Рабочая тетрадь по химии | Тарасов Андрей Анатольевич. Работа №212868
Автор: Тарасов Андрей Анатольевич
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и предназначена для студентов 1-го курса очной формы обучения, обучающихся в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Дальневосточный технический колледж » по профессиональной образовательной программе и следующим специальностям: 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»; 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 08.02.05 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.05 «Строительство и эксплуатация дорог и аэродромов»; 09.02.02 «Компьютерные сети».
В тетради приводятся задания к теоретическим занятиям. Содержатся рекомендации по выполнению лабораторных и практических занятий по общей и неорганической химии.
Задания имеют различную степень сложности и способствуют усвоению и закреплению изученного материала, а также позволяют проводить проверку уровня усвоения знаний обучающихся.
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ХИМИИ
СТУДЕНТА__________________________________
___________________________________________________
1 курса
Специальность:
_____________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Уссурийск
2017
Автор-составитель: Тарасов А.А. преподаватель дисциплины химия
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и предназначена для студентов 1-го курса очной формы обучения, обучающихся в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Дальневосточный технический колледж » по профессиональной образовательной программе и следующим специальностям: 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»; 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 08.02.05 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.05 «Строительство и эксплуатация дорог и аэродромов»; 09.02.02 «Компьютерные сети».
В тетради приводятся задания к теоретическим занятиям. Содержатся рекомендации по выполнению лабораторных и практических занятий по общей и неорганической химии.
Задания имеют различную степень сложности и способствуют усвоению и закреплению изученного материала, а также позволяют проводить проверку уровня усвоения знаний обучающихся.
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь составлена в соответствии Примерной программой учебной дисциплины разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям:
35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»;
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 08.02.05 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;
08.02.05 «Строительство и эксплуатация дорог и аэродромов»;
09.02.02 «Компьютерные сети».
При освоении специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО химия изучается как базовый учебный предмет:
с максимальной учебной нагрузкой обучающегося -117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузкой обучающегося- 78 часов;
самостоятельной работой обучающегося - 39 часов;
Рабочая тетрадь - составная часть современного учебно-методического комплекса.
Рабочая тетрадь позволяет студентам значительно сократить время на
выполнение заданий по темам курса и направлена на достижение следующих задач:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» студент должен
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
- решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате изучения должны формироваться общие компетенции:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Содержание рабочей тетради охватывает все запланированные учебные занятия согласно календарно – тематическому плану. С начала, изучается теоретический материал, затем он закрепляется и проверяется уровень его усвоения студентами. Далее, на основе полученных знаний студенты выполняют лабораторные и практические работы.
Химия – наука экспериментальная, поэтому при изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту, который позволяет сформировать у студентов навыки работы с веществами, умения распознавать вещества и ставить химические опыты. Студенты знакомятся техникой безопасности при работе с разными веществами, что, несомненно, в дальнейшем позволит им безопасно и грамотно обращаться с веществами, на производстве и в быту.
Работать с тетрадью рекомендуется как в процессе изучения нового теоретического материала, так и после его полного усвоения. Наиболее эффективно использование рабочей тетради при изучении новой темы, предварительно разделенной на части. Каждой такой части, соответствует определенное задание в рабочей тетради.
Занятие № 1 Тема: «Основные понятия химии».
Из следующего списка слов:
олово,
стекло, паутина, фосфор, стакан, алмаз, резина, сера, льдина, гвоздь, медь, глина, алюминиевая проволока,
уголь, углерод,
выпишите в свою рабочую тетрадь в один столбик
вещества
, в другой
тела.
Пользуясь таблицей химических элементов Д.И. Менделеева, определите число протонов, электронов, нейтронов, заряд ядра и относительную атомную массу следующих элементов:
Ar
;
Mn
Определите по формуле количественный и качественный состав следующих веществ:
Na
2
SO
4
; СН
3
– СН
2
– СНО;
Ni
3
(
PO
4)
2
. Ответ запишите в рабочей тетради по следующему образцу: Молекула Н
2
CO
3
по качественному составу образована атомами водорода, углерода и кислорода. Количественный состав молекулы: два атома Н, один атом
С
и четыре атома О
Пользуясь учебником (стр.7-9) выясните и запишите в рабочую тетрадь: какое
явление называется аллотропией
?
Каковы её причины? Приведите примеры веществ, которые могут образовывать аллотропные модификации.
Из списка (С
6
Н
12
О
6
;
Cl
2
;
NaOH
;
MgO
;
H
2
;
O
3
;
NH
3
;
KNO
3
) в одну колонку выпишите формулы простых веществ, в другую – сложных.
Пользуясь таблицей химических элементов Д.И. Менделеева, определите относительную атомную массу (
Ar
) следующих элементов:
S
;
Fe
;
Br
Определите относительную молекулярную массу следующих веществ:
K
2
O
;
Na
3
PO
4
Сколько граммов в 1-м моль С
u
и
F
2
Определите молярную массу следующих веществ: Н
2
;
P
2
O
5
Сколько моль содержится в 120 г Н
2
О
?
Какому количеству вещества соответствует масса
СаО
равная 25 г
?
Вычислите массу С
u
, взятую количеством вещества 2 моль.
Какую массу имеют 130 л (при нормальных условиях) угарного газа (СО)
?
Вычислить обьем сероводорода (Н
2
S
) при нормальных условиях, взятого количеством вещества 2 моль.
Вычислите массу пропана (С
3
Н
8
), занимающего при нормальных условиях обьем 48 литров.
Какой
обьем
при нормальных условиях занимают 13 г хлора
Cl
2
?
Занятие № 2 Тема: «Основные законы химии».
1. Пользуясь материалом учебника (стр. 14), сформулируйте закон сохранения массы веществ.
2. Задание: Парафиновая свеча весит 30 грамм, после её сгорания остаётся лужица расплавленного парафина 12 грамм. Объясните, не противоречит ли это закону сохранения массы веществ.
3. Задание: 20 кг дров сгорают в печи, образуя 20 грамм золы. Куда деваются остальные киллограмы. Объясните с позиции закона сохранения массы веществ.
4. Задание: Посмотрите реакцию сплавления серы и железа (видеофрагмент). Запишите данную реакцию в виде уравнения:
Реагенты - Продукты
Fe+ S = FeS
Выпишите относительные молекулярные массы веществ, вступивших и полученных в результате реакции. Сравните массы веществ в левой части и правой части. Запишите ответ на вопрос: Выполняется ли закон сохранения массы?
5. Задание: Посмотрим реакцию горения магния(видеофрагмент).
А теперь запишем данную реакцию в виде уравнения:
Реагенты - Продукты
Mg + O2 = MgO
Выпишем относительные молекулярные массы веществ: Закон сохранения массы не выполняется. Почему? Что нужно сделать в уравнении реакции, чтобы закон выполнялся?
6. Преобразуйте следующие схемы в уравнения химических реакций,
расставив необходимые коэффициенты и заменив стрелки на знак
равенства: а) Zn + O2 → ZnO; б) Fe + Cl2→ FeCl3; в) Mg + HCl → MgCl2 +
H2; г)Al(OH)3 → Al2O3 + H2O; д) HNO3→ H2O+NO2+O2;
е)CaO+H2O→ Ca(OH)2; ё) H2+Cl2→ HCl; ж)KClO3→ KClO4+KCl;
з) Fe(OH)2+H2O+O2→ Fe(OH)3; и)KBr+Cl2→ KCl+Br2
7. Пользуясь материалом учебника (стр. 15), запишите современную формулировку закона постоянства состава веществ молекулярной структуры.
8. Задача. Определите массу серы, реагирующей без остатка с железными опилками массой 2,8 кг, если в данном случае химические элементы железо и сера соединяются в массовых отношениях 7 : 4.
9. Задача. Смешали 2 г порошкообразной меди с 2 г порошкообразной серы. Смесь нагрели до начала химической реакции. Найдите массу сульфида меди, если известно, что медь с серой соединяются в массовых отношениях 2:1.
10. Пользуясь материалом учебника, (стр. 16), запишите формулировку закона Авогадро и два следствия, вытекающие из этого закона.
11. Решите задачи на закон Авогадро: а) Вычислите, сколько литров содержится в 6,8 г сероводорода H2S.
б) Какой объём занимает азот N2 количеством вещества 25 моль?
в) Вычислите массу, содержащуюся в 112 л водорода Н2.
г) Вычислите молярную массу газа, плотность которого 1,429 г/л.
д) Относительная плотность по водороду газа D(H2)= 8,5. Вычислите молярную массу заданного газа.
