Рабочая программа воспитательной работы для детей с ОВЗ в 7 классе | Полякова Светлана Викторовна. Работа №320848
Программа данного курса представляет систему воспитательных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в возрасте от 12 до 16 лет с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на один год обучения. Реализация программы способствует развитию личности обучающегося, раскрытию его индивидуальных способностей, которые не всегда удается выявить на уроке, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт обучающихся.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Табынская коррекционная школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Согласовано ________ Ф.С. Зайнетдинова Утверждаю __________Ф.А. Янышева
заместитель директора Директор ГБОУ Табынская коррекционная
«____»___________________2023 г. школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
«____»__________________2023 г.
Рабочая программа воспитательной работы в 7 классе
воспитателя высшей квалификационной категории
Поляковой Светланы Викторовны
Рассмотрено Принято на педагогическом совете
Методическим объединением воспитателей протокол № _____
Протокол № ___ от «___»________ 2023 г. от «___»________________ 2023 г.
Руководитель МО ___________ З.Н. Князева
2023-2024 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ 6 КЛАССА ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ПОЛЯКОВОЙ С.В. ………...
3
1.1.
Характеристика коллектива…………………………………………..
4
1.2.
Работа по приоритетным направлениям……………………………..
4
1.2.1. Спортивно-оздоровительное направление……………………
4
1.2.2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание………
5
1.2.3. Социальное и личностное развитие…………………………...
5
1.2.4. Общеинтеллектуальное и творческое развитие………………
6
1.2.5. Общекультурное и экологическое воспитание……………….
6
1.3.
Задачи воспитательной работы на 2023-2024 учебный год………..
7
Раздел 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………
8
2.1.
Критерии к сформированности навыков поведения у воспитанников среднего школьного возраста…………………….…
11
2.2.
Основные итоги воспитательной работы в плане социализации обучающихся среднего школьного возраста…………………….…..
12
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………
13
3.1. Личностное развитие……………………………………………..
13
3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность……………………...
14
3.3. Основы гражданского и патриотического воспитания………...
15
3.4. Основы социализации и общения………………………………..
16
3.5. Трудовая деятельность…………………………………………...
17
3.6. Творческое развитие……………………………………….……..
18
3.7. Досуговая деятельность……………………………………….….
19
3.8. Игровая деятельность…………………………………………….
20
3.9. Формирование культуры семейных отношений………………..
21
Раздел 4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...
36
Раздел 1. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ 6 КЛАССА ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ПОЛЯКОВОЙ С.В.
В 2022-2023 учебном году основной целью воспитательной работы являлось создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственной и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции.
Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи воспитательной деятельности:
Формировать у обучающихся позитивное отношение к труду, общественно-полезным делам, умению осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность через активную трудовую деятельность
;
Обеспечивать безопасное и комфортное пребывание обучающихся в
школе-интернате во внеурочное время
;
Помогать обучающимся в усвоении АООП программ
;
Развивать мыслительные процессы, творческие способности
;
Развивать познавательные процессы и интересы личности;
Развивать коммуникативные отношения
обучающегося
;
Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
Формировать полезные привычки;
Воспитывать
чувство коллективизма;
Воспитывать силу
, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялось воспитательная работа:
1. Спортивно – оздоровительное;
2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
3. Социальное и личностное развитие;
4. Общеинтеллектуальное и творческое развитие;
5. Общекультурное и экологическое воспитание.
1.1. Характеристика коллектива
В классе 6 человек: из них 1 девочка и 5 мальчиков. Четверым обучающимся 15 лет, двоим – 14 лет.
Навыки по самообслуживанию обучающимся в основном привиты. Обучающиеся знают правила личной гигиены, но иногда надо напоминать о своевременных действиях. В классе организовано дежурство по классу и по спальне. Все обучающиеся требуют постоянного контроля со стороны воспитателя и направляющей помощи в выполнении домашних заданий.
В течение года мною проводились занятия, индивидуальная, групповая коррекционная работа по намеченным направлениям. План на каждую четверть составлялся в соответствии с программой и планом работы школы-интернат. С родителями обучающихся был постоянный контакт по поводу различных вопросов.
1.2. Работа по приоритетным направлениям
1.2.1. Спортивно-оздоровительное направление
Для приобщения обучающихся к здоровому образу жизни постоянно проводилась работа по формированию санитарно-гигиенических навыков. Воспитывалась потребность в соблюдении правил личной гигиены, формировалось представление обучающихся об ответственности за собственное здоровье. Ежедневно проводилась утренняя гимнастика. Были проведены такие занятия, как: «Твое здоровье в твоих руках», «Вредные и полезные привычки», «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет», «В здоровом теле – здоровый дух». На прогулках организовывались подвижные игры. Особое внимание уделялось правильному питанию. Были проведены занятия: «Правильное питание – основа здоровья», «Витамины на грядке», реализован проект «Весенние хлопоты».
