Название статьи:
Рабочая программа внеурочной деятельности | Берсенева Тамара Петровна. Работа №205520. Номер работы: №205520
Дата публикации:
28.02.2019
Автор:
Берсенева Тамара Петровна
Описание:
Автор: Берсенева Тамара Петровна
Программа внеурочной деятельности "Физический лабиринт"предназначена для учащихся 7-х классов. Данная программа представляет общеинтеллектуальное направление иявляется пропедевтическим курсом для изучения предмета физики
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Физический лабиринт
.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 7-х классов Физический лабиринт рассчитана на школьников определенной возрастной группы – среднего звена – обучающихся 7 классов и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.
Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета физика. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов - они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Целями программы являются:
развитие интереса и творческих способностей младших подростков при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Программа внеурочной деятельности Занимательная физика рассчитана на 2 года обучения. Данная рабочая программа составлена на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 35 часов, из них 29 часов аудиторных занятий, в том числе 18 лабораторных работ и 6 часов внеаудиторных занятий. Форма контроля – защита проекта. Форма проведения – кружок.
Методы и средства обучения.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Физический лабиринт.
Метапредметные результаты обучения:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные результаты обучения:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Содержание курса внеурочной деятельности Физический лабиринт (35 ч.)
Мы познаем мир, в котором живем (6 часов)
Природа. Явления природы. Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы знаем о строении Вселенной.
Демонстрации:
Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы.
Различные измерительные приборы.
Лабораторные работы:
Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.
Изготовление линейки и ее использование.
Определение цены деления измерительного прибора.
Пространство (10 часов)
Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.
Демонстрации:
Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.
Ориентация на местности при помощи компаса.
Измерение углов при помощи высотомера.
Мерный цилиндр (мензурка).
Лабораторные работы:
Различные методы измерения длины.
Измерение углов при помощи транспортира.
Измерение площадей разных фигур.
Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
Время (3 часа)
Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.
Демонстрации:
Наблюдение падения капель воды при помощи стробоскопа.
Измерение интервалов времени при помощи маятника.
Измерение пульса.
Лабораторные работы:
Измерение периода колебаний маятника.
Движение (6 часов)
Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы.
Демонстрации:
Равномерное движение.
Неравномерное движение.
Относительность движения.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Лабораторные работы:
Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника).
Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.
Взаимодействия (10 часов)
Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.
Демонстрации:
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Силы трения покоя, скольжения.
Зависимость архимедовой силы от объема тела, погруженного в жидкость.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы:
Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.
Исследование зависимости удлинения пружины от силы её растяжения.
Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
Изучение зависимости силы трения от веса тела.
Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.
энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.
Тема занятия
Основные виды деятельности
Тема Мы познаем мир, в котором живем
Моделирование
Объяснять, описывать физические явления, проводит наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать понятия, различать методы изучения физики
Физические величины и их измерения
Обрабатывать результаты, работа с шкалой прибора
Измерительные приборы
Находить цену деления измерительного прибора, представлять результаты с помощью таблицы, делать выводы, работа в группе и индивидуально, проводить и объяснять опыты с приборами, проводить исследовательский эксперимент
Запись больших и малых величин
Записывать в стандартном виде результаты. , переводить основные единицы измерения в кратные и наоборот
Строение Вселенной
Выделять особенности планет земной группы и планет –гигантов (различие и общие свойства), самостоятельные работы с текстом, систематизировать и обобщать знания о явления тяготения и делать выводы
Работа с физическими приборами
Определять цену деления шкалы измерительного прибора, научиться пользоваться приборами
Тема
Пространство
Методы измерения длины
Анализировать результаты, полученные при измерениях
Транспортир и углы
Применение знаний по математике, геометрии
Углы в астрономии и географии
Применение знай по математике. Нахождение материала и анализ найденного
Измерение площадей неправильной формы
Применение знаний по математике и обобщение полученных знаний. Отработка вычислительных и измерительных навыков на моделях
Измерение площадей правильной формы
Применение знаний по математике и обобщение полученных знаний. Отработка вычислительных и измерительных навыков на моделях
Объемы разных тел
Применение знаний по математике и обобщение полученных знаний. Отработка вычислительных и измерительных навыков на моделях
Измерение объема тела с помощью физических приборов
Применение знаний по математике и обобщение полученных знаний. Отработка вычислительных и измерительных навыков на моделях
Расчет объема и площади
Применение знаний по математике и обобщение полученных знаний. Отработка вычислительных и измерительных навыков на моделях
Занимательные задачи
Анализировать полученный вывод
Задачи в картинках
Анализировать полученный вывод, работы в группах.
