"Работа над кантиленой в классе скрипки" | Наталья Львовна Кисельман. Работа №311478
Открытый урок преподавателя высшей категории
МБУ ДО ДШИ №1 г.Октябрьского РБ
Кисельман Натальи Львовны
Тема урока: «Работа над кантиленой в классе скрипки»
Цель урока - развитие навыков кантиленной игры . Преподаватель применял такие методы, как беседа, анализ музыкального произведения, показ на инструменте, детальная работа над произведением. Обьем и качество пройденного материала соответствуют требованиям образовательного процесса.
План открытого урока
преподавателя Кисельман Н.Л. с ученицей 8 класса Будаевой Аленой
Тема урока: «Работа над кантиленой в классе скрипки»
Цель урока: Развитие навыков кантиленной игры.
Вид урока: традиционный.
Методы:
Словесные(беседа, анализ музыкального произведения)
Наглядные(показ на инструменте)
Практические(детальная работа над произведением)
Технологии:
Информационно-коммуникационные: (прослушивание произведения в записи)
Ход урока:
1) Вступление, теоретическая часть - 5 мин.
2) Разыгрывание на упражнениях и гамме Соль мажор – 5 мин
3) Работа над отрывком из кантиленного этюда Ж.Мазаса №2 – 5 мин
4) Работа над пьесой Ж.Массне «Размышление» (Беседа о композиторе, форме и образном содержании пьесы. фразировка, распределение смычка, переходы, динамика) 15 мин.
5) Исполнение пьесы с концертмейстером - 5 мин.
6) Домашнее задание и заключение - 5 мин.
Вступление
«Проблема, связанная с извлечением действительно красивого звука, иначе говоря – звука настолько певучего, что заставляет слушателя забыть физический процесс своего возникновения, принадлежит к числу тех проблем, разрешение которых всегда должно оставаться наиболее важной задачей для всех, кто посвящает себя скрипке.»
Л.Ауэр
Кантилена с итальянского - пение, распевание, что предполагает владение плавным переходом от звука к звуку. Примерно с 19 века считалось, что это главное и самое ценное, что присуще игре на скрипке, и, соответственно, лучший скрипач — тот, кто лучше всех умеет на скрипке петь, передавая в звуке тончайшие движения души. Примерно с середины 20 века в музыкальном исполнительстве окончательно победил механистический подход (быстрее-выше-сильнее), поэтому кантилене перестали уделять достаточно внимания.
Многие из тех, кто обучается игре на скрипке, пришли к выводу, что певучие мелодии играть проще, чем сложные быстрые виртуозные пассажи и стали пропускать их во время занятий, концентрируясь больше на «технике». С этой тенденцией боролся, например, Д.Ойстрах, говоривший, что кантилена — самый виртуозный скрипичный прием из всех существующих.
Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь «кантилену», а может быть лишён её. Последний считается браком, т.к. не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время «затухания» звучания аккорда превышает 30 секунд, то «кантилена» есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён «кантилены» и является продуктом «второго сорта».
Важнейшим выразительным средством в кантиленных произведениях является мелодия. Работе над ней обычно приходится уделять большое внимание. Важно понять логику мелодического развития, интонационные тяготения, кульминации, динамический план. Также работа над кантиленными произведениями включает в себя такие важные задачи как: красивое и качественное звукоизвлечение, точная фразировка, динамика звучания, плавные переходы, плавная смена струни смычка, правильное распределение смычка, вибрация.
В формировании навыка правильной фразировки помогает пропевание мелодии. При пении мелодии, через голосовой аппарат активно задействуются не только слуховая, но и эмоциональная сторона мелодического слуха. Пение вслух на начальных этапах обучения является обязательным, важным элементом в работе с учениками.
В работе над кантиленой одной из важных задач является звукоизвлечение. Здесь важную роль играет слуховой контроль, без которого не добиться хорошей атаки звука, его равномерного продолжения, незаметной смены струн и смычка. Ценнейшим качеством музыканта в работе над кантиленой является внутренний слух. Внутреннее слышание музыки, представление об определенном характере звучания должно предшествовать воспроизведению его на инструменте. А красивое вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию.
Ход урока:
Предварительные упражнения
Упражнение №1
Медленное ведение смычка по всей его длине, затрачивая до десяти-двенадцати секунд на каждый штрих вниз или вверх, с остановками, как только ученик почувствует усталость. Мышцы и связки кисти и предплечья нуждаются в отдыхе после хотя и небольшого, но продолжительного усилия. Для достижения равномерного по силе звука по всей длине смычка следует уравновешивать давление в слабой части смычка добавочным нажимом кисти, так как для руки естественна тенденция нажимать сильнее на смычок у его колодки (благодаря большей тяжести этой части смычка) и, наоборот.
Упражнение №2
Квинтэссенцией кантиленной игры является legato: без него пение скрипки невозможно.
Legato является наиболее употребительным штрихом и при хорошем исполнении отличается большой выразительностью. Для того чтобы оно звучало чисто, следует переходить одной струны на другую с помощью кисти, поддерживаемой движением предплечья. Но это переходное движение руки с одной струны на другую должно происходить совершенно незаметно, без каких бы то ни было толчков и резкости.
Legato в действительности есть не что иное, как уничтожение углов в скрипичной игре, говорил Л.Ауэр ( Леопо́льд Семёнович А́уэр — российский скрипач венгерского происхождения, педагог, дирижёр и композитор. Является основателем русской скрипичной школы).
