Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ с точки зрения теории Бернштейна Н.А. | Будейкина Ксения Леонидовна. Работа №350992

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена особенностям работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском образовательном учреждении (ДОУ) с учетом теоретических разработок Н.А. Бернштейна, одного из ведущих российских ученых в области нейропсихологии и педагогики. Рассматривается применение идей Бернштейна для построения эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с различными видами нарушений. Оценены ключевые аспекты его теории, такие как взаимодействие нервной системы и моторики, роль речевой деятельности в формировании сознания и коррекционная направленность работы логопеда в контексте теории Н.А. Бернштейна. В статье анализируются методы и приемы, которые помогают логопедам ДОУ в процессе работы с детьми с ОВЗ, а также подходы, способствующие улучшению качества речи и психофизического развития детей.

Ключевые слова: логопед, дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, теория Н.А. Бернштейна, коррекционно-развивающая работа, психофизическое развитие, речь, нейропсихология, теория двигательных функций, сенсомоторные координации.

РАБОТА ЛОГОПЕДА ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ Н.А. БЕРНШТЕЙНА

 

Будейкина Ксения Леонидовна, учитель-логопед

МКДОУ "Детский сад №3 "Аленький цветочек"

Калужская область ,г. Людиново

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском образовательном учреждении (ДОУ) с учетом теоретических разработок Н.А. Бернштейна, одного из ведущих российских ученых в области нейропсихологии и педагогики. Рассматривается применение идей Бернштейна для построения эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с различными видами нарушений. Оценены ключевые аспекты его теории, такие как взаимодействие нервной системы и моторики, роль речевой деятельности в формировании сознания и коррекционная направленность работы логопеда в контексте теории Н.А. Бернштейна. В статье анализируются методы и приемы, которые помогают логопедам ДОУ в процессе работы с детьми с ОВЗ, а также подходы, способствующие улучшению качества речи и психофизического развития детей.

Ключевые слова: логопед, дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, теория Н.А. Бернштейна, коррекционно-развивающая работа, психофизическое развитие, речь, нейропсихология, теория двигательных функций, сенсомоторные координации.

 

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода и глубоких знаний в области психологии, педагогики и нейрофизиологии. Логопед, работающий в детском образовательном учреждении (ДОУ), должен иметь четкое представление о физиологических и психофизиологических особенностях развития детей с ОВЗ. В этом контексте теория Н.А. Бернштейна, выдающегося советского ученого, значительно расширяет понимание взаимосвязи между развитием речи, моторикой и нейропсихологическими процессами.

Николай Александрович Бернштейн внес огромный вклад в изучение двигательных функций и их роли в психическом и речевом развитии человека. Его теории о сенсомоторной координации, взаимодействии нервной системы и движений, а также о развитии сознания через практическую деятельность и движения, являются основой для разработки эффективных методов работы с детьми с различными нарушениями.

Н.А. Бернштейн разработал теорию, в которой двигательные акты рассматриваются как основа психической деятельности. Он подчеркивал, что движения не являются лишь физическими действиями, а являются важным элементом взаимодействия человека с внешним миром, который формирует психические процессы и, в частности, речь. Основным положением его теории является то, что двигательные акты и речевая деятельность взаимосвязаны и развиваются одновременно.

Бернштейн также предложил модель сенсомоторной координации, в которой движения контролируются на уровне сенсорных сигналов, а также механизмов, связывающих эти сигналы с моторными актами. Это создает важную основу для понимания, как дети с нарушениями двигательных функций или восприятия могут иметь трудности в развитии речи, так как моторика и речевое поведение тесно связаны между собой.

Работа логопеда с детьми с ОВЗ должна учитывать именно эту связь между речью и моторикой, что позволяет специалистам использовать разнообразные методы коррекции, направленные на восстановление и развитие этих функций. Теория Бернштейна акцентирует внимание на том, что для формирования речи необходимо активное участие движений, особенно артикуляционных, а также развитие координации движений.