Тема
Время
История развития часов
Анализировать информацию и систематизировать знания
Календари
Анализировать информацию и систематизировать знания
Измерение времени движущихся тел
Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков, оформлять расчетные задачи
Тема
Движение
Движение и траектория
Определять траекторию движения тела, находить перемещение, давать характеристику движущемуся телу.
Прямолинейные и криволинейные движения
Давать характеристики данным видам движения
Путь
Переводить основную единицу пути в кратные и обратно, представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков, определять путь, пройденный за данный промежуток времени, оформлять расчетные и графические задачи
Скорость
Определять скорость аналитическим и графическими способами, графически изображать скорости, устанавливать зависимость изменение скорости движения тела от его массы
Равномерное и неравномерное движение
Различать равномернее и неравномерное движение
Движение планет Солнечной системы
Доказывать относительность движения, рассмотрение вопросы движения небесных тел солнечной планеты во Вселенной
Тема
Взаимодействие
Взаимодействие тел
Описывать явление взаимодействия тел, приводить примеры взаимодействия, приводящие к изменению скорости, объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы
Деформация твердых тел
Виды сил
Классифицировать силы, характеризовать каждую силу, графически в масштабе, изображать силу и точку ее приложения, анализировать опыты по действию различных сил
Закон всемирного тяготения
Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире. Различать изменение силы тяжести от удаленности от поверхности Земли
Закон Гука
Объяснять зависимость физических величин, сопоставлять и находить величины аналитическим и графическим способом, Отличать силу упругости от силы тяжести
Сложение сил
Экспериментально находить равнодействующую двух и более сил; анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы. Рассчитывать равнодействующую сил
Векторное сложение сил
Применять знания из курса математики, географии, биологии к решению задач. Обрабатывать навыки устного счета
Архимедова сила
Выводить формулу для определения выталкивающей силы, работать с текстовыми задачами, анализировать выводы по закону Архимеда, объяснять причины плавания тел, применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел
Движение в картинках
Анализировать физические явления и делать соответствующие физические выводы. Классифицировать явления, абстрагировать явления, обобщать выводы.
Занимательные задачи
Решать образные, логические, графические задачи.
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Учебно-методическое обеспечение реализации курса внеурочной деятельности реализуется за счет постоянно действующей на сайте методической службы издательства БИНОМ авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru).
Кроме этого используются:
Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы : 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Груздева Н.В. Окружающий мир: Мироздание. Интегративное учебное пособие. Спб.1998г.
Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн. 2011г.
Моррис Р., Корк Б., Гоутмэн К. и др. Тайны живой природы. М. Росмэн. 1995г.
Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 1994г.
Тейлор Ч., Поулп С. КнигаОксфорд. М. Астрель АСТ, 2001г.
Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвящение. 1994г.
Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2000г.
Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 5-6 класс. СТП. 2001-2003г.
Гуревич А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С., Физика. Химия. 5-6 класс, Дрофа, 1998-2001г.
Системно - деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть оснащен комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
Кабинет физики кроме лабораторного и демонстрационного оборудования должен быть также оснащен:
комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа-проектором и интерактивной доской;
учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);
картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;
комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.
№
Дата по плану
Дата по факту
Тема занятия, форма проведения занятия
Содержание
Требования к результатам
Форма контроля (примерные темы проектов)
Мы познаем мир, в котором живем (6 часов)
1
Что такое физика.
Экскурсия.
Природа. Явления природы.
Общие предметные результаты обучения:
феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;
умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно - следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частные предметные результаты обучения:
умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движение, колебания нитяного и пружинного маятников;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, силы Архимеда от объема тела, периода колебаний маятника от его длины;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Метапредметные результаты обучения:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные результаты обучения:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами.
Как проводить наблюдения
Как проводить опыты.
Зачем нужны точные наблюдения.
Измерительные приборы.
Опыты Галилея.
Меры длины.