1.2.2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
В группе проведены занятия по темам: «Терроризму – НЕТ!», «Где добрые люди – там беды не будет», «О заботливом отношении к людям», «Не бывает прав без обязанностей». На этих занятиях ребята учились общаться, дружить, договариваться в конфликтных ситуациях.
В группе большое внимание уделялось патриотическому воспитанию: «Я люблю тебя, Россия!», «Символы моей Родины», «Башкортостан – мой край родной», «Чем богата земля наша», «Что мы “Родиной” зовем?», «Гимн, герб, флаг РФ», «Знай и люби свой край», «Вот село мое родное».
Большая работа была проведена к празднику Победы. Проведено открытое занятие «Салют Победы» с отрабатыванием нетрадиционных техник рисования.
Обучающиеся приняли активное участие во всех тематических неделях, конкурсах и мероприятиях школы: Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день и др. Были приготовлены подарки для родителей, изготовленные своими руками, ко всем праздникам.
К концу года обучающиеся стали более организованы, дружелюбны, любознательны.
1.2.3. Социальное и личностное развитие
В группе проводились занятия: «Поговорим о дружбе», «Вырабатываем законы дружбы», «Наши верные друзья – собаки», «Как не прослыть неприятным человеком?», «Справедливость к одноклассникам и к себе», «Забота о близких», «Мои домашние питомцы»; игры: «Вежливо-невежливо», «Если с другом вышел в путь», «Хорошие манеры»; поведенческий тренинг «Конфликт и перемирие».
Проводилась работа по профориентации, занятия «Профессия моих родителей», «Кому “спасибо” говорим?». Играли в дидактические игры «Угадай профессию» и «Чей инструмент?», где углубляли свои знания о различных профессиях.
1.2.4. Общеинтеллектуальное и творческое развитие
Постоянно проводились самоподготовки, где закреплялся изученный материал, а также занятия, направленные на развитие творческой активности обучающихся: рисование «Все краски осени на листве осенней», «Календарь природы», «Зимние узоры», «Весна идет, весне дорогу!», «Птички на веточке», «Моя любимая погода»; лепка «Овощи и фрукты», «В мире фантазий», «Жаворонки»; поделки «Дары осени», «Осенняя полянка», «Цветы для мамы» и др.
1.2.5. Общекультурное и экологическое воспитание
В течение года проводился цикл занятий «Наша школа – дом родной», «Пожарная безопасность в школе и дома», «Путешествие в страну вежливых слов» и др., где обучающиеся отрабатывали правила поведения в классе, спальне, столовой или на прогулке. Были проведены День защиты животных, День героев Отечества, День космонавтики, обучающиеся участвовали в акции «Покормите птиц зимой».
В течение года мною были пройдены курсы повышения квалификации: «Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования», «Обучение педагогических кадров навыкам оказания первой помощи», «Психолого-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра школьного возраста (младшая школа, подростки, старшеклассники) различных уровней развития (функционирования)», а также отмечено участие в Большом этнографическом диктанте.
* * *
Таким образом, анализируя работу за 2022-2023 учебный год, можно сказать, что задачи, поставленные в начале года, выполняются. Обучающиеся за этот год повзрослели, физически окрепли.
В следующем году необходимо продолжать начатую работу. Особое внимание следует обратить на создание сплочённого коллектива, на воспитание дружеских отношений.
1.3. Задачи воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
Учитывая опыт, результаты работы в этом учебном году я определила ряд задач на будущий год:
создание благоприятных условий для эмоционального, физического, умственного развития личности обучающихся
;
создание дружного коллектива
;
привитие обучающимся самостоятельности и ответственности
;
воспитание
нравственных качеств личности
.
Раздел 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание обучающихся происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся, удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно – полезной деятельности.
Данная программа предназначена для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. При выполнении программы планируется реализация индивидуального и дифференцированного подхода.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№
273-ФЗ
от
29.12.2012 (ред. от 04.08.2023)
;
ФГОС образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
), тяжелыми и множественными нарушениями развития,
утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
)
Худенко Е.Д., Титова В.В., Селиванова Е.Ю., Гаврилычева Г.Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей // М.: Изд-во «АРКТИ», 2010. – 312 с.
ФАООП УО ГБОУ Табынская КШИ на 2
0
23
-2024 учебный год
.
Программа данного курса представляет систему воспитательных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в возрасте от 12 до 16 лет с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на один год обучения.
Данная программа реализуется по следующим направлениям развития личности:
Личностное развитие.
Познавательная деятельность.
Охрана зд
оровья и физическо
е
развити
е
.
Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
.
Творческое развитие. Экологическое воспитание
.
Трудовое воспитание.
Досуговая
и игровая
деятельность.
