные журналы из множества современных журналов (обложка, страница, иллюстрация, заглавие).
Формирование эстетических навыков.
Знакомство с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой. Выставка журналов. Презентация творческих работ (Комиксы на школьную тему).
Тема 7. «Что? Где? Когда?» 3 часа.
Формирование практических навыков по поиску информации в энциклопедиях и справочниках. Знакомство с различными видами энциклопедических знаний. Обзор домашних библиотек. Защита проектов «Что? Где? Когда?»
Календарно-тематический план
Тема по программе.
Тема и номер урока.
Всего
Теория
Прак-
тика
Вводное занятие.
1ч.
1.Первичное диагностирование читательского кругозора второклассников.
Самые интересные книги, прочитанные летом.
1
1
В гостях у сказки
.
10ч.
.
2. Русские народные сказки.
1
1
3.Сказки разных народов
1
1
4. Богатырские сказки.
1
1
5-6. Сказки А. С. Пушкина
2
1
1
7. Сказка А.Толстого Приключения Буратино.
1
1
8-10 Литературные сказки зарубежных писателей ( А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Д. Родари «Приключения Чипполино.», забавные сказки Р. Киплинга)
2
1
1
11. Литературная игра- викторина «Лукоморье».
1
1
3. Стихи русских поэтов о временах года. 5 ч.
12. Стихи русских поэтов об осени
1
1
13.. Стихи русских поэтов о зиме.
1
1
14. Стихи русских поэтов о весне.
1
1
15. Стихи русских поэтов о лете.
1
1
16. Конкурс чтецов.
1
1
4. Книги о детях и для детей. 8 ч.
17. «Все наоборот» Веселые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова и других поэтов.
1
1
18-19. Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова
2
1
1
20.. Рассказы и сказки Н. Носова
1
21.Рассказы В. Драгунского
1
22.Творчество Г. Остера. Проспотр фрагментов мульт.по его сказкам.
1
23. Иллюстрирование прочитанных книжек.
1
24.«Папа, мама, я –читающая семья».
Семейные проекты о любимых книгах родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».
1
5. Мы в ответе за тех, кого приручили. 4 ч.
25-27 Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина
3
1
2
28. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг».
1
6. Современные детские журналы. 3 ч.
29. Презентация детских журналов.
1
30-31. Комиксы. Творческая мастерская по созданию комиксов на школьную тему.(работа по группам). Презентация творческих работ.
2
1
1
7. «Что? Где? Когда?» 3ч.
32-33. Презентация детских энциклопедий.
Защита детских проектов «Что? Где? Когда?»
2
1
1
34. Экскурсия в библиотеку . Что читать летом?
1
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):
- чтение-рассматривание книги,
- пересказ сюжета по вопросам учителя,
- хоровое проговаривание,
-работа с иллюстрациями, оглавлением,
- пересказ по вопросам,- составление характеристики героя,
- беседа с элементами рассуждения,
- выразительное чтение (интонация: радость, чувство облегчения, удивления, неудовольствия, усталости),
- деление произведений различных жанров на группы.
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
- инсценирование сказок, эпизодов по выбору (1),
- выступления на утренниках в своём классе, перед детьми из параллели, в детском саду (3),
- создание иллюстраций к произведениям (2),
- конкурсы выразительного чтения произведения (1),
- экскурсии в библиотеки (реальные и виртуальные (4),
- изготовление книжек-малышек для подшефного сада (1),
- тематические выставки книг (2),
- практические занятия (2).
- проекты (1)
- диспуты (1).