Планета Земля - наш дом.
История происхождения метра.
Точность измерения.
2
Методы научного познания.
Экскурсия.
Наблюдения и опыты.
Что мы знаем о строении Вселенной.
3
Моделирование.
Лабораторная работа №1 Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.
4
Физические величины и их измерение.
Математическая запись больших и малых величин.
5
Измерительные приборы.
Лабораторная работа №2 Изготовление линейки и её использование.
6
Лабораторная работа №3
Определение цены деления измерительного прибора.
Измерительные приборы. Погрешности измерений.
Пространство (10 часов)
Как измерить неизмеримое.
Зачем измеряют площадь поверхности разных тел.
Как и для чего измеряют объем тел.
Как измерить толщину волоса.
Как определить объем капли.
Как определить площадь поверхности России.
Как определить площадь поверхности Черного моря.
Как определить площадь полуострова Ямал.
Какую площадь занимает Москва.
1
Пространство и его свойства.
Экскурсия.
Пространство – основное понятие всех разделов физики.
2
Измерение размеров различных тел.
Измерение линейных размеров тел.
3
Лабораторная работа №4
Различные методы измерения длины.
Меры длины: дециметр, сантиметр.
4
Углы помогают изучать пространство.
Лабораторная работа №5
Измерение углов при помощи транспортира.
5
Измерение углов в астрономии и географии.
Экскурсия.
Ориентация на местности при помощи компаса.
6
Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей.
Лабораторная работа №6
Измерение площадей разных фигур.
7
Как и для чего измеряют объем тел.
Лабораторная работа №7 Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
8
Работа над проектом.
Самостоятельная работа над проектом.
9
Защита проекта.
Презентация проекта.
10
Защите проекта.
Время (3 часа)
1
Время. Год. Месяц. Сутки. Календарь.
Экскурсия.
Время – основное понятие всех разделов физики. Единицы измерения времени.
Как измеряют время.
История происхождения месяца (года, недели).
История календаря.
Родословная секунды.
От песочных до атомных часов.
2
Измерение интервалов времени.
Лабораторная работа №8 Измерение периода колебаний маятника.
3
Защита проекта.
Презентация проекта.
Движение (6 часов)
1
Механическое движение. Траектория.
Экскурсия.
Механическое движение как один из видов движение в физике.
Способы измерения пройденного пути.
Как измерить расстояние на карте.
Измерения длины криволинейной траектории.
Самые быстрые (медленные) животные.
Самые быстрые (медленные) явления.
Траектория движения планет.
Рекорды скорости.
Скорость движения автобуса в городе.
Солнечная система.
2
Прямолинейное и криволинейное движение. Путь.
Лабораторная работа №9 Изучение движение автомобиля по дороге (по рисунку учебника).
3
Скорость. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость равномерного и неравномерного движения.
4
Лабораторная работа №10 Изучение равномерного прямолинейного движение бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
Лабораторная работа №11 Изучение неравномерного прямолинейного движение бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
5
Относительность движение.
Лабораторная работа №12 Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.
6
Движение планет Солнечной системы.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Взаимодействия (10 часов)
1
Взаимодействие тел. Земное притяжение. Движение невзаимодействующих тел.
Лабораторная работа №13
Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.
Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости.
Земное притяжение.
Почему падают тела?
Загадки трения.
Я обвиняю силу трения.
Я защищаю силу трения.
Архимедова сила.
Можно ли согнуть стальной рельс?
Почему едет автомобиль?
Деформации (растяжение, сжатие, изгиб, ...) в нашей жизни.
Может ли муха победить слона?
Как поднять автомобиль?
Как удержать равновесие.
Равновесие в цирке.
Почему не падает Пизанская башня?
Несгибаемый колос.
Энергия воды.
Использование энергии ветра.
Энергетические ресурсы.
Движение невзаимодействующих тел.
2
Упругая деформация.
Лабораторная работа №14 Исследование зависимости удлинения пружины от силы её растяжения.
3
Сила.
Лабораторная работа №15 Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
4
Трение.
Лабораторная работа №16
Изучение зависимости силы трения от веса тела.
5
Силы в природе: сила трения, сила тяжести, сила трения, сила упругости.
Виды сил.
6
Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила.
Сила – векторная величина, точка приложения силы, сложение двух сил, направленных по одной прямой.
