Рабочая программа «Волшебный мир оригами» | Марина Юрьевна Затолокина. Работа №336140
Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения. Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта.
Рабочая программа «Волшебный мир оригами» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и предназначена для организации внеурочной деятельности школьников по художественно-эстетической направленности.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. Цель и задачи программы.… 3
1.2. Описание ценностных ориентиров содержания программы7
1.3. Особенности возрастной группы детей. 7
1.4. Режим занятий. 7
1.5. Ожидаемые результаты работы по программе…………………………………....8
1.6. Общие характеристики внеурочной образовательной деятельности, методов, форм работы, средств……………………………………………………………………11
1.7. Способы предъявления и объяснения материала…………………………………13
1.8. Система отслеживания и оценивания результатов16
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………………..…17
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………..28
IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ……………………………...30
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………31
Пояснительная записка
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок.
Сухомлинский В. А.
Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения. Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта.
Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.
Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Но прежде чем придумать свою фигурку в технике оригами, необходимо научиться правилам, отшлифованным веками. Надо узнать множество древних оригамных форм, классические модели оригами. Ведь все современный оригамный мир строится на древних традициях.
Недолгий путь создания оригамной фигуры особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы вы держите в руках готовую фигурку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. Ведь с готовой фигуркой можно поиграть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами - героями сказок. Создание оригамной фигуры похоже на чудо. Только что у ребенка в руках был лист бумаги. Несколько поворотов. И птица начинает махать крыльями! Или лягушка скачет по столу!
Рабочая программа Волшебный мир оригами составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой Художественное творчество в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и предназначена для организации внеурочной деятельности школьников по художественно-эстетической направленности.
Программа является составной частью основной образовательной программы школы, цель и задачи соответствуют цели и задачам основной образовательной программы школы. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно – урочной и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (в условиях введения ФГОС).
1.1. Цель и задачи программы.
Цель - ознакомлениедетей сискусством оригами,всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Методологической основой курса является системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа Волшебный мир оригами предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача информации производится различными способами (рисунки, схемы, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа Волшебный мир оригами предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный, творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У обучающихся формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Актуальность данной программы заключается в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения и ориентированными на лучшие конечные результаты.
Требования эти актуальны для выпускников школ. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями, а программа организации внеурочной деятельности Волшебный мир оригами вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
Цель программы будет достигнута при условии Я хочу это сделать сам.
1.2. Описание ценностных ориентиров содержания.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма – через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия – привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой
труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Особенности возрастной группы детей.
Разработанная мною программа внеурочной деятельности Волшебный мир оригами рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы (младшего школьного возраста 6-11 лет).
1.4.Режим занятий.
Программа рассчитана на 135 часов и предусматривает следующее распределение: 1 год обучения - 33 часа (1ч. в неделю), 2 - 4 год обучения – 34 часа (1ч. в неделю).
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
1.5.Ожидаемые результаты работы по программе.
К концу обучения обучающиеся должны
знать
уметь
Что такое оригами
Подбирать бумагу нужного цвета
Историю возникновения оригами
Выполнять разметку листа бумаги
Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
Пользоваться чертежными инструментами, ножницами
Название, приемы складывания модулей
Собирать игрушки – оригамушки
Необходимые правилатехники безопасности в процессе всех этапов работы
Составлять композицию из готовых поделок
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
Анализировать образец, анализировать свою работу
Предметными результатами изучения курса Волшебный мир оригами является формирование следующих знаний и умений.
Знать
что такое оригами;
основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
условные обозначения к схемам;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
различным приемам работы с бумагой;
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса Волшебный мир оригами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Личностными результатами изучения курса Волшебный мир оригами является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Общие характеристики внеурочной образовательной деятельности, методов, форм работы, средств
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
частично - поисковый.
Каждое занятие, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе, что позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).
Примерный план
Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).
Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
повторение действий прошлого занятия;
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия, форма основной детали, дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
повторение правил техники безопасности.
Практическая часть:
показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: Что здесь делаю?);
текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Применяемые технологии:
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
игровая технология;
здоровьесберегающие технологии;
проектная технология;
технология дифференцированного обучения;
информационные технологии.
Способы предъявления и объяснения материала.
Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: Треугольник, Воздушный змей, Двойной треугольник, Двойной квадрат, Конверт. На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.
Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция Островок в пруду. Работа рассчитана на 7 занятий. Это первая большая работа в 1 год обучения. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ. Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы. По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.
