рабочая программа "Золотые пальчики" | Наталья Владимировна Попова. Работа №352963
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Золотые пальчики»
Направленность: художественная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6-11 лет
Срок реализации: 1 год
программа художественной направленности «Золотые пальчики» направлена на формирование и развитие творческой индивидуальности обучающихся, способствует приобретению навыков работы с различными поделочными материалами и инструментами. Особое внимание уделяется развитию у учащихся образного мышления.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Золотые пальчики»
Направленность: художественная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Педагог 1 категории
Попова Наталья Владимировна
Содержание
Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Содержание программы: Учебный план, содержание учебного плана
1.4 Планируемые результаты
Комплекс организационно – педагогических условий программы
2.1 Календарный учебный график
2.2 Условия реализации программы
2.3 Формы аттестации
2.4 Оценочные материалы
2.5 Методические материалы
3. Список литературы
4. Приложения
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Золотые пальчики» направлена на формирование и развитие творческой индивидуальности обучающихся, способствует приобретению навыков работы с различными поделочными материалами и инструментами. Особое внимание уделяется развитию у учащихся образного мышления.
Актуальность программы заключается в том, что её содержание составлено с учётом привлекательности и престижности изделий, изготовленных вручную. Так называемого «handmade». Большое внимание уделяется изучению раздела «Поделки из бросового материала». В качестве «бросового материала» используется материал, который в больших количествах применяется как упаковочный – пластиковые бутылки и банки, а также газеты и журналы. Поделки, изготовленные из этих материалов, могут украсить интерьер как городской квартиры, так и загородного дома.
Программа удовлетворяет образовательные потребности детей и родителей в области эстетического воспитания; способствует введению ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, приобщает к трудовой созидательной деятельности.
Новизна и отличительная особенность программы. В процессе освоения программы чётко прослеживается интеграция с другими областями знаний. В ней соединяются такие виды искусства и образовательные предметы, как изобразительное искусство, история, краеведение, семейная этика, математика
Работа по программе даёт возможность всем обучающимся, которые на каждом этапе приобретают определённый опыт, достичь роста личностных результатов. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся, педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практическую часть заданиями для выполнения новых изделий.
Педагогическая целесообразность. В процессе реализации Программы обучающиеся получают необходимые теоретические знания о свойствах различных материалов, особенностях их обработки. Школьники учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия. У обучающихся воспитывается стремление добиваться положительного результата. Обучаясь по Программе, юные мастера приобретают навыки изготовления поделок из бросового материала, что способствует экологическому воспитанию школьников
1.2 Цель программы: развитие декоративно-прикладного творчества, раскрытие конструкторских и эстетических способностей обучающихся
Задачи:
Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать образное и логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели;
- воспитывать умение работать в коллективе, организовывать творческое общение в процессе обучения.
Воспитательные (личностные):
воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, умение работать индивидуально и в группе;
воспитывать целеустремлённость, настойчивость, ответственность за достижение высоких творческих результатов;
формировать уважительное отношение к труду;
Развивающие (метапредметные):
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественное восприятие, образное и творческое мышление;
- развивать внимание, память, творческие способности и фантазию;
- развивать стремление самостоятельно приобретать знания, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
- формировать умение планировать работу и самостоятельно контролировать ее поэтапное выполнение;
- развивать чувство самоконтроля.
Образовательные (предметные):
- формировать знания о различных материалах, применяемых в быту и на производстве;
- обучать приёмам художественного оформления изделий из различных материалов
- вырабатывать навыки работы с различными инструментами
1.3 Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Ознакомление с Программой. Инструктаж по технике безопасности на практических занятиях и выездных мероприятиях. Тестирование обучающихся с целью входного контроля готовности к обучению.
Практика. Показ готовых работ. Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений и интересов обучающихся.
Раздел 2. Основы бумажной пластики
Тема 2.1. Материалы и инструменты
Теория. Сведения о бумаге, картоне, клее, красках, лаках и других материалах. Их использование. Инструменты, применяемые при работе с бумагой и картоном. Назначение инструментов, правила пользования ими.