12. Определите относительную молекулярную массу следующих веществ: H2SO4; CaCO3
13. Определите массовые доли каждого из элементов в следующем веществе: Na2SO4
Занятие № 3 Практическая работа №1
Тема: «Расчеты по химическим формулам веществ» Вариант №1
Цель: повторить основные понятия химии; закрепить умение рассчитывать количество вещества, массы веществ и рассчитывать массовые доли элементов по формуле вещества
Определите относительные атомные массы следующих элементов:
а) Li ; б) Si ; в) Cl ; г) As
Определите массу: а) 0,5 моль Н
2
SO
4
;
Определите массовые доли элементов в следующих соединениях:
а) N2O5 , б) Н2 СО3
Сколько моль
составляют
6 г. Na
2
SO
3
;
Какую массу имеют 44,8 л при н.у. угарного газа (оксид углерода (
II
)?
Какое количество вещества
серы
содержится в сульфиде железа
FeS
массой 30 г.
Вариант №2
Цель: повторить основные понятия химии; закрепить умение рассчитывать количества вещества, массы веществ и рассчитывать массовые доли элементов по формуле вещества
1. Определите атомные массы следующих элементов: а) F; б)K ;в) Mg ;
г) Cs
Определите массу: а) 0,1 моль Н
2
СO
3
;
Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) К
3
PО
4
б)
SO
3
Сколько моль
составляют 3 г. Н
2
СO
3
;
Какую массу имеют 25 л при н.у. углекислого газа
?
Какое количество вещества
кальция
содержится в карбонате кальция (
CaCO
3
) массой 42 г.
Вариант №3
Цель: повторить основные понятия химии; закрепить умение рассчитывать количества вещества, массы веществ и рассчитывать массовые доли элементов по формуле вещества
Определите атомные массы следующих элементов: а)
Zn
;
б)
Nb
;
в)
Mn
; г)
Fe
Определите массу: а) 0,3 моль Н
3
РO
4
;
Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) Cl
2
О
7
,
б) Н
2
SiО
3
Сколько моль составляе
т 1 г. Н
2
SO
4
;
Какую массу имеют 20 л при н.у. метана (СН
4
)
?
Какое количество вещества
калия
содержится в нитрате калия (
KNO
3
) массой 27 г.
Вариант 4
Цель: повторить основные понятия химии; закрепить умение рассчитывать количество вещества, массы веществ и рассчитывать массовые доли элементов по формуле вещества
Определите относительные атомные массы следующих элементов: а)
Р
; б) В; в)
Вr
; г)
At
Определите массу: а) 0,6 моль
Н
Cl
Определите массовые доли элементов в следующих соединениях:
а) B2O3 , б) Mg CО3
Сколько моль составляет
1 г. Н
2
S;
Какую массу имеют 27 л при н.у. сероводорода
H
2
S
?
Какое количество вещества
цинка
содержится в сульфате цинка
ZnSO
4
массой 49г.
Занятие № 4 Тема № «Строение атома. Электронные конфигурации атомов химических элементов».
1. Используя материал учебника химии (стр. 22-27) дайте письменные ответы на следующие вопросы: а) сколько электронов может находится на s- подуровне? б) сколько электронов может находится на р- подуровне? в) сколько электронов может находится на d- подуровне? г) сколько электронов может находится на f - подуровне?
2. Закончите предложения: а) на последнем энергетическом уровне у атомов элементов число электронов может достигать ________.
б) Электронная оболочка атомов состоит___________________________
в) Орбиталью называют____________________________________________
3. Приведите в соответствие:
А. Электронная формула Элемент
1)1s22s22р63s2 Cl
2)…3s23р63d104 s2 Мg
3)…3s23р6 Zn
4)…3s23р63d104 s24p2 Вr
5)…3s23р63d104 s24p5 Аr
4. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне в атоме серы: а)3; б) 4; в)6; г)16.
5. К S-элементам относится: а) магний; б) сера; в) хлор; г) медь.
6. Электронная конфигурация ... 4s 2 соответствует элементу: а) кальций;
б) криптон; в) кадмий; г)цинк.
7. Сравните атомы, поставив знаки <, > или = вместо * :
а) заряд ядра: Al * Si; О * S.
б) число электронных слоев: Al * Si; О * S.
в) число электронов на внешнем слое: С * N; Mg * Са.
г) радиус атома: А1 * Si; О * S.
д) металлические свойства: Al * Si; О * S.
е) неметаллические свойства: Al * Si; О * S.
8. Общее число электронов у атома родия: А)25 Б)34 В)45 Г)81
9. Внесите необходимые данные в пустые графы таблицы «Максимальное количество электронов на энергетическом подуровне»:
Подуровень
Максимальное количество электронов
2
p
10
f
10. Составьте схемы строения следующих атомов: азот (N), магний (Mg)
11. Составьте электронные формулы следующих атомов: фосфор (Р), калий (К)
12. Составьте электронно-графическую формулу атома кальция ( Са ).
Занятие № 5 Тема: «Периодический закон и Периодическая система в свете современных представлений о строении атома».
1. Используя материал учебника химии (стр.19-21) дайте ответы на вопросы: а) Что такое период? б) Какие периоды относятся к малым, а какие к большим? в) Что такое группа? г) Какие группы выделяют?
2. Распределите следующие химические элементы по главным и побочным подгруппам: Mg; F; P; Fe; N; Ag; Zn; Pb; Ra; Br; At; Ar; Co; Cr
3. Завершите построение предложений: а) Химические элементы малых периодов располагаются только в____________________подгруппах.
б) Радиус атомов в периодах с лева направо ______________________________.
в) Электроотрицательность атомов химических элементов в периодах слева на право ________________________.
г) Число электронов на последнем энергетическом уровне у атомов химических элементов в периодах слева направо _______________________.
д) Металлические (восстановительные) свойства химических элементов в периодах слева направо ___________________.
е) Неметаллические (окислительные) свойства химических элементов в периодах слева направо ___________________.
4. В одном периоде находятся элементы: а) с одинаковыми химическими свойствами; б) с одинаковым радиусом атомов; в) с одинаковым числом валентных электронов; г) с зарядом ядра, последовательно возрастающим на 1.
5. В ряду химических элементов Li-Na-K-Rb металлические свойства:
а) усиливаются; б) не изменяются; в) ослабевают; г) изменяются периодически.
6. В группах сверху вниз у атомов химических элементов :
а) Число электронов на последнем энергетическом уровне _______________________.
б) Электроотрицательность ________________________________.
в) Радиус атомов _________________________________________.
г) Металлические (восстановительные) свойства______________________________.
д) Неметаллические (окислительные) свойства________________________________.
7. Дайте характеристику (Mg; F; K; Na; P; C) по их положению в периодической системе по следующему плану:
Элемент____________, его порядковый номер_______________-это элемент__________ периода,___________________ подгруппы,_____________ группы Периодической системы.
Строение атома, число протонов в атоме ___________, число электронов-__________, нейтронов____________ , заряд ядра____, электронная формула_________________________________, Атом____________ проявляет __________________________свойства.
Занятие № 6 Лабораторная работа №1
Тема: Моделирование построения периодической таблицы химических элементов.
Цель: Овладение умением моделировать периодическую таблицу химических элементов.
Задача: Закрепить знания по теме «Периодический закон Д.И. Менделеева и Периодическая система химических элементов».
Оборудование: Периодическая система элементов; набор карточек элементов.
Теоретические основы
Д.И. Менделеев определил, что общее у всех элементов – атомная масса. Свойства элементов зависят периодически от атомных масс. Учение о строении атомов вскрыло глубокий физический смысл периодического закона. Главной характеристикой атома является не атомная масса, а положительный заряд ядра атома. Теория строения атомов объясняет периодическое изменение свойств элементов. Свойства химических элементов и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома. Периодический закон записан графически в виде таблицы. Периодическая таблица химических элементов имеет горизонтальные ряды – периоды, в которых прослеживается периодичность изменения свойств элементов от металлических свойств к неметаллическим свойствам. А также вертикальные ряды – группы, в которых объединены химические элементы, соединения которых имеют сходные свойства.
При моделировании построения периодической таблицы рассмотрите периодичность изменения свойств химических элементов в ряду: H, He, Li, Be, B, C, N, O, F, Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, Cl, Ar. Затем разбейте этот ряд на горизонтальные и вертикальные ряды согласно вопросам задания. В итоге объедините эти ряды в прямоугольную таблицу, укажите номер периода, группы, порядковый номер химического элемента.
Задания:
1. Расположите в порядке возрастания заряда ядра атома химические элементы 1,2,3 периодов.
2. Установите зависимость изменения химических свойств элементов от увеличения заряда ядра атома.
