Работа над дикцией и артикуляцией | Светлана Николаевна Новицкая. Работа №346529
В статье предлагаются методические рекомендациипо работе над дикцией и артикуляцией с детьми.В данной метадической разработке систематизированны упражнения для снятия зажимов, для усовершенствования работы всех органов речевого аппарата ( язык, губы, верхнее нёбо, нижнее нёбо и т.д.). Упражнения для мышц речевова аппарата.
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснозерского района Новосибирской области "Детская школа искусств"
Методический доклад
«Работа над дикцией и артикуляцией в классе хора с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
Преподаватель: Новицкая Светлана Николаевна
«Работа над дикцией и артикуляцией в классе хора с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
Невозможно представить качественное вокальное исполнение произведения без четкого произношения литературного текста. Вялая артикуляция, пассивное произношение согласных – то, с чем постоянно сталкивается педагог по вокалу.
В данной методической разработке систематизированы упражнения для снятия зажимов, для усовершенствования работы всех органов речевого аппарата (язык, губы, верхнее небо, нижнее небо и т. д.).
Упражнения для развития мышц речевого аппарата.
(артикуляционная гимнастика)
Послушайте звучание голоса ребенка. Для этого попросите его прочитать наизусть знакомый отрывок прозы или стихотворения или литературный текст любого исполняемого произведения. Критерий вашей собственной и его оценки – эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния.
Предложите ребенку поиграть с тембром голоса - сказать фразу на различных частотах, с разной интонацией, в разном темпе, меняя смысловые акценты. Первое условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: «снятие зажатий», - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе помогают простейшие упражнения.
- Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха со звуком «ФУ» (щеки «опадают»).
- Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г и КХ-Г, КХ-Г, КХ-Г.
- Чтобы активизировать мышцы губ или, как говорят вокалисты, продуть губы, надуйте щеки, чуть поднимите голову вверх и начинайте сбрасывать воздух резкими порциями через собранные в трубочку губы, не забывая приподнимать верхнюю губы, которая обычно более неподвижна. Затем энергично произнесите П-Б, П-Б, П-Б.
- Упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью из стороны в сторону, почувствуйте свободу и расслабление от этого движения. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть делает звук бесформенным, артикуляцию тяжеловесной. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия.
Обращать внимание на то, что в работе с артикуляционными органами – повтор необходим до легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают, совершенгствуют артикуляционный аппарат.
Существуют специальные упражнения, которые способствуют правильному произношению во время пения, а также служат, как бы, зарядкой для развития мышц, участвующих в прцессе пения. Желательно, чтобы упражнения выполнялись детьми перед маленьким зеркальцем. Зеркало дает информацию для памяти и воображения.
В своей работе с детьми, так как у нас нет зеркал, я прошу, чтобы дети внимательно смотрели на меня и полностью меня копировали. Таким образом, мне проще контролировать детей и поправлять их ошибки.
Упражнения для развития мышц речевого аппарата
(артикуляционная гимнастика)
Эти упражнения выполняются в самом начале занятий перед распевкой (младший возраст делает упражнения в игровой форме):
- кусание кончика языка;
- шинкование языка;
- круговое движение языка влево - вправо;
- крестообразное покалывание губ и щек языком;
- язык ысунуть вперед и работать: в уголки губ, круговое вращение;
- вытянуть губы вперед, собрав в трубочку и улыбочка;
- работа вытянутыми вперед губами по кругу вправо, влево;
- выворачивание верхней губы, отттопыривание нижней губы (огорчение);
- вибрация губами (полет вверх - вниз);
- широкое открытие челюсти с ощущением зевка. (С детьми можно позевать, представить себе, что во рту большая слива или горячая картошка). Произносить таким образом гласные грудным звуком: А, О, У, Э, Ы.