Практика. Упражнения по раскрою материалов на основе бумаги. Приемы работы инструментом. Изготовление из плотной бумаги силуэтов зверей, автомобилей, самолетов. Художественное оформление поделок.
Тема 2.2. Изготовление поделок из бумаги и картона
Теория. Сведения о видах, свойствах, производстве и применении бумаги и картона. Технологические операции при работе с бумагой. Изготовление плоских и объемных деталей. Способы соединения деталей поделок. Неподвижные и подвижные соединения (клей, заклепки из мягкой проволоки). Аппликация. Инструменты, применяемые для работы с бумагой и картоном: линейка, угольник, ножницы, шило, нож.
Практика. Отработка навыков работы по шаблонам и трафаретам. Разметка деталей на бумаге и картоне. Технологические операции: складывание, сгибание, надрезание, резание, прокалывание. Перевод чертежей и разверток при помощи копировальной бумаги и кальки на плотную бумагу и картон. Изготовление поделок из бумаги и картона по образцам, рисункам, замыслу.
Тема 2.3. Оригами
Теория. Базовые формы техники оригами. Приемы складывания и схемы оригами.
Практика. Конструирование моделей из бумаги в технике оригами: самолет, лодка и др.
Тема 2.4. Орнамент
Теория. Орнамент – узор с ритмичным чередованием отдельных элементов. Принципы построения узора: ритм, симметрия.
Практика. Вычерчивание орнамента, состоящего из геометрических элементов, в полосе, квадрате, круге.
Тема 2.5. Художественное оформление поделок
Теория. Понятие о форме и цвете. Подбор цветовой гаммы для художественного оформления поделок из плотной бумаги, картона.Цветовой круг. Ахроматические цвета (белый, серый, черный).
Практика. Покраска готовых поделок экологически чистыми красками. Выставка поделок из бумаги.
Раздел 3. Основы художественной обработки различных материалов
Тема 3.1. Поделки из пластичных материалов
Теория. Сведения о лепных работах. Инструменты для лепки: ножи, стеки. Общие правила лепки. Способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, оттягивание, прищипывание. Приёмы работы с пластилином и солёным тестом.
Практика. Отработка приёмов работы с пластилином и солёным тестом. Изготовление композиций, панно, поделок по образцам, рисункам, замыслу. Покраска готовых поделок экологически чистыми красками.
Тема 3.2. Поделки из пластмассы, пенопласта, поролона
Теория. Применение пластмассы, пенопласта, поролона в быту и на производстве. Применение пенопласта, поролона и пластмассы в изготовлении поделок. Правила безопасной работы с пенопластом, поролоном, пластиком.
Практика. Отработка приёмов безопасной работы с пенопластом, поролоном, пластиком. Изготовление композиций, панно, поделок по образцам, рисункам, замыслу из пластика, капсул киндер-сюрприза, кусочков поролона и пенопласта. Покраска готовых поделок экологически чистыми красками.
Тема 3.3. Поделки из ткани, кожи, меха
Теория. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Технология художественной обработки ткани, кожи, меха.
Практика. Отработка приёмов безопасной работы с колющими и режущими инструментами: шило, иголка, ночницы, нож. Изготовление композиций, панно, поделок по образцам, рисункам, замыслу из лоскутков, кусочков кожи и меха.
Тема 3.4. Поделки из природных материалов
Теория. Технология художественной обработки природного материала: ветки, шишки, листья, семена растений и пр.
Практика. Изготовление композиций, поделок по образцам, рисункам, замыслу из заранее заготовленного и собранного накануне природного материала. Покраска готовых поделок экологически чистыми красками. Выставка поделок из различных материалов.
Раздел 4. Изготовление поделок из бросового материала
Тема 4.1. Изготовление поделок из пластиковых изделий
Теория. Представление готовых поделок из пластиковых бутылок, крышечек, стаканов и др. Схемы изготовления игрушек и полезных вещиц из пластиковых изделий. Правила безопасной работы с пластиком, режущим и колющим инструментом.
