Работа над культурой речи школьников | Кроленко Ольга Вячеславовна. Работа №345524
Истинная культура (общая и будущая профессиональная) человека немыслима без её важнейшего элемента - культуры речи.Понимание речи - это активная работа, требующая мобилизации многочисленных знаний и сведений, ведь только тогда набор звуков превращается в осмысленное высказывание. Поэтому учитель-словесник должен научить учащихся осознавать то, что обеспечивает полноценное общение, научить задумываться над ролью отдельных языковых средств, над словом. Следовательно, предстоит поставить перед собой сверхзадачу: формирование культуры правильной, чистой, образной речи школьника - и на каждом уроке делать хотя бы полшага к решению этой насущной проблемы.
Слово - бесценный дар, но им нужно уметь пользоваться. С помощью слова мы передаем мысли и чувства, знания, убеждаем, доказываем, наказываем и утешаем. Задача учителя - научить школьников пользоваться словом.
Общение - это серьезный вид человеческой деятельности. Понимание речи - это активная работа, требующая мобилизации многочисленных знаний и сведений, ведь только тогда набор звуков превращается в осмысленное высказывание. Поэтому учитель должен научить учащихся осознавать то, что обеспечивает полноценное общение, научить задумываться над ролью отдельных языковых средств. Формирование культуры правильной, чистой, образной речи школьника – задача педагога.
В школе обучение русскому языку ориентируется на характер языкового материала, представленного в школьных учебниках и учебных пособиях. Предметом изучения является современный русский язык в его высшей форме — нормированный литературный язык, сформированный на народной основе, упорядоченный многолетним употреблением писателями, учеными, публицистами, общественными деятелями. Обучение русскому языку в школе строится на примерах классических образцов русской речи, представленных русской художественной литературой.
Существуют большие различия в том, что считается нормой для письменной, а что для устной речи. Известное противостояние письменной и устной форм реализации языка обнаруживается во всех сферах деятельности, общения. Ориентация школьного курса русского языка в выборе языкового материала только на классическую литературу приводит к тому, что ученики приобщаются к книжной лексике. Это противоречит и целям обучения русскому языку в школе - научить свободному владению речью во всех сферах и ситуациях общения в письменной и устной форме.
Устные формы реализации языка должны учитываться при обучении языку, а в языковом материале должны найти отражение элементы и новой лексики, активно используемой в разных функциональных стилях речи, и школьного жаргона. Их необходимо вводить с известной осторожностью и снабжать научными комментариями.
Все объективно существующие в языке процессы, как негативно, так и позитивно оцениваемые, должны найти отражение в школьном курсе русского языка. Литературные формы особенно актуальны в наши дни. Когда на молодое поколение обрушился шквал нелитературных единиц и форм речи, представляющих резкое отклонение от нормы. То, что дети слышат с экрана телевизора, по радио, то, что читают в газетах, находят в Интернете, порой пагубно влияет на языковое сознание.
Принимая во внимание особенности языковой ситуации, возросшее влияние СМИ на динамику языка и литературной нормы, школа должна предусмотреть специальное изучение молодежного жаргона, разговорных и просторечных слов, чтобы молодое поколение научилось понимать, в каких ситуациях общения те или иные слова неуместны. Учащиеся должны знать, что некорректное использование просторечной или жаргонной лексики может нарушить общение, обидеть или даже оскорбить собеседника, вызвать определенную реакцию со стороны взрослых (замечание, выговор или "проработку", "отчитку"). Подростки, к сожалению, не всегда чувствуют уместность или неуместность того или иного словоупотребления. Вопросы нормы, стиля, динамики языка должны быть научно объяснены им и усвоены ими. Именно поэтому в качестве языкового материала на уроках русского языка учителю следует, наряду с классическими, привлекать тексты современной прозы и поэзии, самый разнообразный словесный материал (в том числе газетные и журнальные статьи, молодежный жаргон). Тогда учащиеся смогут почувствовать и определить грань, которая определяет грамотную речь от неграмотной, правильно оценить стиль и тон современных публикаций и телепередач, материалы которых зачастую рассчитаны на дешевую популярность у определенного круга читателей и слушателей.