Работа логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и умственной отсталостью | Гордеева Олеся Александровна. Работа №363099
Аннотация. В статье рассматриваются особенности логопедической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) и умственную отсталость. Описаны теоретические подходы к коррекционной работе, представлена характеристика речевых нарушений у данной группы детей, а также методы и приемы, направленные на развитие коммуникативных и речевых навыков. Анализируются эффективные стратегии логопедической помощи, включающие альтернативные и дополнительные методы коммуникации.
Ключевые слова: логопед, расстройства аутистического спектра, умственная отсталость, коммуникация, альтернативные средства общения, речевая коррекция.
РАБОТА ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Гордеева Олеся Александровна учитель-логопед МБОУ
"Общеобразовательная школа-интернат
психолого-педагогической поддержки № 27" г. Кемерово
Аннотация. В статье рассматриваются особенности логопедической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) и умственную отсталость. Описаны теоретические подходы к коррекционной работе, представлена характеристика речевых нарушений у данной группы детей, а также методы и приемы, направленные на развитие коммуникативных и речевых навыков. Анализируются эффективные стратегии логопедической помощи, включающие альтернативные и дополнительные методы коммуникации.
Ключевые слова: логопед, расстройства аутистического спектра, умственная отсталость, коммуникация, альтернативные средства общения, речевая коррекция.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) и умственной отсталостью (УО) представляют сложную категорию обучающихся, нуждающихся в специализированной логопедической помощи. Нарушения в их речевом развитии проявляются в выраженной дизонтогенетической форме: речевые функции могут быть либо значительно задержаны, либо не сформированы вовсе. Логопедическая работа с такими детьми требует комплексного подхода, включающего методы специальной педагогики, нейропсихологии и альтернативной коммуникации.
Современная наука рассматривает речевые нарушения у детей с РАС и УО как часть общего нарушения когнитивного и коммуникативного развития. Для эффективного логопедического сопровождения важно учитывать их особые сенсорные, эмоциональные и когнитивные особенности. В данной статье будут рассмотрены ключевые аспекты логопедической работы с данной категорией детей, включая диагностику, подходы к коррекции и использование альтернативных методов коммуникации.
Дети с РАС и УО могут демонстрировать широкий спектр речевых нарушений, среди которых наиболее распространены:
- Алалия (отсутствие или значительное недоразвитие речи);
- Эхолалия (автоматическое повторение слов и фраз без осознания их смысла);
- Монотонность, отсутствие интонационной выразительности;
- Отсутствие потребности в коммуникации;
- Гиперсензитивность или гипосензитивность к речевой информации;
- Нарушения смысловой стороны речи (непонимание обращенной речи, трудности в усвоении значений слов и фраз).
Учитывая эти особенности, логопедическая работа должна быть направлена не только на развитие речи как средства общения, но и на формирование когнитивных и эмоционально-волевых процессов, необходимых для социальной адаптации.
Принципы логопедической работы:
1. Комплексный подход – сочетание логопедической, психологической и нейропсихологической коррекции.
2. Индивидуализация – учет особенностей каждого ребенка, адаптация методик в соответствии с его уровнем развития.
3. Опора на сильные стороны ребенка – использование сохранных анализаторных систем (зрительного, тактильного, двигательного) для формирования речевых навыков.
4. Развитие мотивации к коммуникации – включение игровых приемов, эмоциональной поддержки.
5. Использование альтернативной и дополнительной коммуникации – внедрение карточек PECS, жестовой речи, электронных коммуникаторов.
Основные направления логопедической коррекции:
1. Развитие предпосылок к речевой деятельности
Для многих детей с РАС и УО коммуникация не является естественной потребностью. Логопедическая работа должна начинаться с формирования мотивации к общению. Это может включать:
- Использование предметно-практической деятельности как основы для диалогов («дай», «возьми», «отдай»);
- Применение игровых ситуаций, вызывающих потребность в речи;
- Введение элементов структурированного обучения, позволяющего ребенку предсказать ход взаимодействия.
2. Развитие понимания речи
Для детей с РАС и УО характерны значительные трудности в понимании обращенной речи. В связи с этим логопед использует:
- Простые и четкие инструкции, сопровождаемые визуальными подсказками;
- Символические изображения (карточки, схемы, пиктограммы);
- Методики сенсорного подкрепления (жесты, тактильные стимулы).
3. Формирование активной речи
При работе над активной речью важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Эффективными приемами являются:
- Развитие лепетных и звукоподражательных реакций (для неговорящих детей);
- Введение простых односложных слов и их закрепление в привычных ситуациях;
- Использование эхолалии как ресурса (например, ребенок может запоминать фразы и постепенно начинать использовать их осмысленно).
4. Развитие альтернативных средств коммуникации
Некоторые дети с РАС и УО не осваивают вербальную речь в полной мере, поэтому логопед может предложить альтернативные способы общения:
- PECS (Picture Exchange Communication System) – система обмена изображениями, позволяющая ребенку выражать свои желания с помощью карточек;
- Жестовая речь – использование упрощенных жестов для обозначения предметов и действий;
- Коммуникативные доски и электронные устройства – средства для невербального общения.
5. Коррекция нарушений артикуляции и просодики
У детей с РАС часто наблюдаются монотонность, бедность интонаций, трудности в управлении артикуляцией. Работа в этом направлении включает:
- Артикуляционную гимнастику;
- Развитие интонационной выразительности через подражание и музыкально-ритмические упражнения;
- Формирование навыков правильного дыхания для улучшения речевой моторики.
В заключение можно отметить, что логопедическая работа с детьми с РАС и умственной отсталостью требует комплексного и индивидуализированного подхода. Учитывая особенности их речевого и когнитивного развития, специалист должен не только развивать навыки вербального общения, но и предлагать альтернативные способы коммуникации. Важным аспектом является работа с мотивацией к общению и использование сильных сторон ребенка для достижения коррекционного эффекта.
Современные методики логопедической помощи позволяют значительно улучшить качество жизни детей с РАС и УО, обеспечивая им возможность адаптации в обществе и развития коммуникативных навыков. Работа логопеда в данной сфере требует междисциплинарного взаимодействия с психологами, дефектологами и родителями, что повышает эффективность коррекционной деятельности.
Список литературы:
Андреева С.В. Применение метода сенсорно-акустического зашумления в коррекционно- логопедической работе // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 2. С. 9—20
Глухов, Вадим Петрович. Специальная педагогика и специальная
психология :
Учебник / Глухов Вадим Петрович; Глухов В.П. - 2-е изд. - М. : Издательство
Юрайт
, 2017.
Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра: Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. Москва: ФРЦ МГППУ, 2016.