Рабочая программа"Развитие речи" 1-4 классы | Мой кабинет. Работа №347584
Рабочая программа для обучающихся 1-4 классов,поможет учителям начальных классов грамотно и плодотворно провести каждый урок.Проводя каждое занятие,дети будут лучше усваивать материал,овладевать изучаемым материалом(знаниями,умениями,навыками,мировоззренческими и нравственно-эстетиескими,развивать навыки для решения проблем,без посторонней помощи.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Архангельская средняя школа имени писателя И.А. Гончарова
МОУ Архангельская СШ
РАССМОТРЕНО
ШМО естественно-математического цикла
_________ Гладкова Л.Н.
от «28» 08 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________Малюгина Л.А.
от «28» 08 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора школы
_________ Беспалова О.В.
Приказ № 253
от «28» 08 2024 г.
Рабочая программа
для учащихся начальной школы
«Развитие речи»
1-4 кл
Подготовила учитель высшей категории
Видманова Раиса Куприяновна
2024г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Развитие речи» составлена на основе требований:
Федеральным
законом
от
29.12.2012г.
№
273-ФЗ
«
Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(с
изменениями
и дополнениями);
Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(Зарегистрировано
в
Минюсте России
05.07.2021 №
64100)
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от
28.09.2020
№
28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)
Письм
а
Минобрнауки
РФ
от
18.08.2017
№
09-1672
«О
направлении
Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, воспри- ятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Рабочая программа к курсу «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе авторской программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Т.Ю. Соколовой «Развитие речи», серия: Умникам и умницам/Курс "Речь".-М.: РОСТкника,.2018.
Программа курса представляет систему занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
.
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как
основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Актуальность программы в том, что в обновлении школы по ФГОС идет переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.
Новизна программы:
-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению.
-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер. Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив в любую тему
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали « Развитие речи».
Программа "Развитие речи" имеет так же научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
В основу тематического планирования программы положены следующие темы:
Речь.
Слово.
Предложение
и
словосочетание.
Текст.
Культура
общения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для учеников 1-4-ых классов 40 минут. Всего по программе 34 часа за учебный год.
Особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Процесс обучения проходит с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей, реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы. Развивающие:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
-общего языкового развития младших школьников;
-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем
следующие результаты:
Каждый ученик усовершенствует свои языковые знания, а также получит опыт
самостоятельной
работы над языковыми
проблемами.
У учащихся
начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как
следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной
принадлежности.
У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность,
самостоятельн
ость.
Формы контроля полученных результатов:
1.Самостоятельные работы (2 за год). 2.Наблюдение.
3.Презентации проектных работ, КВН.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
«Развитие речи».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной
связи
прошлого и
настоящего
в
культуре общества;
осознание
своей
этнокультурной
и
российской
гражданской
идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление
уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия
и анализа
произведений
выдающихся
представителей
русской
литературы
и
творчества
народов
России;
первоначальные
представления
о
человеке
как
члене
общества,
о
правах
и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведен
ия
и
правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение
опыта
человеческих
взаимоотношений,
признаки
индивидуальности
каждого
человека,
проявление
сопереживания,
уважения,
любви,
доброжелательности
и
других
моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального
статуса, вероисповедания;
осознание
этических
понятий,
оценка
поведения
и
поступков
персонажей
художественных
произведений в
ситуации нравственного
выбора;
выражение
своего
видения
мира,
индивидуальной позиции
посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений,
разнообразных
по
эмоциональной
окраске;
неприятие
любых
форм
поведения,
направленных
на
причинение
физического
и
морального
вреда
другим
людям.