7
Архимедова сила.
Лабораторная работа №17 Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
8
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.
Лабораторная работа №18 Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.
9
Защита проекта.
Презентация проекта.
10
Защита проекта.
Скачать работу
Внеурочной деятельности
Физический лабиринт
.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 7-х классов Физический лабиринт рассчитана на школьников определенной возрастной группы – среднего звена – обучающихся 7 классов и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.
Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета физика. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов - они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Целями программы являются:
развитие интереса и творческих способностей младших подростков при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Программа внеурочной деятельности Занимательная физика рассчитана на 2 года обучения. Данная рабочая программа составлена на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 35 часов, из них 29 часов аудиторных занятий, в том числе 18 лабораторных работ и 6 часов внеаудиторных занятий. Форма контроля – защита проекта. Форма проведения – кружок.
Методы и средства обучения.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Физический лабиринт.
Метапредметные результаты обучения:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные результаты обучения:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Содержание курса внеурочной деятельности Физический лабиринт (35 ч.)
Мы познаем мир, в котором живем (6 часов)
Природа. Явления природы. Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы знаем о строении Вселенной.
Демонстрации:
Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы.
Различные измерительные приборы.
Лабораторные работы:
Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.
Изготовление линейки и ее использование.
Определение цены деления измерительного прибора.
Пространство (10 часов)
Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.
Демонстрации:
Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.
Ориентация на местности при помощи компаса.
Измерение углов при помощи высотомера.
Мерный цилиндр (мензурка).
Лабораторные работы:
Различные методы измерения длины.
Измерение углов при помощи транспортира.
Измерение площадей разных фигур.
Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
Время (3 часа)
Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.
Демонстрации:
Наблюдение падения капель воды при помощи стробоскопа.
Измерение интервалов времени при помощи маятника.
Измерение пульса.
Лабораторные работы:
Измерение периода колебаний маятника.
Движение (6 часов)
Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы.
Демонстрации:
Равномерное движение.
Неравномерное движение.
Относительность движения.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Лабораторные работы:
Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника).
Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.
Взаимодействия (10 часов)
Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.
Демонстрации:
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Силы трения покоя, скольжения.
Зависимость архимедовой силы от объема тела, погруженного в жидкость.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы:
Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.
Исследование зависимости удлинения пружины от силы её растяжения.
Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
Изучение зависимости силы трения от веса тела.
Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.
энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.
Тема занятия
Основные виды деятельности
Тема Мы познаем мир, в котором живем
Моделирование
Объяснять, описывать физические явления, проводит наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать понятия, различать методы изучения физики
Физические величины и их измерения
Обрабатывать результаты, работа с шкалой прибора
Измерительные приборы
Находить цену деления измерительного прибора, представлять результаты с помощью таблицы, делать выводы, работа в группе и индивидуально, проводить и объяснять опыты с приборами, проводить исследовательский эксперимент
Запись больших и малых величин
Записывать в стандартном виде результаты. , переводить основные единицы измерения в кратные и наоборот
Строение Вселенной
Выделять особенности планет земной группы и планет –гигантов (различие и общие свойства), самостоятельные работы с текстом, систематизировать и обобщать знания о явления тяготения и делать выводы
Работа с физическими приборами
Определять цену деления шкалы измерительного прибора, научиться пользоваться приборами
Тема
Пространство
Методы измерения длины
Анализировать результаты, полученные при измерениях
Транспортир и углы
Применение знаний по математике, геометрии
Углы в астрономии и географии
Применение знай по математике. Нахождение материала и анализ найденного
Измерение площадей неправильной формы
Применение знаний по математике и обобщение полученных знаний. Отработка вычислительных и измерительных навыков на моделях
Измерение площадей правильной формы
Применение знаний по математике и обобщение полученных знаний. Отработка вычислительных и измерительных навыков на моделях
Объемы разных тел
Применение знаний по математике и обобщение полученных знаний. Отработка вычислительных и измерительных навыков на моделях
Измерение объема тела с помощью физических приборов
Применение знаний по математике и обобщение полученных знаний. Отработка вычислительных и измерительных навыков на моделях
Расчет объема и площади
Применение знаний по математике и обобщение полученных знаний. Отработка вычислительных и измерительных навыков на моделях
Занимательные задачи
Анализировать полученный вывод
Задачи в картинках
Анализировать полученный вывод, работы в группах.