В соответствии с новыми стандартами, необходимо, прежде всего, усилить мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Поэтому реализация программы способствует развитию личности обучающегося, раскрытию его индивидуальных способностей, которые не всегда удается выявить на уроке, развитию у обучающихся интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт обучающихся. Занятия направлены на то, чтобы каждый обучающийся мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цель программы: помочь обучающимся в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, эстетические, духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности, сформировать устойчивую убежденность в полной ответственности за свое здоровье; преодолеть комплекс невостребованности, своей неполноценности и зарядить воспитанников необходимым жизненным оптимизмом, который должен стать источником их жизнедеятельности.
Задачи программы:
формирование основ морали –
осознанной обучающимся необходимости определ
е
нного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремл
е
нности и настойчивости в достижении результата;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим
.
2.1. Критерии к сформированности навыков поведения у воспитанников среднего школьного возраста
л
ичностная идентификация: «Кто я?» – имя, фамилия, пол, внешность; знает родственные связи и свою социальную роль; домашний адрес и адрес школы-интерната;
называет и показывает на себе, других людях, игрушках, животных части тела и органы чувств; умеет объяснить, зачем нужны органы чувств и части тела; умеет осуществлять элемен
тарный уход за ними;
знает и выполняет элементарные правила уличного движения;
имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения;
умеет использовать жесты, интонацию для выражения своих потребностей, желаний, просьб;
знает и умеет следовать элементарным правилам поведения в различных ситуациях: в шко
ле, в транспорте, в общественных местах;
умеет дружить, не обижать сверстников, оказывать элементарную помощь;
понимает ответственность за сво
е
состояние здоровья;
владеет навыками личной гигиены,
само
обслуживающего труда: умеет чистить зубы, знает для чего это нужно, прич
е
сы
ваться, умываться,
пользоваться туалетом, проводить элементарный уход за одеждой и обувью; содержит сво
е
рабочее место в аккуратном состоянии, владеет элементарными навыками уборки;
знает правила поведения на уроке, при самоподготовке;
имеет представление об элементарных, нравственных и этических понятиях и применяет их в жизненных ситуациях;
имеет элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.); первоначальные представления о макросоциальном ок
ружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);
знает, что такое работа, зачем люди работают; что такое отдых, зачем нужен отдых, как можно отдыхать;
умеет находить себе дело, не бездельничать;
знаком с элементарными правилами ухода за комнатными растениями и животными;
знает и называет окружающие предметы, которыми пользуется в быту, во время отдыха, игры, труда;
знает и понимает, что многие предметы созданы трудом человека, ценит это;
знаком с традиционными праздниками.
2.2. Основные итоги воспитательной работы в плане социализации обучающихся среднего школьного возраста
Основными критериями является приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Личностное развитие
Создать условия для формирования:
развити
я
познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
развити
я
психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
формировани
я
и развити
я
коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формировани
я
навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Уметь:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (педагога, одноклассников), решая е
е
;
выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;
строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
пересказывать небольшие литературные произведения;
Знать:
правила поведения в школе, библиотеке, столовой, и выполнять их;
свое имя и фамилию, выражать свои желания, потребности;
Ф.И.О.
своих родителей
;
И.О. педагогов школы, работающих с
обучающимся
;
правила по технике безопасности и применять их на практике.
3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность
Создать условия для формирования:
ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
э
лементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Уметь:
распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма;
выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и физминуток на занятиях;
соблюдать правила питания;
вы
полнять гигиенические процедуры;
выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и физминуток на занятиях.
Знать:
сущность понятия «здоровье»;
факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле;
о роли правильного питания
;
правила личной гигиены и выполнять их;
знать и выполнять комплекс утренней гимнастики.
3.3. Основы гражданского и патриотического воспитания
Создать условия для формирования:
элементарных
представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
предст
авлений о символах государства –
Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России;
стремлений активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
умений отвечать за свои поступки.
Уметь:
называть главный город страны;
назвать сво
е
место жительства, город в котором он обучается, главные его достопри
мечательности
;
испытывать гордость за стойкость, героизм советских и российских воинов;
испытывать бережное отношение к историческим памятникам;
Знать:
знать герб, флаг, гимн России;
знать государственные праздники и традиции нашей страны;
правила поведения на торжественных мероприятиях, митингах, в общественных местах.
3.4. Основы социализации и общения
Создать условия для формирования:
умения ориентироваться в новой социальной среде;
коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать;
умений и навыков поведения в социуме
путём
организаци
и
и проведени
я
внеклассных мероприятий
;
умений включаться в специфические виды деятельности, которые способствуют получению значимых для себя и окружающих результатов, и социальную активность;
вовлечени
я
воспитанников в активную общественную жизнь школы и деятельность вне школы;
думающе
й
и чувствующе
й
, любяще
й
и активно
й
личности
, гот
ов
ой
к творческой деятельности.
