Рабочая программа "Волшебные ладошки" | Ворсина Александра Ивановна. Работа №308368
Рабочая программа "Волшебные ладошки" В этой программе можно реализовать с детьми рукоделие, лепку, рисование. Она помогает детям развить творческие способности, моторику рук. Программа реализуется для младшего школьного возраста. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и на детей начального образованияю В программе существует множество разделов для лепки, рисования. так же она воспитывает трудовое воспитание детей, помощь взрослым и многое другое. Рекуомендую эту программу для работы с детьми
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ЗАПАДНЫЙ МЦ СЕМЬЯ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В ГОРОДЕ ОКТЯБРЬСКИЙ
Согласовано Утверждаю
Заведующий ОСПДП Директор ГБУ РБ Западный МЦ Семья
в г.Октябрьский _________________ Р.Н.Ахметзянова _____Ю.С. Зайдуллина
Н.Ахметзянова
Принята на педагогическом совете в ОСПДП г. Октябрьский
Протокол №___ от_________
МЦСПСД _______ Р.Н.Ахметзянова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Волшебные ладошки
возраст детей – 3-9 лет
Срок реализации – 1 год
Авторы – составители:
Воспитатели ОСПДП в г. Октябрьский:
Данилова Аксана Валерьевна
Еникеева Эльвера Разиповна
г. Октябрьский – 2021
I. Пояснительная записка
Направленность дополнительной, общеразвивающей программы согласно федерального закона об образовании № 273 ст. ч 2 п. 9.. На основании закона, была разработана модифицированная программа.
Направленность программы Волшебные ладошки по содержанию является художественной направленности.
Детский возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Данная программа ориентирована на достижения психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала детей 3-9 лет, воображения, фантазии. Занятия по ручному труду вносят вклад в психическое развитие ребенка. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых физических закономерностей, познанию свойств различных материалов. Ребенок обладает разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость. Использование на занятиях художественного слова и музыкальных отрывков, создает определенные условия, при которых происходит формирование эстетических чувств детей. Занятия по ручному труду способствуют познанию окружающей действительности, развивают пространственно-конструктивное мышление, зрительную память, мелкую моторику рук, речь.
На занятиях по данной программе присутствует:
- личностно-ориентированный подход, при этом учитываются психологические особенности каждого ребенка.
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
- проведение подготовительной работы;
- обогащение знаниями окружающего мира:
- создание условий для всемерного личностного роста;
Занятия по ручному труду проводятся в виде практикумов и позволяют удовлетворить потребности ребенка, а именно:
- желание практически действовать предметами, которое предполагает получение определенного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что может вызвать одобрение окружающих.
Занятия разработаны с учетом того, чтобы ребенок, вновь пришедший в социальный приют, смог влиться в процесс творческой деятельности, несмотря на его развитие, развитие его ручных умений и навыков.
Новизна: программа Волшебные ладошки – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Программа ориентирована на применение разных видов ручного труда с использованием разнообразных материалов, в том числе нетрадиционных и бросового (лепка, аппликация, конструирование). Практические задания способствуют развитию у детей творческого воображения, любознательности, наблюдательности, пространственных представлений, познанию свойств различных материалов, овладению разнообразными способами практических действий, приобретению ручной умелости и появлению созидательного отношения к окружающему.
Педагогическая целесообразность в создании данной программы в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей (разновозрастная группа). Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Актуальность программы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Ребенок обладает разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость. Использование на занятиях художественного слова, музыкальных отрывков создает определенные условия, при которых происходит формирование эстетических чувств детей. Занятия кружковой работы способствуют познанию окружающей действительности, развивают пространственно - конструктивное мышление, зрительную память, мелкую моторику рук, речь.
Занятия по данной программе Волшебные ладошки дают возможность познавать окружающий мир через природу, получать удовлетворение от занятий.
Дети на занятиях овладевают необходимыми в жизни приемами ручной работы с различными материалами /бумагой, картоном, природным материалом, фольга, ткань и т.д./. Заготавливают природный материал /сбор, сушка, окраска/, подготавливают бумагу /окрашивание, скатывание круглых и овальных заготовок/.
Цель программы: создать благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей детей, развитие выдумки и творчества у детей с 3 - 9 лет дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.
Задачи программы:
- Формировать интерес дошкольников к художественной деятельности;
- Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
- Развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников на свою продуктивную деятельность.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение воспитанников к активной познавательной и творческой работе.
Модифицированная программа Волшебные ладошки составлена на основе программы Кожохиной С.К. Путешествие в мир искусства. Издательство ТЦ Сфера, 2002.