Эстетическое воспитание:
проявление
уважительного
отношения
и
интереса
к
художественной
культуре,
к
различным
видам
искусства,
восприимчивость
к
разным
видам
искусства,
традициям
и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
ху
дожественной
деятельности;
приобретение
эстетического
опыта
слушания,
чтения
и
эмоционально-эстетической
оценки
произведений
фольклора
и художественной
литературы;
понимание
образного
языка
художественных
произведений,
выразительных
средств,
создающих
художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей
среде
(в
том
числе
информационной);
бережное
отношение
к
физическому
и
психическому
здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное
отношение
к
природе,
осознание
проблем
взаимоотношений
человека
и
животных,
отражённых
в
литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различн
ого уровня учебных и жизненных
задач;
потребность
в
самостоятельной
читательской
деятельности,
саморазвитии
средствами
литературы,
развитие
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной
литературы,
творчества
писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
сравнивать
произведения
по
теме,
главной
мысли
(морали),
жанру,
соотносить
произведение
и
его
автора,
устанавливать
основания
для
сравнения
произведений,
устанавливать
аналогии;
объединять
произведения
по
жанру,
авторской
принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения
по
темам, жанрам
и видам;
находить
закономерности
и
противоречия
при
анализе
сюжета
(композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию,
отзыв
по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного
алгоритма;
устанавливать причинно-следс
твенные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста,
при составлении
плана,
пересказе
текста,
характеристике
поступков
героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
осно
ве
предложенных учителем
вопросов;
формулировать
с
помощью
учителя
цель,
планировать
изменения
объекта,
ситуации;
сравнивать
несколько
вариантов
решения
задачи,
выбирать
наиболее
подходящий
(на
основе
предложенных критериев);
проводить
по
предложенному
плану
опыт,
несложное
исследование
по
установлению
особенностей
объекта
изучения
и
связей
между
объектами
(часть
—
целое,
причина
—
следствие);
формулировать
выводы
и
подкреплять
их
доказательствами
на
основе
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
классификации,
сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать
источник
получения
информации;
согласно
заданному
алгоритму
нах
одить
в
предложенном
источнике
информацию,
представленную
в
явном
виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно
или
на
основании
предложенного учителем
способа
её
проверки;
соблюдать
с
помощью взрослых
(учителей,
родителей
(законных
представителей)
правила
информационной
безопасности при
поиске
информации
в
сети
Интернет;
анализировать
и
создавать
текстовую,
видео,
графическую,
звуковую
информацию
в
соответствии
с
учебной задачей;
самостоятельно
создавать
схемы,
таблицы
для
представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции
в
соответствии
с
целями
и
условиями
общения в
знакомой
среде;
проявлять
уважительное
отношение
к
собеседнику,
соблюдать
правила
ведения
диалога
и
дискуссии;
признавать
возможность
существования
разных
точек
зрения;
корректно
и
аргументированно
высказывать
своё
мнение;
строить
речевое
высказывание
в
соответствии
с
поставленной
задачей;
создавать
устные
и
письменные
тексты
(описание,
рассуждение,
повествование);
готовить
небольшие
публичные
выступления;
подбирать
иллюстративный
материал
(рисунки,
фото,
плакаты)
к
тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать
действия
по
решению
учебной
задачи
для
получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливат
ь
причины
успеха/неудач
учебной
деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная
деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования,
распределения промежуточных шагов
и сроков;
принимать
цель
совместной
деятельности,
коллективно
строить
действия
по
её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной
работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
ответственно
выполнять
свою
часть
работы;
оценивать
свой
вклад
в
общий
результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМ
ЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
различать
слово
и
предложение;
вычленять
слова
из
предложений;
находить
и
исправлять
ошибки
на
изученные
правила,
описки;
понимать
прослушанный
текст;
читать
вслух
и
про
себя
(с
пониманием)
короткие
тексты
с
соблюдением
интонации
и
пауз
в
соответствии
со
знаками
препинания
в
конце
предложения;
находить
в
тексте
слова,
значение
которых
требует
уточнения;
составлять
предложение
из
набора
форм
слов;
устно
составлять
текст
из
3—5
предложений
по
сюжетным
картинкам
и
наблюдениям;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
2
КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать
язык
как
основное
средство
общения;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения
и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и
антонимов
(без называния терминов);
определять
вид
предложения
по
цели
высказывания
и
по
эмоциональной
ок
раске;
пользоваться
толковым,
орфографическим,
орфоэпическим
словарями
учебника;
строить
устное
диалогическое
и
монологическое
высказывание
(2—4
предложения
на
определённую
тему,
по
наблюдениям)
с
соблюдением
орфоэпических
норм, правильной
интонации;
форму
лировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно
(1—2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
определять
тему
текста
и
озаглавливать
текст,
отражая
его
тему;
составлять
текст
из
разрозненных
предложений,
частей
текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с
опорой
на
вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия.
КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
объяснять
значение
русского
языка
как
государственного
языка
Российской
Федерации;
выявлять
случаи
употребления
синонимов
и
антонимов;
подбирать
синонимы
и
антонимы
к словам
разных частей речи;
распознавать
слова,
употреблённые
в
прямом
и
переносном
значении
(простые
случаи);
определять
значение
слова
в
тексте;
понимать
тексты
разных
типов,
находить
в
тексте
заданную
информацию;
формулировать
простые
выводы
на
основе
прочитанной
(услышанной)
информации
устно
и письменно (1—2 предложения);
строить
устное
диалогическое
и
монологическое
высказывание
(3—5
предложений
на
определённую
тему,
по
наблюдениям)
с
соблюдением
орфоэпических
норм,
правильной
интонации;
создавать
небольшие
устные
и
письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять
ключевые
слова
в
тексте;
определять
тему
текста
и
основную
мысль
текста;
выявлять
части
текста
(абзацы)
и
отражать
с
помощью
ключевых
слов
или
предложений
их смысловое
содержание;
составлять
план
текста,
создавать
по
нему
текст
и
корректировать
текст;
писать
подробное
изложение
по
заданному,
коллективно
или
самостоятельно
составленному
плану;
объяснять
своими
словами
значение
изученных
понятий,
использовать
изученные
понятия;
уточнять
значение
слова
с
помощью
толкового
словаря.
КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации,
осознавать
язык
как
одну
из
главных
духовнонравственных
ценностей
народа;
объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского
языка
как
государственного
языка
Российской
Федерации
и
языка
межнационального
общения;
осознавать
правильную
устную
и
письменную
речь
как
показатель
общей
культуры
человека;
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам
антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение
слова
по
контексту;
классифицировать
предложения
по
цели
высказывания
и
по
эмоциональной
окраске;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные
правила,
описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
выбирать адекватные
языковые
средства в
ситуации
общения;
строить
устное
диалогическое
и
монологическое
высказывание
(4—6
предложений), соблюдая орфоэпические норм
ы, правильную интонацию, нормы
речевого взаимодействия;
создавать
небольшие
устные
и
письменные
тексты
(3—5
предложений)
для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки,
объявления
и др.);
определять тему и основную мысль
текста; самостоятельно озаглавливать текст с
опорой
на
тему или основную мысль;
корректировать
порядок
предложений
и
частей
текста;
составлять
план
к
заданным
текстам;
осуществлять
подробный
пересказ
текста
(устно
и
письменно);
осуществлять
выборочный
пересказ
текста
(устно);
писать
(после
предварительной
подготовки)
сочинения
по
заданным
темам;
осуществлять
ознакомительное,
изучающее
чтение,
поиск
информации;
формулировать
устно
и
письменно
простые
выводы
на
основе
прочитанной
(услышанной)
информации;
интерпретировать
и
обобщать
содержащуюся
в
тексте
информацию;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа
верифицир
ованных
электронных
ресурсов,
включённых
в
федеральный
перечень.
Содержание
учебного
курса
класс
Речь и её значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-
«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова- «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым» сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста.
Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной
теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
класс
Техника и выразительность речи
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок.
Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.
Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.
Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
многозначные
слова,
антонимы,
синонимы,
пословицы,
загадки,
фразеологизмы;
изобразительно-выразительные
средства
языка:
метафоры,
сравнения,
олицетворение,
эпитеты;
стили
речи:
разговорный
и
книжный;
уметь:
распознавать
типы
текстов;
устанавливать
связь
предложений
в
тексте;
распознавать
стили
речи;
выделять
многозначные
слова,
фразеологизмы
в
тексте.
