Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Работа над кантиленой в классе скрипки" | Наталья Львовна Кисельман. Работа №311478

Дата публикации:
Автор:
Описание:

         

            Открытый урок преподавателя высшей категории

                     МБУ ДО ДШИ №1 г.Октябрьского РБ

                             Кисельман Натальи Львовны

     Тема урока: «Работа над кантиленой в классе скрипки»

 

 

     Цель урока -  развитие навыков кантиленной игры . Преподаватель применял такие методы, как беседа, анализ музыкального произведения, показ на инструменте, детальная работа над произведением.  Обьем и качество пройденного материала соответствуют требованиям образовательного процесса.

 

 

План открытого урока

преподавателя Кисельман Н.Л. с ученицей 8 класса Будаевой Аленой

 

Тема урока: «Работа над кантиленой в классе скрипки»

Цель урока: Развитие навыков кантиленной игры.

Вид урока: традиционный.

Методы:

Словесные(беседа, анализ музыкального произведения)

Наглядные(показ на инструменте)

Практические(детальная работа над произведением)

Технологии:

Информационно-коммуникационные: (прослушивание произведения в записи)

Ход урока:

1) Вступление, теоретическая часть - 5 мин.

2) Разыгрывание на упражнениях и гамме Соль мажор – 5 мин

3) Работа над отрывком из кантиленного этюда Ж.Мазаса №2 – 5 мин

4) Работа над пьесой Ж.Массне «Размышление» (Беседа о композиторе, форме и образном содержании пьесы. фразировка, распределение смычка, переходы, динамика) 15 мин.

5) Исполнение пьесы с концертмейстером - 5 мин.

6) Домашнее задание и заключение - 5 мин.

 

 

 

 

 

Вступление

«Проблема, связанная с извлечением действительно красивого звука, иначе говоря – звука настолько певучего, что заставляет слушателя забыть физический процесс своего возникновения, принадлежит к числу тех проблем, разрешение которых всегда должно оставаться наиболее важной задачей для всех, кто посвящает себя скрипке.»

Л.Ауэр

 

Кантилена с итальянского - пение, распевание, что предполагает владение плавным переходом от звука к звуку. Примерно с 19 века считалось, что это главное и самое ценное, что присуще игре на  скрипке, и, соответственно, лучший скрипач — тот, кто лучше всех умеет на скрипке петь, передавая в звуке тончайшие движения души. Примерно с середины 20 века в музыкальном исполнительстве окончательно победил механистический подход (быстрее-выше-сильнее), поэтому кантилене перестали уделять достаточно внимания.

Многие из тех, кто обучается игре на скрипке, пришли к выводу, что певучие мелодии играть проще, чем сложные быстрые виртуозные пассажи и стали пропускать их во время занятий, концентрируясь больше на «технике». С этой тенденцией боролся, например, Д.Ойстрах, говоривший, что кантилена —  самый виртуозный скрипичный прием из всех существующих.

Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь «кантилену», а может быть лишён её. Последний считается браком, т.к. не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время «затухания» звучания аккорда превышает 30 секунд, то «кантилена» есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён «кантилены» и является продуктом «второго сорта».

Важнейшим выразительным средством в кантиленных произведениях является мелодия. Работе над ней обычно приходится уделять большое внимание. Важно понять логику мелодического развития, интонационные тяготения, кульминации, динамический план. Также работа над кантиленными произведениями включает в себя такие важные задачи как: красивое и качественное звукоизвлечение, точная фразировка, динамика звучания, плавные переходы, плавная смена струни смычка, правильное распределение смычка, вибрация.

В формировании навыка правильной фразировки помогает пропевание мелодии. При пении мелодии, через голосовой аппарат активно задействуются не только слуховая, но и эмоциональная сторона мелодического слуха. Пение вслух на начальных этапах обучения является обязательным, важным элементом в работе с учениками.

В работе над кантиленой одной из важных задач является звукоизвлечение. Здесь важную роль играет слуховой контроль, без которого не добиться хорошей атаки звука, его равномерного продолжения, незаметной смены струн и смычка. Ценнейшим качеством музыканта в работе над кантиленой является внутренний слух. Внутреннее слышание музыки, представление об определенном характере звучания должно предшествовать воспроизведению его на инструменте. А красивое вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию.

 

 

Ход урока:

Предварительные упражнения

Упражнение №1

Медленное ведение смычка по всей его длине, затрачивая до десяти-двенадцати секунд на каждый штрих вниз или вверх, с остановками, как только ученик почувствует усталость. Мышцы и связки кисти и предплечья нуждаются в отдыхе после хотя и небольшого, но продолжительного усилия. Для достижения равномерного по силе звука по всей длине смычка следует уравновешивать давление в слабой части смычка добавочным нажимом кисти, так как для руки естественна тенденция нажимать сильнее на смычок у его колодки (благодаря большей тяжести этой части смычка) и, наоборот.

Упражнение №2

Квинтэссенцией кантиленной игры является legato: без него пение скрипки невозможно.

Legato является наиболее употребительным штрихом и при хорошем исполнении отличается большой выразительностью. Для того чтобы оно звучало чисто, следует переходить одной струны на другую с помощью кисти, поддерживаемой движением предплечья. Но это переходное движение руки с одной струны на другую должно происходить совершенно незаметно, без каких бы то ни было толчков и резкости.

