Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа "Юный художник" | Варакина Марина Ивановна. Работа №254297

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Варакина Марина Ивановна
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный художник» разработана для занятий в начальной школе с учащимися 1-4 классов. Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана. Основным видом деятельности на занятиях по данной программе является изобразительная деятельность: традиционное и нетрадиционное рисование, лепка, аппликация.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный художник» разработана для занятий в начальной школе с учащимися 1-4 классов. Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана. Основным видом деятельности на занятиях по данной программе является изобразительная деятельность: традиционное и нетрадиционное рисование, лепка, аппликация. Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов творческой деятельности данного возрастного периода. 

Актуальность. В программе «Юный художник» сделан акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей изобразительной деятельностью: сочетание традиционных и нетрадиционных художественных техник и материалов. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изобразительная деятельность развивает в детях образное мышление, даёт возможность выразить свои впечатления в художественной форме. Она отражает состояние души человека, а также является одной из важнейших форм познания и видения красоты окружающего мира.

Цель программы - раскрытие творческого потенциала ребенка средствами изобразительной деятельности.

Исходя из поставленной цели, программа направлена на реализацию следующих задач:

Обучающие:

- формировать способность к творческому раскрытию, саморазвитию; - формировать у учащихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное; - изучить свойства различных художественных материалов и техник изобразительной деятельности; - познакомить с основами композиции; - научить приемам и технологиям изготовления различных художественных композиций.

Воспитательные : - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, отзывчивость, готовность сотрудничать; - воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство удовлетворения от работы;

Развивающие: - развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию; - развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; - развивать моторику, гибкость рук и точность глазомера;

Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена пробуждением живого интереса детей к изобразительной деятельности, как качественному источнику развития художественно-творческих способностей. 

 Адресат программы.  Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 1-4 класс.  Количество учащихся в группе: от 15 человек. Срок реализации 1 год.  

Формы организации учебной деятельности: Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы, занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога. Формы организации учащихся на занятии: групповая, индивидуальная. Традиционной формы проведения - учебное занятие, занятие - практикум, выставки. Часто работа проходит под классическую музыку известных композиторов, она задает настроение, способствуют концентрации внимания и более чуткому восприятию окружающего мира.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут, всего 34 часов в год.

Планируемые результаты: занятия изобразительной деятельностью помогут раскрыть творческий потенциал учащихся, увидеть и познать красоту окружающего мира, приобщить к миру искусства, развить художественный вкус, изучить свойства различных художественных материалов и техник;

Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

- устойчивый познавательный интерес к новым видам искусства, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности / не успешности творческой деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- адекватного понимания причин успешности / не успешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;

- планировать свои действия;

- адекватно воспринимать оценку педагога;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Учащийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- договариваться и приходить к общему решению.

Учащийся получит возможность научиться

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую

помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование темы

Кол-во часов

Творческое задание

1

Вводное занятие.

1

« Несуществующее животное»

2

Знакомство с волшебными красками. Три основных цвета.

1

« Волшебный цветок»

3

Нетрадиционная техника рисования-печатание листьями.

1

«Осенний лес»

4

Техника пуантилизм.

1

«Чудо - дерево»

5

Пластинография.

1

«Синичка на рябине»

6

Рисуем животных с помощью рук.

1

«Пёс» «Павлин»

 

7-8

Контраст цветов. Геометрический рисунок.

2

 

«Бабушкино одеяло»

9

Портрет мамы.

1

 

«Моя любимая мама»

10-11

Подарок для мамы.

2

 

«Сердечко для мамы»

12

Техника ниткография.

1

 

«Фантазийные узоры»

13-14

Холодные и теплые цвета.

2

 

«Летнее и зимнее солнышко»

15

Техника монотипия.

1

«Зимний пейзаж»

16-17

Изготовление ёлочных игрушек.

2

 

«Ёлочка» «Рукавичка»

18

Новогодняя открытка.

1

«Семья снеговиков»

19

Картина на диске. Пластилинография.

1

«Рождественская ночь»

20

Рисование с солью и клеем.

1

«Зимние узоры»

21

Подарок на 23 февраля. Открытка-аппликация.

1

«Подарок папе»

22

Рисование на мятой бумаге.

1

«Лес»

23

Аппликация. Подарок на 8 марта.

1

«Первые весенние цветы»

24-25

Лепка из теста солёного. Наши младшие друзья.

2

«Кот»

26

Рисование восковыми мелками и акварелью.

1

«Подводный мир»

27-28

Техника граттаж.

2

«Моя вселенная»

29

Техника декупаж.

