Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа над интонационной выразительностью на примере произведения Т.Петросян "Записка" | Марина Владимировна Бусканова. Работа №341933

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Работа над интонационной выразительностью. 

познакомить учащихся с основными элементами интонации и при помощи игр и упражнений, помочь осознать важность интонационной стороны речи; развивать мышление, речь, внимание, быстроту реакции. Научить передавать смысл интонационной стороны речи адекватным образом, научить искать смысл слова, фразы, текста. Научить умению выражать свое настроение различными способами (мимика, речь, жесты); развивать навыки работы в парах.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 2 Артемовского городского округа

 

Театральное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

«Работа над интонационной выразительностью

на примере произведения Т. Петросян «Записка»

 

Конспект урока

 

 

 

 

 

 

 

Работа преподавателя

Бускановой Марины Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артем 2023

 

Характеристика учащихся:

 

Паленов Артур и Якушев Лев учатся в 5 классе театрального отделения по предпрофессиональной программе «Искусство театра». Все 5 лет обучения учащиеся занимаются по предмету «Художественное слово» (в том числе – индивидуально).

  Оба учащихся обладают хорошими природными данными, занимаются с интересом, умеют работать в классе и дома. Лев обладает цепким мышлением, у него развита комплексная память. Артур более эмоционален, артистичен, с подвижной нервной системой. Ученики дисциплинированы, контактны на уроках, активны, внимательны к замечаниям преподавателя. С интересом воспринимают новый материал. Имеют музыкальный слух, развито образное мышление. Литературный материал исполняют выразительно и уверенно.

Лев и Артур демонстрируют развитую исполнительскую культуру. Адекватно реагируют на замечания и стремятся к исправлению ошибок.

В работе с учащимся я делаю акцент на мелодику и размеренность речи, поиск верного и точного подтекста, смысла произведения, сверхзадачи и сквозного действия, слежу за правильной артикуляцией гласных звуков и снятием мышечных зажимов.

 

План - конспект открытого урока

 

 

Тема

урока:

«

Работа над интонационной выразительностью на примере произведения Т. Петросян «Записка

».

Цели урока

:

- образовательная: познакомить учащихся с основными элементами интонации и при помощи игр и упражнений, помочь осознать важность интонационной стороны речи;

- развивающая: развивать мышление, речь, внимание, быстроту реакции.

Задачи:

- образовательная: научиться передавать смысл интонационной стороны речи адекватным образом, научить искать смысл слова, фразы, текста.

- развивающая: умение выражать свое настроение различными способами (мимика, речь, жесты); развивать навыки работы в парах.

Вид и форма урока

: (закрепление полученных знаний) в форме практикума

Ход урока.

- Организация учащихся.
Приветствие, создание рабочей атмосферы (1 мин)

- Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока полностью звучит так: «Работа над интонационной выразительностью на примере произведения Т. Петросян «Записка». Основная цель урока - помочь осознать важность интонационной стороны речи.

- Как вы думаете, что такое интонация? Как она может помочь нам передать смысл высказывания? (Ответы детей)

Слово «интонация» в переводе с латинского языка означает «громко произношу». В толковом словаре С. И. Ожегова:  «Интонация  (от лат. Intonare – «громко произносить») – это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения мысли».

Современный толковый словарь русского языка /Гл. ред. С.А.Кузнецов: «1. Манера произношения, выражающая чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада, тон.

- Итак, сегодня мы изучим элементы интонации, будем учиться использовать их на практике, для того чтобы выразительно читать тексты; будем учиться искать смысл слова, фразы, текста.