Контингент, особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: программа рассчитана на детей 3 – 9 лет. На занятиях будут учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Задания будут усложняться в зависимости от возраста детей и их способностей.
Сроки реализации: 1 год.
Формы проведения занятий:
- групповая - ориентирует детей на создание творческих пар, которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы:
- фронтальная - предполагает подачу нового материала всему коллективу детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе;
- индивидуальная - предполагает самостоятельную работу детей, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны воспитателя. Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества детей: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить детей к участию в выставках и конкурсах.
Режим занятий: программа рассчитана на детей 3 - 9 лет, 34 часа в год. Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю по 20 минут.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия.
У воспитанника будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности /неуспешности творческой деятельности.
Воспитанник получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Воспитанник научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку воспитателя;
различать способ и результат действия.
Воспитанник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Воспитанник сможет:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Воспитанник получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия.
Воспитанник научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно - следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Воспитанник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе дети получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе.
Воспитанники будут знать:
названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Воспитанники будут уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделие по образцу, по замыслу; правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.
Формы аттестации: анкетирование, тестирование, устный опрос, участие в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях).
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – карта оценки результатов освоения программы, выставка детских работ, творческая мастерская.
II. Учебно – тематический план
№п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Теория
Практика
Всего
1
Ведение. Первичная диагностика знаний, умений и навыков
1
1
Устный опрос, Самооценка воспитанников своих знаний и умений
2
Экскурсия. Соберем букет из осенних листьев.
1
1
2
Беседа
3
Волшебница природа!
Флористика
1
8
9
Выставка детских работ
Изготовление
композиций из засушенных листьев
Конкурс творческих работ
Аппликация Осенний листопад
Устный опрос
Декоративная композиция Осенний лес. Коллективная работа
Наблюдение
Изготовление животных из шишек
Беседа
Осенняя фантазия- поделки по замыслу воспитанников
Самооценка воспитанников своих знаний и умений
Объемная аппликация Морской аквариум
Дидактическая игра
4
Бумажные фантазии
Аппликация Новогодняя снежинка
8
8
Выставка детских работ
Рисование + аппликация Новогодняя открытка
Конкурс творческих работ
Аппликация Снеговик
Самооценка воспитанников своих знаний и умений
Аппликация Новый год
Наблюдение
Аппликация Елочка – зеленая иголочка
Деловая игра
Рисование Снежный лес
Дидактическая игра
Изготовление аппликаций Зимняя веточка
Анкетирование
Изготовление снежный фигурок
Устный опрос
5
Пластилиновая страна
Плоская лепка Бабочка - красавица
7
7
Наблюдение
Открытка к 23 февраля
Самооценка воспитанников своих знаний и умений
Композиция из семян с использованием пластилина аппликации
Конкурс творческих работ
Открытка к 8 марта
Беседа
Поделки из пластилиновых шариков (Коллективная работа)
Выставка детских работ
Сказочная птица - рисование пластилином
Устный опрос
Лепка Лесная полянка
Дидактическая игра
6
Остров ненужных вещей
Изготовление цветов из цветных салфеток Цветы в вазе
7
7
Устный опрос
Обрывная аппликация попугай
Письменный опрос
Изготовление поделок из пластиковых тарелок
Наблюдение
Комбинированная аппликация Цветы из стружки
Анкетирование
Поделка к 9 мая
Самооценка воспитанников своих знаний и умений
Лепка Танк
Дидактическая игра
Итоговое занятие. Изготовление поделок по замыслу воспитанников Моя любимая игрушка
Выставка детских работ
Календарный учебный график
N п/п
Месяц
Число
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во
часов
Тема
занятия
Место
проведения
Форма контроля
1
сентябрь
4
I половина дня
Устный опрос, Самооценка воспитанников своих знаний и умений
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Первичная диагностика знаний, умений и навыков
ОСПДП в г. Октябрьский
беседа, диалог, оценка знаний и умений
2.1
сентябрь
11
I половина дня
беседа
1
Вводное занятие. Экскурсия в природу.
ОСПДП в г. Октябрьский
беседа, диалог,
2.2
сентябрь
18
I половина дня
Практическая работа
1
Соберем букет из осенних листьев.