2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: Дом, Дверь, Рыба и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.
На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы для уроков, посвященных созданию композиции Дачный поселок из книги: Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия. Например, схемы изготовления водорослей в композиции Аквариум или схемы изготовления модулей для Ветки с игрушками.
На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: Чудесные превращения бумажного листа учат детей оформлять подарки, Оригами на праздничном столе – как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д.
На 3 этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: Катамаран, Птица, Лягушка. Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся. Впервые в программе появляется новый раздел: Оригами в Интернете. На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными сайтами, посвященными оригами. Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогут учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер.
Завершается обучение написанием сочинения-эссе Оригами в нашей жизни. В план сочинения можно включить следующие пункты:
мое знакомство с оригами;
чему я научился на занятиях оригами;
какие занятия мне наиболее запомнились, почему?
мои планы на будущее;
1.8.Система отслеживания и оценивания результатов.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализ для дальнейшей реализации в творчестве.
Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таки занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
1 класс (33 часа)
№
п/п
Тематическое
планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Знакомство с
оригами
1 ч.
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
Личностные
мотивация учения;
Коммуникативные
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
целеполагание;
волевая саморегуляция;
2
Квадрат – основная форма оригами
4 ч.
Знакомство с понятием базовые формы.
Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.
Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Познавательные
знаково-символические;
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
целеполагание;
волевая саморегуляция;
Личностные
самоопределение;
3
Базовая форма: Треугольник
5 ч.
Стилизованный цветок.
Лисёнок и собачка.
Яхта и пароход.
Стаканчик.
Синица и снегирь. Композиция Птицы в лесу.
Познавательные
поиск и выделение информации;
знаково-символические моделирование
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
постановка вопросов;
умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
целеполагание;
планирование и прогнозирование;
контроль;
коррекция;
Личностные
нравственно- этическое оценивание;
смыслообразование;
4
Базовая форма: Воздушный змей
5 ч.
Кролик и щенок.
Курочка и петушок.
Сова.
Сказочные птицы.
Композиция Домашние птицы на лужайке.
5
Базовая форма: Двойной треугольник
4 ч.
Рыбка и бабочка.
Головастик и жук.
Лилия.
6
Базовая форма: Двойной квадрат
3 ч.
Жаба.
Яхта.
Композиция
Островок в пруду.
7
Базовая форма Конверт
3 ч.
Пароход и подводная лодка.
Композиция В море.
8
Цветы к празднику 8 Марта
3 ч.
8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Познавательные
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
поиск и выделение информации;
Коммуникативные
постановка вопросов;
умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
планирование и прогнозирование;
контроль;
коррекция;
Личностные
нравственно- этическое оценивание;
9
Впереди – лето!
2 ч.
Парусный кораблик. Соревнования Гонки на столе.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
постановка вопросов;
оценка действий партнера;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
контроль и коррекция;
Личностные
нравственно- этическое оценивание;
10
Итоговые занятия
Оформление выставочных работ
3 ч.
Подведение итогов работы за год.
Беседа на тему Чему мы научились на занятиях?
Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса Самые умелые руки. Вручение грамот, призов.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
целеполагание;
оценка;
Личностные
самоопределение;
2 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое
планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Вводные занятия
2 ч.
Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.
Заполнение диагностической карты Оценка результатов освоения программы.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
Личностные
мотивация учения;
смыслообразование;
Коммуникативные
постановка вопросов;
контроль, оценка;
Регулятивные
планирование;
прогнозирование;
волевая саморегуляция;
2
Простые базовые формы
оригами
3 ч.
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Познавательные
знаково-символические
моделирование;
анализ;
Личностные
мотивация учения;
смыслообразование;
Коммуникативные
постановка вопросов;
планирование;
Регулятивные
целеполагание;
волевая саморегуляция;
3
Осенние
композиции
2 ч.
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.
Оформление композиций.
Познавательные
поиск и выделение информации;
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
мотивация учения;
смыслообразование;
Коммуникативные
постановка вопросов;
планирование;
контроль и коррекция;
Регулятивные
целеполагание;
волевая саморегуляция;
4
Базовая форма: Треугольник
3 ч.
Домик с крыльцом, домик с трубой.
Домик с верандами. Деревья и травы.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации;
знаково-символические;
построение логической цепи рассуждений;
Личностные
мотивация учения;
нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
планирование;
постановка вопросов;
контроль, оценка;
Регулятивные
планирование;
прогнозирование;
контроль, оценка
волевая саморегуляция;
5
Базовая форма: Воздушный змей
2 ч.
