Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа над образом в программных пьесах композиторов романтиков | Козина Евгения Александровна. Работа №343081

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена методике работы над музыкальным образом в программных пьесах композиторов-романтиков, рассматривая основные подходы к раскрытию эмоциональной и художественной сути произведений. Обсуждаются ключевые принципы романтической музыкальной эстетики и их влияние на музыкальное воспитание в детской школе искусств. Предложены стратегии интерпретации и работы с юными исполнителями для формирования глубокого понимания образной структуры пьес, а также важность развития воображения и художественного мышления у учащихся.

Ключевые слова: программные пьесы, музыкальный образ, интерпретация, художественное мышление, эмоциональное восприятие, музыкальное воспитание, композиторы-романтики.

РАБОТА НАД ОБРАЗОМ В ПРОГРАММНЫХ ПЬЕСАХ КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ

 

Козина Евгения Александровна, педагог дополнительного образования

МБУ ДО "Череповецкая районная детская школа искусств"

 

Аннотация. Статья посвящена методике работы над музыкальным образом в программных пьесах композиторов-романтиков, рассматривая основные подходы к раскрытию эмоциональной и художественной сути произведений. Обсуждаются ключевые принципы романтической музыкальной эстетики и их влияние на музыкальное воспитание в детской школе искусств. Предложены стратегии интерпретации и работы с юными исполнителями для формирования глубокого понимания образной структуры пьес, а также важность развития воображения и художественного мышления у учащихся.

Ключевые слова: программные пьесы, музыкальный образ, интерпретация, художественное мышление, эмоциональное восприятие, музыкальное воспитание, композиторы-романтики.

 

Работа над программными пьесами композиторов-романтиков является важным элементом музыкального образования в детской школе искусств. Программность как явление в музыкальной культуре романтизма представляет собой особый подход к музыкальной драматургии, в основе которой лежит идея выражения через звук не просто абстрактной гармонии или формы, а конкретного эмоционального или сюжетного содержания. Это ставит перед педагогом и учеником задачу глубокой интерпретации и понимания музыкального образа, который скрыт за нотным текстом.

Романтизм как художественное направление, возникшее в первой половине XIX века, открыл перед композиторами новые возможности для передачи индивидуальных чувств, настроений, а также обращения к образам природы, мифологии и истории. Для композиторов этого периода характерна тяга к созданию произведений, которые содержат не только музыкальное, но и программное содержание — это могут быть литературные образы, природные картины или философские размышления. Классическими примерами являются пьесы Фридерика Шопена, Роберта Шумана, Франца Листа и других композиторов, чье творчество проникнуто стремлением выразить через музыку глубокие личные переживания и мироощущение.

Процесс работы над музыкальным образом в программных пьесах требует от педагога умения донести до ученика сложную природу взаимодействия музыкального материала и художественной идеи. Первоначальный этап освоения произведения предполагает не только техническую проработку текста, но и осознание тех эмоций и настроений, которые композитор заложил в музыкальную ткань. Педагог должен помочь ученику увидеть за нотами не просто набор звуков, но выразительную картину, которая раскрывается через звуковые образы. Для этого важно обращаться к историко-культурному контексту создания произведения, разбирать его сюжетные и эмоциональные особенности.

Одним из ключевых аспектов работы над программной пьесой является развитие воображения и художественного мышления у юного музыканта. Музыкальное образование, особенно в рамках детской школы искусств, должно воспитывать не только исполнительские навыки, но и умение слышать за нотным текстом образы и идеи, которые композитор стремился передать. Для этого педагог может использовать различные методики, включая сравнение музыкальных фрагментов с литературными произведениями, живописью или природными явлениями, которые могут помочь ученику найти собственные ассоциации и понять смысл музыкального содержания.

Также важно отметить, что в программных пьесах композиторов-романтиков эмоциональная выразительность становится основополагающим элементом музыкальной формы. Часто такие пьесы строятся на контрасте настроений, что требует от исполнителя умения гибко переключаться между различными эмоциональными состояниями, сохраняя при этом целостность интерпретации. Педагогу важно учить детей ощущать и передавать эти эмоциональные изменения, не утрачивая связи между разными частями произведения.

Кроме того, необходимо учитывать специфические особенности каждого композитора-романтика, чьи программные пьесы могут иметь различные подходы к интерпретации музыкального материала. Так, для Шопена характерна утонченная лиричность, в которой важную роль играет тонкая работа с агогикой и нюансировкой динамики. В произведениях Листа акцент сделан на виртуозности и масштабности, что требует от исполнителя большой эмоциональной отдачи и технической уверенности. Шуман, с другой стороны, стремится к созданию сложных психологических образов, часто выражая через музыкальные фразы многоуровневые эмоциональные состояния. Задача педагога состоит в том, чтобы разъяснить ученику характерные особенности стиля каждого композитора и научить их использовать соответствующие исполнительские приемы для достижения художественной выразительности.

Роль педагога также заключается в создании атмосферы, в которой ученик может свободно экспериментировать с интерпретацией, пробуя различные варианты звучания и понимания произведения. Важно не навязывать ученику жестких рамок исполнения, а поощрять его к самостоятельному поиску художественного решения, что будет способствовать развитию его индивидуальности как музыканта. Программные пьесы композиторов-романтиков предоставляют для этого широкий простор благодаря своей эмоциональной и смысловой многогранности.

Работа над музыкальным образом требует от ученика не только исполнительского мастерства, но и осознания значения каждого звукового элемента в создании целостной художественной картины. В процессе обучения педагог должен обращать внимание на такие аспекты, как интонация, динамика, артикуляция и темп, которые становятся основными инструментами для выражения эмоциональных состояний. Правильная работа над этими элементами позволяет добиться наиболее точного и глубокого раскрытия образа, заложенного композитором в произведение.

Еще одним важным аспектом работы с программными пьесами является воспитание у учащихся чувства музыкального времени и пространства. Музыка композиторов-романтиков часто носит эпический или повествовательный характер, где время и пространство являются важными составляющими драматургии произведения. Педагог должен научить ребенка чувствовать ритм произведения не только с технической стороны, но и как элемент художественной выразительности, помогающий раскрыть замысел композитора.

В заключение следует отметить, что работа над образом в программных пьесах композиторов-романтиков играет ключевую роль в музыкальном воспитании учащихся детской школы искусств. Этот процесс способствует не только развитию технических навыков и музыкального слуха, но и формированию у ребенка глубокого эмоционального восприятия музыки, умения находить и выражать через музыку свои собственные чувства и мысли. Важность педагогического сопровождения на этом этапе трудно переоценить, так как именно от умения педагога донести до ученика суть музыкального образа зависит успех в интерпретации произведений и развитие музыкального мышления у юного исполнителя.

 

Список литературы

 

1. Миронов Б.Б. Основные аспекты развития исполнительских навыков в работе над музыкальным произведением / Б.Б. Миронов // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 994-996.

 

2. Таймасова А.Д. Художественный образ музыкального произведения и технические средства его воплощения / А.Д. Таймасова // Молодой ученый. — 2016. — № 5.3 (109.3). — С. 46-48.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×