Рабочая программа "Юный художник" | Варакина Марина Ивановна. Работа №254297
Автор: Варакина Марина Ивановна
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный художник» разработана для занятий в начальной школе с учащимися 1-4 классов. Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана. Основным видом деятельности на занятиях по данной программе является изобразительная деятельность: традиционное и нетрадиционное рисование, лепка, аппликация.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный художник» разработана для занятий в начальной школе с учащимися 1-4 классов. Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана. Основным видом деятельности на занятиях по данной программе является изобразительная деятельность: традиционное и нетрадиционное рисование, лепка, аппликация. Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов творческой деятельности данного возрастного периода.
Актуальность. В программе «Юный художник» сделан акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей изобразительной деятельностью: сочетание традиционных и нетрадиционных художественных техник и материалов. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изобразительная деятельность развивает в детях образное мышление, даёт возможность выразить свои впечатления в художественной форме. Она отражает состояние души человека, а также является одной из важнейших форм познания и видения красоты окружающего мира.
Цель программы - раскрытие творческого потенциала ребенка средствами изобразительной деятельности.
Исходя из поставленной цели, программа направлена на реализацию следующих задач:
Обучающие:
- формировать способность к творческому раскрытию, саморазвитию; - формировать у учащихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное; - изучить свойства различных художественных материалов и техник изобразительной деятельности; - познакомить с основами композиции; - научить приемам и технологиям изготовления различных художественных композиций.
Воспитательные : - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, отзывчивость, готовность сотрудничать; - воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство удовлетворения от работы;
Развивающие: - развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию; - развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; - развивать моторику, гибкость рук и точность глазомера;
Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена пробуждением живого интереса детей к изобразительной деятельности, как качественному источнику развития художественно-творческих способностей.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 1-4 класс. Количество учащихся в группе: от 15 человек. Срок реализации 1 год.
Формы организации учебной деятельности: Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы, занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога. Формы организации учащихся на занятии: групповая, индивидуальная. Традиционной формы проведения - учебное занятие, занятие - практикум, выставки. Часто работа проходит под классическую музыку известных композиторов, она задает настроение, способствуют концентрации внимания и более чуткому восприятию окружающего мира.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут, всего 34 часов в год.
Планируемые результаты: занятия изобразительной деятельностью помогут раскрыть творческий потенциал учащихся, увидеть и познать красоту окружающего мира, приобщить к миру искусства, развить художественный вкус, изучить свойства различных художественных материалов и техник;
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
- устойчивый познавательный интерес к новым видам искусства, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности / не успешности творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- адекватного понимания причин успешности / не успешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- договариваться и приходить к общему решению.
Учащийся получит возможность научиться
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
помощь.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Наименование темы
Кол-во часов
Творческое задание
1
Вводное занятие.
1
« Несуществующее животное»
2
Знакомство с волшебными красками. Три основных цвета.
1
« Волшебный цветок»
3
Нетрадиционная техника рисования-печатание листьями.
1
«Осенний лес»
4
Техника пуантилизм.
1
«Чудо - дерево»
5
Пластинография.
1
«Синичка на рябине»
6
Рисуем животных с помощью рук.
1
«Пёс» «Павлин»
7-8
Контраст цветов. Геометрический рисунок.
2
«Бабушкино одеяло»
9
Портрет мамы.
1
«Моя любимая мама»
10-11
Подарок для мамы.
2
«Сердечко для мамы»
12
Техника ниткография.
1
«Фантазийные узоры»
13-14
Холодные и теплые цвета.
2
«Летнее и зимнее солнышко»
15
Техника монотипия.
1
«Зимний пейзаж»
16-17
Изготовление ёлочных игрушек.
2
«Ёлочка» «Рукавичка»
18
Новогодняя открытка.
1
«Семья снеговиков»
19
Картина на диске. Пластилинография.
1
«Рождественская ночь»
20
Рисование с солью и клеем.
1
«Зимние узоры»
21
Подарок на 23 февраля. Открытка-аппликация.
1
«Подарок папе»
22
Рисование на мятой бумаге.
1
«Лес»
23
Аппликация. Подарок на 8 марта.
1
«Первые весенние цветы»
24-25
Лепка из теста солёного. Наши младшие друзья.
2
«Кот»
26
Рисование восковыми мелками и акварелью.
1
«Подводный мир»
27-28
Техника граттаж.
2
«Моя вселенная»
29
Техника декупаж.
