Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа консультанта с проблемами возрастных кризисов. | Шевцова Жанна Владимировна. Работа №352176

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В жизни каждого человека существует несколько возрастных периодов, в которые с ним могут происходить глобальные личностные и жизненные изменения. Эти периоды являются переходными и могут сопровождаться различными эмоциональ­ными переживаниями и трудностями, разрешение которых — основа для перемен, переоценки ценностей, переосмысления своего места и предназначения в этом мире. Задача консультанта - оказание поддержи, расширение взгляда клиента на свои проблемы и личностные ресурсы.

Понятие возрастного кризиса

.

В жизни каждого человека существует несколько возрастных периодов, в которые с ним могут происходить глобальные личностные и жизненные изменения. Эти периоды являются переходными и могут сопровождаться различными эмоциональными переживаниями и трудностями, разрешение которых — основа для перемен. Под возрастным кризисом понимается определенный возрастной этап, способствующий качественным изменениям личности.

Возрастной кризис возникает при переходе с одного возрастного этапа на другой и может иметь различные проявления:

• изменения в общем психоэмоциональном фоне:

- состояние подавленности, депрессии;

- возникновение страха будущего;

- чувство неуверенности в себе;

- повышенная тревожность, немотивированное чувство беспокойства;

• изменения в поведении и эмоционально-волевой сфере:

- несдержанность или, наоборот, замкнутость;

- раздражительность;

- проявления скрытой или открытой агрессии и конфликтности в первую очередь по отношению к близким людям;

• соматические проявления:

- ухудшения общего самочувствия;

- обострение старых и возникновение новых заболеваний;

• изменения в мировоззрении:

- частные и глубокие раздумья о своей жизни, ее качестве;

- критическая оценка своих достижений на текущий жизненный момент;

- переосмысление своего места и предназначения в этом мире;

- переосмысление своей картины мира;

- желание или, наоборот, страх перед переменами;

• изменения в мотивационной сфере:

- переоценка своих ценностей, ценностный кризис;

- анализ существующих мотивов деятельности, кризис мотивации;

• изменения в социальной и профессиональной сферах".

- критический анализ старых контактов и взаимоотношений;

- разрыв или смена партнера, развод;

- анализ своих профессиональных достижений;

- смена профессиональной деятельности;

- снижение профессиональной активности.

 

2. Виды и характеристики возрастных кризисов.

Выделяется следующая периодизация возрастных этапов и соответствующих им возрастных кризисов:

• кризис встречи со взрослой жизнью (18—25 лет):

- конец учебной и начало трудовой деятельности;

- высокий уровень притязаний и связанный с этим выбор социальных ролей, которые могут поддерживаться или не поддерживаться окружающими;

- необходимость совершать профессиональный выбор, к которому человек не всегда готов;

- возникновение большего числа обязательств и ограничений по сравнению с предыдущим годами (женитьба, замужество, рождение детей, активная карьера);

• кризис 30 лет:

- переоценка ценностей на пороге 30-летия;

- изменение мотивации в сфере отношений, когда на смену романтике приходят более практичные ценности;

- изменения в мотивации труда, когда на первый план выходят материальные поощрения

- необходимость подведения итогов своей жизни за определенный период;

- оценка своих профессиональных достижений, которые могут не соответствовать поставленным ранее целям или которых вообще может не быть из-за рождения детей и ухода за ними;

- отсутствие постоянного партнера или семьи к этому возрастному периоду может негативно сказаться на самооценке и общем психоэмоциональном состоянии;

• кризис середины жизни, кризис зрелости (может начаться между 35 и 45 годами):

- возникновение первых серьезных заболеваний;

ориентация на реализацию себя в профессиональной деятельности и связанные с этим проблемы:

= возможное несоответствие уровня притязаний реальным возможностям;

= возрастные ограничения;

= ограничения по здоровью;

= нехватка необходимых личностных качеств;

= сравнение себя с более молодыми сотрудниками и конкуренция;

- озабоченность жизнью будущих поколений;

- для некоторых — достижение руководящих высот, повышенная социальная активность и связанные с этим проблемы;

- для других — осознание ограниченности своих возможностей для реализации себя в обществе, "уход в себя" в разных формах (например, повышенная "защищенность" на комфорте, путешествиях, сексе и т. д.);