- Объяснение нового материала.
Начинаем урок с тренировки речевого аппарата учащихся. С этой целью используем дыхательную гимнастику Стрельниковой А.Н. Для этого нам помогут следующие упражнения:

«

Кошка»

«Пружинистое» упражнение на приседание, которое сопровождается поворотом туловища в правую и левую сторону поочередно. Одновременно необходимо поддерживать ритм дыхания, синхронизируя его с движениями корпуса. Количество подходов – 4, по 8 движений в каждом

«Насос»

Стоять ровно и прямо с опущенной вниз головой. Согнуть спину в поясничном отделе. Руки опустить вниз, кисти расслабить. Спина расслаблена. Делается плавный наклон вперед, одновременно необходимо сделать короткий вдох носом. Количество подходов – 4, по 8 движений в каждом, всего должно получиться 32 активных движений.

«Ладошки»

. Встать ровно и прямо. Руки согнуты в локтях, локти вниз. Кисти рук расположить на уровне плеч ладонями к зрителю. Сделать вдох синхронно со сжатием ладоней в кулак. Делать 4 раза по 8 вдохов.

«Перекаты»

Правая и левая ноги на расстоянии одного шага друг от друга. Одна впереди, другая сзади. Масса тела перемещается на стоящую впереди ногу, синхронно с этим делается едва заметная присядь и в это же мгновение – вдох. После этого вес корпуса переводится на стоящую сзади левую ногу. Слегка на ней приседаем и резко нюхаем воздух. Вперёд – назад, вдох – вдох. Количество подходов – 4, по 8 движений в каждом.

В цветочном магазине

(

шумный

вдох носом и выдох,

2 – 3 раза).

В лифте.

(

Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз

)

 

Артикуляционная гимнастика:

Хоботок

.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

(

по кругу, вправо, влево)

Хоботок – улыбка

.

Улыбнуться «губами», не открывая рот, не обнажая зубы.

«Лошадка».

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка  цокает копытами»)

Уколы в щеку

Поцелуй - пробка.

Втянуть щеки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. (При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты.) Удерживать такую позу в течение 2–5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, имитируя звук пробки, которую откупорили

 

Элементы интонации:

 

Мелодика

речи

.

- Одним из элементов интонации является мелодика речи – повышение и понижение голоса.

 

Упражнение «Прыжок».

- Сейчас мы с вами выполним упражнение, которое называется «Прыжок». Это упражнение способствует развитию гибкости голоса и учит тому, где нужно повышать, а где нужно понижать голос (цель).

- Представьте себе, что вы смотрите спортивные соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения спортсмена более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен подниматься и опускаться.

Карточки 1.

 

Ритм

.

Упражнение.

- Учащимся предлагается простучать стихотворение «Муха – Цокотуха».

Ребята, мы с вами с помощью хлопков чередовали безударные и ударные слоги. А чередование слогов называется ритмом.

 

Тембр

.

Изменение эмоциональной окраски голоса называется тембром. Тембр речи – эмоциональный оттенок.

Карточки 2

«Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч».

 

1 учащийся читает свой текст грустно и тревожно (по действию – пожалеть).

2 учащийся – злорадно, от лица злодея (действие - возмущение.)

- Анализ и оценивание ответов учащихся.

- Для чего нужно вкладывать чувства в то, что мы говорим? (потому что с помощью эмоций мы передаём своё отношение к тому, о чем говорим).

Темп

.

Карточки №3

Давайте сравним следующие предложения:

«Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах».

А. С. ПушкинЕвгений Онегин. Глава 7

Строфа была прочитана динамично, стремительно.

– Что помогло автору создать динамику? (Однородные подлежащие.)

В чем необычность этого перечисления? (Между словами нет ни одного соединительного союза.)

– Эта стилистическая фигура речи, которая широко используется в художественном тексте, называется бессоюзием (намеренным пропуском соединительных союзов).

– С какой целью Пушкин использует этот прием в тексте? (Именно бессоюзие придает отрывку впечатление стремительности, быстрой смены картин, эффект быстрой езды.)

 

Медленно:

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Короленко В.Г.

Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.

– Какой эффект дает употребление однородных членов, связанных соединительными союзами? (как бы замедляют движение, создается картина равномерного движения волн.

- Итак, скорость чтения может быть медленной, средней, быстрой. Такая скорость речи называется темпом.