Тема
Время
История развития часов
Анализировать информацию и систематизировать знания
Календари
Анализировать информацию и систематизировать знания
Измерение времени движущихся тел
Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков, оформлять расчетные задачи
Тема
Движение
Движение и траектория
Определять траекторию движения тела, находить перемещение, давать характеристику движущемуся телу.
Прямолинейные и криволинейные движения
Давать характеристики данным видам движения
Путь
Переводить основную единицу пути в кратные и обратно, представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков, определять путь, пройденный за данный промежуток времени, оформлять расчетные и графические задачи
Скорость
Определять скорость аналитическим и графическими способами, графически изображать скорости, устанавливать зависимость изменение скорости движения тела от его массы
Равномерное и неравномерное движение
Различать равномернее и неравномерное движение
Движение планет Солнечной системы
Доказывать относительность движения, рассмотрение вопросы движения небесных тел солнечной планеты во Вселенной
Тема
Взаимодействие
Взаимодействие тел
Описывать явление взаимодействия тел, приводить примеры взаимодействия, приводящие к изменению скорости, объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы
Деформация твердых тел
Виды сил
Классифицировать силы, характеризовать каждую силу, графически в масштабе, изображать силу и точку ее приложения, анализировать опыты по действию различных сил
Закон всемирного тяготения
Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире. Различать изменение силы тяжести от удаленности от поверхности Земли
Закон Гука
Объяснять зависимость физических величин, сопоставлять и находить величины аналитическим и графическим способом, Отличать силу упругости от силы тяжести
Сложение сил
Экспериментально находить равнодействующую двух и более сил; анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы. Рассчитывать равнодействующую сил
Векторное сложение сил
Применять знания из курса математики, географии, биологии к решению задач. Обрабатывать навыки устного счета
Архимедова сила
Выводить формулу для определения выталкивающей силы, работать с текстовыми задачами, анализировать выводы по закону Архимеда, объяснять причины плавания тел, применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел
Движение в картинках
Анализировать физические явления и делать соответствующие физические выводы. Классифицировать явления, абстрагировать явления, обобщать выводы.
Занимательные задачи
Решать образные, логические, графические задачи.
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Учебно-методическое обеспечение реализации курса внеурочной деятельности реализуется за счет постоянно действующей на сайте методической службы издательства БИНОМ авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru).
Кроме этого используются:
Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы : 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Груздева Н.В. Окружающий мир: Мироздание. Интегративное учебное пособие. Спб.1998г.
Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн. 2011г.
Моррис Р., Корк Б., Гоутмэн К. и др. Тайны живой природы. М. Росмэн. 1995г.
Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 1994г.
Тейлор Ч., Поулп С. КнигаОксфорд. М. Астрель АСТ, 2001г.
Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвящение. 1994г.
Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2000г.
Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 5-6 класс. СТП. 2001-2003г.
Гуревич А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С., Физика. Химия. 5-6 класс, Дрофа, 1998-2001г.
Системно - деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть оснащен комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
Кабинет физики кроме лабораторного и демонстрационного оборудования должен быть также оснащен:
комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа-проектором и интерактивной доской;
учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);
картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;
комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.
№
Дата по плану
Дата по факту
Тема занятия, форма проведения занятия
Содержание
Требования к результатам
Форма контроля (примерные темы проектов)
Мы познаем мир, в котором живем (6 часов)
1
Что такое физика.
Экскурсия.
Природа. Явления природы.
Общие предметные результаты обучения:
феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;
умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно - следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частные предметные результаты обучения:
умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движение, колебания нитяного и пружинного маятников;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, силы Архимеда от объема тела, периода колебаний маятника от его длины;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Метапредметные результаты обучения:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные результаты обучения:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами.
Как проводить наблюдения
Как проводить опыты.
Зачем нужны точные наблюдения.
Измерительные приборы.
Опыты Галилея.
Меры длины.
Планета Земля - наш дом.
История происхождения метра.
Точность измерения.
2
Методы научного познания.
Экскурсия.
Наблюдения и опыты.
Что мы знаем о строении Вселенной.
3
Моделирование.