Уметь:
высказывать свою точку зрения;
принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном;
г
оворить “нет” в опасных ситуациях;
искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях;
находить друзей по интересам;
правильно вести себя в общественных местах.
уметь устанавливать коммуникативные связи, соблюдать этически дисциплины и дисциплинарные дистанции в общении со взрослыми; уметь вливаться в специфические виды деятельности школы.
Знать:
способы взаимодействия с людьми;
самого себя и свои возможности;
придерживатьс
я норм общения с педагогами
.
3.5. Трудовая деятельность
Создать условия для формирования:
вовлечени
я
обучающихся
в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия;
воспитани
я
положительного отношения к труду взрослых, стремлени
я
оказывать им посильную помощь;
положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости;
навыков организации своей и общей работы;
положительных взаимоот
ношений между
обучающимися
в процессе
труда
:
умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Уметь:
проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
под контролем педагога ухаживать за одеждой, устранять непорядок в сво
е
м внешнем виде;
ответственно
выполнять обязанности дежурных
;
проявлять трудолюбие в работе, доводить начатое дело до конца;
планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
убирать в классе игрушки под контролем взрослого;
содержать свое учебное место в порядке под контролем взрослого.
под контролем взрослых выполнять навыки самообслуживания.
использовать в работе
веник, грабли, работать на клумбе, участке школьного двора в сквере,
работать в коллективе дружно, сообща.
Знать:
особенности назначения и целевого использования предметов труда
(лопата – убирать снег, веник – подметать класс);
элементарные представления об основных профессиях;
правила сухой и влажной уборки помещения и уметь применять их на практике;
основные предметы гигиены и правильно их применять;
правила
техники безопасности
и применять их на практике.
3.6. Творческое развитие
Создать условия для формирования:
представления о душевной и физической красоте человека;
умения видеть красоту природы, труда и творчества;
интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интереса к занятиям художественным творчеством;
стремления к опрятному внешнему виду;
отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
Уметь:
выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
выполнять основные при
е
мы работы с кистями, красками, клеем;
слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
проявляет интерес рассматриванию книг, картин при совместной деятельности педагога;
просматривать иллюстрации, прослушивать сказки;
положительно относятся к прослушиванию музыки;
самостоятельно разукрашивать;
слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога.
Знать:
традиции
художественной культуры родного края;
элементарную технологию разукрашивания красками, карандашами;
элементарную технологию
аппликацию.
3.7. Досуговая деятельность
Создать условия для формирования:
творческого потенциала каждого
обучающегося
;
творческой самореализации личности
обучающегося
;
способност
ей
у
обучающихся
в самых р
азличных видах
досуговой деятельности;
плодотворно
го
диалогово
го
досугово
го
общени
я
, позволяющему реализовать свои интересы в ходе взаимодействия с другими участниками;
навык
ов
общения, коллективного творчества.
Уметь:
оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя;
разумно и рационально использовать свой досуг;
принимать участие в игровых инсценировках и драматизациях при обучающей помощи педагога;
участвовать в играх-драматизациях при мотивации педагогов;
прослушивать д
етские музыкальные произведения;
создавать украшения, открытки, закладки, костюмы собственного изготовления.
Знать:
правила поведения в общественных местах и применять их на практике;
народные традиции проведения праздников
;
различные виды игр.
3.8. Игровая деятельность
развитие способности к интеллектуальному и эмоциональному самовыражению
обучающегося
; раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого
обучающегося
, через организацию игровой деятельности;
средствами игры способствовать разрешению проблем личностного развития воспитанников;
создать структурно
-
функциональную модель поэтапного обучения играм;
развивать сферы чувств, соучастия, сопереживания, активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес;
развивать у
обучающихся
вни
мание, память, воспитывать волю
;
способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, стремлению к взаимопомощи, созданию радостного настроения.
Уметь:
правильно проводить свое свободное время; уметь вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой деятельности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации;
договариваться с партн
е
рами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры
.
Знать:
названия и правила подвижных игр;
правила безопасности при занятии подвижных игр.
3.9. Формирование культуры семейных отношений
ознакомление с материальными условиями жизни семьи, е
е
психологическим климатом, особенностями поведения в семье;
ф
ормировать доброжелательные отношения
«семья – школа», «школа – семья».
постоянное информирование родителей о результатах уч
е
бы, воспитания, душевного состояния, развития
обучающихся
;
просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения
индивидов
, оказание им помощи;
ф
ормировать у
родителей
чувство
доверия
к
школе,
классу,
педагогам;
обеспечивать
соблюдение
прав
обучающихся
в
школе
и
контролировать
их
соблюдение
в
семье;
привлекать
родителей
к
заинтересованному
активному
участию
в
классн
ых
и
общешкольных
мероприятиях,
родительских
собраниях,
заседаниях
Совета
школы,
помощи
школе
в
хозяйственной
деятельности;
укрепление
у
обучающ
ихся
уважительного
отношения
к
родителям,
осознанного,
заботливого
отношения
к
старшим
и
младшим.