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
3.1
сентябрь
25
I половина дня
беседа
1
История возникновения флористики
ОСПДП в г. Октябрьский
наблюдение
3.2
октябрь
2
I половина дня
Практическая работа
1
Изготовление композиций из засушенных листьев
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
3.3
октябрь
9
I половина дня
Практическая работа
1
Аппликация Осенний листопад
ОСПДП в г. Октябрьский
Творческая работа
3.4
октябрь
16
I половина дня
Практическая работа
1
Декоративная композиция Осенний лес. Коллективная работа
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
3.5
октябрь
23
I половина дня
Практическая работа
1
Декоративная композиция Птица из листьев. Коллективная работа
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
3.6
ноябрь
30
I половина дня
Практическая работа
1
Изготовление животных из шишек
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
3.7
ноябрь
13
I половина дня
беседа
1
Осенняя фантазия - поделки по замыслу воспитанников
ОСПДП в г. Октябрьский
Опрос, наблюдение
3.8
ноябрь
20
I половина дня
Практическая работа
беседа
1
Осенняя фантазия - поделки по замыслу воспитанников
ОСПДП в г. Октябрьский
Наблюдение, мультимедийная презентация
3.9
ноябрь
27
I половина дня
Практическая работа
1
Объемная аппликация Морской аквариум
ОСПДП в г. Октябрьский
Дидактическая игра
4.1
декабрь
4
I половина дня
Практическая работа
1
Аппликация Новогодняя снежинка
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
4.2
декабрь
11
I половина дня
Практическая работа
1
Рисование + аппликация Новогодняя открытка
ОСПДП в г. Октябрьский
Дидактическая игра
4.3
декабрь
18
I половина дня
Практическая работа
1
Аппликация Снеговик
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
4.4
декабрь
25
I половина дня
Практическая работа
1
Аппликация Новый год!
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
4.5
январь
15
I половина дня
Практическая работа
1
Аппликация Елочка – зеленая иголочка
ОСПДП в г. Октябрьский
Наблюдение
4.6
январь
22
I половина дня
Практическая работа
1
Рисование Снежный лес
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
4.7
январь
29
I половина дня
Практическая работа
1
Изготовление аппликации Зимняя веточка
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
4.8
февраль
5
I половина дня
Практическая работа
1
Изготовление снежных фигурок
ОСПДП в г. Октябрьский
Наблюдение
5.1
февраль
12
I половина дня
Практическая работа
1
Плоская лепка Бабочка – красавица
ОСПДП в г. Октябрьский
Опрос
5.2
февраль
19
I половина дня
Практическая работа
1
Открытка к 23 февраля
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
5.3
февраль
26
I половина дня
Коллективная работа
1
Композиция из семян с использованием пластилина аппликации
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
5.4
март
5
I половина дня
Практическая работа
1
Открытка к 8 марта
ОСПДП в г. Октябрьский
Дидактическая игра
5.5
март
12
I половина дня
Коллективная работа
1
Поделки из пластилиновых шариков (Коллективная работа)
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
5.6
март
19
I половина дня
Практическая работа
1
Сказочная птица - рисование пластилином
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
5.7
март
26
I половина дня
Практическая работа
1
Лепка Лесная полянка
ОСПДП в г. Октябрьский
Наблюдение
6.1
апрель
9
I половина дня
Практическая работа
1
Изготовление цветов из цветных салфеток Цветы в вазе
ОСПДП в г. Октябрьский
Наблюдение, опрос
6.2
апрель
16
I половина дня
1
Обрывная аппликация Попугай
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
6.3
апрель
23
I половина дня
1
Изготовление поделок из пластиковых тарелок
ОСПДП в г. Октябрьский
Наблюдение
6.4
апрель
30
I половина дня
1
Комбинированная аппликация Цветы из стружки
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
6.5
май
7
I половина дня
1
Поделка к 9 мая
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
6.6
май
14
I половина дня
1
Лепка Танк
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа
6.7
май
21
I половина дня
1
Итоговое занятие. Изготовление поделок по замыслу воспитанников Моя любимая игрушка
ОСПДП в г. Октябрьский
Выставка творческих работа, диагностика
34
Итого
III. Содержание программы
1. Введение (1 час)
Теория – 1 час
Введение.
Требования к поведению детей во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Диагностика знаний, умений, навыков
2. Экскурсии (2 часа)
Теория-1 час
Инструктажи для воспитанников, беседа, рассматривание деревьев, листочков, ознакомление детей со способами заготовки и хранения природного материала.
Практика-1час
Экскурсия в парк.