«Страшная сказка»;
- работа нижней челюсти в полуоткрытом состоянии вправо – влево;
- открыть челюсть, кончиком языка достать верхнее твердое небо и от зубов как на присоске проводить языком до мягкого неба и обратно («маляр»);
- щелканье языком, меняя положение губ: А, О;
- «Лошадка скачет». Дети имитируют цокание. «Лошадка остановилась» - губы вибрируют, благодаря продуваемому через них воздуху;
- «Противостояние». Нижняя челюсть давит вниз, кулочки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт и т. д.
После артикуляционной гимнастики следует перейти к формированию правильных навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков и их сочетаний.
Начинаем работать с гласными.
Игра «Эхо»:
-И –Э – О – У – А – Ы – на одном дыхании.
- Сочетание согласных и гласных (шипящих, свистящих, жужжащих):
- Ши – шэ – шо – шу – ша – шы.
- Жи –
- Чи –
- Щи –
- Фи –
- Ви-
- Си –
- Зи –
После этих упражнений можно предложить детям произнести сочетания звуков, которые вызывают трудности при разучивании новых произведений. Чаще всего это сочетания сонорных звуков и гласных, т. к. именно они обладают большей звучностью.
- Рли – рлэ – рио – рлу – рла – рлы.
- Мни – мнэ -
- Мли – млэ –
- Дри – дрэ -
- Три – трэ -
- Сти – стэ -
- Зди – здэ -
- Здри – здрэ –
Работу над отдельными согласными надо начинать с установки речевого аппарата в правильную фонетическую позицию и отработки четкого произношения каждого из этих звуков. Также можно добавить гласные звуки.
- Взрывные звуки: «П», «Б» - плотное смыкание губ.
Звуки произносятся сильной струей выдыхаемого воздуха и энергичными толчками диафрагмы.
Не допускать в конце призвука гласного звука. «Пы», «Бы», «Пх» (это относится ко всем согласным).
Хорошо тренировать обе согласные в паре:
- «П - Б», «В - Ф», «К - Г», «Д - Т», «Ч - Щ», «Ж - Ш», «С - З»
- Пи – Би, Пэ – Бэ -, По – Бо, Пу – Бу, Па – Ба, Пы – Бы.
«Игра в снежки»
- Пи – би, би, би – Пиб и т. д.
Звуки: Л, Р:
- Ли – лэ –
Ла – ла – лал.
- Тррр – без звука заводим мотор, включаем звук голоса: д-ррр – мотор завелся.
Упражнения надо делать в темпе, в определенном ритме, меняя ударение и интонацию.
В работе над артикуляцией и дикцией можно использовать чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков.
- Произносить их целесообразно сначала медленно, четко артикулируя каждый звук. Затем темп следует убыстрять, но не снижать качество произношения.
- Можно проговаривать шепотом, работая активно губами и языком.
- Можно произносить сжатыми зубами, активизируя работу губ.
Чистоговорки:
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
- Щетинка у чушки, чешуйка у щучки и т. д.
С дошкольниками много приходится работать над текстом произведений. Такие упражнения нам здорово помогают.
Выводы и итоги
1. В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание.
2. Важна работа с зеркалом (более старших детей).
3. Полезно слушать записи хороших исполнителей, т. к. слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.
4. При работе над упражнениями артикуляционной гимнастики энергия детей направлена на созидание, преодаление трудностей, тем самым закладываются навыки психологической устойчивости учащихся.
Методическая литература
1. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском хоре».
2. Стулова Г. П. «Хоровой класс»,
«Развитие детского голоса в пролцессе обучению пению».
3. Сергеев А. Н. «Воспитание детского голоса».
4. Пекарская Е. М. «Вокальный букварь».
5. Емельянов. «Комплекс упражнений фонопедического метода».
6. Краснова М. А. «Особенности работы над дикцией и артикуляцией с детьми младшего школьного возраста на занятиях хора».
В работе использован материал Заслуженного работника Культуры РФ кандидата филологических наук кафедры сценической речи и проректора Театрального института им. Бор. Щукина Оссовской М. П. в рамках программы «Профессиональная мастерская» Российской общественной академии голоса.