Практика. Отработка приёмов безопасной работы режущим и колющим инструментом с пластиком. Изготовление поделок по образцам, рисункам, замыслу из пластика. Оформление готовых поделок цветной бумагой, лентами и пр.
Тема 4.2. Изготовление поделок из стеклянных банок
Теория. Представление готовых ваз для цветов и органайзеров из задекорированных стеклянных банок. Способы декорирования изделий. Правила безопасной работы с клеем ПВА.
Практика. Отработка приёмов безопасной работы с клеем ПВА. Изготовление поделок по образцам, рисункам, замыслу. Декорирование стеклянных банок с помощью окрашивания и оформления бисером, блестками, лентами и другими элементами декора. Выставка поделок из бросового материала.
Тема 4.3. Изготовление поделок из газетной бумаги
Теория. Представление готовых поделок из газетной и журнальной бумаги. Способы изготовления поделок. Правила безопасной работы с бумагой, режущим и колющим инструментом.
Практика. Отработка приёмов безопасной работы режущим и колющим инструментом с бумагой. Изготовление поделок по образцам, рисункам, замыслу.
Раздел 5. Итоговое занятие. Выставка
Практика. Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка творческих работ обучающихся.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся будут знать:
- правила безопасности труда при работе колющими и режущими инструментами;
- основы художественной обработки различных материалов;
- основные приемы работы с бумагой, пластилином, пенопластом, поролоном, тканью;
- правила работы по технологической карте;
- требования к качеству готовых работ;
Обучающиеся будут уметь:
- правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
- пользоваться чертежными инструментами
- работать режущим и колющим инструментом;
- изготавливать поделки из различных материалов
- декорировать изготовленные поделки, используя различные материалы;
Обучающиеся будут знать:
- правила безопасности труда при работе колющими и режущими инструментами;
- основы художественной обработки различных материалов;
- основные приемы работы с бумагой, пластилином, пенопластом, поролоном, тканью, мехом и другими материалами
- правила работы по технологической карте;
- требования к качеству готовых работ;
Обучающиеся будут уметь:
- правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
- пользоваться чертежными инструментами;
- работать режущим и колющим инструментом;
- изготавливать поделки из различных материалов
- декорировать изготовленные поделки, используя различные материалы;
Личностные результаты:
- сформированы чувства отзывчивости и уважительного отношения друг к другу в коллективе;
- сформировано чувство трудолюбия, ответственности, целеустремленности, аккуратности в работе;
- сформирован интерес к культуре своей Родины,
- развито эстетическое чувство, художественная инициатива
Метапредметные результаты:
- развита мелкая моторика рук, глазомер;
- развиты художественное восприятие, образное и творческое мышление;
- развиты внимание, память, творческие способности и фантазия;
-сформировано стремление к решению творческой задачи и самостоятельному приобретению знаний, умений, наблюдать, обобщать, делать выводы;
Предметные результаты:
- познакомятся с видами и свойствами различных материалов;
- приобретут навык подбирать подходящий материал для изготовления поделок;
- сформировано знание об основных способах изготовления поделок
- приобретут навык следования устным и письменным инструкциям, работы с шаблоном
- сформирован навык работы с технологическими картами и различными инструментами.
Направленность программы – художественная
Уровень освоения программы - ознакомительный
Адресат программы.
Программа предназначена для учащихся 6-11 лет (1-5 классы). На обучение по программе принимаются все желающие, предусмотрено участие девочек и мальчиков. При разработке программы учитывались возрастные и психологические особенности обучающихся, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т.п.
Особенности организации образовательного процесса
Разновозрастный состав группы обучающихся обуславливает дифференциацию подачи изучаемого материала без изменения содержания курса.