Особенно актуальны идеи Н.А. Бернштейна для работы с детьми, у которых наблюдаются нарушения в развитии двигательных навыков, таких как дети с церебральным параличом, задержкой психомоторного развития, а также дети с нарушениями слуха и зрения. Для них необходимо создавать условия, при которых речевая активность будет связана с физическими упражнениями и заданиями, способствующими развитию сенсомоторной координации.

В основе работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья лежат принципы, которые основываются на нейропсихологических концепциях Бернштейна:

Сенсомоторная коррекция. Логопед использует упражнения, которые развивают как сенсорные восприятия (зрительные, слуховые, тактильные), так и моторные навыки (движения рук, артикуляционных органов). Например, коррекционные задания по координации движений артикуляционного аппарата с речевой активностью способствуют улучшению речи у детей с моторными нарушениями.

Развитие моторики через речь. Важно не только улучшать двигательные функции ребенка, но и учить его правильно и осознанно использовать эти движения в речи. Например, логопед может предложить детям простые физические упражнения, которые способствуют лучшему контролю за артикуляцией и дыханием.

Психоэмоциональное развитие через двигательные и речевые действия. Теория Бернштейна подчеркивает важность эмоционального контекста в развитии двигательной активности и речи. Эмоции, вызванные правильной сенсомоторной координацией, усиливают процессы восприятия и понимания. В своей работе логопед может включать игровые элементы, которые способствуют созданию положительного эмоционального фона.

Индивидуальный подход. Важно учитывать особенности каждого ребенка с ОВЗ, их моторные и сенсорные способности, а также уровень

развития речевых навыков. Программа коррекции должна быть гибкой и адаптированной под конкретные нужды каждого ребенка.

Использование идей Н.А. Бернштейна на практике предполагает разнообразие методов и техник, направленных на коррекцию речи через развитие сенсомоторной координации. Например:

Игры и упражнения на артикуляционную гимнастику. Эти занятия помогают детям с нарушениями моторики улучшать контроль над движениями рта, губ, языка, что способствует улучшению произношения звуков.

Развитие слуховой и зрительной памяти через сенсорные игры. Логопеды могут использовать упражнения, которые развивают восприятие звуков и их дифференциацию, что важно для правильной артикуляции и восприятия речи.

Физические упражнения для улучшения координации. Комбинированные задания, в которых речь и двигательные действия идут параллельно (например, движения с проговариванием стихов или фраз), способствуют развитию общей моторики и улучшению речевого дыхания.

Использование технологии коррекционного воздействия через ритм и музыку. Музыкальные и ритмичные упражнения помогают детям с нарушениями слуха и моторики развивать чувство ритма и двигательные навыки, что также важно для развития речи.

В заключение можно отметить, что работа логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении должна быть основана на теории Н.А. Бернштейна, поскольку его идеи о взаимосвязи между моторикой, речью и психической деятельностью дают глубинное понимание механизмов формирования речи. Использование сенсомоторных упражнений, игровых методов, а также индивидуализированный подход в коррекционно-развивающей работе помогают логопедам эффективно развивать речи у детей с различными нарушениями. Важно, чтобы работа с детьми с ОВЗ была направлена не только на исправление речевых нарушений, но и на всестороннее развитие их психомоторных функций, что способствует улучшению их общего психофизического состояния и социализации.

 

Список литературы

Ершова, Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Ранний дошкольный возраст [Текст] / Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. – СПб

. :

ООО «Издательство «Детство-Пресс», 201

9

. – 144 с. 23.

Забаровская

, Ю.И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст] / Ю.И.

Забаровская

. – СПб

. :

ООО «Издательство

ДетствоПресс

», 201

9

. – 192 с. 24.

Ильина Т.А., Системно-структурный подход к организации обучения [Текст] / Т.А. Ильина, М.,

2019

. - 58 с

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×