Раздел 4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Таблица – Календарный план по воспитательным модулям в 7 классе
№ недели
СЕНТЯБРЬ – Месячник профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Внимание, дети!»
ПОНЕДЕЛЬНИК
ВТОРНИК
СРЕДА
ЧЕТВЕРГ
СУББОТА
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Нравственное и духовное воспитание
Формирование экологической культуры и безопасного образа жизни
Основы гражданского и патриотического воспитания, социализация и общение
Культурно-творческое и эстетическое воспитание
Трудовое воспитание
Досуговая и игровая деятельность
1
2
3
4
5
6
7
I
02.09.2023
«Правила поведения в школе-интернате»
Беседа-инструктаж
03.09.2023
«День солидарности в борьбе с терроризмом «Мы помним Беслан». День окончания Второй мировой войны»
Беседа
II
04.09.2023
«Путешествие в
05.09.2023
«Правильное
06.09.2023
«Наша Родина –
07.09.2023
«Правила работы и
09.09.2023
«Правила поведения
10.09.2023
«Спортивная
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
страну этикета»
Беседа-игра
питание – залог здоровья»
Беседа
Россия»
Беседа
техника безопасности»
Беседа-инструктаж
в бане»
Инструктаж
эстафета»
Игры
III
11.09.2023
«Цветок толерантности» Занятие
12.09.2023
«Школа – наш дом. Мы – хозяева в нем»
Беседа о правилах поведения в школе
13.09.2023
«Мои обязанности» Беседа-рассуждение
14.09.2023
«Осень за окном» Рисование
16.09.2023
«Мы порядок наведем»
Трудовой час
17.09.2023
Подвижные игры с мячом
IV
18.09.2023
«Моя любимая сказка»
Беседа-рассуждение
19.09.2023
«Дорога и дети»
Занятие
20.09.2023
«Как я провел лето?»
Выставка рисунков
21.09.2023
«Лесная сказка»
Поделки из природного материала
23.09.2023
«Уход за обувью и демисезонной одеждой»
Практическое занятие
24.09.2023
«Веселые старты»
Игры
V
25.09.2023
«Этикет телефонного разговора»
Беседа
26.09.2023
«Природа родного уголка»
Беседа
27.09.2023
«К обеду бери хлеб в меру»
Занятие-игра
28.09.2023
«День пожилых людей»
Изготовление открыток
30.09.2023
Акция «Школьный двор»
Уборка пришкольной территории
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
ОКТЯБРЬ – Месячник правовых знаний «В мире Закона»
I
01.10.2023
«Международный день музыки»
Знакомство с творчеством композиторов-классиков
II
02.10.2023
«Удивительный мир профессий»
Интеллектуальная игра
03.10.2023
«Загадки природы»
Занятие-игра
04.10.2023
«Братья наши меньшие»
Беседа ко Дню защиты животных
05.10.2023
«Славим труд учителя»
Праздничный концерт к Международному дню учителя
07.10.2023
Операция «Уют»
Благоустройство спальный комнат
08.10.2023
«Спорт – здоровье. Спорт – игра».
Игры
III
09.10.2023
«Дорога доброте»
Беседа
10.10.2023
«Цвети, мой родной Башкортостан!»
Тематическое занятие ко Дню республики
11.10.2023
«Секреты здоровья»
Беседа
12.10.2023
«Дыхание осени»
Аппликация из сухих листьев
14.10.2023
«На прогулку в чистый двор»
Экологический рейд
15.10.2023
«День отца»
Праздничные мероприятия
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
IV
16.10.2023
«Школьный этикет»
Практикум
17.10.2023
«Правила безопасности»
Беседа-инструктаж
18.10.2023
«Государственные символы России»
Занятие
19.10.2023
«Дары осени»
Выставка творческих работ
21.10.2023
Самообслуживаю-щий труд
22.10.2023
Чтение русских народных сказок
V
23.10.2023
«Чудо земли – хлеб»
Беседа о бережном отношении к хлебу
24.10.2023
«Вредные привычки и их преодоление»
Беседа
25.10.2023
«Международный день школьных библиотек»
Занятие-экскурсия
26.10.2023
«Осенний букет»
Поделки из природного материала
28.10.2023
Каникулы
29.10.2023
Каникулы
VI
30.10.2023
Каникулы
31.10.2023
Каникулы
НОЯБРЬ – Месячник здорового образа жизни «Здоровье – это здорово»
I
01.11.2023
Каникулы
02.11.2023
Каникулы
04.11.2023
Каникулы
«Мы вместе сильны! Мы едины!»