Условия набора в группы:
Зачисление в группы осуществляются без предварительного отбора. Обучающимся необязательно обладать специальными начальными знаниями и умениями по направленности программы. В процессе реализации программы допускается дополнительный набор в группы при условии успешного прохождения вводного тестирования. Численный состав группы определяется локальными актами учреждения, с учетом требований СанПин.
Количество обучающихся в группе: до 15 человек.
Объем программы: годовой объём программы 72 часа
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий - 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия - 2 академических часа (1 академический час - 45 мин).
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса: групповые занятия, индивидуальные занятия.
Форма проведения занятий – аудиторная. В процессе индивидуально-группового обучения большое значение приобретает самостоятельная работа, а также предусмотрено использование разнообразных форм занятий (занятие-игра, занятия – соревнования, конкурсы, викторины.
Принципы построения педагогического процесса:
• От простого к сложному
• Системность работ
• Последовательности и преемственности содержания
• Индивидуальность подхода
Методы и приемы обучения
• Словесные – беседы, вопросы, объяснение, напоминание, поощрение
• Наглядные – используются для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжетов, замысла
• Практические – составление композиции, изготовление поделки, проговаривание действий вслух.
Алгоритм учебного занятия (45 минут)
2 минуты - организационный момент,
10 минут - изучение нового материала,
15 минут - практическая работа,
2 мин - физкультминутка,
15минут - практическая работа,
1 минута - рефлексия.
2.Комплекс организационно – педагогических условий программы
2.1Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Год
обучения
Дата
начала обучения по программе
Дата окончания
Обучения по программе
Всего учебных недель
Количество учебных часов
Режим занятий
1 год
01.09.2022 г.
31.05.2023 г.
36
72
По 1 часу два раза в неделю
Учебный план
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
Всего
Теория
Прак -
тика
контроля
1
Вводное занятие
1
1
-
вводная диагностика уровня ЗУН
2
Основы бумажной пластики
14
3,25
10,75
Опрос,
рефлексия
2.1
Материалы и инструменты
2
0,25
1,75
Рефлексия
2.2
Изготовление поделок из бумаги и картона
6
2
4
Рефлексия
2.3
Оригами
2
0,25
1,75
Рефлексия
2.4
Орнамент
3
0,5
2,5
Рефлексия
2.5
Художественное оформление поделок
1
0,25
0,75
Рефлексия
3
Основы художественной обработки различных материалов
31
9.25
21.75
Опрос,
рефлексия
3.1
Поделки из пластичных материалов
13
4
9
Рефлексия
3.2
Поделки из пластмассы, пенопласта, поролона
11
3
8
Рефлексия
3.3
Поделки из ткани, кожи, меха
6
2
4
Рефлексия
3.4
Поделки из природных материалов
1
0,25
0,75
Рефлексия
4
Изготовление поделок из бросового материала
26
7,5
18,5
Опрос,
рефлексия
4.1
Изготовление поделок из пластиковых изделий
22
7
15
Рефлексия
4.2
Изготовление поделок из стеклянных банок и бутылок
2
0,25
1,75
Рефлексия
4.3
Изготовление поделок из газетной бумаги
2
0,25
1,75
Рефлексия
10
Итоговое занятие.
1
0,25
0,75
Выставка
Всего
72
18,25
53,75
№
Раздел или тема программы
Форма занятий
Приемы и методы организации образовательного процесса (В рамках занятия)
Дидактический материал, техническое оснащение занятий
Формы проведения итогов
1
Вводное занятие
игра
Постановка задачи, Объяснительно-иллюстративный
Готовые работы
Беседа, тест ЗУН в начале года
2
Основы бумажной пластики
Практическое занятие, занятие - игра, комбинированное
Объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный
Фотографии, презентация, видео материалы, образцы, коллекция бумаги
Беседа, опрос, обсуждение, рефлексия
3
Основы художественной обработки различных материалов
Практическое занятие, занятие – игра, комбинированное
Объяснительно-иллюстративный, продуктивный
Готовые работы, пособия
Беседа, опрос, рефлексия
4
Изготовление поделок из бросового материала
занятие – игра, комбинированное
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Фотографии, презентация, видео материалы, образцы
Рефлексия, опрос, выставка, наблюдение
5
Итоговое занятие.