• кризис встречи со старостью (между 50 и 65 годами):

- осознание близости окончания трудового пути; « понижение сексуальной активности как у мужчин, так и у женщин;

- взросление детей, уменьшение необходимости постоянной заботы о детях;

- появление большого количества свободного времени;

- как правило, потеря интереса к карьере, активной общественной жизни;

- большее стремление к спокойствию, созерцательности;

• кризис наступления старости (между 65 и 80 годами):

- осознание близости окончания жизненного пути;

- прекращение активной трудовой деятельности;

- угасание сексуальных инстинктов;

- часто — одиночество, полный уход детей в собственную жизнь;

- ухудшение физического самочувствия;

- ухудшение морального здоровья (это может быть связано как со старением мозга и его расстройствами, так и с неудовлетворенностью прожитой жизнью, осознание того, что на ситуацию (доход, дети, здоровье) повлиять практически невозможно);

- наоборот — самомнение, "старческая мания величия", чувство превосходства, стремление к крайностям и экстремальным поступкам (данное поведение, как правило, свойственно старым людям, по какой-то причине попавшим в иные условия по сравнению с их сверстниками (находятся на руководящих постах, слишком богаты и т. д.) — для таких людей часто свойственны гипертрофированная тяга к путешествиям, экстремальным формам отдыха (покорение горных вершин, плавание на дальние расстояния), новые браки с партнерами, на 30—50 лет младшими по возрасту, стремление работать, несмотря на физическое и умственное состояние);

• кризис преодоления старости (обычно долгожители, сумевшие перейти 90-летний рубеж) — как правило, у людей данной категории появляется "второе дыхание" (вытесняется кризис старости) — в психике появляется много черт, свойственных молодым:

- преимущественно оптимистическое настроение;

- игнорирование болезней (90-летние чувствуют себя "более молодыми", чем 75-летние);

- потеря прежних страхов, свойственных 65-80-летним;

- видение перспектив (90-летние и более старые люди при относительно нормальном здоровье более склонны думать о будущем, чем 70-летние);

- повышенная тяга к общению (особенно с молодыми), и, если позволяет здоровье, — к социальной активности.

 

3. Специфика психологического консультирования по проблемам возрастных кризисов у взрослых.

Консультанту, работающему с проблематикой возрастного кризиса, необходимо ориентироваться на следующие аспекты:

• анализ силы и глубины переживаний, вызванных прохождением возрастного кризиса, а также того, какие слои личности затронуты;

• анализ исходной причины возрастного кризиса;

• исследование жизненной ситуации клиента до вступления им в кризисный период;

• сбор анамнестических данных;

• анализ жизненного стиля клиента, его установок, стереотипов, используемых механизмов защиты и способов построения взаимоотношений с окружающими и адаптации в среде;

• опора на психологические знания специфики и преодоления возрастного кризиса, в котором пребывает клиент;

В процессе консультативной работы, связанной с преодолением возрастного кризиса, консультант ставит следующие терапевтические цели и решает следующие задачи:

• оказание поддержи и принятия клиента через демонстрацию важности проблемы клиента и желание помочь в ее разрешении;

• расширение взгляда клиента на свои проблемы через изменение его взгляда на проблему возрастного кризиса, в котором он находится. Задачей консультанта является показать клиенту, что возрастной кризис — это не жизненный тупик, после которого ничего нет, а нормальный закономерный период развития, предполагающий решение определенных задач и при успешном прохождении оказывающий позитивной влияние на личностный рост человека;

• помощь в выработке новых ценностей и установок, если клиент чувствует потребность в их изменении;

• коррекция жизненного стиля в том случае, если он не актуален для данного возрастного этапа;

• укрепление ресурсности личности через нахождение позитивных сторон жизненного периода, в котором находится клиент;

• помощь и оказание поддержки клиенту в ситуации принятия жизненно важных решений (развод, женитьба, смена профессиональной деятельности, рождение ребенка и т. п.);

• формирование толерантности к жизненным и возрастным кризисам;

• информативная функция, то есть предоставление клиенту необходимой информации психологического характера о специфике возрастных кризисов.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×