3. Расположите химические элементы в горизонтальные ряды в зависимости от увеличения заряда ядра атома и периодичности изменения свойств химических элементов.
1ряд ………..
2 ряд……….
3 ряд……….
4. Расположите химические элементы в вертикальные ряды в зависимости от числа электронов на последнем энергетическом уровне.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
: : :
5. Постройте модель периодической таблицы для данных химических элементов. Укажите номер периода, группы и порядковый номер химического элемента.
6. Установите зависимость изменения химических свойств элементов и их соединений от заряда ядра атома в периодах и группах.
Контрольные вопросы
1 уровень
1. Какой ряд называется периодом? Какое число периодов имеет периодическая таблица?
2. Какой физический смысл имеет порядковый номер химического элемента и номер периода с точки зрения строения атома?
3. Как изменяются свойства химических элементов в группах главных подгруппах и в периодах?
4. Что объединяет химические элементы, входящие в одну группу? Какое число групп имеет периодическая таблица?
2 уровень
1.Запишите современную формулировку периодического закона.
2. Какое строение атома имеют химические элементы неметаллы и металлы?
3. Объясните, почему с ростом заряда ядра атома в периодах растут неметалические свойства элементов, а металлические уменьшаются?
4. Объясните, какой элемент Na или K обладает большими металлическими свойствами?
3 уровень
1. Какой химический элемент обладает большими неметаллическими свойствами сера или хлор, сера или кислород? Ответ сформулируйте с точки зрения строения атома и периодического закона.
2. Запишите электронные формулы строения атомов с порядковым номером 17 и 20. Какие свойства проявляют эти элементы? Какова их валентность? Сформулируйте общий вывод о проделанной работе.
Занятие № 7 Тема: «Виды химической связи: ионная, ковалентная
( неполярная и полярная), металлическая и водородная».
1 Дайте ответы на следующие вопросы: а) Что называют электроотрицательностью? б) У каких элементов (металлов или неметаллов) электроотрицательность больше? в) Какие свойства металлов и неметаллов зависят от величины электроотрицательности?
2. Завершите предложение. а) Химическая связь, образованная за счет общих электронных пар называется ________________________.
б) Ковалентная неполярная химическая связь – это связь________________________________________________________________________.
в) Ковалентная полярная химическая связь – это связь________________________________________________________________________.
3. Из предложенных веществ выпишите в отдельные столбики ( в одну формулы только веществ с ковалентной неполярной связью, в другую- с ковалентной полярной связью): Cl2 ; NH3 ; CH4 ; H2S ; O2 ; CO; Br2 ; I2; OF2
4. Определите, в каком веществе ковалентная связь наиболее полярная: Cl2; HBr; NH3; CH4
5. Запишите, как вы понимаете такие понятия: «донор» и «акцептор». В каком механизме образования ковалентной связи они участвуют?
6. Используя материал учебника стр. 35-36 сравните атомные и молекулярные кристаллические решетки веществ с ковалентной связью и опишите свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
7. Закончите предложения. а ) Ионная химическая связь образуется между ____________________________________________________.
б) Атомы, которые отдают свои электроны с внешнего энергетического уровня другим атомам при образовании химической связи, превращаются в заряженные ионы, которые называются ____________________ .
в) Атомы, которые принимают электроны других атомов на свой внешний энергетический уровень при образовании химической связи, превращаются в заряженные ионы, которые называются ____________________ .
г) Заряд катионов и анионов определяется числом принятых или отданных ____________________.
8. Из предложенных веществ, выпишите формулы только веществ с ионной связью: CO2; KCl; H2SO4; CaBr2; BaO; Li2S; NaF
9. Из следующего списка ионов выпишите в один столбик простые ионы, в другой сложные: К+; NH4+ ; H3O+ ; Cl- ; OH- ; SO42- ; Mg2+;O2-
10. Используя материал учебника (стр. 30-31) опишите, как устроена ионная кристаллическая решетка и какими свойствами обладают вещества с ионной кристаллической решеткой.
11. Дайте ответы на следующие вопросы: а) За счет каких электронов и между какими элементами металлической кристаллической решетки возникает металлическая связь?
б) Какими наиболее характерными свойствами обладают металлы?
12. Расположите металлы в порядке увеличения их металлических свойств: Na; Mg; Ca; Al; Sn; Cr; Fe; Ni
Занятие № 8 Тема: «Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем».
1. Используя материал учебника, (стр. 49 -53.) запишите: какие системы называются дисперсными? Какое вещество называют дисперсионной средой и дисперсной фазой?
2. Заполните таблицу:
Таблица №1.
Дисперсные системы
Грубодисперсные системы
Тонкодисперсные системы
Размер частиц ……………………
Размер частиц……………………
Название систем:_______________________
___________________________________
Название систем:_______________________
___________________________________
3.Запишите определения следующих понятий:
Суспензии_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмульсии__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Аэрозоли____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Гель_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Золь_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коагуляция___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Синерезис_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эффект Тиндаля____________________________________________________
4. Распределите следующие дисперсные системы (дым, облака, туман, газированный напиток, молоко; цементный раствор, пенопласт, поролон, желе, сплавы металлов, горные породы) согласно их классификации в таблице №2 в колонке «Пример»:
Таблица №2
Дисперсионная среда
Дисперсная фаза
Пример
Газ
Жидкость
Газ
Твердое вещество
Жидкость
Газ
Жидкость
Жидкость
Жидкость
Твердое тело
Твердое вещество
Газ
Твердое вещество
Жидкость
Твердое вещество
Твердое вещество
5. Составьте схему применения эмульсий в различных сферах деятельности человека (преподаватель на доске предлагает вариант схемы, студенты её заполняют в рабочих тетрадях).
Занятие № 9 Лабораторная работа № 2
Тема: Приготовление дисперсных систем. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Цель: научиться получать дисперсные системы и исследовать их свойства.
Оборудование и реактивы: дистиллированная вода, карбонат кальция, масло, раствор глицерина, мука, желатин, фарфоровая чашка, пробирки, штатив.
Теоретические основы
Дисперсными - называют гетерогенные системы, в которых одно вещество - дисперсная фаза ( их может быть несколько) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого -дисперсионной среде.
Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы 1.Грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием. Это- эмульсии , суспензии , аэрозоли.
2.Тонкодисперсные- с размерами частиц от 100 до 1 нм . Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Это : золи (коллоидные растворы- "клееподобные" ) и гели (студни).
Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся «светящейся дорожке» - конусу при пропускании через него луча света. Это явление называют эффектом Тиндаля.
При определенных условиях в коллоидном растворе может начаться процесс коагуляции.
Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок. При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Гели или студни представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление синерезиса.
Различают 8 типов дисперсных систем.(д/с + д/ф)
1. Г+Ж→аэрозоль (туман, облака, карбюраторная смесь бензина с воздухом в ДВС)
2. Г+ТВ→аэрозоль(дым, смог, пыль в воздухе)
3. Ж+Г→пена (газированные напитки, взбитые сливки)
4. Ж+Ж→эмульсия (молоко, майонез, плазма крови, лимфа, цитоплазма)
5. Ж+ТВ→золь, суспензия (речной и морской ил, строительные растворы, пасты)
6. ТВ+Г→твердая пена(керамика, пенопласт, поролон, полиуретан, пористый шоколад)
7. ТВ+Ж→гель(желе, желатин, косметические и медицинские мази, помада)
8. ТВ+ТВ→твердый золь (горные породы, цветные стекла)
Выполнение работы
Опыт №1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде
В стеклянную пробирку влить 4-5 мл воды и засыпать 1 ложечку карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Рассмотреть внешний вид и видимость частиц. Определить способность осаждаться и способность к коагуляции. Методику выполнения опыта и наблюдения записать в таблицу.
Опыт №2. Приготовление эмульсии масла в воде и изучение её
свойств
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Изучить свойства эмульсии. Добавить 2-3 капли глицерина. Рассмотреть внешний вид и видимость частиц. Определить способность осаждаться и способность к коагуляции. Как изменилось содержимое пробирки после добавления глицерина? Методику выполнения опыта и наблюдения записать в таблицу.
Опыт №3. Приготовление коллоидного раствора и изучение его
свойств
В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки (или желатина), тщательно перемешать. Пропустить через раствор направленный луч света минифонарика на фоне темной бумаги. Рассмотреть внешний вид и видимость частиц. Определить способность осаждаться и способность к коагуляции. Наблюдается ли эффект Тиндаля?
Методику выполнения опытов и наблюдаемые явления записать в таблицу 1.
Таблица 1.