Единый классный час ко Дню народного единства (дистанционно)
05.11.2023
Каникулы
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
II
06.11.2023
Каникулы
07.11.2023
«Профессия – пожарный»
Беседа-презентация
08.11.2023
«День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России»
Беседа
09.11.2023
«Моя любимая сказка»
Рисование
11.11.2023
«Уют своими руками»
Практикум
12.11.2023
«Синичкин день»
Изготовление кормушек
III
13.11.2023
«Декларация доброты»
Беседа
14.11.2023
«Осторожно! Огонь»
Беседа-инструктаж
15.11.2023
«Мои любимые книги»
Час чтения
16.11.2023
«Все мы разные, но мы вместе»
Выпуск плакатов
18.11.2023
«День рождения Деда Мороза»
Занятие
19.11.2023
Настольные игры
IV
20.11.2023
«Путешествие в страну Законию»
Классный час к Всероссийскому Дню правовой помощи детям
21.11.2023
«Планета Земля в опасности! Как я могу помочь?»
Клубный час
22.11.2023
«Символы нашей страны»
Беседа
23.11.2023
«Подарок для мамы»
Изготовление подарков ко Дню матери
25.11.2023
«Трудовой десант»
Практикум
26.11.2023
«День матери»
Праздничные мероприятия
V
27.11.2023
«Вежливые слова»
28.11.2023
«Природа родного
29.11.2023
«Героические
30.11.2023
«Наш герб»
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
Интеллектуальная игра
уголка»
Экскурсия в школьный сад
подвиги наших земляков на СВО».
Беседа
Конкурс рисунков ко Дню Государственного герба Российской Федерации
ДЕКАБРЬ – Месячник личной безопасности «Твоя безопасность в твоих руках»
I
02.12.2023
Операция «Уют»
Уборка спален
03.12.2023
Чтение башкирских народных сказок
II
04.12.2023
«День неизвестного солдата»
Беседа
«Дорога добра»
Акция к Международному дню инвалидов
05.12.2023
«День добровольца (волонтера) в России»
Тематическое занятие
06.12.2023
«Герои Отечества»
Тематическое занятие ко Дню героев Отечества
07.12.2023
«Зимняя палитра»
Час творчества
09.12.2023
«Новогодние узоры»
Оформление окон
10.12.2023
«Зимушка-зима»
Спортивные игры на свежем воздухе
III
11.12.2023
«Поэты о зиме»
Чтение художественной литературы
12.12.2023
«Конституция России – главный документ государства»
13.12.2023
«Москва – столица нашей Родины»
Игра-путешествие
14.12.2023
«Подарки Деду Морозу»
Новогодняя мастерская
16.12.2023
Акция «Сделаем нашу школу красивой»
Оформление школы
17.12.2023
Изготовление фигур из снега
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
Тематическое занятие ко Дню Конституции Российской Федерации
«Дорога добра»
Всероссийская акция
к Новому году
IV
18.12.2023
«Мы идем в магазин»
Игра-практикум
19.12.2023
«Покормите птиц зимой»
Изготовление кормушек
20.12.2023
«Поступок и ответственность»
Беседа-размышление
21.12.2023
«День государственных символов Российской Федерации»
Творческое занятие
23.12.2023
Акция «Сделаем нашу школу красивой»
Оформление школы к Новому году (продолжение)
24.12.2023
«День конституции Республики Башкортостан Беседа-презентация
V
25.12.2023
«Старинные обычаи и обряды встречи Нового года»
Беседа
26.12.2023
Инструктаж по правилам поведения в каникулярное время
27.12.2023
«Новогодние хлопушки – это не игрушки»
Инструктаж
28.12.2023
«Новогодние подарки для семьи»
Изготовление подарков
30.12.2023
Каникулы
31.12.2023
Каникулы
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
ЯНВАРЬ – Месячник трудового воспитания и профориентации «Трудом красив и славен человек»
I
01.01.2024
Каникулы
02.01.2024
Каникулы
03.01.2024
Каникулы
04.01.2024
Каникулы
06.01.2024
Каникулы
07.01.2024
Каникулы
II
08.01.2024
Каникулы
09.01.2024
«Что нельзя делать в Рождество?»
Беседа
10.01.2024
«Рождественские традиции»
Беседа
11.01.2024
«Рождественские ангелы»
Аппликация
13.01.2024
«Уют своими руками»
Практикум
14.01.2024
Просмотр рождественских фильмов
III
15.01.2024
«Мои увлечения и интересы»
Беседа
16.01.2024
«Берегите глаза и зрение»
Беседа
17.01.2024
«Мир вокруг нас»
Беседа
18.01.2024
«Каплетерапия»
Рисование каплями
20.01.2024
Самообслуживаю-щий труд
21.01.2024
«Взятие снежной крепости»
Игры
IV
22.01.2024
«Благодарность и недовольство»
Беседа
23.01.2024
«Всемирный день без Интернета»
Беседа
24.01.2024
«Как жили славяне»
Беседа об историческом прошлом России
25.01.2024
«Талантливые искорки
школы-интерната»
Смотр-конкурс детского и юношеского творчества
27.01.2024
«День снятия блокады Ленинграда. День освобождения Красной Армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима). День памяти жертв Холокоста»
28.01.2024
«Нам не холодно зимой»
Чтение стихотворений
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
Занятие
V
29.01.2024
«Щедрость и жадность»
Беседа
30.01.2024
«Сердце – наш мотор»
Беседа
31.01.2024
«Иностранец»
Дидактическая игра
ФЕВРАЛЬ – Месячник воинской славы России «Мы помним! Мы гордимся!»