Лебеди (2 способа).
Утка с утёнком.
6
Базовая форма: Двойной треугольник
2 ч.
Тропическая рыбка.
Отделка модели.
7
Базовая форма:
Двойной квадрат
3 ч.
Золотая рыбка.
Краб.
Композиция Аквариум.
8
Базовая форма:
Конверт
2 ч.
Рыбка-бабочка.
Водоросли и камешки.
Оформление аквариума.
9
Базовая форма:
Рыба
4 ч.
Царевна-Лебедь.
Пингвин (2 способа).
Композиция Пингвины на льду.
10
Базовая форма:
Дверь
4 ч.
Мышь и поросёнок.
Бурёнка.
Композиция В деревне.
11
Поздравительная открытка
к празднику 8 Марта
3 ч.
Оформление поздравительной открытки.Конкурс Я люблю свою маму.
Познавательные
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
формулирование познавательной цели;
Коммуникативные
постановка вопросов;
умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
планирование и прогнозирование;
контроль;
коррекция;
Личностные
нравственно- этическое оценивание;
12
Итоговые занятия.
Оформление выставочных работ
4 ч.
Изготовление Бабочки и цветы.
Подведение итогов работы за год.
Выставка моделей, изготовленных в течение года.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
целеполагание;
оценка;
Личностные
самоопределение;
3 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое
планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Вводное занятие
2 ч.
История развития искусства оригами.
Входная диагностика.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации;
Личностные
мотивация учения;
Коммуникативные
построение речевых высказываний;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
2
Чудесные превращения бумажного листа
5 ч.
Закладки.
Коробки.
Изготовление и оформление подарков.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
мотивация учения;
Коммуникативные
построение речевых высказываний;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
3
Модульное оригами
5 ч.
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки.
Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка Ветка ели с игрушками.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации;
моделирование;
знаково-символические;
Личностные
мотивация учения;
нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
построение речевых высказываний;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
целеполагание;
контроль и коррекция;
волевая саморегуляция;
4.
Оригами на праздничном столе
5 ч.
Правила этикета.
Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
анализ и синтез;
Личностные
мотивация учения;
Коммуникативные
построение речевых высказываний, вопросов;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
5.
Валентинки из
оригами
1 ч.
Изготовление валентинок.
6.
Цветы к празднику 8 Марта
3 ч.
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
7.
Оригами – почта
3 ч.
Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.
Датское и английское письмо.Оригинальный конверт (2 варианта).
8.
Базовая форма Дом
2 ч.
Знакомство с новой базовой формой.
Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
постановка вопросов;
оценка действий партнера;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
контроль и коррекция;
Личностные
нравственно- этическое оценивание;
9.
Впереди – лето!
3 ч.
Складывание самолетов и истребителей.
Летные соревнования моделей.
10.
Итоговое занятие
2 ч.
Иллюстрация к сказке Теремок в технике оригами
Познавательные
формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
целеполагание;
оценка;
Личностные
самоопределение;
11.
Оформление
выставочных работ
2 ч.
Оформление тематических выставок: На лесной полянке, Мы встречаем Новый год, Цветы для наших мам.
4 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое
планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.
Вводное занятие
2 ч.
Беседа по охране труда.
Входная диагностика
обученности.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений;
Личностные
смыслоопределение;
смыслообразование;
Коммуникативные
постановка вопросов;
Регулятивные
контроль и оценка;
2.
Оригами в Интернете
3 ч.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами. Путешествие по стране оригами. Компьютерные презентации.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации;
Коммуникативные
постановка вопросов;
планирование;
Регулятивные
прогнозирование;
волевая саморегуляция;
Личностные
нравственно- этическое оценивание;
3.
Изделия из складки
4 ч.
Гвоздика. Роза.
Цветок в уголок. Декоративная композиция.
Китайская ваза.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
постановка вопросов;
оценка действий партнера;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
контроль и коррекция;
Личностные
нравственно - этическое оценивание;
4.
Базовая форма Катамаран
5 ч.
Знакомство с базовой формой Катамаран.
Модульное оригами.
Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
анализ, синтез, классификация;
Личностные
мотивация учения;
Коммуникативные
построение речевых высказываний;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
5.
Новогодние
украшения
4 ч.
Звезда из 8 модулей.
Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка.
Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Познавательные
моделирование;
анализ, синтез, классификация;
знаково-символические;
Личностные
мотивация учения;
Коммуникативные
построение речевых высказываний;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
6.
Базовая форма Птица
4 ч.
Знакомство с базовой формой Птица. Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик.
Ваза Два журавля.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
анализ, синтез, классификация;
Личностные
мотивация учения;
Коммуникативные
построение речевых высказываний;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
7.
Цветы и вазы
оригами
4 ч.
Игольчатая астра. Космея.
Крокус с листом.
Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
построение речевых высказываний, вопросов;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
планирование;
прогнозирование;
8.
Базовая форма
Лягушка
2 ч.
Знакомство с базовой формой Лягушка.
Складывание объемного цветка ирис.
9.
Творческие работы
2 ч.
Композиция Букет цветов. Объемная композиция Мой бумажный сад оригами.
10.
Итоговое занятие
2 ч.
Сочинение-эссе Оригами в нашей жизни.
Анализ работ.
Познавательные
доказательство;
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
оценка и коррекция;
11.
Оформление выставочных работ
2 ч.
Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
(33 часа)
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Знакомство с оригами
1
1
2.
Квадрат- основная фигура оригами
1
3
4
3.
Базовая форма Треугольник
1
4
5
4.
Базовая форма Воздушный змей
1
4
5
5.
Базовая форма Двойной треугольник
1
3
4
6.
Базовая форма Двойной квадрат
3
3
7.
Базовая форма Конверт
3
3
8.
Цветы к празднику 8 марта
1
2
3
9.
Впереди - лето!
2
2
10.
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
1
2
3
ИТОГО:
7
26
33
2 год обучения
(34 часа)
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся
1
1
2
2.
Простые базовые формы оригами
2
2
3.
Осенние композиции
2
2
4.
Базовая форма Треугольник
3
3
5.
Базовая форма Воздушный змей
2
2
6.
Базовая форма Двойной треугольник
2
2
7.
Базовая форма Двойной квадрат
3
3
8.
Базовая форма Конверт
3
3
9.
Новые базовые формы. Базовая форма Рыба
1
3
4
10.
Базовая форма Дверь
1
3
4
11.
Поздравительная открытка к празднику 8 марта
3
3
12.
Итоговое занятие
1
1
2
13.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
3 год обучения
(34 часа)
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Диагностика обученности учащихся
1
1
3.
Чудесные превращения бумажного листа
5
5
4.
Модульное оригами
1
4
5
5.
Оригами на праздничном столе
1
5
6
6.
Валентинки из оригами
1
1
7.
Объёмные цветы к празднику 8 Марта
3
3
8.
Оригами - почта!
3
3
9.
Базовая форма Дом
2
2
10.
Впереди – лето!
3
3
11.
Итоговое занятие
1
1
2
12.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
4 год обучения
(34 часа)
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводные занятия.
1
1
2
2.
Оригами в Интернете
1
2
3
3.
Изделия из складки
4
4
4.
Базовая форма Катамаран
1
4
5
5.
Новогодние украшения
4
4
6.
Базовая форма Птица
4
4
7.
Цветы и вазы оригами
4
4
8.
Базовая форма Лягушка
2
2
9.
Творческие работы
2
2
10.
Итоговое занятие
1
1
2
11.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
Материально – техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
для педагога
Афонькин С.В. Оригами и аппликация. - С.-Петербург: Кристалл, 2001. - 173с.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Москва, Аким, 2009
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, Литера, 2005
Корнева Г. В. Поделки из бумаги . - С.-Петербург: Кристалл, 2001. – 98с.
Оригами. Игрушки из бумаги. Выпуск 3 - Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1995. – 134с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010
Методическое обеспечение программы
1.Специальная, методическая литература.
2.Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
3.Ксерокопии схем создания изделий оригами.
4.Образцы изделий.
Технические средства обучения
Ноутбук
Проектор
Принтер
Экран
Список литературы
АсмоловА.Г., Г.В Бурменская, И.А. Володарская и др Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. (стандарт второго поколения).
Григорьев Д.В., Степанов П.В Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор, М.: Просвещение, 2011
Гусева Н., Зайкин М. Когда красота притягивает, а исследование увлекает.-М.,№4/2000
Проснякова Т.Н. Программа курса Художественное творчество, стр.91
Просняковова Т.Н. Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы - С.: Издательство Учебная литература, 2011
Т.Н.Проснякова Программа курса Художественное творчество, стр.91
Затолокина Марина Юрьевна, учитель начальных классов
6