Рабочая программа "Занимательная математика" | Мой кабинет. Работа №352679
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
· Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
· приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
· основной образовательной программы воспитания МБОУ«Центр непрерывного образования» кор.8 СОШ № 13.
· Программа воспитания МБОУ«Центр непрерывного образования» кор.8 СОШ № 13.
· Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр непрерывного образования»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________ /Пушкина Е.В./
«_02_»___09___2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Центр
непрерывного образования»
____________ /Головина Е.Н./
«_02 _»__09____2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет «Занимательная математика»
Уровень базовый
Класс 4
Всего учебных часов 34
Составитель Авилова Марина Андреевна
2024 – 2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа
Минпросвещения
от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
основной
образовательной
программы воспитания МБОУ«Центр непрерывного образования» кор.8
СОШ № 13.
Программа воспитания МБОУ
«Ц
ентр непрерывного образования» кор.8
СОШ № 13.
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Изучение «Занимательной математики» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-сформировать элементы технического мышления;
-графической грамотности и конструкторских умений;
-дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие;
-начальные геометрические представления;
-усилить развитие логического мышления и пространственных представлений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Интеллектуальная разминка
Числа от 1 до 1000. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»1.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрия вокруг нас.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение «Занимательной математики» в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У ученика будут сформированы:
-учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия
успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
-умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с
помощью одноклассников, учителя;
_ представление об основных моральных нормах.
Ученик получит возможность сформировать:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты :
Регулятивные:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность
учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под
руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Ученик получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной
ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения
действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной
задачи.
Познавательные:
Ученик научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства,
узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения
задачи;
-находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения
объектов;
-классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать
названия полученных групп;
- отрабатывать вычислительные навыки;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
- формулировать проблему;
- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми
понятиями и явлениями.
Ученик получит возможность научиться:
-строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов
решения задачи;
-строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно_следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
Ученик научится:
-принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова,
словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Ученик получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
-уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
Ученик получит возможность научиться:
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов
Модуль воспитательной программы «Школьный урок»
Количество часов
Дата изучения
Виды деятельности
Виды, формы контроля
Электронные образовательные ресурсы
1.
Числа. Арифметические действия. Величины
День знаний
14
Работа в паре, группе; выполнение различных ролей.
Игра
https://uchitelya.com/matematika/186574-zanyatie-vneurochnoy-deyatelnosti-zanimatelnaya-matematika-2-klass.html
2.
Мир занимательных задач
Неделя математики
20
Работа в паре, группе; выполнение различных ролей.
Проект
https://infourok.ru/prezentaciya-po-zanimatelnoj-matematike-po-teme-v-mire-zanimatelnyh-zadach-2-klass-6048517.html?ysclid=l91ek1v8q4739620958
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование
№
занятий
Тема
Дата
По плану
По факту
1
Задачи с числами
2
Задачи с числами
3
Логические задачи
4
Решение задач и уравнений
5
Решение текстовых задач
6
Задачи на четность и свойства четности
7
Составление выражений, числовые ребусы и головоломки
8
Задания на переливание
9
Задания на переливание
10
Задачи на взвешивание
11
Задачи на взвешивание
12
«В худшем случае»
13
Принцип Дирихле
14
Задачи на пересечение и объединение множеств
15
Задачи на пересечение и объединение множеств
16
Геометрия на клетчатой бумаге
17
Геометрия на клетчатой бумаге
18
«Математическая смесь»
19
Приемы быстрого счета
20
Приемы быстрого счета
21
Логические задачи в стихах
22
Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Умножение на двузначное число
23
Решение задач и уравнений с умножением на двузначное число
24
Решение задач и уравнений с делением на двузначное число
25
«С миру по нитке...»
26
Математические игры со спичками
27
Числовой луч
28
Движение по числовому лучу
29
Дроби и сравнение дробей
30
Старинные задачи
31
Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.
32
Решение логических задач
33
Конкурс знатоков математики
34
Решение задач повышенной сложности
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Агаркова
, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы / Н. В.
Агаркова
. – Волгоград: Учитель, 2007.
Агафонова, И. Учимся думать: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер,
2013
.
Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике / Т. А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. - М.
:
Панорама, 2006.
Узорова
, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы
/ О. В.
Узорова
, Е. А. Нефёдова. – М.
:
Просвещение, 2004.
Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи
/ Т.В. Шкляров. - М.
:
Грамотей, 20
1
4.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Захарова, О. А. Математика: тетрадь для самостоятельных работ № 3
:
3
класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.
:
Академкнига\Учебник, 2011.
Перельман, И. Живая математика
/ И. Перельман.- М.: Триада-литера,
200
4.- с.174
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учительский портал «Учителясоm»:https://uchitelya.com/
Сайт для учителей ИНФОУРОК: https://infourok.ru/
Сайт для учителей МУЛЬТИУРОК: https://multiurok.ru/
Образовательная социальная сеть: https://nsportal.ru/