№ и название опыта
Методика выполнения опыта, наблюдения
Выводы
Сформулируйте общий вывод о проделанной работе
Занятие № 10 Тема: «Теория Электрической Диссоциации. Реакции ионного обмена».
1. Используя материал учебника (стр. 59-60) запишите определения электролитов и неэлектролитов.
2. Среди приведенных формул, выпишите в один столбик формулы электролитов, в другой – неэлектролитов: CO2; H2SO4; CuCl2; Fe(OH)3; Al(SO4)3; H2SiO3; NaOH; CuO; HCl; BaSO4 ; H2O; K2CO3
3. Изучите следующее правило, позволяющее определять силу кислородсодержащих кислот:
HmROn
R – кислотообразующий элемент
m – число атомов водорода
n – число атомов кислорода
если m - n = 0 очень слабая
m - n = 1 слабая
m - n = 2 сильная
m - n = 3 очень сильная
Используя данное правило, определите силу следующих кислот: HNO2; HNO3; H2SO4; H2SO3; HClO4; HClO3
4. Определите степень диссоциации соединения АВ, если в растворе в равновесии одновременно присутствуют (вариант 1)15А+, 15В- и 50АВ.(вариант 2) 20А+, 20В- и 60АВ.
5. Составьте к следующим молекулярным уравнениям краткие ионные:
Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O;
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2
6. Из следующих уравнений реакций выпишите только уравнения реакций, относящиеся к реакциям ионного обмена. Свой выбор объясните. Составьте для выбранных уравнений реакций краткие ионные уравнения.
Вариант №1 AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3
Вариант №2 Ba(OH)2 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + 2H2O
Вариант №3 Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 +H2O
Вариант №4 Na2SiO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2SiO3
Вариант №5 K2S + H2SO4 = K2SO4 + H2S
Вариант №6 2KCl + Na2SO4 = 2NaCl + K2SO4
7. По кратким ионным уравнениям составить молекулярные уравнения
Вариант №1 2H+ + 2OH- 2H2O
Вариант №2 3Ca2+ + 2PO43- Ca3(PO4)2
Вариант №3 Pb2+ + S2- PbS
Вариант №4 SO32- + 2H+ SO2 + H2O
Вариант №5 CO32- + 2H+ CO2 + H2O
Вариант №6 Cu2+ +2OH- Cu(OH)2
Занятие № 11 Практическая работа № 2 Тема: Приготовление раствора заданной концентрации
Цель: Научиться готовить растворы заданной концентрации путем растворения твердого вещества в воде, разбавлением раствора и добавлением твердого вещества к имеющемуся раствору, с соблюдением правил техники безопасности.
Техника безопасности: 1. Не выполняйте опыты, не ознакомившись с общими правилами безопасности в кабинете химии. 2. Используйте для проведения опытов только чистую посуду. 3. При случайном повреждении посуды сообщите об этом преподавателю, осколки не убирайте самостоятельно. 4. Рассыпанные твердые вещества не собирайте руками. 5. При растворении твердых веществ воде, пользуйтесь стеклянной палочкой. 6. Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.
Реактивы и оборудование: Хлорид натрия (NaCl), сахар, дистиллированная вода, весы, бюксы, стакан, стеклянная палочка, мерный цилиндр, воронка.
Теоретические основы
Раствор – гомогенная система, состоящая из растворенного вещества и растворителя.
При решении задач пользуются формулами:
m (вещества)
W( р. в.) = ------------------ Массовую долю часто выражают в %:
m (раствора)
m (вещества)
W( р. в. ) = ------------------------- x 100% ;
m (раствора)
W x m(раствора) m(р.в.)
m(р. в.) = ---------------------- ; m(раствора) = ---------------------- х 100%
100% W
mр-ра = m Р.В. + m растворителя где, m Р-РА – масса раствора, г. m Р.В. – масса растворенного вещества, г.
WР.В. - массовая доля растворенного вещества..
Пример№1. Вычислите массу растворяемого вещества, если его массовая доля в растворе равна 12%., а масса раствора составляет 60 г. Какая масса воды содержится в этом растворе?
Дано:
mраствора – 60г. W x m(раствора) 12 х 60
Wр.в.-12%. 1) m(р. в.) = ---------------------- = --------------- = 7,2 г.
Найти: 100% 100%
m р.в. -?
mH2O - ?
2) Находим массу воды mН2О = 60 - 7,2 = 52,8 г.
Пример №2. Имеется 50 г раствора хлорида натрия с массовой долей 15 % . Рассчитайте массу воды, которую необходимо добавить к этому раствору, для того чтобы получить раствор с массовой долей 5% . Массу воды необходимо перевести в обьем, используя формулу: V = m / ρвещества (РН2О = 1)
Дано:
m раствора -50г. W(р.в.) x m(раствора) 15 х 50
W1(NaCl) – 15% m(р. в.) = ---------------------- = --------------- = 7,5г.
W2(NaCl) – 5% 100% 100%
Найти:
mH2O - ? Определяем массу 5% раствора:
m(р.в.) 7,5
m(раствора) = ---------------------- х 100% = --------------- х 100% = 150 г.
W(р.в.) 5
Рассчитываем массу воды, которую необходимо добавить: mH2O = 150 – 50 = 100г.
Пример №3. Сколько грамм соли нужно добавить к 100 г. 2% -го раствора этой соли, чтобы получить 7% -ный раствор?
Дано: W x m(раствора) 100 х 2
m(раствора) – 100г. m(р. в.) = ---------------------- = ---------------------- = 2г
W1 – 2% 100% 100%
W2- 7%
Найти: Находим массу воды : mH2O = 100 – 2 = 98 г. Учитывая, что в
mH2O - ? 7%-ом растворе на 93 г воды приходится 7 г соли. Составляем пропорцию: 93г Н2О - 7 г соли
98 г Н2О – х г соли
98 х 7
Отсюда х = ----------------- = 7,4г, определяем массу соли, которую
93
нужно добавить: m(соли) = 7, 4 – 2 = 5,4 г.
Массу раствора можно выразить и через обьем раствора и его плотность:
m (раствора) = V x P; где V – обьем раствора (см3, мл); Р – плотность раствора (г/см3, г/мл)
Например: Рассчитайте массу хлорида калия необходимую для приготовления 200 мл 15% раствора плотностью Р = 1, 23 г/см3
Дано: Решение:
V рас-ра = 200 мл W x m(раствора)
W хлорида калия = 15% m(р. в.) = ----------------------
Р = 1, 23 г/см3 100%
____________________ m( раствора) = V x P = 200 х 1,23 = 246г
Найти: mхлорида калия 15 х 246
m (хлорида калия) = ----------------------- = 36,9г.
100
Выполнение работы
Получите у преподавателя вариант задания таблица 1.
Номер варианта
Растворенное вещество
Масса раствора № 1, г
Массовая доля растворенного вещества, %
В растворе №1
В растворе №2
В растворе №3
1
Хлорид натрия
50
10
6
8
2
Хлорид натрия
30
20
8
12
3
Сахар
70
5
4
6
4
Сахар
80
8
6
10
1.Приготовление раствора №1. Рассчитайте массу твердого вещества и воды, необходимых для приготовления раствора №1.
Взвесьте на весах рассчитанную массу твердого вещества и перенесите его в стакан. Зная, что плотность воды равна 1 г/мл, рассчитайте обьем воды, необходимой для приготовления раствора. Мерным цилиндром отмерьте вычисленный оббьем воды и прилейте его к веществу в стакане. Перемешайте содержимое стакана стеклянной палочкой до полного растворения твердого вещества в воде.
2. Приготовление раствора №2. Рассчитайте массу воды, которую необходимо добавить к раствору №1, чтобы получить раствор №2 меньшей концентрации. Переведите вычисленную массу воды в обьем, отмерьте его с помощью мерного цилиндра и добавьте в раствор №1. (Сколько граммов раствора №2 получилось?)
3.Приготовление раствора №3. Рассчитайте массу твердого вещества, которое необходимо добавить к раствору №2, чтобы получить раствор №3 большей концентрации. На весах взвесьте необходимую массу вещества, добавьте его в раствор№2 и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения. Дайте ответ на вопрос: Сколько граммов раствора №3 получилось?
После завершения работы сделайте общий вывод о проделанной работе.
Контрольные вопросы:
1. Что такое растворы?
2.Из чего складывается масса раствора?
3. Как определяется массовая доля растворенного вещества в растворе?
4. Как приготовить10% раствор щелочи NaOH? Какая масса NaOH и воды содержится в таком растворе?
5. Решите задачу 1 уровень 1вариант: Определите массовую долю растворенного вещества, если 20 г его содержится в 150 г раствора?