Интенсивность речи

.

Упражнение.

Прочитай стихотворения. Обрати внимание на пометки. Какие строки надо прочитать громко, какие тихо и совсем тихо? Приготовься читать, изменяя громкость своего голоса.

Тише, жабы!

Ни гугу –

 

Ходит цапля

На лугу.

 

Чтобы не было беды,

Наберите в рот воды.

Тихо, тоном предупреждения

(можно использовать жест – палец к губам)

 

Тихо (тоном испуга)

 

 

Совсем тихо (шёпотом)

 

Была тишина, тишина, тишина…
(Тихо, медленно.)

Вдруг грохотом грома сменилась она!
(Громче, быстрее.)

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?
(Тихо.)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…
(Тихо, быстрее.)

Наверно, сейчас барабанить он станет…
(Тихо: прислушаемся.)

Уже барабанит! Уже барабанит!
(Громко, весело.)

- То, с какой громкостью мы читали данные стихотворения, называется - интенсивность речи. Интенсивность речи - сила или слабость звучания.

 

Логическое ударение

.

Прочитаем вопросительное предложение

Дети завтра пойдут в цирк? так, чтобы слушающие вас ответили на вопросы: 1) кто завтра пойдёт в цирк, 2) как дети отправятся в цирк, 3) когда дети пойдут в цирк, 4) куда дети пойдут завтра.

Паузы

.

- Итак, паузыостановки, перерывы в звучании. Есть короткая и длительная паузы. Короткую будем обозначать - /, длительную - //.

Стихи // – не ноги футболиста, /
Не первоклассника тетрадь.//
Стихов читать не надо быстро: /
Их надо медленно читать.//

Подтекст.

Подтекст – скрытый смысл текста. Скрытый смысл текста нужен автору для того, чтобы более ёмко выразить мысль, которую он не желает высказывать прямо. Это своеобразное средство иносказания. При этом мысль, которая подразумевается писателем, неизменно оказывается более глубокой, чем слова, высказанные героем вслух. Подтекст в литературе обычно используется в тех ситуациях, когда необходимо изобразить сложное психологическое состояние персонажа художественного произведения.

- Теперь перейдем к работе над текстом «Записка» Т.Петросян.

Итог урока.

- Что значит выразительно читать? (читать с правильной интонацией.)

- Каким багажом знаний нужно обладать для этого? (знать и уметь применять элементы интонации.)

- Для чего это нужно делать? (чтобы передать смысл высказывания.)

- Оценки.

Комментарии учителя.

- Домашнее задание.

- Самостоятельная работа над произведением, поиск подтекств слова, фразы, предложения

- Самостоятельная работа над голосовым аппаратом: вибрационный массаж, артикуляционная разминка, дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.

- Работа над расширением диапазона и интонационной подвижности голоса.

 

Методическое обеспечение урока: раздаточный материал: схемы, карточки.

Список литературы:

 

Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение. М. 1972.

Буланин

, Л.Л. "Фонетика современного русского языка" М., Высшая школа, 1970

Буяльский

, Б.А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.

Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика и культура речи. Издание 5-е, дополненное и переработанное. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во

«Феникс», 2005. - 544 с.

Войскунский

, А.Е. “ Я говорю, мы говорим ”, М, Просвещение, 1989

Георгиева, М., Попова, М. Русская фонетика и интонация. - М.: «Высшая школа», 1974.

Земская, Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.1979.

Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация,

паузирование

, логическое ударение,

темп, ритм: учеб. пособие. – М.: Наука, 2000. – 197 с.

Кантер

Л.А. Системный анализ речевой интонации:

Учебн

. пособие. – М.: Высшая школа, 1988. – 128 с.

Кубасова

, О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред.

пед

. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «академия», 1997. - 144 с.

Культурология. ХХ век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с.

Торсува

И.Г. Интонация и смысл высказывания. – Изд. 2-е.,

испр

. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 112 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X