I
01.02.2024
«Белый медведь»
Лепка из пластилина
03.02.2024
«Труд – дело чести. Будь в труде на первом месте».
Уборка территории
04.02.2024
«Веселые старты»
Игры
II
05.02.2024
«Мир профессий»
Классный час
06.02.2024
«Безопасность в сети Интернет»
Беседа-инструктаж
07.02.2024
«Что на моей Родине есть?»
Дидактическая игра
08.02.2024
«День российской науки»
Творческое занятие
10.02.2024
«Не сиди сложа руки, не будет скуки»
Практикум
11.02.2024
Чтение детских книг
III
12.02.2024
«Мое настроение» Дидактическая игра
13.02.2024
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
Занятие
14.02.2024
«О заботливом отношении к людям»
Беседа
15.02.2024
«День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»
17.02.2024
«Каждой вещи – своё место»
Практикум
18.02.2024
Творческие развивающие игры
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
Занятие
IV
19.02.2024
«Чувство обиды»
Решение ситуативных задач
20.02.2024
«Чтоб у Вас здоровье было – не забудь про пасту с мылом»
Занятие-игра
21.02.2024
«День Защитника Отечества»
Праздничные мероприятия, поздравление мальчиков
22.02.2024
«Есть такая профессия – Родину защищать!»
Изготовление открыток ко Дню Защитника Отечества
24.02.2024
«Лучшая заправка кровати»
Конкурс
25.02.2024
Подвижные игры на свежем воздухе
V
26.02.2024
«Почему бывает стыдно?»
Беседа
27.02.2024
«Окружающий нас мир, чистым сохранить хотим!»
Занятие-игра
28.02.2024
«Вежливые путешественники»
Занятие-игра
29.02.2024
«Весна пришла – верба расцвела»
Рисование
МАРТ – Месячник духовно-нравственного воспитания «Дорогою добра»
I
02.03.2024
«Генеральная уборка»
Практикум
03.03.2024
«Самые ловкие и умелые»
Игры
II
04.03.2024
«Твои поступки могут радовать и огорчать»
05.03.2024
«Что такое Красная книга?»
Беседа
06.03.2024
«В этот день особенный»
Праздничные
07.03.2024
«Моя мама лучше всех»
Изготовление
09.03.2024
«Чистка и сушка одежды и обуви в демисезонье»
10.03.2024
Настольные игры
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
Беседа
мероприятия, поздравление девочек
подарков для мам своими руками
Практикум
III
11.03.2024
«Радость послушания»
Беседа
12.03.2024
«Лес – наше богатство»
Занятие-презентация
13.03.2024
«Широкая Масленица»
Беседа об истоках праздника
14.03.2024
«Имею право знать»
Правовое занятие с элементами творчества
16.03.2024
Самообслуживаю-щий труд
17.03.2024
«Масленичные забавы»
Игры и соревнования на свежем воздухе
IV
18.03.2024
«Крым с Россией навсегда»
Классный час ко Дню воссоединения Крыма с Россией
19.03.2024
«Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
Занятие
20.03.2024
«Здоровая полость рта и красивая улыбка»
Флешмоб
21.03.2024
«Пробуждение природы»
Рисование
23.03.2024
Каникулы
24.03.2024
Каникулы
V
25.03.2024
Каникулы
26.03.2024
Каникулы
27.03.2024
Каникулы
28.03.2024
Каникулы
30.03.2024
Каникулы
31.03.2024
Каникулы
АПРЕЛЬ – Месячник экологического воспитания Весенний переполох»
I
01.04.2024
«Правда и ложь»
Беседа ко Дню смеха и розыгрышей
02.04.2024
«Мы здоровье сбережем!»