1

«Пасхальное яичко»

30-31

Изготовление праздничной открытки. Подготовка к празднику 9 мая.

2

«День победы»

32

Настроение цвета. Рисование поролоновой губкой.

1

«Радость и грусть»

33

Подготовка к выставке.

1

 

34

Итоговое занятие. Выставка.

1

 

 

Всего

34

 

Содержание учебного плана

1.Тема: Вводное занятие. «Несуществующее животное».

Теория: Урок знакомства. Знакомство с программой. Правила поведения на занятиях. Оборудование рабочего места. Правила техники безопасности.

Практика: Рисование на тему «Несуществующее животное» цветными карандашами.

 

2.Тема: Три основных цвета. «Волшебный цветок».

Теория: Знакомство с волшебными красками. Практика: Рисунок цветка. Смешивание цветов.

 

3.Тема: Нетрадиционная техника рисования-печатание листьями.

Теория: Знакомство с новой техникой. Показ картин.

Практика: Рисование на тему «Осенний лес» с использованием смешанной техники: акварель, гуашь и оттиск осенних листьев. Развитие навыка композиционного решения изображения на листе.

 

4.Тема: Техника пуантилизм. «Чудо-дерево».

Теория: Знакомство с техникой пуантилизм. Техника работы с ватными палочками. Закрепление навыков композиционного размещения на листе.

Показ слайдов, картин.

Практика: Рисование на тему «Чудо-дерева» с использованием ватных палочек.

 

5. Тема: Пластинография. «Синичка на рябине». Теория: Техника работы с пластилином на цветном картоне. Практика: Изготовление картины из пластилина «Синичка на рябине».

 

6.Тема: Рисуем животных.

Теория: Изучаем технику рисования животных с помощью контура рук.

Практика: Рисунки животных «Пёс», «Павлин», с использованием гуаши и цветных карандашей.

 

7-8. Тема: Контраст цветов. Геометрический рисунок.

Теория: Показ картин, слайдов. Как создать контраст цвета. Геометрические рисунки.

Практика: Рисунок на тему «Бабушкино одеяло», выполненный в технике акварели или гуаши.

 

9. Тема: Портрет мамы.

Теория: Как нарисовать портрет. Просмотр рисунков, картин в жанре портрет.

Практика: Рисование портрета мамы на выставку к празднику «День Матери России» Материал на выбор гуашь, акварель, цветные карандаши.

 

10-11. Тема: «Сердечко для мамы» (подарок к празднику «День Матери России»).

Теория: Видео просмотр «Притча про ангела». Знакомство с техникой «аппликация из бумажных комочков».

Практика: Изготовление сердечка в технике «аппликация из бумажных комочков».

 

12.Тема: Техника ниткография.

Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой «ниткография». Сказка о ниточке. Со сказочными героями попадем в сказку о ниточке, узнаем, что вокруг живут разные линии.

Практика: Создание рисунка при помощи нити «Фантазийные узоры».

13. Тема: «Холодные и теплые цвета».

Теория: Знакомство с холодными и тёплыми цветами.

Практика: Рисование рисунка «Летнее и зимнее солнышко» в холодных и тёплых тонах.

 

14.Тема: Техника монотипия.

Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования-монотипия. Просмотр презентации по теме.

Практика: Рисунок «Зимний пейзаж» в технике монотипия.

 

15-16. Тема: «Изготовление ёлочных игрушек».

Теория: Традиции Нового года и Рождества. Какие игрушки бывают. Технология изготовления ёлочных игрушек.

Практика: Лепка ёлочных украшений «Ёлочка» и «Рукавичка», их декорирование, раскрашивание, покрытие лаком.

 

18.Тема: Новогодняя открытка.

Теория: Как сделать открытку своими руками. Изучение технологии изготовления.

Практика: Изготовление открытки - рисунка «Семья снеговиков». Картон, гуашь.

 

19.Тема: Картина на диске. Пластилинография.

Теория: Рассказ рождественской ночи. Технология изготовления.

Практика: Изготовление картины на СD диске в технике пластилинография «Рождественская ночь».

 

20.Тема: Рисование морозных узоров с солью и клеем.

Теория: Знакомство с новой нетрадиционной техникой. Обсуждение какие узоры на окнах бывают и как они образуются.

Практика: Рисунок «Зимние узоры» (акварель, свеча, соль, клей ПВА).

21.Тема: Подарок на 23 февраля. Открытка-аппликация.

Теория: Просмотр мультфильма о защитниках Земли Русской «Ослябя и Пересвет».

Практика: Изготовление открытки-аппликации.

 

22. Тема: Рисование на мятой бумаге.