2 вариант: Чему равна масса раствора, если 10г вещества растворили в100г воды?
2 уровень 1 вариант: Определите массовую долю (%) KOH в растворе, если 40г KOH растворили в воде массой 160г.
2 вариант: Чему равна масса растворенного вещества, если в200 г раствора массовая доля вещества составляет 0,2%.
3 уровень 1 вариант: К 200 граммам раствора, содержащего 0.3 массовые доли растворенного NaCl, добавили 100 граммов воды. Вычислите массовую долю NaCl в полученном растворе.
2 вариант: Определите массу воды, которая содержится в растворе массой 300 г с массовой долей растворенного вещества равной 0,5?
Занятие № 12 Тема: «Классы неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли».
1. Используя материал учебника химии (стр.68, 73, 77,78) дайте определение кислотам, основаниям и солям.
2. Распределите следующие вещества по классам и заполните ими таблицу №1: HCl; CaCO3; Ca(OH)2; H3PO4; CO2; FeCl3; NaOH; Na2SO4; Al2S3; P2O5; HNO3 H2SiO3; Al(OH)3
Таблица №1
Оксиды
Основания
Кислоты
Соли
2. Установите соответствие между классом, к которому относится соединение, и его формулой.
а) основный оксид 1) ZnO
б) кислотный оксид 2) N2O
в) амфотерный оксид 3) CO2
г) несолеобразующий оксид 4) MgO
3) Оксид кальция может реагировать с каждым из двух веществ.
А) соляной кислотой и хлоридом натрия
Б) водой и оксидом углерода (IV)
В) гидроксидом калия и серной кислотой
Г) водородом и оксидом углерода (II)
4. Выберите ряд формул кислот, расположенных в последовательности:
нерастворимая двухосновная – растворимая одноосновная – растворимая трёхосновная:
А) HNO3 – H2SO3 – HF;
Б) H2SiO3 – HF – H3PO4;
В) H2SO3 – H2SiO3 – HNO2;
Г) H2S – H3PO4 – HCl.
5. Выберите ряд формул солей, расположенных в последовательности
растворимая – нерастворимая – растворимая:
А) Na2CO3 – Ba(NO3)2 – KCl;
Б) CuCl2 – CaCO3 – Ca(NO3)2;
В) K2SO4 – FeCl2 – BaSO4;
Г) Li2S – Al2(SO4)3 – ZnCl2.
6. Формулы оксида, основания, кислоты, соли соответственно перечислены в ряду:
А) H2O2, NaOH, HCl, NaNO3;
Б) N2O, Cu(OH)2, BaSO4, H2S;
В) SO2, Ba(OH)2, HNO3, CuSO4;
Г) H2O, K2CO3, KOH, H2CO3 .
7. Осуществите цепочки превращений:
Вариант №1 Ca → CaO → Ca(OH)2 →CaCl2
Вариант №2 K2O→ KOH→K2SO4 KNO3
8. С какими из представленных веществ, взаимодействует разбавленная хлороводородная (соляная) кислота (HCl): А) Сu; Б) Mg; В) CaO; Г) NaOH; Д) Na2CO3; Е) HNO3
Отвечая на данный вопрос, можно воспользоваться материалом учебника химии (стр. 69-71)
9. Выпишите из списка только те, металлы, которые могут взаимодействовать с разбавленной серной кислотой (H2SO4): Na; Mg; Cu; Ag; Fe; Pt; Pb. Объясните свой выбор.
Занятие № 13 Лабораторная работа №3
Тема: Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
Цель: Познакомиться с химическими свойствами оснований в процессе химических опытов.
Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, горелка, держатель, растворы NaOH, CuSO4, FeSO4, индикаторы фенолфталеин, красный лакмус, метиловый оранжевый.
Теоретические основы
Основания – электролиты диссоциирующие в воде на ионы металлов и гидроксогрупп: Ca (OH) 2 ↔ Ca2+ + 2OH-
Основания делят на растворимые в воде -щелочи, например NaOH; KOH и основания нерастворимые в воде, например: Mg(OH)2; Al(OH)3.
Называются основания гидроксидами: Ca (OH) 2 – гидроксид кальция;
Fe (OH)2 – гидроксид железа (II); Fe (OH)3 – гидроксид железа (III)
Химические свойства оснований.
1. а) Щелочи взаимодействуют: а) с кислотными оксидами 2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O
б) с кислотами NaOH + HCl = NaCl + H2O; в) с солями, если образуется нерастворимое основание
2NaOH + ZnCl2 = 2NaCl +Zn(OH)2↓
2. а) Нерастворимые основания разлагаются при нагревании:
Zn (OH) 2↓ → ZnO + H2O
б) Нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами:
Zn (OH) 2↓ + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
Таким образом, общим свойством щелочей и нерастворимых оснований является их взаимодействие с кислотами.
Выполнение работы
Опыт № 1.Испытание раствора щелочи индикаторами.
В три пробирки поместите 2мл раствора щелочи NaOH. В первую пробирку добавьте 1 каплю фенолфталеина, во вторую 1 каплю красного лакмуса, в третью 1 каплю метилового оранжевого. Запишите наблюдения.
Опыт № 2. Взаимодействие щелочи с солью.
В пробирку поместите 5 мл раствора соли FeSO4и прилейте щелочи до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.( 2NaOH + FeSO4 = Fe(OH)2 + Na2SO4)
Опыт № 3.Разложение нерастворимого основания.
В пробирку поместите 2мл раствора соли CuSO4 и 4мл раствора щелочи NaOH. Полученный осадок Cu(OH)2 является нерастворимым основанием. Пробирку с осадком нагрейте на горелке. Запишите наблюдения и химические реакции.
Отчет о проделанной работе оформите в виде таблицы №1
№ и название опыта
Методика выполнения опыта, уравнение химической реакции
Наблюдения, выводы
Сформулируйте общий вывод о проделанной работе.
Контрольные вопросы
1 уровень
1. Какие соединения называются основаниями?
2. Запишите названия следующих оснований: NaOH; Ca(OH)2
3. Закончите реакцию: CuCl2 + NaOH = NaCl +?
2 уровень
1 .Какие основания относятся к растворимым основаниям? Пользуясь таблицей растворимости, выпишите в тетрадь все щелочи.
2. Выберите, какие вещества относятся к основаниям: NaCl; Cu(OH)2; HNO3; NaOH; H2CO3.
3.Запишите формулы следующих оснований: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид железа (II), гидроксид железа (III).
3 уровень
1. Запишите реакции диссоциации оснований: Fe (OH)3; Cu(OH)2
2. Какие индикаторы указывают на щелочную среду раствора щелочей
3. Осуществить превращение: Fe → FeO → FeCl2 → Fe (OH)2 → FeSO4
Занятие № 14 Лабораторная работа №4
Тема: Гидролиз солей различного типа
Цель: Познакомиться с явлением гидролиза различных типов солей в процессе проведения химических опытов.
Оборудование и реактивы: раствор сульфита натрия (Na2SO3), раствор Na2S; раствор карбоната натрия, раствор фенолфталеина, раствор лакмуса; 8 пробирок
Теоретические основы
Все соли делятся на растворимые и нерастворимые. Растворимые соли растворяются в воде.
Водные растворы солей имеют щелочную, кислую или нейтральную реакцию, хотя в своём составе не содержат ни водородных ионов, ни гидроксид-ионов. Например, водный раствор AlCl3 имеет кислую среду (рН<7), раствор К2СО3 – щелочную среду (рН>7), раствор NaCl – нейтральную (рН=7). Это объясняется тем, что в водных растворах соли подвергаются гидролизу.
Гидролиз - это взаимодействие ионов соли с ионами воды, приводящее к образованию слабого электролита или гидролиз - это обменная реакция взаимодействия соли с водой, приводящая к смещению равновесия диссоциации воды и, как правило, к изменению кислотности среды.
Сущность гидролиза сводится к химическому взаимодействию катионов или анионов соли с гидроксид-ионами или катионами водорода из молекул воды. В результате этого взаимодействия образуется малодиссоциирующее соединение (слабый электролит). Химическое равновесие процесса диссоциации воды смещается вправо: Н2О↔Н++ОН-. Поэтому в водном растворе соли появляется избыток свободных ионов Н+ или ОН-, и раствор соли показывает кислую или щелочную среду.
Гидролизу могут подвергаться только те соли, ионы которых способны связывать Н+ или ОН– – ионы воды в малодиссоциированные соединения, т.е. соли, образованные слабыми кислотами и (или) слабыми основаниями. Соли, образованные сильными кислотами и сильными основаниями, гидролизу не подвергаются.