Беседа к Всемирному дню
03.04.2024
«Народные праздники»
Занятие
04.04.2024
Творческое занятие ко Дню особого ребенка и Всемирному дню
06.04.2024
«Кто опрятен – тот приятен»
Практикум
07.04.2024
Просмотр мультфильмов ко Дню российской анимации
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
здоровья
распространения информации о проблеме аутизма
Акция «Синяя птица»
II
08.04.2024
«День Здоровья»
Спортивное общешкольное мероприятие
09.04.2024
«Берегите нашу природу»
Беседа
10.04.2024
«Береза – символ России»
Занятие
11.04.2024
«Такой далекий, близкий космос»
Рисование ко Дню космонавтики
13.04.2024
Операция «Уют»
Уборка спален
14.04.2024
Чтение стихов и рассказов о весне
III
15.04.2024
«Старые сказки на новый лад»
Беседа
16.04.2024
«Пять цветов здорового питания»
Занятие-игра
17.04.2024
«Памятники родного края»
Занятие ко Дню памятников и исторических мест
18.04.2024
«Национальная одежда народов России»
Творческое занятие ко Дню национального костюма
20.04.2024
Уборка закрепленной территории
21.04.2024
«Здоровье и спорт»
Спортивные конкурсы и состязания
IV
22.04.2024
«Экологическая тропа»
Квест – игра к Всемирному дню
23.04.2024
«Родной свой край люби и знай»
Беседа
24.04.2024
«Страна Понимания»
Занятие
25.04.2024
«Гиацинт»
Пальчиковое рисование
27.04.2024
Самообслуживаю-щий труд
28.04.2024
Развивающие игры
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
Земли
V
29.04.2024
«Я и мои ценности»
Беседа
30.04.2024
«Дерево здоровья»
Дидактическая игра
МАЙ – Месячник гражданско-патриотического воспитания «Помним дни былые»
I
01.05.2024
«Праздник Весны и Труда»
Занятие
02.05.2024
Акция «Окна Победы»
Оформление окон ко Дню Победы
04.05.2024
Уборка закрепленной территории
05.05.2024
«Пасха радость нам несет»
Игры
II
06.05.2024
«Детские жалобы»
Индивидуальные беседы
07.05.2024
«По страницам Великой Отечественной войны» Мероприятие
08.05.2024
«Читаем детям о войне»
Чтение книг и рассказов о войне ко Дню Победы
Всероссийская акция «Бессмертный полк»
Мероприятие
09.05.2024
«Открытка ко Дню Победы»
Аппликация
11.05.2024
«Трудовой десант»
Уход за клумбой и цветами
12.05.2024
«Крепкая дружба»
Эстафета
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
7
III
13.05.2024
«Шкатулка добрых дел»
Занятие
14.05.2024
«Безопасное поведение летом»
Беседа-инструктаж
15.05.2024
«Где добрые люди – там беды не будет»
Беседа
16.05.2024
«Ниткография»
Рисование нитью
18.05.2024
Самообслуживаю-щий труд
19.05.2024
Спортивная эстафета
IV
20.05.2024
«Вот и стали мы на год взрослее…»
Беседа
21.05.2024
«Отдых на природе: что можно, а что нельзя?»
Беседа
22.05.2024
«Соблюдая ПДД – не окажешься в беде»
Занятие-игра, рисунки на асфальте
23.05.2024
Рисуем в технике штампования подручными средствами
25.05.2024
Каникулы
26.05.2024
Каникулы
V
27.05.2024
Каникулы
28.05.2024
Каникулы
29.05.2024
Каникулы
30.05.2024
Каникулы
31.05.2024
Каникулы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдошина Н.И., Ашенкова М.Ю., Бал О.М.
и др.
Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития
:
практико-ориентированная монография
// М.: Изд-во «Пробел», 2021. – 248 с.
Ануфриева Н.И., Каменец А.В., Григорьева Е.И., Казакова И.С., Ющенко Н.С. Теоретические и технологические основы социально-культурной деятельности
: учебное пособие
//
М.: Рос. гос. соц. ун-т, 2018.
– 153 с.
Воронкова В
.
В
.
, Эк В
.
В
.
, Перова М
.
Н
.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1
// Изд-во «Владос», 2018. – 304 с.
Воронкова В
.
В
.
, Эк В
.
В
.
, Перова М
.
Н
.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник
2 // Изд-во «Владос», 2020. – 224 с.
Журнал «Воспитание школьников» – № 1/2020,
№ 2/2021, № 6/2021,
№
2/2022, №
5/2022
, № 2/2023.
Казачёнок Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России
: м
етодические рекомендации
(
5-9 класс
) // Изд-во «Просвещение», 2014. – 238 с.
Кемерова Т.А.
Теория социально-культурной деятельности: учебное пособие
//
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 103 с.
Кучма В.Р., Г
узик
Е.О., Седова А.С.
Социально-гигиенический мониторинг в сфере гигиены и охраны здоровья детей и подростков: состояние, проблемы, новая концепция развития
// Гигиена и санитария.
– 2022. – Т. 101. – № 6. – С.
709-718
.
Худенко
Е.Д., Титова
В.В., Селиванова
Е.Ю., Гаврилычева Г.Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме
: п
особие для воспитателей и учителей //
М.:
Изд-во «АРКТИ», 2010. – 312 с.