восстанавливать
деформированный
текст
устанавливать
связи
между
словами
в
словосочетании
и
предложении.
составлять
планы
различных
видов.
класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова.
Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова.
Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова.
Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание Предложение.
Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный).
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.
Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. знать:
многозначные
слова,
омонимы,
омоформы,
омофоны,
фразеологизмы;
изобразительно-выразительные
средства
языка:
метафоры,
сравнения,
олицетворение,
эпитеты;
стили
речи:
разговорный
и
книжный;
уметь:
распознавать
типы
текстов;
устанавливать
связь
предложений
в
тексте;
распознавать
стили
речи;
выделять
многозначные
слова,
омонимы,
омоформы,
омофоны,
фразеологизмы
в
тексте.
класс
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры.
Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.
Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
многозначные
слова, омонимы,
омоформы,
каламбуры;
изобразительно-выразительные
средства
языка:
тропы,
метафоры,
сравнения,
олицетворение,
эпитеты;
крылатые
слова
и выражения;
иностранные
заимствования.
Новые
слова.
Канцеляризмы.
уметь:
распознавать
типы
текстов;
устанавливать
связь
предложений
в
тексте;
распознавать
предложение
со
сравнительным
оборотом;
составлять
простое,
сложносочинённое
и сложноподчинённое
предложение.
определять
стилистическую
прина
длежность
текстов;
определять
средства
связи
предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с
однородными
членами
и наоборот.
восстанавливать
деформированный
текст
с
опорой
на
знание
композиции
и
средств
межфразовой
св
Тематическое
планирование
класс
№ п/п
Тема (подтема)
Кол- во
часов
1
Речь
2
2
Слово
15
3
Культура общения
5
4
Текст
10
5
Проверочная работа
1
класс
№ п/п
Тема (подтема)
Кол- во
часов
1
Слово
13
2
Предложение и словосочетание
3
3
Текст
15
4
Культура общения
3
класс
№ п/п
Тема (подтема)
Кол- во
часов
1
Слово
16
3
Текст
10
4
Стили речи
8
класс
№ п/п
Тема (подтема)
Кол- во
часов
1
Слово
9
2
Речь. Техника и выразительность речи
6
3
Текст
19
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Тема урока
1
Речь.
2
Тише, громче.
3
Слова, слова, слова.
4
Озорные буквы.
5
Слова играют в прятки.
6
Слово и его значение.
7
Прямое и переносное значение слова.
8
Многозначные слова.
9
Омонимы.
10
Синонимы.
11
Антонимы.
12
Тематические группы слов.
13
Наш цветной мир.
14
Что на что похоже
15
Голоса природы.
16
Проверочная работа.
17
Загадки.
18
Культура речи.
19
Вежливые слова.
20
Пословицы.
21
Учимся рассуждать.
22
Рассуждаем.
23
Текст.
24
Типы текста.
25
Заглавие текста.
26
Тема текста.
27
Словарные слова.
28
Опорные слова.
29
Мы строим текст.
30
Работа с текстом.
31
План текста.
32
План.
33
Проверочная работа.
34
Работа над ошибками.
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ п/п
Тема урока
Слово – 13 ч.
1
Слово. Значение слова.
2
Многозначные слова.
3
Омонимы
4
Омофоны, омоформы
5
Синонимы
6
Антонимы
7
Фразеологизмы
8
Фразеологизмы(обобщение)
9
Фразеологизмы(закрепление)
10
Пословицы
11
Загадки
12
Изобразительные средства языка. Сравнение.
13
Изобразительные средства языка.
Олицетворение.
Предложение и словосочетание – 3 ч.
14
Связь между предложениями в тексте
15
Связь между частями текста
16
Работа с деформированным текстом
Текст - 15 ч.
17
Текст. Тема текста. Заглавие.
18
Текст. Опорные слова.