В результате гидролиза солей образуется либо кислота (кислая соль) и основание, либо основание (основная соль) и кислота. Следовательно, процесс гидролиза соли можно рассматривать как процесс, обратный реакции нейтрализации. Так как реакции нейтрализации обычно идут практически до конца (практически необратимо), то равновесие реакции гидролиза смещено в сторону реагирующих веществ. Концентрация продуктов гидролиза соли, как правило, мала.
Выполнение работы:
Опыт № 1. В первую пробирку налить 2мл раствора сульфита натрия (Na2SO3), во вторую – 2мл раствора Na2S, в третью – 2мл раствора карбоната натрия. Затем в каждую пробирку добавить 1 – 2 капли раствора индикатора фенолфталеина. Отметить изменение окраски раствора.
Сделать вывод. Составить уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной форме одной из солей (по своему выбору).
Опыт № 2. В первую пробирку налить 2мл раствора сульфата меди, во вторую – 2мл раствора сульфата цинка, в третью – 2мл раствора хлорида алюминия.
Затем в каждую пробирку добавить 1 – 2 капли раствора индикатора лакмуса. Отметить изменение окраски раствора.
Сделать вывод. Составить уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной форме одной из солей (по своему выбору).
Опыт № 3. В первую пробирку налить 2мл раствора хлорида натрия, во вторую – 2мл раствора сульфата натрия.
Затем в каждую пробирку добавить 1 – 2 капли раствора индикатора лакмуса.
Отчет о проделанной работе оформить в виде таблицы №1
Таблица №1
№ и название опыта
Методика выполнения опыта, уравнение химической реакции
Наблюдения, выводы
Сформулируйте общий вывод о проделанной работе.
Контрольные вопросы:
Что называется гидролизом?
Какие соли не подвергаются гидролизу?
Какой будет среда раствора при гидролизе солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой? Ответ поясните.
Какой будет среда раствора при гидролизе солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой? Ответ поясните.
Составьте
молекулярное
и ионные уравнения гидролиза следующих солей:
ZnSO
4
;
NaSiO
3
Занятие № 15 Лабораторная работа № 5
Тема: Взаимодействие кислот с металлами, с оксидами металлов, с основаниями и солями.
Цели: Изучить химические свойства неорганических кислот. Научиться проводить химические опыты, с соблюдением правил техники безопасности.
Реактивы и оборудование: Растворы NaOH, H2SO4, CuSO4, Na2CO3 , индикатор метилоранж; Zn; CuO. Штатив с пробирками, горелка
Теоретические основы
Кислоты – электролиты диссоциирующие в воде на ионы водорода и ионы кислотного остатка.
H2SO4 ↔ 2H+ + SO42-
Химические свойства.
- разбавленные кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов до водорода, или имеющие меньший электродный потенциал, чем водород:
2HCl + Zn = ZnCl2 + H2;
- взаимодействуют с оксидами металлов:
2HCl + ZnО = ZnCl2 + H2О;
- взаимодействуют с основаниями и щелочами:
2HCl + Cu(OH)2 ↓ = CuCl2 + 2H2О
HCl + NaOH = NaCl + H2О
- взаимодействуют с солями слабых кислот
FeS + 2HCl = H2S + FeCl2
Выполнение работы
Перед выполнением работы следует начертить таблицу №1 ( смотри ниже)
Опыт № 1.Взаимодействие кислоты с металлом.
В пробирку поместите гранулу цинка и прилейте раствор серной кислоты. Запишите наблюдения и химическую реакцию.
Опыт № 2. Взаимодействие кислоты с оксидом металла.
В пробирку поместите небольшое количество оксида меди (CuO)и прилейте раствор серной кислоты. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
Опыт № 3. Взаимодействие кислоты с основаниями.
Опыт № 3.1. В пробирку прилейте 2мл раствора серной кислоты и добавьте 2капли индикатора метилоранжа, а затем прилейте щелочь NaOH до изменения окраски раствора.
Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
Опыт № 3.2. В пробирку с основанием Cu(OH)2 прилейте раствор серной кислоты до растворения осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
Опыт № 4. Взаимодействие кислоты с солями.
В пробирку прилейте 2мл раствора карбоната натрия (Na2CO3) и добавьте 2мл серной кислоты. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
Отчет о проделанной работе оформить в виде таблицы №1
Таблица №1
№ и название опыта
Методика выполнения опыта, уравнение химической реакции
Наблюдения, выводы
Сформулируйте общий вывод о проделанной работе.
Контрольные вопросы
1 уровень
1. Какие соединения называются кислотами?
2.Запишите химические формулы следующих кислот: серной, азотной, соляной, фосфорной, угольной, кремниевой.
3. Закончите реакцию: 2HCl + Ca(OH)2 = 2H2О +?
2 уровень
1. Выберите, какие вещества относятся к кислотам: NaCl; Cu (OH) 2; HNO3; Na2SO4; H2CO3.
2. Допишите предложение: Кислоты это электролиты, …
3. Напишите реакцию: Na2S + HNO3 = ? + ?
3 уровень
1. Запишите реакции диссоциации кислот: H2CO3; H2S.
2.Какие индикаторы уазывают на кислую среду раствора?
3. Выполните упражнение: SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4
Занятие № 16 Тема: «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».
1. Выберите уравнение реакции соединения:
А) 2Fe + 3Cl2=2FeCl3
Б) KOH+HNO3=KNO3+H2O
В) Cu+2AgNO3=2Ag +Cu(NO3)2
Г) CaCO3=CaO+CO2
2. Укажите уравнение реакции замещения:
А) 2Fe + 3Cl2=2FeCl3
Б) KOH+HNO3=KNO3+H2O
В) Cu+2AgNO3=2Ag +Cu(NO3)2
Г) CaCO3=CaO+CO2
3. Какое из уравнений иллюстрирует реакцию разложения:
А) FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3 +3NaCl
Б) Fe+S=FeS
В) Fe+CuSO4=Cu+FeSO4
Г) 2 Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O
4. Определите уравнение реакции обмена:
А) 2Fe + 3Cl2=2FeCl3
Б) KOH+HNO3=KNO3+H2O
В) Cu+2AgNO3=2Ag +Cu(NO3)2
Г) CaCO3=CaO+CO2
5. Установите соответствие между уравнением реакции и её классификацией. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту:
Уравнение реакции:
А) Cu+2AgNO3=2Ag +Cu(NO3)2
Б) KOH+HNO3=KNO3+H2O
В) 2Fe + 3Cl2=2FeCl3
Г) NH4OH=NH3+H2O
Классификация реакций:
1) Реакция обмена
2) Реакция разложения
3) Реакция соединения
4) Реакция замещения
6. Дать полную характеристику реакциям а и б по всем изученным признакам классификации химических реакций.
а) 2HBr (г) ↔ Br2( г) + H2(г) -- Q
б) Cr2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Cr + Q
7. В уравнениях окислительно – восстановительных реакций определите и расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
Вариант №1 Mg + HNO3 → Mg(NO3)2 + N2O↑ + H2O
Вариант №2 Hg + HNO3 → Hg(NO3)2 + NO↑ + H2O
8 .При электролизе раствора хлорида калия на катоде происходит:
А) восстановление воды В) восстановление ионов калия
Б) окисление воды Г) окисление хлора
9. При электролизе раствора нитрата серебра на катоде выделяется:
А) серебро Б) водород В) серебро и водород Г) кислород и водород
10. Какое вещество выделяется на катоде при электролизе раствора хлорида калия? В ответе назовите это вещество.
11. Медные электроды подсоединили к разным полюсам батарейки и опустили в раствор медного купороса. Опишите процессы, протекающие на катоде и аноде.
12. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, выделяющимся на катоде при электролизе водного раствора этого вещества.
Формула вещества – Катодный продукт
А) К2СО3 1) кислород
Б) АgNO3 2) только металл
В) ZnCl2 3) только водород
Г) NaHC2O4 4) металл и водород
5) азот
6) хлор
А
Б
В
Г
Занятие № 17 Лабораторная работа № 6
Тема: Реакции, идущие с образованием газа, осадка и воды.
Цель: В процессе овладения умениями проводить химические опыты познакомиться с необратимыми реакциями, продуктами которых являются газ, осадок или вода.
Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, два стакана, держатель, растворы NaOH, HCl, H2SO4,CuSO4, Na2CO3, NH4Cl, Na2SO4, CuO, CuCl2, Na и вода.
Теоретические основы
Необратимые реакции протекают до конца, если выполняется три условия: выпадает осадок, образуется газообразное вещество и образуется малодиссоциирующее вещество (вода).