Legato в действительности есть не что иное, как уничтожение углов в скрипичной игре, говорил Л.Ауэр ( Леопо́льд Семёнович А́уэр — российский скрипач венгерского происхождения, педагог, дирижёр и композитор. Является основателем русской скрипичной школы).

Техника legato, дает в результате прекрасный певучий звук.

Скрипка - мелодический, поющий инструмент. Ее главным качеством всегда остается кантиленная мелодическая линия. Вот почему смычковый штрих legato, создающий мелодию, останется одним из наиболее употребительных и единственным штрихом, который должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным.

Есть следующее правило , которое должен знать каждый скрипач, чтобы обрести хорошее legato, : нельзя поднимать пальца со струны ,пока не услышишь, что уже зазвучала другая.

 

Гамма Соль мажор

Полезно учить гамму следующими способами:

Делать от 1-й ноты до

следующей диминуэндо

от «

f

» до «

p

». А затем-наоборот

Делать внутри одной ноты крещендо до середины смычка и диминуэндо к концу смычка. Затем -наоборот.

Играть одну ноту на «f», другую на «p».

Эти упражнения помогают в работе над незаметной сменой смычков и выработке навыка филирования звука, достижения звуковой гибкости и «вокальности».

Играть следует медленно, как только возможно . Вначале на протяжении двух октав, а когда ученик почувствует большую уверенность, захватив и третью октаву. Необходимо следить за тем, чтобы, смычок играл посредине между подставкой и грифом, ибо в этом месте тон получается наиболее полный и звучный. Только в тех случаях, когда желательно получить мягкий звук pianissimo, можно играть у грифа и даже на самом грифе. При каждом своем движении вверх или вниз смычок должен двигаться по прямой линии, параллельно подставке.

Работа над отрывком из этюда Ж.Мазаса №2.

Мы начнем с работы над фразировкой. Фраза является частицей единой мелодической линии, которую следует играть на «одном дыхании» и приближать к человеческому голосу. Работа над фразировкой требует постоянного слухового контроля. Каждую фразу нужно прорабатывать детально. Фразировка, в применении к скрипичной игре, есть искусство придавать музыкальным фразам надлежащую степень выпуклости, необходимую долю выразительности и оттенков. Музыкальная фраза на скрипке естественно является мелодической. Она может длиться четыре, шесть, восемь тактов или даже еще больше; все дело в том, чтобы она образовала непрерывное целое, в котором композитор выражает свои мысли и чувства.

Скрипач всегда должен помнить, что отдельная музыкальная фраза представляют собой только частицу общей мелодической линии.

Работа над пьесой Ж.Массне «Размышление»

 

Жюль Массне родился в 1842 году. учился в Парижской консерватории, жил в Италии, работал долго и плодотворно. Основное направление — музыкальный театр. Только опер у него 34. Главная проблема с музыкой Массне заключается в том, что оперные партии своих главных героинь он писал для своей хорошей знакомой — американской певицы. Эти партии столь сложны, что в мире считанное количество людей с подобными вокальными данными. Но даже если вы никогда не были в опере, музыку Массне могли слышать. Отдельные фрагменты его произведений завоевали бешеную популярность и живут самостоятельной жизнью.
Один чрезвычайно популярный фрагмент музыки Массне — Медитация или Размышление из оперы «Таис». Эта опера о Таисии Египетской, жившей в египетском монастыре. Здесь также оперная партия столь сложна, что ее могут исполнить только несколько певиц в мире. Именно поэтому она на оперных сценах встречается нечасто. А вот часть музыки из этой оперы живет отдельно и исполняется повсеместно. Мелодия Медитации — одна из самых прекрасных когда-либо сочиненных.

Светлая тональность D dur определяет мягкий, лиричный характер звучания. Неквадратная структура изложения музыкального материала и тональные отклонения вызывают определенную сложность его освоения. Темп Andante religioso, характер звучания кантиленный, контрастная динамика.

В работе над этой пьесой следует уделить особое внимание плавному и певучему исполнению переходов. Каждый переход должен быть тщательно проработан отдельно. При работе над переходами следует обратить внимание на чистоту интонации, ровность и непрерывность звучания мелодии. Важно дослушивать ноты перед переходами, следить за мягкой сменой смычка и правильно распределять смычок.

В работе над пьесой важную роль играет правильное, осмысленное распределение смычка. Нужно обдумать наиболее верное распределение и скорость смычка в связи с динамическим развитием и фразировкой. Распределение смычка имеет большое значение для достижения ровности звучания.

При изучении кантилены стоит очень внимательно относиться к динамическим и темповым обозначениям, и точно их выполнять. Неточное их исполнение, приведет к невыразительной и скучной игре.

 

Домашнее задание

Следует закрепить дома работу в классе. Добиваться выразительного исполнения произведения. Поработать над переходами, делать упражнения на легато, играть гамму соль мажор теми способами, о которых говорилось выше.

«Пойте на скрипке. Это единственное средство сделать вашу игру выразительной» Л.Ауэр

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке / Л. 

Ауэр ;

переводчики И. Гинзбург, М.

Мокульская

. —

Москва :

Издательство

Юрайт

, 2021.

 

Либерман М.,

Берлянчик

М. Культура звука скрипача /

М.Либерман

,

м.Берлянчик

. Культура звука скрипача. – Москва, 1985г.

4

.

Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004

Ямпольский А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей /

А.И.Ямпольский

. Сборник. Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики.

Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача / Ю.И. Янкелевич. Педагогическое

наследие.-

Москва, 2-е издание, 1993г.

 


Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×