выставка
Объяснительно-иллюстративный
Работы детей
Выставка
2.2Условия реализации программы.
Для реализации данной программы необходимы материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение.
(в расчете на 15 обучающихся)
№
перечень оборудования, инструментов и материалов
Количество
1
Шкаф для дидактического и раздаточного материалов
1
2
Доска классная магнитная
1
3
Стол
8
4
Стул
15
5
Мультимедийный проектор
1
6
Ноутбук
1
7
Бумага цветная
15 наборов
8
Карандаш ТМ
15
9
Ластик
15
10
Клей ПВА
15
11
Ножницы
15
12
Клеевой пистолет
8
Дидактический материал
1. Альбомы с образцами бумаги, ткани
2. Образцы поделок
3. Правила безопасной работы при работе с режущими и колющими инструментами.
4. Шаблоны, выкройки, технологические карты.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.
2.3Формы аттестации
В соответствии с поставленными целями и задачами, прогнозируемыми результатами обучения, используются следующие методы отслеживания результатов: наблюдение за детьми в процессе работы; беседа с детьми и их родителями; анкетирование, тестирование; выставки; коллективные творческие работы; конкурсы; промежуточная аттестация с использованием критериев оценки ЗУН.
Виды контроля
Время
Проведения
Цель проведения
Формы контроля
Начальный контроль
Сентябрь
Определение уровня развития детей
Беседа
Текущий контроль
В течение
всего учебного года
Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.
Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа
Промежуточный контроль
По окончании изучения темы или раздела, в конце полугодия
Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения.
творческая работа, опрос, самостоятельная работа
Итоговый контроль
В курса
обучения
Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения.
тестирование
2.4Оценочные материалы
Вводный мониторинг направлен на определение знаний и умений обучающихся в области декоративно-прикладного творчества. Он состоит из двух этапов: ответов на вопросы и практического задания. Вопросы могут быть связаны со знанием детей материалов и их свойств; с видами прикладного творчества, видами рабочих инструментов и предназначением, а также имеющимся опытом в декоративно-прикладном творчестве.
Промежуточный и итоговый срез уровня ЗУН, диагностика воспитанности (приложения).
2.5 Методические материалы
Материально – техническое обеспечение
- кабинет с партами и стульями (в соответствии с требованиями СанПИН);
- мультимедийное оборудование;
- учебная доска, экран;
- компьютерное оборудование
Учебно – методический комплекс
Возможные формы занятий:
- практическое занятие
- занятие - сказка, игра
Возможные методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словестный метод: устное изложение, рассказ, беседа
- наглядный метод: демонстрация презентации, видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу.
- практический метод: выполнение практических заданий.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно – иллюстративный
- репродуктивный
- продуктивный
- игровой
Формы организации деятельности обучающихся:
- индивидуальная
- индивидуально-групповая
- групповая
Приемы:
- упражнения
- беседа
- диалог
Формы подведения итогов:
- коллективная рефлексия
- участие в выставках
Педагогические технологии:
- технология развивающего обучения
- игровые педагогические технологии
- здоровьесберегающие технологии
3.Список литературы
Нормативно-правовые документы
"Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (в действующей редакции).
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"(в действующей редакции).
Постановление от
29.01.2021 N 62296
об утверждении Сан
ПиН
1.2.3685-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831).
Концепция развития дополнительного образования детей (
Уверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. №
1726-р).
8. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-342 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
Список литературы для педагога
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 2004.-198с.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.-48с.
3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. ―Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким, 2007., 206 с.
4.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – Москва: Просвещение, 1991.
5. Васильева Л.,- Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика,
2007.-120с.
6. Весновская О.В. Оригами. Орнаменты, кусудамы, многогранники. – Чебоксары: Руссика, 2003.
7. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.-128с.