Техника legato, дает в результате прекрасный певучий звук.
Скрипка - мелодический, поющий инструмент. Ее главным качеством всегда остается кантиленная мелодическая линия. Вот почему смычковый штрих legato, создающий мелодию, останется одним из наиболее употребительных и единственным штрихом, который должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным.
Есть следующее правило , которое должен знать каждый скрипач, чтобы обрести хорошее legato, : нельзя поднимать пальца со струны ,пока не услышишь, что уже зазвучала другая.
Гамма Соль мажор
Полезно учить гамму следующими способами:
Делать от 1-й ноты до
следующей диминуэндо
от «
f
» до «
p
». А затем-наоборот
Делать внутри одной ноты крещендо до середины смычка и диминуэндо к концу смычка. Затем -наоборот.
Играть одну ноту на «f», другую на «p».
Эти упражнения помогают в работе над незаметной сменой смычков и выработке навыка филирования звука, достижения звуковой гибкости и «вокальности».
Играть следует медленно, как только возможно . Вначале на протяжении двух октав, а когда ученик почувствует большую уверенность, захватив и третью октаву. Необходимо следить за тем, чтобы, смычок играл посредине между подставкой и грифом, ибо в этом месте тон получается наиболее полный и звучный. Только в тех случаях, когда желательно получить мягкий звук pianissimo, можно играть у грифа и даже на самом грифе. При каждом своем движении вверх или вниз смычок должен двигаться по прямой линии, параллельно подставке.
Работа над отрывком из этюда Ж.Мазаса №2.
Мы начнем с работы над фразировкой. Фраза является частицей единой мелодической линии, которую следует играть на «одном дыхании» и приближать к человеческому голосу. Работа над фразировкой требует постоянного слухового контроля. Каждую фразу нужно прорабатывать детально. Фразировка, в применении к скрипичной игре, есть искусство придавать музыкальным фразам надлежащую степень выпуклости, необходимую долю выразительности и оттенков. Музыкальная фраза на скрипке естественно является мелодической. Она может длиться четыре, шесть, восемь тактов или даже еще больше; все дело в том, чтобы она образовала непрерывное целое, в котором композитор выражает свои мысли и чувства.
Скрипач всегда должен помнить, что отдельная музыкальная фраза представляют собой только частицу общей мелодической линии.
Работа над пьесой Ж.Массне «Размышление»
Жюль Массне родился в 1842 году. учился в Парижской консерватории, жил в Италии, работал долго и плодотворно. Основное направление — музыкальный театр. Только опер у него 34. Главная проблема с музыкой Массне заключается в том, что оперные партии своих главных героинь он писал для своей хорошей знакомой — американской певицы. Эти партии столь сложны, что в мире считанное количество людей с подобными вокальными данными. Но даже если вы никогда не были в опере, музыку Массне могли слышать. Отдельные фрагменты его произведений завоевали бешеную популярность и живут самостоятельной жизнью.
Один чрезвычайно популярный фрагмент музыки Массне — Медитация или Размышление из оперы «Таис». Эта опера о Таисии Египетской, жившей в египетском монастыре. Здесь также оперная партия столь сложна, что ее могут исполнить только несколько певиц в мире. Именно поэтому она на оперных сценах встречается нечасто. А вот часть музыки из этой оперы живет отдельно и исполняется повсеместно. Мелодия Медитации — одна из самых прекрасных когда-либо сочиненных.
Светлая тональность D dur определяет мягкий, лиричный характер звучания. Неквадратная структура изложения музыкального материала и тональные отклонения вызывают определенную сложность его освоения. Темп Andante religioso, характер звучания кантиленный, контрастная динамика.
В работе над этой пьесой следует уделить особое внимание плавному и певучему исполнению переходов. Каждый переход должен быть тщательно проработан отдельно. При работе над переходами следует обратить внимание на чистоту интонации, ровность и непрерывность звучания мелодии. Важно дослушивать ноты перед переходами, следить за мягкой сменой смычка и правильно распределять смычок.
В работе над пьесой важную роль играет правильное, осмысленное распределение смычка. Нужно обдумать наиболее верное распределение и скорость смычка в связи с динамическим развитием и фразировкой. Распределение смычка имеет большое значение для достижения ровности звучания.
При изучении кантилены стоит очень внимательно относиться к динамическим и темповым обозначениям, и точно их выполнять. Неточное их исполнение, приведет к невыразительной и скучной игре.
Домашнее задание
Следует закрепить дома работу в классе. Добиваться выразительного исполнения произведения. Поработать над переходами, делать упражнения на легато, играть гамму соль мажор теми способами, о которых говорилось выше.
«Пойте на скрипке. Это единственное средство сделать вашу игру выразительной» Л.Ауэр
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке / Л.
Ауэр ;
переводчики И. Гинзбург, М.
Мокульская
. —
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2021.
Либерман М.,
Берлянчик
М. Культура звука скрипача /
М.Либерман
,
м.Берлянчик
. Культура звука скрипача. – Москва, 1985г.
4
.
Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004
Ямпольский А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей /
А.И.Ямпольский
. Сборник. Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики.
Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача / Ю.И. Янкелевич. Педагогическое
наследие.-
Москва, 2-е издание, 1993г.