Образование осадка.
NaCl + AgNO3 = AgCl↓ + NaNO3 - молекулярное уравнение
Na+ + Cl- + Ag+ + NO3- = AgCl↓ + Na+ + NO3— полное ионное уравнение
Ag+ + Cl- = AgCl↓ - сокращенное ионное уравнение
Образование газообразного вещества.
(NH4)2S + 2HCl = 2NH4Cl + H2S↑
2NH4+ + S2- + 2H+ + 2Cl- = 2NH4+ + 2Cl- + H2S↑
2H+ + S2- = H2S↑
Образование воды.
H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
2H+ + SO42- + 2K+ + 2OH- = 2K+ + SO42- + 2H2O
2H+ + 2OH- = 2H2O
Выполнение работы
Перед выполнением работы начертите таблицу № 1(смотри ниже)
1.Реакции, идущие с образованием газа
Опыт № 1.1. Взаимодействие аммиака с концентрированной соляной кислотой. В одну колбу поместите 2 мл раствора аммиака (NH3), в другую колбу несколько капель концентрированной соляной кислоты (HCl). Соедините колбы горлышками и медленно перелейте содержимое из одной колбы в другую. Запишите наблюдаемые явления и уравнение химической реакции.
Опыт № 1.2. Получение аммиака. Приготовьте смесь из равного количества хлорида аммония (NH4Cl) и гидроксида кальция (Ca(OH)2)и тщательно смешайте эти вещества в ступке пестиком. Полученную смесь пересыпьте в пробирку и закройте пробкой с отводящей трубкой, которую направьте в перевернутую вверх дном пустую пробирку. (Почему пробирку для сбора аммиака переворачиваем?). Нагрейте смесь над пламенем спиртовки.
В результате реакции образуется гидроксид аммония (NH4OH), который разлагается на аммиак и воду. После начала протекания реакции к верхней части пробирки с образующимся аммиаком поднесите лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Запишите наблюдения и уравнения химических реакций.
Опыт № 1.3. Взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой. В один стакан насыпьте твердого вещества карбоната натрия (Na2CO3), в другой стакан налейте раствора этого вещества. В каждый стакан добавьте немного концентрированной соляной кислоты. Запишите наблюдения и уравнение реакции.
Опыт № 1.4. Реакция натрия с водой. В чашку Петри налейте воды примерно наполовину. Отрежьте кусочек натрия, размером с маленькую горошину и поместите его в чашку Петри. Запишите наблюдаемые явления и уравнение реакции
2. Реакции, идущие с образованием осадка
Опыт 2.1. Взаимодействие хлорида меди с гидроксидом натрия. В пробирку налейте 2 мл раствора соли CuСl2 и добавьте 4мл раствора NaOH. Запишите наблюдаемые явления и уравнение реакции.
Опыт 2.2.Взаимодействие солей. В пробирку внесите 3-5 мл раствора соли хлорида железа (FeCl3) и прилейте 2-3 мл раствора сульфида натрия (Na2S)до образования осадка. Запишите наблюдения и уравнение реакции (2FeCl3 + 3Na2S = 2FeS +S+ 6NaCl)
3. Реакции, идущие с образованием воды
Опыт 3.1.Реакция оксида меди с серной кислотой. В пробирку поместите немного оксида меди и долейте к нему серной кислоты. Для того чтобы реакция началась, подогрейте пробирку над пламенем спиртовки. Запишите наблюдения и уравнение реакции.
Опыт 3.2.Взаимодействие кислоты и щелочи(реакция нейтрализации). В пробирку налейте 2мл раствора гидроксида натрия (NaOH) добавьте раствора фенолфталеина до появления малиновой окраски и затем по каплям прилейте в раствор соляной кислоты до исчезновения окраски раствора. Запишите наблюдения. Объясните наблюдаемые явления и напишите уравнение химической реакции.
Отчет о проделанной работе оформите в виде таблицы №1
Таблица №1
№ и название опыта
Методика выполнения опыта, уравнение химической реакции
Наблюдения, выводы
Сформулируйте общий вывод о проделанной работе.
Занятие № 18 Лабораторная работа №7
Тема: Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.
Цель: Изучить в ходе опытов зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.
Оборудование и реактивы: Металлы Mg, Zn, Fe; растворы кислот 5% HCl,10% HCl, 20% HCl, H2SO4; оксид CuO (II). Штатив с пробирками, держатель, горелка, градусник.
Теоретические основы
Химические реакции происходят во времени и поэтому характеризуются той или иной скоростью. Многие химические реакции протекают мгновенно, т.е. превращение одних веществ в другие заканчивается в десятитысячные и миллионные доли секунды. Часто скорость одной и той же химической реакции изменяется в зависимости от условий.
Чтобы судить о скорости химической реакции, надо знать, как изменяется концентрация в определенные промежутки времени. Концентрацию в данном случае выражают числом молей вещества, содержащегося в одном литре раствора.
Скорость химических реакций зависит от концентрации участвующих в них веществ, температуры, катализатора, природы реагирующих веществ величии поверхности соприкосновения веществ. Давление влияет на скорость химических реакций не непосредственно, через увеличение концентрации реагирующих веществ, находящихся в газообразном состоянии.
Известно, что многие химические процессы значительно ускоряются при повышении температуры, рост которой усиливает скорость движения молекул, увеличивая тем самым число столкновений между ними.
Как правило, в большинстве случаев повышение температуры на 100 скорость увеличивается от двух до четырех раз (правило Вант – Гоффа).
В обратимых реакциях, когда скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции называется химическим равновесием. Переход из одного состояния равновесие в другое называется смещением химического равновесия. Правило смещения химического равновесия под влиянием давления, температуры и концентрации веществ сформулировал Ле-Шателье ( принцип Ле-Шателье): Если на систему, находящуюся в равновесии, произвести внешнее воздействие, то равновесие сместится в сторону, препятствующее этому воздействию.
Выполнение работы
1. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.
Опыт № 1.1. В пробирку поместите небольшое количество порошка Mg и прилейте 2мл
раствора HCl. Запишите наблюдения и химическую реакцию.
Опыт № 1.2. В пробирку поместите гранулу Zn и прилейте 2мл раствора HCl. Запишите наблюдения и химическую реакцию.
Опыт № 1.3. В пробирку поместите небольшое количество опилок Fe и прилейте 2мл раствора HCl. Запишите наблюдения и химическую реакцию. Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от природы вещества.
2. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.
Опыт № 2.1. В три пробирки налить растворы: в первую 3мл серной кислоты, во вторую 2мл серной кислоты и 1мл воды, в третью 1мл кислоты и 2мл воды. В каждую пробирку опустить гранулу цинка.
Запишите наблюдения. Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
3. Зависимость скорости взаимодействия серной кислоты с оксидом меди (II) от температуры.
Опыт № 3. В две пробирки поместите небольшое количество порошка CuO и прилейте 2мл раствора H2SO4 в каждую пробирку. Одну из пробирок нагрейте. Запишите наблюдения и химическую реакцию. Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.
Отчет о проделанной работе оформите в виде таблицы №1
Таблица №1
№ и название опыта
Методика выполнения опыта, уравнение химической реакции
Наблюдения, выводы
Сформулируйте общий вывод о проделанной работе.
Занятие № 19 Тема: «Общая характеристика металлов и неметаллов».
1. На внешнем энергетическом уровне один электрон у… а) щелочно-земельных металлов; в) алюминия; б) щелочных металлов; г) железа
2. Электронное строение атома железа:
а) 1s22s22p63s23p63d54s24p1; в) 1s22s22p63s23p63d64s2;
б) 1s22s22p63s23p63d8; г) 1s22s22p63s23p63d74s1
3. Ряд элементов, в котором усиливаются металлические свойства:
а) Li – Be – В; в) Al – Fe – Ag; б) К – Rb – Сs; г) Sr - Ca –– Ba
3. Активнее всего с галогенами реагирует: а) натрий в) магний
б) кальций г) алюминий
4. При комнатной температуре вытесняет водород из воды: а) алюминий;
в) калий; б) железо; г) цинк
5. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:
Si → P → S → Cl
- у какого элемента радиус атома наименьший?
- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?
6. При электролизе водного раствора хлорида калия на катоде выделяется:
а) водород; в) калий; б) кислород; г) хлор
7. При контакте железа с медью: а) металлы не разрушаются даже в самых агрессивных средах; в) разрушается медь; б) разрушаются оба металла с одинаковой скоростью; г) разрушается железо
8. Замедлить коррозию стального изделия можно: а) покрытием из меди;
в) покрытием из никеля; б) покрытием из олова; г) покрытием из цинка
9. К электрохимическим способам защиты металлов от коррозии относятся:
а) смазка изделий; в) присоединение более активного металла;
б) электродуговая сварка изделий; г) пропускание постоянного электрического тока
10.Где расположены химические элементы – неметаллы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева: а) в главных подгруппах;
б) в побочных подгруппах; в) в главных и побочных подгруппах?