8. Деревянко Т. Фигурки из солёного теста. – Москва: «АСТ-пресс», 2009.
9. Диброва А., Шкваря Ж. Солёное тесто. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.
10. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль:
«Академия развития», 2007.-224с.
11. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр
«Сфера», 2000.124с.
12. Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — СанктПетербург: «Норинт», 2000.-32с.
13. Цейтлин Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. — М.: «Просвещение», 2000.-128с.
Список литературы
для обучающихся и родителей
1. Васина Н.С. Бумажная симфония. — М.: Айрис - пресс, 2010.-128с.
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:
Просвещение, 2002.-96с.
3. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2004-2011.каждый - 44с. (подписка)
4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.-224с.
5. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. — Ярославль: «Академия развития», 2005.-224
4.Приложения
Оценочные материалы
Тест «Техника безопасности»
правильное подчеркни
1)Каким режущим инструментом вы будите пользоваться при работе с бумагой?
ножом;
ножницами;
стеками;
2) Как должны быть расположены ножницы на столе при работе?
справа, кольцами к себе
слева, кольцами от себя;
на полу
3) передавать ножницы следует:
остриём вперёд
кольцами вперёд с сомкнутыми концами
бросить
4) В каком положении должны находиться ножницы до работы?
справа от себя с сомкнутыми лезвиями
кольцами к себе
с раскрытыми лезвиями
Тест, промежуточный контроль
правильное подчеркнуть
1. Где человек использует бумагу?_______________________
2. Из чего делают бумагу?
А) из древесины Б) из пластмасс В) из железа
3. Бумага – это
А) материал Б) инструмент В) приспособление
4. Выбери инструменты при работе с бумагой
А) ножницы Б) игла В) линейка Г) карандаш
5. Подберите ответ к загадке:
Два конца, два кольца,
Посередине – гвоздик. А) очки Б) булавка В) ножницы Г) серьги
6. Для украшения изделия сначала цветную бумагу рвут на маленькие
кусочки, а затем аккуратно наклеили эти кусочки на заранее подготовленный
рисунок. Как называется данный способ украшения?
___________________________________________________
Тест, промежуточный контроль
1. Понятию из левого столбика подберите соответствующие определение из
правого столбика.
1. Аппликация
А) упорядоченное сочетание повторяющихся форм.
2. Орнамент
Б) способ оформления изделий путем изготовления рисунка из плоских или объемных материалов
3.Силуэт
В) одноцветное плоское изображение предмета на фоне другого цвета.
Тест, итоговый контроль
1. Декорировать это:
А) Играть Б) Украшать В) Рассказывать
Прикладное это:
А) То, что можно положить на стол
Б) То, чем можно прижать
В) То, чем можно пользоваться в жизни
Каким инструментом нарезают пластилин при лепке?
А )Стек Б) Нож-помощник В) Скальпель
Для лепки, какой инструмент лишний
:
А) Телефон Б) Стек В) Скалка
Приспособление для изготовления керамических изделий, называется
..
А) глиняным станком Б) керамическим столом В) гончарным кругом
Мастер, занимающийся лепкой изделий из глины – это
А) Гончар Б) Глиномес В) Глинопек
Характер поверхности материалов
, ее обработки называется
А) Цвет Б) Форма В) Фактура Г) Силуэт
Из каких материалов можно создавать открытки, поделки, картины?
Какие инструменты для этого понадобятся?
Какие виды аппликации вы знаете.
Почему во время работы нельзя отвлекаться?
Знание оценивается по тестированию
Умение оценивается по практическим работам
Календарный учебный график объединения «Золотые пальчики»
№
Число
месяц
Время
Проведения
занятия
Форма
занятия
Коли-
чество
часов
Тема занятия
Место
Проведения
Форма
контроля
Примечание
Введение 1ч
1
Беседа
1
Вводное занятие
Учебный кабинет
вводная диагностика уровня ЗУН
Основы бумажной пластики 14ч
2
Практическое занятие
1
Виды бумаги и картона.