3. Волшебница природа! Работа с природным материалом (9часов)
Теория – 1 час
История возникновения флористики
Практика – 8 часов
Изготовление композиций из засушенных листьев - (1 час)
Аппликация Осенний листопад - (1 час)
Декоративная композиция Осенний лес Птица из листьев. (Коллективная работа) (2 часа)
Изготовление животных из шишек (1 час)
Осенние фантазии - поделка по замыслу воспитанников (2 часа)
Аппликация Морской аквариум (1 час)
4. Бумажные фантазии Работа с бумагой и картоном (8 часов)
Практика – 8 часов
Аппликация Новогодняя снежинка - (1 час)
Рисование + аппликация Новогодняя открытка- (1 час)
Аппликация Снеговик - (1 час)
Аппликация Новый год - (1 час)
Аппликация Елочка – зеленая иголочка - (1 час)
Аппликация Снежный лес - (1 час)
Изготовление аппликаций Зимняя веточка - (1час)
Изготовление снежных фигурок
(Коллективная работа) - (1час)
5. Пластилиновая страна Работа с пластилином (7 часов)
Практика – 7 часов
Плоская лепка Бабочка - красавица - (1 час)
Открытка к 23 февраля - (1 час)
Композиция из семян с использованием пластилина - (1 час)
Открытка к 8 марта - (1 час)
Поделки из пластилиновых шариков (Коллективная работа) - (1 час)
Рисование пластилином Сказочная птица - (1 час)
Лепка Лесная полянка - (1 час)
6. Остров ненужных вещей Работа из бросового материала
(7часов)
Практика – 8 часов
Изготовление цветов из цветных салфеток Цветы в вазе - (1 час)
Обрывная аппликация Попугай - (1час)
Изготовление поделок из пластиковых тарелок - (1 час)
Комбинированная аппликация Цветы из стружки - (1 час)
Поделка к 9 мая - (1 час)
Лепка Танк - (1 час)
Итоговое занятие. Изготовление поделок по замыслу воспитанников Моя любимая игрушка
IV. Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
практические занятия по изготовлению поделок и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Методы
Приемы
Объяснительно-
иллюстративные
Рассказ, показ, беседа
Репродуктивные
Практические занятия
Эвристические
Творческие задания
Правила по технике безопасности
С целью безопасного поведения воспитанников на занятии, педагог регулярно проводит инструктажи по технике безопасности.
Предусматриваются следующие правила по технике безопасности:
Правила поведения в группе.
Правила поведения во время экскурсии.
Правила обращения с ножницами.
Правила обращения с клеем.
Правила обращения с природным и бросовым материалом.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ребенок вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Воспитатель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность детей и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточной или буквой П.
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а воспитатель мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся в шкафу.
Таким образом, для работы необходимы:
Хорошо освещенная группа, столы, стулья, шкаф.
Набор рабочих инструментов: ножницы, линейка, карандаш, кисти.
Материал: цветная, гофрированная, бумага и картон, салфетки разных цветов, акварель, цветные карандаши, клей ПВА, бросовый материал (пластиковые стаканчики, тарелочки бутылки) бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, и др.). Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература.
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые документы
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03
6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам
7. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
2. Основная литература
1. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2013. – 212 с.
2. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2012. – 256 с.
3. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2013. – 214 с.
4. Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: АРТ, 2014. – 107 с.
5. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2014. – 156 с.
6. Симмонс К.К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2015. – 198 с.
7. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. - М.: Айрис-пресс, 2014. – 150 с.
8. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. - М.: Айрис-пресс, 2015 г.
9. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 2014. – 224 с.
10. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2013. – 217 с.
11. Черныш И.И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2015. – 160 с.
3. Интернет-ресурсы
1. Мастер-классы для Вас. - http://masterclassy.ru
2. Страна Мастеров. - http://stranamasterov.ru
3. Сайт МааМ.ру
4. http:// 1015.maam.ru
5. Сайт Страна Мастеров
6. http://stranamasterov.ru
7. Сайт Всё для детей
8. http://allforchildren.ru
Мониторинг образовательных результатов
Фамилия Имя воспитанника
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование,
лепка, аппликация, художественный труд:
создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передает
характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
знает особенности изобразительных
материалов (гуашь, акварель, мелки);
лепит предметы разной формы, используя
усвоенные приемы и способы;
использует разные способы вырезания и
обрывания бумаги для создания образов в аппликации.
Развитие конструктивной деятельности:
создает постройки по рисунку, схеме, по образцу,
по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали;
выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;
владеет способами построения замысла и
элементарного планирования своей деятельности.
Развитие детского творчества:
создает многофигурные композиции на всем
листе, используя фризовую и линейную композиции;
самостоятельно комбинирует знакомые техники,
помогает осваивать новые;
объединяет разные способы изображения
(коллаж);
варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций;
использует различные цвета и оттенки для
создания выразительных образов.
Уровень
высокий - все компоненты интегративного качества отмечены знаком +;
средний - большинство компонентов отмечены знаком +;
низкий - большинство компонентов отмечены знаком -.
26