1
«Пасхальное яичко»
30-31
Изготовление праздничной открытки. Подготовка к празднику 9 мая.
2
«День победы»
32
Настроение цвета. Рисование поролоновой губкой.
1
«Радость и грусть»
33
Подготовка к выставке.
1
34
Итоговое занятие. Выставка.
1
Всего
34
Содержание учебного плана
1.Тема: Вводное занятие. «Несуществующее животное».
Теория: Урок знакомства. Знакомство с программой. Правила поведения на занятиях. Оборудование рабочего места. Правила техники безопасности.
Практика: Рисование на тему «Несуществующее животное» цветными карандашами.
2.Тема: Три основных цвета. «Волшебный цветок».
Теория: Знакомство с волшебными красками. Практика: Рисунок цветка. Смешивание цветов.
3.Тема: Нетрадиционная техника рисования-печатание листьями.
Теория: Знакомство с новой техникой. Показ картин.
Практика: Рисование на тему «Осенний лес» с использованием смешанной техники: акварель, гуашь и оттиск осенних листьев. Развитие навыка композиционного решения изображения на листе.
4.Тема: Техника пуантилизм. «Чудо-дерево».
Теория: Знакомство с техникой пуантилизм. Техника работы с ватными палочками. Закрепление навыков композиционного размещения на листе.
Показ слайдов, картин.
Практика: Рисование на тему «Чудо-дерева» с использованием ватных палочек.
5. Тема: Пластинография. «Синичка на рябине». Теория: Техника работы с пластилином на цветном картоне. Практика: Изготовление картины из пластилина «Синичка на рябине».
6.Тема: Рисуем животных.
Теория: Изучаем технику рисования животных с помощью контура рук.
Практика: Рисунки животных «Пёс», «Павлин», с использованием гуаши и цветных карандашей.
7-8. Тема: Контраст цветов. Геометрический рисунок.
Теория: Показ картин, слайдов. Как создать контраст цвета. Геометрические рисунки.
Практика: Рисунок на тему «Бабушкино одеяло», выполненный в технике акварели или гуаши.
9. Тема: Портрет мамы.
Теория: Как нарисовать портрет. Просмотр рисунков, картин в жанре портрет.
Практика: Рисование портрета мамы на выставку к празднику «День Матери России» Материал на выбор гуашь, акварель, цветные карандаши.
10-11. Тема: «Сердечко для мамы» (подарок к празднику «День Матери России»).
Теория: Видео просмотр «Притча про ангела». Знакомство с техникой «аппликация из бумажных комочков».
Практика: Изготовление сердечка в технике «аппликация из бумажных комочков».
12.Тема: Техника ниткография.
Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой «ниткография». Сказка о ниточке. Со сказочными героями попадем в сказку о ниточке, узнаем, что вокруг живут разные линии.
Практика: Создание рисунка при помощи нити «Фантазийные узоры».
13. Тема: «Холодные и теплые цвета».
Теория: Знакомство с холодными и тёплыми цветами.
Практика: Рисование рисунка «Летнее и зимнее солнышко» в холодных и тёплых тонах.
14.Тема: Техника монотипия.
Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования-монотипия. Просмотр презентации по теме.
Практика: Рисунок «Зимний пейзаж» в технике монотипия.
15-16. Тема: «Изготовление ёлочных игрушек».
Теория: Традиции Нового года и Рождества. Какие игрушки бывают. Технология изготовления ёлочных игрушек.
Практика: Лепка ёлочных украшений «Ёлочка» и «Рукавичка», их декорирование, раскрашивание, покрытие лаком.
18.Тема: Новогодняя открытка.
Теория: Как сделать открытку своими руками. Изучение технологии изготовления.
Практика: Изготовление открытки - рисунка «Семья снеговиков». Картон, гуашь.
19.Тема: Картина на диске. Пластилинография.
Теория: Рассказ рождественской ночи. Технология изготовления.
Практика: Изготовление картины на СD диске в технике пластилинография «Рождественская ночь».
20.Тема: Рисование морозных узоров с солью и клеем.
Теория: Знакомство с новой нетрадиционной техникой. Обсуждение какие узоры на окнах бывают и как они образуются.
Практика: Рисунок «Зимние узоры» (акварель, свеча, соль, клей ПВА).
21.Тема: Подарок на 23 февраля. Открытка-аппликация.
Теория: Просмотр мультфильма о защитниках Земли Русской «Ослябя и Пересвет».
Практика: Изготовление открытки-аппликации.