Учебный кабинет
Рефлексия
3
Практическое занятие
1
Основы цветоведения. Основы композиции.
Учебный кабинет
Рефлексия
4
Практическое занятие
1
Геометрическая аппликация.
Учебный кабинет
Рефлексия
5
Практическое занятие
1
Обрывная аппликация. “Краски осени”
Учебный кабинет
Рефлексия
6
Практическое занятие
1
Модульная аппликация. “Урожай”
Учебный кабинет
Рефлексия
7
Практическое занятие
1
Изготовление цветов из салфеток
Учебный кабинет
Рефлексия
8
Практическое занятие
1
Изготовление бабочек из гофрированной бумаги.
Учебный кабинет
Рефлексия
9
Практическое занятие
1
Плоское прямое плетение, изделие “Совушка”
Учебный кабинет
Рефлексия
10
Практическое занятие
1
Оригами «Самолет», “Лодка”
Учебный кабинет
Рефлексия
11
Практическое занятие
1
Оригами «Кошечка», “Собачка”
Учебный кабинет
Рефлексия
12
Практическое занятие
1
Орнамент в полосе, закладка
Учебный кабинет
Рефлексия
13
Практическое занятие
1
Орнамент квадрате, поднос
Учебный кабинет
Рефлексия
14
Практическое занятие
1
Орнамент в круге, тарелка
Учебный кабинет
Рефлексия
15
Практическое занятие
1
Оформление выставки поделок из бумаги.
Учебный кабинет
Рефлексия
Основы художественной обработки различных материалов, 31
16
Практическое занятие
1
«Путешествие в Пластилинию».
Учебный кабинет
Рефлексия
17
Практическое занятие
1
Работа с пластилином. Аппликация «Веточка»
Учебный кабинет
Рефлексия
18
Практическое занятие
1
Аппликация «ЁЖ-грибник» с использованием бумаги и семечек
Учебный кабинет
Рефлексия
19
Практическое занятие
1
Аппликация из шариков «Мимоза».
Учебный кабинет
Рефлексия
20
Мастер - класс
1
Аппликация с использованием крупы «На морском дне».
Учебный кабинет
выставка
21
Мастер - класс
1
Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».
Учебный кабинет
Рефлексия
22
Практическое занятие
1
Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста.
Учебный кабинет
Рефлексия
23
Практическое занятие
1
Как приготовить соленое тесто
Учебный кабинет
Рефлексия
24
Практическое занятие
1
Лепка мелких орнаментальных деталей при помощи шаблонов
Учебный кабинет
Рефлексия
25
Практическое занятие
1
Порядок выполнения ягод, оформление их листочками.
Учебный кабинет
Рефлексия
26
Практическое занятие
1
Раскрашивание готовых изделий.
Учебный кабинет
выставка
27
Практическое занятие
1
Приемом: закручивание спирали. «Рамка с божьей коровкой».
Учебный кабинет
Рефлексия
28
Практическое занятие
1
Изготовление божьей коровки
Учебный кабинет
Рефлексия
29
Практическое занятие
1
Раскрашивание готовых изделий.
Учебный кабинет
выставка
30
Практическое занятие
1
Композиция «Веточка в инее» с использованием пенопласта
Учебный кабинет
Рефлексия
31
Практическое занятие
1
Изготовления грибка из пенопласта
Учебный кабинет
Рефлексия
32
Практическое занятие
1
Изготовления из пенопласта рыбок
Учебный кабинет
Рефлексия
33
Практическое занятие
1
Изготовления из пенопласта елочки
Учебный кабинет
Рефлексия
34
Практическое занятие
1
Аппликация из поролона «Солнышко»
Учебный кабинет
Рефлексия
35
Практическое занятие
1
Аппликация из цветного поролона «Зайчик»
Учебный кабинет
Рефлексия
36
Практическое занятие
1
Аппликация из цветного поролона «Ландыши»
Учебный кабинет
Рефлексия
37
Практическое занятие
1
Аппликация из цветного поролона «Корзина с фиалками»
Учебный кабинет
выставка
38
Практическое занятие
1
Аппликация из цветного поролона «Жираф».