19
Текст. Опорные слова.
20
Проверочная работа
21
План. Составление плана.
22
Виды плана
23
План
24
Составляем план текста.
25
Редактирование текста
26
Типы текста.
27
Описание
28
Текст – сравнительное описание
29
Типы текста. Повествование
30
Типы текста.
31
Рассуждение
Культура общения - 3 ч.
32
Сочинение на тему «Мой выходной день»
33
Повторение пройденного
34
Материал для КВН, викторин, конкурсов.
Календарно – тематическое планирование
№ п/пТема урокаСлово – 16 ч.1Многозначные слова.2Омонимы, омоформы омофоны.3Фразеологизмы.4Сравнения.5Олицетворение.6Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.7Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.8Откуда приходят слова.9Этимология.10Как тебя зовут?11Мое имя.12Наши фамилии.13Топонимы.14Устаревшие слова.15Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».16Проверочная работа.Текст – 10 ч.17Типы текстов.18Темы текстов. Опорные слова.19Связь предложений в тексте.20Цепная связь предложений в тексте.21Цепная связь предложений в тексте.(закрепление)22Параллельная связь предложений в тексте.23Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».24Единый временной план текста.25Единый временной план текста(обобщение)26Единый временной план текста(закрепление)Стили речи – 8 ч.27Стили речи.28Стили речи(закрепление)29Культура общения.30Культура общения(закрепление)31Научный стиль.
3
класс
32Научный стиль(закрепление)33Словари.34Проверь себя.Календарно – тематическое планирование
№ п/пТема урокаСлово – 9 ч.1Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.2Фразеологизмы.3Фразеологизмы (закрепление)4Диалектизмы.5Сравнение, эпитеты, олицетворение.6Метафора.7Пословицы и поговорки. Афоризмы.8Сочинение по пословице.9Анализ сочинений по пословицам.Речь. Техника и выразительность речи – 6 ч.10Художественный стиль. Общее понятие.11Сочинение – пейзажная зарисовка.12Рифма.13Диалог и монолог.14Драматические импровизации.15Драматические импровизации.(закрепление)Текст – 19 ч.16Композиция текста. Основные элементы композиции.17Композиция. Работа с деформированным текстом.18Творческая работа.19Сочинение – миниатюра в художественном стиле.20Творческая работа.21Творческая работа.(закрепление)22Публицистический стиль.23Газетно – публицистический стиль.24Газетно – публицистический стиль.(закрепление)25Деловая игра «Вёрстка газеты».26Официально – деловой стиль.27Тезисы. Конспект.28Аннотация.
4
класс
29Я пишу письмо.30Личный дневник.31Сочинение «Мои любимые стихи».32Сочини сценарий для мультфильма.33Конкурс на лучшее название конфет.34Обобщение. Проверочная работа.
Контроль и оценка планируемых результатов
Текущий
Прогностический
-
проигрывание
всех
операций
учебного
действия
до
начала
его
реального
выполнения
Пооперационный
-
контроль
за
правильностью,
полнотой
и
последовательностью
выполнения
операций,
входящих в
состав
действия;
Рефлексивный,
контроль
обращѐнный
на
ориентировочную
основу,
план
действия
,
опирающийся
на
понимание
принципов
его
построения;
Контроль
по
результату,
который
проводится
после
осуществления
учебного
действия
методом
сравнения фактических
результатов
или выполненных операций
с
образцом
Итоговый контроль в форме:
Тестирования
Практической
работы
Творческих
работ
учащихся
Проекты
ИКТ поддержка курса.
Короткое описание идеи информатизации курса:
поиск
информации,
компьютерный
сбор
и
анализ
информации,
создание
и
проведение
мультимедиа
выступлений,
компьютерное
тестирование,
проектирование
и
конструирование,
погружение
в
языковую
среду,
отработка
технических
навыков,
создание
информационных
объектов
как
иллюстраций
к
прочитанным
художественным
текстам
(рисунков , аудио-
и видео-
фрагментов),
создание
плана
текста
с
добавлением
графических
объектов.