22. Тема: Рисование на мятой бумаге.
Теория: Знакомство с техникой «рисунок на мятой бумаге».
Практика: Выполнение рисунка «Лес».
23. Тема: Подарок на 8 марта. Подарок на праздник 23 февраля «Лошадка».
Теория: Видео просмотр "Сколько любви в мамином сердце» .
Практика: Изготовление открытки-аппликации «Первые весенние цветы».
24-25. Тема: Лепка из теста солёного. Наши младшие друзья.
Теория: Знакомство с солёным тестом и инструментами. Простейшие способы лепки. Технология лепки кота.
Практика: Лепка кота из солёного теста.
Весна в картинах русских художников, показ открыток, фотографий, репродукций.
26. Тема: «Подводный мир». Теория: Просмотр короткометражного фильма о красоте подводного мира и его обитателях. Знакомство с техникой рисования восковыми мелками и акварелью.
Практика: Рисунок «Подводный мир».
27-28. Тема: Техникой «граттаж».
Теория: Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой «граттаж». Особенности работы в технике граттаж.
Практика: Рисунок ко Дню Космонавтики «Моя вселенная».
29. Тема: Техника декупаж.
Теория: Вторая жизнь вещей. Знакомство с техникой декупаж.
Практика: Украшение пасхального яичка в технике декупаж (салфетки с рисунком и желатин).
30-31. Тема: Открытка «День Победы».
Теория: Победа русского народа. Технология изготовления аппликации.
Практика: Подготовка к празднику 9 мая. Изготовление открытки.
32.Тема: Настроение цвета.
Теория: Знакомство с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.
Практика: Рисование при помощи поролоновой губки рисунков «Радость и грусть». Упражнения на создание контрастной гаммы цветов, выражающей состояние грусти и радости, используя соответствующие цветовые сочетания. Разместить веселого и грустного персонажей на соответствующий фон, сочинить название работе.
33.Тема: Подарок мамам.
Теория: Беседа о празднике.
Практика: Выполнение открытки из цветной бумаги и картона «Первые весенние цветы».
34.Тема: Итоговое занятие. Выставка.
Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у учащихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
практический (ролевые игры, изготовление картин,
поделок
)
.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы создания положительной мотивации обучаемых:
эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.
Методическое и техническое оснащение.
Художественные средства:
методические пособия и книги по нетрадиционным техникам рисования;
энциклопедии;
литературные
произведения
(
тематические
).
Наглядные средства:
стенды (правила техники безопасности и др.);
иллюстрационный
тематический
материал
,
презентации
.
демонстрационные работы и образцы в нетрадиционной технике рисования.
Технические средства:
видео-аудио
материалы
компьютер
Принципы, лежащие в основе программы:
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому
» »
(научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
Принцип развивающего характера художественного образования;
Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, уважение к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей);
Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
Принцип обратной связи (совместное обсуждение с учащимися того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы.);
Принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение).
Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
Формы подведения итогов работы по каждой теме или разделу.
Подведение итогов осуществляется в виде составления индивидуальных и коллективных готовых поделок-выставок, фотоотчетов.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения темы;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Итогом работы учащихся может стать участие в конкурсах детского творчества на школьном, муниципальном, областном и федеральном уровнях.
Используемая литература.
Программа «Юный художник» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
2.Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
3.Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вст. в силу с 31.03.2015)
Методическая литература:
Алексеева
С.С
.О цвете и красках.
М.: Искусство,1962.-54с
Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 2000
Беда
Г.В.Основы
изобразительной грамоты. -
М.:Просвещение
,1989.-170с.
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. -
М.:Просвещение
, 1979.-
78с.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству -
М.:Просвещение
,1982.-81с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
Гаврина С.Е.,
Кутявина
Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2003.
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн»
Пластилинография
.
2008, 80
стр
..
Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать мир.
«
Просвещение
»
Москва
2000
Дитрих А.,
Юрмин
Г., Кошурникова Р. Почемучка - М.,1993.
Емельянова
Т.«
Большая
книга рисования» Астрель.
Полиграфиздат
.
Москва 2010г.
Емельянова Т. Рисуем животных: от бабочки до
динозавра .
– М.: Астрель, 2011г. – 31 с.
Есафьева
Г.П. «Учимся рисовать» Ярославль.
Академия
развития
2006г
.
Интернет-ресурсы.
http://www.edu54.ru/node/114729
;
http://wiki.saripkro.ru/index.php/;
http://
www.psylist.net
;
http://www.inteltoys.ru