Учебный кабинет
Рефлексия
39
Практическое занятие
1
Веселые человечки из киндер-сюрпризов
Учебный кабинет
Рефлексия
40
Практическое занятие
1
Веселая ферма из киндер-сюрпризов
Учебный кабинет
выставка
41
Практическое занятие
1
Откуда нитки к нам пришли. Виды тканей.
Учебный кабинет
Рефлексия
42
Практическое занятие
1
Панно «Аквариум»
Учебный кабинет
Рефлексия
43
Практическое занятие
1
Игольница «Мухомор»
Учебный кабинет
Рефлексия
44
Практическое занятие
1
Панно из разноцветных косичек
Учебный кабинет
Рефлексия
45
Практическое занятие
1
Брелок для ключа из кожи.
Учебный кабинет
Рефлексия
46
Практическое занятие
1
Домовенок из меха
Учебный кабинет
Рефлексия
Изготовление поделок из бросового материала, 26ч
47
Практическое занятие
1
Изготовление вазочек из пластилиновых бутылок
Учебный кабинет
Рефлексия
48
Практическое занятие
1
Оформление вазочки бусинами
Учебный кабинет
Рефлексия
49
Практическое занятие
1
Поделка «Паучок»
Учебный кабинет
выставка
50
Практическое занятие
1
Изготовление цветов из пластиковых бутылок
Учебный кабинет
Рефлексия
51
Практическое занятие
1
Цветы из пластиковых бутылок. Декорирование
Учебный кабинет
выставка
52
Практическое занятие
1
Изготовление карандашницы из пластиковых бутылок.
Учебный кабинет
Рефлексия
53
Практическое занятие
1
Бабочки из пластиковых бутылок.
Учебный кабинет
Рефлексия
54
Практическое занятие
1
Поделки из фломастеров. Коврик
Учебный кабинет
Рефлексия
55
Практическое занятие
1
Цветы из одноразовых ложек.
Учебный кабинет
выставка
56
Практическое занятие
1
Павлин из одноразовых ложек
Учебный кабинет
выставка
57
Практическое занятие
1
Цветы из пластиковых вилок.
Учебный кабинет
Рефлексия
58
Практическое занятие
1
Осьминог из пластиковых стаканчиков
Учебный кабинет
выставка
59
Практическое занятие
1
Зайчики из пластиковых стаканчиков
Учебный кабинет
Рефлексия
60
Практическое занятие
1
Карандашница из пластиковых стаканчиков
Учебный кабинет
Рефлексия
61
Практическое занятие
1
Петушок из пластиковых тарелок
Учебный кабинет
Рефлексия
62
Практическое занятие
1
Цыпленок из пластиковых тарелок
Учебный кабинет
выставка
63
Практическое занятие
1
Лебедь из пластиковых тарелок
Учебный кабинет
Рефлексия
64
Практическое занятие
1
Цветок из пластиковых крышек
Учебный кабинет
Рефлексия
65
Практическое занятие
1
Цветок из пластиковых крышек
Учебный кабинет
выставка
66
Практическое занятие
1
Панно из пластиковых крышек
Учебный кабинет
Рефлексия
67
Практическое занятие
1
Оформление панно из пластиковых крышек
Учебный кабинет
выставка
68
Практическое занятие
1
Ваза из стеклянной бутылки
Учебный кабинет
Рефлексия
69
Практическое занятие
1
Шкатулки из банки
Учебный кабинет
выставка
70
Практическое занятие
1
Бабочка из газетной бумаги
Учебный кабинет
Рефлексия
71
Практическое занятие
1
Стрекоза из газетной бумаги
Учебный кабинет
Рефлексия
Итоговое занятие, 1ч
72
Практическое занятие
1
Итоговое занятие
Учебный кабинет
Выставка