Работа над музыкальным произведением в классе скрипки | Валиуллина Айгуль Раисовна. Работа №304000
В данной статье раскрываются особенности работы над музыкальным произведением в классе скрипки, также показаны основные этапы в работе над музыкальным произведением.
Основной задачей любого исполнителя при работе над музыкальным произведением является глубокое проникновение в содержание произведения, а затем как можно правдивее воссоздать его на сцене. Для этого надо изучить и точно воспроизвести авторский текст и придать ему эмоциональную насыщенность. Ученик должен быть готов к творческому пониманию и техническим трудностям произведения.
"Работа над музыкальным произведением в классе скрипки"
Основной задачей любого исполнителя при работе над музыкальным произведением является глубокое проникновение в содержание произведения, а затем как можно правдивее воссоздать его на сцене. Для этого надо изучить и точно воспроизвести авторский текст и придать ему эмоциональную насыщенность. Это, в свою очередь, требует выявления самых важных черт художественного образа, которые должны быть раскрыты без преувеличения и скромной сдержанности, естественно, увлеченно и убедительно.
Создание исполнительского образа подразумевает учет стилистических и жанровых особенностей разучиваемого произведения и возможностей ученика. Ученик должен быть готов к творческому пониманию и техническим трудностям произведения. Все это требует предварительной работы по следующим направлениям:
1. Необходимо научить ученика чувствовать свои руки (эластичность, удобство и свобода). Первым недостатком исполнительской техники является скованность головы и шеи, вторым - скованность подмышечной области, третьим - скованность кисти. Нужно добиваться звукодобывающих пальцев, а также научить ребенка в любой момент проверять состояние своих мышц.
2. Постоянно воспитывать и развивать организованный музыкальный слух ученика, чтобы он слышал и понимал гармонии, модуляции, чувствовал размер, умел читать ноты внутренним слухом и с листа, мог транспонировать и подбирать мелодию, гармонию и т.д.
3. Постоянно воспитывать и развивать на конкретной музыке организованное чувство ритма, которое совершенствуется вместе с ростом исполнительских возможностей ученика. Нужно, чтобы учащийся чувствовал темп, пульс исполняемого произведения, темповые изменения, ритмический колорит и т.д.
4. Научить ученика слушать звуковую линию, понимать все элементы музыкальной формы и сознательно из использовать.
5. Воспитывать в ученике профессиональное отношение к авторскому тексту, бережно относиться к творческому замыслу композитора, не стараться его изменить ради большей оригинальности или демонстрации своих "виртуозных возможностей". Композитор всегда мучительно ищет выражение своих музыкальных мыслей, поэтому не надо искать того, чего нет в его сочинении. Если ученик чувствует характер музыки, он сыграет каждый нюанс правильно, а если не понимает, то надо найти способы, чтобы он понял характер пьесы. Остальное постепенно будет прилагаться.
6. Организовать домашнюю работу так, чтобы ученик не тратил время на второстепенные детали, занимался продуктивно, чередовал занятия с отдыхом, выдерживал бы заданный график работы.
Работа над музыкальным произведением и воплощение творческих замыслов в реальное звучание тесно связаны с состоянием духовных сил учащегося, его интеллектом и уровнем желания достичь определенных творческих результатов. Поэтому одной из главных задач педагога является его собственное "горение" и энтузиазм, его увлеченность искусством и музыкой,его профессионализм и владение психологической и мышечной интроекцией. Только такой педагог может передать свой опыт и владение инструментом без насилия над личностью, сможет зажечь огонь любознательности и самоотверженной работоспособности, которые так необходимы музыканту, особенно в пору его становления.
Основные этапы работы над музыкальным произведением
При первом знакомстве с новым произведением необходимо сообщить ученику сведения о композиторе, познакомить его с особенностями его стиля и основными трудностями работы над данным произведением. Далее начинается углубленное и всестороннее изучение произведения.
Первый этап работы - изучение произведения без инструмента, т.е. пропевание его, возможно с фортепиано. На этом этапе одной из главных задач является активное созерцательное проникновение в эмоциональный и духовный мир разучиваемого произведения. Здесь необходимо схватить главную мысль проиозведения, его характер, настроение и стиль.
Второй этап произведения- начинается изучение произведения с инструментом - это реализация исполнительского замысла:
1. Если душа музыки найдена, к ней подыскивается темп, пьеса просчитывается вслух, также целесообразно продирижировать произведение.
2. На основе анализа формы, гармонического и мелодического анализа устанавливается художественная фразировка.
3. Работа над музыкальным произведением руками ученика. Это работа над деталями: штрихами, переходами, вариантами аппликатуры и т.д. На этом этапе сочинение расчленяется на удобные для разучивания построения и отдельные элементы музыкальной ткани.
Третий этап - запоминание. На этом этапе главным становится собирание отдельных деталей сочинения в едино целое и запоминание этих укрупненных музыкальных блоков. Процесс должен быть целенаправленным и направлен не столько на текст, сколько на предслышание, на мышечные ощущения, на эмоциональное отношение к музыке, на штрихи, пульс, звуковые краски и т.д. На этом этапе надо учиться слушать себя со стороны.
Четвертый этап - автоматизация игровых движений. Если какое- то построение получается само, значит оно выучено. Если случаются сбои и спотыкания, значит требуется доводка.
Пятый этап - выступление на концерте. Первое выступление на эстраде является и первой репетицией на людях. Для того, чтобы сыграть пьесц на ответственном концерте, надо во- первых, создать в предконцертный период условия "как на концерте", т.е. поиграть на большой сцене, и в классе и дома представлять будущую сцену. И, во-вторых, поиграть на менее ответственной аудитории (перед детьми, на родительском собрании, на классном собрании и т.д.) На этот заключительный период приходится работа по воспитанию очень важных сценических качеств: умению себя преподнести, волевые качества, умение себя контролировать, умение "выйти" из допущенной ошибки.