11.Какая электронная формула отражает строение атома неметалла:
а)…2s1; б) …3s23p5; в) …4s2 ?
12.Какой из атомов неметаллов не может переходить в возбужденное состояние: а) азот; б) хлор; в) сера?
13. Какой вид химической связи в простых веществах, образованных атомами неметаллов: а) ковалентная полярная; б) ионная; в) ковалентная неполярная?
14. Химический элемент, который имеет следующие аллотропные модификации: алмаз, графит, уголь. а) сера; б) углерод; в)фосфор
г)селен
Занятие № 20 Практическая работа №3 Тема: Получение, собирание и распознавание газов.
Цель: Изучить лабораторные способы получения, собирания и распознавания водорода, аммиака и углекислого газа.
Реактивы и оборудование: Штативы, пробирки с газоотводными трубками, держатели, спички, сосуд с водой. Растворы HCl, NaOH, Ca(OH)2; CaCO3 (мел или мрамор), NH4Cl, универсальная лакмусовая бумажка.
Теоретические основы
Водород – бесцветный газ, без запаха. В 14,4 раза легче воздуха, обладает наибольшей диффузионной способностью, а отсюда и высокой теплопроводностью. Плохо растворяется в воде.
В лаборатории водород получают: 1. Взаимодействием цинка с разбавленной хлороводородной кислотой: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 2. Растворением алюминия в щелочах: 2Al +2NaOH + H2O = 2NaAlO2 + 3H2
Кислород – бесцветный газ, не имеет вкуса и запаха, немного тяжелее воздуха, малорастворим в воде. В лаборатории кислород получают: 2KCl = 2KCl + 3O2; 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
Оксид углерода (IV) – бесцветный, негорючий газ, тяжелее воздуха, в воде растворяется незначительно. В твердом состоянии легко получается путем испарения жидкой СО2 , находящейся под давлением. Твердый СО2 называется сухим льдом.
Оксид углерода (IV) (углекислый газ) можно получить: 1. При горении угля в избытке кислорода:
С + О2 = СО2 2. При разложении карбонатов и гидрокарбонатов: СаСО3 = СО2 + СаО
3. Действием на карбонат хлороводородной кислоты: CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2
4. При действии метана с водяным паром и кислородом: 2СН4 + 2Н2О + О2 = 2СО2 + 4Н2
Аммиак – бесцветный газ, легче воздуха, с резким запахом, хорошо растворим в воде с образованием щелочи: NH3 + H2O = NH4OH Аммиак в лаборатории получают: 1. Действием на хлорид аммония щелочью при нагревании: NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O 2. При нагревании гидроксида аммония: NH4OH → NH3↑ + H2O
Выполнение работы
Опыт № 1. Получение, собирание и распознавание водорода.
В пробирку с притертой крышкой и газоотводной трубкой поместите несколько гранул Zn и прилейте 4 мл раствора HCl. Соберите выделяющийся газ водород методом вытеснения из воды, для этого поместите пробирку в сосуд с водой и введите в нее газоотводную трубку. Извлеките из воды пробирку с водородом, прикрыв её пальцем. Для распознавания водорода поднесите к отверстию пробирки с собранным водородом горящую лучину. Что наблюдаете? Запишите наблюдения и уравнения химических реакций.
Опыт № 2. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
В пробирку с притертой крышкой и газоотводной трубкой поместите несколько кусочков мела или мрамора (CaCO3) и прилейте 4мл раствора HCl. Соберите выделяющийся газ методом вытеснения воздуха, для этого газоотводную трубку поместите в другую пробирку. Газ соберется на дне пробирки. Для распознавания CO2 в пробирку с собранным газом внесите горящую лучину. Что наблюдаете?. А так же пропустите выделяющийся газ через раствор известковой воды ( Ca(OH)2 ). Что произошло с раствором?. Запишите наблюдения и уравнения химических реакций.
Опыт № 3. Получение, собирание и распознавание аммиака.
Возьмите равные части (соли хлорида аммония (NH4Cl) и гидроксида кальция. Тщательно смешайте их в чашке. Полученную смесь поместите в пробирку, которую закройте пробкой с газоотводной трубкой. Пробирку закрепите в лапке штатива и осторожно нагрейте. Одновременно с этим на конец газоотводной трубки оденьте вверх дном, пустую пробирку, в которой будет скапливаться образующийся аммиак. Зачем пробирку для сбора аммиака следует переворачивать? Поднесите к отверстию пробирки с аммиаком лакмусовую бумажку. В какой цвет она окрасилась? Почему?
Не переворачивая пробирку с аммиаком, перенесите её в сосуд с водой. Что наблюдаете? Прибавьте в пробирку с раствором аммиака немного индикатора фенолфталеина Что наблюдаете? Почему окраска раствора изменилась? Как можно определить присутствие аммиака в воздухе?
Запишите уравнения химических реакций.
Отчет о работе оформите в виде таблицы
№ название опыта
Методика выполнения опыта, рисунок прибора, уравнение химической реакции
Наблюдения, выводы.
Сделайте общий вывод о выполненной работе.
Практическая работа № 4 Тема: Решение экспериментальных задач.
Цель: научиться идентифицировать неорганические вещества в растворах с помощью качественных реакций на анионы.
Оборудование и реактивы: 7 пробирок; растворы: сульфита натрия (Na2SO3), сульфата натрия(Na2SO4), хлорид бария (BaCl2), иодида калия (KI), бромид натрия (NaBr), хлорида натрия (NaCl), нитрата серебра (AgNO3), карбонат натрия (Na2CO3), соляная кислота (HCl)
Теоретические основы
Большинство кислот и солей растворяются в воде, образуя растворы. В этих растворах кислоты распадаются на катионы водорода и анионы кислотного остатка, а средние соли на катионы металлов и кислотных остатков. Для обнаружения анионов, содержащихся в растворе, используют качественные реакции, которые позволяют достаточно точно определить присутствие данного аниона в растворе.
2- 2-
Присутствие в растворе сульфат (SO4) и сульфит(SO3) - анионов определяют добавлением к ним растворимой соли бария (например, BaCl2) появляются белые кристаллические осадки. Как их различить? При добавлении к такому осадку с сульфит- анионом раствора азотной кислоты осадок растворяется. А осадок с сульфат- анионом под действием раствора азотной кислоты не растворяется.
Анионы различных галоидов ( соли разных галогенов, например KI; NaCl; NaBr) определяют с помощью нитрата серебра. Это качественная реакция на галоидные соли (соли галогенов). В результате выпадают творожистые осадки нерастворимых галоидов серебра. При этом цвет этих осадков получается разный: осадок хлорида серебра – белый; бромида серебра – бледно-желтый; иодида серебра – желтый. 2-
Карбонат калия К2CO3 можно обнаружить по карбонат – аниону (СО3), если к данному раствору добавить раствор соляной кислоты. Выделяющийся газ СО2 доказывает их присутствие в растворе.
Выполнение работы:
Опыт №1 Обнаружение сульфат и сульфит анионов
Даны две пробирки: в одной раствор сульфита натрия, в другой раствор сульфата натрия. С помощью каких веществ вы определите наличие в пробирках отмеченных солей (смотри теоретические основы работы).
Запишите в таблицу №1: № название опыта, ход его выполнения, наблюдения, уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Опыт №2 Обнаружение анионов галоидов (Cl ; I ; Br )
Даны три пробирки: в первой раствор иодида калия, во второй раствор хлорида натрия, в третьей - раствор бромида натрия. С помощью какого вещества можно идентифицировать растворы солей в пробирках. Обратите внимание на цвет образовавшихся осадков. (смотри теоретические основы работы).
Запишите в таблицу №1: № название опыта, ход его выполнения, наблюдения, уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Опыт №3 Обнаружение карбонат-анионов
Дана пробирка с раствором Na2CO3. Определите присутствие данного вещества в растворе. (смотри теоретические основы работы).
Запишите в таблицу №1: № название опыта, ход его выполнения, наблюдения, уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Таблица №1.
№ название опыта
Методика выполнения опыта,
уравнение реакции
Наблюдения,
вывод
Сформулируйте общий вывод о выполненной работе
Литература
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред
.
п
роф. образования. — М., 2012.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб
.
п
особие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.