Теория: Знакомство с техникой «рисунок на мятой бумаге».

Практика: Выполнение рисунка «Лес».

 

23. Тема: Подарок на 8 марта. Подарок на праздник 23 февраля «Лошадка».

Теория: Видео просмотр "Сколько любви в мамином сердце» .

Практика: Изготовление открытки-аппликации «Первые весенние цветы».

 

24-25. Тема: Лепка из теста солёного. Наши младшие друзья.

Теория: Знакомство с солёным тестом и инструментами. Простейшие способы лепки. Технология лепки кота.

Практика: Лепка кота из солёного теста.

Весна в картинах русских художников, показ открыток, фотографий, репродукций.

 

26. Тема: «Подводный мир». Теория: Просмотр короткометражного фильма о красоте подводного мира и его обитателях. Знакомство с техникой рисования восковыми мелками и акварелью.

Практика: Рисунок «Подводный мир».

 

27-28. Тема: Техникой «граттаж».

Теория: Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой «граттаж». Особенности работы в технике граттаж.

Практика: Рисунок ко Дню Космонавтики «Моя вселенная».

 

29. Тема: Техника декупаж.

Теория: Вторая жизнь вещей. Знакомство с техникой декупаж.

Практика: Украшение пасхального яичка в технике декупаж (салфетки с рисунком и желатин).

 

30-31. Тема: Открытка «День Победы».

Теория: Победа русского народа. Технология изготовления аппликации.

Практика: Подготовка к празднику 9 мая. Изготовление открытки.

 

32.Тема: Настроение цвета.

Теория: Знакомство с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.

Практика: Рисование при помощи поролоновой губки рисунков «Радость и грусть». Упражнения на создание контрастной гаммы цветов, выражающей состояние грусти и радости, используя соответствующие цветовые сочетания. Разместить веселого и грустного персонажей на соответствующий фон, сочинить название работе.

33.Тема: Подарок мамам.

Теория: Беседа о празднике.

Практика: Выполнение открытки из цветной бумаги и картона «Первые весенние цветы».

 

34.Тема: Итоговое занятие. Выставка.

 

 

 

Методическое обеспечение программы

Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у учащихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);

практический (ролевые игры, изготовление картин,

поделок

)

.

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

 

Методы создания положительной мотивации обучаемых:

эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;

волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.

Методическое и техническое оснащение.

Художественные средства:

методические пособия и книги по нетрадиционным техникам рисования;

энциклопедии;

литературные

произведения

(

тематические

).

Наглядные средства:

стенды (правила техники безопасности и др.);

иллюстрационный

тематический

материал

,

презентации

.

демонстрационные работы и образцы в нетрадиционной технике рисования.

Технические средства:

видео-аудио

материалы

компьютер

Принципы, лежащие в основе программы:

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому

» »

(научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

Принцип развивающего характера художественного образования;

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, уважение к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей);

Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

Принцип обратной связи (совместное обсуждение с учащимися того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы.);

Принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение).

Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.

 

Формы подведения итогов работы по каждой теме или разделу.

Подведение итогов осуществляется в виде составления индивидуальных и коллективных готовых поделок-выставок, фотоотчетов.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения темы;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Итогом работы учащихся может стать участие в конкурсах детского творчества на школьном, муниципальном, областном и федеральном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

Программа «Юный художник» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)

2.Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;

3.Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вст. в силу с 31.03.2015)

Методическая литература:

Алексеева

С.С

.О цвете и красках.

М.: Искусство,1962.-54с

Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 2000

Беда

Г.В.Основы

изобразительной грамоты. -

М.:Просвещение

,1989.-170с.

Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. -

М.:Просвещение

, 1979.-

78с.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству -

М.:Просвещение

,1982.-81с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

Гаврина С.Е.,

Кутявина

Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2003.

Давыдова Г.Н. «Детский дизайн»

Пластилинография

.

2008, 80

стр

..

Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать мир.

«

Просвещение

»

Москва

2000

Дитрих А.,

Юрмин

Г., Кошурникова Р. Почемучка - М.,1993.

Емельянова

Т.«

Большая

книга рисования» Астрель.

Полиграфиздат

.

Москва 2010г.

Емельянова Т. Рисуем животных: от бабочки до

динозавра .

– М.: Астрель, 2011г. – 31 с.

Есафьева

Г.П. «Учимся рисовать» Ярославль.

Академия

развития

 

2006г

.

 

Интернет-ресурсы.

 

http://www.edu54.ru/node/114729

;

http://wiki.saripkro.ru/index.php/;

http://

www.psylist.net

;

http://www.inteltoys.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×