Лабораторная работа №1 Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.
4
Физические величины и их измерение.
Математическая запись больших и малых величин.
5
Измерительные приборы.
Лабораторная работа №2 Изготовление линейки и её использование.
6
Лабораторная работа №3
Определение цены деления измерительного прибора.
Измерительные приборы. Погрешности измерений.
Пространство (10 часов)
Как измерить неизмеримое.
Зачем измеряют площадь поверхности разных тел.
Как и для чего измеряют объем тел.
Как измерить толщину волоса.
Как определить объем капли.
Как определить площадь поверхности России.
Как определить площадь поверхности Черного моря.
Как определить площадь полуострова Ямал.
Какую площадь занимает Москва.
1
Пространство и его свойства.
Экскурсия.
Пространство – основное понятие всех разделов физики.
2
Измерение размеров различных тел.
Измерение линейных размеров тел.
3
Лабораторная работа №4
Различные методы измерения длины.
Меры длины: дециметр, сантиметр.
4
Углы помогают изучать пространство.
Лабораторная работа №5
Измерение углов при помощи транспортира.
5
Измерение углов в астрономии и географии.
Экскурсия.
Ориентация на местности при помощи компаса.
6
Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей.
Лабораторная работа №6
Измерение площадей разных фигур.
7
Как и для чего измеряют объем тел.
Лабораторная работа №7 Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
8
Работа над проектом.
Самостоятельная работа над проектом.
9
Защита проекта.
Презентация проекта.
10
Защите проекта.
Время (3 часа)
1
Время. Год. Месяц. Сутки. Календарь.
Экскурсия.
Время – основное понятие всех разделов физики. Единицы измерения времени.
Как измеряют время.
История происхождения месяца (года, недели).
История календаря.
Родословная секунды.
От песочных до атомных часов.
2
Измерение интервалов времени.
Лабораторная работа №8 Измерение периода колебаний маятника.
3
Защита проекта.
Презентация проекта.
Движение (6 часов)
1
Механическое движение. Траектория.
Экскурсия.
Механическое движение как один из видов движение в физике.
Способы измерения пройденного пути.
Как измерить расстояние на карте.
Измерения длины криволинейной траектории.
Самые быстрые (медленные) животные.
Самые быстрые (медленные) явления.
Траектория движения планет.
Рекорды скорости.
Скорость движения автобуса в городе.
Солнечная система.
2
Прямолинейное и криволинейное движение. Путь.
Лабораторная работа №9 Изучение движение автомобиля по дороге (по рисунку учебника).
3
Скорость. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость равномерного и неравномерного движения.
4
Лабораторная работа №10 Изучение равномерного прямолинейного движение бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
Лабораторная работа №11 Изучение неравномерного прямолинейного движение бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
5
Относительность движение.
Лабораторная работа №12 Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.
6
Движение планет Солнечной системы.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Взаимодействия (10 часов)
1
Взаимодействие тел. Земное притяжение. Движение невзаимодействующих тел.
Лабораторная работа №13
Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.
Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости.
Земное притяжение.
Почему падают тела?
Загадки трения.
Я обвиняю силу трения.
Я защищаю силу трения.
Архимедова сила.
Можно ли согнуть стальной рельс?
Почему едет автомобиль?
Деформации (растяжение, сжатие, изгиб, ...) в нашей жизни.
Может ли муха победить слона?
Как поднять автомобиль?
Как удержать равновесие.
Равновесие в цирке.
Почему не падает Пизанская башня?
Несгибаемый колос.
Энергия воды.
Использование энергии ветра.
Энергетические ресурсы.
Движение невзаимодействующих тел.
2
Упругая деформация.
Лабораторная работа №14 Исследование зависимости удлинения пружины от силы её растяжения.
3
Сила.
Лабораторная работа №15 Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
4
Трение.
Лабораторная работа №16
Изучение зависимости силы трения от веса тела.
5
Силы в природе: сила трения, сила тяжести, сила трения, сила упругости.
Виды сил.
6
Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила.
Сила – векторная величина, точка приложения силы, сложение двух сил, направленных по одной прямой.
7
Архимедова сила.
Лабораторная работа №17 Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
8
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.
Лабораторная работа №18 Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.
9
Защита проекта.
Презентация проекта.
10
Защита проекта.